Меню
Назад » »

ПСИХОЛОГИЯ. (5)





















 
    ПСИХОЛОГИЯ



АНИМА — Согласно К. Г. Юнгу — женское начало. АНИМИЗМ — Мировоззренческие представления, при коем одушевленными полагаются практически все объекты, находящиеся в некоей связи с человеческой деятельностью. АНИМИЗМ ДЕТСКИЙ — Представления детей, согласно коим даже неживые объекты являются одушевленными. По данным американского психолога М. Берзонски, это особенно характерно для детей пятилетнего возраста и пропадает по мере дальнейшего социально-когнитивного развития. АНИМУС — Согласно К. Г. Юнгу — мужское начало. АНКЕТА — Методическое средство для получения первичной социологической и социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации — средство опроса. Представляет собой набор вопросов, каждый из коих логически связан с центральной задачей исследования, и возможные варианты ответов, из коих респондент должен выбрать самые подходящие, или же по их образцу предложить собственные. Анкеты малого объема предполагают последовательный переход респондента от одного вопроса к другому. Большие анкеты нередко могут иметь разветвленную структуру: в зависимости от ответа на специальные вопросы-фильтры респондент может пропускать определенные группы вопросов. Анкеты дают возможность получить информацию о больших группах людей путем опроса какой-то части их, составляющих выборку представительную. Конечно, достоверные результаты получаются лишь при тщательной разработке вопросов анкеты и при условии, что выборка достаточно точно отражает популяцию в целом. Можно получить результаты, отклоняющиеся от результатов опроса всей группы не более, чем на 3 — 4% в обе стороны. Составление анкет — процесс перевода основных гипотез исследования на язык вопросов — сложная и трудоемкая процедура. Анкета должна обеспечить получение содержания, правдивого по отношению к опрашиваемому и значимого по отношению к проблеме. Составление научно ценной анкеты — как правило, коллективная работа. Первый этап в разработке — определение содержания анкеты. Это может быть набор вопросов о фактах жизнедеятельности опрашиваемого (его знаниях, гражданском состоянии, его действиях в прошлом и настоящем и пр.) или же о его мотивах, оценках, отношениях. Если нужно знать также интенсивность мнения, то в формулировку вопроса включается соответственная шкала оценок. Второй этап в разработке анкеты — выбор нужного типа вопросов. Вопросы могут быть открытыми — позволяющими строить ответ согласно желаниям опрашиваемого как по содержанию, так и по форме, и закрытыми — допускающими обычно лишь ответы «да» или «нет». По функции вопросы могут быть основными или наводящими, контрольными или уточняющими и пр. Тип вопроса может влиять на полноту и правдивость ответа. Что касается формулировки вопросов, то фразы должны быть возможно короткими, ясными по смыслу, простыми, точными и однозначными. Самые типичные ошибки при составлении анкет: 1) скрытая заданность ответа; 2) сверхдетализованность; 3) двусмысленность вопросов; 4) недостаточная различительная сила вопросов. Хорошие вопросы должны удовлетворять обычным критериям надежности и валидности. Последний этап в составлении анкеты связан с определением количества и порядка задаваемых вопросов. Последовательность вопросов различна для разных типов анкетного опроса. АНОМИЯ — Понятие, введенное Э. Дюркгеймом для объяснения поведения отклоняющегося: самоубийств, апатии, разочарования и пр. Выражает собой исторически обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры — прежде всего в плане норм этических — при достаточно резкой смене общественных идеалов и морали. Определенные группы социальные перестают чувствовать свою причастность к данному обществу, отчуждаются; членами этих групп отвергаются и прежние, и новые социальные нормы и ценности, в том числе — социально декларируемые образцы поведения. Вместо конвенциональных средств достижения целей — индивидуальных или общественных — выдвигаются собственные средства, в частности противоправные. Проявления аномии, затрагивая при социальных потрясениях все слои населения, особенно сильно действуют среди молодежи. АНТИЛОКАЛИЗАЦИОНИЗМ — Нейропсихологическое направление, в коем признавалось, что мозг головной являет собой единое и недифференцированное целое, работа коего обусловливает функционирование всех процессов психических в равной степени. Считалось, что при поражении любой области мозга происходит общее снижение функций психических, степень коего зависит от объема пораженного участка. В частности, согласно Ф. Гольцу, при этом происходит снижение интеллекта, выступающего основой всех других психологических функций, а согласно К. Гольдштейну — общее ухудшение символической функции. АНТИНАРЦИССИЗМ (антипарцизм) -> идентификация. АНТИПСИХИАТРИЯ — Психологическая доктрина и идейное учение, направленные на демифологизацию, разоблачение и радикальную перестройку современной психиатрии как массовой формы насилия. Возникла в шестидесятые годы в Великобритании, получила определенное распространение в США, Италии и Германии. Мировоззрением восходит к психоанализу экзистенциальному и в его рамках занимает особое место. Как компоненты, содержит идеи феноменологической психиатрии, экзистенциализма, герменевтики, структурализма, неокантианства, марксизма и радикальной политики. Основателем считается английский психиатр Рональд Лейнг, создавший феноменологическую программу перестройки психиатрии в контексте экзистенциализма, с учетом репрессивного характера цивилизации и всеобщего отчуждения людей. Выделяются два течения антипсихиатрии: направленное на уничтожение клинической психиатрии и направленное на реформацию и дополнение клинической психиатрии. В обоих течениях значительна роль утопических элементов. В шестидесятые-семидесятые годы в сотрудничестве с разными группировками проводились акции против психиатрических клиник, возникла и действует «интернациональная сеть» антипсихиатрии, ставящая целью ликвидацию психиатрических клиник и ряда медицинских институтов. Ныне антипсихиатрия объединяет несколько тысяч психиатров, медицинских работников, бывших клиентов и пр. АНТИЦИПАЦИЯ — Способность системы в некоей форме предвидеть развитие событий, явлений, результатов действий. Особенно значима в творческой, научно-исследовательской деятельности. В психологии различаются два смысловых аспекта этого понятия: 1) способность представить себе возможный результат действия до его выполнения, а также представить способ решения проблемы прежде, чем она реально будет решена (=> интуиция); служит средством связи обратной при построении действия; 2) способность организма подготовиться к реакции на некое событие до его наступления; это ожидание (или отражение опережающее) обычно выражается в определенной позе или движении и обеспечивается механизмом акцептора действия. Анатомо-физиологическим коррелятом явления антиципации является акцептор действия (П. К. Анохин), а электрофизиологическим — волна ожидания Г. Уолтера (-> Е-волна). АНТРОПОГЕНЕЗ — Процесс происхождения человека (homo sapiens), происхождение и развитие всех видов рода Человек (Homo), рассмотренный в биологическом и психическом плане. С позиций теории эволюционной, основными предпосылками антропогенеза послужили такие отличительные признаки обезьян: 1) высокое развитие локомоций и манипулирования; 2) предельная для животных подвижность — особенно пальцев передних конечностей, и способность к выполнению весьма сложных хватательных движений; 3) зрение бинокулярное — преобладающее над обонянием; 4) высокоразвитые формы поведения группового и общения (-> животное: поведение групповое; животное: общение). С позиций материализма, основой происхождения древнейших людей в начале четвертичного периода на африканском континенте от пралюдей рода австралопитеков являются особенности группового поведения, высокий уровень развития рецепторных систем, двигательных способностей, особенно конечностей, и вторично — мозга головного. Переход предков человека к наземному образу жизни и двуногому хождению позволил освободить передние конечности от функций передвижения: основной их функцией стало манипулирование, что обеспечило мощное развитие орудийных действий (-> животное: деятельность орудийная) и дальнейшее повышение уровня деятельности психической. Это привело к мощному развитию манипулятивной деятельности и формированию первых — примитивных, но уже человеческих — трудовых действий, логика развития коих к специальному изготовлению орудий труда. Совместный пруд превратил отношения групповые в первые отношения общественные, для обслуживания коих сформировались членораздельная речь и сознание, оказавшие большое обратное влияние на процесс становления человека. В целом антропогенез характерен не столько морфологическими преобразованиями, сколько глубочайшими качественными изменениями поведения и психики и установлением принципиально новых отношений к внешнему миру. Он являет собой небывалый качественный скачок из биологической сферы развития в социальную (-> зоопсихология). АНТРОПОЛОГИЯ — Биологическая наука о происхождении и эволюции физической организации человека и человеческих рас. Иногда термин понимается расширительно — как совокупность наук о человеке. АНТРОПОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ -> этнопсихология. АНТРОПОМОРФИЗМ — Представление о наличии у животных психических свойств и способностей, присущих только человеку. С позиций материализма, антропоморфическое толкование поведения животных начинает стирание грани между человеком и животным и ведет к игнорированию качественных особенностей человеческой психики, обусловленных трудовой деятельностью, общественной жизнью и членораздельной речью, к отрицанию ведущей роли социальных факторов в жизни и деятельности человека и в развитии человечества. В свете иного мировоззрения столь резкая характеристика представляется преувеличенной (-> антропопсихизм). АНТРОПОФОБИЯ — Вид невроза, характерный патологической боязнью людей и толпы (=>фобия). АНЭРОЗИЯ — Отсутствие влечения полового. АНЭСТЕТИЧНЫЙ — Лишенный чувственности. АПАТИЯ — Состояние, характерное эмоциональной пассивностью, безразличием, упрощением чувств, равнодушием к окружающим событиям и ослаблением побуждений и интересов. Протекает на фоне сниженной физической и психологической активности. Бывает кратковременной или долговременной. Формируется в результате длительно протекающего расстройства психики, иногда возникает при некоих органических поражениях мозга головного. Может наблюдаться при слабоумии, бывает следствием продолжительного заболевания соматического. АПНОЭ — Более или менее продолжительное подавление дыхания. АППАРАТ ВЕСТИБУЛЯРНЫЙ — часть ушного лабиринта, включающая полукружные каналы и две полости — саккулюс и утрикулюс; ответственна за восприятие положения и движений головы. АППАРАТ ДВИГАТЕЛЬНЫЙ — физиологическая система, за счет работы коей строятся и выполняются движения. Состоит из скелета, мышц, сухожилий, нервных центров и проводящих путей — афферентных и эфферентных. АППАРАТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ — приборы, устройства и оборудование, применяемые для регистрации и измерения психических процессов, функций и состояний. Сюда относятся: 1) детекторы (датчики) — устройства, обнаруживающие и преобразующие первичные сигналы в форму, удобную для последующей регистрации и обработки; 2) показывающие и регистрирующие устройства, служащие для предъявления стимульной информации (-> стимул) испытуемому либо для регистрации его ответов; 3) измерительные средства — устройства и приборы, обеспечивающие получение количественной информации о характеристиках изучаемых явлений. В качестве датчиков применяются все виды электрических, механических и химических детекторов. К числу показывающих и регистрирующих устройств относятся: аналоговые и цифровые электроизмерительные и радиоизмерительные приборы; механические приборы; фотоаппараты и киноаппараты, видеомагнитофоны, магнитофоны, самописцы, полиграфы. Применяются также: для измерения временных характеристик — секундомеры (механические и электронные), рефлексометры, хронорефлексометры; для измерения характеристик зрения — люксметры, яркометры, аномалоскопы, тахистоскопы; для измерения характеристик слуха — аудиометры, шумометры, измерительные усилители; для измерения характеристик кожнотактильного анализатора — эстезиометры, циркули. Особое место среди аппаратурных средств исследования психологического занимают компьютеры, широко используемые не только для статистической обработки результатов, но и для непосредственного управления ходом эксперимента. Компьютеры объединяют функции измерительных, показывающих и регистрирующих устройств и по точности, скорости и автоматизированности превосходят ранее применявшиеся виды аппаратуры психологической. Их внедрение повысило продуктивность исследований, и в некоих случаях устранило возможность негативного влияния экспериментатора на ход эксперимента. АППЕРЦЕПЦИЯ — свойство восприятия, существующее на уровне сознания и характеризующее личностный уровень восприятия. Отражает зависимость восприятия от прошлого опыта и установок индивида, от общего содержания деятельности психической человека и его индивидуальных особенностей. Термин предложен немецким философом Г. Лейбницем, понимавшим ее как отчетливое (осознанное) восприятие душой определенного содержания. Он развел перцепцию — как смутную презентацию некоего содержания, и апперцепцию — как ясное и отчетливое, осознанное видение душой этого содержания, как состояние особой ясности сознания, его сосредоточенности на чем-то. В гештальт-психологии апперцепция трактовалась как структурная целостность восприятия. Согласно Беллаку, апперцепция понимается как процесс, посредством коего новый опыт ассимилируется и трансформируется под воздействием следов прошлых восприятий. Такое понимание учитывает природу стимульных воздействий и описывает собственно процессы когнитивные. Апперцепция трактуется как результат жизненного опыта индивида, обеспечивающего осмысленное восприятие воспринимаемого объекта и выдвижение гипотез о его особенностях. Различаются: 1) апперцепция устойчивая — зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности: мировоззрения, убеждений, образованности и пр.; 2) апперцепция временная — в ней сказываются ситуативно возникающие состояния психические: эмоции, экспектации, установки и пр. АПРАКСИЯ (апрактоагнозия) — нарушение произвольных целенаправленных движений и действий, невозможность совершать целенаправленные движения при нормальном функционировании интеллекта и систем двигательной и сенсорной. Не является следствием элементарных расстройств движений (парезов, параличей и пр.), но относится к расстройствам высшего уровня организации двигательных актов. Форма апраксии зависит от мозговой локализации поражения. Выделяются такие основные формы : 1) апраксия кинестетическая — распад нужного набора движений (особенно при отсутствии зрительной опоры) ввиду нарушения кинестетического — связанного с ощущением положения и движения своего тела; 2) апраксия пространственная (конструктивная) — нарушение Зрительно-пространственной организации акта двигательного: максимальное затруднение движений, выполняемых в разных пространственных плоскостях, и решения различных конструктивных задач; 3) апраксия кинетическая (динамическая) — затруднения в выполнении серии последовательных двигательных актов, лежащих в основе различных двигательных навыков; появление двигательных персевераций; 4) апраксия регуляторная «лобная» — нарушение подчинения движений заданной программе, расстройство речевой регуляции произвольных движений и действий, появление сложных системных персевераций, эхолалий, эхопраксий; 5) апрактоагнозия — сочетание зрительных пространственных нарушений (-> агнозия) и двигательных расстройств в сфере пространственной; 6) апраксия оральная — нарушение кинестетической основы речевого аппарата; часто сочетается с афферентной моторной афазией. АРТЕФАКТ — Феномен или эффект, привнесенный в эксперимент исследователем. АРТЕФАКТ КЛИНИКИ — особые поведенческие нарушения, возникающие у пациентов психиатрических клиник как реакция на новую, стрессогенную ситуацию, куда они попадают: принудительная госпитализация, отсутствие осмысленных занятий, ограничение социальных контактов и пр. Эти нарушения накладываются на основную симптоматику, затрудняя текущий диагноз. Артефакты клиники могут значительно сглаживаться при организации терапии трудовой и групповых форм занятий для пациентов. АРХЕТИП — термин психологии аналитической, ее центральное понятие. Означает суть, форму и способ связи наследуемых бессознательных первообразов и структур психики, переходящих из поколения в поколение. Архетипы обеспечивают основу поведения, структурирования личности, понимание мира, внутреннее единство и взаимосвязь культуры и взаимопонимания. Иначе — всеобщие, априорные, психические и поведенческие программы. Согласно К. Г. Юнгу — первообразы, структурные элементы психики, — своего рода образцы поведения, мышления, видения мира; простые и фундаментальные образы, скрытые в бессознательном коллективном и возникшие на заре человечества. Существуют наподобие инстинктов. Наследуются подобно тому, как наследуется строение тела. Задают общую структуру личности и последовательность образов, всплывающих в сознании при пробуждении творческой активности, поэтому духовная жизнь несет на себе архетипический отпечаток. Формообразующее начало, присутствующее в психике каждого человека. Архетипы всегда наполняются конкретным содержанием; они нейтральны в отношении добра и зла, им свойственны амбивалентность, имманентность и пр. Они лежат в основе символики творчества, ритуалов, мифов, сказок, сновидений, комплексов и пр. Они структурируют понимание мира, себя и других людей. Усмотреть их непосредственно невозможно, но можно видеть их проявления в феноменах культуры, прежде всего — в мифологии. Особо отчетливо они проявляются именно в мифических повествованиях, сказках, снах, а также при некоих расстройствах психики. Их набор ограничен; они лежат в основе творчества и способствуют внутреннему единству человеческой культуры, делают возможной взаимосвязь различных эпох. Таковы Мать-Земля, Дитя, Воин, Бог, рождение, смерть, присутствующие в мифах разных народов. Согласно К. Г. Юнгу, они и есть воплощение архетипов, и люди в жизни ведут себя в определенных ситуациях соответственно этим образцам, взаимодействующим с содержанием сознания и бессознательного индивидуального. АРХИВИЗАЦИЯ — структурирование и организация информации в памяти долговременной. АСИММЕТРИЯ — отсутствие или нарушение симметрии. АСИММЕТРИЯ МЕЖПОЛУШАРНАЯ — характеристика распределения функций психических между полушариями левым и правым: при выполнении одних функции психических ведущим является полушарие левое, других — правое. Установлено, что функция полушария левого — оперирование вербально-знаковой информацией в ее экспрессивной форме, а также чтение и счет, тогда как функция правого — оперирование образами, ориентация в пространстве, различение музыкальных тонов, мелодий и невербальных звуков, распознание сложных объектов (в частности, лиц), продуцирование сновидений. Основное различие между полушариями определяется не столько особенностями используемого материала (вербального или образного), сколько способами его организации, характером переработки информации — типом мышления. Оба полушария способны к восприятию слов и образов и к их переработке (хотя возможности полушария правого в отношении экспрессивной речи минимальны), но эти процессы протекают в них по-разному. «Левополушарное» мышление является дискретным и аналитическим; с его помощью выполняется ряд последовательных операций, обеспечивающих логически непротиворечивый анализ предметов и явлений по определенному числу признаков. Благодаря этому формируется внутренне непротиворечивая модель мира, которую можно закрепить и однозначно выразить в словах или. других условных знаках, что является обязательным условием социального общения. «Правополушарное» мышление — пространственно-образное — является симультанным (одновременным) и синтетическим; создает возможность одномоментного «схватывания» многочисленных свойств объекта в их взаимосвязи друг с другом и во взаимодействии со свойствами других объектов, что обеспечивает целостность восприятия. Благодаря такому взаимодействию образов сразу в нескольких смысловых плоскостях они обретают свойство многозначности. Эта многозначность, с одной стороны, лежит в основе творчества, а с другой — затрудняет выражение связей между предметами и явлениями в логически упорядоченной форме и даже может препятствовать их осознанию. В ходе индивидуального развития выраженность асимметрии межполушарной меняется, при этом полушария в известной мере взаимозаменяемы. Оба полушария функционируют во взаимосвязи, внося свою специфику в работу мозга в целом. Асимметрия межполушарная свойственна лишь человеку; ее предпосылки передаются генетически, но сама она, как и тесно связанная с пей речь, окончательно формируется лишь в социальном общении. В зависимости от конкретных условий может сложиться относительное доминирование мышления левополушарного или правополушарного, что во многом определяет психологические особенности личности. Богатый материал для анализа асимметрии межполушарной получен в клинике поражений локальных мозга, — например, показана связь нарушений речи у правшей с поражениями полушария левого. Позднее использовались и другие методы, — например, выключение деятельности одного из полушарий за счет введения амитала натрия в одну из сонных артерий. Было показано, что полушарие левое у правшей играет ведущую роль в речи экспрессивной и импрессивной, чтении, письме, памяти вербальной и мышлении вербальном. А полушарие правое выступает ведущим для неречевого слуха (например, музыкального), зрительно-пространственной ориентации, памяти невербальной, критичности. Также показано, что полушарие левое в большей мере ориентировано на прогнозирование будущих состояний, а правое — на взаимодействие с опытом и текущими событиями. Асимметрия функциональная мозга головного -> асимметрия межполушарная. АСИНХРОННОСТЬ — характеристика процессов, не совпадающих во времени. АСКЕЗА — античное понятие, означающее подготовку атлетов к спортивным состязаниям. В дальнейшем получило расширенное толкование и стало означать борьбу с пороками и стремление к добродетельной жизни. Так, для пифагорейцев аскеза являла собою свод правил, необходимых для достижения истины. В христианской культуре аскеза обращалась прежде всего против половой потребности и символизировала бренность материального мира: устранение всех удовольствий, связанных также с приемом пищи, комфортом, впечатлениями внешнего мира — «плотских радостей» — должно было служить накоплению некоей духовной энергии, нужной для обретения святости. Позднее в рамках клинических исследований были описаны проявления аскезы, обусловленные невротическим развитием и механизмами защиты психологической. Ныне феномен аскезы довольно широко распространен, причем не только в рамках религиозных конфессий: в качества составного элемента он входит в различные методы психотерапии. АССИМИЛЯЦИЯ — согласно Ж. Пиаже — механизм, обеспечивающий использование в новых условиях ранее приобретенных умений и навыков без их существенного изменения: его посредством новый предмет или ситуация объединяется с совокупностью предметов или другой ситуацией, для коей уже существует схема.

 
 































Психология (5)\Психология (3)\Психология (2)\Психология (1)\Психология (4)
Психология (6)\Психология (7)\Психология (8)\Психология (9)\Психология (10)


МИФОЛОГИЯ
СИЛА И МУДРОСТЬ СЛОВА

ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОЛОГИЯ  | РИТОРИКА

ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ






РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT


      
     



ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )




ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar