- 10368 Просмотров
- Обсудить
ПСИХОЛОГИЯ
ОШИБКА ОПЕРАТОРА — превышение установленного предельного значения, нарушающее нормальное функционирование системы эргатической. Для характеристики ситуаций, где погрешность достигает значений, делающих невозможным достижение целей, ради коих создана система эргатическая, используется понятие «отказ оператора». Для анализа и классификации ошибок оператора предложен набор из пяти критериев: 1) место ошибки в. структуре системы эргатической; 2) внешнее проявление ошибки; 3) последствия ошибки; 4) характер отображения ошибки в сознании оператора; 5) причины ошибки. По каждому из критериев разработаны методы детального анализа. Например, при анализе причин ошибок оператора (критерий 5) производится определение их места в структуре деятельности. Они могут локализоваться: 1) в восприятии — зрительном, слуховом и пр.; 2) в памяти — запоминании, сохранении, воспроизведении; 3) в принятии решений — в логических операциях, подсчетах, при творческом мышлении; 4) в исполнительном действии — в движении, речевом ответе. Причины ошибки могут быть связаны с такими факторами: 1) с рабочим местом оператора — с организацией модели информационной и органов управления; 2) с режимом труда и отдыха; 3) с профессиональной подготовкой; 4) с функциональным состоянием; 5) с рабочей мотивацией; 6) с отношениями в коллективе. Данный набор критериев анализа и классификации ошибок оператора задает последовательность проведения их психологического анализа и позволяет объединить в систему множество разнородных факторов, приводящих к появлению погрешностей, ошибок и отказов оператора. ОШИБКА СТИМУЛА — ответ об интроспективных переживаниях, выраженный в терминах внешних ощущений, а не в терминах собственных ощущений и их качеств. Известный термин психологии интроспективной, отражающий ее атомистическую направленность. ОЩУЩЕНИЕ — построение образов отдельных свойств предметов внешнего мира в процессе непосредственного взаимодействия с ними. С позиций материализма, согласно теории отражения, ощущения — действительно непосредственная связь сознания с внешним миром, превращение энергии внешних раздражений в факты сознания — в информацию. Обеспечивают непосредственную связь сознания с внешней средой, отражают свойства предметов объективного мира. Отражение в ощущении — результат не просто воздействия объекта на живое существо, но результат их взаимодействия — взаимодействия процессов, идущих навстречу друг другу и рождающих акт познания; результат взаимодействия организма с физическими и химическими свойствами среды при их непосредственном воздействии на рецепторы. В акте ощущения через органы чувств устанавливается связь со средой. Именно в нем совершается переход энергии внешнего мира в акт сознания. Образы ощущений выполняют регулирующую, познавательную и эмоциональную функции. Ощущения и сохранение их следов — природная основа психики в филогенезе и онтогенезе. Центральная закономерность ощущений — существование порога восприятия. В рамках рефлекторной концепции И.М. Сеченова и И.П. Павлова проводились исследования, показавшие, что по физиологическим механизмам ощущение-это целостный рефлекс, объединяющий связями прямыми и обратными периферические и центральные отделы анализатора. Проблематика ощущений интенсивно разрабатывается в психофизике сенсорных процессов и различных разделах физиологии. Многообразие ощущений отображает качественное многообразие мира. Классификация ощущений может проводиться по разным основаниям. Их, как и восприятия, можно классифицировать по модальности, выделяя ощущения зрительные, вкусовые, слуховые, осязательные и пр. Внутри отдельных модальностей возможна более дробная классификация — например, пространственные и цветовые ощущения зрительные. Известные трудности для подобной классификации представляют интермодальные ощущения, или синестезии. Можно разделить ощущения на контактные и дистантные. Одна из классификаций выделяет три основных класса ощущений: 1) ощущения экстероцептивные, возникающие при воздействии раздражителей внешних на рецепторы, расположенные на поверхности тела; они в свою очередь делятся на два подкласса: а) дистантные — зрительные, слуховые; b) контактные — осязательные, вкусовые; обонятельные ощущения занимают промежуточное положение между этими подклассами. 2) ощущения проприоцептивные (кинестетические), отражающие движение и относительное положение частей тела (благодаря работе рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях и суставных сумках); 3) ощущения интероцептивные (органические), сигнализирующие с помощью специализованных рецепторов о протекании обменных процессов во внутренней среде организма. Но эта классификация не учитывает известную независимость функции ощущений от морфологической локализации рецепторов. Так, ощущения зрительные могут выполнять важную проприоцептивную функцию. Известны попытки создания генетической классификации ощущений (Г. Хэд, 1918). Так, выделяются более древняя — яротопатическая и более молодая — эпикритическая чувствительность. Протопатические ощущения, в отличие от эпикритических, не дают точной локализации источника раздражения ни во внешнем пространстве, ни в пространстве тела, характерны постоянной аффективной окрашенностью и отражают скорее субъективные состояния, чем объективные процессы. Согласно представлениям, разработанным в отечественной психологии, ощущение возникает в филогенезе на базе элементарной раздражимости — как чувствительность к раздражителям, не имеющим прямого экологического значения, отражая связь между биотическими и абиотическими факторами среды. В отличие от ощущений животных, ощущения человека опосредованы его практической деятельностью и всем процессом исторического развития общества. С позиций материализма, в пользу понимания ощущения как продукта развития всей всемирной истории говорят многочисленные данные о возможности широких перестроек чувствительности под влиянием предметной трудовой деятельности, а также о зависимости восприятия отдельных свойств объектов от социально выработанных систем сенсорных качеств (как система фонем родного языка, шкалы тонов музыкальных или цветовых). ОЩУЩЕНИЕ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ — их закономерности показывают, как изменяются пороги восприятия при одновременном действии нескольких стимулов. ОЩУЩЕНИЕ: ДЛИТЕЛЬНОСТЬ — особенность восприятия, заключаемая в том, что интервал времени, в течение коего существует ощущение, как правило, не совпадает с длительностью воздействия раздражителя. Ощущение возникает спустя некое время после начала воздействия, а пропадать может лишь спустя некое время после прекращения воздействия. ОЩУЩЕНИЕ: ИНТЕНСИВНОСТЬ — степень субъективной выраженности ощущения, связанного с некоим раздражителем. Связь интенсивности ощущения с физической интенсивностью раздражителя имеет достаточно сложный вид. Предложены различные модели, описывающие эту связь: так, в законе Фехнера зависимость представлена в виде логарифмической кривой; в законе Стивенса она имеет вид степенной функции. На характер связи ощущения с раздражителем существенно влияет функциональное состояние анализатора. ОЩУЩЕНИЕ: КЛАССИФИКАЦИЯ — разделение ощущений по критерию соотнесения с анализаторами, ответственными за их появление. Так, выделяются ощущения зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные, проприорецептивные, двигательные и пр. Согласно классификации Шеррингтона, ощущения дифференцируются по критерию анатомического расположения рецепторов. Выделяется три основных класса ощущений: 1) экстерорецептивные — возникающие при воздействии на рецепторы, расположенные на поверхности тела; 2) проприорецептивные, или кинестетические — возникающие при воздействии на рецепторы, расположенные в мышцах, сухожилиях и суставных сумках; свидетельствуют о движениях и относительных положениях частей тела; 3) интерорецептивные, или органические — обусловленные обменными процессами во внутренней среде организма. При этом ощущения экстерорецептивные в свою очередь подразделяются: 1) дистантные — зрительные, слуховые; 2) контактные — осязательные, вкусовые; 3) обонятельные, занимающие промежуточное положение между этими подклассами экстерорецепции. ОЩУЩЕНИЕ БОЛЕВОЕ — ощущения, характерные для таких воздействий, что могут вести к нарушению целостности организма. Сопровождаются отрицательной эмоциональной окраской и вегетативными сдвигами (учащением сердцебиения, расширением зрачков). Адаптация сенсорная к болевой чувствительности практически отсутствует. Вместе с неспецифическими механизмами появления болевых ощущений, включаемыми при повреждении любых афферентных нервных проводников, существует специальный нервный аппарат болевой чувствительности — с особыми хеморецепторами, раздражаемыми при действии на них кининов, образуемых при взаимодействии белков крови с нарушенными тканями. Кинины могут блокироваться обезболивающими средствами — такими как аспирин, пирамидон и пр. Болевые сигналы передаются через мозг спинной к ядрам таламуса и затем — к новой коре (-> мозг головной: кора) и системе лимбической. ОЩУЩЕНИЕ КИНЕСТЕТИЧЕСКОЕ — ощущения, дающие субъекту информацию о движении и положении его собственного тела. Возникают при раздражении проприоцепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставах и связках. На основе кинестетической чувствительности могут формироваться межсенсорные связи — например, зрительно-двигательные, определяющие пространственное видение (-> зрение пространственное); или кожно-кинестетические, играющие очень важную роль в процессах осязания. На базе ощущений кинестетических оказывается возможной компенсация нарушенного зрения у слепых или слуха у глухих, а также компенсация речи при афазиях. Это обусловлено тем, что этот вид ощущений, выступающий, по определению И.М. Сеченова, в виде темного мышечного чувства, может значительно обостряться при специальной тренировке, в ходе коей вырабатывается сознательный контроль движений по характеристикам их силы, скорости и ритма. ОЩУЩЕНИЕ ОРГАНИЧЕСКОЕ — ощущения, свидетельствующие о протекании определенных процессов в организме и связанные с потребностями органическими. Могут носить локальный характер и побуждать к восполнению некоего конкретного вещества, недостающего организму. К ним обычно относятся чувство голода, жажды, ощущения болевые и ощущения, связанные с половой активностью. Появление ощущений органических и реакция на них обусловливают удовлетворение соответственных потребностей органических. ОЩУЩЕНИЕ ТАКТИЛЬНОЕ — форма кожной чувствительности, обусловленная работой двух видов рецепторов: 1) нервных сплетений, окружающих волосяные луковицы; 2) рецепторов, состоящих из клеток соединительной ткани капсул. Различный характер имеют ощущения, вызываемые прикосновением, давлением, вибрацией, воздействием фактуры, и пр. ОЩУЩЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРНОЕ — вид кожных ощущений, проявляемых прежде всего в ощущениях тепла и холода. Построение соответственного образа субъективного достигается за счет реакции специализованных рецепторов, размещенных во втором чувствительном слое кожи между ороговевшей оболочкой и подкожной клетчаткой, на изменения теплового баланса организма и среды. Последствия этих реакций могут проявляться в виде озноба, потоотделения, изменений скорости кровотока. _П_ ПАЖИЗМ — вид мазохизма, при коем субъект испытывает половое удовлетворение, когда выполняет роль с низким социальным статусом — роль «пажа». ПАМЯТЬ — процессы когнитивные — процессы запоминания, организации, сохранения, восстановления и забывания обретенного опыта, позволяющие повторно использовать его в деятельности или возвратить в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. В самой простой форме память реализуется как узнавание ранее воспринимавшихся предметов; в более сложной форма предстает; как воспроизведение в представлении предметов, не данных в восприятии актуально. Узнавание и воспроизведение бывают произвольными и непроизвольными. Память лежит в основе любого психического явления. Без ее включения в акт познания ощущения и восприятия будут переживаться как впервые появившиеся, ориентировка в мире и его познание станут невозможными. Личность, ее отношения, навыки, привычки, надежды, желания и притязания — существуют благодаря памяти. Распад следов памяти равноценен распаду личности: человек превращается в живой автомат, способный лишь реагировать на стимулы, действующие в данный момент. Ныне память рассматриваются в контексте других процессов когнитивных. Задача психологии — рассмотреть сущность памяти как проявление личности. Исследования памяти междисциплинарны, ибо в различных формах память встречается на всех уровнях жизни и включает в себя не только процессы сохранения индивидуального опыта, но и механизмы передачи наследственной информации. В ходе развития онтогенетического (-> онтогенез) способы запоминания сменяются, возрастает роль процессов выделения в запоминаемом осмысленных, семантических связей. Различные виды памяти — моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая — иногда описываются как этапы такого развития. Анализ нарушений памяти и восприятия в клинике локальных поражений мозга головного позволил установить преимущественную связь процессов в полушарии левом мозга (у правшей) со словесно-логическими способами запоминания, а в полушарии правом — с наглядно-образными. В основе явлений памяти на физиологическом уровне лежат изменения активности отдельных нейронов и их популяций, а также более постоянные изменения на, биохимическом уровне (в молекулах РНК и ДНК). Эти процессы обычно считаются субстратом двух форм памяти — памяти кратковременной и долговременной, что подтверждается экспериментально-психологическими данными. Заметное влияние на постановку проблемы памяти оказала известная аналогия между этапами переработки информации человеком и структурными блоками компьютеров (-> моделирование). Но функциональная структура памяти обнаруживает значительно большую гибкость. Так, об отсутствии жесткой связи долговременного запоминания с процессами словесного повторения в памяти кратковременной свидетельствуют данные о возможности успешного узнавания огромных массивов сложно организованного зрительного материала. О возможностях памяти образной говорят описанные в литературе случаи выдающейся памяти, прежде всего эйдетизма. При психологическом анализе памяти важно учитывать, что она входит в целостную структуру человеческой личности. По мере развития сферы мотивационно-потребностной может меняться отношение субъекта к своему прошлому, отчего одно и то же знание может по-разному храниться в памяти личности. В памяти выделяются три взаимосвязанных процесса: запоминание, сохранение и воспроизведение. В зависимости от установки на длительность сохранения выделяются память краткосрочная и долговременная. Различие этих видов памяти физиологически подтверждается различными следами, хранящими информацию. По материалу, сохраняемому памятью, ее можно разделить на память когнитивную, эмоциональную и личностную. По модальности сохраняемых образов — память словесно-логическая и образная. Обычно уровень их развития у индивида неодинаков, и это позволяет говорить о преобладании одного из типов памяти. Среди характеристик памяти выделяются такие природные свойства, как: 1) скорость запоминания — количество повторений, нужное для удержания информации в памяти; 2) объем запоминания; 3) скорость забывания — время, в течение коего запомнившееся хранится в памяти; 4) длительность сохранения; 5) точность. Профессионализация памяти, овладение мнемотехникой, упражнения в запоминании и сохранении информации, особенности требований к его воспроизведению показывают влияние деятельности на развитие памяти. Память — не только дар природы, но и результат целенаправленного воспитания. ПАМЯТЬ: КЛАССИФИКАЦИЯ — проводится согласно характерным особенностям процесса мнемического, обеспечивающего сохранение и восстановление ранее пережитого и воспринятого субъектом «материала». Эти особенности обусловлены соответственными особенностями деятельности мнемической, связанными с различными механизмами запоминания, временными показателями удержания «в сохранности» и характеристиками сохраняемого материала (=> память: классификация). По характеру запоминаемого материала можно выделить память зрительную, слуховую и осязательную. По параметрам длительности хранения информации выделяются: 1) память сенсорная — где хранение длится не более 1.5с.; 2) память кратковременная — со временем хранения не более 30 с.; 3) память долговременная — позволяющая хранить материал постоянно. Классификация памяти Э. Тульвинга — согласно характерным особенностям процесса мнемического — выражаются в схеме, включающей три вида памяти долговременной: 1) память процедурную — в коей хранятся связи между стимулами и реакциями (рефлексы, навыки и пр.); 2) память семантическую — хранящую систематизированное знание о символах и их значениях, о взаимоотношениях между ними, о правилах манипулирования ими; 3) память эпизодическую — в коей хранится информация о целостных событиях автобиографического характера и о связях между ними.
ОШИБКА ОПЕРАТОРА — превышение установленного предельного значения, нарушающее нормальное функционирование системы эргатической. Для характеристики ситуаций, где погрешность достигает значений, делающих невозможным достижение целей, ради коих создана система эргатическая, используется понятие «отказ оператора». Для анализа и классификации ошибок оператора предложен набор из пяти критериев: 1) место ошибки в. структуре системы эргатической; 2) внешнее проявление ошибки; 3) последствия ошибки; 4) характер отображения ошибки в сознании оператора; 5) причины ошибки. По каждому из критериев разработаны методы детального анализа. Например, при анализе причин ошибок оператора (критерий 5) производится определение их места в структуре деятельности. Они могут локализоваться: 1) в восприятии — зрительном, слуховом и пр.; 2) в памяти — запоминании, сохранении, воспроизведении; 3) в принятии решений — в логических операциях, подсчетах, при творческом мышлении; 4) в исполнительном действии — в движении, речевом ответе. Причины ошибки могут быть связаны с такими факторами: 1) с рабочим местом оператора — с организацией модели информационной и органов управления; 2) с режимом труда и отдыха; 3) с профессиональной подготовкой; 4) с функциональным состоянием; 5) с рабочей мотивацией; 6) с отношениями в коллективе. Данный набор критериев анализа и классификации ошибок оператора задает последовательность проведения их психологического анализа и позволяет объединить в систему множество разнородных факторов, приводящих к появлению погрешностей, ошибок и отказов оператора. ОШИБКА СТИМУЛА — ответ об интроспективных переживаниях, выраженный в терминах внешних ощущений, а не в терминах собственных ощущений и их качеств. Известный термин психологии интроспективной, отражающий ее атомистическую направленность. ОЩУЩЕНИЕ — построение образов отдельных свойств предметов внешнего мира в процессе непосредственного взаимодействия с ними. С позиций материализма, согласно теории отражения, ощущения — действительно непосредственная связь сознания с внешним миром, превращение энергии внешних раздражений в факты сознания — в информацию. Обеспечивают непосредственную связь сознания с внешней средой, отражают свойства предметов объективного мира. Отражение в ощущении — результат не просто воздействия объекта на живое существо, но результат их взаимодействия — взаимодействия процессов, идущих навстречу друг другу и рождающих акт познания; результат взаимодействия организма с физическими и химическими свойствами среды при их непосредственном воздействии на рецепторы. В акте ощущения через органы чувств устанавливается связь со средой. Именно в нем совершается переход энергии внешнего мира в акт сознания. Образы ощущений выполняют регулирующую, познавательную и эмоциональную функции. Ощущения и сохранение их следов — природная основа психики в филогенезе и онтогенезе. Центральная закономерность ощущений — существование порога восприятия. В рамках рефлекторной концепции И.М. Сеченова и И.П. Павлова проводились исследования, показавшие, что по физиологическим механизмам ощущение-это целостный рефлекс, объединяющий связями прямыми и обратными периферические и центральные отделы анализатора. Проблематика ощущений интенсивно разрабатывается в психофизике сенсорных процессов и различных разделах физиологии. Многообразие ощущений отображает качественное многообразие мира. Классификация ощущений может проводиться по разным основаниям. Их, как и восприятия, можно классифицировать по модальности, выделяя ощущения зрительные, вкусовые, слуховые, осязательные и пр. Внутри отдельных модальностей возможна более дробная классификация — например, пространственные и цветовые ощущения зрительные. Известные трудности для подобной классификации представляют интермодальные ощущения, или синестезии. Можно разделить ощущения на контактные и дистантные. Одна из классификаций выделяет три основных класса ощущений: 1) ощущения экстероцептивные, возникающие при воздействии раздражителей внешних на рецепторы, расположенные на поверхности тела; они в свою очередь делятся на два подкласса: а) дистантные — зрительные, слуховые; b) контактные — осязательные, вкусовые; обонятельные ощущения занимают промежуточное положение между этими подклассами. 2) ощущения проприоцептивные (кинестетические), отражающие движение и относительное положение частей тела (благодаря работе рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях и суставных сумках); 3) ощущения интероцептивные (органические), сигнализирующие с помощью специализованных рецепторов о протекании обменных процессов во внутренней среде организма. Но эта классификация не учитывает известную независимость функции ощущений от морфологической локализации рецепторов. Так, ощущения зрительные могут выполнять важную проприоцептивную функцию. Известны попытки создания генетической классификации ощущений (Г. Хэд, 1918). Так, выделяются более древняя — яротопатическая и более молодая — эпикритическая чувствительность. Протопатические ощущения, в отличие от эпикритических, не дают точной локализации источника раздражения ни во внешнем пространстве, ни в пространстве тела, характерны постоянной аффективной окрашенностью и отражают скорее субъективные состояния, чем объективные процессы. Согласно представлениям, разработанным в отечественной психологии, ощущение возникает в филогенезе на базе элементарной раздражимости — как чувствительность к раздражителям, не имеющим прямого экологического значения, отражая связь между биотическими и абиотическими факторами среды. В отличие от ощущений животных, ощущения человека опосредованы его практической деятельностью и всем процессом исторического развития общества. С позиций материализма, в пользу понимания ощущения как продукта развития всей всемирной истории говорят многочисленные данные о возможности широких перестроек чувствительности под влиянием предметной трудовой деятельности, а также о зависимости восприятия отдельных свойств объектов от социально выработанных систем сенсорных качеств (как система фонем родного языка, шкалы тонов музыкальных или цветовых). ОЩУЩЕНИЕ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ — их закономерности показывают, как изменяются пороги восприятия при одновременном действии нескольких стимулов. ОЩУЩЕНИЕ: ДЛИТЕЛЬНОСТЬ — особенность восприятия, заключаемая в том, что интервал времени, в течение коего существует ощущение, как правило, не совпадает с длительностью воздействия раздражителя. Ощущение возникает спустя некое время после начала воздействия, а пропадать может лишь спустя некое время после прекращения воздействия. ОЩУЩЕНИЕ: ИНТЕНСИВНОСТЬ — степень субъективной выраженности ощущения, связанного с некоим раздражителем. Связь интенсивности ощущения с физической интенсивностью раздражителя имеет достаточно сложный вид. Предложены различные модели, описывающие эту связь: так, в законе Фехнера зависимость представлена в виде логарифмической кривой; в законе Стивенса она имеет вид степенной функции. На характер связи ощущения с раздражителем существенно влияет функциональное состояние анализатора. ОЩУЩЕНИЕ: КЛАССИФИКАЦИЯ — разделение ощущений по критерию соотнесения с анализаторами, ответственными за их появление. Так, выделяются ощущения зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные, проприорецептивные, двигательные и пр. Согласно классификации Шеррингтона, ощущения дифференцируются по критерию анатомического расположения рецепторов. Выделяется три основных класса ощущений: 1) экстерорецептивные — возникающие при воздействии на рецепторы, расположенные на поверхности тела; 2) проприорецептивные, или кинестетические — возникающие при воздействии на рецепторы, расположенные в мышцах, сухожилиях и суставных сумках; свидетельствуют о движениях и относительных положениях частей тела; 3) интерорецептивные, или органические — обусловленные обменными процессами во внутренней среде организма. При этом ощущения экстерорецептивные в свою очередь подразделяются: 1) дистантные — зрительные, слуховые; 2) контактные — осязательные, вкусовые; 3) обонятельные, занимающие промежуточное положение между этими подклассами экстерорецепции. ОЩУЩЕНИЕ БОЛЕВОЕ — ощущения, характерные для таких воздействий, что могут вести к нарушению целостности организма. Сопровождаются отрицательной эмоциональной окраской и вегетативными сдвигами (учащением сердцебиения, расширением зрачков). Адаптация сенсорная к болевой чувствительности практически отсутствует. Вместе с неспецифическими механизмами появления болевых ощущений, включаемыми при повреждении любых афферентных нервных проводников, существует специальный нервный аппарат болевой чувствительности — с особыми хеморецепторами, раздражаемыми при действии на них кининов, образуемых при взаимодействии белков крови с нарушенными тканями. Кинины могут блокироваться обезболивающими средствами — такими как аспирин, пирамидон и пр. Болевые сигналы передаются через мозг спинной к ядрам таламуса и затем — к новой коре (-> мозг головной: кора) и системе лимбической. ОЩУЩЕНИЕ КИНЕСТЕТИЧЕСКОЕ — ощущения, дающие субъекту информацию о движении и положении его собственного тела. Возникают при раздражении проприоцепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставах и связках. На основе кинестетической чувствительности могут формироваться межсенсорные связи — например, зрительно-двигательные, определяющие пространственное видение (-> зрение пространственное); или кожно-кинестетические, играющие очень важную роль в процессах осязания. На базе ощущений кинестетических оказывается возможной компенсация нарушенного зрения у слепых или слуха у глухих, а также компенсация речи при афазиях. Это обусловлено тем, что этот вид ощущений, выступающий, по определению И.М. Сеченова, в виде темного мышечного чувства, может значительно обостряться при специальной тренировке, в ходе коей вырабатывается сознательный контроль движений по характеристикам их силы, скорости и ритма. ОЩУЩЕНИЕ ОРГАНИЧЕСКОЕ — ощущения, свидетельствующие о протекании определенных процессов в организме и связанные с потребностями органическими. Могут носить локальный характер и побуждать к восполнению некоего конкретного вещества, недостающего организму. К ним обычно относятся чувство голода, жажды, ощущения болевые и ощущения, связанные с половой активностью. Появление ощущений органических и реакция на них обусловливают удовлетворение соответственных потребностей органических. ОЩУЩЕНИЕ ТАКТИЛЬНОЕ — форма кожной чувствительности, обусловленная работой двух видов рецепторов: 1) нервных сплетений, окружающих волосяные луковицы; 2) рецепторов, состоящих из клеток соединительной ткани капсул. Различный характер имеют ощущения, вызываемые прикосновением, давлением, вибрацией, воздействием фактуры, и пр. ОЩУЩЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРНОЕ — вид кожных ощущений, проявляемых прежде всего в ощущениях тепла и холода. Построение соответственного образа субъективного достигается за счет реакции специализованных рецепторов, размещенных во втором чувствительном слое кожи между ороговевшей оболочкой и подкожной клетчаткой, на изменения теплового баланса организма и среды. Последствия этих реакций могут проявляться в виде озноба, потоотделения, изменений скорости кровотока. _П_ ПАЖИЗМ — вид мазохизма, при коем субъект испытывает половое удовлетворение, когда выполняет роль с низким социальным статусом — роль «пажа». ПАМЯТЬ — процессы когнитивные — процессы запоминания, организации, сохранения, восстановления и забывания обретенного опыта, позволяющие повторно использовать его в деятельности или возвратить в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. В самой простой форме память реализуется как узнавание ранее воспринимавшихся предметов; в более сложной форма предстает; как воспроизведение в представлении предметов, не данных в восприятии актуально. Узнавание и воспроизведение бывают произвольными и непроизвольными. Память лежит в основе любого психического явления. Без ее включения в акт познания ощущения и восприятия будут переживаться как впервые появившиеся, ориентировка в мире и его познание станут невозможными. Личность, ее отношения, навыки, привычки, надежды, желания и притязания — существуют благодаря памяти. Распад следов памяти равноценен распаду личности: человек превращается в живой автомат, способный лишь реагировать на стимулы, действующие в данный момент. Ныне память рассматриваются в контексте других процессов когнитивных. Задача психологии — рассмотреть сущность памяти как проявление личности. Исследования памяти междисциплинарны, ибо в различных формах память встречается на всех уровнях жизни и включает в себя не только процессы сохранения индивидуального опыта, но и механизмы передачи наследственной информации. В ходе развития онтогенетического (-> онтогенез) способы запоминания сменяются, возрастает роль процессов выделения в запоминаемом осмысленных, семантических связей. Различные виды памяти — моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая — иногда описываются как этапы такого развития. Анализ нарушений памяти и восприятия в клинике локальных поражений мозга головного позволил установить преимущественную связь процессов в полушарии левом мозга (у правшей) со словесно-логическими способами запоминания, а в полушарии правом — с наглядно-образными. В основе явлений памяти на физиологическом уровне лежат изменения активности отдельных нейронов и их популяций, а также более постоянные изменения на, биохимическом уровне (в молекулах РНК и ДНК). Эти процессы обычно считаются субстратом двух форм памяти — памяти кратковременной и долговременной, что подтверждается экспериментально-психологическими данными. Заметное влияние на постановку проблемы памяти оказала известная аналогия между этапами переработки информации человеком и структурными блоками компьютеров (-> моделирование). Но функциональная структура памяти обнаруживает значительно большую гибкость. Так, об отсутствии жесткой связи долговременного запоминания с процессами словесного повторения в памяти кратковременной свидетельствуют данные о возможности успешного узнавания огромных массивов сложно организованного зрительного материала. О возможностях памяти образной говорят описанные в литературе случаи выдающейся памяти, прежде всего эйдетизма. При психологическом анализе памяти важно учитывать, что она входит в целостную структуру человеческой личности. По мере развития сферы мотивационно-потребностной может меняться отношение субъекта к своему прошлому, отчего одно и то же знание может по-разному храниться в памяти личности. В памяти выделяются три взаимосвязанных процесса: запоминание, сохранение и воспроизведение. В зависимости от установки на длительность сохранения выделяются память краткосрочная и долговременная. Различие этих видов памяти физиологически подтверждается различными следами, хранящими информацию. По материалу, сохраняемому памятью, ее можно разделить на память когнитивную, эмоциональную и личностную. По модальности сохраняемых образов — память словесно-логическая и образная. Обычно уровень их развития у индивида неодинаков, и это позволяет говорить о преобладании одного из типов памяти. Среди характеристик памяти выделяются такие природные свойства, как: 1) скорость запоминания — количество повторений, нужное для удержания информации в памяти; 2) объем запоминания; 3) скорость забывания — время, в течение коего запомнившееся хранится в памяти; 4) длительность сохранения; 5) точность. Профессионализация памяти, овладение мнемотехникой, упражнения в запоминании и сохранении информации, особенности требований к его воспроизведению показывают влияние деятельности на развитие памяти. Память — не только дар природы, но и результат целенаправленного воспитания. ПАМЯТЬ: КЛАССИФИКАЦИЯ — проводится согласно характерным особенностям процесса мнемического, обеспечивающего сохранение и восстановление ранее пережитого и воспринятого субъектом «материала». Эти особенности обусловлены соответственными особенностями деятельности мнемической, связанными с различными механизмами запоминания, временными показателями удержания «в сохранности» и характеристиками сохраняемого материала (=> память: классификация). По характеру запоминаемого материала можно выделить память зрительную, слуховую и осязательную. По параметрам длительности хранения информации выделяются: 1) память сенсорная — где хранение длится не более 1.5с.; 2) память кратковременная — со временем хранения не более 30 с.; 3) память долговременная — позволяющая хранить материал постоянно. Классификация памяти Э. Тульвинга — согласно характерным особенностям процесса мнемического — выражаются в схеме, включающей три вида памяти долговременной: 1) память процедурную — в коей хранятся связи между стимулами и реакциями (рефлексы, навыки и пр.); 2) память семантическую — хранящую систематизированное знание о символах и их значениях, о взаимоотношениях между ними, о правилах манипулирования ими; 3) память эпизодическую — в коей хранится информация о целостных событиях автобиографического характера и о связях между ними.
Психология (5)\Психология (3)\Психология (2)\Психология (1)\Психология (4)
Психология (6)\Психология (7)\Психология (8)\Психология (9)\Психология (10)
МИФОЛОГИЯ
СИЛА И МУДРОСТЬ СЛОВА
ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОЛОГИЯ | РИТОРИКА
ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ
РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.