- 10539 Просмотров
- Обсудить
ПСИХОЛОГИЯ
КОНФЛИКТ ЭТНИЧЕСКИЙ — форма конфликта межгруппового, когда группы с противоречивыми интересами поляризуются по этническому признаку. Их источником обычно являются внеэтнические социально — политические и экономические противоречия. Нарастание конфликта этнического сопровождается: 1) ростом этноцентризма, свойственного в некоей степени самосознанию этническому любого уровня развития; 2) усилением интенсивности циркуляции в обществе негативных стереотипов этнических, кристаллизацией националистической идеологии. Внутренним (собственно этническим) источником конфликта может быть столкновение национальных интересов — тех же социально — политических и экономических интересов, но признаваемых на уровне самосознания национального фундаментальными жизненными потребностями этой общности этнической. Осознание этих интересов все большей частью данной группы этнической в ситуации столкновения приводит к осознанию угрозы этим интересам (действительной или мнимой) и потребности защищать их. Другим источником конфликта может стать политизация этнической принадлежности — процесс, в коем противостоящие слои и группы социальные поляризуются по этническому признаку. Особую остроту и размах конфликт может приобрести от большого эмоционального потенциала самосознания этнического, от возможности быстрой консолидации всех групп социальных этой общности по этническому признаку. КОНФЛИКТ Я | СВЕРХ — Я (конфликт Я и Я — идеала; конфликт Я и Сверх — Я) — форма отражения противоречий реального и психического, мира внешнего и внутреннего. КОНФОРМНОСТЬ — податливость человека реальному или воображаемому давлению группы; проявляется в изменении его поведения и установок соответственно первоначально не разделявшейся им позицией большинства. Различаются конформность внешняя (публичная) и внутренняя (личная). При всех различиях обе формы конформности близки в том, что служат специфическим способом разрешения осознанного конфликта между личным и доминирующим в группе мнением в пользу последнего: зависимость человека от группы вынуждает искать согласия с ней — подлинного или мнимого, подстраивать свое поведение под кажущиеся чуждыми или непривычными эталоны. Особая разновидность той же зависимости — негативизм (нонконформизм) — это стремление непременно поступать наперекор позиции господствующего большинства, любой ценой и во всех случаях утверждать противоположную позицию. Преимущественным предметом экспериментальных исследований стала конформность внешняя, изучаемая посредством метода «группы подставной» в реальном или аппаратурном вариантах. Согласно эмпирическим данным, уровень конформности определяется комплексом причин, в том числе: 1) характеристиками индивида, подвергаемого групповому давлению: пол, возраст, национальность, интеллект, тревожность, внушаемость и пр.; 2) характеристиками группы, являющейся источником .давления: размер, степень единодушия большинства — наличие и количество членов группы, отклоняющихся от общего мнения, и пр.; 3) особенностями взаимосвязи индивида и группы: статус индивида в группе, степень его приверженности к ней, уровень взаимозависимости индивида и группы в получении вознаграждения, и пр.; 4) содержанием задачи, степенью заинтересованности человека в ней, его компетентностью и пр. Альтернатива конформности и негативизму — независимость — самостоятельная выработка и отстаивание собственной позиции; она не исключает солидарности личности с группой, но не в силу давления, а на основе сознательного согласия с ней. Провоцируемое конформностью единообразие поведения внутригруппового следует отличать от единства, возникающего благодаря общности самостоятельно сформированных взглядов, и от естественного для любой группы процесса нормализации, предполагающего взаимное влияние всех ее членов и нахождение общеприемлемого компромисса. Кроме того, конформность как способ поведения отличается от внушаемости — некритичного принятия чужой точки зрения и подчинения (повиновения), когда человек изменяет свое поведение в соответствии с прямым указанием законного авторитета. Развитие исследований конформности, как и в целом проблематики социального влияния, связано с разработкой концепции «меньшинства активного», предложенной С. Московичи: согласно ей, конформность может рассматриваться как форма переговоров между индивидом (меньшинством) и группой (большинством), включенными в конфликт по поводу определения некоей реальности (например, истинности суждений, мнений и пр.). С этой позиции, подкрепленной результатами многочисленных экспериментов, наряду с конформностью — движением индивида навстречу группе, возможен другой исход такого конфликта, а именно — принятие большинством или его частью позиции меньшинства. Влияние меньшинства обусловлено стилем его поведения (последовательностью, настойчивостью, консистентностью), а также особенностями восприятия меньшинства большинством (в частности, оценкой его компетентности, значимости), характером отстаиваемых идей и прочими факторами. КОНФОРМНОСТЬ ВНЕШНЯЯ (конформность публичная) — демонстративное подчинение навязываемому мнению группы с целью заслужить одобрение или избежать порицания, а возможно, и более жестких санкций со стороны группы. Отнюдь не всегда предполагает личностное согласие с поневоле соблюдаемыми групповыми нормами. Конформность внешняя стала преимущественным предметом экспериментальных исследований; она изучается посредством метода «группы подставной» в реальном или аппаратурном вариантах. КОНФОРМНОСТЬ ВНУТРЕННЯЯ (конформность личная) — действительное преобразование индивидуальных установок в результате внутреннего принятия позиции окружающих, оцениваемой как более обоснованная и объективная, чем собственная точка зрения. Обычно сопровождается конформностью внешней, коя отнюдь не всегда предполагает личностное согласие с поневоле соблюдаемыми групповыми нормами. КОНЦЕНТРАЦИЯ — способность процессов нервных ограничивать сферу своего распространения исходным очагом возникновения; явление, обратное иррадиации. Согласно И. П. Павлову, является механизмом различения стимулов условных, специализации условно — рефлекторных реакций. КОНЦЕПТ — содержание некоего понятия. КОНЦЕПТ ФИГУРНЫЙ — класс научных представлений — схематизированных абстракций, как геометрические фигуры, графики физических процессов и зависимостей, структурные формы химических веществ и прочие представления общие, материализованные в изображении. Название подчеркивает их образно — понятийную природу. КОНЦЕПЦИЯ — 1. Система взглядов, некое понимание явлений, процессов и пр. 2. Единый, определяющий замысел, ведущая мысль некоего произведения, научного труда и пр. КОНЦЕПЦИЯ АНАЛИЗА ПОДЕТАЛЬНОГО — представления, развиваемые в психологии когнитивной, — о том, что распознание стимула обеспечивается за счет выделения присущих ему простейших признаков (линий, углов, кривизны), на основании коих строится целостное восприятие стимула. КОНЦЕПЦИЯ ДВИЖЕНИЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ — согласно Ч. Дарвину — предположение, будто человеческие движения выразительные являются рудиментами инстинктивных действий живых существ, связанных с борьбой, нападением, защитой потомства и пр. Но эта концепция не может объяснить всего богатства движений выразительных (улыбка, сдерживаемые слезы и пр.). КОНЦЕПЦИЯ ДИСПОЗИЦИОННАЯ — концепция, характеризующая социальное поведение личности в зависимости от состояний ее готовности к определенному способу действий. Связывает готовность личности к поведению в данной социальной ситуации с социальными условиями предшествующей деятельности, в коих формируется устойчивая предрасположенность к реализации определенных потребностей субъекта в соответственных условиях. Концепция диспозиционная предложена В. А. Ядовым. Она рассматривает диспозиции личности как иерархическую систему, вершина коей — общая направленность интересов и система ориентации ценностных; средние уровни — система обобщенных установок социальных на многообразные социальные объекты и ситуации; нижний уровень — ситуативные установки социальные как готовность к оценке и действию в конкретных условиях деятельности. Высшие диспозиции наиболее устойчивы, что соответствует относительно большей стабильности общих социальных условий деятельности личности; они активно воздействуют на диспозиции нижележащих уровней. Но ситуативные установки социальные, в отличие от обобщенных, относительно самостоятельны, что обеспечивает адаптацию личности к изменчивым условиям деятельности при сохранении устойчивой целостности ее высших генеральных диспозиций. Последние регулируют общую направленность поведения социального, а диспозиции других уровней — поведение в некоей сфере деятельности и направленность поступков относительно определенных социальных объектов и ситуаций. В принципе роль ведущей диспозиции принимает на себя та или те, что особенно полно соответствует данным условиям и цели деятельности в данном «масштабе». Концепция диспозиционная позволяет установить связи между социологическими, социально — психологическими и общепсихологическими подходами к изучению поведения социального личности. КОНЦЕПЦИЯ ОПОСРЕДОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО (концепция деятельностного опосредования межличностных отношений) — специальная социально — психологическая концепция, рассматривающая отношения межличностные в любой достаточно развитой группе как опосредованные содержанием и ценностями деятельности. Разработана А.В. Петровским и первоначально называлась концепцией стратометрической. Опосредование деятельностное понимается как системообразующий признак коллектива. Реализуя свою цель в конкретном предмете деятельности, группа тем самым изменяет себя, совершенствует свою структуру и преобразует систему отношений межличностных. Характер и направленность изменений зависят от конкретного содержания деятельности и ее ценностей, исходящих из более широкой социальной общности. Обращение к опосредованию отношений межличностных деятельностью совместной позволило: 1) понять характер дифференциации и интеграции групповой; 2) построить типологию групп и выявить особенности групп высшего уровня развития — коллективов, показать их принципиальные качественные отличия от других групп малых; 3) ориентировать психолога — практика на выяснение значимых параметров развития группового, способствуя решению задач диагностики группы и прогнозирования результатов ее деятельности; 4) увидеть сложный, многоуровневый, «стратометрический» характер структуры отношений межличностных и необходимость учета отнесенности выявленных в исследованиях явлений к конкретному уровню (страте) процессов групповых; 5) охарактеризовать коллектив как общность, где индивид получает особенно благоприятные возможности для удовлетворения потребности быть полноценной личностью и для развития соответственных способностей. В ходе экспериментальной разработки был введен ряд понятий, означающих определенные социально — психологические явления, а также предложены конкретные методики, посредством коих выявляются параметры группы и личности в группе, отражающие эти явления. КОНЦЕПЦИЯ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ — совокупность теоретических представлений, согласно коим психологическое ядро личности есть индивидуально — целостная система ее субъективно — оценочных, сознательно — избирательных отношений к действительности, являющая собой интериоризованный опыт взаимоотношений с другими людьми в условиях окружения социального. Была выдвинута А. Ф. Лазурским, разработана В. Н. Мясищевым и развивалась в работах отечественных психологов. Ее основные положения конкретизируются в концепции патогенетической неврозов и психотерапевтической практике. Система этих отношений определяет характер переживаний личности, особенности восприятия действительности, характер поведенческих реакций на внешние воздействия. Все составляющие психической организации человека так или иначе с связываются отношениями, причем функциональные возможности человека в организации деятельности можно определить лишь на уровне активно положительного отношения к ее задаче. Положительный или отрицательный опыт взаимоотношений с людьми однозначно формирует и соответственную систему внутренних отношений личности. КОНЦЕПЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНЫХ — одна из теорий «среднего ранга», нацеленная на выявление тенденций функционирования структур обыденного сознания в современном обществе. Разработана С. Московичи при участии других психологов. Относится к числу концепций, возникших во французской психологии социальной в 60 — 70 — е гг. XX в. как реакция на засилье в европейской науке американских образцов социально — психологического знания сциентистского толка. Основная идея концепции представлений социальных заключена в следующем утверждении: ментальные структуры общества призваны упрочить психологическую стабильность социального субъекта (группы или индивида) и ориентировать его поведение в меняющихся ситуациях. Предметом изучения считается реальность социальная, понимаемая как совокупность представлений социальных, посредством коих отношения общественные явлены в индивидуальном сознании. Ключевым понятием является представление социальное, заимствованное из социологической доктрины Э. Дюркгейма. Оно трактуется как особая форма коллективного знания, усваиваемая отдельными индивидами. Структура представления социального содержит три измерения: 1) информацию — сумму знаний о представляемом объекте; 2) поле представления, характеризующее организацию его содержания с качественной стороны; 3) установку по отношению к объекту представления. Динамика представлений социальных обыденного сознания именуется объективацией и содержит ряд фаз: 1) персонификацию — ассоциирование объекта представления с конкретными личностями; 2) образование схемы фигуративной представления — визуально — репрезентируемой ментальной конструкции; 3) натурализацию — оперирование в сознании обыденном элементами схемы фигуративной как автономными объективными сущностями. В рамках концепции представлений социальных сложились такие направления анализа социальных представлений: 1) на уровне индивидуальной картины мира — представление социальное рассматривается как феномен, разрешающий напряженность между привычным и новым содержанием, адаптирующий последнее к уже имеющимся системам представлений с помощью так называемых моделей закрепления и превращающий необычное в банальность; 2) на уровне группы малой представление социальное выступает в концепции представлений социальных как феномен рефлексивной активности во взаимодействии внутригрупповом; показано существование иерархической системы представлений об элементах ситуации взаимодействия, а также эффекта сверхсоответствия Я, выражаемого в конструировании субъектом представления о себе как о человеке, более соответственном требованиям ситуации, чем другие люди; 3) в плане отношений межгрупповых,, исходя из посылок, близких положениям теории категоризации социальной (Г. Теджфел), представление социальное понимается как элемент отношений рефлексивных между группами, детерминированный общесоциальными факторами или частноситуативными особенностями взаимодействия; важный теоретический итог — вывод о неабсолютном характере феномена дискриминации межгрупповой и об его зависимости от факторов социальных; 4) на уровне групп социальных больших создан подход к изучению элементов сознания обыденного; изучены системы представлений о психоанализе, о городе, о женщине и детстве, о человеческом теле, о здоровье и болезни, и пр. Выводы концепции представлений социальных об особенностях современного сознания массового (например, о растущей индивидуализации личности; об униформизации и стандартизации жизни; об отсутствии истинного равноправия полов; о фетишизации престижности) имеют и социально — психологическое, и мировоззренческое значение. Имеющиеся в этой концепции методологические противоречия связаны с ее двойной ориентацией — на французскую социологическую традицию и на когнитивистскую доктрину психологии социальной. В целом концепции представлений социальных — один из немногих в мировой науке прецедентов обращения к феноменологии сознания обыденного. Собранный ею ценный эмпирический материал представляет значительный интерес. КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММНО — РОЛЕВАЯ (программно ролевая концепция научного коллектива) — применительно коллектива научного — теория коллективной деятельности научной, рассматриваемой в трех взаимосвязанных аспектах: предметно — логическом, научно — социальном и личностно — психологическом. Единицей анализа научной деятельности выступает программа исследовательская (-> коллектив научный: программа исследовательская), отражающая запросы логики развития науки и реализуемая путем распределения научных функций (ролей) между членами коллектива исследовательского. Эта программа, будучи основанием консолидации коллектива научного, обусловливает появление широкого круга специфических социально — психологических феноменов коллективной научной деятельности, среди коих выделяются отношения межличностные и предметно — рефлексивные, восприятие социальное, мотивация коллективная, конфликт продуктивный, стиль руководства научным коллективом и адаптация его сотрудников, круг оппонентный, и пр. В ходе коллективной разработки программы возникает дифференциация научно — социальных ролей, среди коих особенно важны «генератор идей», «эрудит» и «критик». Обусловливая социально — психологические процессы в коллективе научном, программа исследовательская испытывает обратное влияние этих процессов, что сказывается на специфике ее развития и производстве нового знания. КОНЦЕПЦИЯ РЕЧИ ВНУТРЕННЕЙ — теоретическая модель генезиса речи внутренней из так называемой речи эгоцентрической, являющей собой разговор ребенка с самим собой вслух во время игры и других занятий. По мере постепенного обеззвучивания и синтактического редуцирования эта речь становится все более сокращенной, идиоматической и предикативной; доминирующими становятся глагольные формы. При достижении возраста школьного речь эгоцентрическая окончательно преобразуется в речь внутреннюю. По П. П. Блонскому — теоретическая модель генезиса речи внутренней, который происходит параллельно с генезисом речи внешней и обусловлен стремлением ребенка к повторению обращенных к нему слов взрослых, наблюдаемому уже в конце первого года жизни и постепенно обеззвучиваемому. КОНЦЕПЦИЯ САМООРГАНИЗАЦИИ — научное направление, возникшее в 50 — 60 — с гг. XX в. на базе физики статистической, теории систем общей и кибернетики и изучающее закономерности возникновения структуры в неравновесных системах неупорядоченных элементов. Общие принципы самоорганизации обнаруживаются в системах физических, химических, биологических и социальных, причем в высокоорганизованных системах они воплощены с наибольшей полнотой. В психологии концепция самоорганизации может распространяться на широкий спектр объектов — от психофизиологии до психологии социальной. В первые десятилетия XX в. в психологии и психофизиологии возникли направления, в некоей степени предвосхитившие появление концепции самоорганизации и имеющие с ней ряд общих теоретико — методологических принципов (гештальт-теория, теория доминанты А. А. Ухтомского, концепция построения движений Н. А. Бернштейна). Существенная особенность систем самоорганизующихся — способность к самодостраиванию, самовосстановлению, представляющая особый интерес для изучения механизмов психотерапии. КОНЦЕПЦИЯ СТРАТОМЕТРИЧЕСКАЯ — 1. -> концепция опосредования деятельностного 2. Концепция стратометрическая коллектива — социально — психологическая теория структурообразования коллектива, разработанная А. В. Петровским на базе принципа деятельности. Основана на предположении, что динамику отношений межличностных в группах социальных можно адекватно интерпретировать лишь при рассмотрении многоуровневой структуры процессов групповых и определении характеристик уровней внутригрупповой активности. Группы высокого уровня развития (в частности коллективы) имеют значительно более дифференцированные по уровням взаимоотношения, чем менее развитые общности (например, группы диффузные). В многоуровневой структуре отношений развитого коллектива можно выделить несколько качественно своеобразных подсистем отношений (страт). В основе, на коей выстраиваются все страты коллектива, лежит групповая деятельность, смысл которой определяется ее содержательными, общественно — экономическими аспектами: 1) на уровне первой, мотивационной страты — организованы отношения членов группы к целям, задачам, Ценностям совместной деятельности; 2) на уровне второй страты — организованы взаимоотношения, возникающие в связи с содержанием совместной деятельности. 3) на уровне третьей, поверхностной страты — формируются эмоциональные отношения, в коих не. отражаются показатели достижения целей группой. Об эффективности групп свидетельствуют прежде всего 1 показатели развития отношений первой и второй страт. КОНЦЕПЦИЯ УРОВНЕЙ ПОСТРОЕНИЯ ДВИЖЕНИЙ — концепция, предложенная Н. А. Бернштейном, согласно коей под построением движения понимается состав ансамблей афферентационных (-> афферентация), участвующих в координировании данного движения, в осуществлении требуемых коррекций и в обеспечении адекватных перешифровок для эффекторных импульсов (-> эффектор), а также вся совокупность системных взаимоотношений между ними. Выделялись пять уровней построения движений. КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЭТАПНОГО (концепция поэтапного формирования умственных действий) — учение о сложных многоплановых изменениях, связанных с образованием у человека новых действий, образов и понятий, выдвинутое П. Я. Гальпериным. Выделяется шесть этапов, на коих происходят эти изменения: 1) формируется мотивационная основа действия — складывается отношение субъекта к целям и задачам предстоящего действия и к содержанию материала, намеченного для усвоения; 2) составляется схема ориентировочной основы действия: выделяются системы ориентиров и указания, учет коих необходим для выполнения действия; в ходе освоения действия эта схема постоянно проверяется и уточняется; 3) формирование действия в материальной (материализованной) форме: субъект производит требуемые действия с опорой на внешне представленные образцы действия, в частности — на схему ориентировочной основы действия; 4) «громкая социализованная речь», когда в результате многократного подкрепления состава действия систематически правильным решением разнообразных задач отпадает необходимость вещественного пользования ориентировочной схемой; ее содержание отражается в речи, выступающей как опора для становящегося действия; 5) формирование действия во «внешней речи про себя»: происходит постепенное исчезновение внешней, звуковой стороны речи; 6) речевой процесс «уходит» из сознания, оставляя в нем лишь конечный результат — предметное содержание действия (-> интериоризация). На каждом этапе действие выполняется сначала развернуто, а затем постепенно сокращается, свертывается. Практически формирование нового действия или понятия может проходить с пропуском ряда перечисленных этапов. Но расшифровка механизмов каждого частного случая, объяснение конкретной динамики формирования действия — все это становится возможным лишь благодаря знанию полной системы формирования поэтапного действий умственных. Специальная организация этой концепции при постановке цели получения действия с определенными, заранее заданными показателями обобщенности, разумности, сознательности, критичности и прочего, называется планомерно — поэтапным формированием умственных действий. В этом случае поэтапные изменения планируются экспериментатором и жестко контролируются. Так открывается возможность установить четкие связи между экспериментальными учебными воздействиями, содержанием деятельности по усвоению нового действия и характеристиками получаемого действия. В этом случае планомерно — поэтапное формирование умственных действий становится методом исследования психологического, разновидностью метода экспериментально — генетического (-> метод психогенетический). Практическое применение концепции формирования поэтапного действий умственных в общем и специальном обучении ставит задачу повысить качество формируемых действий и понятий у обучаемых при сокращении сроков их подготовки. КОНЦЕПЦИЯ ХОРМИЧЕСКАЯ (концепция гормическая) — в психологии — выдвинута англо-американским психологом У. Макдугаллом, согласно коему движущая сила индивидуального и поведения социального — это особая прирожденная (инстинктивная) энергия — хорме (горме), определяющая характер восприятия объектов, создающая эмоциональное возбуждение и целенаправляющая умственные и телесные действия организма. Каждому инстинкту соответствует эмоция (например, инстинкту бегства — эмоция страха), которая из кратковременного состояния превращается в чувство как устойчивую и организованную систему диспозиций — предрасположений к действию. В свои работах Макдугалл пытался объяснить социальные и процессы психические изначально заложенным в глубинах психофизической организации индивида стремлением к цели, отвергая их причинное объяснение (-> психология глубинная). КОНЦЕПЦИЯ ЭНЕРГИИ СПЕЦИФИЧЕСКОЙ (концепция специфической энергии органов чувств) — представление о том, что качество ощущения зависит от того, какой орган чувств возбужден. Одна внешняя причина, воздействуя на разные органы чувств, вызывает различные ощущения: так, электрический ток, приложенный к глазу, вызывает зрительное ощущение, к уху — слуховое и пр. В то же время характерное для данного органа чувств ощущение можно вызвать многими различными воздействиями: например, зрительное ощущение возникает при возбуждении глаза светом, механическим ударом или электрическим током. Эти явления немецкий физиолог И. Мюллер интерпретировал как «закон специфической энергии органов чувств». Из верно подмеченных фактов он сделал агностический вывод о том, что ощущения не дают правильного представления о мире. Но эволюционно органы чувств сформированы так, что допускают к определенным нервным окончаниям лишь определенные виды внешних сигналов; этим обеспечивается адекватность ощущения реальному раздражению. КООПЕРАЦИЯ — одна из основных форм организации межличностного взаимодействия, характерная объединением усилий участников для достижения совместной цели при одновременном разделении между ними функций, ролей и обязанностей. Среди основных типов кооперации выделяются: 1) кооперация автоматическая, существующая на инстинктивно — биологическом уровне; связана со стайной организацией, борьбой за выживание и обеспечение безопасности потомства, сексуальным поведением и пр.; 2) кооперация традициональная, направляемая традициями поколений, ритуалами, исторически сложившимися социальными нормами; 3) кооперация спонтанная, базируемая на отношениях дружелюбия, симпатии, любви и определяемая ситуативными условиями — кооперация в игровых, приятельских, семейных группах; 4) кооперация директивная, характерная для военных организаций, определенных форм предпринимательства и прочих, где определяющее условие существования группы — отсутствие добровольности участия; 5) контрактные формы кооперации, где индивидуальные интересы участников объединяются на основе формальных или неформальных соглашений между ними. Включение в кооперативное взаимодействие стимулирует развитие аттракции между членами группы, способствует оказанию взаимопомощи, усиливает взаимозависимость участников. Но, поскольку кооперация — лишь форма взаимодействия, основное психологическое содержание отношений участников определяется в основном характером деятельности, в рамках коей развивается кооперация.
КОНФЛИКТ ЭТНИЧЕСКИЙ — форма конфликта межгруппового, когда группы с противоречивыми интересами поляризуются по этническому признаку. Их источником обычно являются внеэтнические социально — политические и экономические противоречия. Нарастание конфликта этнического сопровождается: 1) ростом этноцентризма, свойственного в некоей степени самосознанию этническому любого уровня развития; 2) усилением интенсивности циркуляции в обществе негативных стереотипов этнических, кристаллизацией националистической идеологии. Внутренним (собственно этническим) источником конфликта может быть столкновение национальных интересов — тех же социально — политических и экономических интересов, но признаваемых на уровне самосознания национального фундаментальными жизненными потребностями этой общности этнической. Осознание этих интересов все большей частью данной группы этнической в ситуации столкновения приводит к осознанию угрозы этим интересам (действительной или мнимой) и потребности защищать их. Другим источником конфликта может стать политизация этнической принадлежности — процесс, в коем противостоящие слои и группы социальные поляризуются по этническому признаку. Особую остроту и размах конфликт может приобрести от большого эмоционального потенциала самосознания этнического, от возможности быстрой консолидации всех групп социальных этой общности по этническому признаку. КОНФЛИКТ Я | СВЕРХ — Я (конфликт Я и Я — идеала; конфликт Я и Сверх — Я) — форма отражения противоречий реального и психического, мира внешнего и внутреннего. КОНФОРМНОСТЬ — податливость человека реальному или воображаемому давлению группы; проявляется в изменении его поведения и установок соответственно первоначально не разделявшейся им позицией большинства. Различаются конформность внешняя (публичная) и внутренняя (личная). При всех различиях обе формы конформности близки в том, что служат специфическим способом разрешения осознанного конфликта между личным и доминирующим в группе мнением в пользу последнего: зависимость человека от группы вынуждает искать согласия с ней — подлинного или мнимого, подстраивать свое поведение под кажущиеся чуждыми или непривычными эталоны. Особая разновидность той же зависимости — негативизм (нонконформизм) — это стремление непременно поступать наперекор позиции господствующего большинства, любой ценой и во всех случаях утверждать противоположную позицию. Преимущественным предметом экспериментальных исследований стала конформность внешняя, изучаемая посредством метода «группы подставной» в реальном или аппаратурном вариантах. Согласно эмпирическим данным, уровень конформности определяется комплексом причин, в том числе: 1) характеристиками индивида, подвергаемого групповому давлению: пол, возраст, национальность, интеллект, тревожность, внушаемость и пр.; 2) характеристиками группы, являющейся источником .давления: размер, степень единодушия большинства — наличие и количество членов группы, отклоняющихся от общего мнения, и пр.; 3) особенностями взаимосвязи индивида и группы: статус индивида в группе, степень его приверженности к ней, уровень взаимозависимости индивида и группы в получении вознаграждения, и пр.; 4) содержанием задачи, степенью заинтересованности человека в ней, его компетентностью и пр. Альтернатива конформности и негативизму — независимость — самостоятельная выработка и отстаивание собственной позиции; она не исключает солидарности личности с группой, но не в силу давления, а на основе сознательного согласия с ней. Провоцируемое конформностью единообразие поведения внутригруппового следует отличать от единства, возникающего благодаря общности самостоятельно сформированных взглядов, и от естественного для любой группы процесса нормализации, предполагающего взаимное влияние всех ее членов и нахождение общеприемлемого компромисса. Кроме того, конформность как способ поведения отличается от внушаемости — некритичного принятия чужой точки зрения и подчинения (повиновения), когда человек изменяет свое поведение в соответствии с прямым указанием законного авторитета. Развитие исследований конформности, как и в целом проблематики социального влияния, связано с разработкой концепции «меньшинства активного», предложенной С. Московичи: согласно ей, конформность может рассматриваться как форма переговоров между индивидом (меньшинством) и группой (большинством), включенными в конфликт по поводу определения некоей реальности (например, истинности суждений, мнений и пр.). С этой позиции, подкрепленной результатами многочисленных экспериментов, наряду с конформностью — движением индивида навстречу группе, возможен другой исход такого конфликта, а именно — принятие большинством или его частью позиции меньшинства. Влияние меньшинства обусловлено стилем его поведения (последовательностью, настойчивостью, консистентностью), а также особенностями восприятия меньшинства большинством (в частности, оценкой его компетентности, значимости), характером отстаиваемых идей и прочими факторами. КОНФОРМНОСТЬ ВНЕШНЯЯ (конформность публичная) — демонстративное подчинение навязываемому мнению группы с целью заслужить одобрение или избежать порицания, а возможно, и более жестких санкций со стороны группы. Отнюдь не всегда предполагает личностное согласие с поневоле соблюдаемыми групповыми нормами. Конформность внешняя стала преимущественным предметом экспериментальных исследований; она изучается посредством метода «группы подставной» в реальном или аппаратурном вариантах. КОНФОРМНОСТЬ ВНУТРЕННЯЯ (конформность личная) — действительное преобразование индивидуальных установок в результате внутреннего принятия позиции окружающих, оцениваемой как более обоснованная и объективная, чем собственная точка зрения. Обычно сопровождается конформностью внешней, коя отнюдь не всегда предполагает личностное согласие с поневоле соблюдаемыми групповыми нормами. КОНЦЕНТРАЦИЯ — способность процессов нервных ограничивать сферу своего распространения исходным очагом возникновения; явление, обратное иррадиации. Согласно И. П. Павлову, является механизмом различения стимулов условных, специализации условно — рефлекторных реакций. КОНЦЕПТ — содержание некоего понятия. КОНЦЕПТ ФИГУРНЫЙ — класс научных представлений — схематизированных абстракций, как геометрические фигуры, графики физических процессов и зависимостей, структурные формы химических веществ и прочие представления общие, материализованные в изображении. Название подчеркивает их образно — понятийную природу. КОНЦЕПЦИЯ — 1. Система взглядов, некое понимание явлений, процессов и пр. 2. Единый, определяющий замысел, ведущая мысль некоего произведения, научного труда и пр. КОНЦЕПЦИЯ АНАЛИЗА ПОДЕТАЛЬНОГО — представления, развиваемые в психологии когнитивной, — о том, что распознание стимула обеспечивается за счет выделения присущих ему простейших признаков (линий, углов, кривизны), на основании коих строится целостное восприятие стимула. КОНЦЕПЦИЯ ДВИЖЕНИЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ — согласно Ч. Дарвину — предположение, будто человеческие движения выразительные являются рудиментами инстинктивных действий живых существ, связанных с борьбой, нападением, защитой потомства и пр. Но эта концепция не может объяснить всего богатства движений выразительных (улыбка, сдерживаемые слезы и пр.). КОНЦЕПЦИЯ ДИСПОЗИЦИОННАЯ — концепция, характеризующая социальное поведение личности в зависимости от состояний ее готовности к определенному способу действий. Связывает готовность личности к поведению в данной социальной ситуации с социальными условиями предшествующей деятельности, в коих формируется устойчивая предрасположенность к реализации определенных потребностей субъекта в соответственных условиях. Концепция диспозиционная предложена В. А. Ядовым. Она рассматривает диспозиции личности как иерархическую систему, вершина коей — общая направленность интересов и система ориентации ценностных; средние уровни — система обобщенных установок социальных на многообразные социальные объекты и ситуации; нижний уровень — ситуативные установки социальные как готовность к оценке и действию в конкретных условиях деятельности. Высшие диспозиции наиболее устойчивы, что соответствует относительно большей стабильности общих социальных условий деятельности личности; они активно воздействуют на диспозиции нижележащих уровней. Но ситуативные установки социальные, в отличие от обобщенных, относительно самостоятельны, что обеспечивает адаптацию личности к изменчивым условиям деятельности при сохранении устойчивой целостности ее высших генеральных диспозиций. Последние регулируют общую направленность поведения социального, а диспозиции других уровней — поведение в некоей сфере деятельности и направленность поступков относительно определенных социальных объектов и ситуаций. В принципе роль ведущей диспозиции принимает на себя та или те, что особенно полно соответствует данным условиям и цели деятельности в данном «масштабе». Концепция диспозиционная позволяет установить связи между социологическими, социально — психологическими и общепсихологическими подходами к изучению поведения социального личности. КОНЦЕПЦИЯ ОПОСРЕДОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО (концепция деятельностного опосредования межличностных отношений) — специальная социально — психологическая концепция, рассматривающая отношения межличностные в любой достаточно развитой группе как опосредованные содержанием и ценностями деятельности. Разработана А.В. Петровским и первоначально называлась концепцией стратометрической. Опосредование деятельностное понимается как системообразующий признак коллектива. Реализуя свою цель в конкретном предмете деятельности, группа тем самым изменяет себя, совершенствует свою структуру и преобразует систему отношений межличностных. Характер и направленность изменений зависят от конкретного содержания деятельности и ее ценностей, исходящих из более широкой социальной общности. Обращение к опосредованию отношений межличностных деятельностью совместной позволило: 1) понять характер дифференциации и интеграции групповой; 2) построить типологию групп и выявить особенности групп высшего уровня развития — коллективов, показать их принципиальные качественные отличия от других групп малых; 3) ориентировать психолога — практика на выяснение значимых параметров развития группового, способствуя решению задач диагностики группы и прогнозирования результатов ее деятельности; 4) увидеть сложный, многоуровневый, «стратометрический» характер структуры отношений межличностных и необходимость учета отнесенности выявленных в исследованиях явлений к конкретному уровню (страте) процессов групповых; 5) охарактеризовать коллектив как общность, где индивид получает особенно благоприятные возможности для удовлетворения потребности быть полноценной личностью и для развития соответственных способностей. В ходе экспериментальной разработки был введен ряд понятий, означающих определенные социально — психологические явления, а также предложены конкретные методики, посредством коих выявляются параметры группы и личности в группе, отражающие эти явления. КОНЦЕПЦИЯ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ — совокупность теоретических представлений, согласно коим психологическое ядро личности есть индивидуально — целостная система ее субъективно — оценочных, сознательно — избирательных отношений к действительности, являющая собой интериоризованный опыт взаимоотношений с другими людьми в условиях окружения социального. Была выдвинута А. Ф. Лазурским, разработана В. Н. Мясищевым и развивалась в работах отечественных психологов. Ее основные положения конкретизируются в концепции патогенетической неврозов и психотерапевтической практике. Система этих отношений определяет характер переживаний личности, особенности восприятия действительности, характер поведенческих реакций на внешние воздействия. Все составляющие психической организации человека так или иначе с связываются отношениями, причем функциональные возможности человека в организации деятельности можно определить лишь на уровне активно положительного отношения к ее задаче. Положительный или отрицательный опыт взаимоотношений с людьми однозначно формирует и соответственную систему внутренних отношений личности. КОНЦЕПЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНЫХ — одна из теорий «среднего ранга», нацеленная на выявление тенденций функционирования структур обыденного сознания в современном обществе. Разработана С. Московичи при участии других психологов. Относится к числу концепций, возникших во французской психологии социальной в 60 — 70 — е гг. XX в. как реакция на засилье в европейской науке американских образцов социально — психологического знания сциентистского толка. Основная идея концепции представлений социальных заключена в следующем утверждении: ментальные структуры общества призваны упрочить психологическую стабильность социального субъекта (группы или индивида) и ориентировать его поведение в меняющихся ситуациях. Предметом изучения считается реальность социальная, понимаемая как совокупность представлений социальных, посредством коих отношения общественные явлены в индивидуальном сознании. Ключевым понятием является представление социальное, заимствованное из социологической доктрины Э. Дюркгейма. Оно трактуется как особая форма коллективного знания, усваиваемая отдельными индивидами. Структура представления социального содержит три измерения: 1) информацию — сумму знаний о представляемом объекте; 2) поле представления, характеризующее организацию его содержания с качественной стороны; 3) установку по отношению к объекту представления. Динамика представлений социальных обыденного сознания именуется объективацией и содержит ряд фаз: 1) персонификацию — ассоциирование объекта представления с конкретными личностями; 2) образование схемы фигуративной представления — визуально — репрезентируемой ментальной конструкции; 3) натурализацию — оперирование в сознании обыденном элементами схемы фигуративной как автономными объективными сущностями. В рамках концепции представлений социальных сложились такие направления анализа социальных представлений: 1) на уровне индивидуальной картины мира — представление социальное рассматривается как феномен, разрешающий напряженность между привычным и новым содержанием, адаптирующий последнее к уже имеющимся системам представлений с помощью так называемых моделей закрепления и превращающий необычное в банальность; 2) на уровне группы малой представление социальное выступает в концепции представлений социальных как феномен рефлексивной активности во взаимодействии внутригрупповом; показано существование иерархической системы представлений об элементах ситуации взаимодействия, а также эффекта сверхсоответствия Я, выражаемого в конструировании субъектом представления о себе как о человеке, более соответственном требованиям ситуации, чем другие люди; 3) в плане отношений межгрупповых,, исходя из посылок, близких положениям теории категоризации социальной (Г. Теджфел), представление социальное понимается как элемент отношений рефлексивных между группами, детерминированный общесоциальными факторами или частноситуативными особенностями взаимодействия; важный теоретический итог — вывод о неабсолютном характере феномена дискриминации межгрупповой и об его зависимости от факторов социальных; 4) на уровне групп социальных больших создан подход к изучению элементов сознания обыденного; изучены системы представлений о психоанализе, о городе, о женщине и детстве, о человеческом теле, о здоровье и болезни, и пр. Выводы концепции представлений социальных об особенностях современного сознания массового (например, о растущей индивидуализации личности; об униформизации и стандартизации жизни; об отсутствии истинного равноправия полов; о фетишизации престижности) имеют и социально — психологическое, и мировоззренческое значение. Имеющиеся в этой концепции методологические противоречия связаны с ее двойной ориентацией — на французскую социологическую традицию и на когнитивистскую доктрину психологии социальной. В целом концепции представлений социальных — один из немногих в мировой науке прецедентов обращения к феноменологии сознания обыденного. Собранный ею ценный эмпирический материал представляет значительный интерес. КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММНО — РОЛЕВАЯ (программно ролевая концепция научного коллектива) — применительно коллектива научного — теория коллективной деятельности научной, рассматриваемой в трех взаимосвязанных аспектах: предметно — логическом, научно — социальном и личностно — психологическом. Единицей анализа научной деятельности выступает программа исследовательская (-> коллектив научный: программа исследовательская), отражающая запросы логики развития науки и реализуемая путем распределения научных функций (ролей) между членами коллектива исследовательского. Эта программа, будучи основанием консолидации коллектива научного, обусловливает появление широкого круга специфических социально — психологических феноменов коллективной научной деятельности, среди коих выделяются отношения межличностные и предметно — рефлексивные, восприятие социальное, мотивация коллективная, конфликт продуктивный, стиль руководства научным коллективом и адаптация его сотрудников, круг оппонентный, и пр. В ходе коллективной разработки программы возникает дифференциация научно — социальных ролей, среди коих особенно важны «генератор идей», «эрудит» и «критик». Обусловливая социально — психологические процессы в коллективе научном, программа исследовательская испытывает обратное влияние этих процессов, что сказывается на специфике ее развития и производстве нового знания. КОНЦЕПЦИЯ РЕЧИ ВНУТРЕННЕЙ — теоретическая модель генезиса речи внутренней из так называемой речи эгоцентрической, являющей собой разговор ребенка с самим собой вслух во время игры и других занятий. По мере постепенного обеззвучивания и синтактического редуцирования эта речь становится все более сокращенной, идиоматической и предикативной; доминирующими становятся глагольные формы. При достижении возраста школьного речь эгоцентрическая окончательно преобразуется в речь внутреннюю. По П. П. Блонскому — теоретическая модель генезиса речи внутренней, который происходит параллельно с генезисом речи внешней и обусловлен стремлением ребенка к повторению обращенных к нему слов взрослых, наблюдаемому уже в конце первого года жизни и постепенно обеззвучиваемому. КОНЦЕПЦИЯ САМООРГАНИЗАЦИИ — научное направление, возникшее в 50 — 60 — с гг. XX в. на базе физики статистической, теории систем общей и кибернетики и изучающее закономерности возникновения структуры в неравновесных системах неупорядоченных элементов. Общие принципы самоорганизации обнаруживаются в системах физических, химических, биологических и социальных, причем в высокоорганизованных системах они воплощены с наибольшей полнотой. В психологии концепция самоорганизации может распространяться на широкий спектр объектов — от психофизиологии до психологии социальной. В первые десятилетия XX в. в психологии и психофизиологии возникли направления, в некоей степени предвосхитившие появление концепции самоорганизации и имеющие с ней ряд общих теоретико — методологических принципов (гештальт-теория, теория доминанты А. А. Ухтомского, концепция построения движений Н. А. Бернштейна). Существенная особенность систем самоорганизующихся — способность к самодостраиванию, самовосстановлению, представляющая особый интерес для изучения механизмов психотерапии. КОНЦЕПЦИЯ СТРАТОМЕТРИЧЕСКАЯ — 1. -> концепция опосредования деятельностного 2. Концепция стратометрическая коллектива — социально — психологическая теория структурообразования коллектива, разработанная А. В. Петровским на базе принципа деятельности. Основана на предположении, что динамику отношений межличностных в группах социальных можно адекватно интерпретировать лишь при рассмотрении многоуровневой структуры процессов групповых и определении характеристик уровней внутригрупповой активности. Группы высокого уровня развития (в частности коллективы) имеют значительно более дифференцированные по уровням взаимоотношения, чем менее развитые общности (например, группы диффузные). В многоуровневой структуре отношений развитого коллектива можно выделить несколько качественно своеобразных подсистем отношений (страт). В основе, на коей выстраиваются все страты коллектива, лежит групповая деятельность, смысл которой определяется ее содержательными, общественно — экономическими аспектами: 1) на уровне первой, мотивационной страты — организованы отношения членов группы к целям, задачам, Ценностям совместной деятельности; 2) на уровне второй страты — организованы взаимоотношения, возникающие в связи с содержанием совместной деятельности. 3) на уровне третьей, поверхностной страты — формируются эмоциональные отношения, в коих не. отражаются показатели достижения целей группой. Об эффективности групп свидетельствуют прежде всего 1 показатели развития отношений первой и второй страт. КОНЦЕПЦИЯ УРОВНЕЙ ПОСТРОЕНИЯ ДВИЖЕНИЙ — концепция, предложенная Н. А. Бернштейном, согласно коей под построением движения понимается состав ансамблей афферентационных (-> афферентация), участвующих в координировании данного движения, в осуществлении требуемых коррекций и в обеспечении адекватных перешифровок для эффекторных импульсов (-> эффектор), а также вся совокупность системных взаимоотношений между ними. Выделялись пять уровней построения движений. КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЭТАПНОГО (концепция поэтапного формирования умственных действий) — учение о сложных многоплановых изменениях, связанных с образованием у человека новых действий, образов и понятий, выдвинутое П. Я. Гальпериным. Выделяется шесть этапов, на коих происходят эти изменения: 1) формируется мотивационная основа действия — складывается отношение субъекта к целям и задачам предстоящего действия и к содержанию материала, намеченного для усвоения; 2) составляется схема ориентировочной основы действия: выделяются системы ориентиров и указания, учет коих необходим для выполнения действия; в ходе освоения действия эта схема постоянно проверяется и уточняется; 3) формирование действия в материальной (материализованной) форме: субъект производит требуемые действия с опорой на внешне представленные образцы действия, в частности — на схему ориентировочной основы действия; 4) «громкая социализованная речь», когда в результате многократного подкрепления состава действия систематически правильным решением разнообразных задач отпадает необходимость вещественного пользования ориентировочной схемой; ее содержание отражается в речи, выступающей как опора для становящегося действия; 5) формирование действия во «внешней речи про себя»: происходит постепенное исчезновение внешней, звуковой стороны речи; 6) речевой процесс «уходит» из сознания, оставляя в нем лишь конечный результат — предметное содержание действия (-> интериоризация). На каждом этапе действие выполняется сначала развернуто, а затем постепенно сокращается, свертывается. Практически формирование нового действия или понятия может проходить с пропуском ряда перечисленных этапов. Но расшифровка механизмов каждого частного случая, объяснение конкретной динамики формирования действия — все это становится возможным лишь благодаря знанию полной системы формирования поэтапного действий умственных. Специальная организация этой концепции при постановке цели получения действия с определенными, заранее заданными показателями обобщенности, разумности, сознательности, критичности и прочего, называется планомерно — поэтапным формированием умственных действий. В этом случае поэтапные изменения планируются экспериментатором и жестко контролируются. Так открывается возможность установить четкие связи между экспериментальными учебными воздействиями, содержанием деятельности по усвоению нового действия и характеристиками получаемого действия. В этом случае планомерно — поэтапное формирование умственных действий становится методом исследования психологического, разновидностью метода экспериментально — генетического (-> метод психогенетический). Практическое применение концепции формирования поэтапного действий умственных в общем и специальном обучении ставит задачу повысить качество формируемых действий и понятий у обучаемых при сокращении сроков их подготовки. КОНЦЕПЦИЯ ХОРМИЧЕСКАЯ (концепция гормическая) — в психологии — выдвинута англо-американским психологом У. Макдугаллом, согласно коему движущая сила индивидуального и поведения социального — это особая прирожденная (инстинктивная) энергия — хорме (горме), определяющая характер восприятия объектов, создающая эмоциональное возбуждение и целенаправляющая умственные и телесные действия организма. Каждому инстинкту соответствует эмоция (например, инстинкту бегства — эмоция страха), которая из кратковременного состояния превращается в чувство как устойчивую и организованную систему диспозиций — предрасположений к действию. В свои работах Макдугалл пытался объяснить социальные и процессы психические изначально заложенным в глубинах психофизической организации индивида стремлением к цели, отвергая их причинное объяснение (-> психология глубинная). КОНЦЕПЦИЯ ЭНЕРГИИ СПЕЦИФИЧЕСКОЙ (концепция специфической энергии органов чувств) — представление о том, что качество ощущения зависит от того, какой орган чувств возбужден. Одна внешняя причина, воздействуя на разные органы чувств, вызывает различные ощущения: так, электрический ток, приложенный к глазу, вызывает зрительное ощущение, к уху — слуховое и пр. В то же время характерное для данного органа чувств ощущение можно вызвать многими различными воздействиями: например, зрительное ощущение возникает при возбуждении глаза светом, механическим ударом или электрическим током. Эти явления немецкий физиолог И. Мюллер интерпретировал как «закон специфической энергии органов чувств». Из верно подмеченных фактов он сделал агностический вывод о том, что ощущения не дают правильного представления о мире. Но эволюционно органы чувств сформированы так, что допускают к определенным нервным окончаниям лишь определенные виды внешних сигналов; этим обеспечивается адекватность ощущения реальному раздражению. КООПЕРАЦИЯ — одна из основных форм организации межличностного взаимодействия, характерная объединением усилий участников для достижения совместной цели при одновременном разделении между ними функций, ролей и обязанностей. Среди основных типов кооперации выделяются: 1) кооперация автоматическая, существующая на инстинктивно — биологическом уровне; связана со стайной организацией, борьбой за выживание и обеспечение безопасности потомства, сексуальным поведением и пр.; 2) кооперация традициональная, направляемая традициями поколений, ритуалами, исторически сложившимися социальными нормами; 3) кооперация спонтанная, базируемая на отношениях дружелюбия, симпатии, любви и определяемая ситуативными условиями — кооперация в игровых, приятельских, семейных группах; 4) кооперация директивная, характерная для военных организаций, определенных форм предпринимательства и прочих, где определяющее условие существования группы — отсутствие добровольности участия; 5) контрактные формы кооперации, где индивидуальные интересы участников объединяются на основе формальных или неформальных соглашений между ними. Включение в кооперативное взаимодействие стимулирует развитие аттракции между членами группы, способствует оказанию взаимопомощи, усиливает взаимозависимость участников. Но, поскольку кооперация — лишь форма взаимодействия, основное психологическое содержание отношений участников определяется в основном характером деятельности, в рамках коей развивается кооперация.
Психология (5)\Психология (3)\Психология (2)\Психология (1)\Психология (4)
Психология (6)\Психология (7)\Психология (8)\Психология (9)\Психология (10)
МИФОЛОГИЯ
СИЛА И МУДРОСТЬ СЛОВА
ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОЛОГИЯ | РИТОРИКА
ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ
РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.