- 10490 Просмотров
- Обсудить
ПСИХОЛОГИЯ
ЖИВОТНОЕ: ОБЩЕНИЕ (коммуникация) — передача информации от одной особи к другой — «язык животных». Общение животных, в отличие от человека, — закрытая врожденная система сигналов (звуков, выразительных поз и телодвижений, запахов). Общение посредством языка поз и движений может принимать форму ритуалов (-> животное: поведение ритуальное). По происхождению и механизму действий (зоопрагматика) способы общения животных различаются по каналам передачи информации (оптические, химические, акустические, тактильные и пр.) и степени ритуализации. Ритуализованные компоненты поведения — видотипичные, генетически фиксированные сигналы (позы, телодвижения, звуки), выполняемые подчеркнуто демонстративно (иногда В форме «диалога»); в определенной последовательности — в виде «ритуалов», «церемоний» — с четким информативным содержанием. Особенно сложные формы общения имеются у животных, живущих в сообществах (-> животное: сообщество). Жизнь стадами, стаями, семьями широко распространена среди животных. Характерная черта многих сообществ — иерархия их членов. Информативное содержание коммуникативных действий (зоосемантика) может относиться: 1) к сферам опознания — опознание принадлежности особи к определенному виду, сообществу, полу, опознание индивида среди сородичей и пр.; 2) к мотивации поведения — информация о физиологическом состоянии животного, например, о состоянии голода, полового возбуждения и пр.; 3) к отношениям со средой — оповещение об опасности, нахождении корма, места для отдыха и пр. ЖИВОТНОЕ: ПОВЕДЕНИЕ — присущее живым существам взаимодействие со средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью, внешние проявления деятельности психической. Это понятие применимо как к отдельным особям, индивидам, так и к их совокупностям (поведение биологического вида, группы социальной). Обычно считается, что основа всех форм поведения животных — инстинкты, точнее, инстинктивные действия — генетически фиксированные, наследуемые элементы поведения. Они, как и морфологические признаки, воспроизводятся в каждой особи данного вида в относительно неизменной форме. Если у низших животных преобладают инстинктивные формы программирования поведения, то у высших ведущую роль играют уже онтогенетически присвоенные программы управления поведением. ЖИВОТНОЕ: ПОВЕДЕНИЕ АГРЕССИВНОЕ — угроза и действия животного, направленные на представителей того же или, реже, другого вида животных; поведение, направленное на их уничтожение или устранение из сферы влияния. Может реализоваться в двух видах: в ситуации добычи или защиты и в ситуации ритуализованной борьбы, когда противоборство между соперниками (самцами) сопровождается специфическими предупреждающими сигналами (движения или звуки), служащими для запугивания. Слагается из двух противоположных компонент — нападения и бегства, относительная сила и взаимодействие коих определяют интенсивность и результативность столкновений. Внутривидовая борьба редко принимает форму истинной — неритуализованной — борьбы, с возможностью смертельного исхода. Как правило, поведение агрессивное проявляется в виде ритуализованной борьбы, без причинения серьезного вреда. При этом столкновения носят условный, «церемониальный» характер. Нападению предшествуют особые предупредительные движения или звуки, сменяемые демонстративными, «запугивающими» движениями. Биологическое значение поведения агрессивного животных состоит в обеспечении необходимых для нормальной жизнедеятельности дистанций между особями, в рассредоточении, в разграничении индивидуальных или стадных территорий, в расширении ареала обитания, а также в установлении внутристадных отношений соподчинения. Большую роль оно играет и в половом отборе. Элементы такого поведения входят в состав брачных ритуалов, животных. ЖИВОТНОЕ: ПОВЕДЕНИЕ ГРУППОВОЕ — согласованные совместные действия, поведение животных (многих высших беспозвоночных и позвоночных), выполняемые при жизни в сообществах — постоянных или временных объединениях, кои в отличие от простых скоплений имеют определенную структуру взаимодействий и общения: стадах, стаях, семьях и пр. Включает все формы межиндивидуальных отношений животных, в том числе между половыми партнерами, родительскими особями и детенышами, и прочие; реализуется непременно в условиях общения между членами сообщества (-> животное: коммуникация). Состав сообществ в их развитых формах более или менее постоянен. Проявляется в совместных поисках пищи, защите от врагов, уходе за потомством. Выступает как фактор биологической адаптации. Обусловливается такими факторами: 1) особенностями сообщества; 2) его постоянным или временным (сезонным) характером; 3) его иерархическими отношениями между членами (система соподчинения, статус вожака). Особенно сложные формы поведения группового имеются у животных, живущих сообществами (-> животное: сообщество). Обычно считается, что главное, отличающее его от общественной жизни людей — это подчиненность исключительно биологическим целям, законам и механизмам. Важная компонента поведения группового животных — так называемая агрессивность животных — действия, направленные против других представителей вида или приравниваемых к ним особей (-> животное: поведение агрессивное). Внутривидовая борьба ведется за господствующее положение в сообществе, за место ночевки или отдыха, пищу, гнездовой участок (-> животное: поведение территориальное), полового партнера и прочее, но редко принимает форму истинной борьбы. Обычно она ведется в форме мнимой, ритуализованной борьбы. Элементы агрессивности («импонирование») входят в брачные ритуалы животных («ухаживание»). ЖИВОТНОЕ: ПОВЕДЕНИЕ ДЕМОНСТРАЦИОННОЕ — форма коммуникаций у животных, призванная информировать другие особи о физиологическом состоянии животного. Чаще всего встречается при запугивании и ухаживании. При этом могут демонстративно показываться отдельные органы или определенные участки тела, покровные узоры, может увеличиваться объема тела. Используются специфические позы и движения, выполняемые с выраженной интенсивностью. ЖИВОТНОЕ: ПОВЕДЕНИЕ ИНСТИНКТИВНОЕ — совокупность Сформированных в ходе развития данного вида животных — в филогенезе — наследственно закрепленных, врожденных, общих всем представителям вида (видоспецифических) компонент поведения, составляющих основу жизнедеятельности животных. В ходе индивидуального развития — онтогенеза — поведение инстинктивное формируется в сочетании и взаимодействии с процессами научения (-> животное: научение), но не нуждается в упражнении, сохраняется без периодического подкрепления и отличается устойчивостью, малой индивидуальной изменчивостью и автономностью по отношению к краткосрочным изменениям в среде обитания. С позиций материализма, относительная целесообразность поведения инстинктивного, направленного на выживание особи и продолжение вида, развилась как результат естественного отбора. Инстинктивные действия, слагающие поведение инстинктивное, включают комплексы четко скоординированных движений, поз, звуков, кожных реакций (секреция, изменение окраски) и пр. Адаптивность и эффективность поведения инстинктивного обеспечивается «врожденными пусковыми механизмами» — нейросенсорными системами, настраивающими анализаторы на восприятие специфических раздражителей ключевых, что способствует их распознанию, интеграции соответственных ощущений, и расторможению — или активации — соответствующих нервных центров. Раздражителями ключевыми выступают простые физические или химические признаки биологически значимых животных, растений, объектов неживой природы — их форма, размеры, движение, цвет, запах и прочее; или пространственные отношения — взаиморасположение частей, относительная величина и пр. ЖИВОТНОЕ: ПОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ — компонента деятельности психической животных, обеспечивающая биологически адекватную ориентацию их поведения в ситуации новизны. Наряду с ориентацией составляет начальный этап любого поведенческого акта (-> животное: поведение инстинктивное) и обеспечивает получение жизненно важной информации об общей ситуации, об окружении, о новых объектах и изменениях, происшедших в привычной обстановке. Животное производит дистантное и контактное обследование новых компонент и ситуационных изменений, устанавливает их свойства и значимость. Поведение исследовательское животных приводит к формированию новых или преобразованию старых психических образов исследованных ситуаций, обеспечивает адаптивную корректировку или совершенствование общего и интеллектуального поведения животного (-> животное: интеллект; животное: мышление). ЖИВОТНОЕ: ПОВЕДЕНИЕ РИТУАЛЬНОЕ — общение посредством языка поз и движений, принимающее форму ритуалов. Ритуалы у животных — сложный набор инстинктивных действий, потерявших свою первоначальную функцию и вошедших в другую сферу жизнедеятельности как сигналы или символы. ЖИВОТНОЕ: ПОВЕДЕНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ — совокупность различных форм активности животных, направленных на захват и использование определенного пространства (участка, места), с коим сопряжено выполнение всех или некоих жизненных функций — сна и отдыха, питания, размножения и пр. Участки могут быть постоянными или временными, индивидуальными или групповыми: общая территория стада, стаи, семьи и прочего; их размеры, конфигурация и структура сильно варьируют у разных видов животных. О занятости участка «хозяин» оповещает голосом, демонстративным показом себя; у млекопитающих — также нанесением на заметные предметы и места, особенно у границ участка, запаховых меток — «маркировка местности». Участок всегда защищается. ЖИВОТНОЕ: ПОДРАЖАНИЕ (подражание у животных) — особая форма научения (-> животное: научение) в условиях общения, когда одно животное следует примеру другого. Различаются: 1) инстинктивное подражание у животных — взаимная стимуляция (присоединение животных к кормящимся особям, совместный взлет птиц и пр.); 2) научение имитационное — в этом случае обычно расширяются и обогащаются врожденные формы поведения путем заимствования чужого опыта (особенно в процессе онтогенеза — подражание детенышей действиям взрослых). Высшее проявление научения имитационного — имитационное решение задач, на основе одного лишь созерцания соответственных действий другой особи, — встречается редко, преимущественно в экспериментальных условиях. Подражание у животных является важной компонентой группового поведения. ЖИВОТНОЕ: ПСИХИКА: ОСОБЕННОСТЬ — имеются в виду отличия психики животных от психики человека. Обычно считается, что основа всех форм поведения животных — инстинкты, точнее, инстинктивные действия — генетически фиксированные, наследуемые элементы поведения. ЖИВОТНОЕ: РАНГ СОЦИАЛЬНЫЙ — формы общественных взаимоотношений у животных, образующие подобие иерархии в их сообществах. Особенно сложные формы общения имеются у животных, живущих в сообществах (-> животное: сообщество). Жизнь стадами, стаями, семьями широко распространена среди животных. Характерная черта многих сообществ — иерархия их членов. ЖИВОТНОЕ: СООБЩЕСТВО — жизнь стадами, стаями, семьями широко распространена среди животных. У животных, живущих в сообществах, наблюдаются особенно сложные формы общения. Характерная черта многих сообществ — иерархия их членов. Обычно каждая особь знает, кто сильнее и кто слабее ее. Иерархия устанавливается и поддерживается посредством разнообразных актов общения: мелких стычек, ритуалов (-> животное: поведение ритуальное), турниров и пр. Более сильные получают преимущество в распределении пищи, выборе брачного партнера. Особи более высоких рангов, особенно вожак, имеют больший авторитет: им подчиняются, подражают, следуют. Вожак-это обычно самый сильный опытный индивид. В некоторых сообществах имеется четкое распределение функций между особями, основа коего — половые, возрастные, ранговые признаки. Это распределение четче всего явлено в репродуктивной сфере: у многих видов самцы принося пищу самкам, кои высиживают яйца или остаются с детенышами. Животное: язык, представляет собой сложные системы сигнализации. Посредством сигналов разных модальностей — звуков, движений, поз, запахов, цветов и прочих — животные передают друг другу информацию о биологически значимых событиях и состояниях — сигналы тревоги, опасности, угрозы, покорности, «ухаживания» и многие другие. Важнейшее отличие языка животных от языка человека — отсутствие семантической функции: его элементы не обозначают внешние предметы сами по себе, их абстрактные свойства и отношения — они всегда связаны с конкретной ситуацией и служат конкретным целям. Многие сигналы, выражая эмоциональные состояния, действуют по механизму заражения эмоционального. Другое отличие — генетическая фиксированное, в результате коей язык животных становится закрытой системой с ограниченным набором сигналов, хотя количество их может быть большим. Можно сказать, что каждая особь от рождения знает язык своего вида. Генетическая фиксированность выражается и в том, что элементы языка животных — это стимулы ключевые, включающие или тормозящие соответственные инстинктивные действия. Напротив, язык человека — открытая система: он не фиксирован генетически и непрерывно развивается и изменяется. Однако есть основания принимать эти «официально-научные» взгляды на язык животных с известной долей настороженности. Стоит вспомнить о «самых домашних животных» — собаках и кошках, как они научаются понимать язык людей, пусть в небольшой его части, — но зато в ее рамках умеют понять смысл довольно сложных языковых выражений, даже слыша их впервые. И как в общении с людьми они вырабатывают своеобразные языковые сигналы, мало похожие на «естественные» для них. Конечно, здесь можно говорить лишь о частичном и скорее пассивном усвоении языка — но все же более сложного в сравнении с «природным языком животных». ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — совокупность видов активности, объединяемых понятием жизни и свойственная живым существам. ЖИЗНЬ — 1. Совокупность явлений, происходящих в организмах. С позиций материализма — особая форма существования и движения материи, самопроизвольно возникшая на определенной стадии ее развития. 2. Физиологическое существование живого организма. 3. Деятельность субъекта или общества в некоих проявлениях. ЖИЗНЬ: ЦЕЛЬ — (цель в жизни; цели человеческой жизни), согласно Э. Фромму — достижение свободы, независимости, цельности и способности любить. ЖИЗНЬ ДУШЕВНАЯ: ПОЛЯРНОСТЬ (три полярности душевной жизни) — согласно З. Фрейду, душевной жизнью вообще владеют три полярности, противоположности, состоящие в таких отношениях: 1) субъект, Я — объект, внешний мир; 2) удовольствие, наслаждение — неудовольствие; 3) активность — пассивность. ЖИЗНЬ ПОЛОВАЯ (сексуальная) — совокупность соматических, психических и социальных процессов, коими движет и посредством коих удовлетворяется половое влечение (-> поведение сексуальное). У человека, независимо от генитальных проявлений, жизнь половая включает духовное Общение, является коммуникативным процессом, в результате коего партнерами достигается некий уровень интимной близости, санкционирующий ряд желательных взаимных действий — «диапазон приемлемости». Наряду с понятием акта полового употребляется понятие цикла копулятивного, описывающее совокупность процессов физиологических в организме каждого из партнеров во время акта полового. ЖИЗНЬ ПОЛОВАЯ НОРМАЛЬНАЯ — согласно З. Фрейду, ее предпосылка и условие — соответственные преобразования сексуального влечения в периоде, когда происходит переход сексуальности инфантильной в зрелые формы. В этой фазе преимущественно автоэротическое влечение находит сексуальный объект, происходит объединение и совместное действие всех частных влечений, различные зоны эрогенные подчиняются примату зоны генитальной и формируется новая цель сексуальная. Порука нормальности половой жизни — только точное совпадение двух течений, направленных на сексуальный объект и сексуальную цель: (1) нежного, включающего в себя все оставшееся из раннего инфантильного расцвета сексуальности, и (2) чувственного. ЖИЗНЬ ПСИХИЧЕСКАЯ: ПРИНЦИП — фундаментальные детерминаторы и регуляторы деятельности психики и личности. В теории З. Фрейда утверждаются три неравнозначных принципа: принцип удовольствия, принцип реальности и принцип постоянства. _З_ ЗАБОЛЕВАНИЕ НАРЦИССИЧЕСКОЕ — болезни, обусловленные патогенным состоянием либидо, направленного на Я. Согласно З. Фрейду, сюда относятся парафрения и паранойя (=> невроз нарциссический). ЗАБОЛЕВАНИЕ НЕВРОТИЧЕСКОЕ — расстройство психики; согласно З. Фрейду, происходит от конфликта между двумя стремлениями: сексуальной потребностью и лишением и вытеснением. ЗАБОЛЕВАНИЕ НЕВРОТИЧЕСКОЕ (сущность и тенденция невротических заболеваний) — согласно З. Фрейду, люди заболевают, если не могут реально удовлетворить эротическую потребность из-за внешних препятствий или внутреннего недостатка в приспособляемости. Тогда они бегут в болезнь, чтобы с ее помощью найти замещение недостающего удовлетворения. ЗАБОЛЕВАНИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ (болезнь психическая) — заболевания, характерные преимущественно расстройствами психики. Выделяются три основных вида: 1) психозы различной этиологии — в том числе шизофрения, психозы аффективные, состояния параноидные и пр.; 2) неврозы, расстройства личности и прочие непсихотические нарушения — в том числе психопатии, специальные симптомы невротические, наркомании и пр.; 3) задержки психического развития — в том числе умственная отсталость и пр. ЗАБОЛЕВАНИЕ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЕ (психосоматоз) — Ими занимается направление психологии медицинской, изучающее влияния психологических факторов на появление ряда заболеваний соматических — бронхиальной астмы, гипертонической болезни, стенокардии, язвенной болезни двенадцатиперстной кишки, язвенного колита, нейродермита, неспецифического хронического полиартрита. Психологические факторы играют роль и при других заболеваниях: мигренях, эндокринных расстройствах, злокачественных новообразованиях. Но следует различать истинные психосоматозы, появление коих определяется психическими факторами и лечение коих должно быть направлено прежде всего на устранение и коррекцию (психотерапия и психофармакология) этих факторов, и остальные заболевания (включая инфекционные), на динамику коих психические и поведенческие факторы оказывают существенное воздействие, меняя неспецифическую сопротивляемость организма, но при этом не являются первопричиной их появления. Существует несколько теорий, объясняющих происхождение заболеваний психосоматических. Согласно одной из них, они являются следствием стресса, обусловленного длительно действующими и непреодолимыми травмами психическими. Другая теория связывает их появление с внутренним конфликтом между одинаковыми по интенсивности, но разнонаправленными мотивами индивида. Предполагается, что некоторые типы конфликтов мотивационных специфичны для отдельных форм заболеваний психосоматических Так, гипертония связываются с наличием конфликта между высоким социальным контролем поведения и нереализованной потребностью индивида во власти. Нереализованная потребность вызывает агрессивность, проявить которую человек не может из-за установок социальных. Язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки связываются с неприемлемой для самовосприятия потребностью в защите и покровительстве. Согласно третьей теории, неразрешимый конфликт мотивов — как и неустранимый стресс — порождает в конечном счете реакцию капитуляции, отказ от поведения поискового, что создает наиболее общую предпосылку к развитию заболеваний психосоматических. Это проявляется в виде явной или маскированной депрессии. А поражение конкретных органов и систем обусловлено генетическими факторами или особенностями развития онтогенетического, определяющими и недостаточность механизмов защиты психологической. В отличие от неврозов, в основе коих также лежит интрапсихический конфликт, при заболеваниях психосоматических происходит двойное вытеснение — не только неприемлемого для сознания мотива, но и тревоги невротической и всего поведения невротического. ЗАБЫВАНИЕ — активный процесс, характерный постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения заученного материала — потерей доступа к запомненному ранее материалу, невозможностью воспроизвести или узнать то, что было усвоено. Забыванию подвергается прежде всего то, что не актуализуется в контексте решаемых задач. Особенно интенсивно оно происходит сразу после окончания заучивания. При этом лучше всего сохраняется осмысленный и важный материала, обретающий в процессе хранения более обобщенный и схематический характер. Второстепенные детали забываются скорее. При определенных условиях наблюдается эффект обратимости процесса забывания. Так, воссоздание внешних и внутренних условий, при коих происходило запоминание, и применение особых стратегий воспроизведения может приводить к восстановлению забытого материала. Забывание впервые исследовал Г. Эббинхауз (1885), установивший временную зависимость сохранения в памяти бессмысленного вербального материала. Последующие исследования показали, что темп забывания зависит: 1) от объема запоминаемого материала; 2) от его содержания и степени его осознанности; 3) от сходства запоминаемого и интерферирующего (-> интерференция) материала; 4) от степени значимости запоминаемого материала и включенности его в деятельность субъекта, и пр. Невозможность припомнить некий материал не означает, что он совершенно забыт: забывается конкретная форма материала, но его значимое содержание качественно изменяется и включается в опыт субъекта. Согласно интерференционным теориям, забывание являет собой следствие стирания следа памяти под влиянием интерференции проактивной и ретроактивной. Согласно Р. Аткинсону, память долговременная вечна, а забывание происходит так: ключом для припоминания является выбор пробной (подсказывающей) информации, благодаря чему активизируются соответственные поисковые наборы в хранилище памяти долговременной; неадекватный же выбор пробной информации и последующее неудачное воспроизведение (поскольку задача припомнить большой объем материала порождает большие поисковые наборы) приводят к эффекту забывания. Но и эта теория уязвима, ибо не объясняет всех феноменов забывания (-> эффект края). В отечественной психологии перспектива создания психологической теории памяти, объясняющей феномены забывания, связана не с традиционной доктриной следов, а с представлением о памяти как действии в собственном смысле слова (-> память; запоминание). ЗАВИСИМОСТЬ — от лекарственных препаратов или наркотиков. Бывает физиологической, если сам организм нуждается в данном веществе для нормального (скорее, привычного) функционирования, или психологической, если эта потребность — аффективной природы. ЗАВИСТЬ — проявление мотивации достижения, при коей чьи-то реальные или воображаемые преимущества в приобретении социальных благ — материальных ценностей, успеха, статуса, личных качеств и прочего — воспринимаются субъектом как угроза ценности Я и сопровождаются аффективными переживаниями (-> аффект) и действиями. Согласно К. Марксу, социально-исторические истоки зависти обнаруживаются в общественно-экономических системах, основанных на принципе потребления, отчего в обществе происходит отчуждение личности человека как таковой. Психологическая основа зависти — несформированное у индивида нравственное чувство гуманности (отношения к другому, как к себе самому) и отсутствие сорадования его успехам. Феноменология зависти представлена спектром хорошо известных проявлений. Это так называемая «белая зависть» — мотивация достижения личности, когда признание чужого успеха оказывается стимулом творческой активности и стремления к соревнованию. Крайняя форма выражения зависти — «черная зависть» — негативная эмоция, побуждающая совершать злонамеренные действия по устранению чужого успеха, благополучия, радости. Возникающие при этом у субъекта мотивы блокировки чужого успеха или его дискредитация, а порой и прямая агрессия в адрес объекта зависти («синдром Сальери») оказывают деструктивное влияние на самого завидующего, приводят к развитию невротической симптоматики. В онтогенезе зависть как ситуативная реакция появляется достаточно поздно в результате морального эгоцентризма ребенка, конкурентного характера игр, депривации потребности в признании. Устранению зависти в детстве способствуют повышение уровня идентификации со значимыми другими, наличие позитивно окрашенных переживаний детей в ходе деятельности совместной и общения. Задание вербальное, задание, требующее участия словесных операций или знаний, ранее приобретенных человеком. Содержит упражнения на оперирование со словами и предлагают, например: определение понятий; сравнение объема и содержания различных понятий умозаключения; логическое оперирование с понятиями, и пр. ЗАДАНИЕ ЗАКРЫТОЕ (задание закрытого типа) — сюда относятся задания, задачи и вопросы, где ответ нужно выбрать из нескольких предложенных вариантов. ЗАДАНИЕ НЕВЕРБАЛЬНОЕ — задание, основанное исключительно на наблюдении, рассуждении и манипуляциях. ЗАДАНИЕ ОБРАЗНОЕ — содержит упражнения с образами — картинками, рисунками, схемами и прочим, предполагающие активное использование воображения и мысленных трансформаций образов. ЗАДАНИЕ ОТКРЫТОЕ (задание открытого типа) — сюда относятся задания, задачи и вопросы, где ответ дается испытуемым самостоятельно. ЗАДАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ — содержит упражнения и задачи, кои испытуемый должен выполнить наглядно-действенно — то есть практически манипулируя реальными предметами или заменителями. ЗАДАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ — содержит упражнения и задачи, решение коих требует проявления способностей мышления теоретического. В этом смысле отчасти близки к заданиям тестовым вербальным, тоже имея дело с понятиями; но предполагают применение мыслительных операций более высокого уровня абстракции. ЗАДАНИЕ ТЕСТОВОЕ — содержит упражнения и задачи разного рода, подлежащие решению испытуемым при выполнении теста. По результатам выполнения этих задач делаются оценки тестируемых качеств испытуемого. Многие задания носят комплексный характер, включая в себя действия и практические, и теоретические, и вербальные, и образные.
ЖИВОТНОЕ: ОБЩЕНИЕ (коммуникация) — передача информации от одной особи к другой — «язык животных». Общение животных, в отличие от человека, — закрытая врожденная система сигналов (звуков, выразительных поз и телодвижений, запахов). Общение посредством языка поз и движений может принимать форму ритуалов (-> животное: поведение ритуальное). По происхождению и механизму действий (зоопрагматика) способы общения животных различаются по каналам передачи информации (оптические, химические, акустические, тактильные и пр.) и степени ритуализации. Ритуализованные компоненты поведения — видотипичные, генетически фиксированные сигналы (позы, телодвижения, звуки), выполняемые подчеркнуто демонстративно (иногда В форме «диалога»); в определенной последовательности — в виде «ритуалов», «церемоний» — с четким информативным содержанием. Особенно сложные формы общения имеются у животных, живущих в сообществах (-> животное: сообщество). Жизнь стадами, стаями, семьями широко распространена среди животных. Характерная черта многих сообществ — иерархия их членов. Информативное содержание коммуникативных действий (зоосемантика) может относиться: 1) к сферам опознания — опознание принадлежности особи к определенному виду, сообществу, полу, опознание индивида среди сородичей и пр.; 2) к мотивации поведения — информация о физиологическом состоянии животного, например, о состоянии голода, полового возбуждения и пр.; 3) к отношениям со средой — оповещение об опасности, нахождении корма, места для отдыха и пр. ЖИВОТНОЕ: ПОВЕДЕНИЕ — присущее живым существам взаимодействие со средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью, внешние проявления деятельности психической. Это понятие применимо как к отдельным особям, индивидам, так и к их совокупностям (поведение биологического вида, группы социальной). Обычно считается, что основа всех форм поведения животных — инстинкты, точнее, инстинктивные действия — генетически фиксированные, наследуемые элементы поведения. Они, как и морфологические признаки, воспроизводятся в каждой особи данного вида в относительно неизменной форме. Если у низших животных преобладают инстинктивные формы программирования поведения, то у высших ведущую роль играют уже онтогенетически присвоенные программы управления поведением. ЖИВОТНОЕ: ПОВЕДЕНИЕ АГРЕССИВНОЕ — угроза и действия животного, направленные на представителей того же или, реже, другого вида животных; поведение, направленное на их уничтожение или устранение из сферы влияния. Может реализоваться в двух видах: в ситуации добычи или защиты и в ситуации ритуализованной борьбы, когда противоборство между соперниками (самцами) сопровождается специфическими предупреждающими сигналами (движения или звуки), служащими для запугивания. Слагается из двух противоположных компонент — нападения и бегства, относительная сила и взаимодействие коих определяют интенсивность и результативность столкновений. Внутривидовая борьба редко принимает форму истинной — неритуализованной — борьбы, с возможностью смертельного исхода. Как правило, поведение агрессивное проявляется в виде ритуализованной борьбы, без причинения серьезного вреда. При этом столкновения носят условный, «церемониальный» характер. Нападению предшествуют особые предупредительные движения или звуки, сменяемые демонстративными, «запугивающими» движениями. Биологическое значение поведения агрессивного животных состоит в обеспечении необходимых для нормальной жизнедеятельности дистанций между особями, в рассредоточении, в разграничении индивидуальных или стадных территорий, в расширении ареала обитания, а также в установлении внутристадных отношений соподчинения. Большую роль оно играет и в половом отборе. Элементы такого поведения входят в состав брачных ритуалов, животных. ЖИВОТНОЕ: ПОВЕДЕНИЕ ГРУППОВОЕ — согласованные совместные действия, поведение животных (многих высших беспозвоночных и позвоночных), выполняемые при жизни в сообществах — постоянных или временных объединениях, кои в отличие от простых скоплений имеют определенную структуру взаимодействий и общения: стадах, стаях, семьях и пр. Включает все формы межиндивидуальных отношений животных, в том числе между половыми партнерами, родительскими особями и детенышами, и прочие; реализуется непременно в условиях общения между членами сообщества (-> животное: коммуникация). Состав сообществ в их развитых формах более или менее постоянен. Проявляется в совместных поисках пищи, защите от врагов, уходе за потомством. Выступает как фактор биологической адаптации. Обусловливается такими факторами: 1) особенностями сообщества; 2) его постоянным или временным (сезонным) характером; 3) его иерархическими отношениями между членами (система соподчинения, статус вожака). Особенно сложные формы поведения группового имеются у животных, живущих сообществами (-> животное: сообщество). Обычно считается, что главное, отличающее его от общественной жизни людей — это подчиненность исключительно биологическим целям, законам и механизмам. Важная компонента поведения группового животных — так называемая агрессивность животных — действия, направленные против других представителей вида или приравниваемых к ним особей (-> животное: поведение агрессивное). Внутривидовая борьба ведется за господствующее положение в сообществе, за место ночевки или отдыха, пищу, гнездовой участок (-> животное: поведение территориальное), полового партнера и прочее, но редко принимает форму истинной борьбы. Обычно она ведется в форме мнимой, ритуализованной борьбы. Элементы агрессивности («импонирование») входят в брачные ритуалы животных («ухаживание»). ЖИВОТНОЕ: ПОВЕДЕНИЕ ДЕМОНСТРАЦИОННОЕ — форма коммуникаций у животных, призванная информировать другие особи о физиологическом состоянии животного. Чаще всего встречается при запугивании и ухаживании. При этом могут демонстративно показываться отдельные органы или определенные участки тела, покровные узоры, может увеличиваться объема тела. Используются специфические позы и движения, выполняемые с выраженной интенсивностью. ЖИВОТНОЕ: ПОВЕДЕНИЕ ИНСТИНКТИВНОЕ — совокупность Сформированных в ходе развития данного вида животных — в филогенезе — наследственно закрепленных, врожденных, общих всем представителям вида (видоспецифических) компонент поведения, составляющих основу жизнедеятельности животных. В ходе индивидуального развития — онтогенеза — поведение инстинктивное формируется в сочетании и взаимодействии с процессами научения (-> животное: научение), но не нуждается в упражнении, сохраняется без периодического подкрепления и отличается устойчивостью, малой индивидуальной изменчивостью и автономностью по отношению к краткосрочным изменениям в среде обитания. С позиций материализма, относительная целесообразность поведения инстинктивного, направленного на выживание особи и продолжение вида, развилась как результат естественного отбора. Инстинктивные действия, слагающие поведение инстинктивное, включают комплексы четко скоординированных движений, поз, звуков, кожных реакций (секреция, изменение окраски) и пр. Адаптивность и эффективность поведения инстинктивного обеспечивается «врожденными пусковыми механизмами» — нейросенсорными системами, настраивающими анализаторы на восприятие специфических раздражителей ключевых, что способствует их распознанию, интеграции соответственных ощущений, и расторможению — или активации — соответствующих нервных центров. Раздражителями ключевыми выступают простые физические или химические признаки биологически значимых животных, растений, объектов неживой природы — их форма, размеры, движение, цвет, запах и прочее; или пространственные отношения — взаиморасположение частей, относительная величина и пр. ЖИВОТНОЕ: ПОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ — компонента деятельности психической животных, обеспечивающая биологически адекватную ориентацию их поведения в ситуации новизны. Наряду с ориентацией составляет начальный этап любого поведенческого акта (-> животное: поведение инстинктивное) и обеспечивает получение жизненно важной информации об общей ситуации, об окружении, о новых объектах и изменениях, происшедших в привычной обстановке. Животное производит дистантное и контактное обследование новых компонент и ситуационных изменений, устанавливает их свойства и значимость. Поведение исследовательское животных приводит к формированию новых или преобразованию старых психических образов исследованных ситуаций, обеспечивает адаптивную корректировку или совершенствование общего и интеллектуального поведения животного (-> животное: интеллект; животное: мышление). ЖИВОТНОЕ: ПОВЕДЕНИЕ РИТУАЛЬНОЕ — общение посредством языка поз и движений, принимающее форму ритуалов. Ритуалы у животных — сложный набор инстинктивных действий, потерявших свою первоначальную функцию и вошедших в другую сферу жизнедеятельности как сигналы или символы. ЖИВОТНОЕ: ПОВЕДЕНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ — совокупность различных форм активности животных, направленных на захват и использование определенного пространства (участка, места), с коим сопряжено выполнение всех или некоих жизненных функций — сна и отдыха, питания, размножения и пр. Участки могут быть постоянными или временными, индивидуальными или групповыми: общая территория стада, стаи, семьи и прочего; их размеры, конфигурация и структура сильно варьируют у разных видов животных. О занятости участка «хозяин» оповещает голосом, демонстративным показом себя; у млекопитающих — также нанесением на заметные предметы и места, особенно у границ участка, запаховых меток — «маркировка местности». Участок всегда защищается. ЖИВОТНОЕ: ПОДРАЖАНИЕ (подражание у животных) — особая форма научения (-> животное: научение) в условиях общения, когда одно животное следует примеру другого. Различаются: 1) инстинктивное подражание у животных — взаимная стимуляция (присоединение животных к кормящимся особям, совместный взлет птиц и пр.); 2) научение имитационное — в этом случае обычно расширяются и обогащаются врожденные формы поведения путем заимствования чужого опыта (особенно в процессе онтогенеза — подражание детенышей действиям взрослых). Высшее проявление научения имитационного — имитационное решение задач, на основе одного лишь созерцания соответственных действий другой особи, — встречается редко, преимущественно в экспериментальных условиях. Подражание у животных является важной компонентой группового поведения. ЖИВОТНОЕ: ПСИХИКА: ОСОБЕННОСТЬ — имеются в виду отличия психики животных от психики человека. Обычно считается, что основа всех форм поведения животных — инстинкты, точнее, инстинктивные действия — генетически фиксированные, наследуемые элементы поведения. ЖИВОТНОЕ: РАНГ СОЦИАЛЬНЫЙ — формы общественных взаимоотношений у животных, образующие подобие иерархии в их сообществах. Особенно сложные формы общения имеются у животных, живущих в сообществах (-> животное: сообщество). Жизнь стадами, стаями, семьями широко распространена среди животных. Характерная черта многих сообществ — иерархия их членов. ЖИВОТНОЕ: СООБЩЕСТВО — жизнь стадами, стаями, семьями широко распространена среди животных. У животных, живущих в сообществах, наблюдаются особенно сложные формы общения. Характерная черта многих сообществ — иерархия их членов. Обычно каждая особь знает, кто сильнее и кто слабее ее. Иерархия устанавливается и поддерживается посредством разнообразных актов общения: мелких стычек, ритуалов (-> животное: поведение ритуальное), турниров и пр. Более сильные получают преимущество в распределении пищи, выборе брачного партнера. Особи более высоких рангов, особенно вожак, имеют больший авторитет: им подчиняются, подражают, следуют. Вожак-это обычно самый сильный опытный индивид. В некоторых сообществах имеется четкое распределение функций между особями, основа коего — половые, возрастные, ранговые признаки. Это распределение четче всего явлено в репродуктивной сфере: у многих видов самцы принося пищу самкам, кои высиживают яйца или остаются с детенышами. Животное: язык, представляет собой сложные системы сигнализации. Посредством сигналов разных модальностей — звуков, движений, поз, запахов, цветов и прочих — животные передают друг другу информацию о биологически значимых событиях и состояниях — сигналы тревоги, опасности, угрозы, покорности, «ухаживания» и многие другие. Важнейшее отличие языка животных от языка человека — отсутствие семантической функции: его элементы не обозначают внешние предметы сами по себе, их абстрактные свойства и отношения — они всегда связаны с конкретной ситуацией и служат конкретным целям. Многие сигналы, выражая эмоциональные состояния, действуют по механизму заражения эмоционального. Другое отличие — генетическая фиксированное, в результате коей язык животных становится закрытой системой с ограниченным набором сигналов, хотя количество их может быть большим. Можно сказать, что каждая особь от рождения знает язык своего вида. Генетическая фиксированность выражается и в том, что элементы языка животных — это стимулы ключевые, включающие или тормозящие соответственные инстинктивные действия. Напротив, язык человека — открытая система: он не фиксирован генетически и непрерывно развивается и изменяется. Однако есть основания принимать эти «официально-научные» взгляды на язык животных с известной долей настороженности. Стоит вспомнить о «самых домашних животных» — собаках и кошках, как они научаются понимать язык людей, пусть в небольшой его части, — но зато в ее рамках умеют понять смысл довольно сложных языковых выражений, даже слыша их впервые. И как в общении с людьми они вырабатывают своеобразные языковые сигналы, мало похожие на «естественные» для них. Конечно, здесь можно говорить лишь о частичном и скорее пассивном усвоении языка — но все же более сложного в сравнении с «природным языком животных». ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — совокупность видов активности, объединяемых понятием жизни и свойственная живым существам. ЖИЗНЬ — 1. Совокупность явлений, происходящих в организмах. С позиций материализма — особая форма существования и движения материи, самопроизвольно возникшая на определенной стадии ее развития. 2. Физиологическое существование живого организма. 3. Деятельность субъекта или общества в некоих проявлениях. ЖИЗНЬ: ЦЕЛЬ — (цель в жизни; цели человеческой жизни), согласно Э. Фромму — достижение свободы, независимости, цельности и способности любить. ЖИЗНЬ ДУШЕВНАЯ: ПОЛЯРНОСТЬ (три полярности душевной жизни) — согласно З. Фрейду, душевной жизнью вообще владеют три полярности, противоположности, состоящие в таких отношениях: 1) субъект, Я — объект, внешний мир; 2) удовольствие, наслаждение — неудовольствие; 3) активность — пассивность. ЖИЗНЬ ПОЛОВАЯ (сексуальная) — совокупность соматических, психических и социальных процессов, коими движет и посредством коих удовлетворяется половое влечение (-> поведение сексуальное). У человека, независимо от генитальных проявлений, жизнь половая включает духовное Общение, является коммуникативным процессом, в результате коего партнерами достигается некий уровень интимной близости, санкционирующий ряд желательных взаимных действий — «диапазон приемлемости». Наряду с понятием акта полового употребляется понятие цикла копулятивного, описывающее совокупность процессов физиологических в организме каждого из партнеров во время акта полового. ЖИЗНЬ ПОЛОВАЯ НОРМАЛЬНАЯ — согласно З. Фрейду, ее предпосылка и условие — соответственные преобразования сексуального влечения в периоде, когда происходит переход сексуальности инфантильной в зрелые формы. В этой фазе преимущественно автоэротическое влечение находит сексуальный объект, происходит объединение и совместное действие всех частных влечений, различные зоны эрогенные подчиняются примату зоны генитальной и формируется новая цель сексуальная. Порука нормальности половой жизни — только точное совпадение двух течений, направленных на сексуальный объект и сексуальную цель: (1) нежного, включающего в себя все оставшееся из раннего инфантильного расцвета сексуальности, и (2) чувственного. ЖИЗНЬ ПСИХИЧЕСКАЯ: ПРИНЦИП — фундаментальные детерминаторы и регуляторы деятельности психики и личности. В теории З. Фрейда утверждаются три неравнозначных принципа: принцип удовольствия, принцип реальности и принцип постоянства. _З_ ЗАБОЛЕВАНИЕ НАРЦИССИЧЕСКОЕ — болезни, обусловленные патогенным состоянием либидо, направленного на Я. Согласно З. Фрейду, сюда относятся парафрения и паранойя (=> невроз нарциссический). ЗАБОЛЕВАНИЕ НЕВРОТИЧЕСКОЕ — расстройство психики; согласно З. Фрейду, происходит от конфликта между двумя стремлениями: сексуальной потребностью и лишением и вытеснением. ЗАБОЛЕВАНИЕ НЕВРОТИЧЕСКОЕ (сущность и тенденция невротических заболеваний) — согласно З. Фрейду, люди заболевают, если не могут реально удовлетворить эротическую потребность из-за внешних препятствий или внутреннего недостатка в приспособляемости. Тогда они бегут в болезнь, чтобы с ее помощью найти замещение недостающего удовлетворения. ЗАБОЛЕВАНИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ (болезнь психическая) — заболевания, характерные преимущественно расстройствами психики. Выделяются три основных вида: 1) психозы различной этиологии — в том числе шизофрения, психозы аффективные, состояния параноидные и пр.; 2) неврозы, расстройства личности и прочие непсихотические нарушения — в том числе психопатии, специальные симптомы невротические, наркомании и пр.; 3) задержки психического развития — в том числе умственная отсталость и пр. ЗАБОЛЕВАНИЕ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЕ (психосоматоз) — Ими занимается направление психологии медицинской, изучающее влияния психологических факторов на появление ряда заболеваний соматических — бронхиальной астмы, гипертонической болезни, стенокардии, язвенной болезни двенадцатиперстной кишки, язвенного колита, нейродермита, неспецифического хронического полиартрита. Психологические факторы играют роль и при других заболеваниях: мигренях, эндокринных расстройствах, злокачественных новообразованиях. Но следует различать истинные психосоматозы, появление коих определяется психическими факторами и лечение коих должно быть направлено прежде всего на устранение и коррекцию (психотерапия и психофармакология) этих факторов, и остальные заболевания (включая инфекционные), на динамику коих психические и поведенческие факторы оказывают существенное воздействие, меняя неспецифическую сопротивляемость организма, но при этом не являются первопричиной их появления. Существует несколько теорий, объясняющих происхождение заболеваний психосоматических. Согласно одной из них, они являются следствием стресса, обусловленного длительно действующими и непреодолимыми травмами психическими. Другая теория связывает их появление с внутренним конфликтом между одинаковыми по интенсивности, но разнонаправленными мотивами индивида. Предполагается, что некоторые типы конфликтов мотивационных специфичны для отдельных форм заболеваний психосоматических Так, гипертония связываются с наличием конфликта между высоким социальным контролем поведения и нереализованной потребностью индивида во власти. Нереализованная потребность вызывает агрессивность, проявить которую человек не может из-за установок социальных. Язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки связываются с неприемлемой для самовосприятия потребностью в защите и покровительстве. Согласно третьей теории, неразрешимый конфликт мотивов — как и неустранимый стресс — порождает в конечном счете реакцию капитуляции, отказ от поведения поискового, что создает наиболее общую предпосылку к развитию заболеваний психосоматических. Это проявляется в виде явной или маскированной депрессии. А поражение конкретных органов и систем обусловлено генетическими факторами или особенностями развития онтогенетического, определяющими и недостаточность механизмов защиты психологической. В отличие от неврозов, в основе коих также лежит интрапсихический конфликт, при заболеваниях психосоматических происходит двойное вытеснение — не только неприемлемого для сознания мотива, но и тревоги невротической и всего поведения невротического. ЗАБЫВАНИЕ — активный процесс, характерный постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения заученного материала — потерей доступа к запомненному ранее материалу, невозможностью воспроизвести или узнать то, что было усвоено. Забыванию подвергается прежде всего то, что не актуализуется в контексте решаемых задач. Особенно интенсивно оно происходит сразу после окончания заучивания. При этом лучше всего сохраняется осмысленный и важный материала, обретающий в процессе хранения более обобщенный и схематический характер. Второстепенные детали забываются скорее. При определенных условиях наблюдается эффект обратимости процесса забывания. Так, воссоздание внешних и внутренних условий, при коих происходило запоминание, и применение особых стратегий воспроизведения может приводить к восстановлению забытого материала. Забывание впервые исследовал Г. Эббинхауз (1885), установивший временную зависимость сохранения в памяти бессмысленного вербального материала. Последующие исследования показали, что темп забывания зависит: 1) от объема запоминаемого материала; 2) от его содержания и степени его осознанности; 3) от сходства запоминаемого и интерферирующего (-> интерференция) материала; 4) от степени значимости запоминаемого материала и включенности его в деятельность субъекта, и пр. Невозможность припомнить некий материал не означает, что он совершенно забыт: забывается конкретная форма материала, но его значимое содержание качественно изменяется и включается в опыт субъекта. Согласно интерференционным теориям, забывание являет собой следствие стирания следа памяти под влиянием интерференции проактивной и ретроактивной. Согласно Р. Аткинсону, память долговременная вечна, а забывание происходит так: ключом для припоминания является выбор пробной (подсказывающей) информации, благодаря чему активизируются соответственные поисковые наборы в хранилище памяти долговременной; неадекватный же выбор пробной информации и последующее неудачное воспроизведение (поскольку задача припомнить большой объем материала порождает большие поисковые наборы) приводят к эффекту забывания. Но и эта теория уязвима, ибо не объясняет всех феноменов забывания (-> эффект края). В отечественной психологии перспектива создания психологической теории памяти, объясняющей феномены забывания, связана не с традиционной доктриной следов, а с представлением о памяти как действии в собственном смысле слова (-> память; запоминание). ЗАВИСИМОСТЬ — от лекарственных препаратов или наркотиков. Бывает физиологической, если сам организм нуждается в данном веществе для нормального (скорее, привычного) функционирования, или психологической, если эта потребность — аффективной природы. ЗАВИСТЬ — проявление мотивации достижения, при коей чьи-то реальные или воображаемые преимущества в приобретении социальных благ — материальных ценностей, успеха, статуса, личных качеств и прочего — воспринимаются субъектом как угроза ценности Я и сопровождаются аффективными переживаниями (-> аффект) и действиями. Согласно К. Марксу, социально-исторические истоки зависти обнаруживаются в общественно-экономических системах, основанных на принципе потребления, отчего в обществе происходит отчуждение личности человека как таковой. Психологическая основа зависти — несформированное у индивида нравственное чувство гуманности (отношения к другому, как к себе самому) и отсутствие сорадования его успехам. Феноменология зависти представлена спектром хорошо известных проявлений. Это так называемая «белая зависть» — мотивация достижения личности, когда признание чужого успеха оказывается стимулом творческой активности и стремления к соревнованию. Крайняя форма выражения зависти — «черная зависть» — негативная эмоция, побуждающая совершать злонамеренные действия по устранению чужого успеха, благополучия, радости. Возникающие при этом у субъекта мотивы блокировки чужого успеха или его дискредитация, а порой и прямая агрессия в адрес объекта зависти («синдром Сальери») оказывают деструктивное влияние на самого завидующего, приводят к развитию невротической симптоматики. В онтогенезе зависть как ситуативная реакция появляется достаточно поздно в результате морального эгоцентризма ребенка, конкурентного характера игр, депривации потребности в признании. Устранению зависти в детстве способствуют повышение уровня идентификации со значимыми другими, наличие позитивно окрашенных переживаний детей в ходе деятельности совместной и общения. Задание вербальное, задание, требующее участия словесных операций или знаний, ранее приобретенных человеком. Содержит упражнения на оперирование со словами и предлагают, например: определение понятий; сравнение объема и содержания различных понятий умозаключения; логическое оперирование с понятиями, и пр. ЗАДАНИЕ ЗАКРЫТОЕ (задание закрытого типа) — сюда относятся задания, задачи и вопросы, где ответ нужно выбрать из нескольких предложенных вариантов. ЗАДАНИЕ НЕВЕРБАЛЬНОЕ — задание, основанное исключительно на наблюдении, рассуждении и манипуляциях. ЗАДАНИЕ ОБРАЗНОЕ — содержит упражнения с образами — картинками, рисунками, схемами и прочим, предполагающие активное использование воображения и мысленных трансформаций образов. ЗАДАНИЕ ОТКРЫТОЕ (задание открытого типа) — сюда относятся задания, задачи и вопросы, где ответ дается испытуемым самостоятельно. ЗАДАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ — содержит упражнения и задачи, кои испытуемый должен выполнить наглядно-действенно — то есть практически манипулируя реальными предметами или заменителями. ЗАДАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ — содержит упражнения и задачи, решение коих требует проявления способностей мышления теоретического. В этом смысле отчасти близки к заданиям тестовым вербальным, тоже имея дело с понятиями; но предполагают применение мыслительных операций более высокого уровня абстракции. ЗАДАНИЕ ТЕСТОВОЕ — содержит упражнения и задачи разного рода, подлежащие решению испытуемым при выполнении теста. По результатам выполнения этих задач делаются оценки тестируемых качеств испытуемого. Многие задания носят комплексный характер, включая в себя действия и практические, и теоретические, и вербальные, и образные.
Психология (5)\Психология (3)\Психология (2)\Психология (1)\Психология (4)
Психология (6)\Психология (7)\Психология (8)\Психология (9)\Психология (10)
МИФОЛОГИЯ
СИЛА И МУДРОСТЬ СЛОВА
ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОЛОГИЯ | РИТОРИКА
ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ
РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.