Меню
Назад » »

Психология. (108)





















 
    ПСИХОЛОГИЯ



ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ — процесс порождения внешних действий, высказываний и прочего на основе преобразования ряда внутренних структур, сложившихся на основе интериоризации внешней социальной деятельности человека. Своего рода «перевод» внутренних структур на «внешний» язык. ЭКСТЕРНАЛИЗАЦИЯ — полностью или частично осознанное вплетение в рассказ теста апперцептивного тематического событий собственной жизни. Иногда может обнаруживаться как озарение. ЭКСТЕРНАЛЬНОСТЬ (экстернальность и интернальность) — предрасположение индивида к определенной форме локуса контроля. Если ответственность за события, происходящие в жизни, человек в большей мере принимает на себя, объясняя их своим поведением, характером, способностями, это говорит о наличии у него внутреннего (интервального) контроля. Если же доминирует склонность приписывать причины происходящего внешним факторам — внешней среде, судьбе или случаю — это говорит о наличии у него внешнего (экстернального) контроля. ЭКСТЕРОЦЕПТОР (экстерорецептор) — специализированные рецепторы, воспринимающие внешние раздражения. Расположены на поверхности тела, в том числе слизистых оболочках носа, рта и языка, — либо диффузно, рассеянно, либо входя в состав особых органов чувств (-> интероцептор). ЭКСТРАВЕРСИЯ — обращенность сознания и внимания субъекта преимущественно на то, что происходит вне его, вокруг него. Одна из базовых черт личностных. Противоположное понятие — интроверсия. ЭКСТРАПУНИТИВНОСТЬ — склонность перекладывать вину за неудачи на других людей. ЭКСТРАСПЕКЦИЯ — так можно назвать отчеты испытуемых о своих ощущениях — о том, что они видят, слышат и пр. (=> моноспекция). ЭКСХИБИЦИОНИЗМ (эксгибиционизм) — форма перверсии половой, характерная тем, что субъект испытывает половое удовлетворение при демонстрации лицам противоположного пола своих половых органов в обычных бытовых ситуациях. ЭКСХИБИЦИОНИЗМ СЛОВЕСНЫЙ — вариация эксхибиционизма, характерная тем, что сексуальное удовлетворение достигается при нашептывании непристойностей или интимных подробностей лицам противоположного пола. ЭЛЕКТРОРЕТИНОГРАФИЯ -> ретинография. ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАММА (ЭЭГ) -> энцефалограмма. ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ — свойство человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Одна из основных составляющих темперамента. Свойства эмоциональности как одной из сфер проявления темперамента — впечатлительность, чувствительность, импульсивность и пр. Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации, имеющие особую значимость для субъекта. Они неразрывно связаны со стержневыми особенностями личности, ее нравственным потенциалом: направленностью сферы мотивационной, мировоззрением, ориентациями ценностными и пр. Качественные свойства эмоциональности характеризуют отношение индивида к явлениям внешнего мира и выражаются в знаке и модальности доминирующих эмоций. К динамическим свойствам эмоциональности относятся особенности появления, протекания и прекращения эмоциональных процессов и их внешнего выражения. ЭМОЦИЯ — состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражаемые прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания смысла жизненного явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Непременные компоненты жизнедеятельности, могучее средство активизации сенсорно-перцептивной деятельности личности. В теории деятельности определяются как отражение отношения результата деятельности к ее мотиву, являются одним из главных регуляторов деятельности. Если с позиции мотива деятельность успешна, возникают положительные эмоции; если неуспешна — отрицательные. Эмоции возникают лишь в связи с такими событиями или результатами действий, кои связаны с мотивами. Если человека что-то волнует, значит, это затрагивает его мотивы. Эмоции — очень важный показатель и потому — ключ к разгадке неосознаваемых мотивов. Нужно только подмечать, по какому поводу они возникают и какого они свойства. Б ходе эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Простейшая, базовая форма эмоции — так называемый тон эмоциональный ощущений — генетически обусловленные непосредственные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные впечатления (например, вкусовые, температурные, болевые) и побуждающие к их сохранению или устранению. В условиях экстремальных, когда субъект не справляется с возникшей ситуацией, развиваются аффекты. Другой формой эмоций являются аффекты, являющие собой весьма сильные эмоциональные переживания, связанные с активным поведением по разрешению экстремальной ситуации. В отличие от аффектов собственно эмоции имеют выраженную привязку к достаточно локальным ситуациям, которая образовалась прижизненно. Они могут возникать и без действия актуальной ситуации их образования; в этом аспекте они выступают ориентирами деятельности. Эмоции по происхождению представляют собой форму видового опыта: ориентируясь на них, индивид совершает требуемые действия (например, по избеганию опасности, продолжению рода), целесообразность коих от него скрыта. Эмоции важны и для приобретения индивидуального опыта — в этом случае они вызываются ситуациями и сигналами, предшествующими прямым вызывающим эмоции воздействиям, что позволяет заблаговременно к ним приготовиться. Уровень энергетической мобилизации (активации) организма, нужный для реализуемых эмоциями функций, обеспечивается системой нервной вегетативной в ее взаимодействии со структурами мозга головного, представляющим центральный нервный субстрат эмоции. При эмоциях происходят изменения в деятельности органов дыхания, пищеварения, системы сердечно-сосудистой, желез внутренней секреции, скелетной и гладкой мускулатуры и пр. Эмоции человека относятся к процессам внутренней регуляции поведения. Будучи субъективной формой выражения потребностей, они предшествуют деятельности по их удовлетворению, побуждая и направляя ее. Их важная особенность в том, что в общественно-исторической практике был выработан особый эмоциональный язык, который может передаваться как некое общепринятое описание. На этой основе существует, в частности, эмоциональный отклик на произведения искусства, имеющие достаточно жесткую привязку к определенной исторической эпохе. Высший продукт развития эмоций человека — устойчивые чувства к предметам, отвечающим его высшим потребностям. Сильное, абсолютно доминирующее чувство называется страстью. События, сигнализирующие о возможных изменениях в жизни человека, наряду со специфическими эмоциями могут вызывать изменения общего эмоционального фона — настроения. Эмоциональная жизнь человека наполнена многообразным содержанием; эмоции выражают оценочное отношение: 1) к отдельным условиям, способствующим или препятствующим осуществлению деятельности — например, страх, гнев; 2) к конкретным достижениям в ней — радость, огорчение; 3) к сложившимся или возможным ситуациям и пр. Характер и динамика эмоций ситуативных определяются как объективными событиями, так и чувствами, из коих они развиваются; так, из любви может развиться гордость любимым человеком, огорчение из-за его неудач, ревность и пр. Отношение к отражаемым явлениям как главное свойство эмоций представлено: 1) в их качественных характеристиках; к ним относится: а) знак — положительный, отрицательный; b) модальность — удивление, радость, отвращение, негодование, тревога, печаль и пр.; 2) в динамике протекания самих эмоций — длительность, интенсивность и пр.; 3) в динамике внешнего выражения эмоций — эмоциональной экспрессии — в мимике, речи, пантомимике. Эмоции различаются степенью осознанности. Конфликт между осознанными и неосознанными эмоциями чаще всего лежит в основе неврозов. Развитие эмоций в онтогенезе выражается: 1) в дифференциации качеств эмоций; 2) в усложнении объектов, вызывающих эмоциональный отклик; 3) в развитии способности регулировать эмоции и их внешнее выражение. Эмоциональный опыт изменяется и обогащается в ходе развития личности в результате сопереживаний (-> эмпатия), возникающих в общении с прочими людьми, при восприятии произведений искусства, под влиянием средств массовой информации. Эмоции выступают в роли регуляторов общения, влияя на выбор партнеров общения и определяя его способы и средства. Одно из средств общения — движения выразительные, имеющие сигнальный и социальный характер. При многих общих чертах они существенно различаются в разные исторические эпохи ив различных культурах. ЭМОЦИЯ АСТЕНИЧЕСКАЯ — эмоции, переживание коих снижает общий тонус организма, его активность, работоспособность и пр. Сюда относятся состояния подавленности, отчаяния, грусти и пр. (=> чувство астеническое). ЭМОЦИЯ БАЗАЛЬНАЯ — теоретический конструкт, объединяющий минимальный набор эмоций, на базе коих формируется все многообразие эмоциональных процессов и состояний. К базальным относятся эмоции радости, горя (печали), страха, гнева, удивления, отвращения. Именно они проявляются при электрической стимуляции различных подкорковых зон мозга головного. ЭМОЦИЯ ПЕРВИЧНАЯ — генотипически обусловленные простейшие эмоциональные переживания: удовольствие-неудовольствие, боль, страх, гнев и пр. ЭМОЦИЯ СТЕНИЧЕСКАЯ — эмоции, переживание коих повышает общий тонус организма, его активность, работоспособность и пр. (=> чувство стеническое). ЭМПАТИЯ — постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека. Способность индивида к параллельному переживанию тех эмоций, что возникают у другого индивида в ходе общения с ним. Понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания. Термин ввел в психологию Э. Титченер. Различаются: 1) эмпатия эмоциональная — основанная на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого; 2) эмпатия когнитивная — базируемая на процессах интеллектуальных — сравнение, аналогия и пр.; 3) эмпатия предикативная — проявляемая как способность предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях. Как особые формы эмпатии выделяются: 1) сопереживание-переживание тех же состояний эмоциональных, что испытывает другой, через отождествление с ним; 2) сочувствие — переживание собственных состояний эмоциональных в связи с чувствами другого. Важная характеристика процессов эмпатия, отличающая ее от других видов понимания, как идентификации, принятия ролей, децентрации и прочего, — слабое развитие рефлексивной стороны (-> рефлексия), замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта. Установлено, что эмпатическая способность обычно возрастает с ростом жизненного опыта; эмпатия легче реализуется при сходстве поведенческих и реакций эмоциональных субъектов. ЭМПИРИЗМ — направление в философской теории познания, сводящее его к чувственному опыту. ЭНДОГЕННЫЙ — внутреннего происхождения, вызываемый внутренними причинами. Противоположное понятие — экзогенный. ЭНДОПСИХИКА — согласно А. Ф. Лазурскому — совокупность внутренних психических и психофизических функций: темперамент, характер, умственная одаренность и пр. ЭНЕРГИЯ — 1. Общая мера различных видов движения и взаимодействия. 2. Мера движения, мера способности производить работу, — одно из основных свойств материи. 3. Деятельная сила, настойчивость, решительность в действиях, в достижении цели. ЭНЕРГИЯ ОРГОННАЯ -> оргон. ЭНЦЕФАЛОГРАММА — запись электрической активности мозга головного или его отдельных участков в течение некоего промежутка времени, выполненная посредством специального прибора — энцефалографа (электроэнцефалографа). ЭНЦЕФАЛОГРАФ (электроэнцефалограф) — специальный прибор для исследования деятельности мозга головного путем регистрации его биоэлектрической активности, фиксируемой посредством электродов, размещаемых на коже головы или непосредственно на мозге. ЭНЦЕФАЛОГРАФИЯ — метод исследования деятельности мозга головного путем регистрации его суммарной биоэлектрической активности, фиксируемой посредством электродов, размещаемых на коже головы или непосредственно на мозге. ЭОНИЗМ — отклонение сексуальное — возбуждение от одежды противоположного пола. ЭПИЛЕПСИЯ — заболевания неврологического происхождения, характерное периодическими приступами судорог, сопровождающимися различными нарушениями психическими, в, том числе — потерей сознания. ЭПИЛЕПТОИД — характерные признаки — крайняя раздражительность, доходящая до приступов ярости и гнева, периодические расстройства настроения с примесью тоски, страха, гнева, а также определенные моральные дефекты. Эпилептоиды — люди крайне эгоистичные, напряженно деятельные, настойчивые и очень аффективные. Они — страстные . любители острых ощущений. У них могут также наблюдаться скрупулезная мелочность, педантизм, скопидомство. Еще им свойственны лицемерие и ханжество. Во всех их проявлениях содержатся элементы раздражительности, озлобленности, гнева, что делает их чрезвычайно тяжелыми для окружающих. Они агрессивны, мелочно обидчивы, придирчивы, готовы все критиковать и исправлять, крайне злопамятны и мстительны. Также — склонны к насильственным действиям, отчего нередко оказываются среди осужденных. Физиологическая основа эпилептоидного характера, как предполагается, — сила примитивных влечений и вязкость процессов нервных. ЭПИСТЕМОЛОГИЯ ГЕНЕТИЧЕСКАЯ — направление в исследованиях мышления, разработанное Ж. Пиаже и его школой (-> школа Женевская). В центре внимания стоит исследование психологических механизмов, обусловливающих структуру и развитие знания (эпистемология — теория познания). Поставлена цель создать общую теорию развития познания, синтезирующую данные онтогенеза (экспериментально-психологического изучения интеллекта ребенка) и филогенеза (истории науки, общих теорий современной логики и математики). Параллели между этими двумя рядами усматривались в изменении характера отношений между субъектом и объектом операций умственных как у индивида, так и в ходе общей эволюции научных идей. На обоих уровнях прогресс выражается в преодолении эгоцентризма и феноменализма, в углублении рефлексии и построении логико-математических структур. Теория познания Пиаже представляет собой новый вариант концепции биогенетической. Как исторический, так и" онтогенетический процесс развития знаний начинается с состояния эгоцентризма и феноменализма, характерного невозможностью осмыслить собственную позицию познающего субъекта. В дальнейшем это развитие происходит и за счет все большего проникновения в сущность объекта, и за счет рефлексии собственной активности познавательной. Такая стратегия исследования была применена Пиаже, например, при генетическом анализе формирования физических понятий скорости и длительности, что позволило вывести их из отношений пространственного порядка. Эпистемология генетическая способствовала разработке проблемы отношений между логикой и психологией мышления, оказав большое влияние и на развитие концепции Пиаже. Однако ее исходный замысел не получил продуктивного развития из-за игнорирования роли социальных факторов в развитии познания. ЭПИФЕНОМЕН — придаток к явлению — феномену; побочное явление, сопутствующее другим явлениям, но не оказывающее на них влияния. ЭПИФЕНОМЕНАЛИЗМ — учение, согласно которому психика не играет активной роли в жизни и деятельности и есть лишь избыточный продукт материальных (физиологических) процессов. С позиций материализма, эпифеноменализм отвергается; психика же рассматривается как активное отражение реальности, регулирующее процесс жизнедеятельности. ЭРГОГРАФИЯ — метод графической регистрации мышечной работы. ЭРГОНОМИКА — общее название группы наук, занимающихся комплексным изучением человека в деятельности производственной и оптимизацией средств и условий труда. В состав эргономики включаются прикладные разделы: психологии инженерной; психологии, физиологии и гигиены труда; антропологии; некие аспекты организации труда научной, эстетики технической, кибернетики, теории систем общей, теории управления автоматического и пр. Эргономика теснейшим образом связана с дизайном (художественным конструированием) техники, рабочих мест, интерьеров, средств и систем транспорта, визуальных коммуникаций и пр. Предмет эргономики — изучение и оптимизация систем человек — машина — среда. Ее методологическую основу образует подход системный, позволяющий получить всестороннее представление о трудовом процессе и о путях его совершенствования. Эргономика совместно с психологией инженерной решает такие проблемы: 1) оценка надежности, точности и стабильности работы человека-оператора; 2) распределение функций между человеком и машиной; 3) исследование влияния напряженности психической, утомления, стресса, состояний эмоциональных на эффективность труда; 4) разработка методов и средств отбора и обучения специалистов. ЭРЕЙТОФОБИЯ — вид невроза, характерный патологической боязнью покраснеть в присутствии людей (=> фобия). ЭРИТРОПСИЯ -> хроматопсия. ЭРОС — у З. Фрейда — одно из обозначений влечения сексуального, инстинкта сексуального и инстинкта жизни. В греческой мифологии Эрос (Эрот) — бог любви, одно из четырех космогонических первоначал, наряду с Хаосом, Геей и Тартаром. ЭРОТИКА — чувственность, обращенность, склонность к половой жизни, ее изображению и пр. ЭРОТИКА АНАЛЬНАЯ — эротические ощущения, связанные с раздражением заднепроходного отверстия (ануса), являющего собой, согласно З. Фрейду, одну из зон эрогенных. ЭРОТИКА УРЕТРАЛЬНАЯ — понятие, означающее совокупность эротических ощущений, связанных с раздражением протокообразного органа, соединяющего в себе части мочевого и полового аппарата, — согласно психоанализу, одной из зон эрогенных. ЭРОТОГРАФОМАНИЯ — форма перверсии половой, характерная тем, что субъект испытывает половое возбуждение и удовлетворение при написании любовных писем. Названа по имени греческого бога любви. ЭТАЛОН — 1. Образцовая мера для воспроизведения, хранения и передачи единиц измерения с требуемой или наивозможной точностью. 2. Мерило, образец — обычно для сравнения с чем-либо. ЭТАЛОН СЕНСОРНЫЙ — понятие, разработанное А. В. Запорожцем в рамках теории формирования действий перцептивных. Означает системы чувственных качеств предметов, кои выделились в ходе общественно-исторического развития и затем предлагаются ребенку для усвоения и использования в качестве сенсорных образцов — при обследовании объектов, анализе их свойств, построении объектов. В качестве таковых могут рассматриваться геометрические фигуры, речевые фонемы и пр. ЭТАП — стадия в развитии некоего явления, процесса. ЭТАП ГЕНИТАЛЬНЫЙ -> сексуальность инфантильная. ЭТАП ДОГЕНИТАЛЬНЫЙ -> сексуальность инфантильная. ЭТАП ПОЛУГОДИЯ ВТОРОГО — период жизни ребенка между достижением полугодовалого возраста и кризисом первого года (-> кризис возрастной). В это время деятельностью ведущей является деятельность предметно-манипулятивная, и преимущественно для ее нужд происходит общение со взрослым, кое становится ситуативно-деловым. В рамках этого ситуативно-делового общения со взрослым ребенок овладевает культурно зафиксированными действиями с предметами. ЭТАП ПОЛУГОДИЯ ПЕРВОГО — период жизни ребенка между новорожденностью и достижением полугодовалого возраста. На этом этапе происходит овладение ребенком экспрессивно-мимическими средствами общения, кои проявляются как комплекс оживления. В это время складывается система аффективно-личностных связей с близкими взрослыми, требуемых для нормального дальнейшего развития. Также развивается активность познавательная, в рамках коей ребенок овладевает зрительными, оральными и мануальными познавательными действиями. ЭТИКА — 1. Учение о морали как одной из форм общественного сознания — о ее сущности, роли, законах развития. Одна из форм идеологии. 2. Совокупность, система норм нравственного поведения отдельной личности, общественной или профессиональной группы. ЭТИКА НОРМАТИВНАЯ — философское учение о должном поведении. Согласно З. Фрейду — терапевтическая попытка, старание посредством веления Сверх-Я достичь того, что пока не удалось достичь иными усилиями культуры, в первую очередь — устранения конституциональной склонности к агрессии. ЭТИОЛОГИЯ — раздел медицины, посвященный изучению причин и условий возникновения болезней. ЭТНОПСИХОЛОГИЯ — междисциплинарная отрасль знания, изучающая и разрабатывающая: 1) особенности психики людей различных народов и культур; 2) проблемы характера национального; 3) проблемы национальных особенностей мировосприятия; 4) проблемы национальных особенностей взаимоотношений; 5) закономерности формирования и функции самосознания национального, стереотипов этнических; 6) закономерности формирования сообществ, и пр. Создание специальной дисциплины — психологии народов было провозглашено уже в 1860 г. М. Лацарусом и X. Штейнталем, трактовавшим «народный дух»: 1) как особое, замкнутое образование, выражающее психическое сходство индивидов, принадлежащих к определенной нации; 2) как их самосознание; его содержание должно раскрываться путем сравнительного изучения языка, мифологии, морали и культуры. В начале XX в. эти идеи развил и частично реализовал в своей психологии народов В. Вундт. Позднее в США этнопсихология практически отождествляется с неофрейдистской теорией, пытавшейся вывести свойства национального характера из так называемой «базовой» (или «модальной») личности, коя ассоциировалась с типичными для данной культуры методами воспитания детей. Современная этнопсихология не составляет единого целого ни по тематике, ни по методам. В ней выделяется ряд самостоятельных направлений: 1) сравнительные исследования этнических особенностей психофизиологии, процессов когнитивных, памяти, эмоций, речи и прочего (кои теоретически и методически есть неотъемлемая часть соответственных разделов психологии общей и социальной); 2) культурологические исследования, направленные на уяснение особенностей символического мира и ориентации ценностных народной культуры (неразрывно связаны с соответственными разделами этнографии, фольклористики, искусствознания и пр.); 3) исследования сознания этнического и самосознания (заимствуют понятийный аппарат и методы из соответственных разделов психологии социальной, изучающих установки социальные, отношения межгрупповые и пр.); 4) исследования этнических особенностей социализации детей (понятийный аппарат и методы коих ближе всего к социологии и психологии детской). Поскольку свойства культуры национальной и свойства составляющих этнос (этническую общность) индивидов не тождественны, между культурологическими и психологическими исследованиями этнопсихологии всегда есть определенные расхождения. Абстрактные, необоснованные заключения о психологических особенностях народов способны оскорбить национальные чувства. Здесь острая проблема — надежность тестов и экспериментальных процедур, применяемых для исследования общностей этнических. Разработка этнопсихологии, особенно ее социально-психологических аспектов, имеет важное значение для интернационального воспитания. В этнопсихологии особое внимание уделяется изучению психологических причин конфликтов этнических, нахождению эффективных путей их разрешения, а также выявлению истоков роста самосознания национального, развития его в разных социальных и национальных средах.

 
 































Психология (5)\Психология (3)\Психология (2)\Психология (1)\Психология (4)
Психология (6)\Психология (7)\Психология (8)\Психология (9)\Психология (10)


МИФОЛОГИЯ
СИЛА И МУДРОСТЬ СЛОВА

ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОЛОГИЯ  | РИТОРИКА

ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ






РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT


      
     



ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )




ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar