- 2040 Просмотров
- Обсудить
ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОАНАЛИЗ | ПСИХОЛОГИЯ | ПСИХИКА | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
МИФ | МИФОЛОГИЯ | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ | ФИЛОСОФ | ПСИХОЛОГ | ПОЭТ | ПИСАТЕЛЬ | ЮНГ | ФРОММ
ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ
РИТОРИКА | КРАСНОРЕЧИЕ | РИТОРИЧЕСКИЙ | ОРАТОР | ОРАТОРСКИЙ | СЛЕНГ | ФЕНЯ | ЖАРГОН | АРГО | РЕЧЬ ( 1 )
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ | DICTIONARY LEXICON | LITERATURE | ПОНЯТИЕ (1) (10) (6) (2) (7) (5) (9) (3) (4) (8)
ГНОСЕОЛОГИЯ ( 1 ) ( 2 ) ( 3 ) ( 4 ) / ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ
ГРУППА / ГРУППОВОЕ / КОЛЛЕКТИВ / КОЛЛЕКТИВНОЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ
ФРИДРИХ НИЦШЕ ВОЛЯ К ВЛАСТИ ОПЫТ ПЕРЕОЦЕНКИ ВСЕХ ЦЕННОСТЕЙ
ФИЛОСОФИЯ | (1) (2) (3) (7) (10) (5) (8) (6) (9) (4) | ФИЛОСОФИЯ
ФИЛОСОФИЯ
37. СОЗНАНИЕ, САМОСОЗНАНИЕ И РЕФЛЕКСИЯ
Сознание — это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека, в целенаправленном и обобщенном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов. Сознание мгновенно связывает между собой то, что человек услышал, увидел, и то, что он почувствовал, подумал, пережил.
Ядро сознания:
— ощущения;
— восприятия;
— представления;
— понятия;
— мышление.
Компоненты структуры сознания — чувства и эмоции.
Сознание выступает как результат познания, а способом его существования является знание. Знание — это проверенный практикой результат познания действительности, ее правильное отражение в мышлении человека.
Сознательность — нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на оценке и сознании себя, своих возможностей, намерений и целей.
Самосознание — это осознание человеком своих действий, мыслей, чувств, интересов, мотивов поведения, своего положения в обществе.
Согласно Канту, самосознание согласуется с осознанием внешнего мира: «сознание моего собственного наличного бытия есть одновременно непосредственное осознание бытия других вещей, находящихся вне меня».
Человек осознает себя:
— через созданную им материальную и духовную культуру;
— ощущения своего собственного тела, движений, действий;
— общение и взаимодействие с другими людьми. Формирование самосознания заключается:
— в непосредственном общении людей друг с другом;
— в их оценочных отношениях;
— в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку;
— в осознании самих правил взаимоотношений. Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную им духовную и материальную культуру.
Познавая себя, человек никогда не остается таким же, каким он был прежде. Самосознание появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои слова, поступки и мысли с позиции определенных социальных норм. Жизнь своими строгими уроками научила человека осуществлять саморегулирование и самоконтроль. Регулируя свои действия и предусматривая их результаты, самосознающий человек берет на себя полную ответственность за них.
Самосознание тесно связано с феноменом рефлексии, как бы расширяя его смысловое поле.
Рефлексия — размышление человека о самом себе, когда он вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни.
Во время рефлексии человек осознает:
— что происходит в его душе;
— что происходит в его внутреннем духовном мире. Рефлексия принадлежит природе человека, его социальной наполненности через механизмы коммуникации: рефлексия не может зародиться в недрах обособленной личности, вне коммуникации, вне приобщения к сокровищам цивилизации и культуры человечества.
Уровни рефлексии могут быть весьма разнообразными — от обычного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своей жизни, ее нравственным содержанием. Осмысливая собственные духовные процессы, человек нередко критически оценивает негативные стороны своего духовного мира.
38. СОЗНАНИЕ, ЯЗЫК, ОБЩЕНИЕ
Сознание — это функция мозга, свойственная только людям и связанная с речью, эта функция заключается в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека, в целенаправленном и обобщенном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов.
Язык — наиболее дифференцированное и объемлющее средство выражения, которым обладает человек, и одновременно высшая форма проявления как субъективного, так и объективного духа.
Язык и сознание происходят из глубокой древности.
Две основных функции языка:
— служить средством общения;
— служить орудием мышления.
Речь — это процесс общения (обмена мыслями, чувствами, пожеланиями и т. п.), осуществляющийся с помощью языка.
Язык — это система значимых и содержательных форм, он работает как механизм социальной наследственности.
Процесс общения складывается из двух связанных между собой процессов: выражения мыслей (и всего богатства духовного мира человека) говорящим или пишущим; восприятия, понимания этих мыслей, чувств слушающим или читающим.
Мышление и язык тесно связаны, это приводит к тому, что свое адекватное (или наиболее приближенное к такому) выражение мысль получает именно в языке.
Обращаясь к другим людям, говорящий: сообщает им свои мысли и чувства; побуждает их к тем или иным поступкам; убеждает их в чем-либо; приказывает; советует; отговаривает их от каких-нибудьдействий и т. д.
Сознание и язык являются единым целым: в своем существовании они предполагают друг друга, как внутреннее, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму.
Язык — это непосредственная деятельность сознания. С помощью языка сознание выявляется, формируется.
С помощью языка происходит переход от восприятия и представлений к понятиям; протекает процесс оперирования понятиями.
Сознание является отражением действительности, а язык — ее обозначением и выражением в мысли.
Но не все выразимо с помощью языка, человеческая душа настолько загадочна, что для ее выражения порой нужна поэзия, музыка или весь арсенал символических средств.
Человек принимает информацию не только с помощью обычного языка, но и посредством разнообразных знаковых форм.
Знак — это материальный предмет, процесс, действие, которые выполняют в процессе общения роль представителя чего-то другого и используются для приобретения, хранения, преобразования и передачи информации.
Знаковые системы — это материальная форма, в которой осуществляются сознание, мышление; реализуются информационные процессы в обществе; реализуются информационные процессы в технике.
В них входит вся сфера психики и сознания: понятийные компоненты; чувственные компоненты; эмоциональные компоненты; волевые побуждения.
Среди неязыковых знаков выделяются:
— знаки-копии (фотографии, отпечатки пальцев, отпечатки ископаемых животных и т. п.);
— знаки-признаки (озноб — симптом болезни, туча — предвестник приближения дождя и т. п.);
— знаки-сигналы (звонок, аплодисменты и т. п.);
— знаки-символы (двуглавый орел символизирует российскую государственность).
39. ПРОБЛЕМАТИКА СОЗНАНИЯ У А. ШОПЕНГАУЭРА, Ф. НИЦШЕ, К. МАРКСА, А. БЕРГСОНА, У. ДЖЕЙМСА
Артур Шопенгауэр (1788–1860). Артур Шопенгауэр был не согласен с понятием разума как области осознанной ментальной деятельности человеческого сознания, введя в него бессознательно-иррациональные моменты.
Основной факт сознания Шопенгауэр видел в представлении.
Интуиция — это первый и самый важный вид знания. Весь мир рефлексии строится на интуиции.
Согласно Шопенгауэру, истинно совершенным познанием может быть только созерцание, свободное от любого отношения к практике и к интересам воли. Научное мышление всегда сознательно, потому что отдает себе отчет в своих принципах и действиях, а деятельность художника, напротив, бессознательна, иррациональна: она не способна уяснить себе собственную сущность.
Фридрих Ницше (1844–1900). Форма изложения философских идей у Фридриха Ницше — это афоризмы, мифы, проповеди, полемика, декларации.
По мнению Ницше, в сознании соединяются:
— античная установка на ценность предметного мира, направленность внимания на него;
— личностный навык работы сознания с самим собой. Ницше стремился создать основы новой морали «сверхчеловека» взамен христианской, найти новый путь религиозного сознания. Мир, по мнению Ницше:
— это жизнь, которая не тождественна органическим процессам: ее признак — становление;
— это воля к власти.
Карл Маркс (1818–1883). Карл Маркс был родоначальником идеи вторичности сознания, его обусловленности, детерминированности внешними для него факторами и прежде всего — экономическими.
По мнению Маркса, не сознание определяет бытие и мир явлений, а наоборот: бытие определяет сознание, сознание — это осознанное бытие.
Карл Маркс утверждал, что человек, его сознание и вся его духовная жизнь определяются безблагодатными общественно-экономическими отношениями.
Маркс предложил анализировать сознание и его содержание через изучение предметно-практических форм человеческой деятельности, т. е. анализировать сознание, вплетенное в бытие людей.
Анри Бергсон (1859–1941). Анри Бергсон — один из ярчайших представителей философии жизни.
Важнейшим философским произведением Бергсона является «Опыт о непосредственных данных сознания», в котором он вводит понятие «чистой длительности» — сути сознания и бытия.
Бергсон в своей философии обращался к жизни нашего сознания: ведь она дана нам непосредственно в нашем самосознании, которое показывает, что тончайшая ткань психической жизни есть длительность, т. е. непрерывная изменчивость состояний.
Учение Бергсона о природе сознания и условиях возможности открытого общества в свое время было охарактеризовано как революция в философии.
Уильям Джеймс (1842–1910). Уильям Джеймс — североамериканский философ, по его мнению, сознание расчленено и имеет целесообразную структуру.
Одна из наиболее известных работ Джеймса — «Существует ли сознание», в ней философ отрицает существование сознания как особой сущности, относящейся к чему-либо.
По его мнению, личность (некий волевой центр), а не сознание, относится к потоку ощущений и переживаний, являющихся нам последней реальностью, данной нам в опыте.
40. ПСИХОАНАЛИЗ З. ФРЕЙДА И НЕОФРЕЙДИЗМ, СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
Зигмунд Фрейд — австрийский психолог, невропатолог, психиатр, он исследовал явления бессознательного, их природу, формы и способы проявления.
Основные работы Фрейда, которые содержат философские идеи и концепции: «Массовая психология и анализ человеческого "Я"»; «По ту сторону принципа удовольствия»; «"Я" и „Оно"»; «Психология бессознательного»; «Неудовлетворенность в культуре»; «Цивилизация и анализ человеческого "Я"» и др.
Фрейд выдвинул гипотезу о роли бессознательного и возможности его познания через толкование сновидений.
Фрейд предполагал, что психическая деятельность бессознательного подчиняется принципу удовольствия, а психическая деятельность подсознательного — принципу реальности.
Главной в философии Зигмунда Фрейда была идея о том, что поведением людей управляют иррациональные психические силы, а не законы общественного развития, что интеллект — это аппарат маскировки этих сил, а не средство активного отражения реальности, все более углубленного его осмысления.
Важнейшим, по мнению Фрейда, двигателем психической жизни человека является «либидо» (половое влечение), которое определяет противоречия человека и социальной среды, человека и культуры, человека и цивилизации.
В своем психоанализе Фрейд рассмотрел:
— формирование религиозных культов и обрядов;
— появление искусства и общественных институтов;
— возникновение науки;
— саморазвитие человечества.
Фрейд утверждал, что основная часть психики человека бессознательна, что человек находится в постоянном стремлении к удовлетворению своих влечений, желаний, а общество составляет враждебное окружение, которое стремится ограничить или полностью лишить человека удовлетворения его страстей.
По мнению Фрейда, личность разделена на Оно; Я (Эго); Сверх-Я (Супер-эго).
Оно — это сфера бессознательного, подчиненная лишь принципу наслаждения, она не имеет сомнений, противоречий и отрицаний.
Любые инстинкты и связанные с ними влечения Фрейд разделяет на две противоположные группы:
— влечения Эго (инстинкты смерти, агрессии, разрушения);
— половые инстинкты (инстинкты жизни).
Фрейд предлагает рассматривать сознание личности как систему внешних запретов и правил (Супер-эго), а истинное содержание индивидуального (Эго) как нечто «надсознательное» (Оно), которое содержит импульсивные влечения и страсти.
Согласно философии Фрейда, сознание создает различного рода нормы, законы, заповеди, правила, подавляющие подсознательную сферу, являясь для нее цензурой духа.
Подсознательная сфера проявляет себя в областях:
— анормальных (сновидения, случайные оговорки, описки, забывания и др.);
— ненормальных (неврозы, психозы и др.). Неофрейдизм — направление в современной философии и психологии, соединившее психоанализ Зигмунда Фрейда с американскими социологическими теориями. Основные представители неофрейдизма:
— Карен Хорни;
— Гарри Салливен;
— Эрих Фром и др.
Основной идеей неофрейдистов стали межличностные отношения. Их главным вопросом был вопрос о том, как человеку жить и что делать.
Общество признается враждебным коренным тенденциям развития личности и трансформации ее жизненных ценностей и идеалов.
41. ЕВРОПЕЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ COGITO
Истина в традиции сogito выступает как свойство знания, предстает в парадигме субъект-объектных реляций.
Уточнение истины в традиции сogito осуществляется соответствием: слова субъекта должны соответствовать его суждению; суждения субъекта должны соответствовать действительности.
Параметры истины Объективность. Объективная истина — это независимое от общества в целом и человека в частности познавательное содержание.
Истина — свойство человеческого знания, поэтому она по своей форме субъективна. Истина не зависит от произвола сознания, определена отображающимся в нем материальным мире, поэтому по содержанию она объективна.
Абсолютность. Абсолютность истины — это ее полнота, безусловность, присущность ей независимого от субъекта познавательного содержания, сохраняющегося и воспроизводящегося в ходе прогресса знания.
От абсолютной истины следует отличать вечную истину, которая обозначает неизменность истины, ее справедливость для всех времен и условий. Преувеличивая элемент абсолютного в истине, теистические и догматические системы философии, разворачивающие учение о вечной истине, игнорируют такие параметры истины, как: относительность; конкретность; процессуальность; историчность.
Относительность. Относительность истины — это ее неполнота, условность, незавершенность, приблизительность, вхождение в нее лишь субъективно значимых компонентов, устраняющихся из знания перманентно как не совместимые с природой вещи.
Процессуальность. Истина является динамическим качеством познания, которое возникает как суверенный итог отдельных несуверенных познавательных актов, предпринимаемых человечеством в заданных условиях.
Конкретность. Конкретность истины является синтетическим, интегральным параметром, он вытекает из абсолютности, относительности, процессуальности истины. Истина всегда конкретна, потому что получена субъектом в некоторой наличной обстановке, которая характеризуется единством места, времени, действия.
Конкретность истины является ее определенностью — независимо от степени строгости и точности истина имеет предел положительной применимости, где понятие последнего задается областью фактической выполнимости теории.
Основные пункты конкретности истины:
— истина исторична — реализуется в некоторой ситуации, характеризуемой единством места, времени, действия;
— истина динамична — абсолютное дано относительно и через относительное, оно имеет свои границы и исключения;
— истина качественна — есть интервал выполнимости, за пределы которого экстраполяция истины недопустима.
Хотя базой для науки является истина, наука содержит массу неистинного:
— теории, содержащие противоречия;
— недоказанные теоремы;
— неразрешенные проблемы;
— гипотетические объекты с неясным познавательным статусом;
— парадоксы;
— противоречивые объекты;
— неразрешимые положения;
— необоснованные предположения;
— порождающие антиномии представления и рассуждения и др.
Наука не может пропускать гипотетические, маловероятные знания вследствие того, что: полностью не доказана его противоречивость; имеются надежды на его скорое обоснование; критическое испытание гипотетического знания провоцирует производство нового знания и др.
42. ОТКАЗ ОТ ПРОБЛЕМАТИКИ СОЗНАНИЯ
Первыми, кто сделал шаг к отказу от проблематики сознания, были:
— Джон Дьюи (1859–1952);
— Мартин Хайдеггер (1889–1976);
— Людвиг Витгенштейн (1889–1951).
Джон Дьюи — американский философ, один из ярчайших представителей неопрагматизма.
Прагматизм — направление в философии, которое ведет свое начало от американского философа Пирса, оно видит наиболее яркое выражение человеческой сущности в действии и ценность или отсутствие ценности мышления ставит в зависимость от того, является ли оно действием, служит ли оно действию, жизненной практике.
Основным понятием философии этого мыслителя был опыт, под которым имелись в виду все формы проявления человеческой жизни. По мнению Дьюи, философия появилась не из удивления, как полагали еще в древности, а из социальных напряжений и стрессов. Поэтому главной задачей философии является такая организация жизненного опыта, прежде всего уклада социального бытия, которая способствовала бы улучшению образа жизни людей, их бытия в мире.
Главная идея Дьюи, определяющая суть его философии, — инструментализм.
Инструментализм — направление в философии, согласно которому ум и интеллект точно так же являются средством (инструментом) приспособления к изменяющимся условиям, как части тела и зубы.
По мнению этого мыслителя, истинны те идеи, концепции и теории, которые являются результативно-выгодными, успешно работают в жизненно важных обстоятельствах, ведут к достижению прагматических целей.
Мартин Хайдеггер — немецкий философ, сторонник экзистенциализма.
Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia — существование) — «философия существования», одно из самых модных философских течений в середине XX в., которое представляло собой самое непосредственное выражение того времени, затерянности, безысходности.
По мнению представителей экзистенциализма, задачей философии является занятие не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Люди помимо своей воли заброшены в этот мир, в свою судьбу и живут в чужом для себя мире. Их бытие окружено со всех сторон какими-то непонятными знаками, символами. Основные вопросы, поставленные Хайдеггером:
— Для чего живет человек?
— В чем смысл его жизни?
— Каково место человека в мире?
— Каков выбор им своего жизненного пути? Людвиг Витгенштейн — австрийский мыслитель, логик и математик. Людвиг Витгенштейн:
— развивал идеи лингвистической философии;
— разрабатывал проблемы математической логики;
— анализировал язык математики как наиболее совершенный язык научного знания.
Он предлагал свести все научное знание к логике и математике, тем самым абсолютизируя значимость формальных преобразований, якобы могущих выразить содержательные утверждения о мире.
Главное произведение позднего периода Витгенштейна — «Философские исследования», в которых он трактует философию как активность, направленную на прояснение языковых выражений. Задача же философии сугубо «терапевтическая» — устранение путем анализа естественного языка не только философских, но и иных обобщений, которые оцениваются им как своего рода заболевания.
Сознание — это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека, в целенаправленном и обобщенном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов. Сознание мгновенно связывает между собой то, что человек услышал, увидел, и то, что он почувствовал, подумал, пережил.
Ядро сознания:
— ощущения;
— восприятия;
— представления;
— понятия;
— мышление.
Компоненты структуры сознания — чувства и эмоции.
Сознание выступает как результат познания, а способом его существования является знание. Знание — это проверенный практикой результат познания действительности, ее правильное отражение в мышлении человека.
Сознательность — нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на оценке и сознании себя, своих возможностей, намерений и целей.
Самосознание — это осознание человеком своих действий, мыслей, чувств, интересов, мотивов поведения, своего положения в обществе.
Согласно Канту, самосознание согласуется с осознанием внешнего мира: «сознание моего собственного наличного бытия есть одновременно непосредственное осознание бытия других вещей, находящихся вне меня».
Человек осознает себя:
— через созданную им материальную и духовную культуру;
— ощущения своего собственного тела, движений, действий;
— общение и взаимодействие с другими людьми. Формирование самосознания заключается:
— в непосредственном общении людей друг с другом;
— в их оценочных отношениях;
— в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку;
— в осознании самих правил взаимоотношений. Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную им духовную и материальную культуру.
Познавая себя, человек никогда не остается таким же, каким он был прежде. Самосознание появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои слова, поступки и мысли с позиции определенных социальных норм. Жизнь своими строгими уроками научила человека осуществлять саморегулирование и самоконтроль. Регулируя свои действия и предусматривая их результаты, самосознающий человек берет на себя полную ответственность за них.
Самосознание тесно связано с феноменом рефлексии, как бы расширяя его смысловое поле.
Рефлексия — размышление человека о самом себе, когда он вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни.
Во время рефлексии человек осознает:
— что происходит в его душе;
— что происходит в его внутреннем духовном мире. Рефлексия принадлежит природе человека, его социальной наполненности через механизмы коммуникации: рефлексия не может зародиться в недрах обособленной личности, вне коммуникации, вне приобщения к сокровищам цивилизации и культуры человечества.
Уровни рефлексии могут быть весьма разнообразными — от обычного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своей жизни, ее нравственным содержанием. Осмысливая собственные духовные процессы, человек нередко критически оценивает негативные стороны своего духовного мира.
38. СОЗНАНИЕ, ЯЗЫК, ОБЩЕНИЕ
Сознание — это функция мозга, свойственная только людям и связанная с речью, эта функция заключается в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека, в целенаправленном и обобщенном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов.
Язык — наиболее дифференцированное и объемлющее средство выражения, которым обладает человек, и одновременно высшая форма проявления как субъективного, так и объективного духа.
Язык и сознание происходят из глубокой древности.
Две основных функции языка:
— служить средством общения;
— служить орудием мышления.
Речь — это процесс общения (обмена мыслями, чувствами, пожеланиями и т. п.), осуществляющийся с помощью языка.
Язык — это система значимых и содержательных форм, он работает как механизм социальной наследственности.
Процесс общения складывается из двух связанных между собой процессов: выражения мыслей (и всего богатства духовного мира человека) говорящим или пишущим; восприятия, понимания этих мыслей, чувств слушающим или читающим.
Мышление и язык тесно связаны, это приводит к тому, что свое адекватное (или наиболее приближенное к такому) выражение мысль получает именно в языке.
Обращаясь к другим людям, говорящий: сообщает им свои мысли и чувства; побуждает их к тем или иным поступкам; убеждает их в чем-либо; приказывает; советует; отговаривает их от каких-нибудьдействий и т. д.
Сознание и язык являются единым целым: в своем существовании они предполагают друг друга, как внутреннее, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму.
Язык — это непосредственная деятельность сознания. С помощью языка сознание выявляется, формируется.
С помощью языка происходит переход от восприятия и представлений к понятиям; протекает процесс оперирования понятиями.
Сознание является отражением действительности, а язык — ее обозначением и выражением в мысли.
Но не все выразимо с помощью языка, человеческая душа настолько загадочна, что для ее выражения порой нужна поэзия, музыка или весь арсенал символических средств.
Человек принимает информацию не только с помощью обычного языка, но и посредством разнообразных знаковых форм.
Знак — это материальный предмет, процесс, действие, которые выполняют в процессе общения роль представителя чего-то другого и используются для приобретения, хранения, преобразования и передачи информации.
Знаковые системы — это материальная форма, в которой осуществляются сознание, мышление; реализуются информационные процессы в обществе; реализуются информационные процессы в технике.
В них входит вся сфера психики и сознания: понятийные компоненты; чувственные компоненты; эмоциональные компоненты; волевые побуждения.
Среди неязыковых знаков выделяются:
— знаки-копии (фотографии, отпечатки пальцев, отпечатки ископаемых животных и т. п.);
— знаки-признаки (озноб — симптом болезни, туча — предвестник приближения дождя и т. п.);
— знаки-сигналы (звонок, аплодисменты и т. п.);
— знаки-символы (двуглавый орел символизирует российскую государственность).
39. ПРОБЛЕМАТИКА СОЗНАНИЯ У А. ШОПЕНГАУЭРА, Ф. НИЦШЕ, К. МАРКСА, А. БЕРГСОНА, У. ДЖЕЙМСА
Артур Шопенгауэр (1788–1860). Артур Шопенгауэр был не согласен с понятием разума как области осознанной ментальной деятельности человеческого сознания, введя в него бессознательно-иррациональные моменты.
Основной факт сознания Шопенгауэр видел в представлении.
Интуиция — это первый и самый важный вид знания. Весь мир рефлексии строится на интуиции.
Согласно Шопенгауэру, истинно совершенным познанием может быть только созерцание, свободное от любого отношения к практике и к интересам воли. Научное мышление всегда сознательно, потому что отдает себе отчет в своих принципах и действиях, а деятельность художника, напротив, бессознательна, иррациональна: она не способна уяснить себе собственную сущность.
Фридрих Ницше (1844–1900). Форма изложения философских идей у Фридриха Ницше — это афоризмы, мифы, проповеди, полемика, декларации.
По мнению Ницше, в сознании соединяются:
— античная установка на ценность предметного мира, направленность внимания на него;
— личностный навык работы сознания с самим собой. Ницше стремился создать основы новой морали «сверхчеловека» взамен христианской, найти новый путь религиозного сознания. Мир, по мнению Ницше:
— это жизнь, которая не тождественна органическим процессам: ее признак — становление;
— это воля к власти.
Карл Маркс (1818–1883). Карл Маркс был родоначальником идеи вторичности сознания, его обусловленности, детерминированности внешними для него факторами и прежде всего — экономическими.
По мнению Маркса, не сознание определяет бытие и мир явлений, а наоборот: бытие определяет сознание, сознание — это осознанное бытие.
Карл Маркс утверждал, что человек, его сознание и вся его духовная жизнь определяются безблагодатными общественно-экономическими отношениями.
Маркс предложил анализировать сознание и его содержание через изучение предметно-практических форм человеческой деятельности, т. е. анализировать сознание, вплетенное в бытие людей.
Анри Бергсон (1859–1941). Анри Бергсон — один из ярчайших представителей философии жизни.
Важнейшим философским произведением Бергсона является «Опыт о непосредственных данных сознания», в котором он вводит понятие «чистой длительности» — сути сознания и бытия.
Бергсон в своей философии обращался к жизни нашего сознания: ведь она дана нам непосредственно в нашем самосознании, которое показывает, что тончайшая ткань психической жизни есть длительность, т. е. непрерывная изменчивость состояний.
Учение Бергсона о природе сознания и условиях возможности открытого общества в свое время было охарактеризовано как революция в философии.
Уильям Джеймс (1842–1910). Уильям Джеймс — североамериканский философ, по его мнению, сознание расчленено и имеет целесообразную структуру.
Одна из наиболее известных работ Джеймса — «Существует ли сознание», в ней философ отрицает существование сознания как особой сущности, относящейся к чему-либо.
По его мнению, личность (некий волевой центр), а не сознание, относится к потоку ощущений и переживаний, являющихся нам последней реальностью, данной нам в опыте.
40. ПСИХОАНАЛИЗ З. ФРЕЙДА И НЕОФРЕЙДИЗМ, СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
Зигмунд Фрейд — австрийский психолог, невропатолог, психиатр, он исследовал явления бессознательного, их природу, формы и способы проявления.
Основные работы Фрейда, которые содержат философские идеи и концепции: «Массовая психология и анализ человеческого "Я"»; «По ту сторону принципа удовольствия»; «"Я" и „Оно"»; «Психология бессознательного»; «Неудовлетворенность в культуре»; «Цивилизация и анализ человеческого "Я"» и др.
Фрейд выдвинул гипотезу о роли бессознательного и возможности его познания через толкование сновидений.
Фрейд предполагал, что психическая деятельность бессознательного подчиняется принципу удовольствия, а психическая деятельность подсознательного — принципу реальности.
Главной в философии Зигмунда Фрейда была идея о том, что поведением людей управляют иррациональные психические силы, а не законы общественного развития, что интеллект — это аппарат маскировки этих сил, а не средство активного отражения реальности, все более углубленного его осмысления.
Важнейшим, по мнению Фрейда, двигателем психической жизни человека является «либидо» (половое влечение), которое определяет противоречия человека и социальной среды, человека и культуры, человека и цивилизации.
В своем психоанализе Фрейд рассмотрел:
— формирование религиозных культов и обрядов;
— появление искусства и общественных институтов;
— возникновение науки;
— саморазвитие человечества.
Фрейд утверждал, что основная часть психики человека бессознательна, что человек находится в постоянном стремлении к удовлетворению своих влечений, желаний, а общество составляет враждебное окружение, которое стремится ограничить или полностью лишить человека удовлетворения его страстей.
По мнению Фрейда, личность разделена на Оно; Я (Эго); Сверх-Я (Супер-эго).
Оно — это сфера бессознательного, подчиненная лишь принципу наслаждения, она не имеет сомнений, противоречий и отрицаний.
Любые инстинкты и связанные с ними влечения Фрейд разделяет на две противоположные группы:
— влечения Эго (инстинкты смерти, агрессии, разрушения);
— половые инстинкты (инстинкты жизни).
Фрейд предлагает рассматривать сознание личности как систему внешних запретов и правил (Супер-эго), а истинное содержание индивидуального (Эго) как нечто «надсознательное» (Оно), которое содержит импульсивные влечения и страсти.
Согласно философии Фрейда, сознание создает различного рода нормы, законы, заповеди, правила, подавляющие подсознательную сферу, являясь для нее цензурой духа.
Подсознательная сфера проявляет себя в областях:
— анормальных (сновидения, случайные оговорки, описки, забывания и др.);
— ненормальных (неврозы, психозы и др.). Неофрейдизм — направление в современной философии и психологии, соединившее психоанализ Зигмунда Фрейда с американскими социологическими теориями. Основные представители неофрейдизма:
— Карен Хорни;
— Гарри Салливен;
— Эрих Фром и др.
Основной идеей неофрейдистов стали межличностные отношения. Их главным вопросом был вопрос о том, как человеку жить и что делать.
Общество признается враждебным коренным тенденциям развития личности и трансформации ее жизненных ценностей и идеалов.
41. ЕВРОПЕЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ COGITO
Истина в традиции сogito выступает как свойство знания, предстает в парадигме субъект-объектных реляций.
Уточнение истины в традиции сogito осуществляется соответствием: слова субъекта должны соответствовать его суждению; суждения субъекта должны соответствовать действительности.
Параметры истины Объективность. Объективная истина — это независимое от общества в целом и человека в частности познавательное содержание.
Истина — свойство человеческого знания, поэтому она по своей форме субъективна. Истина не зависит от произвола сознания, определена отображающимся в нем материальным мире, поэтому по содержанию она объективна.
Абсолютность. Абсолютность истины — это ее полнота, безусловность, присущность ей независимого от субъекта познавательного содержания, сохраняющегося и воспроизводящегося в ходе прогресса знания.
От абсолютной истины следует отличать вечную истину, которая обозначает неизменность истины, ее справедливость для всех времен и условий. Преувеличивая элемент абсолютного в истине, теистические и догматические системы философии, разворачивающие учение о вечной истине, игнорируют такие параметры истины, как: относительность; конкретность; процессуальность; историчность.
Относительность. Относительность истины — это ее неполнота, условность, незавершенность, приблизительность, вхождение в нее лишь субъективно значимых компонентов, устраняющихся из знания перманентно как не совместимые с природой вещи.
Процессуальность. Истина является динамическим качеством познания, которое возникает как суверенный итог отдельных несуверенных познавательных актов, предпринимаемых человечеством в заданных условиях.
Конкретность. Конкретность истины является синтетическим, интегральным параметром, он вытекает из абсолютности, относительности, процессуальности истины. Истина всегда конкретна, потому что получена субъектом в некоторой наличной обстановке, которая характеризуется единством места, времени, действия.
Конкретность истины является ее определенностью — независимо от степени строгости и точности истина имеет предел положительной применимости, где понятие последнего задается областью фактической выполнимости теории.
Основные пункты конкретности истины:
— истина исторична — реализуется в некоторой ситуации, характеризуемой единством места, времени, действия;
— истина динамична — абсолютное дано относительно и через относительное, оно имеет свои границы и исключения;
— истина качественна — есть интервал выполнимости, за пределы которого экстраполяция истины недопустима.
Хотя базой для науки является истина, наука содержит массу неистинного:
— теории, содержащие противоречия;
— недоказанные теоремы;
— неразрешенные проблемы;
— гипотетические объекты с неясным познавательным статусом;
— парадоксы;
— противоречивые объекты;
— неразрешимые положения;
— необоснованные предположения;
— порождающие антиномии представления и рассуждения и др.
Наука не может пропускать гипотетические, маловероятные знания вследствие того, что: полностью не доказана его противоречивость; имеются надежды на его скорое обоснование; критическое испытание гипотетического знания провоцирует производство нового знания и др.
42. ОТКАЗ ОТ ПРОБЛЕМАТИКИ СОЗНАНИЯ
Первыми, кто сделал шаг к отказу от проблематики сознания, были:
— Джон Дьюи (1859–1952);
— Мартин Хайдеггер (1889–1976);
— Людвиг Витгенштейн (1889–1951).
Джон Дьюи — американский философ, один из ярчайших представителей неопрагматизма.
Прагматизм — направление в философии, которое ведет свое начало от американского философа Пирса, оно видит наиболее яркое выражение человеческой сущности в действии и ценность или отсутствие ценности мышления ставит в зависимость от того, является ли оно действием, служит ли оно действию, жизненной практике.
Основным понятием философии этого мыслителя был опыт, под которым имелись в виду все формы проявления человеческой жизни. По мнению Дьюи, философия появилась не из удивления, как полагали еще в древности, а из социальных напряжений и стрессов. Поэтому главной задачей философии является такая организация жизненного опыта, прежде всего уклада социального бытия, которая способствовала бы улучшению образа жизни людей, их бытия в мире.
Главная идея Дьюи, определяющая суть его философии, — инструментализм.
Инструментализм — направление в философии, согласно которому ум и интеллект точно так же являются средством (инструментом) приспособления к изменяющимся условиям, как части тела и зубы.
По мнению этого мыслителя, истинны те идеи, концепции и теории, которые являются результативно-выгодными, успешно работают в жизненно важных обстоятельствах, ведут к достижению прагматических целей.
Мартин Хайдеггер — немецкий философ, сторонник экзистенциализма.
Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia — существование) — «философия существования», одно из самых модных философских течений в середине XX в., которое представляло собой самое непосредственное выражение того времени, затерянности, безысходности.
По мнению представителей экзистенциализма, задачей философии является занятие не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Люди помимо своей воли заброшены в этот мир, в свою судьбу и живут в чужом для себя мире. Их бытие окружено со всех сторон какими-то непонятными знаками, символами. Основные вопросы, поставленные Хайдеггером:
— Для чего живет человек?
— В чем смысл его жизни?
— Каково место человека в мире?
— Каков выбор им своего жизненного пути? Людвиг Витгенштейн — австрийский мыслитель, логик и математик. Людвиг Витгенштейн:
— развивал идеи лингвистической философии;
— разрабатывал проблемы математической логики;
— анализировал язык математики как наиболее совершенный язык научного знания.
Он предлагал свести все научное знание к логике и математике, тем самым абсолютизируя значимость формальных преобразований, якобы могущих выразить содержательные утверждения о мире.
Главное произведение позднего периода Витгенштейна — «Философские исследования», в которых он трактует философию как активность, направленную на прояснение языковых выражений. Задача же философии сугубо «терапевтическая» — устранение путем анализа естественного языка не только философских, но и иных обобщений, которые оцениваются им как своего рода заболевания.
РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.