- 10440 Просмотров
- Обсудить
ПСИХОЛОГИЯ
ПСИХИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ: СИСТЕМА — составные части психического аппарата человека, части динамической модели психики. Согласно З. Фрейду, человеческая психика складывается из трех основных систем: бессознательного, предсознательного и сознания. ПСИХИЧЕСКОЕ: ПРОЦЕССУАЛЬНОСТЬ (психическое как процесс) — концепция, разработанная С.Л. Рубинштейном и его учениками как развитие теории И.М. Сеченова; раскрывает основной способ существования психического. Оно существует прежде всего как процесс — живой, предельно пластичный, непрерывный, никогда полностью не заданный изначально, но формирующийся и развивающийся, порождающий некие продукты или результата — психические состояния и образы, понятия, чувства, решение или нерешение задачи, и пр. Концепция психического как процесса раскрывает единство сознания и деятельности, ибо человеческая психика проявляется и формируется в деятельности. Психическое как процесс не сводится к последовательности стадий во времени, формируясь в ходе непрерывно изменяющегося взаимодействия индивида с миром, и само непрерывно изменяется и развивается, все полнее отражая динамичность действительности, участвуя в регуляции действий, поступков и пр. Мышление, одно из высших проявлений психического, — это анализ, синтез, обобщение условий и требований решаемой задачи и способов ее решения. В этом непрерывном процессе образуются дискретные умственные операции, кои мышление порождает, но к коим не сводится. Мышление как процесс неразрывно связано с мышлением как деятельностью личности. Мышление, восприятие и пр. формируются преимущественно неосознанно, бессознательно. Но на уровне личностного аспекта мышления, восприятия и пр. человек в значительной мере осознанно регулирует протекание этих процессов. Неразрывная взаимосвязь осознанного и неосознанного обеспечивает непрерывность психического как процесса. Эта непрерывность проявляется в тесной взаимосвязанности познавательной и аффективной компонент любого психического акта. ПСИХОАНАЛЕПТИК -> средство психотропное. ПСИХОАНАЛИЗ (терапия психоаналитическая) — психологическое направление, основанное австрийским психиатром и психологом З. Фрейдом в конце XIX в. Первоначально сложился как метод лечения неврозов; затем превратился в общепсихологическую теорию, поместившую в центр внимания движущие силы душевной жизни, мотивы, влечения, смыслы; впоследствии стал одним из важных направлений философии XX в. Основан на идее о том, что поведение определяется не только и не столько сознанием, сколько бессознательным. Итак, термин употребляется в трех основных смыслах: 1) теоретическое направление в психологии; 2) особая методология исследования психики; 3) метод психотерапевтический. 1. Психоанализ — первая теория, пытавшаяся объяснить динамику личности. Фрейд после длительных наблюдений за пациентами пришел к выводам, значительно изменившим представления о психике. Он утверждал, в частности, что поведение в большой степени подчиняется влиянию подсознательных сил, названных им влечениями/Они обусловлены инстинктами, но прежде всего — подавленными желаниями, удовлетворение коих «запрещено» на уровне сознания, отчего они вытеснены в область бессознательного. Эти желания продолжают действовать без ведома сознания, проявляясь в сновидениях, оговорках, непроизвольных отклонениях от адекватного поведения, оказывая влияние на выбор профессии и творчество. 2. Психоанализ как особая методология исследования психики. Согласно З. Фрейду, он занимает среднее место между медициной и философией; его начало —~ открытие и применение метода ассоциативного. 3. Психоанализ как метод психотерапевтический: совокупность способов выявления особенностей переживаний и действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами. Основные технические средства психоанализа: 1) метод ассоциативный — анализ ассоциаций свободных; 2) анализ снов и толкование сновидений (-> метод анализа снов; сновидение: толкование); 3) анализ и толкование различных ошибочных и непреднамеренных (случайных) симптоматических действий повседневной жизни (-> метод анализа ошибок). Фрейдизм часто критиковался, иногда очень резко, за то, что его концепции почти невозможно проверить экспериментально. Однако они ниспровергли целый ряд представлений особенно касательно детства и сексуальности. Кроме того, фрейдизм ввел немало понятий, вошедших в современную психологию и побудивших к новым исследованиям. Относительно ряда открытий ему воздают должное подавляющее большинство психологов современности. Прежде всего, в психоанализе предметом изучения стала динамика отношений между бессознательным и сознанием. Само существование бессознательного признавалось рядом ученых и до Фрейда, но динамика его влияния на сознание, его механизмы впервые были поставлены в центр внимания именно Фрейдом. Это означало изменение предмета психологии: сознание перестало быть замкнутым в себе пространством когнитивным и стало частью живого жизненного целого. Сексуальная сфера жизни также вошла в поле зрения психологии благодаря Фрейду. Он привлек особое внимание и к роли детского, прежде всего — семейного опыта в развитии личности. Идея защиты психологической — также одна из центральных в современной психотерапии. Не все согласны с теоретическими объяснениями Фрейда, но обычно признают, что именно его метод лег в основу большинства терапевтических систем. Психоанализ действительно являл совершенно новую психологическую систему — встречается даже термин «психоаналитическая революция». Он оказал огромное влияние и на искусство. Психоанализ не соотносится только С именем своего основателя. Кстати, ученики и последователи Фрейда в большинстве не разделяли пансексуализма своего учителя и развивали собственные учения о бессознательном и психической жизни. Они делают главный упор на социальное значение кризисов, происходящих в процессе формирования индивида. Развитие психоанализа в значительной мере ушло от классических фрейдовских представлений по целому ряду положений, и прежде всего — в отношении сексуальной детерминации поведения. Ныне психоанализ весьма разнообразен и часто обнаруживает мало сходства с теорией Фрейда. Однако определяющие положения, касающиеся роли бессознательного, роли детского опыта, проблема внутренних конфликтов, формирование защиты психологической — имеются практически в любой из этих концепций, что позволяет говорить о психоанализе как о целостном направлении. Роль учения Фрейда сравнима с ролью фундамента здания — мало приметного, но держащего все здание. ПСИХОАНАЛИЗ: ВОЗДЕЙСТВИЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ — согласно З. Фрейду, состоит в том, что при приближении бессознательного к сознательному уничтожается вытеснение, устраняются условия для образования симптомов, патогенный конфликт превращается в нормальный, который каким-то образом должен найти разрешение. ПСИХОАНАЛИЗ: ЗАДАЧА — состоит в том, чтобы помочь страдающему человеку понять истинную причину страданий, скрытую в бессознательном, вспомнить забытые травмирующие переживания, сделать их сознательными и как бы пережить заново; это приводит к эффекту катарсиса. Выявить скрытое, сделать бессознательное содержание осознанным — а значит, доступным осмыслению и отчасти контролю, — такова задача психоанализа как терапевтического метода. Согласно З. Фрейду, одна из задач — проникновение в тайну амнезии первых детских лет жизни и доведение до сознательного воспоминания содержащихся в них проявлений ранней детской сексуальности. ПСИХОАНАЛИЗ: ПРИНЦИП ОБЩИЙ — согласно Э. Фромму, современный психоанализ практикует два основных принципа терапии, кои непосредственно связаны с определением и пониманием целей и задач психоанализа. 1. Первая концепция считает задачей психоаналитического лечения приспособление клиента. Приспособление понимается как способность человека действовать так, как действует большинство людей данной культуры, и принимает социально одобряемые образцы поведения как критерии душевного здоровья. Эта терапия ориентирована только на социальное приспособление и может снизить страдания невротика до среднего уровня. «Приспособленный человек» выставляет себя товаром, в коем нет ничего устойчивого и определенного, кроме потребности доставлять удовольствие и готовности менять роли. Измена высшему Я и человеческим ценностям ведут к внутренней пустоте и непрочности, в конечном счете к психогенным болезням. 2. Вторая концепция понимает психоанализ как врачевание души и считает целью терапии оптимальное развитие личностных способностей и реализацию индивидуальности. Она ориентируется на исцеление души и обретение душевного здоровья, кое неотделимо от основной человеческой проблемы — достижения целей жизни: нравственности, цельности и способности любить. Эта терапия помогает достичь внутренней силы, цельности, уверенности в себе, способности суждения и объективной оценки, что делает его менее уязвимым и зависимым от меняющихся времен и чужих мнений. В психоаналитической практике различения общих принципов терапии, в общем, нет. Оба принципа действуют совместно, хотя их соотношение в любом конкретном анализе различно. Понимание этого соотношения и акцентирование на одном из принципов может повысить эффективность терапии. ПСИХОАНАЛИЗ: ЦЕЛЬ ГЛАВНАЯ — согласно Э. Фромму — помочь отличить истину от лжи в самих себе; терапевтический метод — приложение тезиса о том, что истина делает человека свободным. ПСИХОАНАЛИЗ ГРУППОВОЙ (анализ групповой) — использование психоаналитической терапии для одновременного лечения группы людей — самый распространенный вид группового лечения с применением принципов и приемов психоанализа. Первые серьезные попытки психоанализа группового были предприняты последователями З. Фрейда в конце двадцатых — начале тридцатых годов (=> психодрама; социометрия). ПСИХОАНАЛИЗ ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ — считает главной проблемой обретение личностью психологической свободы, истинной жизни в условиях общества, старающегося эту свободу подавить и нивелировать личность, в связи с чем человек чаще всего «убегает от свободы» — ведь бытие самим собой означает возможность риска, отказа от привычной стереотипной безопасности. И человек становится конформистом или авторитаристом, считая, что это и есть свобода. Тем самым он лишает себя настоящей, полноценной жизни, подменяя истинные ценности мнимыми, среди коих главной оказывается ценность обладания чем-либо. ПСИХОАНАЛИЗ ДИДАКТИЧЕСКИЙ (психоанализ обучающий, психоанализ учебный) — установленная З. Фрейдом форма и традиция подготовки специалистов, обеспечивающая прохождение курса психоанализа всеми претендентами на приобретение квалификации психоаналитика. При прохождении психоанализа дидактического (как правило, в течение месяца) будущие психоаналитики играют роль клиентов и вместе изучают совокупность теоретико-познавательных основ, принципы, приемы, методику, технику и организационные формы психоаналитической терапии. ПСИХОАНАЛИЗ СТРУКТУРНЫЙ — одно из направлений современного психоанализа, основанное на использовании идей З. Фрейда об особом значении языка для характеристики бессознательного и для терапии заболеваний психонервных, а также на ряде положений лингвистики структурной, антропологии и философии. Его создатель, французский исследователь Жан Лакан, при давал большое значение идее неразрывности связи различных проявлений культуры с функциями языка и символикой. Принципиальное значение имело предложенное им новое понимание бессознательного, сводимое к двум формулам: 1) бессознательное — это речь Другого; 2) бессознательное структурировано как язык. Трактовка структуры личности подобна Фрейдовской, но представлена в виде триады Реальное — Воображаемое — Символическое, что привело к изменениям концептуального и методологического подходов. Терапия направлена преимущественно на языковую проработку словесных проявлений и обнаружение судьбоносных предначертаний. ПСИХОАНАЛИЗ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ — совокупность психоаналитически ориентированных воззрений и концепций, направленных на расширительную интерпретацию феноменологических компонент психоанализа и переосмысление его на базе феноменологической концепции сознания. ПСИХОАНАЛИЗ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ — одно из психоаналитически ориентированных философских учений, основанное на комбинации модифицированных идей З. Фрейда и «фундаментальной онтологии» Мартина Хайдеггера; направлено на рассмотрение человека как тотальности, обладающей определенным смыслом. Для психоанализа экзистенциального характерно понимание сознания как сути человеческого бытия и стремление к осмыслению человеческой реальности через будущее, а не прошлое. Отвергается понимание человека как априорно сексуального существа, критикуются психоаналитические теории бессознательного и аффектов. К числу существенных заслуг Фрейда психоанализ экзистенциальный относит установление и расшифровку скрытой символики человеческого поведения. Ныне психоанализ экзистенциальный — один из важных каналов распространения классических и модифицированных идей психоанализа. ПСИХОАНАЛИТИК — врач-психолог, специалист по психоанализу. ПСИХОБИОГРАФИЯ -1. Метод психологического анализа конкретных личностей прежде всего политических деятелей, и их биографий. 2. Соответственный жанр жизнеописаний, уделяющие особое внимание психическим факторам жизни. Как жанр жизнеописаний психобиография пользуется возрастающей популярностью. Психобиография возникла первоначально в рамках психоанализа З. Фрейда. Первой работой в области психобиографии, в подготовке-коей участвовал сам Фрейд, было описание личности американского президента В. Вильсона. Ныне все президенты США и многие другие зарубежные политические деятели становятся объектами психобиографии, причем авторы часто используют данные психологии когнитивной. Особую роль в становлении психобиографии сыграли проведенные Фрейдом исследования патографические жизни и личности Леонардо да Винчи и др. Подобные исследования известны в русской школе психоанализа, в трудах основателя психоистории Э. Эриксона и пр. В отечественных исследованиях личности деятелей культуры применялся метод биографический, реализуемый с позиции социальной обусловленности всякой творческой деятельности. ПСИХОГЕНЕТИКА — пограничная с генетикой область психологии, использующая данные генетики и метод генеалогический. Предмет психогенетики — взаимодействие наследственности и среды в формировании межиндивидуальной вариантности психологических свойств человека (функций когнитивных и двигательных, темперамента), происхождение индивидуальных психологических особенностей человека, выяснение роли генотипа и среды в их формировании. Психогенетика применяет методы современной генетики. Основными методами психогенетики являются: метод популяцнонный, метод генеалогический, метод детей приемных и метод близнецов. Особенно информативен метод близнецов, позволяющий максимально уравнять воздействия среды. Большинство работ в психогенетике посвящено тестовым исследованию межиндивидуальной вариативности высших функций психических, преимущественно интеллекта. Полученные в психогенетике данные говорят в пользу того, что индивидуальные особенности психики в значительной мере определяются наследственностью. Психогенетики находили известную пропорциональность между степенью родства (количеством общих генов) и сходством по многим показателям тестов интеллекта. На этом основании считалась доказанной наследственная обусловленность интеллектуальных возможностей человека. Но позднее была показана недостаточность для подобных выводов методов психогенетики и сомнительность тестов интеллекта как способов его диагностики. Отечественная психология показала, что в онтогенезе происходит смена механизмов реализации функций психических: элементарные формы, свойственные ранним этапам, сменяются высшими, социально опосредованными, реализуемыми при ближайшем участии речи. Факты, полученные психогенетикой, позволяют считать, что вместе со сменой механизмов перестраивается отношение функций психических к генотипу: чем больше роль специфически человеческих, социальных по происхождению факторов, тем меньше роль генетической изменчивости в формировании индивидуальных психологических особенностей. В последние годы активно развиваются две отрасли психогенетики: 1) психофизиология генетическая — исследующая наследственные и средовые детерминанты активности биоэлектрической мозга; 2) генетика развития индивидуального. ПСИХОГЕНИЯ — различные расстройства психики, возникающие под влиянием кратковременных или долговременных травм психических как реакция на тяжелую жизненную ситуацию — в связи с одномоментной, интенсивной психотравмирующей ситуацией или как результат относительно слабого, но продолжительного травмирования. В их появлении существенную роль играет определенная готовность к «психическому срыву», развиваемая на фоне ослабленности организма после заболевания, длительного нервного напряжения, специфических особенностей системы нервной или черт личностных. Обычно выделяются три группы психогений: 1) неврозы; 2) состояния реактивные — психозы психогенные или реактивные; 3) иатрогении. ПСИХОГЕННЫЙ — возникающий вследствие влияния психики — в результате сильных эмоциональных переживаний, стрессов и пр. ПСИХОГИГИЕНА — 1. Раздел гигиены, изучающий влияние окружающих условий, обстановки на психическое здоровье людей. Также разрабатывает меры для сохранения и укрепления здоровья, для предупреждения расстройств психических. 2. Набор или комплекс мер, направленный на сохранение здоровья и предупреждение расстройств психических. ПСИХОГИГИЕНА (психогигиена и психопрофилактика) — области психологии медицинской, задача коих — предоставление специализованной помощи практически здоровым людям для предотвращения нервно-психических и заболеваний психосоматических, а также для облегчения острых психотравматических реакций (-> психогения). Методы психогигиены и психопрофилактики включают: 1) психокоррекционную работу в рамках консультативных центров, «телефонов доверия» и прочих организаций, ориентированных на психологическую помощь здоровым людям; 2) массовые обследования для выявления так называемых групп риска и профилактической работы с ними; 3) информирование населения, и пр. Специальные задачи современной психогигиены и психопрофилактики — помощь в кризисных ситуациях производственного, учебного или семейного характера, работа с молодыми и распадающимися семьями, и пр. ПСИХОДЕЛИК (галлюциноген; психотомиметик) — природные или синтетические вещества, способные вызвать галлюцинации — состояния психоделические. Близки к нейромедиаторам, кои они могут заменять или нарушать их функционирование. Предположительно считаются замещающими антагонистами нейромедиаторов — проводников возбуждения в системе нервной. К ним относятся: диэтиламид лизергиновой кислоты (ЛСД-25), диметилтриптамин (ДРТ), буфотенин, мескалин, псилоцибин, а также близкие к ним психоактивные вещества конопли (каннабиноиды) и некоторые синтетические препараты (сернил, дитран и пр.). Воздействие психоделиков способно изменить личность, глубоко перестроить иерархию ее мотивов и ценностей. Их бесконтрольное применение вне специальных клинических условий приводит к тяжелым последствиям и несчастным случаям. ПСИХОДИАГНОСТИКА (диагностика психологическая) — постановка диагноза психологического или принятие квалифицированного решения о наличном психологическом состоянии клиента в целом или же о некоем отдельном психологическом свойстве. В психологии сложилось два понимания этого термина. 1. Специфическая сфера деятельности психолога — связанная с практической постановкой диагноза психологического и решающая скорее сугубо практические вопросы организации и проведения диагностики; здесь решаются вопросы о профессиональных требованиях к диагностам, об определении перечня знаний, умений и навыков для успешной работы в этой сфере, о разработке средств и методов практической подготовки диагностов и оценке их компетентности, и пр. Диагноз психологический описывает состояния объектов, коими могут выступать в различных отношениях отдельная личность, группа или организация. Производится на основе специальных методов (=> исследование психодиагностическое). Психодиагностика может входить составной частью в эксперимент или же выступать самостоятельно — как метод исследования либо как область деятельности практического психолога, направляясь при этом на обследование, а не на исследование. Понимается двояко: 1) в широком смысле — сближается с измерением (психологическим) вообще и может относиться к любому объекту, поддающемуся психологическому анализу, выступая как выявление и измерение его свойств; 2) в узком смысле, более распространенном — измерение индивидуально-психологических свойств личности. В психодиагностическом обследовании выделяются основные этапы: 1) сбор данных; 2) переработка и интерпретация данных; 3) вынесение решения — диагноз психологический и прогноз психологический. Пока часто приходится ограничиваться диагнозом психологическим первого уровня, и о психодиагностике и ее методах обычно говорят в связи со способами собственно выявления и измерения. Основные методы диагностики — тестирование и опрос, их методическое воплощение — тесты и опросники. 2. Специальная область психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Направлена на разработку и использование различных психодиагностических средств. Начавшись с попыток «охватить числом операции ума» и с применения тестов интеллекта, психодиагностика разрабатывала для измерения различий индивидуально-психологических методы исследования личности, в дальнейшем послужившие основанием для создания методик проективных и опросников. Но на ее развитии сказывалось отставание теоретического уровня осмысления от методического оснащения. Ее практическая эффективность возросла с появлением и совершенствованием математико-статистического аппарата, прежде всего анализа корреляционного и факторного, и с использованием психометрии. К типичным задачам психодиагностики относятся: 1) установление наличия у клиента некоего психологического свойства или особенности поведения; 2) определение степени развитости этого свойства с ее выражением в определенных количественных или качественных показателях; 3) при надобности — описание диагностируемых психологических и поведенческих особенностей клиента; 4) сравнение степени развитости и проявления этих свойств у разных индивидов. Кроме применяемой методики, на результаты диагностики влияют: ситуация и ее понимание испытуемым; полученные им инструкции; личность и поведение самого диагноста. Если ситуация воспринимается испытуемым как экзамен, он поведет себя соответственно. При наличии тревожности он будет беспокоиться, видеть угрозу своей личности, — то есть воспринимать ситуацию как потенциально опасную. От инструкции особо требуется доступность и точность формулировок. Здесь не должно быть неоднозначно трактуемых слов и выражений. Нужно применять письменную форму инструкций: при этом минимально влияние на ее понимание особенностей речевыражения диагноста, к тому же устные инструкции легко забываются. Отрицательное впечатление о личности диагноста вызывает подобное отношение у испытуемых, кои склонны давать такие ответы, что, по их мнению, не понравятся диагносту. Напротив, излишне положительное впечатление может привести к тому, что они постараются «угодить» ему. Поэтому диагносту надлежит, быть спокойным, уравновешенным, и вести себя достаточно ровно, доброжелательно и уважительно. Интерпретация данных, полученных посредством некоих методов психодиагностики, может выполняться на базе двух критериев: 1) при качественном сравнении с/нормой или эталоном, в качестве коего могут выступать представления о непатологическом развитии или социально-психологические нормативы — с последующим заключением о наличии или отсутствии у испытуемого определенного признака; 2) при количественном Сравнении с группой — с последующим заключением о порядковом месте испытуемого среди других. Развитие психодиагностики обуславливает, изменение и развитие соответственных процедур и методик, предназначенных для выявления различий индивидуально-психологических — соответственно развитию психологии теоретической и методологии измерений психологических.
ПСИХИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ: СИСТЕМА — составные части психического аппарата человека, части динамической модели психики. Согласно З. Фрейду, человеческая психика складывается из трех основных систем: бессознательного, предсознательного и сознания. ПСИХИЧЕСКОЕ: ПРОЦЕССУАЛЬНОСТЬ (психическое как процесс) — концепция, разработанная С.Л. Рубинштейном и его учениками как развитие теории И.М. Сеченова; раскрывает основной способ существования психического. Оно существует прежде всего как процесс — живой, предельно пластичный, непрерывный, никогда полностью не заданный изначально, но формирующийся и развивающийся, порождающий некие продукты или результата — психические состояния и образы, понятия, чувства, решение или нерешение задачи, и пр. Концепция психического как процесса раскрывает единство сознания и деятельности, ибо человеческая психика проявляется и формируется в деятельности. Психическое как процесс не сводится к последовательности стадий во времени, формируясь в ходе непрерывно изменяющегося взаимодействия индивида с миром, и само непрерывно изменяется и развивается, все полнее отражая динамичность действительности, участвуя в регуляции действий, поступков и пр. Мышление, одно из высших проявлений психического, — это анализ, синтез, обобщение условий и требований решаемой задачи и способов ее решения. В этом непрерывном процессе образуются дискретные умственные операции, кои мышление порождает, но к коим не сводится. Мышление как процесс неразрывно связано с мышлением как деятельностью личности. Мышление, восприятие и пр. формируются преимущественно неосознанно, бессознательно. Но на уровне личностного аспекта мышления, восприятия и пр. человек в значительной мере осознанно регулирует протекание этих процессов. Неразрывная взаимосвязь осознанного и неосознанного обеспечивает непрерывность психического как процесса. Эта непрерывность проявляется в тесной взаимосвязанности познавательной и аффективной компонент любого психического акта. ПСИХОАНАЛЕПТИК -> средство психотропное. ПСИХОАНАЛИЗ (терапия психоаналитическая) — психологическое направление, основанное австрийским психиатром и психологом З. Фрейдом в конце XIX в. Первоначально сложился как метод лечения неврозов; затем превратился в общепсихологическую теорию, поместившую в центр внимания движущие силы душевной жизни, мотивы, влечения, смыслы; впоследствии стал одним из важных направлений философии XX в. Основан на идее о том, что поведение определяется не только и не столько сознанием, сколько бессознательным. Итак, термин употребляется в трех основных смыслах: 1) теоретическое направление в психологии; 2) особая методология исследования психики; 3) метод психотерапевтический. 1. Психоанализ — первая теория, пытавшаяся объяснить динамику личности. Фрейд после длительных наблюдений за пациентами пришел к выводам, значительно изменившим представления о психике. Он утверждал, в частности, что поведение в большой степени подчиняется влиянию подсознательных сил, названных им влечениями/Они обусловлены инстинктами, но прежде всего — подавленными желаниями, удовлетворение коих «запрещено» на уровне сознания, отчего они вытеснены в область бессознательного. Эти желания продолжают действовать без ведома сознания, проявляясь в сновидениях, оговорках, непроизвольных отклонениях от адекватного поведения, оказывая влияние на выбор профессии и творчество. 2. Психоанализ как особая методология исследования психики. Согласно З. Фрейду, он занимает среднее место между медициной и философией; его начало —~ открытие и применение метода ассоциативного. 3. Психоанализ как метод психотерапевтический: совокупность способов выявления особенностей переживаний и действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами. Основные технические средства психоанализа: 1) метод ассоциативный — анализ ассоциаций свободных; 2) анализ снов и толкование сновидений (-> метод анализа снов; сновидение: толкование); 3) анализ и толкование различных ошибочных и непреднамеренных (случайных) симптоматических действий повседневной жизни (-> метод анализа ошибок). Фрейдизм часто критиковался, иногда очень резко, за то, что его концепции почти невозможно проверить экспериментально. Однако они ниспровергли целый ряд представлений особенно касательно детства и сексуальности. Кроме того, фрейдизм ввел немало понятий, вошедших в современную психологию и побудивших к новым исследованиям. Относительно ряда открытий ему воздают должное подавляющее большинство психологов современности. Прежде всего, в психоанализе предметом изучения стала динамика отношений между бессознательным и сознанием. Само существование бессознательного признавалось рядом ученых и до Фрейда, но динамика его влияния на сознание, его механизмы впервые были поставлены в центр внимания именно Фрейдом. Это означало изменение предмета психологии: сознание перестало быть замкнутым в себе пространством когнитивным и стало частью живого жизненного целого. Сексуальная сфера жизни также вошла в поле зрения психологии благодаря Фрейду. Он привлек особое внимание и к роли детского, прежде всего — семейного опыта в развитии личности. Идея защиты психологической — также одна из центральных в современной психотерапии. Не все согласны с теоретическими объяснениями Фрейда, но обычно признают, что именно его метод лег в основу большинства терапевтических систем. Психоанализ действительно являл совершенно новую психологическую систему — встречается даже термин «психоаналитическая революция». Он оказал огромное влияние и на искусство. Психоанализ не соотносится только С именем своего основателя. Кстати, ученики и последователи Фрейда в большинстве не разделяли пансексуализма своего учителя и развивали собственные учения о бессознательном и психической жизни. Они делают главный упор на социальное значение кризисов, происходящих в процессе формирования индивида. Развитие психоанализа в значительной мере ушло от классических фрейдовских представлений по целому ряду положений, и прежде всего — в отношении сексуальной детерминации поведения. Ныне психоанализ весьма разнообразен и часто обнаруживает мало сходства с теорией Фрейда. Однако определяющие положения, касающиеся роли бессознательного, роли детского опыта, проблема внутренних конфликтов, формирование защиты психологической — имеются практически в любой из этих концепций, что позволяет говорить о психоанализе как о целостном направлении. Роль учения Фрейда сравнима с ролью фундамента здания — мало приметного, но держащего все здание. ПСИХОАНАЛИЗ: ВОЗДЕЙСТВИЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ — согласно З. Фрейду, состоит в том, что при приближении бессознательного к сознательному уничтожается вытеснение, устраняются условия для образования симптомов, патогенный конфликт превращается в нормальный, который каким-то образом должен найти разрешение. ПСИХОАНАЛИЗ: ЗАДАЧА — состоит в том, чтобы помочь страдающему человеку понять истинную причину страданий, скрытую в бессознательном, вспомнить забытые травмирующие переживания, сделать их сознательными и как бы пережить заново; это приводит к эффекту катарсиса. Выявить скрытое, сделать бессознательное содержание осознанным — а значит, доступным осмыслению и отчасти контролю, — такова задача психоанализа как терапевтического метода. Согласно З. Фрейду, одна из задач — проникновение в тайну амнезии первых детских лет жизни и доведение до сознательного воспоминания содержащихся в них проявлений ранней детской сексуальности. ПСИХОАНАЛИЗ: ПРИНЦИП ОБЩИЙ — согласно Э. Фромму, современный психоанализ практикует два основных принципа терапии, кои непосредственно связаны с определением и пониманием целей и задач психоанализа. 1. Первая концепция считает задачей психоаналитического лечения приспособление клиента. Приспособление понимается как способность человека действовать так, как действует большинство людей данной культуры, и принимает социально одобряемые образцы поведения как критерии душевного здоровья. Эта терапия ориентирована только на социальное приспособление и может снизить страдания невротика до среднего уровня. «Приспособленный человек» выставляет себя товаром, в коем нет ничего устойчивого и определенного, кроме потребности доставлять удовольствие и готовности менять роли. Измена высшему Я и человеческим ценностям ведут к внутренней пустоте и непрочности, в конечном счете к психогенным болезням. 2. Вторая концепция понимает психоанализ как врачевание души и считает целью терапии оптимальное развитие личностных способностей и реализацию индивидуальности. Она ориентируется на исцеление души и обретение душевного здоровья, кое неотделимо от основной человеческой проблемы — достижения целей жизни: нравственности, цельности и способности любить. Эта терапия помогает достичь внутренней силы, цельности, уверенности в себе, способности суждения и объективной оценки, что делает его менее уязвимым и зависимым от меняющихся времен и чужих мнений. В психоаналитической практике различения общих принципов терапии, в общем, нет. Оба принципа действуют совместно, хотя их соотношение в любом конкретном анализе различно. Понимание этого соотношения и акцентирование на одном из принципов может повысить эффективность терапии. ПСИХОАНАЛИЗ: ЦЕЛЬ ГЛАВНАЯ — согласно Э. Фромму — помочь отличить истину от лжи в самих себе; терапевтический метод — приложение тезиса о том, что истина делает человека свободным. ПСИХОАНАЛИЗ ГРУППОВОЙ (анализ групповой) — использование психоаналитической терапии для одновременного лечения группы людей — самый распространенный вид группового лечения с применением принципов и приемов психоанализа. Первые серьезные попытки психоанализа группового были предприняты последователями З. Фрейда в конце двадцатых — начале тридцатых годов (=> психодрама; социометрия). ПСИХОАНАЛИЗ ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ — считает главной проблемой обретение личностью психологической свободы, истинной жизни в условиях общества, старающегося эту свободу подавить и нивелировать личность, в связи с чем человек чаще всего «убегает от свободы» — ведь бытие самим собой означает возможность риска, отказа от привычной стереотипной безопасности. И человек становится конформистом или авторитаристом, считая, что это и есть свобода. Тем самым он лишает себя настоящей, полноценной жизни, подменяя истинные ценности мнимыми, среди коих главной оказывается ценность обладания чем-либо. ПСИХОАНАЛИЗ ДИДАКТИЧЕСКИЙ (психоанализ обучающий, психоанализ учебный) — установленная З. Фрейдом форма и традиция подготовки специалистов, обеспечивающая прохождение курса психоанализа всеми претендентами на приобретение квалификации психоаналитика. При прохождении психоанализа дидактического (как правило, в течение месяца) будущие психоаналитики играют роль клиентов и вместе изучают совокупность теоретико-познавательных основ, принципы, приемы, методику, технику и организационные формы психоаналитической терапии. ПСИХОАНАЛИЗ СТРУКТУРНЫЙ — одно из направлений современного психоанализа, основанное на использовании идей З. Фрейда об особом значении языка для характеристики бессознательного и для терапии заболеваний психонервных, а также на ряде положений лингвистики структурной, антропологии и философии. Его создатель, французский исследователь Жан Лакан, при давал большое значение идее неразрывности связи различных проявлений культуры с функциями языка и символикой. Принципиальное значение имело предложенное им новое понимание бессознательного, сводимое к двум формулам: 1) бессознательное — это речь Другого; 2) бессознательное структурировано как язык. Трактовка структуры личности подобна Фрейдовской, но представлена в виде триады Реальное — Воображаемое — Символическое, что привело к изменениям концептуального и методологического подходов. Терапия направлена преимущественно на языковую проработку словесных проявлений и обнаружение судьбоносных предначертаний. ПСИХОАНАЛИЗ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ — совокупность психоаналитически ориентированных воззрений и концепций, направленных на расширительную интерпретацию феноменологических компонент психоанализа и переосмысление его на базе феноменологической концепции сознания. ПСИХОАНАЛИЗ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ — одно из психоаналитически ориентированных философских учений, основанное на комбинации модифицированных идей З. Фрейда и «фундаментальной онтологии» Мартина Хайдеггера; направлено на рассмотрение человека как тотальности, обладающей определенным смыслом. Для психоанализа экзистенциального характерно понимание сознания как сути человеческого бытия и стремление к осмыслению человеческой реальности через будущее, а не прошлое. Отвергается понимание человека как априорно сексуального существа, критикуются психоаналитические теории бессознательного и аффектов. К числу существенных заслуг Фрейда психоанализ экзистенциальный относит установление и расшифровку скрытой символики человеческого поведения. Ныне психоанализ экзистенциальный — один из важных каналов распространения классических и модифицированных идей психоанализа. ПСИХОАНАЛИТИК — врач-психолог, специалист по психоанализу. ПСИХОБИОГРАФИЯ -1. Метод психологического анализа конкретных личностей прежде всего политических деятелей, и их биографий. 2. Соответственный жанр жизнеописаний, уделяющие особое внимание психическим факторам жизни. Как жанр жизнеописаний психобиография пользуется возрастающей популярностью. Психобиография возникла первоначально в рамках психоанализа З. Фрейда. Первой работой в области психобиографии, в подготовке-коей участвовал сам Фрейд, было описание личности американского президента В. Вильсона. Ныне все президенты США и многие другие зарубежные политические деятели становятся объектами психобиографии, причем авторы часто используют данные психологии когнитивной. Особую роль в становлении психобиографии сыграли проведенные Фрейдом исследования патографические жизни и личности Леонардо да Винчи и др. Подобные исследования известны в русской школе психоанализа, в трудах основателя психоистории Э. Эриксона и пр. В отечественных исследованиях личности деятелей культуры применялся метод биографический, реализуемый с позиции социальной обусловленности всякой творческой деятельности. ПСИХОГЕНЕТИКА — пограничная с генетикой область психологии, использующая данные генетики и метод генеалогический. Предмет психогенетики — взаимодействие наследственности и среды в формировании межиндивидуальной вариантности психологических свойств человека (функций когнитивных и двигательных, темперамента), происхождение индивидуальных психологических особенностей человека, выяснение роли генотипа и среды в их формировании. Психогенетика применяет методы современной генетики. Основными методами психогенетики являются: метод популяцнонный, метод генеалогический, метод детей приемных и метод близнецов. Особенно информативен метод близнецов, позволяющий максимально уравнять воздействия среды. Большинство работ в психогенетике посвящено тестовым исследованию межиндивидуальной вариативности высших функций психических, преимущественно интеллекта. Полученные в психогенетике данные говорят в пользу того, что индивидуальные особенности психики в значительной мере определяются наследственностью. Психогенетики находили известную пропорциональность между степенью родства (количеством общих генов) и сходством по многим показателям тестов интеллекта. На этом основании считалась доказанной наследственная обусловленность интеллектуальных возможностей человека. Но позднее была показана недостаточность для подобных выводов методов психогенетики и сомнительность тестов интеллекта как способов его диагностики. Отечественная психология показала, что в онтогенезе происходит смена механизмов реализации функций психических: элементарные формы, свойственные ранним этапам, сменяются высшими, социально опосредованными, реализуемыми при ближайшем участии речи. Факты, полученные психогенетикой, позволяют считать, что вместе со сменой механизмов перестраивается отношение функций психических к генотипу: чем больше роль специфически человеческих, социальных по происхождению факторов, тем меньше роль генетической изменчивости в формировании индивидуальных психологических особенностей. В последние годы активно развиваются две отрасли психогенетики: 1) психофизиология генетическая — исследующая наследственные и средовые детерминанты активности биоэлектрической мозга; 2) генетика развития индивидуального. ПСИХОГЕНИЯ — различные расстройства психики, возникающие под влиянием кратковременных или долговременных травм психических как реакция на тяжелую жизненную ситуацию — в связи с одномоментной, интенсивной психотравмирующей ситуацией или как результат относительно слабого, но продолжительного травмирования. В их появлении существенную роль играет определенная готовность к «психическому срыву», развиваемая на фоне ослабленности организма после заболевания, длительного нервного напряжения, специфических особенностей системы нервной или черт личностных. Обычно выделяются три группы психогений: 1) неврозы; 2) состояния реактивные — психозы психогенные или реактивные; 3) иатрогении. ПСИХОГЕННЫЙ — возникающий вследствие влияния психики — в результате сильных эмоциональных переживаний, стрессов и пр. ПСИХОГИГИЕНА — 1. Раздел гигиены, изучающий влияние окружающих условий, обстановки на психическое здоровье людей. Также разрабатывает меры для сохранения и укрепления здоровья, для предупреждения расстройств психических. 2. Набор или комплекс мер, направленный на сохранение здоровья и предупреждение расстройств психических. ПСИХОГИГИЕНА (психогигиена и психопрофилактика) — области психологии медицинской, задача коих — предоставление специализованной помощи практически здоровым людям для предотвращения нервно-психических и заболеваний психосоматических, а также для облегчения острых психотравматических реакций (-> психогения). Методы психогигиены и психопрофилактики включают: 1) психокоррекционную работу в рамках консультативных центров, «телефонов доверия» и прочих организаций, ориентированных на психологическую помощь здоровым людям; 2) массовые обследования для выявления так называемых групп риска и профилактической работы с ними; 3) информирование населения, и пр. Специальные задачи современной психогигиены и психопрофилактики — помощь в кризисных ситуациях производственного, учебного или семейного характера, работа с молодыми и распадающимися семьями, и пр. ПСИХОДЕЛИК (галлюциноген; психотомиметик) — природные или синтетические вещества, способные вызвать галлюцинации — состояния психоделические. Близки к нейромедиаторам, кои они могут заменять или нарушать их функционирование. Предположительно считаются замещающими антагонистами нейромедиаторов — проводников возбуждения в системе нервной. К ним относятся: диэтиламид лизергиновой кислоты (ЛСД-25), диметилтриптамин (ДРТ), буфотенин, мескалин, псилоцибин, а также близкие к ним психоактивные вещества конопли (каннабиноиды) и некоторые синтетические препараты (сернил, дитран и пр.). Воздействие психоделиков способно изменить личность, глубоко перестроить иерархию ее мотивов и ценностей. Их бесконтрольное применение вне специальных клинических условий приводит к тяжелым последствиям и несчастным случаям. ПСИХОДИАГНОСТИКА (диагностика психологическая) — постановка диагноза психологического или принятие квалифицированного решения о наличном психологическом состоянии клиента в целом или же о некоем отдельном психологическом свойстве. В психологии сложилось два понимания этого термина. 1. Специфическая сфера деятельности психолога — связанная с практической постановкой диагноза психологического и решающая скорее сугубо практические вопросы организации и проведения диагностики; здесь решаются вопросы о профессиональных требованиях к диагностам, об определении перечня знаний, умений и навыков для успешной работы в этой сфере, о разработке средств и методов практической подготовки диагностов и оценке их компетентности, и пр. Диагноз психологический описывает состояния объектов, коими могут выступать в различных отношениях отдельная личность, группа или организация. Производится на основе специальных методов (=> исследование психодиагностическое). Психодиагностика может входить составной частью в эксперимент или же выступать самостоятельно — как метод исследования либо как область деятельности практического психолога, направляясь при этом на обследование, а не на исследование. Понимается двояко: 1) в широком смысле — сближается с измерением (психологическим) вообще и может относиться к любому объекту, поддающемуся психологическому анализу, выступая как выявление и измерение его свойств; 2) в узком смысле, более распространенном — измерение индивидуально-психологических свойств личности. В психодиагностическом обследовании выделяются основные этапы: 1) сбор данных; 2) переработка и интерпретация данных; 3) вынесение решения — диагноз психологический и прогноз психологический. Пока часто приходится ограничиваться диагнозом психологическим первого уровня, и о психодиагностике и ее методах обычно говорят в связи со способами собственно выявления и измерения. Основные методы диагностики — тестирование и опрос, их методическое воплощение — тесты и опросники. 2. Специальная область психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Направлена на разработку и использование различных психодиагностических средств. Начавшись с попыток «охватить числом операции ума» и с применения тестов интеллекта, психодиагностика разрабатывала для измерения различий индивидуально-психологических методы исследования личности, в дальнейшем послужившие основанием для создания методик проективных и опросников. Но на ее развитии сказывалось отставание теоретического уровня осмысления от методического оснащения. Ее практическая эффективность возросла с появлением и совершенствованием математико-статистического аппарата, прежде всего анализа корреляционного и факторного, и с использованием психометрии. К типичным задачам психодиагностики относятся: 1) установление наличия у клиента некоего психологического свойства или особенности поведения; 2) определение степени развитости этого свойства с ее выражением в определенных количественных или качественных показателях; 3) при надобности — описание диагностируемых психологических и поведенческих особенностей клиента; 4) сравнение степени развитости и проявления этих свойств у разных индивидов. Кроме применяемой методики, на результаты диагностики влияют: ситуация и ее понимание испытуемым; полученные им инструкции; личность и поведение самого диагноста. Если ситуация воспринимается испытуемым как экзамен, он поведет себя соответственно. При наличии тревожности он будет беспокоиться, видеть угрозу своей личности, — то есть воспринимать ситуацию как потенциально опасную. От инструкции особо требуется доступность и точность формулировок. Здесь не должно быть неоднозначно трактуемых слов и выражений. Нужно применять письменную форму инструкций: при этом минимально влияние на ее понимание особенностей речевыражения диагноста, к тому же устные инструкции легко забываются. Отрицательное впечатление о личности диагноста вызывает подобное отношение у испытуемых, кои склонны давать такие ответы, что, по их мнению, не понравятся диагносту. Напротив, излишне положительное впечатление может привести к тому, что они постараются «угодить» ему. Поэтому диагносту надлежит, быть спокойным, уравновешенным, и вести себя достаточно ровно, доброжелательно и уважительно. Интерпретация данных, полученных посредством некоих методов психодиагностики, может выполняться на базе двух критериев: 1) при качественном сравнении с/нормой или эталоном, в качестве коего могут выступать представления о непатологическом развитии или социально-психологические нормативы — с последующим заключением о наличии или отсутствии у испытуемого определенного признака; 2) при количественном Сравнении с группой — с последующим заключением о порядковом месте испытуемого среди других. Развитие психодиагностики обуславливает, изменение и развитие соответственных процедур и методик, предназначенных для выявления различий индивидуально-психологических — соответственно развитию психологии теоретической и методологии измерений психологических.
Психология (5)\Психология (3)\Психология (2)\Психология (1)\Психология (4)
Психология (6)\Психология (7)\Психология (8)\Психология (9)\Психология (10)
МИФОЛОГИЯ
СИЛА И МУДРОСТЬ СЛОВА
ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОЛОГИЯ | РИТОРИКА
ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ
РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.