- 10567 Просмотров
- Обсудить
ПСИХОЛОГИЯ
ПАМЯТЬ: МЕХАНИЗМ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ — конструкты, призванные объяснить процессы памяти с физиологических позиций. Так, О. Хебб (1949) предложил выделить два вида памяти: 1) память кратковременную — основанную на реверберации электрической импульсной активности в замкнутых цепях нейронов; 2) память долговременную, основанную на устойчивых морфофункциональных изменениях синаптической проводимости. При повторяющемся прохождении нервных импульсов через одни и те же синапсы за счет консолидации следа памяти — кратковременная форма памяти может перейти в долговременную. ПАМЯТЬ: МОДЕЛЬ ТРЕХКОМПОНЕНТНАЯ — концепция, В коей структура памяти представлена тремя компонентами — совместно работающими блоками: 1) блоком сенсорных регистров — где информация хранится не более секунды почти в полном объеме, в форме модально закодированных физических признаков воспринятого стимульного комплекса; 2) блоком кратковременного хранилища — где объем хранимой в вербально-акустическом коде информации невелик, а длительность хранения — около 30 секунд — обусловлена проговариванием, перекодированием и выбором способа запоминания; 3) блоком долговременного хранилища — где объем и время хранения не ограничены, а информация представлена в форме кодов семантических. ПАМЯТЬ: ОБЪЕМ — характеристика количества материала, доступного для воспроизведения по прошествии некоего времени после его усвоения. ПАМЯТЬ: РАЗЛИЧИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ — преимущественная выраженность у индивида одного или нескольких видов памяти, в коей материал лучше запоминается и лучше восстанавливается. Так, некоторые люди лучше запоминают текстовую информацию при восприятии зрительном, другие — при слуховом. Самым развитым оказывается тот вид памяти, что чаще всего используется. ПАМЯТЬ: РАССТРОЙСТВО — ухудшение или потеря способности запоминать, хранить, узнавать или воспроизводить информацию. Особенно распространены такие расстройства памяти, как амнезия и гипомнезия. ПАМЯТЬ: РАССТРОЙСТВО МОДАЛЬНО-НЕСПЕЦИФИЧЕСКОЕ — общие нарушения памяти, проявляемые в неполноценном сохранении следов воздействий различной модальности. Для них характерно затруднение запоминания и воспроизведения — как произвольных, так и непроизвольных. Эти расстройства могут объединяться с нарушениями сознания. Возникают при поражении глубоких неспецифических образований мозга головного, за счет чего происходит патологическое повышение взаимного торможения следов. Как частный случай рассматривается синдром Корсаковский, обусловленный алкогольной интоксикацией. ПАМЯТЬ: РАССТРОЙСТВО МОДАЛЬНО-СПЕЦИФИЧЕСКОЕ — частые нарушения памяти, проявляемые только при сохранении и воспроизведении информации определенной модальности. Возникают при поражении корковых зон анализаторов, когда происходит повышение тормозимости следов памяти за счет интерферирующих воздействий. Выделяются расстройства памяти акустической, слухоречевой, зрительно-пространственной, двигательной. ПАМЯТЬ: РАССТРОЙСТВО СИСТЕМНО-СПЕЦИФИЧЕСКОЕ — нарушения памяти, обусловленные поражением речевых зон мозга головного, из-за чего оказывается невозможным организация запоминаемой информации посредством смысловой системы языка. ПАМЯТЬ БУФЕРНАЯ — память кратковременная, в коей хранение информации обеспечивается за счет цикличности процесса обработки информации (повторение запоминаемой информации, сканирование). ПАМЯТЬ ГЕНЕТИЧЕСКАЯ — память, обусловленная генотипом и передаваемая через поколения. ПАМЯТЬ ДОЛГОВРЕМЕННАЯ — подсистема памяти, обеспечивающая продолжительное — от часов до десятилетий — удержание знаний, сохранение умений и навыков; ей свойствен огромный объем сохраняемой информации. Физиологически связывается с изменением структуры белка рибонуклеиновых кислот. Основным механизмом ввода данных в память долговременную и их фиксации обычно считается повторение, реализуемое на уровне памяти кратковременной. Но чисто механическое повторение не приводит к устойчивому запоминанию. К тому же повторение служит необходимым условием фиксации данных в памяти лишь в случае вербальной или легко вербализуемой информации. Решающее значение имеет осмысленная интерпретация нового материала, установление связей между ним и уже известным. При этом может теряться внешняя, поверхностная форма запоминаемого сообщения, но смысл его удерживается длительное время. Поскольку объем хранящихся в памяти долговременной сведений громаден, успешный поиск информации возможен лишь при условии ее высокой организованности. Судя по экспериментальным данным, в ней одновременно действует несколько форм организации знаний. Одна из них — организация семантической информации в иерархические структуры по принципу выделения более абстрактных (родовых) и более специфических (видовых) понятий. Другая форма организации, характерная для житейских категорий, — это группировка отдельных понятий вокруг одного или нескольких типичных представителей категории — прототипов. Так, стол скорее может служить прототипом категории мебели, чем шкаф или диван. Семантическая информация в памяти долговременной содержит и понятийные, и эмоционально-оценочные моменты, отражающие личностное отношение субъекта к конкретным сведениям (-> значение; смысл личностный). Поэтому исследование организации информации в памяти долговременной — важное средство диагностики личности и ее сферы познавательной. ПАМЯТЬ ИКОНИЧЕСКАЯ — сенсорная копия информации, предъявленной наблюдателю зрительно на очень короткое время (до 100 мс.), которая: 1) имеет большую емкость; 2) быстро угасает во времени (около 0.25 с.); 3) работает с сенсорным кодом; 4) сознательно не контролируется; 5) зависит от физических характеристик стимула. Обеспечивает перевод информации в память кратковременную. ПАМЯТЬ КОГНИТИВНАЯ — процесс сохранения знаний. Знания, получаемые при обучении, воспринимаются сперва как нечто внешнее относительно личности, но затем постепенно превращаются в опыт и убеждения. ПАМЯТЬ КРАТКОВРЕМЕННАЯ (память краткосрочная) — подсистема памяти, обеспечивающая оперативное удержание и преобразование данных, поступающих от органов чувств и из памяти долговременной. Физиологически связывается с биоэлектрическими контурами колебаний в системе нервной. От нее следует отличать память оперативную. Необходимое условие перевода материала из памяти сенсорной в память кратковременную — обращение на него внимания. Синонимы памяти кратковременной — память оперативная и (иногда) память рабочая. Центральную роль при кратковременном удержании данных играют процессы внутреннего называния и активного повторения материала, обычно — в форме скрытого проговаривания. Выделяются два вида повторения: 1) относительно механического (акустико-артикуляционного) характера, не приводящее к заметным преобразованиям материала; этот вид повторения позволяет удерживать информацию на уровне памяти кратковременной, но недостаточен для ее перевода в долговременную; 2) сопровождаемое включением удерживаемого материала в систему ассоциативных связей (например, укрупнением единиц информации). Долговременное запоминание возможно только при втором виде повторения. В памяти кратковременной может храниться лишь очень ограниченное количество информации — не более 7 +/— 2 единиц материала. Но исследования показывают, что эти ограничения не препятствуют запоминанию больших объемов осмысленного перцептивного материала (пейзажи, лица, произведения изобразительного искусства и пр.). ПАМЯТЬ КРАТКОВРЕМЕННАЯ: ВРЕМЯ ХРАНЕНИЯ (время хранения в кратковременной памяти) — интервал времени, в течение коего след от поступившей информации можно восстановить из памяти кратковременной и использовать. ПАМЯТЬ КРАТКОВРЕМЕННАЯ: ОБЪЕМ — характеризует максимальное количество элементов, кои можно воспроизвести без ошибок — сразу или через несколько секунд после их предъявления. ПАМЯТЬ МГНОВЕННАЯ — память, предназначенная для весьма кратковременного сохранения следов восприятий сенсорных. Как правило, действует лишь во время восприятия. ПАМЯТЬ ОБРАЗНАЯ — подразделяется на память зрительную, слуховую и двигательную. Их уровень развития у индивида неодинаков, и это позволяет говорить о преобладании одного из этих видов памяти. ПАМЯТЬ ОПЕРАТИВНАЯ — вид памяти, рассчитанный на хранение информации в течение определенного времени, нужного для выполнения некоего действия или операции. От памяти краткосрочной отличается тем, что непосредственно включена в регулирование деятельности для удержания ее промежуточных результатов. Предполагает восприятие объектов в момент совершения действий, краткосрочного удержания в памяти образа и всей ситуации, а также их изменений. При этом данные памяти, идущие от восприятия, соответственно решаемой задаче дополняются данными, хранимыми в памяти долговременной. ПАМЯТЬ СЕНСОРНАЯ (память эхоическая) — гипотетическая подсистема памяти, обеспечивающая удержание в течение очень короткого времени (обычно менее одной секунды) продуктов сенсорной переработки информации, поступающей в органы чувств. В зависимости от вида стимулов различаются: 1) память иконическая — зрение; 2) память эхоическая — слух, и пр. Предполагается, что в памяти сенсорной удерживаются физические признаки информации; это отличает ее от памяти кратковременной и долговременной, с их соответственно вербально-акустическим и семантическим кодированием. Это отличие имеет условный характер, ибо сохранение физических (перцептивных) признаков может быть долговременным, а выделение семантических характеристик возможно уже на относительно ранних этапах обработки материала. ПАМЯТЬ ЭЙДЕТИЧЕСКАЯ — вид памяти зрительной, характерной способностью четко, точно и детально, без затруднений помнить и восстанавливать образы зрительные виденного в течение достаточно длительного времени. ПАМЯТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ — сохранение в сознании переживаний и чувств. Впечатлительность и отзывчивость — предпосылка для становления коммуникативных черт характера. Память эмоциональная — непременное условие развития способности к сочувствию и состраданию. Она — основа мастерства в ряде профессий, в том числе — учителя и артиста. Ее отсутствие ведет к тупости эмоциональной. ПАНИКА — в отличие от паники массовой (как явления тревожного или явления массовидного), рассматривается как явление индивидуальное, но сходное по проявлениям. Выражается в чувствах беспокойства, страха, в хаотичных движениях и непродуманных действиях. В патологических случаях появляется без реальных причин. ПАНИКА МАССОВАЯ — явление массовидное, один из видов поведения толпы. Психологически характерен появлением одновременно у многих людей, находящихся в контакте, чувств беспокойства, хаотичных движений и непродуманных действий, состоянием массового страха перед реальной или воображаемой опасностью, который нарастает в ходе взаимного заражения и блокирует способность рациональной оценки обстановки, мобилизации воли и организации совместного противодействия. Группа людей тем легче вырождается в паническую толпу, чем менее ясны или субъективно значимы общие цели, чем ниже сплоченность группы и авторитет ее лидеров. Выделяются: 1) социально-ситуативные условия появления паники массовой, связанные с общей обстановкой напряженности психической, вызывающей состояние тревоги, ожидание тяжелых событий; 2) общепсихологические условия — неожиданность, испуг, связанный с недостатком сведений о конкретном источнике опасности, времени ее появления и способах противодействия; 3) физиологические условия — усталость, голод, опьянение и пр. Подробное изучение условий и механизмов появления и развития позволяет разрабатывать специальные меры для профилактики и прекращения уже возникшей паники массовой. ПАНПСИХИЗМ — теория в естествознании, согласно коей душой наделена вся природа, в том числе неживая. ПАНТОМИМИКА — движения выразительные индивида (изменения в походке, осанке, жестах), посредством коих передается сообщение о его психическом состоянии или переживаниях. Мало контролируется сознанием. Самым информативным средством пантомимики являются жесты, с помощью коих дополняется речевое сообщение. ПАРАБИОЗ — функциональные изменения в нерве после действия на него сильных и длительных раздражителей, описанные Н. Е. Введенским. Если для нормальных условий характерно прямое и относительно пропорциональное соотношение силы приложенного к нерву индукционного тока и величины сокращения мышцы, то, например, при воздействии на нерв наркотиком или ядом сила мышечного сокращения на пробные раздражения различной силы через некое время уравнивается — за счет снижения величины ответов на сильные раздражения (уравнительная стадия). При дальнейшем воздействии вредоносных факторов развивается парадоксальная стадия: при общем уменьшении ответов мышцы они становятся тем меньше, чем больше сила или частота индукционного тока, вызывающего мышечное сокращение. На следующей стадии — тормозящей — мышечные сокращения совсем прекращаются. ПАРАДИАГНОСТИКА — постановка медицинского диагноза без контакта с больным посредством восприятия экстрасенсорного. ПАРАДИГМА — система основных научных достижений — теорий, методов, — по образцу коих организуется исследовательская практика ученых в данной области знаний (дисциплине) в определенный исторический период. Понятие ввел американский историк Т. Кун, выделивший различные этапы в развитии научной дисциплины: 1) этап препарадигмальный — предшествующий установлению парадигмы; 2) этап господства парадигмы — «нормальная наука»; 3) этап кризиса и научной революции — заключаемый в смене парадигмы, в переходе к иной парадигме. Кроме частных парадигм, относящихся к конкретным научным дисциплинам, выделяется общенаучная парадигма, характеризующая общее мировоззрение науки как целого. ПАРАДОКС — 1. Мнение или суждение, резко расходящееся с общепринятым или «очевидным», противоречащее смыслу здравому (иногда — лишь на первый взгляд). 2. Формально-логическое противоречие, возникающее при сохранении логической правильности хода рассуждений. 3. Неожиданное явление, выходящее за рамки обычных представлений. ПАРАДОКС ФЕХНЕРА — усреднение бинокулярно воспринимаемой светлоты при различной освещенности сетчаток левого и правого глаз. Если в один глаз свет попадает через светофильтр, а в другой — без него, то видимая светлота соответствует среднему арифметическому уровней освещенности левого и правого глаза. ПАРАЛЛАКС — кажущееся смещение рассматриваемого объекта при изменении угла его восприятия или перемещении точки наблюдения. ПАРАЛЛЕЛИЗМ — 1. Неизменное соотношение и сопутствие двух явлений, действий, процессов. 2. Повторение, дублирование, полное совпадение в чем-либо. 3. В биологии — принцип эволюции групп организмов, состоящий в приобретении сходных черт на базе особенностей, унаследованных от общих предков. ПАРАЛЛЕЛИЗМ ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ — одно из истолкований проблемы психофизической — философский постулат, согласно коему психическое и физическое (физиологическое) — это два самостоятельных ряда процессов, неотделимых друг от друга, коррелирующих, параллельно развертываемых, но независимых — не связанных между собой отношениями причины и следствия. Для материалистических направлений параллелизм психофизический означал неотделимость сознания от мозга головного, для идеалистических — независимость сознания от материальных воздействий, его подчиненность особой психической причинности. В обоих случаях проблема психофизическая не получала позитивного решения, ибо сознание рассматривалось только в его отношении к процессам внутри организма. В рамках параллелизма психофизического нельзя было научно объяснить отражательную природу психики и ее регуляторную роль в поведении. ПАРАЛЛЕЛИЗМ ЭМПИРИЧЕСКИЙ — научная стратегия, генеральный путь развития современной психофизиологии, состоящий в том, чтобы «перевести» на свой язык некие стороны процессов психических — те, кои она может «перевести» (редукционизм физиологический). Выражается в непрекращающихся попытках описать одни и те же явления или процессы средствами двух наук — физиологии и психологии. В ходе этих поисков нащупываются границы, дальше коих не могут пойти физиологические описания и объяснения и где должны вступить в силу категории психологии. Обратная сторона этого процесса — очищение, отработка и прояснение психологических понятий и закономерностей. ПАРАМЕДИЦИНА — раздел медицины, в коем применяются лечебные методы, не использующие известные физические посредники. Такими методами являются лечение посредством наложения рук, мысленного внушения. ПАРАМЕТР — 1. В математике — величина, входящая в формулы и выражения, значение коей в рамках рассматриваемой задачи является постоянным. 2. Величина, характеризующая некое свойство процесса, устройства, вещества, — то же, что и показатель. ПАРАМНЕЗИЯ — обманы памяти при нарушении сознания, «ложные воспоминания»; чаще всего — расстройства памяти, среди коих выделяются обманы: 1) по типу уже виденного — когда происходящее в данный момент кажется знакомым, уже некогда пережитым, — криптомнезии; 2) по типу смешения следов памяти — контаминации; 3) по типу ложных воспоминаний, имеющих повторный характер — эхомнезии. В появлении парамнезии в норме важную роль играют эмоции и аффекты; типичны, в частности, переоценка влияния собственной личности на исход некоих событий прошлого. В современной психологии медицинской установлена связь парамнезии с состояниями пограничными (стресс, острое и хроническое утомление), с психастенией и другими изменениями функционирования системы нервной центральной. ПАРАНОЙЯ — психическое расстройство, характерное переоценкой Я, подозрительностью, бредом отношений, идеями сверхценными, ригидностью суждений, склонностью к бреду интерпретативному. Согласно З. Фрейду, паранойя закономерно наступает вследствие попытки сопротивления слишком сильным гомосексуальным побуждениям. ПАРАПРАКСИС — согласно З. Фрейду — различного рода действия ошибочные. ПАРАПСИХОЛОГИЯ (психотроника) — 1. Научная дисциплина, изучающая взаимодействия человека с внешним миром, не вписывающиеся в общепринятую картину мира. Выделяется два основных направления парапсихологических исследований: 1) исследование чувствительности организма, не основанной на работе известных органов чувств (восприятие экстрасенсорное); 2) исследование воздействия организма на внешние явления без посредства физических действий (психокинез); феномены психокинеза особенно значимы в парамедицине. 2. Именование гипотез и представлений, относящихся к психическим явлениям, объяснение коих не имеет строго-то научного обоснования; к ним прежде всего относится восприятие экстрасенсорное — прием человеком информации, не связанный с действием известных науке органов чувств. Выделяются такие формы чувствительности экстрасенсорной: телепатия, ясновидение, предвещание, лозоискательство, парадиагностика. Исследование феноменов парапсихологии началось с конца XIX в., но пока так и не привело к конечным выводам об их природе и механизмах. Однако оно способствовало познанию психологических закономерностей гипноза, идеомоторных актов, восприятия субсенсорного, памяти феноменальной, способностей вычислительных, и пр. Очень часто парапсихология действует на самой границе официально признаваемой науки. Цель ее — проверить, действительно ли существуют психологические явления, необъяснимые на современном уровне знаний. При возможности она пытается выявить элементы, позволяющие найти место этих проявлений в рамках нормальной жизнедеятельности организма, и установить условия, в коих они возникают. При проведении парапсихологических экспериментов следует особенно тщательно выверять методологию и проявлять крайнюю осторожность в интерпретации результатов. Явления, о коих говорит парапсихологии, поныне дискуссионны и вызывают скептическое отношение многих психологов; они, не отрицая целесообразности продолжения экспериментального изучения, выступают против научно не аргументированных утверждений и сенсационных заявлений отдельных парапсихологов. ПАРАФАЗИЯ — нарушение речевого высказывания, проявляемое в замене требуемых звуков (букв) речи или слов на другие или же в неправильном употреблении отдельных звуков (букв) или слов в устной и письменной речи. Различаются два вида парафазии: 1) парафазия литеральная — ошибочная замена отдельных звуков или слогов в словах; в ее основе лежат сенсорные или моторные нарушения речевые; 2) парафазия вербальная — замена одних слов другими, близкими по смыслу, что обусловлено мнестическими или семантическими нарушениями речи; может проявляться и как соединение отдельных элементов разных слов в одно (-> контаминация). ПАРАФАЗИЯ ВЕРБАЛЬНАЯ — болезненное явление, чаще всего встречаемое при афазии акустико-мнестической. Характерно заменой нужного слова другим, входящим вместе с ним в одно поле ассоциативное (например, вместо слова «стол» — употребляется «стул»). ПАРАФАЗИЯ ЛИТЕРАЛЬНАЯ — замена звука или буквы в слове на другие. Возникает при афазии и проявляется и в речи устной, и в письменной. При различной локализации поражений парафазия литеральная обретает характерные черты. Так, при афазии сенсорной происходит замена фонематически близкими звуками или буквами (с — з, б — п); при афазии моторной афферентной происходит замена на элементы, близкие по произношению (л — н, м — б). ПАРАФРЕНИЯ — согласно З. Фрейду — заболевание, классифицирующееся как объединение раннего слабоумия и паранойи. Воздействию психоанализа не поддается. Характерные признаки: бред величия и потеря интереса к миру — и к людям и к предметам.
ПАМЯТЬ: МЕХАНИЗМ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ — конструкты, призванные объяснить процессы памяти с физиологических позиций. Так, О. Хебб (1949) предложил выделить два вида памяти: 1) память кратковременную — основанную на реверберации электрической импульсной активности в замкнутых цепях нейронов; 2) память долговременную, основанную на устойчивых морфофункциональных изменениях синаптической проводимости. При повторяющемся прохождении нервных импульсов через одни и те же синапсы за счет консолидации следа памяти — кратковременная форма памяти может перейти в долговременную. ПАМЯТЬ: МОДЕЛЬ ТРЕХКОМПОНЕНТНАЯ — концепция, В коей структура памяти представлена тремя компонентами — совместно работающими блоками: 1) блоком сенсорных регистров — где информация хранится не более секунды почти в полном объеме, в форме модально закодированных физических признаков воспринятого стимульного комплекса; 2) блоком кратковременного хранилища — где объем хранимой в вербально-акустическом коде информации невелик, а длительность хранения — около 30 секунд — обусловлена проговариванием, перекодированием и выбором способа запоминания; 3) блоком долговременного хранилища — где объем и время хранения не ограничены, а информация представлена в форме кодов семантических. ПАМЯТЬ: ОБЪЕМ — характеристика количества материала, доступного для воспроизведения по прошествии некоего времени после его усвоения. ПАМЯТЬ: РАЗЛИЧИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ — преимущественная выраженность у индивида одного или нескольких видов памяти, в коей материал лучше запоминается и лучше восстанавливается. Так, некоторые люди лучше запоминают текстовую информацию при восприятии зрительном, другие — при слуховом. Самым развитым оказывается тот вид памяти, что чаще всего используется. ПАМЯТЬ: РАССТРОЙСТВО — ухудшение или потеря способности запоминать, хранить, узнавать или воспроизводить информацию. Особенно распространены такие расстройства памяти, как амнезия и гипомнезия. ПАМЯТЬ: РАССТРОЙСТВО МОДАЛЬНО-НЕСПЕЦИФИЧЕСКОЕ — общие нарушения памяти, проявляемые в неполноценном сохранении следов воздействий различной модальности. Для них характерно затруднение запоминания и воспроизведения — как произвольных, так и непроизвольных. Эти расстройства могут объединяться с нарушениями сознания. Возникают при поражении глубоких неспецифических образований мозга головного, за счет чего происходит патологическое повышение взаимного торможения следов. Как частный случай рассматривается синдром Корсаковский, обусловленный алкогольной интоксикацией. ПАМЯТЬ: РАССТРОЙСТВО МОДАЛЬНО-СПЕЦИФИЧЕСКОЕ — частые нарушения памяти, проявляемые только при сохранении и воспроизведении информации определенной модальности. Возникают при поражении корковых зон анализаторов, когда происходит повышение тормозимости следов памяти за счет интерферирующих воздействий. Выделяются расстройства памяти акустической, слухоречевой, зрительно-пространственной, двигательной. ПАМЯТЬ: РАССТРОЙСТВО СИСТЕМНО-СПЕЦИФИЧЕСКОЕ — нарушения памяти, обусловленные поражением речевых зон мозга головного, из-за чего оказывается невозможным организация запоминаемой информации посредством смысловой системы языка. ПАМЯТЬ БУФЕРНАЯ — память кратковременная, в коей хранение информации обеспечивается за счет цикличности процесса обработки информации (повторение запоминаемой информации, сканирование). ПАМЯТЬ ГЕНЕТИЧЕСКАЯ — память, обусловленная генотипом и передаваемая через поколения. ПАМЯТЬ ДОЛГОВРЕМЕННАЯ — подсистема памяти, обеспечивающая продолжительное — от часов до десятилетий — удержание знаний, сохранение умений и навыков; ей свойствен огромный объем сохраняемой информации. Физиологически связывается с изменением структуры белка рибонуклеиновых кислот. Основным механизмом ввода данных в память долговременную и их фиксации обычно считается повторение, реализуемое на уровне памяти кратковременной. Но чисто механическое повторение не приводит к устойчивому запоминанию. К тому же повторение служит необходимым условием фиксации данных в памяти лишь в случае вербальной или легко вербализуемой информации. Решающее значение имеет осмысленная интерпретация нового материала, установление связей между ним и уже известным. При этом может теряться внешняя, поверхностная форма запоминаемого сообщения, но смысл его удерживается длительное время. Поскольку объем хранящихся в памяти долговременной сведений громаден, успешный поиск информации возможен лишь при условии ее высокой организованности. Судя по экспериментальным данным, в ней одновременно действует несколько форм организации знаний. Одна из них — организация семантической информации в иерархические структуры по принципу выделения более абстрактных (родовых) и более специфических (видовых) понятий. Другая форма организации, характерная для житейских категорий, — это группировка отдельных понятий вокруг одного или нескольких типичных представителей категории — прототипов. Так, стол скорее может служить прототипом категории мебели, чем шкаф или диван. Семантическая информация в памяти долговременной содержит и понятийные, и эмоционально-оценочные моменты, отражающие личностное отношение субъекта к конкретным сведениям (-> значение; смысл личностный). Поэтому исследование организации информации в памяти долговременной — важное средство диагностики личности и ее сферы познавательной. ПАМЯТЬ ИКОНИЧЕСКАЯ — сенсорная копия информации, предъявленной наблюдателю зрительно на очень короткое время (до 100 мс.), которая: 1) имеет большую емкость; 2) быстро угасает во времени (около 0.25 с.); 3) работает с сенсорным кодом; 4) сознательно не контролируется; 5) зависит от физических характеристик стимула. Обеспечивает перевод информации в память кратковременную. ПАМЯТЬ КОГНИТИВНАЯ — процесс сохранения знаний. Знания, получаемые при обучении, воспринимаются сперва как нечто внешнее относительно личности, но затем постепенно превращаются в опыт и убеждения. ПАМЯТЬ КРАТКОВРЕМЕННАЯ (память краткосрочная) — подсистема памяти, обеспечивающая оперативное удержание и преобразование данных, поступающих от органов чувств и из памяти долговременной. Физиологически связывается с биоэлектрическими контурами колебаний в системе нервной. От нее следует отличать память оперативную. Необходимое условие перевода материала из памяти сенсорной в память кратковременную — обращение на него внимания. Синонимы памяти кратковременной — память оперативная и (иногда) память рабочая. Центральную роль при кратковременном удержании данных играют процессы внутреннего называния и активного повторения материала, обычно — в форме скрытого проговаривания. Выделяются два вида повторения: 1) относительно механического (акустико-артикуляционного) характера, не приводящее к заметным преобразованиям материала; этот вид повторения позволяет удерживать информацию на уровне памяти кратковременной, но недостаточен для ее перевода в долговременную; 2) сопровождаемое включением удерживаемого материала в систему ассоциативных связей (например, укрупнением единиц информации). Долговременное запоминание возможно только при втором виде повторения. В памяти кратковременной может храниться лишь очень ограниченное количество информации — не более 7 +/— 2 единиц материала. Но исследования показывают, что эти ограничения не препятствуют запоминанию больших объемов осмысленного перцептивного материала (пейзажи, лица, произведения изобразительного искусства и пр.). ПАМЯТЬ КРАТКОВРЕМЕННАЯ: ВРЕМЯ ХРАНЕНИЯ (время хранения в кратковременной памяти) — интервал времени, в течение коего след от поступившей информации можно восстановить из памяти кратковременной и использовать. ПАМЯТЬ КРАТКОВРЕМЕННАЯ: ОБЪЕМ — характеризует максимальное количество элементов, кои можно воспроизвести без ошибок — сразу или через несколько секунд после их предъявления. ПАМЯТЬ МГНОВЕННАЯ — память, предназначенная для весьма кратковременного сохранения следов восприятий сенсорных. Как правило, действует лишь во время восприятия. ПАМЯТЬ ОБРАЗНАЯ — подразделяется на память зрительную, слуховую и двигательную. Их уровень развития у индивида неодинаков, и это позволяет говорить о преобладании одного из этих видов памяти. ПАМЯТЬ ОПЕРАТИВНАЯ — вид памяти, рассчитанный на хранение информации в течение определенного времени, нужного для выполнения некоего действия или операции. От памяти краткосрочной отличается тем, что непосредственно включена в регулирование деятельности для удержания ее промежуточных результатов. Предполагает восприятие объектов в момент совершения действий, краткосрочного удержания в памяти образа и всей ситуации, а также их изменений. При этом данные памяти, идущие от восприятия, соответственно решаемой задаче дополняются данными, хранимыми в памяти долговременной. ПАМЯТЬ СЕНСОРНАЯ (память эхоическая) — гипотетическая подсистема памяти, обеспечивающая удержание в течение очень короткого времени (обычно менее одной секунды) продуктов сенсорной переработки информации, поступающей в органы чувств. В зависимости от вида стимулов различаются: 1) память иконическая — зрение; 2) память эхоическая — слух, и пр. Предполагается, что в памяти сенсорной удерживаются физические признаки информации; это отличает ее от памяти кратковременной и долговременной, с их соответственно вербально-акустическим и семантическим кодированием. Это отличие имеет условный характер, ибо сохранение физических (перцептивных) признаков может быть долговременным, а выделение семантических характеристик возможно уже на относительно ранних этапах обработки материала. ПАМЯТЬ ЭЙДЕТИЧЕСКАЯ — вид памяти зрительной, характерной способностью четко, точно и детально, без затруднений помнить и восстанавливать образы зрительные виденного в течение достаточно длительного времени. ПАМЯТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ — сохранение в сознании переживаний и чувств. Впечатлительность и отзывчивость — предпосылка для становления коммуникативных черт характера. Память эмоциональная — непременное условие развития способности к сочувствию и состраданию. Она — основа мастерства в ряде профессий, в том числе — учителя и артиста. Ее отсутствие ведет к тупости эмоциональной. ПАНИКА — в отличие от паники массовой (как явления тревожного или явления массовидного), рассматривается как явление индивидуальное, но сходное по проявлениям. Выражается в чувствах беспокойства, страха, в хаотичных движениях и непродуманных действиях. В патологических случаях появляется без реальных причин. ПАНИКА МАССОВАЯ — явление массовидное, один из видов поведения толпы. Психологически характерен появлением одновременно у многих людей, находящихся в контакте, чувств беспокойства, хаотичных движений и непродуманных действий, состоянием массового страха перед реальной или воображаемой опасностью, который нарастает в ходе взаимного заражения и блокирует способность рациональной оценки обстановки, мобилизации воли и организации совместного противодействия. Группа людей тем легче вырождается в паническую толпу, чем менее ясны или субъективно значимы общие цели, чем ниже сплоченность группы и авторитет ее лидеров. Выделяются: 1) социально-ситуативные условия появления паники массовой, связанные с общей обстановкой напряженности психической, вызывающей состояние тревоги, ожидание тяжелых событий; 2) общепсихологические условия — неожиданность, испуг, связанный с недостатком сведений о конкретном источнике опасности, времени ее появления и способах противодействия; 3) физиологические условия — усталость, голод, опьянение и пр. Подробное изучение условий и механизмов появления и развития позволяет разрабатывать специальные меры для профилактики и прекращения уже возникшей паники массовой. ПАНПСИХИЗМ — теория в естествознании, согласно коей душой наделена вся природа, в том числе неживая. ПАНТОМИМИКА — движения выразительные индивида (изменения в походке, осанке, жестах), посредством коих передается сообщение о его психическом состоянии или переживаниях. Мало контролируется сознанием. Самым информативным средством пантомимики являются жесты, с помощью коих дополняется речевое сообщение. ПАРАБИОЗ — функциональные изменения в нерве после действия на него сильных и длительных раздражителей, описанные Н. Е. Введенским. Если для нормальных условий характерно прямое и относительно пропорциональное соотношение силы приложенного к нерву индукционного тока и величины сокращения мышцы, то, например, при воздействии на нерв наркотиком или ядом сила мышечного сокращения на пробные раздражения различной силы через некое время уравнивается — за счет снижения величины ответов на сильные раздражения (уравнительная стадия). При дальнейшем воздействии вредоносных факторов развивается парадоксальная стадия: при общем уменьшении ответов мышцы они становятся тем меньше, чем больше сила или частота индукционного тока, вызывающего мышечное сокращение. На следующей стадии — тормозящей — мышечные сокращения совсем прекращаются. ПАРАДИАГНОСТИКА — постановка медицинского диагноза без контакта с больным посредством восприятия экстрасенсорного. ПАРАДИГМА — система основных научных достижений — теорий, методов, — по образцу коих организуется исследовательская практика ученых в данной области знаний (дисциплине) в определенный исторический период. Понятие ввел американский историк Т. Кун, выделивший различные этапы в развитии научной дисциплины: 1) этап препарадигмальный — предшествующий установлению парадигмы; 2) этап господства парадигмы — «нормальная наука»; 3) этап кризиса и научной революции — заключаемый в смене парадигмы, в переходе к иной парадигме. Кроме частных парадигм, относящихся к конкретным научным дисциплинам, выделяется общенаучная парадигма, характеризующая общее мировоззрение науки как целого. ПАРАДОКС — 1. Мнение или суждение, резко расходящееся с общепринятым или «очевидным», противоречащее смыслу здравому (иногда — лишь на первый взгляд). 2. Формально-логическое противоречие, возникающее при сохранении логической правильности хода рассуждений. 3. Неожиданное явление, выходящее за рамки обычных представлений. ПАРАДОКС ФЕХНЕРА — усреднение бинокулярно воспринимаемой светлоты при различной освещенности сетчаток левого и правого глаз. Если в один глаз свет попадает через светофильтр, а в другой — без него, то видимая светлота соответствует среднему арифметическому уровней освещенности левого и правого глаза. ПАРАЛЛАКС — кажущееся смещение рассматриваемого объекта при изменении угла его восприятия или перемещении точки наблюдения. ПАРАЛЛЕЛИЗМ — 1. Неизменное соотношение и сопутствие двух явлений, действий, процессов. 2. Повторение, дублирование, полное совпадение в чем-либо. 3. В биологии — принцип эволюции групп организмов, состоящий в приобретении сходных черт на базе особенностей, унаследованных от общих предков. ПАРАЛЛЕЛИЗМ ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ — одно из истолкований проблемы психофизической — философский постулат, согласно коему психическое и физическое (физиологическое) — это два самостоятельных ряда процессов, неотделимых друг от друга, коррелирующих, параллельно развертываемых, но независимых — не связанных между собой отношениями причины и следствия. Для материалистических направлений параллелизм психофизический означал неотделимость сознания от мозга головного, для идеалистических — независимость сознания от материальных воздействий, его подчиненность особой психической причинности. В обоих случаях проблема психофизическая не получала позитивного решения, ибо сознание рассматривалось только в его отношении к процессам внутри организма. В рамках параллелизма психофизического нельзя было научно объяснить отражательную природу психики и ее регуляторную роль в поведении. ПАРАЛЛЕЛИЗМ ЭМПИРИЧЕСКИЙ — научная стратегия, генеральный путь развития современной психофизиологии, состоящий в том, чтобы «перевести» на свой язык некие стороны процессов психических — те, кои она может «перевести» (редукционизм физиологический). Выражается в непрекращающихся попытках описать одни и те же явления или процессы средствами двух наук — физиологии и психологии. В ходе этих поисков нащупываются границы, дальше коих не могут пойти физиологические описания и объяснения и где должны вступить в силу категории психологии. Обратная сторона этого процесса — очищение, отработка и прояснение психологических понятий и закономерностей. ПАРАМЕДИЦИНА — раздел медицины, в коем применяются лечебные методы, не использующие известные физические посредники. Такими методами являются лечение посредством наложения рук, мысленного внушения. ПАРАМЕТР — 1. В математике — величина, входящая в формулы и выражения, значение коей в рамках рассматриваемой задачи является постоянным. 2. Величина, характеризующая некое свойство процесса, устройства, вещества, — то же, что и показатель. ПАРАМНЕЗИЯ — обманы памяти при нарушении сознания, «ложные воспоминания»; чаще всего — расстройства памяти, среди коих выделяются обманы: 1) по типу уже виденного — когда происходящее в данный момент кажется знакомым, уже некогда пережитым, — криптомнезии; 2) по типу смешения следов памяти — контаминации; 3) по типу ложных воспоминаний, имеющих повторный характер — эхомнезии. В появлении парамнезии в норме важную роль играют эмоции и аффекты; типичны, в частности, переоценка влияния собственной личности на исход некоих событий прошлого. В современной психологии медицинской установлена связь парамнезии с состояниями пограничными (стресс, острое и хроническое утомление), с психастенией и другими изменениями функционирования системы нервной центральной. ПАРАНОЙЯ — психическое расстройство, характерное переоценкой Я, подозрительностью, бредом отношений, идеями сверхценными, ригидностью суждений, склонностью к бреду интерпретативному. Согласно З. Фрейду, паранойя закономерно наступает вследствие попытки сопротивления слишком сильным гомосексуальным побуждениям. ПАРАПРАКСИС — согласно З. Фрейду — различного рода действия ошибочные. ПАРАПСИХОЛОГИЯ (психотроника) — 1. Научная дисциплина, изучающая взаимодействия человека с внешним миром, не вписывающиеся в общепринятую картину мира. Выделяется два основных направления парапсихологических исследований: 1) исследование чувствительности организма, не основанной на работе известных органов чувств (восприятие экстрасенсорное); 2) исследование воздействия организма на внешние явления без посредства физических действий (психокинез); феномены психокинеза особенно значимы в парамедицине. 2. Именование гипотез и представлений, относящихся к психическим явлениям, объяснение коих не имеет строго-то научного обоснования; к ним прежде всего относится восприятие экстрасенсорное — прием человеком информации, не связанный с действием известных науке органов чувств. Выделяются такие формы чувствительности экстрасенсорной: телепатия, ясновидение, предвещание, лозоискательство, парадиагностика. Исследование феноменов парапсихологии началось с конца XIX в., но пока так и не привело к конечным выводам об их природе и механизмах. Однако оно способствовало познанию психологических закономерностей гипноза, идеомоторных актов, восприятия субсенсорного, памяти феноменальной, способностей вычислительных, и пр. Очень часто парапсихология действует на самой границе официально признаваемой науки. Цель ее — проверить, действительно ли существуют психологические явления, необъяснимые на современном уровне знаний. При возможности она пытается выявить элементы, позволяющие найти место этих проявлений в рамках нормальной жизнедеятельности организма, и установить условия, в коих они возникают. При проведении парапсихологических экспериментов следует особенно тщательно выверять методологию и проявлять крайнюю осторожность в интерпретации результатов. Явления, о коих говорит парапсихологии, поныне дискуссионны и вызывают скептическое отношение многих психологов; они, не отрицая целесообразности продолжения экспериментального изучения, выступают против научно не аргументированных утверждений и сенсационных заявлений отдельных парапсихологов. ПАРАФАЗИЯ — нарушение речевого высказывания, проявляемое в замене требуемых звуков (букв) речи или слов на другие или же в неправильном употреблении отдельных звуков (букв) или слов в устной и письменной речи. Различаются два вида парафазии: 1) парафазия литеральная — ошибочная замена отдельных звуков или слогов в словах; в ее основе лежат сенсорные или моторные нарушения речевые; 2) парафазия вербальная — замена одних слов другими, близкими по смыслу, что обусловлено мнестическими или семантическими нарушениями речи; может проявляться и как соединение отдельных элементов разных слов в одно (-> контаминация). ПАРАФАЗИЯ ВЕРБАЛЬНАЯ — болезненное явление, чаще всего встречаемое при афазии акустико-мнестической. Характерно заменой нужного слова другим, входящим вместе с ним в одно поле ассоциативное (например, вместо слова «стол» — употребляется «стул»). ПАРАФАЗИЯ ЛИТЕРАЛЬНАЯ — замена звука или буквы в слове на другие. Возникает при афазии и проявляется и в речи устной, и в письменной. При различной локализации поражений парафазия литеральная обретает характерные черты. Так, при афазии сенсорной происходит замена фонематически близкими звуками или буквами (с — з, б — п); при афазии моторной афферентной происходит замена на элементы, близкие по произношению (л — н, м — б). ПАРАФРЕНИЯ — согласно З. Фрейду — заболевание, классифицирующееся как объединение раннего слабоумия и паранойи. Воздействию психоанализа не поддается. Характерные признаки: бред величия и потеря интереса к миру — и к людям и к предметам.
Психология (5)\Психология (3)\Психология (2)\Психология (1)\Психология (4)
Психология (6)\Психология (7)\Психология (8)\Психология (9)\Психология (10)
МИФОЛОГИЯ
СИЛА И МУДРОСТЬ СЛОВА
ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОЛОГИЯ | РИТОРИКА
ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ
РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.