- 10903 Просмотра
- Обсудить
ПСИХОЛОГИЯ
ЙОГА — древнеиндийская религиозно-философская система личного совершенствования, связанная с системой психофизической тренировки, направленной на изменение психики за счет предельно высоких степеней концентрации внимания. Древнейшие формы йоги разрабатывались в рамках ведийской религии, ритуал коей требовал от жрецов интенсивной концентрации внимания на определенных образах. Разработка соответственных приемов привела к созданию классической системы «восьмичленной йоги». Тренировка проходит восемь этапов: 1) контроль над поступками — непричинение насилия, правдивость, избегание воровства, целомудрие, нестяжательство; 2) самообуздание — чистота, удовлетворенность, аскетическая тренировка, повторение вслух священных текстов, почитание божества; 3) правильное положение тела — система из 84-х асан (поз); 4) пранаяма, контроль дыхания — набор приемов постепенного замедления ритма дыхания, с коим связан ритм всех процессов психических, прежде всего мышления; 5) удержание чувств — прекращение деятельности внешних чувств для создания наивысшей сосредоточенности; 6) концентрация внимания на одном небольшом внешнем объекте; 7) медитация — высшая степень концентрация внимания, состояние «растворения» в объекте; 8) самадхи, трансовая медитация — сосредоточенность внимания, приводящая к утрате чувства Я; различаются трансовые состояния двух типов: в первом ощущение объекта еще не утрачивается, во втором — активность субъекта замыкается сама на себя и представление об объекте исчезает. Этот путь психофизической тренировки получил название раджа-йоги. Наряду с ним описываются упрощенные пути: бхакти-йога — культивирование контакта эмоционального с учителем либо божеством; карма-йога — совершение ритуальных действий, и пр. Тренировка по системе йоги призвана вызвать глубокие изменения в психике человека. Сюда относится способность регулировать деятельность внутренних органов, легко переносить крайние степени жары и холода, долгое время обходиться без пищи и воздуха и пр. _К_ КАНДАВЛИЗМ (кандаулезизм) — вид полового извращения, при коем мужчина получает половое наслаждение при демонстрации другим обнаженной партнерши или ее фотографий. Достаточно распространенный мотив в художественном творчестве. Получило название по имени лидийского царя Кандавла , который показал своему любимцу Гигу жену — царицу обнаженной. КАНЦЕРОФОБИЯ — вид невроза, характерный патологической боязнью заболевания раком (=> фобия). КАПРИЗ — мелкая прихоть, причуда — без действительной потребности, надобности, необходимости. КАПРИЗ ДЕТСКИЙ (капризы детей) — стремление детей — прежде всего возраста дошкольного и младшего школьного — делать нечто вопреки предписаниям взрослых. Часто сопровождается плачем или криком. Благоприятными условиями для появления капризов служит переутомление, слабость системы нервной, повышенная эмоциональная возбудимость. Капризы могут возникать в ответ на слишком потакающие действия взрослых, на их противоречивые требования, на применение слишком строгих мер. Капризы могут также свидетельствовать о фрустрации потребностей ребенка (в любви, внимании, автономии) или об эмоциональной травме. КАРТА КОГНИТИВНАЯ — субъективная картина, имеющая прежде всего пространственные координаты, в коей локализованы отдельные воспринимаемые предметы; образы ситуаций знакомого пространственного окружения. Создаются и изменяются в ходе активного взаимодействия субъекта с миром. Могут формироваться карты когнитивные различной степени общности, «масштаба» и организации: например, карта — обозрение или карта — путь — в зависимости от полноты представленности пространственных отношений и присутствия выраженной точки отсчета. Выделяются: 1) карта — путь — как последовательное представление связей между объектами по определенному маршруту; 2) карта — обозрение — как одновременное представление пространственного расположения объектов. Для изучения карт когнитивных применяются разные методики: от простых зарисовок до шкалирования многомерного, позволяющего восстановить структуру образа по результатам метрических или порядковых оценок расстояний между точками карты. Выявлены тенденции: 1) к переоценке хорошо знакомых расстояний и недооценке мало знакомых; 2) к выпрямлению кривых с небольшой степенью кривизны; 3) к приближению пересечений к перпендикулярным. Искажениям может способствовать принадлежность пунктов карты к различным единицам таксономическим: так, расстояние между городами в одной стране кажется меньше, чем расстояние между городами разных стран, даже если на самом деле они равны. КАРТИНА БОЛЕЗНИ ВНУТРЕННЯЯ (внутренняя картина болезни) — возникающий у больного целостный образ своего заболевания. Понятие введено А. Р. Лурией, продолжившим развитие идей А. Гольдшейдера об «аутопластической картине заболевания». По сравнению с целым рядом сходных терминов психологии медицинской («переживание болезни», «сознание болезни», «отношение к болезни» и пр.), оно наиболее обще и интегративно. Первоначальное представление о структуре картины болезни внутренней содержало два уровня — сенситивный, включавший в себя комплекс болезненных ощущений и связанных с ними состояний эмоциональных, и интеллектуальный, являвший собой рациональную оценку болезни, — в дальнейшем было дифференцировано выделением четырех уровней: 1) уровень чувственный — комплекс болезненных ощущений; 2) уровень эмоциональный — переживание заболевания и его последствий; 3) уровень интеллектуальный — знание о болезни и ее реальная оценка; 4) уровень мотивационный — выработка определенного отношения к заболеванию, изменение образа жизни и актуализация деятельности, направленной на выздоровление. Картина болезни внутренняя обычно выступает как целостное образование. На формирование ее влияют различные факторы: характер заболевания, его острота и темп развития, особенности личности в предшествующий болезни период и пр. Изучение картины болезни внутренней применяется в психологии медицинской для выявления особенностей личности при различных заболеваниях и для раскрытия их динамики в ходе болезни. В качестве методов исследования используются метод беседы клинической, опросники, анкеты, интервью. Знание картины болезни внутренней необходимо для правильной диагностики и лечения заболеваний (-> психосоматика). КАРТИНА МИРА ЭТНИЧЕСКАЯ — единая ориентация когнитивная, фактически — невербализованное, имплицитное выражение понимания членами каждого общества, в том числе общности этнической, «правил жизни», диктуемых социальными, природными и «сверхъестественными» силами. Представляет собой свод основных допущений и предположений, обычно не осознаваемых и не обсуждаемых, но направляющих и структурирующих поведение представителей данной общности почти так же, как грамматические правила, неосознаваемые большинством людей, структурируют и направляют их поведение лингвистическое. Считается, что все нормативное поведение группы или общности — функция особой картиной мира этнической. Согласно Р. Редфилду, картина мира этническая — это такой взгляд на Вселенную, который характерен для данного народа. Он полагал, что ни один человек не держит всего, что он знает о мире и чувствует, целиком в сознании; но все же осведомленный мыслящий информатор может описать свою картину мира этническую так, что исследователь в состоянии ее понять. Напротив, А. Холлоуэл рассматривал картину мира этническую как такую разновидность ориентации когнитивной, которую люди не осознают и не могут абстрактно сформулировать. Ныне картина мира этническая обозначается и исследуется через понятие ценности и ориентации ценностной. Под ценностью здесь понимается серия предположений о мире, стимулирующая и регулирующая предпочтительный тип поведения. Эта серия предположений может быть выделена путем анализа, но не обязательно сознательно понимаема и вербализуема каждым членом общности. Попытку эмпирического изучения картины мира этнической через описание базовых ориентации ценностных предприняли Ф. Клакхон и Ф. Стродбек. КАТАЛЕПСИЯ — сноподобное состояние, характерное понижением чувствительности к внешним и внутренним стимулам, «восковой гибкостью» — непроизвольного сохранения любой позы без видимых усилий. Может возникать в гипнотическом сне (-> гипноз), а также при некоих заболеваниях психических (шизофрения, истерия и пр.). КАТАРСИС (катарзис) — первоначально — эмоциональное потрясение, состояние внутреннего очищения, вызванное у зрителя античной трагедии в результате переживания за судьбу героя, как правило, завершавшуюся смертью. Сильное эмоциональное потрясение, вызванное не реальными событиями жизни, но их символическим отображением — например, в произведении искусства. Вообще — состояние внутреннего очищения, наступающее после определенных переживаний и потрясений. В психотерапии — специальный метод воздействия, направленный на выявление и разрядку бессознательных импульсов, а также — фаза лечения, в ходе коей больной вспоминает и воспроизводит забытые потрясающие сцены из своей жизни, бывшие толчком к психоневротическому заболеванию. Так клиент очищает свою психику (=> катартический; метод катартический). В психоанализе — специальный прием терапевтического воздействия, заключающийся в разрядке, отреагировании аффекта, ранее вытесненного в подсознание и служащего причиной невротического конфликта. КАТАРТИЧЕСКИЙ — вызывающий разрядку аффектов патогенных посредством катарсиса от воспоминания и повторного переживания прошедших событий (=> отреагирование). КАТЕГОРИАЛЬНОСТЬ — свойство восприятия, существующее на уровне сознания и характеризующее личностный уровень восприятия, — способность к выделению в перцептивном пространстве определенных областей, имеющих более или менее очерченные и устойчивые границы. При этом четкость данных границ тесно связана с перцептивными задачами, решаемыми индивидом. КАТЕГОРИЗАЦИЯ — процесс психический отнесения единичного объекта, события, переживания к некоему классу, — как вербальные и невербальные значения, символы, сенсорные и перцептивные эталоны, социальные стереотипы, стереотипы поведения и пр. Непосредственно включен в процессы восприятия, мышления, воображения, объект коих воспринимается и мыслится не как единичность, непосредственная данность, но как представитель обобщенного класса, причем на объект переносятся особенности данного класса явлений. Содержание понятия категоризации в психологии когнитивной соответствует принятому в рамках теории деятельности положению об опосредовании процессов психических социально выработанными эталонами — обобщениями, несущими совокупный общественный опыт. Носители этого опыта — это прежде всего семантические структуры естественного языка — значения вербальные; форма фиксации опыта — символы, движения выразительные, ритуалы, а также формулы, схемы, чертежи и пр. В индивидуальном опыте категоризация выступает формой его упорядочения через присвоение и трансформирование субъектом категорий и эталонов общественного сознания; ее индивидуальные аспекты характеризуют специфику отражения мира субъектом. Будучи средством осознания мира, категориальные структуры индивидуального сознания могут и не осознаваться. Формы категоризации имеют сложную иерархическую организацию, построение и функционирование коей изучают психология генетическая и общая. КАТЕКСИС — согласно З. Фрейду — «энергетический заряд», своеобразный квант психосексуальной энергии. КАУЗОМЕТРИЯ — метод исследования субъективной картины пути жизненного и времени психологического личности. Относится к методам биографическим; направлена на описание не только прошедших, но и предполагаемых будущих этапов пути жизненного. Каузометрия проводится в форме интервью, состоящего из шести процедур: 1) биографическая разминка; 2) формирование списка значимых событий; 3) их датировка; 4) причинный анализ межсобытийных отношений; 5) целевой анализ; 6) обозначение сфер принадлежности событий. Применяются и дополнительные процедуры: 1) оценка эмоциональной привлекательности событий; 2) их удаленность в прошлое и будущее; 3) значимость «для себя» и «для других людей»; 4) локализация личного временного центра. Результаты интервью изображаются в виде каузограммы — графика событий и межсобытийных связей, который дает наглядное представление о мотивационном статусе событий, их локализации в физическом и психологическом времени, стартовой или финишной роли в жизни, о структуре взаимосвязей событий. Каузометрия позволяет сделать выводы о возможных деформациях картины пути жизненного, о масштабности, осмысленности и реализованности замыслов, об особенностях стиля жизни и удовлетворенности своим прошлым, настоящим и будущим. Применима для исследования индивидуального и совместного пути жизненного, для анализа и коррекции жизненных сценариев в психотерапии, для проектирования жизненных перспектив в профессионально — ориентационных, семейных, психогигиенических консультациях. На ее основе разработана компьютерная диагностическая программа «Биограф». КГР (кожно — гальваническая реакция) -> реакция кожно-гальваническая. КИНЕСТЕЗИЯ РЕЧЕВАЯ — афферентные импульсы, идущие от периферических органов речи в кору мозга головного (-> мозг головной: кора). Возникают не только при внешней речевой активности, но и при выполнении действий умственных, когда может происходить повышение тонуса речевой мускулатуры и появление двигательной импульсации из — за скрытого проговаривания слов. Выполнение трудных или новых задач связано с повышением уровня кинестезии речевых, а при автоматизации операций умственных этот уровень существенно уменьшается. Для изучения кинестезии речевых обычно применяется миограф, регистрирующий двигательную активность губ, языка и гортани. КЛАУСТРОФОБИЯ — вид невроза, характерный патологической боязнью закрытых пространств и помещений (=> фобия). КЛЕТКА БИПОЛЯРНАЯ — клетки нервные, ответственные за передачу сигналов от колбочек и палочек к клеткам ганглиозным сетчатки. КЛЕТКА ГАНГЛИОЗНАЯ — клетки нервные сетчатки, получающие нервные сигналы от колбочек и палочек через клетки биполярные и передающие их в мозг головной по нерву зрительному, образованному их аксонами. КЛЕТКА ГЛИАЛЬНАЯ — вспомогательные клетки нервной ткани. По — видимому, обеспечивают питание нервных клеток; по мнению некоих авторов, также участвуют в формировании памяти долговременной. КЛИЕНТ — человек, обратившийся за психологической помощью. Этот термин предпочтительнее термина «пациент», подчеркивающего состояние болезни. КЛИМАТ — многолетний статистический режим погоды, характерный некоей местности в силу ее географического положения. В психологии термин применяется расширительно — метафорически. КЛИМАТ СОЦИАЛЬНО — ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ (климат морально — психологический; климат психологический; атмосфера психологическая) — качественная сторона отношений межличностных, проявляемая в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной деятельности совместной и всестороннему развитию личности в группе. Важнейшие признаки благоприятного климата социально — психологического: 1) доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; 2) доброжелательная и деловая критика; 3) свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива; 4) отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения; 5) достаточная информированность членов коллектива о его задачах и о состоянии дел; 6) удовлетворенность принадлежностью к коллективу; 7) высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих фрустрацию у кого — либо из членов коллектива; 8) принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов, и пр. Характер климата социально — психологического в целом зависит от уровня развития группового. Между состоянием климата развитого коллектива и эффективностью деятельности совместной его членов существует положительная связь. Оптимальное управление деятельностью и климатом в любом коллективе требует специальных знаний и умений от руководящего состава. Как специальные меры применяются: 1) научно обоснованный подбор, обучение и периодическая аттестация руководящего состава; 2) комплектование первичных коллективов с учетом совместимости психологической; 3) применение социально — психологических методов, способствующих выработке у членов коллектива навыков эффективного взаимопонимания и взаимодействия (-> тренинг социально — психологический; игра деловая). Климат социально — психологический зависит от стиля руководства. В своей деятельности по его оптимизации руководителю следует опираться на самых активных, сознательных и авторитетных членов коллектива. КЛИШЕ (клише поведенческое) — поверхностные способы поведения, стереотипные способы взаимодействия. КОГНИТИВИЗМ — направление в психологии (=> подход когнитивистский; психология: подход когнитивный, психология когнитивная, психотерапия когнитивная). Утверждает, что индивиды — не просто машины, механически реагирующие на внутренние факторы или внешние события; разуму человека доступно нечто большее, чем информация, поступающая извне. Когнитивный подход в основном заключается в стремлении понять, каким образом человек расшифровывает информацию о действительности и организует ее, чтобы принимать решения или решать насущные задачи. «КОЛЛЕДЖ НЕЗРИМЫЙ» — объединение ученых, работающих в различных учреждениях и общающихся между собой путем использования личных контактов — устных и письменных. КОЛЛЕКТИВ — группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе деятельности совместной высокого уровня развития (-> развитие групповое: уровень). В коллективе формируется особый тип отношений межличностных, для коих характерны: 1) высокая сплоченность (-> сплоченность групповая); 2) самоопределение коллективное — в противовес конформности или нонконформности, проявляемых в группах низкого уровня развития; 3) идентификация коллективная; 4) социально ценный характер мотивации выборов межличностных; 5) высокая референтность членов коллектива по отношению друг к другу; 6) объективность в возложении и принятии ответственности за результаты деятельности совместной. Подобные отношения способствуют воспитанию коллективистских качеств, создают условия для всестороннего и гармоничного развития каждого члена коллектива, способствуют появлению коллективизма как особого качества развития группы. В коллективе проявляется ряд социально — психологических закономерностей, качественно отличающихся от закономерностей в группах низкого уровня развития. Так, с увеличением коллектива: 1) не уменьшается вклад, вносимый его членами; 2) не снижается уровень действенной групповой эмоциональной идентификации; 3) не ослабевает мотивация деятельности совместной; 4) отсутствуют резкие противоречия между индивидуальными и групповыми интересами; 5) имеется положительная связь между эффективностью деятельности совместной и благоприятным климатом психологическим; 6) создаются наилучшие возможности для процессов интеграции и персонализации. В случайных общностях вероятность оказания помощи пострадавшему уменьшается с увеличением числа очевидцев, но в коллективе этот эффект отсутствует. Групповые процессы в коллективе иерархизованы и образуют многоуровневую (стратометрическую) структуру, ядром коей является деятельность совместная, обусловленная социально значимыми целями: 1) первый уровень (страта) структуры коллектива образуют отношения его членов к содержанию и ценностям коллективной деятельности, обеспечивающие его сплоченность; 2) второй уровень — отношения межличностные, опосредованные деятельностью совместной; 3) третий уровень — отношения межличностные, опосредованные ценностными ориентациями, не связанными с деятельностью совместной. Закономерности, действующие на этом уровне структуры коллектива, не проявляются на втором, и наоборот; поэтому оценки, относящиеся, например, к фактам, полученным в пределах третьего уровня, не могут переноситься на характеристику второго уровня и коллектива в целом. Это ориентирует психолога, диагностирующего развитость коллектива, на обращение к параметрам, выявляющим сущностные, а не случайные, поверхностные качества (-> группообразование). КОЛЛЕКТИВ: ЕДИНСТВО ПРЕДМЕТНО — ЦЕННОСТНОЕ — нормативная интеграция индивидуальных деятельностей в группе, когда каждая деятельность, будучи функционально специфична по объекту или способам его преобразования, и занимая иерархически различные места в системе внутригрупповой активности, опосредована единым ценностным содержанием предмета деятельности совместной. Такое единство — важнейшая составляющая интеграции группы социальной как совокупного субъекта деятельности. Оно проявляется: 1) в близости ценностных представлений членов группы о предмете или цели деятельности совместной; 2) в единстве воплощения этих представлений в конкретных условиях деятельности. Единство предметно — ценностное — не случайное совпадение ценностных регулятивов индивидуальной активности в коллективе, но закономерно порождается общественно детерминированной деятельностью совместной и может рассматриваться как явление интеграции группы на высшем уровне.
ЙОГА — древнеиндийская религиозно-философская система личного совершенствования, связанная с системой психофизической тренировки, направленной на изменение психики за счет предельно высоких степеней концентрации внимания. Древнейшие формы йоги разрабатывались в рамках ведийской религии, ритуал коей требовал от жрецов интенсивной концентрации внимания на определенных образах. Разработка соответственных приемов привела к созданию классической системы «восьмичленной йоги». Тренировка проходит восемь этапов: 1) контроль над поступками — непричинение насилия, правдивость, избегание воровства, целомудрие, нестяжательство; 2) самообуздание — чистота, удовлетворенность, аскетическая тренировка, повторение вслух священных текстов, почитание божества; 3) правильное положение тела — система из 84-х асан (поз); 4) пранаяма, контроль дыхания — набор приемов постепенного замедления ритма дыхания, с коим связан ритм всех процессов психических, прежде всего мышления; 5) удержание чувств — прекращение деятельности внешних чувств для создания наивысшей сосредоточенности; 6) концентрация внимания на одном небольшом внешнем объекте; 7) медитация — высшая степень концентрация внимания, состояние «растворения» в объекте; 8) самадхи, трансовая медитация — сосредоточенность внимания, приводящая к утрате чувства Я; различаются трансовые состояния двух типов: в первом ощущение объекта еще не утрачивается, во втором — активность субъекта замыкается сама на себя и представление об объекте исчезает. Этот путь психофизической тренировки получил название раджа-йоги. Наряду с ним описываются упрощенные пути: бхакти-йога — культивирование контакта эмоционального с учителем либо божеством; карма-йога — совершение ритуальных действий, и пр. Тренировка по системе йоги призвана вызвать глубокие изменения в психике человека. Сюда относится способность регулировать деятельность внутренних органов, легко переносить крайние степени жары и холода, долгое время обходиться без пищи и воздуха и пр. _К_ КАНДАВЛИЗМ (кандаулезизм) — вид полового извращения, при коем мужчина получает половое наслаждение при демонстрации другим обнаженной партнерши или ее фотографий. Достаточно распространенный мотив в художественном творчестве. Получило название по имени лидийского царя Кандавла , который показал своему любимцу Гигу жену — царицу обнаженной. КАНЦЕРОФОБИЯ — вид невроза, характерный патологической боязнью заболевания раком (=> фобия). КАПРИЗ — мелкая прихоть, причуда — без действительной потребности, надобности, необходимости. КАПРИЗ ДЕТСКИЙ (капризы детей) — стремление детей — прежде всего возраста дошкольного и младшего школьного — делать нечто вопреки предписаниям взрослых. Часто сопровождается плачем или криком. Благоприятными условиями для появления капризов служит переутомление, слабость системы нервной, повышенная эмоциональная возбудимость. Капризы могут возникать в ответ на слишком потакающие действия взрослых, на их противоречивые требования, на применение слишком строгих мер. Капризы могут также свидетельствовать о фрустрации потребностей ребенка (в любви, внимании, автономии) или об эмоциональной травме. КАРТА КОГНИТИВНАЯ — субъективная картина, имеющая прежде всего пространственные координаты, в коей локализованы отдельные воспринимаемые предметы; образы ситуаций знакомого пространственного окружения. Создаются и изменяются в ходе активного взаимодействия субъекта с миром. Могут формироваться карты когнитивные различной степени общности, «масштаба» и организации: например, карта — обозрение или карта — путь — в зависимости от полноты представленности пространственных отношений и присутствия выраженной точки отсчета. Выделяются: 1) карта — путь — как последовательное представление связей между объектами по определенному маршруту; 2) карта — обозрение — как одновременное представление пространственного расположения объектов. Для изучения карт когнитивных применяются разные методики: от простых зарисовок до шкалирования многомерного, позволяющего восстановить структуру образа по результатам метрических или порядковых оценок расстояний между точками карты. Выявлены тенденции: 1) к переоценке хорошо знакомых расстояний и недооценке мало знакомых; 2) к выпрямлению кривых с небольшой степенью кривизны; 3) к приближению пересечений к перпендикулярным. Искажениям может способствовать принадлежность пунктов карты к различным единицам таксономическим: так, расстояние между городами в одной стране кажется меньше, чем расстояние между городами разных стран, даже если на самом деле они равны. КАРТИНА БОЛЕЗНИ ВНУТРЕННЯЯ (внутренняя картина болезни) — возникающий у больного целостный образ своего заболевания. Понятие введено А. Р. Лурией, продолжившим развитие идей А. Гольдшейдера об «аутопластической картине заболевания». По сравнению с целым рядом сходных терминов психологии медицинской («переживание болезни», «сознание болезни», «отношение к болезни» и пр.), оно наиболее обще и интегративно. Первоначальное представление о структуре картины болезни внутренней содержало два уровня — сенситивный, включавший в себя комплекс болезненных ощущений и связанных с ними состояний эмоциональных, и интеллектуальный, являвший собой рациональную оценку болезни, — в дальнейшем было дифференцировано выделением четырех уровней: 1) уровень чувственный — комплекс болезненных ощущений; 2) уровень эмоциональный — переживание заболевания и его последствий; 3) уровень интеллектуальный — знание о болезни и ее реальная оценка; 4) уровень мотивационный — выработка определенного отношения к заболеванию, изменение образа жизни и актуализация деятельности, направленной на выздоровление. Картина болезни внутренняя обычно выступает как целостное образование. На формирование ее влияют различные факторы: характер заболевания, его острота и темп развития, особенности личности в предшествующий болезни период и пр. Изучение картины болезни внутренней применяется в психологии медицинской для выявления особенностей личности при различных заболеваниях и для раскрытия их динамики в ходе болезни. В качестве методов исследования используются метод беседы клинической, опросники, анкеты, интервью. Знание картины болезни внутренней необходимо для правильной диагностики и лечения заболеваний (-> психосоматика). КАРТИНА МИРА ЭТНИЧЕСКАЯ — единая ориентация когнитивная, фактически — невербализованное, имплицитное выражение понимания членами каждого общества, в том числе общности этнической, «правил жизни», диктуемых социальными, природными и «сверхъестественными» силами. Представляет собой свод основных допущений и предположений, обычно не осознаваемых и не обсуждаемых, но направляющих и структурирующих поведение представителей данной общности почти так же, как грамматические правила, неосознаваемые большинством людей, структурируют и направляют их поведение лингвистическое. Считается, что все нормативное поведение группы или общности — функция особой картиной мира этнической. Согласно Р. Редфилду, картина мира этническая — это такой взгляд на Вселенную, который характерен для данного народа. Он полагал, что ни один человек не держит всего, что он знает о мире и чувствует, целиком в сознании; но все же осведомленный мыслящий информатор может описать свою картину мира этническую так, что исследователь в состоянии ее понять. Напротив, А. Холлоуэл рассматривал картину мира этническую как такую разновидность ориентации когнитивной, которую люди не осознают и не могут абстрактно сформулировать. Ныне картина мира этническая обозначается и исследуется через понятие ценности и ориентации ценностной. Под ценностью здесь понимается серия предположений о мире, стимулирующая и регулирующая предпочтительный тип поведения. Эта серия предположений может быть выделена путем анализа, но не обязательно сознательно понимаема и вербализуема каждым членом общности. Попытку эмпирического изучения картины мира этнической через описание базовых ориентации ценностных предприняли Ф. Клакхон и Ф. Стродбек. КАТАЛЕПСИЯ — сноподобное состояние, характерное понижением чувствительности к внешним и внутренним стимулам, «восковой гибкостью» — непроизвольного сохранения любой позы без видимых усилий. Может возникать в гипнотическом сне (-> гипноз), а также при некоих заболеваниях психических (шизофрения, истерия и пр.). КАТАРСИС (катарзис) — первоначально — эмоциональное потрясение, состояние внутреннего очищения, вызванное у зрителя античной трагедии в результате переживания за судьбу героя, как правило, завершавшуюся смертью. Сильное эмоциональное потрясение, вызванное не реальными событиями жизни, но их символическим отображением — например, в произведении искусства. Вообще — состояние внутреннего очищения, наступающее после определенных переживаний и потрясений. В психотерапии — специальный метод воздействия, направленный на выявление и разрядку бессознательных импульсов, а также — фаза лечения, в ходе коей больной вспоминает и воспроизводит забытые потрясающие сцены из своей жизни, бывшие толчком к психоневротическому заболеванию. Так клиент очищает свою психику (=> катартический; метод катартический). В психоанализе — специальный прием терапевтического воздействия, заключающийся в разрядке, отреагировании аффекта, ранее вытесненного в подсознание и служащего причиной невротического конфликта. КАТАРТИЧЕСКИЙ — вызывающий разрядку аффектов патогенных посредством катарсиса от воспоминания и повторного переживания прошедших событий (=> отреагирование). КАТЕГОРИАЛЬНОСТЬ — свойство восприятия, существующее на уровне сознания и характеризующее личностный уровень восприятия, — способность к выделению в перцептивном пространстве определенных областей, имеющих более или менее очерченные и устойчивые границы. При этом четкость данных границ тесно связана с перцептивными задачами, решаемыми индивидом. КАТЕГОРИЗАЦИЯ — процесс психический отнесения единичного объекта, события, переживания к некоему классу, — как вербальные и невербальные значения, символы, сенсорные и перцептивные эталоны, социальные стереотипы, стереотипы поведения и пр. Непосредственно включен в процессы восприятия, мышления, воображения, объект коих воспринимается и мыслится не как единичность, непосредственная данность, но как представитель обобщенного класса, причем на объект переносятся особенности данного класса явлений. Содержание понятия категоризации в психологии когнитивной соответствует принятому в рамках теории деятельности положению об опосредовании процессов психических социально выработанными эталонами — обобщениями, несущими совокупный общественный опыт. Носители этого опыта — это прежде всего семантические структуры естественного языка — значения вербальные; форма фиксации опыта — символы, движения выразительные, ритуалы, а также формулы, схемы, чертежи и пр. В индивидуальном опыте категоризация выступает формой его упорядочения через присвоение и трансформирование субъектом категорий и эталонов общественного сознания; ее индивидуальные аспекты характеризуют специфику отражения мира субъектом. Будучи средством осознания мира, категориальные структуры индивидуального сознания могут и не осознаваться. Формы категоризации имеют сложную иерархическую организацию, построение и функционирование коей изучают психология генетическая и общая. КАТЕКСИС — согласно З. Фрейду — «энергетический заряд», своеобразный квант психосексуальной энергии. КАУЗОМЕТРИЯ — метод исследования субъективной картины пути жизненного и времени психологического личности. Относится к методам биографическим; направлена на описание не только прошедших, но и предполагаемых будущих этапов пути жизненного. Каузометрия проводится в форме интервью, состоящего из шести процедур: 1) биографическая разминка; 2) формирование списка значимых событий; 3) их датировка; 4) причинный анализ межсобытийных отношений; 5) целевой анализ; 6) обозначение сфер принадлежности событий. Применяются и дополнительные процедуры: 1) оценка эмоциональной привлекательности событий; 2) их удаленность в прошлое и будущее; 3) значимость «для себя» и «для других людей»; 4) локализация личного временного центра. Результаты интервью изображаются в виде каузограммы — графика событий и межсобытийных связей, который дает наглядное представление о мотивационном статусе событий, их локализации в физическом и психологическом времени, стартовой или финишной роли в жизни, о структуре взаимосвязей событий. Каузометрия позволяет сделать выводы о возможных деформациях картины пути жизненного, о масштабности, осмысленности и реализованности замыслов, об особенностях стиля жизни и удовлетворенности своим прошлым, настоящим и будущим. Применима для исследования индивидуального и совместного пути жизненного, для анализа и коррекции жизненных сценариев в психотерапии, для проектирования жизненных перспектив в профессионально — ориентационных, семейных, психогигиенических консультациях. На ее основе разработана компьютерная диагностическая программа «Биограф». КГР (кожно — гальваническая реакция) -> реакция кожно-гальваническая. КИНЕСТЕЗИЯ РЕЧЕВАЯ — афферентные импульсы, идущие от периферических органов речи в кору мозга головного (-> мозг головной: кора). Возникают не только при внешней речевой активности, но и при выполнении действий умственных, когда может происходить повышение тонуса речевой мускулатуры и появление двигательной импульсации из — за скрытого проговаривания слов. Выполнение трудных или новых задач связано с повышением уровня кинестезии речевых, а при автоматизации операций умственных этот уровень существенно уменьшается. Для изучения кинестезии речевых обычно применяется миограф, регистрирующий двигательную активность губ, языка и гортани. КЛАУСТРОФОБИЯ — вид невроза, характерный патологической боязнью закрытых пространств и помещений (=> фобия). КЛЕТКА БИПОЛЯРНАЯ — клетки нервные, ответственные за передачу сигналов от колбочек и палочек к клеткам ганглиозным сетчатки. КЛЕТКА ГАНГЛИОЗНАЯ — клетки нервные сетчатки, получающие нервные сигналы от колбочек и палочек через клетки биполярные и передающие их в мозг головной по нерву зрительному, образованному их аксонами. КЛЕТКА ГЛИАЛЬНАЯ — вспомогательные клетки нервной ткани. По — видимому, обеспечивают питание нервных клеток; по мнению некоих авторов, также участвуют в формировании памяти долговременной. КЛИЕНТ — человек, обратившийся за психологической помощью. Этот термин предпочтительнее термина «пациент», подчеркивающего состояние болезни. КЛИМАТ — многолетний статистический режим погоды, характерный некоей местности в силу ее географического положения. В психологии термин применяется расширительно — метафорически. КЛИМАТ СОЦИАЛЬНО — ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ (климат морально — психологический; климат психологический; атмосфера психологическая) — качественная сторона отношений межличностных, проявляемая в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной деятельности совместной и всестороннему развитию личности в группе. Важнейшие признаки благоприятного климата социально — психологического: 1) доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; 2) доброжелательная и деловая критика; 3) свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива; 4) отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения; 5) достаточная информированность членов коллектива о его задачах и о состоянии дел; 6) удовлетворенность принадлежностью к коллективу; 7) высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих фрустрацию у кого — либо из членов коллектива; 8) принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов, и пр. Характер климата социально — психологического в целом зависит от уровня развития группового. Между состоянием климата развитого коллектива и эффективностью деятельности совместной его членов существует положительная связь. Оптимальное управление деятельностью и климатом в любом коллективе требует специальных знаний и умений от руководящего состава. Как специальные меры применяются: 1) научно обоснованный подбор, обучение и периодическая аттестация руководящего состава; 2) комплектование первичных коллективов с учетом совместимости психологической; 3) применение социально — психологических методов, способствующих выработке у членов коллектива навыков эффективного взаимопонимания и взаимодействия (-> тренинг социально — психологический; игра деловая). Климат социально — психологический зависит от стиля руководства. В своей деятельности по его оптимизации руководителю следует опираться на самых активных, сознательных и авторитетных членов коллектива. КЛИШЕ (клише поведенческое) — поверхностные способы поведения, стереотипные способы взаимодействия. КОГНИТИВИЗМ — направление в психологии (=> подход когнитивистский; психология: подход когнитивный, психология когнитивная, психотерапия когнитивная). Утверждает, что индивиды — не просто машины, механически реагирующие на внутренние факторы или внешние события; разуму человека доступно нечто большее, чем информация, поступающая извне. Когнитивный подход в основном заключается в стремлении понять, каким образом человек расшифровывает информацию о действительности и организует ее, чтобы принимать решения или решать насущные задачи. «КОЛЛЕДЖ НЕЗРИМЫЙ» — объединение ученых, работающих в различных учреждениях и общающихся между собой путем использования личных контактов — устных и письменных. КОЛЛЕКТИВ — группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе деятельности совместной высокого уровня развития (-> развитие групповое: уровень). В коллективе формируется особый тип отношений межличностных, для коих характерны: 1) высокая сплоченность (-> сплоченность групповая); 2) самоопределение коллективное — в противовес конформности или нонконформности, проявляемых в группах низкого уровня развития; 3) идентификация коллективная; 4) социально ценный характер мотивации выборов межличностных; 5) высокая референтность членов коллектива по отношению друг к другу; 6) объективность в возложении и принятии ответственности за результаты деятельности совместной. Подобные отношения способствуют воспитанию коллективистских качеств, создают условия для всестороннего и гармоничного развития каждого члена коллектива, способствуют появлению коллективизма как особого качества развития группы. В коллективе проявляется ряд социально — психологических закономерностей, качественно отличающихся от закономерностей в группах низкого уровня развития. Так, с увеличением коллектива: 1) не уменьшается вклад, вносимый его членами; 2) не снижается уровень действенной групповой эмоциональной идентификации; 3) не ослабевает мотивация деятельности совместной; 4) отсутствуют резкие противоречия между индивидуальными и групповыми интересами; 5) имеется положительная связь между эффективностью деятельности совместной и благоприятным климатом психологическим; 6) создаются наилучшие возможности для процессов интеграции и персонализации. В случайных общностях вероятность оказания помощи пострадавшему уменьшается с увеличением числа очевидцев, но в коллективе этот эффект отсутствует. Групповые процессы в коллективе иерархизованы и образуют многоуровневую (стратометрическую) структуру, ядром коей является деятельность совместная, обусловленная социально значимыми целями: 1) первый уровень (страта) структуры коллектива образуют отношения его членов к содержанию и ценностям коллективной деятельности, обеспечивающие его сплоченность; 2) второй уровень — отношения межличностные, опосредованные деятельностью совместной; 3) третий уровень — отношения межличностные, опосредованные ценностными ориентациями, не связанными с деятельностью совместной. Закономерности, действующие на этом уровне структуры коллектива, не проявляются на втором, и наоборот; поэтому оценки, относящиеся, например, к фактам, полученным в пределах третьего уровня, не могут переноситься на характеристику второго уровня и коллектива в целом. Это ориентирует психолога, диагностирующего развитость коллектива, на обращение к параметрам, выявляющим сущностные, а не случайные, поверхностные качества (-> группообразование). КОЛЛЕКТИВ: ЕДИНСТВО ПРЕДМЕТНО — ЦЕННОСТНОЕ — нормативная интеграция индивидуальных деятельностей в группе, когда каждая деятельность, будучи функционально специфична по объекту или способам его преобразования, и занимая иерархически различные места в системе внутригрупповой активности, опосредована единым ценностным содержанием предмета деятельности совместной. Такое единство — важнейшая составляющая интеграции группы социальной как совокупного субъекта деятельности. Оно проявляется: 1) в близости ценностных представлений членов группы о предмете или цели деятельности совместной; 2) в единстве воплощения этих представлений в конкретных условиях деятельности. Единство предметно — ценностное — не случайное совпадение ценностных регулятивов индивидуальной активности в коллективе, но закономерно порождается общественно детерминированной деятельностью совместной и может рассматриваться как явление интеграции группы на высшем уровне.
Психология (5)\Психология (3)\Психология (2)\Психология (1)\Психология (4)
Психология (6)\Психология (7)\Психология (8)\Психология (9)\Психология (10)
МИФОЛОГИЯ
СИЛА И МУДРОСТЬ СЛОВА
ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОЛОГИЯ | РИТОРИКА
ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ
РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.