- 10411 Просмотров
- Обсудить
ПСИХОЛОГИЯ
ОТБОР ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ — разновидность отбора психологического — принятие кадровых решений на основе изучения и прогностической оценки пригодности людей к овладению профессией, к выполнению профессиональных обязанностей и достижению нужного уровня мастерства. Представляет собой систему средств, обеспечивающих прогностическую оценку взаимосоответствия человека и профессии в тех видах деятельности, что ведутся в нормативно заданных опасных условиях (гигиенических, микроклиматических, технических, социально-психологических), требующих повышенной ответственности, здоровья, работоспособности и точности исполнения заданий, устойчивости эмоционально-волевой регуляции. Отбор профессиональный производится при комплексном использовании ряда критериев: медицинских, физиологических, педагогических и психологических. Его основа — конкретные нормативные характеристики профессии, позволяющие врачам, психологам, физиологам подбирать, разрабатывать и адаптировать методы и процедуры отбора и проводить диагностику на соответствие конкретной профессиональной деятельности: 1) социальные — функции, задачи, цели; 2) операциональные — точность исполнения и временные, пространственные, логические характеристики; 3) организационные — гигиенические, социально-психологические, психофизиологические условия труда. При использовании психологических критериев проводятся следующие мероприятия: 1) психодиагностика; 2) построение прогноза успешности деятельности в данной профессиональной области; 3) проверка прогноза по реальной эффективности выполнения профессиональной деятельности. При использовании методик диагностических нужно получить информацию об ориентациях ценностных личности, мотивационной составляющей профессионального выбора, чертах личностных. Процесс отбора профессионального может проводиться комплексом тестов аппаратурных, бланковых и опросных, а также с помощью эксперимента имитационного, воспроизводящего фрагменты, ситуации и этапы реальной деятельности профессиональной, при строгой регистрации визуально наблюдаемых и фиксируемых показателей функционального состояния человека, мотивационно-эмоциональных проявлений, показателей продуктивности и успешности его работы. ОТБОР ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ — принятие решения о пригодности кандидатов к учебной или профессиональной деятельности с учетом результатов психологических и психофизиологических испытаний. Применяется в управлении, промышленности, авиации, армии, спорте, при комплектации некоих учебных заведений. Ему предшествует определение требований к кандидатам на базе психологического анализа предстоящей деятельности, а затем — подбор соответственных диагностических методик. Валидность этих методик проверяется на репрезентативной выборке. При этом различаются два типа учебных и профессиональных деятельностей: 1) тип первый — обусловливает требования индивидуально-психологических особенностей, почти не поддающихся развитию (например, требования к сохранению устойчивой и длительной работоспособности, необходимые для деятельности диспетчера, хирурга и пр.); психофизиологическим коррелятом этой особенности считается наличие определенных свойств системы нервной; здесь безусловно показан отбор психологический или профессиональный; 2) тип второй — обусловливает требования, коим может удовлетворить каждый психически нормальный человек, поэтому надобность в отборе психологическом возникает, когда период предстоящей деятельности относительно невелик — около 2-10 лет (служба в армии, спорт и пр.); в большинстве случаев этот срок недостаточен для развития нужных качеств, поэтому предпочтение отдается кандидатам с подходящим к моменту испытаний уровнем развития требуемых индивидуальных особенностей. Как бы тщательно ни подготовлялся отбор психологический, достижение кандидатами успеха в деятельности зависит от наличия у них положительной мотивации, для выявления коей обычно применяются опросники и другие подобные методики. При любом изменении содержания деятельности программа отбора пересматривается. Вместе с отборов психологическим, как правило, проводится отбор по медицинским и физиологическим показателям, по образовательному цензу, по опыту работы, и пр. Решение о пригодности принимается по совокупности всех данных. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — реализуемый в разных формах контроль над деятельностью субъекта с позиции выполнения им принятых норм и правил. Различаются внешние формы контроля, обеспечивающие возложение ответственности за результаты его деятельности (подотчетность, наказуемость и пр.), и внутренние формы саморегуляции его деятельности (чувство ответственности, чувство долга). Ответственность личности перед обществом характеризуется сознательным соблюдением моральных принципов и правовых норм. Ответственность как черта личности формируется в ходе деятельности совместной как результат интериоризации социальных ценностей, норм и правил. В работах отечественных психологов подчеркивается, что существенное влияние на принятие ответственности за успех или неудачу в деятельности совместной оказывают уровень развития группы и ее сплоченность (-> развитие групповое: уровень; сплоченность групповая), близость ценностных ориентации, идентификация эмоциональная; доказывается принципиальная возможность целенаправленного влияния на формирование у членов коллектива самокритичной и адекватной оценки степени личной ответственности за общее дело. ОТКАЗ — факт (индикатор), свидетельствующий, что какое-то влечение не может быть удовлетворено (=> запрет; лишение). ОТКАЗ ВЫНУЖДЕННЫЙ — акт и переживание отказа от удовлетворения влечений, порождаемые неблагоприятными внутрипсихическими или внешними обстоятельствами, или же их комбинацией. ОТКАЗ ВЫНУЖДЕННЫЙ РЕАЛЬНЫЙ — собирательное понятие, означающее разнообразные негативные условия и факторы, содействующие появлению заболевания. К ним могут относиться: недостаток любви в жизни, материальный недостаток, семейные раздоры, несчастливое супружество, неблагоприятные социальные условия, строгость нравственных требований к личности. ОТНОШЕНИЕ — субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой. В психологии — в самом общем виде — взаиморасположение объектов и их свойств. Отношение может наличествовать как между меняющимися объектами, явлениями и свойствами (например, любой закон как сущностное отношение между явлениями), так и в случае выделенного неизменного объекта в его связях с другими объектами, явлениями и свойствами (например, отношение субъекта к политической системе). Формирование сознательного отношения к объекту познания и действия связано с развитием всех компонент системы стимуляции. Осознание своих отношений к окружающему рождает соответственные чувства и эмоции, кои, в свою очередь, стимулируют деятельность и влияют на развитие направленности личности. Отношения бесконечно разнообразны. Можно выделить отношения пространственные, временные, причинно-следственные, внешние, внутренние, логические, математические, отношения формы и содержания, отношения части и целого, единичного и всеобщего, и пр. Особый тип отношений составляют отношения общественные как взаимосвязи между социальными общностями и их свойствами, возникающими в ходе деятельности совместной. Их можно классифицировать согласно сфере рассмотрения; так, различаются: 1) на уровне социальных общностей — отношения классовые, национальные, групповые, семейные; 2) на уровне занятых некоей деятельностью групп — отношения производственные, учебные, театральные; 3) на уровне взаимосвязей между людьми в группах — отношения межличностные; 4) отношения внутриличностные — например, эмоционально-волевые установки субъекта по отношению к себе, и пр. Термин отношения использовался как базовая категория в теории отношений (-> концепция отношений личности). ОТНОШЕНИЕ МАТЕРИНСКОЕ — тип связи и психотерапевтический прием, направленный на установление отношений между врачом и клиентом, подобных отношениям матери и ребенка. ОТНОШЕНИЕ МЕЖГРУППОВОЕ — в психологии — совокупность социально-психологических явлений, характеризующих субъективное отражение, восприятие многообразных связей, возникающих между группами социальными, а также обусловленный ими способ взаимодействия групп. Специфика восприятия межгруппового заключается: 1) в объединении индивидуальных представлений в некое целое, качественно отличное от составляющих его элементов; 2) в длительном и недостаточно гибком формировании представлений межгрупповых, обладающих устойчивостью к внешним влияниям; 3) в схематизации и упрощении возможного диапазона сторон восприятия другой группы. В целом представления межгрупповые отличаются яркой эмоциональной окрашенностью, резко выраженной оценочной направленностью, а потому весьма уязвимы в том, что касается их истинности, точности и адекватности. Так, свойственная им стереотипность часто приводит к приписыванию сходных характеристик всем членам некоей группы или общности социальной без достаточного осознания возможных различий между ними. Названные особенности восприятия межгруппового четко проявляются в процессе установления различий между собственной и другой группами, играющем важнейшую роль в детерминации отношений межгрупповых. Самый типичный эффект межгруппового сравнения — тенденция к завышенной оценке достоинств своей группы, выражаемая в стремлении всячески благоприятствовать ее членам в противовес членам «чужих» групп (эффект дискриминации межгрупповой) и нередко сопровождаемая недооценкой последних (фаворитизм внутригрупповой). Менее распространена обратная тенденция — установление позитивно оцениваемых различий в пользу некоей другой группы, коей отдается предпочтение перед собственной. В крайних выражениях первая тенденция приводит к появлению напряженности и враждебности в отношениях межгрупповых, вторая — к ослаблению связей внутригрупповых, девальвации ценностей внутригрупповых, дестабилизации и дезинтеграции группы как таковой. Отечественными исследователями обоснован вторичный характер этих эффектов по отношению к объективным условиям взаимодействия групп, вопреки широко распространенному в зарубежной психологии мнению об их универсальности и неизбежности в отношениях межгрупповых. Так, показано, что эти эффекты определяются типом совместной деятельности межгрупповой, зависят от уровня развития группового и нетипичны для подлинного коллектива. Подчеркивается, что как социальное явление отношения межгрупповые в конечном счете обусловлены не психологическими механизмами установления тождества и различия, симпатии и отвержения, а идеологическими, экономическими, политическими и другими социальными факторами. ОТНОШЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ (личностное) — субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляемые в характере и способах взаимных влияний людей в ходе деятельности совместной и общения. Система установок, ориентации, ожиданий, стереотипов и прочих диспозиций, через кои люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредуются содержанием, целями, ценностями и организацией деятельности совместной и выступают основой формирования климата социально-психологического в коллективе. В работах, посвященных исследованию групп и коллективов, динамике групповой, группообразованию, коллективообразованию и прочему, показано влияние организации деятельности совместной и уровня развития группы на становление отношений межличностных (-> концепция опосредования деятельностного отношений межличностных), а также обратное влияние отношений межличностных на становление сплоченности и ценностно-ориентационного единства коллектива. Экспериментальные исследования отношений межличностных имеют давнюю традицию и богатый методический арсенал (-> социометрия; метод референтометрический; личность: исследование: метод; установка социальная: метод исследования, и пр.). ОТНОШЕНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ — субъективно переживаемые отношения между людьми разных национальностей, между этническими общностями. Проявляются в установках и ориентациях на контакты межэтнические в разных сферах взаимодействия, в национальных стереотипах, в настроениях и поведении, в поступках людей и конкретных этнических общностей. В психологии социальной и этнопсихологии выделяются два уровня отношений межэтнических — личностный и групповой. Такие отношения складываются в разных сферах жизни. Их характер — дружественный, нейтральный, либо конфликтный — складывается в зависимости от исторического прошлого, социально-политической обстановки в конкретной стране, от экономических и культурно-бытовых условий жизни, от конкретной ситуации или заинтересованности в общении. На уровне личностном он зависит от индивидуально-психологических качеств людей. Установки и ориентации межэтнические формируются в процессе социализации личности, в семье, учебных заведениях, в коллективах, в ходе соседского и дружеского общения. Отношения межэтнические содержат в себе рациональные, когнитивные элементы, а также эмоционально-оценочные и регулятивные компоненты. Чрезвычайно важную роль в их развитии играют национальные интересы, осознаваемые народом и личностью потребности в национальном, этническом развитии. Изучение отношений межэтнических особо актуально в условиях многонациональной страны. ОТНОШЕНИЕ ПРЕДМЕТНО-РЕФЛЕКСИВНОЕ — интериоризованная (-> интериоризация) система рефлексивных связей субъекта с другими людьми, основанная на способности к мысленному отражению позиции «другого» или его представлений об особенностях собственного видения предмета, объекта, проблемы. Эти отношения — необходимая компонента активности познавательной субъекта, ибо реконструкция воззрений других людей на рассматриваемый предмет позволяет усмотреть в нем новые аспекты, стимулирует критичность мышления, делает возможным размышление в виде внутреннего диалога со другими значимыми. Важнейшие характеристики отношения предметно-рефлексивного: 1) адекватность — уровень точности воспроизведения позиций другого на предмет рефлексии; 2) глубина, определяемая как число одновременно воспроизводимых и взаимно соотнесенных предметных позиций; 3) направленность, представляющая доминирующие группы референтные, чьи предметные позиции становятся основным объектом рефлексии в данной ситуации. Отношения предметно-рефлексивные — качественно особый уровень интериоризованных отношений межличностных, опосредованных предметом деятельности совместной. Их формированию препятствует эгоцентрическая позиция субъекта в ситуациях взаимодействия, проекция его собственных представлений на других людей, и пр. Важнейшее условие, определяющее рост их адекватности, — интерес субъекта к предметной позиции других людей в процессе деятельности совместной. ОТРАЖЕНИЕ — с позиций материализма — всеобщее свойство материи, состоящее в способности объектов воспроизводить (с различной степенью адекватности) признаки, структурные характеристики и отношения других объектов. Характер отражения зависит от уровня организации материи, отчего оно качественно различно в неорганической и органической природе, в мире животных и мире социальном, в простых и высокоорганизованных системах. На уровне организма отражение первично проявляется в раздражимости — возникающей под воздействием внешних и внутренних стимулов способности живой материи отвечать на воздействие избирательной реакцией, соответственной особенностям источника. Такое допсихическое отражение в ходе развития органического мира преобразуется в чувствительность — способность иметь ощущения как первичные психические образы среды, служащие целям ориентации и регуляции адекватных ей и потребностям организма действий. Эти простейшие формы отражения служат предпосылкой развития более сложных форм, включающих сенсорные и умственные образы реальности, позволяющие воспроизводить ее пространственно-временные и причинные связи, придавая поведению все более адаптивный и активный характер. На уровне человека отражение психическое выступает как создание образов не только чувственного, но и мышления логического и творческой фантазии, воплощающихся в продуктах культуры, что радикально изменяет характер отражения. Адекватность отражения своему источнику предполагает известное подобие между материальными характеристиками этого источника, процессами переработки импульсов нервных в мозге и тем, что представлено в психических образованиях субъекта. ОТРАЖЕНИЕ ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ -> акцептор результатов действия. ОТРАЖЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ — при переходе от биологической формы отражения к психической выделяются такие стадии: 1) сенсорная — характерна отражением отдельных раздражителей: реагирование только на биологически значимые раздражители; 2) перцептивная — переход к ней выражается в способности отражать комплекс раздражителей в целом; начинается ориентирование в совокупности признаков, реагирование и на нейтральные биологически раздражители, являющиеся лишь сигналами жизненно важных раздражителей; 3) интеллектуальная — проявляется в том, что в дополнение к отражению отдельных предметов возникает отражение их функциональных отношений и связей. ОТРЕАГИРОВАНИЕ — процесс проявления переживания вовне, сопровождающийся резко окрашенной эмоцией; эмоциональная разрядка, связанная с травмировавшим событием. ОТРИЦАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ — согласно А. Фрейд — механизм защитный, отрицающий существование угрожающих внешних факторов. Частный случай вытеснения: Я отвергает существование ситуаций, несущих тревогу, или же компенсаторно заменяет их на воображаемые — например, бегством в грезы. ОТСТАЛОСТЬ — расположение, размещение на более низком уровне развития сравнительно с другими. ОТСТАЛОСТЬ УМСТВЕННАЯ — нарушение развития общего — психического и интеллектуального, обусловленное недостаточностью системы нервной центральной. Имеет стойкий, необратимый характер. ОТТЕСНЕНИЕ — согласно З. Фрейду — процесс ослабления цензуры и образования компромисса. Иногда понимается и как процесс превращения аффектов, происходящий при развитии индивида. Оттеснение — основная схема появления сновидений и всех психопатических представлений. ОТЧЕТ РЕЧЕВОЙ (отчет субъективный, показание субъективное, данное феноменальное, данное самонаблюдения) — сообщение испытуемого при наивной (неинтроспективной, неаналитической) установке. ОТЧЕТ СУБЪЕКТИВНЫЙ -> отчет речевой. ОТЧУЖДЕНИЕ — процесс и результат превращения свойств, способностей и деятельности людей в нечто иное, чем оно есть само по себе, — трансформация в независимую силу, господствующую над людьми. Это понятие впервые использовалось З. Фрейдом. В психологии — проявление таких жизненных отношений субъекта с миром, при коих продукты его деятельности, он сам, а также другие индивиды и социальные группы, будучи носителями определенных норм, установок и ценностей, осознаются как противоположные ему самому — от несходства до неприятия и враждебности. Это выражается в соответственных переживаниях субъекта: чувствах обособленности, одиночества, отвержения, потери Я, и пр. В современной психологии социальной отчуждение используется при характеризации отношений межличностных, при коих индивид противопоставляется другим индивидам, группе, всему обществу, испытывая ту или иную степень своей изолированности. Подобные конфликтные отношения в группе связаны с нарушением опосредованности деятельности совместной ценностным содержанием (-> опосредование деятельностное); с утратой чувства солидарности, когда индивид в группе воспринимает остальных как чуждых и враждебных, отвергая нормы, законы и предписания группы. При анализе отчуждения западная психология социальная сосредоточивает внимание прежде всего на субъективных переживаниях индивидом своей отверженности, являющейся причиной аномии (поведения антиобщественного). Такое поведение расценивается как симптом несогласованности между устремлениями, определяемыми культурой, и социально организованными средствами их удовлетворения. В психоанализе и психологии понятие отчуждения впервые использовано З. Фрейдом при объяснении особенностей патологического развития личности в условиях чуждой и враждебной ее естественной природе культуры. Следствие каждого невроза — отдаление больного от реальной жизни, его отчуждение от действительности, порой переходящее в бегство в болезнь. Феноменологически отчуждение выражалось: 1) в дереализации — невротической потере субъектом чувства реальности происходящего; 2) в деперсонализации — утрате своей индивидуальности. Сферу применения этого понятия расширил Э. Фромм, показав, что отчуждение выступает в шести формах: 1) отчуждение от других людей; 2) от своего труда; 3) от потребностей; 4) от государства; 5) от природы; 6) от самого себя. Он рассмотрел также отчуждение чувств, страдание от отчуждения и отчужденные человеческие отношения, напоминающие отношения вещей. Им также введено понятие активности отчужденной. Развивая идеи Фрейда об отчуждении и бегстве в болезнь, Фромм сформулировал понятие бегства от свободы, подтвердил связь между неврозом и отчуждением и пришел к выводу, что в самом широком смысле любой невроз можно считать следствием отчуждения. Он также развил представление об отчуждении как о болезни личности и своеобразной сердцевине психопатологии современных людей. Одним из самых распространенных психопатологических феноменов выражения отчуждения он считал перенесение. ОШИБКА — неверность, неправильность в действиях, мыслях.
ОТБОР ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ — разновидность отбора психологического — принятие кадровых решений на основе изучения и прогностической оценки пригодности людей к овладению профессией, к выполнению профессиональных обязанностей и достижению нужного уровня мастерства. Представляет собой систему средств, обеспечивающих прогностическую оценку взаимосоответствия человека и профессии в тех видах деятельности, что ведутся в нормативно заданных опасных условиях (гигиенических, микроклиматических, технических, социально-психологических), требующих повышенной ответственности, здоровья, работоспособности и точности исполнения заданий, устойчивости эмоционально-волевой регуляции. Отбор профессиональный производится при комплексном использовании ряда критериев: медицинских, физиологических, педагогических и психологических. Его основа — конкретные нормативные характеристики профессии, позволяющие врачам, психологам, физиологам подбирать, разрабатывать и адаптировать методы и процедуры отбора и проводить диагностику на соответствие конкретной профессиональной деятельности: 1) социальные — функции, задачи, цели; 2) операциональные — точность исполнения и временные, пространственные, логические характеристики; 3) организационные — гигиенические, социально-психологические, психофизиологические условия труда. При использовании психологических критериев проводятся следующие мероприятия: 1) психодиагностика; 2) построение прогноза успешности деятельности в данной профессиональной области; 3) проверка прогноза по реальной эффективности выполнения профессиональной деятельности. При использовании методик диагностических нужно получить информацию об ориентациях ценностных личности, мотивационной составляющей профессионального выбора, чертах личностных. Процесс отбора профессионального может проводиться комплексом тестов аппаратурных, бланковых и опросных, а также с помощью эксперимента имитационного, воспроизводящего фрагменты, ситуации и этапы реальной деятельности профессиональной, при строгой регистрации визуально наблюдаемых и фиксируемых показателей функционального состояния человека, мотивационно-эмоциональных проявлений, показателей продуктивности и успешности его работы. ОТБОР ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ — принятие решения о пригодности кандидатов к учебной или профессиональной деятельности с учетом результатов психологических и психофизиологических испытаний. Применяется в управлении, промышленности, авиации, армии, спорте, при комплектации некоих учебных заведений. Ему предшествует определение требований к кандидатам на базе психологического анализа предстоящей деятельности, а затем — подбор соответственных диагностических методик. Валидность этих методик проверяется на репрезентативной выборке. При этом различаются два типа учебных и профессиональных деятельностей: 1) тип первый — обусловливает требования индивидуально-психологических особенностей, почти не поддающихся развитию (например, требования к сохранению устойчивой и длительной работоспособности, необходимые для деятельности диспетчера, хирурга и пр.); психофизиологическим коррелятом этой особенности считается наличие определенных свойств системы нервной; здесь безусловно показан отбор психологический или профессиональный; 2) тип второй — обусловливает требования, коим может удовлетворить каждый психически нормальный человек, поэтому надобность в отборе психологическом возникает, когда период предстоящей деятельности относительно невелик — около 2-10 лет (служба в армии, спорт и пр.); в большинстве случаев этот срок недостаточен для развития нужных качеств, поэтому предпочтение отдается кандидатам с подходящим к моменту испытаний уровнем развития требуемых индивидуальных особенностей. Как бы тщательно ни подготовлялся отбор психологический, достижение кандидатами успеха в деятельности зависит от наличия у них положительной мотивации, для выявления коей обычно применяются опросники и другие подобные методики. При любом изменении содержания деятельности программа отбора пересматривается. Вместе с отборов психологическим, как правило, проводится отбор по медицинским и физиологическим показателям, по образовательному цензу, по опыту работы, и пр. Решение о пригодности принимается по совокупности всех данных. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — реализуемый в разных формах контроль над деятельностью субъекта с позиции выполнения им принятых норм и правил. Различаются внешние формы контроля, обеспечивающие возложение ответственности за результаты его деятельности (подотчетность, наказуемость и пр.), и внутренние формы саморегуляции его деятельности (чувство ответственности, чувство долга). Ответственность личности перед обществом характеризуется сознательным соблюдением моральных принципов и правовых норм. Ответственность как черта личности формируется в ходе деятельности совместной как результат интериоризации социальных ценностей, норм и правил. В работах отечественных психологов подчеркивается, что существенное влияние на принятие ответственности за успех или неудачу в деятельности совместной оказывают уровень развития группы и ее сплоченность (-> развитие групповое: уровень; сплоченность групповая), близость ценностных ориентации, идентификация эмоциональная; доказывается принципиальная возможность целенаправленного влияния на формирование у членов коллектива самокритичной и адекватной оценки степени личной ответственности за общее дело. ОТКАЗ — факт (индикатор), свидетельствующий, что какое-то влечение не может быть удовлетворено (=> запрет; лишение). ОТКАЗ ВЫНУЖДЕННЫЙ — акт и переживание отказа от удовлетворения влечений, порождаемые неблагоприятными внутрипсихическими или внешними обстоятельствами, или же их комбинацией. ОТКАЗ ВЫНУЖДЕННЫЙ РЕАЛЬНЫЙ — собирательное понятие, означающее разнообразные негативные условия и факторы, содействующие появлению заболевания. К ним могут относиться: недостаток любви в жизни, материальный недостаток, семейные раздоры, несчастливое супружество, неблагоприятные социальные условия, строгость нравственных требований к личности. ОТНОШЕНИЕ — субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой. В психологии — в самом общем виде — взаиморасположение объектов и их свойств. Отношение может наличествовать как между меняющимися объектами, явлениями и свойствами (например, любой закон как сущностное отношение между явлениями), так и в случае выделенного неизменного объекта в его связях с другими объектами, явлениями и свойствами (например, отношение субъекта к политической системе). Формирование сознательного отношения к объекту познания и действия связано с развитием всех компонент системы стимуляции. Осознание своих отношений к окружающему рождает соответственные чувства и эмоции, кои, в свою очередь, стимулируют деятельность и влияют на развитие направленности личности. Отношения бесконечно разнообразны. Можно выделить отношения пространственные, временные, причинно-следственные, внешние, внутренние, логические, математические, отношения формы и содержания, отношения части и целого, единичного и всеобщего, и пр. Особый тип отношений составляют отношения общественные как взаимосвязи между социальными общностями и их свойствами, возникающими в ходе деятельности совместной. Их можно классифицировать согласно сфере рассмотрения; так, различаются: 1) на уровне социальных общностей — отношения классовые, национальные, групповые, семейные; 2) на уровне занятых некоей деятельностью групп — отношения производственные, учебные, театральные; 3) на уровне взаимосвязей между людьми в группах — отношения межличностные; 4) отношения внутриличностные — например, эмоционально-волевые установки субъекта по отношению к себе, и пр. Термин отношения использовался как базовая категория в теории отношений (-> концепция отношений личности). ОТНОШЕНИЕ МАТЕРИНСКОЕ — тип связи и психотерапевтический прием, направленный на установление отношений между врачом и клиентом, подобных отношениям матери и ребенка. ОТНОШЕНИЕ МЕЖГРУППОВОЕ — в психологии — совокупность социально-психологических явлений, характеризующих субъективное отражение, восприятие многообразных связей, возникающих между группами социальными, а также обусловленный ими способ взаимодействия групп. Специфика восприятия межгруппового заключается: 1) в объединении индивидуальных представлений в некое целое, качественно отличное от составляющих его элементов; 2) в длительном и недостаточно гибком формировании представлений межгрупповых, обладающих устойчивостью к внешним влияниям; 3) в схематизации и упрощении возможного диапазона сторон восприятия другой группы. В целом представления межгрупповые отличаются яркой эмоциональной окрашенностью, резко выраженной оценочной направленностью, а потому весьма уязвимы в том, что касается их истинности, точности и адекватности. Так, свойственная им стереотипность часто приводит к приписыванию сходных характеристик всем членам некоей группы или общности социальной без достаточного осознания возможных различий между ними. Названные особенности восприятия межгруппового четко проявляются в процессе установления различий между собственной и другой группами, играющем важнейшую роль в детерминации отношений межгрупповых. Самый типичный эффект межгруппового сравнения — тенденция к завышенной оценке достоинств своей группы, выражаемая в стремлении всячески благоприятствовать ее членам в противовес членам «чужих» групп (эффект дискриминации межгрупповой) и нередко сопровождаемая недооценкой последних (фаворитизм внутригрупповой). Менее распространена обратная тенденция — установление позитивно оцениваемых различий в пользу некоей другой группы, коей отдается предпочтение перед собственной. В крайних выражениях первая тенденция приводит к появлению напряженности и враждебности в отношениях межгрупповых, вторая — к ослаблению связей внутригрупповых, девальвации ценностей внутригрупповых, дестабилизации и дезинтеграции группы как таковой. Отечественными исследователями обоснован вторичный характер этих эффектов по отношению к объективным условиям взаимодействия групп, вопреки широко распространенному в зарубежной психологии мнению об их универсальности и неизбежности в отношениях межгрупповых. Так, показано, что эти эффекты определяются типом совместной деятельности межгрупповой, зависят от уровня развития группового и нетипичны для подлинного коллектива. Подчеркивается, что как социальное явление отношения межгрупповые в конечном счете обусловлены не психологическими механизмами установления тождества и различия, симпатии и отвержения, а идеологическими, экономическими, политическими и другими социальными факторами. ОТНОШЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ (личностное) — субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляемые в характере и способах взаимных влияний людей в ходе деятельности совместной и общения. Система установок, ориентации, ожиданий, стереотипов и прочих диспозиций, через кои люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредуются содержанием, целями, ценностями и организацией деятельности совместной и выступают основой формирования климата социально-психологического в коллективе. В работах, посвященных исследованию групп и коллективов, динамике групповой, группообразованию, коллективообразованию и прочему, показано влияние организации деятельности совместной и уровня развития группы на становление отношений межличностных (-> концепция опосредования деятельностного отношений межличностных), а также обратное влияние отношений межличностных на становление сплоченности и ценностно-ориентационного единства коллектива. Экспериментальные исследования отношений межличностных имеют давнюю традицию и богатый методический арсенал (-> социометрия; метод референтометрический; личность: исследование: метод; установка социальная: метод исследования, и пр.). ОТНОШЕНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ — субъективно переживаемые отношения между людьми разных национальностей, между этническими общностями. Проявляются в установках и ориентациях на контакты межэтнические в разных сферах взаимодействия, в национальных стереотипах, в настроениях и поведении, в поступках людей и конкретных этнических общностей. В психологии социальной и этнопсихологии выделяются два уровня отношений межэтнических — личностный и групповой. Такие отношения складываются в разных сферах жизни. Их характер — дружественный, нейтральный, либо конфликтный — складывается в зависимости от исторического прошлого, социально-политической обстановки в конкретной стране, от экономических и культурно-бытовых условий жизни, от конкретной ситуации или заинтересованности в общении. На уровне личностном он зависит от индивидуально-психологических качеств людей. Установки и ориентации межэтнические формируются в процессе социализации личности, в семье, учебных заведениях, в коллективах, в ходе соседского и дружеского общения. Отношения межэтнические содержат в себе рациональные, когнитивные элементы, а также эмоционально-оценочные и регулятивные компоненты. Чрезвычайно важную роль в их развитии играют национальные интересы, осознаваемые народом и личностью потребности в национальном, этническом развитии. Изучение отношений межэтнических особо актуально в условиях многонациональной страны. ОТНОШЕНИЕ ПРЕДМЕТНО-РЕФЛЕКСИВНОЕ — интериоризованная (-> интериоризация) система рефлексивных связей субъекта с другими людьми, основанная на способности к мысленному отражению позиции «другого» или его представлений об особенностях собственного видения предмета, объекта, проблемы. Эти отношения — необходимая компонента активности познавательной субъекта, ибо реконструкция воззрений других людей на рассматриваемый предмет позволяет усмотреть в нем новые аспекты, стимулирует критичность мышления, делает возможным размышление в виде внутреннего диалога со другими значимыми. Важнейшие характеристики отношения предметно-рефлексивного: 1) адекватность — уровень точности воспроизведения позиций другого на предмет рефлексии; 2) глубина, определяемая как число одновременно воспроизводимых и взаимно соотнесенных предметных позиций; 3) направленность, представляющая доминирующие группы референтные, чьи предметные позиции становятся основным объектом рефлексии в данной ситуации. Отношения предметно-рефлексивные — качественно особый уровень интериоризованных отношений межличностных, опосредованных предметом деятельности совместной. Их формированию препятствует эгоцентрическая позиция субъекта в ситуациях взаимодействия, проекция его собственных представлений на других людей, и пр. Важнейшее условие, определяющее рост их адекватности, — интерес субъекта к предметной позиции других людей в процессе деятельности совместной. ОТРАЖЕНИЕ — с позиций материализма — всеобщее свойство материи, состоящее в способности объектов воспроизводить (с различной степенью адекватности) признаки, структурные характеристики и отношения других объектов. Характер отражения зависит от уровня организации материи, отчего оно качественно различно в неорганической и органической природе, в мире животных и мире социальном, в простых и высокоорганизованных системах. На уровне организма отражение первично проявляется в раздражимости — возникающей под воздействием внешних и внутренних стимулов способности живой материи отвечать на воздействие избирательной реакцией, соответственной особенностям источника. Такое допсихическое отражение в ходе развития органического мира преобразуется в чувствительность — способность иметь ощущения как первичные психические образы среды, служащие целям ориентации и регуляции адекватных ей и потребностям организма действий. Эти простейшие формы отражения служат предпосылкой развития более сложных форм, включающих сенсорные и умственные образы реальности, позволяющие воспроизводить ее пространственно-временные и причинные связи, придавая поведению все более адаптивный и активный характер. На уровне человека отражение психическое выступает как создание образов не только чувственного, но и мышления логического и творческой фантазии, воплощающихся в продуктах культуры, что радикально изменяет характер отражения. Адекватность отражения своему источнику предполагает известное подобие между материальными характеристиками этого источника, процессами переработки импульсов нервных в мозге и тем, что представлено в психических образованиях субъекта. ОТРАЖЕНИЕ ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ -> акцептор результатов действия. ОТРАЖЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ — при переходе от биологической формы отражения к психической выделяются такие стадии: 1) сенсорная — характерна отражением отдельных раздражителей: реагирование только на биологически значимые раздражители; 2) перцептивная — переход к ней выражается в способности отражать комплекс раздражителей в целом; начинается ориентирование в совокупности признаков, реагирование и на нейтральные биологически раздражители, являющиеся лишь сигналами жизненно важных раздражителей; 3) интеллектуальная — проявляется в том, что в дополнение к отражению отдельных предметов возникает отражение их функциональных отношений и связей. ОТРЕАГИРОВАНИЕ — процесс проявления переживания вовне, сопровождающийся резко окрашенной эмоцией; эмоциональная разрядка, связанная с травмировавшим событием. ОТРИЦАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ — согласно А. Фрейд — механизм защитный, отрицающий существование угрожающих внешних факторов. Частный случай вытеснения: Я отвергает существование ситуаций, несущих тревогу, или же компенсаторно заменяет их на воображаемые — например, бегством в грезы. ОТСТАЛОСТЬ — расположение, размещение на более низком уровне развития сравнительно с другими. ОТСТАЛОСТЬ УМСТВЕННАЯ — нарушение развития общего — психического и интеллектуального, обусловленное недостаточностью системы нервной центральной. Имеет стойкий, необратимый характер. ОТТЕСНЕНИЕ — согласно З. Фрейду — процесс ослабления цензуры и образования компромисса. Иногда понимается и как процесс превращения аффектов, происходящий при развитии индивида. Оттеснение — основная схема появления сновидений и всех психопатических представлений. ОТЧЕТ РЕЧЕВОЙ (отчет субъективный, показание субъективное, данное феноменальное, данное самонаблюдения) — сообщение испытуемого при наивной (неинтроспективной, неаналитической) установке. ОТЧЕТ СУБЪЕКТИВНЫЙ -> отчет речевой. ОТЧУЖДЕНИЕ — процесс и результат превращения свойств, способностей и деятельности людей в нечто иное, чем оно есть само по себе, — трансформация в независимую силу, господствующую над людьми. Это понятие впервые использовалось З. Фрейдом. В психологии — проявление таких жизненных отношений субъекта с миром, при коих продукты его деятельности, он сам, а также другие индивиды и социальные группы, будучи носителями определенных норм, установок и ценностей, осознаются как противоположные ему самому — от несходства до неприятия и враждебности. Это выражается в соответственных переживаниях субъекта: чувствах обособленности, одиночества, отвержения, потери Я, и пр. В современной психологии социальной отчуждение используется при характеризации отношений межличностных, при коих индивид противопоставляется другим индивидам, группе, всему обществу, испытывая ту или иную степень своей изолированности. Подобные конфликтные отношения в группе связаны с нарушением опосредованности деятельности совместной ценностным содержанием (-> опосредование деятельностное); с утратой чувства солидарности, когда индивид в группе воспринимает остальных как чуждых и враждебных, отвергая нормы, законы и предписания группы. При анализе отчуждения западная психология социальная сосредоточивает внимание прежде всего на субъективных переживаниях индивидом своей отверженности, являющейся причиной аномии (поведения антиобщественного). Такое поведение расценивается как симптом несогласованности между устремлениями, определяемыми культурой, и социально организованными средствами их удовлетворения. В психоанализе и психологии понятие отчуждения впервые использовано З. Фрейдом при объяснении особенностей патологического развития личности в условиях чуждой и враждебной ее естественной природе культуры. Следствие каждого невроза — отдаление больного от реальной жизни, его отчуждение от действительности, порой переходящее в бегство в болезнь. Феноменологически отчуждение выражалось: 1) в дереализации — невротической потере субъектом чувства реальности происходящего; 2) в деперсонализации — утрате своей индивидуальности. Сферу применения этого понятия расширил Э. Фромм, показав, что отчуждение выступает в шести формах: 1) отчуждение от других людей; 2) от своего труда; 3) от потребностей; 4) от государства; 5) от природы; 6) от самого себя. Он рассмотрел также отчуждение чувств, страдание от отчуждения и отчужденные человеческие отношения, напоминающие отношения вещей. Им также введено понятие активности отчужденной. Развивая идеи Фрейда об отчуждении и бегстве в болезнь, Фромм сформулировал понятие бегства от свободы, подтвердил связь между неврозом и отчуждением и пришел к выводу, что в самом широком смысле любой невроз можно считать следствием отчуждения. Он также развил представление об отчуждении как о болезни личности и своеобразной сердцевине психопатологии современных людей. Одним из самых распространенных психопатологических феноменов выражения отчуждения он считал перенесение. ОШИБКА — неверность, неправильность в действиях, мыслях.
Психология (5)\Психология (3)\Психология (2)\Психология (1)\Психология (4)
Психология (6)\Психология (7)\Психология (8)\Психология (9)\Психология (10)
МИФОЛОГИЯ
СИЛА И МУДРОСТЬ СЛОВА
ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОЛОГИЯ | РИТОРИКА
ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ
РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.