- 10376 Просмотров
- Обсудить
ПСИХОЛОГИЯ
ЦЕЛОСТНОСТЬ (целостность восприятия) — свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если его некоторые части в данный момент нельзя наблюдать (например, тыльная часть вещи): актуально не воспринимаемые признаки все же оказываются интегрированными в целостный образ этого объекта. В этой закономерности просматривается связь с особенностями раздражителя и психофизиологическими закономерностями. Проблема целостности восприятия впервые была экспериментально исследована представителями гештальт-психологии. Но здесь целостность выступала как изначальное свойство восприятия, определяемое законами сознания. Отечественная психология рассматривала целостность восприятия как отражение целостности, объективно присущей воспринимаемому. Образ, формируемый в процессе отражения действительности, имеет высокую избыточность — некая совокупность компонент образа содержит информацию не только о самой себе, но и о других компонентах и об образе в целом. Степень отчетливости этого восприятия зависит от предвосхищения актуально невоспринимаемых частей объекта. ЦЕЛЬ — осознанный образ предвосхищаемого, желаемого результата, на достижение коего направлено действие человека; заранее мыслимый результат сознательной деятельности. Здесь имеется в виду сознательный образ результата: он удерживается в сознании все время, пока выполняется действие. Цель — всегда сознательна. В психологии понятие цели употребляется и в иных значениях: 1) формальное описание конечных ситуаций, к достижению коих стремится любая саморегулируемая функционирующая система; 2) предвосхищаемый полезный результат, определяющий целостность и направленность поведения организма. Представление о цели как предвосхищаемом полезном результате используется при анализе биологической предыстории появления осознаваемой цели и исследовании психофизиологических механизмов регуляции целенаправленных актов поведенческих. Понятие о цели как осознаваемом образе предвосхищаемого результата применяется при изучении произвольных преднамеренных действий, представляющих специфическую черту человеческой деятельности (=> целеобразование). Чем сложнее поставленная цель, тем более длительный путь нужно пройти для ее осуществления. Поэтому достижение больших целей предполагает прогнозирование и планирование деятельности. Планирование предполагает выдвижение как конечной, так и промежуточных целей. Разработанная система целей и средств предусматривает направленное изменение объектов и самой деятельности. Цель задает действие, действие обеспечивает достижение цели. Характеризуя цель, можно охарактеризовать действие. Цели бывают весьма разнообразны, а главное — разномасштабны. Крупные цели членятся на более мелкие, те могут дробиться дальше. Соответственно крупное действие есть последовательность действий более низкого порядка с переходами на разные уровни иерархической системы действий. Чтобы понять, что побуждает человека ставить цели и добиваться их осуществления, нужно обратиться к понятиям потребностей и мотивов. ЦЕЛЬ СЕКСУАЛЬНАЯ — согласно З. Фрейду — термин, означающий поступок, к осуществлению коего стремится половое влечение; иначе — действие, на кое толкает половое влечение (=> цель сексуальная нормальная). ЦЕЛЬ СЕКСУАЛЬНАЯ ИНФАНТИЛЬНАЯ — цель сексуальная ребенка; согласно З. Фрейду, состоит в том, чтобы получить удовлетворение путем соответственного раздражения некоей избранной зоны эрогенной. ЦЕЛЬ СЕКСУАЛЬНАЯ НОРМАЛЬНАЯ — согласно З. Фрейду — нормальное соединение гениталий в акте совокупления, ведущем к разрешению сексуального напряжения и к временному угасанию сексуального влечения (удовлетворение, подобное насыщению при голоде). ЦЕЛЬ СЕКСУАЛЬНАЯ ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ — стремление к разрядке сексуального напряжения. ЦЕЛЬ СЕКСУАЛЬНАЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ — промежуточный процесс отношения к объекту сексуальному — на пути к совокуплению — как ощупывание и разглядывание, что само по себе дает наслаждение, а с другой стороны — повышает возбуждение, кое должно длиться до достижения цели сексуальной окончательной. ЦЕНЗУРА — согласно З. Фрейду — функционально-образное представление сил и тенденций, фильтрующих бессознательные импульсы и препятствующие их проникновению в сознание. Роль цензуры могут играть различные вытесняющие тенденции, предсознательное и прочие, проявляемые и действующие в зоне перехода от бессознательного к сознательному. Все, отклоненное цензурой, находится в состоянии вытеснения. Во время сна влияние цензуры ослабляется. Цензура служит для опосредования отношения бессознательного с другими уровнями Она вытесняет осуждаемые личностью чувства, мысли и желания в область бессознательного и не допускает обратный прорыв в сознание вытесненного содержания. Но бессознательное все же проявляется в поведении и психике человека — в обмолвках, описках, ошибках памяти, сновидениях, несчастных случаях, неврозах. Осознание этого в ходе психоаналитической терапии ведет к устранению болезненных симптомов. ЦЕННОСТЬ — понятие, используемое в философии и социологии для обозначения объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного. С позиций материализма признается объективный и трансцендентный характер ценности по отношению к индивидуальному сознанию и деятельности; ценности рассматриваются как продукт жизнедеятельности групп и общностей социальных, человечества в целом, выступающих как единый совокупный субъект. Можно говорить о трех формах существования ценности: 1) она выступает как общественный идеал, как выработанное сознанием общественным, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах жизни общественной; такие ценности могут быть и общечеловеческими, «вечными» (истина, красота, справедливость), и конкретно-историческими (патриархат, равенство, демократия); 2) она предстает в объективированной форме в виде произведений материальной и духовной культуры либо человеческих поступков — конкретных предметных воплощений общественных ценностных идеалов (этических, эстетических, политических, правовых и пр.; 3) ценности социальные, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности как ценности личностные — один из источников мотивации ее поведения. Каждому человеку присуща индивидуальная, специфическая иерархия ценностей личностных, служащих связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между бытием общественным и индивидуальным. Система их складывается в процессе деятельностного распредмечения индивидами содержания ценностей общественных, объективированных в произведениях материальной и духовной культуры. Как правило, для ценностей личностных характерна высокая осознанность; они отражаются в сознании в виде ориентации ценностных и служат важным фактором регуляции социальной взаимоотношений людей и поведения индивида (-> единство ценностно-ориентационное). ЦЕНТРАЦИЯ — 1. Эффект, обнаруженный в гештальт-психологии немецкими психологами В. Келером и М. Вертхаймером при исследовании иллюзий зрительных; состоит в том, что элементы, на коих фиксируется взгляд, переоцениваются по сравнению с остальными: поле восприятия как бы расширяется в зоне фокуса внимания — при одновременном сжатии и некоим искажении периферийной части поля. Следствие центрации — частичная деформация воспринимаемого объекта, возможность появления «систематических ошибок» в оперировании с его образом и практической деятельности с ним. 2. Понятие генетической теории Ж. Пиаже, выражающее затруднения в переходе на позицию объективного наблюдателя. Предстает как свойство эгоцентризма в процессе мышления и как поглощенность перцептивно воспринимаемыми свойствами предметов. В работах Пиаже обосновано качественное различие форм центрации в восприятии и интеллекте. Как проявления эффекта центрации на разных уровнях психической организации Пиаже рассматривал эгоцентризм личности, религиозные и политические стереотипы на уровне сознания общественного, и пр. При этом как общий механизм преодоления смысловых искажений, вносимых эффектом центрация, выступает процесс децентрации. 3. Эффект центрации был обнаружен и в исследованиях по восприятию межличностному американского психолога С. Аша; он установил, что в создании целостного представления о личности другого человека некие его воспринятые качества выступают как центральные, и вокруг них группируются другие характеристики и качества. ЦЕПКОСТЬ — психический феномен способности к фиксации ранних впечатлений сексуальной жизни. ЦИКЛОГРАММА — метод, который предложил Марей в XIX в. для исследования движений. Основан на использовании циклографии — то есть фотографирования в затемненном помещении через дозированные промежутки времени положения светящихся меток, находящихся на подвижных частях тела испытуемого. _Ч_ ЧАСЫ БИОЛОГИЧЕСКИЕ — внутренние генетически запрограммированные механизмы регуляции биологических ритмов организма, служащие для временного упорядочения биологических функций и поведения. Их периодичность различна и может варьировать от нескольких минут до суток и даже до года. Базовыми являются биологические эндогенные механизмы в виде короткопериодических химических или физико-химических процессов клеточного уровня. На их основе работают механизмы с суточной, лунной, сезонной периодичностью. ЧЕЛОВЕК — существо, воплощающее высшую ступень развития жизни на Земле, субъект общественно-исторической деятельности. Как субъект и продукт деятельности трудовой в обществе является системой, где физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство. Психология изучает в человеке психику и ее развитие (-> социогенез), его индивидуально-психологические особенности (-> индивидуальность; личность), роли, выполняемые им в социальной жизни, его деятельность и общение. Практически вся психология обращена к проблеме человека как индивида, включенного в социальные связи, его развития в процессах обучения и воспитания, его формирования в деятельности и общении. ЧЕЛОВЕК: БИОТИП — одна из разновидностей типологии человека, выделяемая по нейрогуморальному основанию и основанная на особенности реагирования системы симпатико-адреналовой человека на воздействия среды, что внешне проявляется в определенных особенностях поведения. Выделяются три вида биотипа человека. 1. А-тип — адреналовый; представители характерны повышенной тревожностью, обостренным чувством ответственности, серьезным отношением к делу. Обычно эти люди не умеют отдыхать, поскольку их постоянно одолевают сомнения и неудовлетворенность. Избыточные, неадекватные нервные нагрузки часто приводят к различным сердечно-сосудистым заболеваниям. Среди мужчин этот тип достигает 37.8%, среди женщин — 30.1%. 2. НА-тип — норадреналовый; представители характерны повышений внутренней напряженностью. Это в основном замкнутые, немногословные люди, очень серьезные, скрытные и властные; их достоинство — целеустремленность, способность добиваться высоких результатов в своей деятельности, преодолевая трудности и препятствия. Но если достижение честолюбивых планов переходит в самоцель, то при неудаче они могут чрезмерно фиксироваться на неприятных переживаниях. Подавленные эмоции и подозрительность часто приводят их к нервным срывам, сердечно-сосудистым заболеваниям. Среди мужчин этот тип составляет 17.0 %, среди женщин — 26.1%. 3. А + НА-тип — смешанный; представители характерны повышенной эмоциональностью и постоянными колебаниями настроения. Они артистичны, стремятся быть на виду, привлекать внимание. Им свойственно богатое воображение, тонкость чувств, способность к сопереживанию. От неприятностей они нередко убегают в болезнь. Среди мужчин этот тип составляет 34.2 %, а женщин — 22.8 %. Определяются биотипы с помощью специального метода адренограммы, разработанного В. Н. Васильевым. Суть метода состоит в определении с помощью функциональных проб соотношения выделяемых организмом гормонов адреналина (А) и норадреналина (НА) в различное время суток. Это соотношение имеет свою клиническую интерпретацию, графическое изображение и нормы для людей разного возраста в состоянии покоя и при разных стрессовых нагрузках. Особенно ярко биотипические особенности поведения проявляются в экстремальных ситуациях. Биотипы различаются также по клиническим, биохимическим, иммунологическим и другим показателям. ЧЕЛОВЕК: КОНСТИТУЦИЯ — система генетически обусловленных морфологических, физиологических и психических особенностей индивида, позволяющая отнести его к одному из ряда определенных типов. Как было показано — прежде всего на клиническом материале (Э. Кречмер, У. Шелдон, X. Ю. Айзенк) — между телосложением, внешним видом и определенными психическими свойствами личности имеются некие корреляции. ЧЕЛОВЕК: ОНТОГЕНЕЗ — специфически человеческий путь онтогенеза — усвоение, или присвоение общественно-исторического опыта. У животных он полностью отсутствует. Отсюда обучение и воспитание — это общественно выбранные способы передачи человеческого опыта, обеспечивающие «искусственное развитие ребенка» (в противовес «естественному развитию детеныша животного»). Генеральный путь онтогенеза человека — присвоение искусственного, культурно созданного опыта, а не развертывание естественно заложенного. Этот путь и определяет социальную природу психики человека. ЧЕЛОВЕК: ОРИЕНТИРОВАНИЕ (три ориентирования человека) — согласно Э. Фромму, формы и способы ориентации и проявления фундаментальных тенденций человека — некрофилии, нарциссизма и влечения инцестуального, — кои в злокачественных проявлениях обнаруживают стремление к «схождению». ЧЕЛОВЕК: ПОДХОД КОМПЛЕКСНЫЙ (комплексный подход к человеку) — систематическое изучение целостного индивидуалвно-психологического становления человека на всех этапах его пути жизненного. Согласно принципам подхода комплексного к человеку, сформулированным Б. Г. Ананьевым, индивидуальное развитие человека выступает в трех планах: 1) онтопсихологическая эволюция психофизиологических функций — характеристика человека как индивида; 2) становление деятельности и истории развития человека как субъекта труда — характеристика человека как субъекта деятельности; 3) путь жизненный человека — характеристика человека как личности. Результат объединения всех свойств индивида, личности и субъекта деятельности образует психологическую неповторимость человека, его индивидуальность. Развитие человека рассматривается прежде всего с позиции формирования его как индивидуального целого, как конечный результат такого взаимодействия «натурального» и «культурного» рядов, онтогенеза и биографии, характер коего обусловлен в первую очередь конкретно-историческими условиями общественной жизни человека, когда структура социальных связей, реализующихся в деятельности совместной с другими людьми и в общении, переходит во внутреннюю структуру самой личности. Подход комплексный к человеку как целостному образованию, явленному в единстве его природных и социальных условий, позволяет исследовать его психологическое содержание по двум направлениям: 1) субординационному или иерархическому, согласно коему более сложные и общие специальные свойства личности подчиняют себе более элементарные и частные социальные и психофизиологические свойства; 2) координационному, согласно коему взаимодействие различных психических свойств и функций допускает относительную их автономию. Показана сложная, но устойчивая взаимосвязь характеристик человека как индивида и как личности, выявлены закономерные стадии их появления и развития, определены возрастные и половые различия в их функционировании, установлена взаимосвязь между сенсорными, интеллектуальными, мнемическими и другими функциями и их зависимость от индивидуального жизненного пути человека. ЧЕЛОВЕКОВОСПРИЯТИЕ (восприятие человека человеком) — понятие, используемое в психологии социальной. Означает процесс построения индивидом образа другого человека, разворачиваемый при непосредственном общении с ним. Включает в себя все уровни отражения психического. Этому процессу свойственны особые временные характеристики: 1) первоначально при восприятии незнакомого человека главное внимание уделяется его внешности — экспрессии лица, глазам, прическе, движениям выразительным; 2) при разворачивании процесса восприятия формируются представления о чертах характера человека, его способностях, интересах, эмоциональных состояниях; очень часто все это группируется вокруг его профессиональной характеристики. В человековосприятии выделяются четыре основных стратегии: 1) аналитическая — при коей каждый элемент внешности интерпретируется как признак свойств личности (носит очки — значит, ученый); 2) эмоциональная — при коей непосредственно невоспринимаемые свойства личности интерпретируются в зависимости от ее общей привлекательности или непривлекательности; 3) перцептивно-ассоциативная — при коей личности приписываются свойства другого человека, внешне похожего; 4) социально-ассоциативная — при коей личности приписываются свойства той группы социальной, к коей она по видимости относится. ЧЕРТА ЛИЧНОСТНАЯ (черта личности) — устойчивые, повторяющиеся в различных ситуациях особенности поведения индивида. Их обязательные свойства: 1) степень выраженности у разных людей; 2) трансситуативность — проявляемость в любых ситуациях; 3) потенциальная измеримость — доступность измерению с помощью специально разработанных опросников и тестов. В психологии личности экспериментальной особенно полно исследованы такие черты личностные, как экстраверсия — интроверсия, тревожность, ригидность, импульсивность. ЧЕСТОЛЮБИЕ — выраженность в личности мотивов достижения первенства, стремление к славе, к получению наград, к почетному положению в некоей области деятельности, сфере жизни общественной. Гипертрофированное честолюбие усиливается тщеславием — высокомерным отношением к другим. Честолюбие как стремление к общественному признанию может играть относительно положительную роль, стимулируя повышенную активность социальную человека. Но, будучи индивидуалистическим по характеру, оно препятствует воспитанию личности в духе коллективизма, потребности в разумном сочетании общественных и личных интересов. ЧТЕНИЕ ГУБНОЕ (чтение с губ) — распознание речи путем восприятия зрительного видимых движений органов речи. ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ — 1. В психофизике — величина, обратно пропорциональная порогу ощущения. Соответственно различаются чувствительность абсолютная и дифференциальная (разностная). 2. В психологии дифференциальной и характерологии — повышенная готовность к реакциям аффективным. 3. Общая способность к ощущению — способность организмов активно реагировать на раздражения, отражать воздействия, биологически нейтральные, но объективно связанные с биотическими свойствами. Появляется в филогенезе, когда организмы начинают реагировать на факторы среды, выполняющие сигнальную функцию в отношении к имеющим прямое биологическое значение воздействиям. Здесь отражение, согласно А. Н. Леонтьеву, имеет два аспекта: в объективном смысле — реагирование на данный агент, прежде всего двигательное; в субъективном — внутреннее переживание, ощущение данного объекта. Чувствительность как способность иметь ощущения составляет основу личности. Уровни развития разного рода чувствительности — это задатки для развития способностей. Классификация видов чувствительности совпадает с существующими классификациями ощущений. Так, выделяются виды чувствительность, отличающиеся по степени детальности проводимого сенсорного анализа. Учитывая характер раздражителя, можно говорить о чувствительности к действию механических, оптических, химических, температурных и прочих стимулов. Чувствительность организма можно оценить не только на основе ощущений, но и по изменению протекания различных процессов психофизиологических. В результате обычно получаются несколько различные показатели; например, чувствительность зрительная, определяемая по реакции изменения интегральных ритмов мозга, оказывается выше чувствительности, оцениваемой на основании словесного отчета испытуемого. Появление новых теоретических представлений (теория обнаружения сигнала) в психофизике позволило создать обобщенные определения чувствительности, независимые от понятия порога ощущения. ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ВИБРАЦИОННАЯ — чувствительность к колебательным воздействиям на кожу. Предполагается, что она является переходной формой между чувствительностью тактильной и слуховой. С ее помощью воспринимаются воздействия в диапазоне 1 — 10000 Гц; особенно высока чувствительность к частотам 200 — 250 Гц. Более развита чувствительность вибрационная у дистальных частей конечностей, благодаря чему возможно обучение глухих звуковой речи. ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ НОЦИЦЕПТИВНАЯ — чувствительность, позволяющая распознавать вредоносные для организма воздействия. Этот вид чувствительности субъективно может представляться в виде боли, или же в виде различных интерорецептивных ощущений, — таких как изжога, тошнота, головокружение, зуд, онемение. ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПРОТОПАТИЧЕСКАЯ — форма кожной чувствительности, характерная этапу восстановления после травмы кожной поверхности, когда слабое прикосновение к коже либо вовсе не вызывает ощущения, либо вызывает ощущение болевое. ЧУВСТВО — одна из основных форм переживания своего отношения к предметам и явлениям действительности, — эмоциональные переживания, в коих отражается устойчивое отношение индивида к определенным предметам или процессам внешнего мира. В отличие от ситуативных эмоций и аффектов, отражающих субъективное значение предметов в конкретных сложившихся условиях, чувства выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость. Открывая личности предметы, отвечающие ее потребностям, и побуждая к деятельности по их удовлетворению; они представляют собой конкретно-субъективную форму существования потребностей. Формирование чувств — необходимое условие развития человека как личности. Само по себе знание мотивов, идеалов, норм поведения недостаточно для того, чтобы ими руководиться; только став предметом устойчивых чувств, эти знания становятся реальными побуждениями к деятельности. Чувства общественно обусловлены и историчны, как и сама личность. В онтогенезе чувства появляются позже, чем эмоции ситуативные; они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, школы, искусства и других общественных институтов. Предметами чувств становятся прежде всего явления и условия, от коих зависит развитие событий, значимых для личности и потому воспринимаемых эмоционально. Возникая как результат обобщения опыта эмоционального, сформированные чувства становятся ведущими образованиями сферы эмоциональной и начинают сами определять динамику и содержание эмоций ситуативных: так, из чувства любви к близкому человеку в зависимости от обстоятельств могут развиться тревога за него; горе при разлуке, радость при встрече; гнев, если любимый человек не оправдал надежд, и пр. Такие эмоции ситуативные уточняют содержание чувств в сложившихся условиях и, побуждая к определенным действиям, способствуют развитию вызываемой чувствами деятельности. Иногда чувства и сопряженные с ними эмоции могут вызывать противоречивые отношения к их объекту (-> чувство: амбивалентность). В процессе формирования личности чувства организуются в иерархическую систему, где одни чувства занимают ведущее положение, другие — остаются потенциальными, нереализуемыми тенденциями. Содержание доминирующих чувства определяет одну из важнейших характеристик направленности личности. Самая распространенная классификация чувств выделяет отдельные их подвиды по сферам деятельности, где они проявляются: 1) особую группу составляют чувства высшие, в коих заключено все богатство эмоциональных отношений человека к социальной действительности; а) среди них важное место занимают чувства практические, связанные с деятельностью — трудом, учением, спортом; b) сюда относятся также чувства эстетические, предполагающие осознанную или неосознанную способность руководствоваться понятиями прекрасного при восприятии явлений действительности; 2) к области чувств нравственных относится все то, что определяет отношение человека к социальным учреждениям, к государству, к другим людям, к самому себе, и пр.; 3) деятельность познавательная порождает чувства познавательные, или интеллектуальные; их предмет — как сам процесс приобретения знаний, так и его результат; их вершина — обобщенное чувства любви к истине; 4) чувства интеллектуальные, практические, эстетические чувства возникают в единстве с чувства нравственными и обогащаются в связи с ними. По степени обобщенности предметного содержания чувства подразделяются так: 1) конкретные — например, чувства к ребенку, произведению искусства; 2) обобщенные — чувства к детям вообще, к музыке; 3) абстрактные — чувства справедливости, трагического. Отсутствие исчерпывающей классификации чувства объясняется их большим разнообразием и исторической изменчивостью.
ЦЕЛОСТНОСТЬ (целостность восприятия) — свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если его некоторые части в данный момент нельзя наблюдать (например, тыльная часть вещи): актуально не воспринимаемые признаки все же оказываются интегрированными в целостный образ этого объекта. В этой закономерности просматривается связь с особенностями раздражителя и психофизиологическими закономерностями. Проблема целостности восприятия впервые была экспериментально исследована представителями гештальт-психологии. Но здесь целостность выступала как изначальное свойство восприятия, определяемое законами сознания. Отечественная психология рассматривала целостность восприятия как отражение целостности, объективно присущей воспринимаемому. Образ, формируемый в процессе отражения действительности, имеет высокую избыточность — некая совокупность компонент образа содержит информацию не только о самой себе, но и о других компонентах и об образе в целом. Степень отчетливости этого восприятия зависит от предвосхищения актуально невоспринимаемых частей объекта. ЦЕЛЬ — осознанный образ предвосхищаемого, желаемого результата, на достижение коего направлено действие человека; заранее мыслимый результат сознательной деятельности. Здесь имеется в виду сознательный образ результата: он удерживается в сознании все время, пока выполняется действие. Цель — всегда сознательна. В психологии понятие цели употребляется и в иных значениях: 1) формальное описание конечных ситуаций, к достижению коих стремится любая саморегулируемая функционирующая система; 2) предвосхищаемый полезный результат, определяющий целостность и направленность поведения организма. Представление о цели как предвосхищаемом полезном результате используется при анализе биологической предыстории появления осознаваемой цели и исследовании психофизиологических механизмов регуляции целенаправленных актов поведенческих. Понятие о цели как осознаваемом образе предвосхищаемого результата применяется при изучении произвольных преднамеренных действий, представляющих специфическую черту человеческой деятельности (=> целеобразование). Чем сложнее поставленная цель, тем более длительный путь нужно пройти для ее осуществления. Поэтому достижение больших целей предполагает прогнозирование и планирование деятельности. Планирование предполагает выдвижение как конечной, так и промежуточных целей. Разработанная система целей и средств предусматривает направленное изменение объектов и самой деятельности. Цель задает действие, действие обеспечивает достижение цели. Характеризуя цель, можно охарактеризовать действие. Цели бывают весьма разнообразны, а главное — разномасштабны. Крупные цели членятся на более мелкие, те могут дробиться дальше. Соответственно крупное действие есть последовательность действий более низкого порядка с переходами на разные уровни иерархической системы действий. Чтобы понять, что побуждает человека ставить цели и добиваться их осуществления, нужно обратиться к понятиям потребностей и мотивов. ЦЕЛЬ СЕКСУАЛЬНАЯ — согласно З. Фрейду — термин, означающий поступок, к осуществлению коего стремится половое влечение; иначе — действие, на кое толкает половое влечение (=> цель сексуальная нормальная). ЦЕЛЬ СЕКСУАЛЬНАЯ ИНФАНТИЛЬНАЯ — цель сексуальная ребенка; согласно З. Фрейду, состоит в том, чтобы получить удовлетворение путем соответственного раздражения некоей избранной зоны эрогенной. ЦЕЛЬ СЕКСУАЛЬНАЯ НОРМАЛЬНАЯ — согласно З. Фрейду — нормальное соединение гениталий в акте совокупления, ведущем к разрешению сексуального напряжения и к временному угасанию сексуального влечения (удовлетворение, подобное насыщению при голоде). ЦЕЛЬ СЕКСУАЛЬНАЯ ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ — стремление к разрядке сексуального напряжения. ЦЕЛЬ СЕКСУАЛЬНАЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ — промежуточный процесс отношения к объекту сексуальному — на пути к совокуплению — как ощупывание и разглядывание, что само по себе дает наслаждение, а с другой стороны — повышает возбуждение, кое должно длиться до достижения цели сексуальной окончательной. ЦЕНЗУРА — согласно З. Фрейду — функционально-образное представление сил и тенденций, фильтрующих бессознательные импульсы и препятствующие их проникновению в сознание. Роль цензуры могут играть различные вытесняющие тенденции, предсознательное и прочие, проявляемые и действующие в зоне перехода от бессознательного к сознательному. Все, отклоненное цензурой, находится в состоянии вытеснения. Во время сна влияние цензуры ослабляется. Цензура служит для опосредования отношения бессознательного с другими уровнями Она вытесняет осуждаемые личностью чувства, мысли и желания в область бессознательного и не допускает обратный прорыв в сознание вытесненного содержания. Но бессознательное все же проявляется в поведении и психике человека — в обмолвках, описках, ошибках памяти, сновидениях, несчастных случаях, неврозах. Осознание этого в ходе психоаналитической терапии ведет к устранению болезненных симптомов. ЦЕННОСТЬ — понятие, используемое в философии и социологии для обозначения объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного. С позиций материализма признается объективный и трансцендентный характер ценности по отношению к индивидуальному сознанию и деятельности; ценности рассматриваются как продукт жизнедеятельности групп и общностей социальных, человечества в целом, выступающих как единый совокупный субъект. Можно говорить о трех формах существования ценности: 1) она выступает как общественный идеал, как выработанное сознанием общественным, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах жизни общественной; такие ценности могут быть и общечеловеческими, «вечными» (истина, красота, справедливость), и конкретно-историческими (патриархат, равенство, демократия); 2) она предстает в объективированной форме в виде произведений материальной и духовной культуры либо человеческих поступков — конкретных предметных воплощений общественных ценностных идеалов (этических, эстетических, политических, правовых и пр.; 3) ценности социальные, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности как ценности личностные — один из источников мотивации ее поведения. Каждому человеку присуща индивидуальная, специфическая иерархия ценностей личностных, служащих связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между бытием общественным и индивидуальным. Система их складывается в процессе деятельностного распредмечения индивидами содержания ценностей общественных, объективированных в произведениях материальной и духовной культуры. Как правило, для ценностей личностных характерна высокая осознанность; они отражаются в сознании в виде ориентации ценностных и служат важным фактором регуляции социальной взаимоотношений людей и поведения индивида (-> единство ценностно-ориентационное). ЦЕНТРАЦИЯ — 1. Эффект, обнаруженный в гештальт-психологии немецкими психологами В. Келером и М. Вертхаймером при исследовании иллюзий зрительных; состоит в том, что элементы, на коих фиксируется взгляд, переоцениваются по сравнению с остальными: поле восприятия как бы расширяется в зоне фокуса внимания — при одновременном сжатии и некоим искажении периферийной части поля. Следствие центрации — частичная деформация воспринимаемого объекта, возможность появления «систематических ошибок» в оперировании с его образом и практической деятельности с ним. 2. Понятие генетической теории Ж. Пиаже, выражающее затруднения в переходе на позицию объективного наблюдателя. Предстает как свойство эгоцентризма в процессе мышления и как поглощенность перцептивно воспринимаемыми свойствами предметов. В работах Пиаже обосновано качественное различие форм центрации в восприятии и интеллекте. Как проявления эффекта центрации на разных уровнях психической организации Пиаже рассматривал эгоцентризм личности, религиозные и политические стереотипы на уровне сознания общественного, и пр. При этом как общий механизм преодоления смысловых искажений, вносимых эффектом центрация, выступает процесс децентрации. 3. Эффект центрации был обнаружен и в исследованиях по восприятию межличностному американского психолога С. Аша; он установил, что в создании целостного представления о личности другого человека некие его воспринятые качества выступают как центральные, и вокруг них группируются другие характеристики и качества. ЦЕПКОСТЬ — психический феномен способности к фиксации ранних впечатлений сексуальной жизни. ЦИКЛОГРАММА — метод, который предложил Марей в XIX в. для исследования движений. Основан на использовании циклографии — то есть фотографирования в затемненном помещении через дозированные промежутки времени положения светящихся меток, находящихся на подвижных частях тела испытуемого. _Ч_ ЧАСЫ БИОЛОГИЧЕСКИЕ — внутренние генетически запрограммированные механизмы регуляции биологических ритмов организма, служащие для временного упорядочения биологических функций и поведения. Их периодичность различна и может варьировать от нескольких минут до суток и даже до года. Базовыми являются биологические эндогенные механизмы в виде короткопериодических химических или физико-химических процессов клеточного уровня. На их основе работают механизмы с суточной, лунной, сезонной периодичностью. ЧЕЛОВЕК — существо, воплощающее высшую ступень развития жизни на Земле, субъект общественно-исторической деятельности. Как субъект и продукт деятельности трудовой в обществе является системой, где физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство. Психология изучает в человеке психику и ее развитие (-> социогенез), его индивидуально-психологические особенности (-> индивидуальность; личность), роли, выполняемые им в социальной жизни, его деятельность и общение. Практически вся психология обращена к проблеме человека как индивида, включенного в социальные связи, его развития в процессах обучения и воспитания, его формирования в деятельности и общении. ЧЕЛОВЕК: БИОТИП — одна из разновидностей типологии человека, выделяемая по нейрогуморальному основанию и основанная на особенности реагирования системы симпатико-адреналовой человека на воздействия среды, что внешне проявляется в определенных особенностях поведения. Выделяются три вида биотипа человека. 1. А-тип — адреналовый; представители характерны повышенной тревожностью, обостренным чувством ответственности, серьезным отношением к делу. Обычно эти люди не умеют отдыхать, поскольку их постоянно одолевают сомнения и неудовлетворенность. Избыточные, неадекватные нервные нагрузки часто приводят к различным сердечно-сосудистым заболеваниям. Среди мужчин этот тип достигает 37.8%, среди женщин — 30.1%. 2. НА-тип — норадреналовый; представители характерны повышений внутренней напряженностью. Это в основном замкнутые, немногословные люди, очень серьезные, скрытные и властные; их достоинство — целеустремленность, способность добиваться высоких результатов в своей деятельности, преодолевая трудности и препятствия. Но если достижение честолюбивых планов переходит в самоцель, то при неудаче они могут чрезмерно фиксироваться на неприятных переживаниях. Подавленные эмоции и подозрительность часто приводят их к нервным срывам, сердечно-сосудистым заболеваниям. Среди мужчин этот тип составляет 17.0 %, среди женщин — 26.1%. 3. А + НА-тип — смешанный; представители характерны повышенной эмоциональностью и постоянными колебаниями настроения. Они артистичны, стремятся быть на виду, привлекать внимание. Им свойственно богатое воображение, тонкость чувств, способность к сопереживанию. От неприятностей они нередко убегают в болезнь. Среди мужчин этот тип составляет 34.2 %, а женщин — 22.8 %. Определяются биотипы с помощью специального метода адренограммы, разработанного В. Н. Васильевым. Суть метода состоит в определении с помощью функциональных проб соотношения выделяемых организмом гормонов адреналина (А) и норадреналина (НА) в различное время суток. Это соотношение имеет свою клиническую интерпретацию, графическое изображение и нормы для людей разного возраста в состоянии покоя и при разных стрессовых нагрузках. Особенно ярко биотипические особенности поведения проявляются в экстремальных ситуациях. Биотипы различаются также по клиническим, биохимическим, иммунологическим и другим показателям. ЧЕЛОВЕК: КОНСТИТУЦИЯ — система генетически обусловленных морфологических, физиологических и психических особенностей индивида, позволяющая отнести его к одному из ряда определенных типов. Как было показано — прежде всего на клиническом материале (Э. Кречмер, У. Шелдон, X. Ю. Айзенк) — между телосложением, внешним видом и определенными психическими свойствами личности имеются некие корреляции. ЧЕЛОВЕК: ОНТОГЕНЕЗ — специфически человеческий путь онтогенеза — усвоение, или присвоение общественно-исторического опыта. У животных он полностью отсутствует. Отсюда обучение и воспитание — это общественно выбранные способы передачи человеческого опыта, обеспечивающие «искусственное развитие ребенка» (в противовес «естественному развитию детеныша животного»). Генеральный путь онтогенеза человека — присвоение искусственного, культурно созданного опыта, а не развертывание естественно заложенного. Этот путь и определяет социальную природу психики человека. ЧЕЛОВЕК: ОРИЕНТИРОВАНИЕ (три ориентирования человека) — согласно Э. Фромму, формы и способы ориентации и проявления фундаментальных тенденций человека — некрофилии, нарциссизма и влечения инцестуального, — кои в злокачественных проявлениях обнаруживают стремление к «схождению». ЧЕЛОВЕК: ПОДХОД КОМПЛЕКСНЫЙ (комплексный подход к человеку) — систематическое изучение целостного индивидуалвно-психологического становления человека на всех этапах его пути жизненного. Согласно принципам подхода комплексного к человеку, сформулированным Б. Г. Ананьевым, индивидуальное развитие человека выступает в трех планах: 1) онтопсихологическая эволюция психофизиологических функций — характеристика человека как индивида; 2) становление деятельности и истории развития человека как субъекта труда — характеристика человека как субъекта деятельности; 3) путь жизненный человека — характеристика человека как личности. Результат объединения всех свойств индивида, личности и субъекта деятельности образует психологическую неповторимость человека, его индивидуальность. Развитие человека рассматривается прежде всего с позиции формирования его как индивидуального целого, как конечный результат такого взаимодействия «натурального» и «культурного» рядов, онтогенеза и биографии, характер коего обусловлен в первую очередь конкретно-историческими условиями общественной жизни человека, когда структура социальных связей, реализующихся в деятельности совместной с другими людьми и в общении, переходит во внутреннюю структуру самой личности. Подход комплексный к человеку как целостному образованию, явленному в единстве его природных и социальных условий, позволяет исследовать его психологическое содержание по двум направлениям: 1) субординационному или иерархическому, согласно коему более сложные и общие специальные свойства личности подчиняют себе более элементарные и частные социальные и психофизиологические свойства; 2) координационному, согласно коему взаимодействие различных психических свойств и функций допускает относительную их автономию. Показана сложная, но устойчивая взаимосвязь характеристик человека как индивида и как личности, выявлены закономерные стадии их появления и развития, определены возрастные и половые различия в их функционировании, установлена взаимосвязь между сенсорными, интеллектуальными, мнемическими и другими функциями и их зависимость от индивидуального жизненного пути человека. ЧЕЛОВЕКОВОСПРИЯТИЕ (восприятие человека человеком) — понятие, используемое в психологии социальной. Означает процесс построения индивидом образа другого человека, разворачиваемый при непосредственном общении с ним. Включает в себя все уровни отражения психического. Этому процессу свойственны особые временные характеристики: 1) первоначально при восприятии незнакомого человека главное внимание уделяется его внешности — экспрессии лица, глазам, прическе, движениям выразительным; 2) при разворачивании процесса восприятия формируются представления о чертах характера человека, его способностях, интересах, эмоциональных состояниях; очень часто все это группируется вокруг его профессиональной характеристики. В человековосприятии выделяются четыре основных стратегии: 1) аналитическая — при коей каждый элемент внешности интерпретируется как признак свойств личности (носит очки — значит, ученый); 2) эмоциональная — при коей непосредственно невоспринимаемые свойства личности интерпретируются в зависимости от ее общей привлекательности или непривлекательности; 3) перцептивно-ассоциативная — при коей личности приписываются свойства другого человека, внешне похожего; 4) социально-ассоциативная — при коей личности приписываются свойства той группы социальной, к коей она по видимости относится. ЧЕРТА ЛИЧНОСТНАЯ (черта личности) — устойчивые, повторяющиеся в различных ситуациях особенности поведения индивида. Их обязательные свойства: 1) степень выраженности у разных людей; 2) трансситуативность — проявляемость в любых ситуациях; 3) потенциальная измеримость — доступность измерению с помощью специально разработанных опросников и тестов. В психологии личности экспериментальной особенно полно исследованы такие черты личностные, как экстраверсия — интроверсия, тревожность, ригидность, импульсивность. ЧЕСТОЛЮБИЕ — выраженность в личности мотивов достижения первенства, стремление к славе, к получению наград, к почетному положению в некоей области деятельности, сфере жизни общественной. Гипертрофированное честолюбие усиливается тщеславием — высокомерным отношением к другим. Честолюбие как стремление к общественному признанию может играть относительно положительную роль, стимулируя повышенную активность социальную человека. Но, будучи индивидуалистическим по характеру, оно препятствует воспитанию личности в духе коллективизма, потребности в разумном сочетании общественных и личных интересов. ЧТЕНИЕ ГУБНОЕ (чтение с губ) — распознание речи путем восприятия зрительного видимых движений органов речи. ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ — 1. В психофизике — величина, обратно пропорциональная порогу ощущения. Соответственно различаются чувствительность абсолютная и дифференциальная (разностная). 2. В психологии дифференциальной и характерологии — повышенная готовность к реакциям аффективным. 3. Общая способность к ощущению — способность организмов активно реагировать на раздражения, отражать воздействия, биологически нейтральные, но объективно связанные с биотическими свойствами. Появляется в филогенезе, когда организмы начинают реагировать на факторы среды, выполняющие сигнальную функцию в отношении к имеющим прямое биологическое значение воздействиям. Здесь отражение, согласно А. Н. Леонтьеву, имеет два аспекта: в объективном смысле — реагирование на данный агент, прежде всего двигательное; в субъективном — внутреннее переживание, ощущение данного объекта. Чувствительность как способность иметь ощущения составляет основу личности. Уровни развития разного рода чувствительности — это задатки для развития способностей. Классификация видов чувствительности совпадает с существующими классификациями ощущений. Так, выделяются виды чувствительность, отличающиеся по степени детальности проводимого сенсорного анализа. Учитывая характер раздражителя, можно говорить о чувствительности к действию механических, оптических, химических, температурных и прочих стимулов. Чувствительность организма можно оценить не только на основе ощущений, но и по изменению протекания различных процессов психофизиологических. В результате обычно получаются несколько различные показатели; например, чувствительность зрительная, определяемая по реакции изменения интегральных ритмов мозга, оказывается выше чувствительности, оцениваемой на основании словесного отчета испытуемого. Появление новых теоретических представлений (теория обнаружения сигнала) в психофизике позволило создать обобщенные определения чувствительности, независимые от понятия порога ощущения. ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ВИБРАЦИОННАЯ — чувствительность к колебательным воздействиям на кожу. Предполагается, что она является переходной формой между чувствительностью тактильной и слуховой. С ее помощью воспринимаются воздействия в диапазоне 1 — 10000 Гц; особенно высока чувствительность к частотам 200 — 250 Гц. Более развита чувствительность вибрационная у дистальных частей конечностей, благодаря чему возможно обучение глухих звуковой речи. ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ НОЦИЦЕПТИВНАЯ — чувствительность, позволяющая распознавать вредоносные для организма воздействия. Этот вид чувствительности субъективно может представляться в виде боли, или же в виде различных интерорецептивных ощущений, — таких как изжога, тошнота, головокружение, зуд, онемение. ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПРОТОПАТИЧЕСКАЯ — форма кожной чувствительности, характерная этапу восстановления после травмы кожной поверхности, когда слабое прикосновение к коже либо вовсе не вызывает ощущения, либо вызывает ощущение болевое. ЧУВСТВО — одна из основных форм переживания своего отношения к предметам и явлениям действительности, — эмоциональные переживания, в коих отражается устойчивое отношение индивида к определенным предметам или процессам внешнего мира. В отличие от ситуативных эмоций и аффектов, отражающих субъективное значение предметов в конкретных сложившихся условиях, чувства выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость. Открывая личности предметы, отвечающие ее потребностям, и побуждая к деятельности по их удовлетворению; они представляют собой конкретно-субъективную форму существования потребностей. Формирование чувств — необходимое условие развития человека как личности. Само по себе знание мотивов, идеалов, норм поведения недостаточно для того, чтобы ими руководиться; только став предметом устойчивых чувств, эти знания становятся реальными побуждениями к деятельности. Чувства общественно обусловлены и историчны, как и сама личность. В онтогенезе чувства появляются позже, чем эмоции ситуативные; они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, школы, искусства и других общественных институтов. Предметами чувств становятся прежде всего явления и условия, от коих зависит развитие событий, значимых для личности и потому воспринимаемых эмоционально. Возникая как результат обобщения опыта эмоционального, сформированные чувства становятся ведущими образованиями сферы эмоциональной и начинают сами определять динамику и содержание эмоций ситуативных: так, из чувства любви к близкому человеку в зависимости от обстоятельств могут развиться тревога за него; горе при разлуке, радость при встрече; гнев, если любимый человек не оправдал надежд, и пр. Такие эмоции ситуативные уточняют содержание чувств в сложившихся условиях и, побуждая к определенным действиям, способствуют развитию вызываемой чувствами деятельности. Иногда чувства и сопряженные с ними эмоции могут вызывать противоречивые отношения к их объекту (-> чувство: амбивалентность). В процессе формирования личности чувства организуются в иерархическую систему, где одни чувства занимают ведущее положение, другие — остаются потенциальными, нереализуемыми тенденциями. Содержание доминирующих чувства определяет одну из важнейших характеристик направленности личности. Самая распространенная классификация чувств выделяет отдельные их подвиды по сферам деятельности, где они проявляются: 1) особую группу составляют чувства высшие, в коих заключено все богатство эмоциональных отношений человека к социальной действительности; а) среди них важное место занимают чувства практические, связанные с деятельностью — трудом, учением, спортом; b) сюда относятся также чувства эстетические, предполагающие осознанную или неосознанную способность руководствоваться понятиями прекрасного при восприятии явлений действительности; 2) к области чувств нравственных относится все то, что определяет отношение человека к социальным учреждениям, к государству, к другим людям, к самому себе, и пр.; 3) деятельность познавательная порождает чувства познавательные, или интеллектуальные; их предмет — как сам процесс приобретения знаний, так и его результат; их вершина — обобщенное чувства любви к истине; 4) чувства интеллектуальные, практические, эстетические чувства возникают в единстве с чувства нравственными и обогащаются в связи с ними. По степени обобщенности предметного содержания чувства подразделяются так: 1) конкретные — например, чувства к ребенку, произведению искусства; 2) обобщенные — чувства к детям вообще, к музыке; 3) абстрактные — чувства справедливости, трагического. Отсутствие исчерпывающей классификации чувства объясняется их большим разнообразием и исторической изменчивостью.
Психология (5)\Психология (3)\Психология (2)\Психология (1)\Психология (4)
Психология (6)\Психология (7)\Психология (8)\Психология (9)\Психология (10)
МИФОЛОГИЯ
СИЛА И МУДРОСТЬ СЛОВА
ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОЛОГИЯ | РИТОРИКА
ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ
РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.