- 10467 Просмотров
- Обсудить
ПСИХОЛОГИЯ
ХАРАКТЕР АНАЛЬНЫЙ (характер накопительский) — тип характера, формирующийся под преобладающим влиянием эротики анальной. Отличительные свойства — аккуратность, бережливость и упрямство (своенравие). ХАРАКТЕР АСТЕНО-НЕВРОТИЧЕСКИЙ — один из типов акцентуации характера (-> характер: акцентуация). Свойственны быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям и ипохондрии. ХАРАКТЕР БИОФИЛЬНЫЙ — согласно Э. Фромму — форма структуры характера, выступающая в виде развитой формы продуктивного («генитального») характера. Для него типичны: любовь к жизни и живому; стремление поддерживать рост, развитие и прогресс; конструктивность, продуктивность, созидательность; стремление творить добро, и пр. (=> биофилия). ХАРАКТЕР ГИПЕРТИМНЫЙ — один из типов акцентуации характера (-> характер: акцентуация). Отличается почти всегда хорошим, даже слегка приподнятым настроением, брызжущей энергией, неудержимой активностью. Постоянно стремление к лидерству — неформальному. Хорошее чувство нового сочетается с неустойчивостью интересов, большая общительность — с неразборчивостью в знакомствах. Гипертимы легко осваивается в незнакомой обстановке. Склонны переоценивать свой, возможности и строить чрезмерно оптимистические планы на будущее. Короткие вспышки раздражения бывают вызваны стремлением окружающих подавить их активность и лидерские склонности. Для гипертимов тяжелы ситуации, где строго регламентируется поведение, где нет свободы инициативы, где монотонный труд или вынужденное бездействие. В таких ситуациях они дают взрывы или срывы. «Слабое звено» характера гипертимного — изоляция от сверстников, вынужденное безделье, однообразие, строгий режим. ХАРАКТЕР ДИСТИМНЫЙ — один из типов акцентуации характера (-> характер: акцентуация). Свойственны преобладание пониженного настроения, склонность к депрессии, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни. ХАРАКТЕР ИСТЕРОИДНЫЙ (характер демонстративный) — один из типов акцентуации характера (-> характер: акцентуация). Для истероидного акцентуанта труднее всего переносить невнимание к его особе. Он стремится к похвалам, славе, лидерству, но из-за деловой незрелости скоро теряет позиции и тогда очень страдает. Оставить истероида в покое — значит создать ситуацию психологического дискомфорта или даже стресса. Его «слабое звено» — удары по эгоцентризму, невозможность быть в центре внимания, вызвать всеобщий интерес к себе. ХАРАКТЕР КОНФОРМНЫЙ — один из типов акцентуации характера (-> характер: акцентуация). Свойственны чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других, недостаток критичности и инициативности, консерватизм. ХАРАКТЕР ЛАБИЛЬНЫЙ — один из типов акцентуации характера (-> характер: акцентуация). Свойственны резкая смена настроения в зависимости от ситуации. ХАРАКТЕР НАВЯЗЧИВЫЙ — согласно З. Фрейду — термин для названия характера лиц, тяготеющих к действиям навязчивым. ХАРАКТЕР НЕКРОФИЛЬНЫЙ — согласно Э. Фромму — злокачественная форма структуры характера, доброкачественная форма коего описана у З. Фрейда как характер анальный. Типичны: 1) страх перед жизнью; 2) влечение к мертвечине; 3) интерес к болезням и смерти; 4) особого рода безжизненность и отчужденность; 5) установка на обладание, власть и силу; 6) ориентация на прошлое; 7) механическое восприятие жизни; 8) принудительный педантизм, садизм; 9) преклонение перед техникой; 10) разрушение жизни, и пр. (=> некрофил; некрофилия). ХАРАКТЕР НЕУСТОЙЧИВЫЙ — один из типов акцентуации характера (-> характер: акцентуация). Свойственны склонность поддаваться чужому влиянию, поиск новых впечатлений, поверхностная общительность. ХАРАКТЕР НОРМАЛЬНЫЙ — проблема: существует ли он, и если да, то как проявляется? Формальный ответ: существует, и это — характер без отклонений. Перечисляя его свойства, пришлось бы перечислить все основные черты, отличающие известные типы акцентуаций (-> характер: акцентуация), отметив, что они выражаются «не слишком». Получится, что такой характер — «золотая середина» целого ряда качеств. Но, оценивая математически вероятность наличия такого характера, придется сделать вывод, что он — редкое явление (при десяти независимых качествах оценки «нормальным» оказался бы один человек из 1024!). Так что с количественной стороны отклонения характера встречаются куда чаще, чем «норма» (и можно ли считать нормой то, что так редко встречается?). Более принципиальные соображения заставляют усомниться вообще в правомерности понятия характера «нормального». Словосочетание «нормальный человек» внутренне противоречиво: оно означает «неотличающуюся индивидуальность» или «нехарактерную характерность». Ведь характер — уже сам по себе отличие, особенность, индивидуальность. Но не нужно думать, что если человек — не психопат и не акцентуант, то он — серый и безликий, ничего особенного о нем не сказать. В случае гармоничного характера, из коего «не выпирают острые углы», для описания индивидуальности следует перейти с языка свойств характера на язык свойств личности. Тогда обнаружится масса уникальных особенностей человека, среди коих — и свойства его сферы мотивационной, и нравственность, и мировоззрение, и достигнутый уровень развития личности, и потенциал дальнейшего роста, и многое другое. ХАРАКТЕР ПАРАНОЙЯЛЬНЫЙ (характер застревающий) — один из типов акцентуации характера (-> характер: акцентуация). Свойственны повышенная подозрительность и обидчивость, стойкость отрицательных аффектов, стремление к доминированию, неприятие чужих мнений и высокая конфликтность. ХАРАКТЕР ПСИХАСТЕНИЧЕСКИЙ — один из типов акцентуации характера (-> характер: акцентуация). Свойственны высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям и рассуждательству, тенденция к образованию обсессий и ритуальных действий. Оставить психастеника в покое можно, иногда даже нужно. ХАРАКТЕР СЕНСИТИВНЫЙ — один из типов акцентуации характера (-> характер: акцентуация). Свойственны повышенная впечатлительность, боязливость, обостренное чувство собственной неполноценности. ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНЫЙ — согласно Э. Фромму — совокупность черт характера, которая присутствует у большинства членов данной группы социальной и возникла в результате общих для них переживаний и образа жизни; ядро структуры характера, свойственное большинству представителей данной культуры — в противоположность индивидуальному характеру, отличающему людей одной и той же культуры друг от друга. Понятие характера социального — ключевое для понимания общественных процессов, ибо этот характер — основной элемент функционирования общества и в то же время — промежуточное звено между социально-экономической структурой и господствующими в обществе идеями и идеалами. Анализ характера социального как формы связи между социальной системой и индивидуальной психикой приводит к выводу о существовании типов характеров (-> характер: тип) соответственных социальной структуре общества и формам отчуждения и самоотчуждения человека. ХАРАКТЕР ЦИКЛОИДНЫЙ — один из типов акцентуации характера (-> характер: акцентуация). Свойственно чередование фаз хорошего и плохого настроения с различным периодом. ХАРАКТЕР ШИЗОИДНЫЙ — один из типов акцентуации характера (-> характер: акцентуация). Главные черты — замкнутость и недостаток интуиции в общении. Трудно устанавливаются неформальные эмоциональные, контакты, нередко эта неспособность тяжело переживается. Быстрая истощаемость в контакте приводит к еще большему уходу в себя. Недостаток интуиции проявляется неумением понять чужие переживания, угадать желания других, догадаться о невысказанном. Их внутренний мир почти всегда закрыт для других и заполнен увлечениями и фантазиями, предназначенными только для самого себя; они служат утешению честолюбия или эротичны. Увлечения отличаются силой, постоянством, нередка несбыточностью, изысканностью. Богатые эротические фантазии сочетаются с внешней асексуальностью. Алкоголизация и поведение» делинквентное довольно редки. Для лиц с таким характером труднее всего вступать в эмоциональные контакты с людьми. Поэтому они дезадаптируются там, где нужно неформально общаться. Им не следует поручать организацию нового дела, что требует установления многих связей с людьми, учета их настроений и отношений, тонкой ориентировки в социальной обстановке, гибкости поведения и пр. Еще они не переносят, когда им «лезут в душу»; особенно нуждаются в бережном отношении к их внутреннему миру. Оставить шизоида в покое можно, иногда даже нужно. Аутизм не является в полной мере исходным свойством шизоида — он формируется и усиливается в ходе жизни. Шизоид, как всякий человек, временами пытается войти с окружающими в эмоциональный контакт. Но ввиду парадоксальности его сферы эмоциональной — одновременно раздражительности и холодности — он не находит понимания, отчего замыкается и уходит в себя. Отмечаемые «аристократическая сдержанность», «холодность» «чопорность» и «сухость» для него — скорее вторичные свойства, выработанные, чтобы отдалиться от окружающих и тем защититься от эмоциональных травм. Его «слабое звено» — необходимость быстро устанавливать с окружающими глубокие, неформальные, эмоциональные контакты. ХАРАКТЕР ЭПИЛЕПТОИДНЫЙ — один из типов акцентуации характера (характер: акцентуация). Свойственны склонность к злобно-тоскливому настроению с накоплением агрессии, конфликтность, вязкость мышления, скрупулезная педантичность. ХАРАКТЕРОЛОГИЯ — 1. Одно из направлений немецкой психологии XX в.» трактующее человеческую индивидуальность как душевно-телесную целостность, первичную по отношению к миру, где она живет, и определяемую в поведении изначально присущими ей свойствами. Главный представитель — Л. Клагес, считавший, что изучение характера должно базироваться на наблюдении, описании и систематическом истолковании не осознаваемых субъективных состояний, а движений выразительных — таких как почерк, жесты и пр. За этим эмпирико-психологическим учением стояла восходящая к взглядам Ф. Ницше теория о «духе как противнике души», согласно коей человеку свойственно противоречие между его спонтанной жизнью в качестве неповторимой целостной личности и безличностно-универсальным духом, разрушающим его уникальность и неповторимость. 2. В широком смысле — учение о характерах, дисциплина, посвященная исследованию сущности характера и средствам выявления его типов. Важнейшие проблемы характерологии как учения о характерах: 1) установление основных типов характера; 2) опознание типа характера по его проявлениям в каждом отдельном случае, что дает возможность целостного индивидуально-психологического понимания и прогнозирования поведения человека в определенном кругу ситуаций. В истории психологии известны два основных подхода к проблеме характера. Согласно первому, «статическому», характер трактуется как неизменный набор, структура основных черт, безотносительно анализа его формирования и развития. Законченное выражение такой взгляд нашел у немецкого психопатолога Э. Кречмера, рассматривавшего характер в связи со строением тела как психическую конституцию человека, соответственную его соматической конституции, объясняя его в итоге врожденными, прежде всего эндокринными факторами. В психоанализе З. Фрейда и его учеников образование отдельных черт и типов характера рассматривается как результат напряженной работы человека по разрешению ситуаций конфликтных. С этой позиции характер оказывается «кристаллизацией» борьбы человека за реализацию своего, во многом бессознательного жизненного плана. Отечественная психология исходила из признания общественно-исторической обусловленности характера и роли воспитания в его формировании. Но если одни исследователи ставят акцент на «природной» основе характера, связывая с ним прежде всего формально-динамические особенности поведения (-> темперамент), отмечают его роль в формировании общей «направленности» личности, ; ее отношения к различным сферам социального бытия. ХАРИЗМА — приписывание личности богоданных свойств, вызывающих преклонение перед ней и безоговорочную веру в ее особые способности и возможности. Феномен характерен для групп малых и особенно для больших, склонных персонифицировать свои идеалы в процессе сплочения. Чаще возникает в экстремальных исторических обстоятельствах. Харизматическому лидеру приписываются все успехи его сторонников, даже явные неудачи обращаются его прославлением: бегство воспринимается как спасение, любые потери — как необходимые жертвы, абсурдные утверждения — как непостижимая мудрость. Его неудачи Списываются на других людей или противодействующие обстоятельства. Способности харизматического лидера, выступающего на религиозной или политической арене, мистифицируются; для него типична функция избавителя. Харизма возникает, когда складывается соответственная социально-психологическая потребность. Как феномен психологии групповой она обычно воспринимается в обращенном виде: внимание сосредоточивается в основном на лидере, а не на создающих харизму его последователях. В психологии религиозной харизма предстает как милость Божия. Известны попытки придать харизме преходящий характер, распространить ее на наследников, закрепить иерархически, но они психологически не эффективны. ХИРОМАНТИЯ — одна из древнейших систем гадания об индивидуальных особенностях человека, чертах характера, пережитых событиях и грядущей судьбе по кожному рельефу ладоней — капиллярным и особенно флексорным линиям. Возникла в глубокой древности и была известна у индусов, халдеев, евреев, греков, римлян. Самые ранние собственно научные сообщения по изучению кожных покровов рук относятся к XII в. В 1686 г. Мальпиги дал краткое описание узоров ладоней и пальцев человека. В XIX в, самыми известными исследованиями были работы чешского ученого Я, Пуркине и американца Уайлдера. Психологией научной хиромантия неизменно отвергалась, однако изучение эмбрионального развития пальцевых узоров в связи с наследственностью дало толчок к появлению новой отрасли знания — дерматоглифики. ХОЛЕРИК — субъект, обладающий одним из четырех основных типов темперамента (в классификации Гиппократа). Человека холерического темперамента можно охарактеризовать как быстрого, порывистого, резкого, стремительного, с силой и быстрым темпом движений, с высоким уровнем активности психической, энергичностью действий, способного отдаваться делу со страстностью, но неуравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения. Он склонен к резким сменам настроения, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивным. ХРОМАТОПСИЯ — искажение ощущений цветовых, характерное восприятием лишь одного из основных цветов. Так, при эритропсии все воспринимается как окрашенное красным светом (например, при отравлении йодом); при ксантопсии — желтым светом (при отравлении сантонином); при цианопсии — синим светом (при отравлении грибами). _Ц_ ЦВЕТ АХРОМАТИЧЕСКИЙ — цвета, восприятие коих возможно посредством системы зрения ночного. К ним относятся цвета белый, черный и все оттенки серого. Противоположное понятие — цвет хроматический. ЦВЕТ ИНДУЦИРОВАННЫЙ (Фехнеровские цвета) — субъективные ощущения цвета, кои можно получить при вращении со скоростью 5 — 20 оборотов в секунду диска Бэнхема, состоящего из белой и черной половин, причем на белой половине нанесены концентрические черные дуги. Цвет, воспринимаемый наблюдателем, зависит от расположения дуг относительно центра диска. ЦВЕТ ХРОМАТИЧЕСКИЙ — цвета, восприятие коих возможно лишь при наличии зрения цветового (все цвета, кроме белого, черного и оттенков серого). Противоположное понятие — цвет ахроматический. ЦВЕТОВОСПРИЯТИЕ (восприятие цвета) — может сводиться к оценке: 1) светлоты (или видимой яркости) цветового тона — то есть собственно цвета; 2) насыщенности — как показателя отличия данного цвета от серого цвета равной светлоты. При этом основные механизмы цветовосприятия являются врожденными и действуют за счет структур, локализованных на уровне подкорковых образований мозга головного (=> зрение цветовое). ЦВЕТОСМЕШЕНИЕ (смешение цвета, смешение цветов) — получение качественно нового субъективно воспринимаемого цвета при совместном воздействии двух или более раздражителей цветовых. Все цвета можно получить с помощью минимального числа исходных цветов, смешиваемых по определенным правилам, впервые сформулированным Н. Грассманом в 1853 г.: 1) если новый цвет получен при применении светофильтров, он называется субстрактивным, — ибо является результатом оптического вычитания из исходного белого цвета; так, при вычитании красного цвета из белого получается сине-зеленый; 2) если новый цвет получен в результате освещения темного поля лучами разного цвета, он называется аддитивным, или оптическим, — ибо исходные цвета складываются с черным. Смешения цветов можно достичь при быстром последовательном предъявлении цветов (цветосмешение временное), а также при воздействии одного цвета на правый глаз, а другого — на левый (цветосмешение бинокулярное). ЦВЕТОСМЕШЕНИЕ АДДИТИВНОЕ — слияние в один цвет нескольких световых раздражителей разного цвета при попадании на близкие участки сетчатки глаза. Впервые описано И. Ньютоном в 1672 г. после опытов с разложением и сложением световых лучей посредством призмы. ЦВЕТОСМЕШЕНИЕ АДДИТИВНОЕ: ЗАКОН (законы аддитивного смешения цветов) — правила получения определенных цветов за счет их смешения, сформулированные первоначально И. Ньютоном: 1) для каждого цвета существует единственный другой цвет (дополнительный), при смешении с коим получается ахроматический серый цвет; 2) субъективно одинаково воспринимаемые цвета при смешении с другими цветами дают тоже одинаково воспринимаемые цвета — независимо от их спектрального состава; 3) при смешении двух разных цветов получается цвет, промежуточный между исходными, так что при смешении этого промежуточного цвета с одним из исходных нельзя получить другой исходный цвет; 4) при смешении двух разных цветов получаемый цвет всегда менее насыщен, чем хотя бы один из исходных. На базе этих законов была создана «Международная система спецификации цвета» в терминах «Стандартного наблюдателя» (МКО-31), впервые введенная Грассманом в 1856 г. ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЕ — процесс порождения новых целей в деятельности человека, одно из проявлений мышления. Бывает и непроизвольным, и произвольным; характеризуется временной динамикой. Основа формирования цели у человека его предметно-материальная, трудовая деятельность, направленная на преобразование окружения. Как филогенетические предпосылки появления осознаваемых целей у человека выступают две формы предвосхищения в жизнедеятельности животных: 1) предвосхищение полезного результата — потребного будущего, достижение коего дает прямой приспособительный эффект; 2) предвосхищение средств, использование коих приведет к достижению полезного результата (возникает на относительно высоких уровнях эволюции). В онтогенезе формирование цели идет в направлении от постановки цели и образования намерений в деятельности совместной с другими людьми — к постановке цели перед собой. В функциональном отношении в действии выделяются такие процессы: 1) образование цели; 2) осуществление действия; 3) эмоциональная и когнитивная (познавательная) оценка хода выполнения действия и его окончательного результата. Образ предвосхищаемого результата обретает побудительную силу, становится целью, начинает направлять действие и определять выбор возможных способов осуществления, лишь связываясь с определенным мотивом или системой мотивов. Целеобразование, появление цели — центральный момент в ходе выполнения действия и главный механизм формирования новых действий. Психофизиологическая основа цели — закодированный в мозгу образ будущего потребного, акцептор результатов действия, регулирующий программу физиологической реализации действия посредством предвосхищаемых и санкционирующих команд (информирующих о соответствии достигнутого результата требуемому). Существует ряд механизмов целеобразования: 1) превращение полученного требования в индивидуальную цель; 2) выбор одного из наличных требований; 3) превращение мотивов в мотивы-цели при их осознании; 4) превращение побочных результатов действия в цель; 5) преобразование неосознанных предвосхищений в цель; 6) выделение целей промежуточных; 7) переход от целей предварительных к окончательным; 8) образование иерархии и временной последовательности целей. Исследования целеобразования — одно из важных направлений психологического анализа деятельности индивидуальной и совместной: 1) изучаются зависимость целеобразование от мотивации деятельности; 2) роль эмоций в актах целеобразования; 3) оценки достижимости результата; 4) соотношение общих и конкретных целей. Анализ целеобразования ведется в плане функциональном, в плане исторического и онтогенетического развития психики и в плане биологической предыстории целей как осознанных образов будущих результатов действия.
ХАРАКТЕР АНАЛЬНЫЙ (характер накопительский) — тип характера, формирующийся под преобладающим влиянием эротики анальной. Отличительные свойства — аккуратность, бережливость и упрямство (своенравие). ХАРАКТЕР АСТЕНО-НЕВРОТИЧЕСКИЙ — один из типов акцентуации характера (-> характер: акцентуация). Свойственны быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям и ипохондрии. ХАРАКТЕР БИОФИЛЬНЫЙ — согласно Э. Фромму — форма структуры характера, выступающая в виде развитой формы продуктивного («генитального») характера. Для него типичны: любовь к жизни и живому; стремление поддерживать рост, развитие и прогресс; конструктивность, продуктивность, созидательность; стремление творить добро, и пр. (=> биофилия). ХАРАКТЕР ГИПЕРТИМНЫЙ — один из типов акцентуации характера (-> характер: акцентуация). Отличается почти всегда хорошим, даже слегка приподнятым настроением, брызжущей энергией, неудержимой активностью. Постоянно стремление к лидерству — неформальному. Хорошее чувство нового сочетается с неустойчивостью интересов, большая общительность — с неразборчивостью в знакомствах. Гипертимы легко осваивается в незнакомой обстановке. Склонны переоценивать свой, возможности и строить чрезмерно оптимистические планы на будущее. Короткие вспышки раздражения бывают вызваны стремлением окружающих подавить их активность и лидерские склонности. Для гипертимов тяжелы ситуации, где строго регламентируется поведение, где нет свободы инициативы, где монотонный труд или вынужденное бездействие. В таких ситуациях они дают взрывы или срывы. «Слабое звено» характера гипертимного — изоляция от сверстников, вынужденное безделье, однообразие, строгий режим. ХАРАКТЕР ДИСТИМНЫЙ — один из типов акцентуации характера (-> характер: акцентуация). Свойственны преобладание пониженного настроения, склонность к депрессии, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни. ХАРАКТЕР ИСТЕРОИДНЫЙ (характер демонстративный) — один из типов акцентуации характера (-> характер: акцентуация). Для истероидного акцентуанта труднее всего переносить невнимание к его особе. Он стремится к похвалам, славе, лидерству, но из-за деловой незрелости скоро теряет позиции и тогда очень страдает. Оставить истероида в покое — значит создать ситуацию психологического дискомфорта или даже стресса. Его «слабое звено» — удары по эгоцентризму, невозможность быть в центре внимания, вызвать всеобщий интерес к себе. ХАРАКТЕР КОНФОРМНЫЙ — один из типов акцентуации характера (-> характер: акцентуация). Свойственны чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других, недостаток критичности и инициативности, консерватизм. ХАРАКТЕР ЛАБИЛЬНЫЙ — один из типов акцентуации характера (-> характер: акцентуация). Свойственны резкая смена настроения в зависимости от ситуации. ХАРАКТЕР НАВЯЗЧИВЫЙ — согласно З. Фрейду — термин для названия характера лиц, тяготеющих к действиям навязчивым. ХАРАКТЕР НЕКРОФИЛЬНЫЙ — согласно Э. Фромму — злокачественная форма структуры характера, доброкачественная форма коего описана у З. Фрейда как характер анальный. Типичны: 1) страх перед жизнью; 2) влечение к мертвечине; 3) интерес к болезням и смерти; 4) особого рода безжизненность и отчужденность; 5) установка на обладание, власть и силу; 6) ориентация на прошлое; 7) механическое восприятие жизни; 8) принудительный педантизм, садизм; 9) преклонение перед техникой; 10) разрушение жизни, и пр. (=> некрофил; некрофилия). ХАРАКТЕР НЕУСТОЙЧИВЫЙ — один из типов акцентуации характера (-> характер: акцентуация). Свойственны склонность поддаваться чужому влиянию, поиск новых впечатлений, поверхностная общительность. ХАРАКТЕР НОРМАЛЬНЫЙ — проблема: существует ли он, и если да, то как проявляется? Формальный ответ: существует, и это — характер без отклонений. Перечисляя его свойства, пришлось бы перечислить все основные черты, отличающие известные типы акцентуаций (-> характер: акцентуация), отметив, что они выражаются «не слишком». Получится, что такой характер — «золотая середина» целого ряда качеств. Но, оценивая математически вероятность наличия такого характера, придется сделать вывод, что он — редкое явление (при десяти независимых качествах оценки «нормальным» оказался бы один человек из 1024!). Так что с количественной стороны отклонения характера встречаются куда чаще, чем «норма» (и можно ли считать нормой то, что так редко встречается?). Более принципиальные соображения заставляют усомниться вообще в правомерности понятия характера «нормального». Словосочетание «нормальный человек» внутренне противоречиво: оно означает «неотличающуюся индивидуальность» или «нехарактерную характерность». Ведь характер — уже сам по себе отличие, особенность, индивидуальность. Но не нужно думать, что если человек — не психопат и не акцентуант, то он — серый и безликий, ничего особенного о нем не сказать. В случае гармоничного характера, из коего «не выпирают острые углы», для описания индивидуальности следует перейти с языка свойств характера на язык свойств личности. Тогда обнаружится масса уникальных особенностей человека, среди коих — и свойства его сферы мотивационной, и нравственность, и мировоззрение, и достигнутый уровень развития личности, и потенциал дальнейшего роста, и многое другое. ХАРАКТЕР ПАРАНОЙЯЛЬНЫЙ (характер застревающий) — один из типов акцентуации характера (-> характер: акцентуация). Свойственны повышенная подозрительность и обидчивость, стойкость отрицательных аффектов, стремление к доминированию, неприятие чужих мнений и высокая конфликтность. ХАРАКТЕР ПСИХАСТЕНИЧЕСКИЙ — один из типов акцентуации характера (-> характер: акцентуация). Свойственны высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям и рассуждательству, тенденция к образованию обсессий и ритуальных действий. Оставить психастеника в покое можно, иногда даже нужно. ХАРАКТЕР СЕНСИТИВНЫЙ — один из типов акцентуации характера (-> характер: акцентуация). Свойственны повышенная впечатлительность, боязливость, обостренное чувство собственной неполноценности. ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНЫЙ — согласно Э. Фромму — совокупность черт характера, которая присутствует у большинства членов данной группы социальной и возникла в результате общих для них переживаний и образа жизни; ядро структуры характера, свойственное большинству представителей данной культуры — в противоположность индивидуальному характеру, отличающему людей одной и той же культуры друг от друга. Понятие характера социального — ключевое для понимания общественных процессов, ибо этот характер — основной элемент функционирования общества и в то же время — промежуточное звено между социально-экономической структурой и господствующими в обществе идеями и идеалами. Анализ характера социального как формы связи между социальной системой и индивидуальной психикой приводит к выводу о существовании типов характеров (-> характер: тип) соответственных социальной структуре общества и формам отчуждения и самоотчуждения человека. ХАРАКТЕР ЦИКЛОИДНЫЙ — один из типов акцентуации характера (-> характер: акцентуация). Свойственно чередование фаз хорошего и плохого настроения с различным периодом. ХАРАКТЕР ШИЗОИДНЫЙ — один из типов акцентуации характера (-> характер: акцентуация). Главные черты — замкнутость и недостаток интуиции в общении. Трудно устанавливаются неформальные эмоциональные, контакты, нередко эта неспособность тяжело переживается. Быстрая истощаемость в контакте приводит к еще большему уходу в себя. Недостаток интуиции проявляется неумением понять чужие переживания, угадать желания других, догадаться о невысказанном. Их внутренний мир почти всегда закрыт для других и заполнен увлечениями и фантазиями, предназначенными только для самого себя; они служат утешению честолюбия или эротичны. Увлечения отличаются силой, постоянством, нередка несбыточностью, изысканностью. Богатые эротические фантазии сочетаются с внешней асексуальностью. Алкоголизация и поведение» делинквентное довольно редки. Для лиц с таким характером труднее всего вступать в эмоциональные контакты с людьми. Поэтому они дезадаптируются там, где нужно неформально общаться. Им не следует поручать организацию нового дела, что требует установления многих связей с людьми, учета их настроений и отношений, тонкой ориентировки в социальной обстановке, гибкости поведения и пр. Еще они не переносят, когда им «лезут в душу»; особенно нуждаются в бережном отношении к их внутреннему миру. Оставить шизоида в покое можно, иногда даже нужно. Аутизм не является в полной мере исходным свойством шизоида — он формируется и усиливается в ходе жизни. Шизоид, как всякий человек, временами пытается войти с окружающими в эмоциональный контакт. Но ввиду парадоксальности его сферы эмоциональной — одновременно раздражительности и холодности — он не находит понимания, отчего замыкается и уходит в себя. Отмечаемые «аристократическая сдержанность», «холодность» «чопорность» и «сухость» для него — скорее вторичные свойства, выработанные, чтобы отдалиться от окружающих и тем защититься от эмоциональных травм. Его «слабое звено» — необходимость быстро устанавливать с окружающими глубокие, неформальные, эмоциональные контакты. ХАРАКТЕР ЭПИЛЕПТОИДНЫЙ — один из типов акцентуации характера (характер: акцентуация). Свойственны склонность к злобно-тоскливому настроению с накоплением агрессии, конфликтность, вязкость мышления, скрупулезная педантичность. ХАРАКТЕРОЛОГИЯ — 1. Одно из направлений немецкой психологии XX в.» трактующее человеческую индивидуальность как душевно-телесную целостность, первичную по отношению к миру, где она живет, и определяемую в поведении изначально присущими ей свойствами. Главный представитель — Л. Клагес, считавший, что изучение характера должно базироваться на наблюдении, описании и систематическом истолковании не осознаваемых субъективных состояний, а движений выразительных — таких как почерк, жесты и пр. За этим эмпирико-психологическим учением стояла восходящая к взглядам Ф. Ницше теория о «духе как противнике души», согласно коей человеку свойственно противоречие между его спонтанной жизнью в качестве неповторимой целостной личности и безличностно-универсальным духом, разрушающим его уникальность и неповторимость. 2. В широком смысле — учение о характерах, дисциплина, посвященная исследованию сущности характера и средствам выявления его типов. Важнейшие проблемы характерологии как учения о характерах: 1) установление основных типов характера; 2) опознание типа характера по его проявлениям в каждом отдельном случае, что дает возможность целостного индивидуально-психологического понимания и прогнозирования поведения человека в определенном кругу ситуаций. В истории психологии известны два основных подхода к проблеме характера. Согласно первому, «статическому», характер трактуется как неизменный набор, структура основных черт, безотносительно анализа его формирования и развития. Законченное выражение такой взгляд нашел у немецкого психопатолога Э. Кречмера, рассматривавшего характер в связи со строением тела как психическую конституцию человека, соответственную его соматической конституции, объясняя его в итоге врожденными, прежде всего эндокринными факторами. В психоанализе З. Фрейда и его учеников образование отдельных черт и типов характера рассматривается как результат напряженной работы человека по разрешению ситуаций конфликтных. С этой позиции характер оказывается «кристаллизацией» борьбы человека за реализацию своего, во многом бессознательного жизненного плана. Отечественная психология исходила из признания общественно-исторической обусловленности характера и роли воспитания в его формировании. Но если одни исследователи ставят акцент на «природной» основе характера, связывая с ним прежде всего формально-динамические особенности поведения (-> темперамент), отмечают его роль в формировании общей «направленности» личности, ; ее отношения к различным сферам социального бытия. ХАРИЗМА — приписывание личности богоданных свойств, вызывающих преклонение перед ней и безоговорочную веру в ее особые способности и возможности. Феномен характерен для групп малых и особенно для больших, склонных персонифицировать свои идеалы в процессе сплочения. Чаще возникает в экстремальных исторических обстоятельствах. Харизматическому лидеру приписываются все успехи его сторонников, даже явные неудачи обращаются его прославлением: бегство воспринимается как спасение, любые потери — как необходимые жертвы, абсурдные утверждения — как непостижимая мудрость. Его неудачи Списываются на других людей или противодействующие обстоятельства. Способности харизматического лидера, выступающего на религиозной или политической арене, мистифицируются; для него типична функция избавителя. Харизма возникает, когда складывается соответственная социально-психологическая потребность. Как феномен психологии групповой она обычно воспринимается в обращенном виде: внимание сосредоточивается в основном на лидере, а не на создающих харизму его последователях. В психологии религиозной харизма предстает как милость Божия. Известны попытки придать харизме преходящий характер, распространить ее на наследников, закрепить иерархически, но они психологически не эффективны. ХИРОМАНТИЯ — одна из древнейших систем гадания об индивидуальных особенностях человека, чертах характера, пережитых событиях и грядущей судьбе по кожному рельефу ладоней — капиллярным и особенно флексорным линиям. Возникла в глубокой древности и была известна у индусов, халдеев, евреев, греков, римлян. Самые ранние собственно научные сообщения по изучению кожных покровов рук относятся к XII в. В 1686 г. Мальпиги дал краткое описание узоров ладоней и пальцев человека. В XIX в, самыми известными исследованиями были работы чешского ученого Я, Пуркине и американца Уайлдера. Психологией научной хиромантия неизменно отвергалась, однако изучение эмбрионального развития пальцевых узоров в связи с наследственностью дало толчок к появлению новой отрасли знания — дерматоглифики. ХОЛЕРИК — субъект, обладающий одним из четырех основных типов темперамента (в классификации Гиппократа). Человека холерического темперамента можно охарактеризовать как быстрого, порывистого, резкого, стремительного, с силой и быстрым темпом движений, с высоким уровнем активности психической, энергичностью действий, способного отдаваться делу со страстностью, но неуравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения. Он склонен к резким сменам настроения, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивным. ХРОМАТОПСИЯ — искажение ощущений цветовых, характерное восприятием лишь одного из основных цветов. Так, при эритропсии все воспринимается как окрашенное красным светом (например, при отравлении йодом); при ксантопсии — желтым светом (при отравлении сантонином); при цианопсии — синим светом (при отравлении грибами). _Ц_ ЦВЕТ АХРОМАТИЧЕСКИЙ — цвета, восприятие коих возможно посредством системы зрения ночного. К ним относятся цвета белый, черный и все оттенки серого. Противоположное понятие — цвет хроматический. ЦВЕТ ИНДУЦИРОВАННЫЙ (Фехнеровские цвета) — субъективные ощущения цвета, кои можно получить при вращении со скоростью 5 — 20 оборотов в секунду диска Бэнхема, состоящего из белой и черной половин, причем на белой половине нанесены концентрические черные дуги. Цвет, воспринимаемый наблюдателем, зависит от расположения дуг относительно центра диска. ЦВЕТ ХРОМАТИЧЕСКИЙ — цвета, восприятие коих возможно лишь при наличии зрения цветового (все цвета, кроме белого, черного и оттенков серого). Противоположное понятие — цвет ахроматический. ЦВЕТОВОСПРИЯТИЕ (восприятие цвета) — может сводиться к оценке: 1) светлоты (или видимой яркости) цветового тона — то есть собственно цвета; 2) насыщенности — как показателя отличия данного цвета от серого цвета равной светлоты. При этом основные механизмы цветовосприятия являются врожденными и действуют за счет структур, локализованных на уровне подкорковых образований мозга головного (=> зрение цветовое). ЦВЕТОСМЕШЕНИЕ (смешение цвета, смешение цветов) — получение качественно нового субъективно воспринимаемого цвета при совместном воздействии двух или более раздражителей цветовых. Все цвета можно получить с помощью минимального числа исходных цветов, смешиваемых по определенным правилам, впервые сформулированным Н. Грассманом в 1853 г.: 1) если новый цвет получен при применении светофильтров, он называется субстрактивным, — ибо является результатом оптического вычитания из исходного белого цвета; так, при вычитании красного цвета из белого получается сине-зеленый; 2) если новый цвет получен в результате освещения темного поля лучами разного цвета, он называется аддитивным, или оптическим, — ибо исходные цвета складываются с черным. Смешения цветов можно достичь при быстром последовательном предъявлении цветов (цветосмешение временное), а также при воздействии одного цвета на правый глаз, а другого — на левый (цветосмешение бинокулярное). ЦВЕТОСМЕШЕНИЕ АДДИТИВНОЕ — слияние в один цвет нескольких световых раздражителей разного цвета при попадании на близкие участки сетчатки глаза. Впервые описано И. Ньютоном в 1672 г. после опытов с разложением и сложением световых лучей посредством призмы. ЦВЕТОСМЕШЕНИЕ АДДИТИВНОЕ: ЗАКОН (законы аддитивного смешения цветов) — правила получения определенных цветов за счет их смешения, сформулированные первоначально И. Ньютоном: 1) для каждого цвета существует единственный другой цвет (дополнительный), при смешении с коим получается ахроматический серый цвет; 2) субъективно одинаково воспринимаемые цвета при смешении с другими цветами дают тоже одинаково воспринимаемые цвета — независимо от их спектрального состава; 3) при смешении двух разных цветов получается цвет, промежуточный между исходными, так что при смешении этого промежуточного цвета с одним из исходных нельзя получить другой исходный цвет; 4) при смешении двух разных цветов получаемый цвет всегда менее насыщен, чем хотя бы один из исходных. На базе этих законов была создана «Международная система спецификации цвета» в терминах «Стандартного наблюдателя» (МКО-31), впервые введенная Грассманом в 1856 г. ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЕ — процесс порождения новых целей в деятельности человека, одно из проявлений мышления. Бывает и непроизвольным, и произвольным; характеризуется временной динамикой. Основа формирования цели у человека его предметно-материальная, трудовая деятельность, направленная на преобразование окружения. Как филогенетические предпосылки появления осознаваемых целей у человека выступают две формы предвосхищения в жизнедеятельности животных: 1) предвосхищение полезного результата — потребного будущего, достижение коего дает прямой приспособительный эффект; 2) предвосхищение средств, использование коих приведет к достижению полезного результата (возникает на относительно высоких уровнях эволюции). В онтогенезе формирование цели идет в направлении от постановки цели и образования намерений в деятельности совместной с другими людьми — к постановке цели перед собой. В функциональном отношении в действии выделяются такие процессы: 1) образование цели; 2) осуществление действия; 3) эмоциональная и когнитивная (познавательная) оценка хода выполнения действия и его окончательного результата. Образ предвосхищаемого результата обретает побудительную силу, становится целью, начинает направлять действие и определять выбор возможных способов осуществления, лишь связываясь с определенным мотивом или системой мотивов. Целеобразование, появление цели — центральный момент в ходе выполнения действия и главный механизм формирования новых действий. Психофизиологическая основа цели — закодированный в мозгу образ будущего потребного, акцептор результатов действия, регулирующий программу физиологической реализации действия посредством предвосхищаемых и санкционирующих команд (информирующих о соответствии достигнутого результата требуемому). Существует ряд механизмов целеобразования: 1) превращение полученного требования в индивидуальную цель; 2) выбор одного из наличных требований; 3) превращение мотивов в мотивы-цели при их осознании; 4) превращение побочных результатов действия в цель; 5) преобразование неосознанных предвосхищений в цель; 6) выделение целей промежуточных; 7) переход от целей предварительных к окончательным; 8) образование иерархии и временной последовательности целей. Исследования целеобразования — одно из важных направлений психологического анализа деятельности индивидуальной и совместной: 1) изучаются зависимость целеобразование от мотивации деятельности; 2) роль эмоций в актах целеобразования; 3) оценки достижимости результата; 4) соотношение общих и конкретных целей. Анализ целеобразования ведется в плане функциональном, в плане исторического и онтогенетического развития психики и в плане биологической предыстории целей как осознанных образов будущих результатов действия.
Психология (5)\Психология (3)\Психология (2)\Психология (1)\Психология (4)
Психология (6)\Психология (7)\Психология (8)\Психология (9)\Психология (10)
МИФОЛОГИЯ
СИЛА И МУДРОСТЬ СЛОВА
ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОЛОГИЯ | РИТОРИКА
ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ
РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.