- 10586 Просмотров
- Обсудить
ПСИХОЛОГИЯ
ПСИХОЛОГИЯ — наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, основанная на явленности в самонаблюдении особых переживаний, не относимых к внешнему миру. Область знаний о внутреннем — психическом — мире человека. Термин возник в XVI в. и означает собственно учение о душе или науку о душе. В строгом смысле понимается как наука о психике, а психолог — человек, профессионально занимающийся психологией в теоретическом и практическом плане, в том числе для помощи людям в определенных ситуациях. Отделение психологии от философии произошло во 2-й половине XIX в. Это стало возможным в силу развития объективных экспериментальных методов, пришедших на смену интроспекции, и формирования особого предмета психологии человека, основными признаками коего стали деятельностная активность и присвоение общественно-исторического опыта. В системе наук психология занимает совершенно особое место. Причины: 1) она — наука о самом сложном, что пока известно человечеству; 2) в ней как бы сливаются объект и субъект познания; только в ней мысль совершает поворот на себя, только в ней научное сознание человека становится его научным самосознанием; 3) ее практические следствия уникальны — они не только несоизмеримо значительнее результатов других наук, но и качественно иные: поскольку познать нечто — это значит овладеть им и научиться управлять, а управление своими психическими процессами, функциями и способностями — задача самая грандиозная; к тому же, познавая себя, человек тем самым себя изменяет. В историческом плане можно выделить два принципиально различных этапа развития психологии — этапы психологии донаучной и психологии научной. Когда речь идет просто о психологии, обычно имеется в виду именно психология научная. Вообще перед психологией стоит двоякая задача: все дальше развивать теоретические исследования и адекватно решать — иногда срочно — практические проблемы. Такое призвание психологии дает основание рассматривать ее как научное исследование поведения и психических процессов, в том числе умственной деятельности, а также как практическое применение приобретенных знаний. Психология уже накопила много фактов о ом, как новое знание о себе делает человека другим, меняет его отношения, цели, состояния и переживания. Можно сказать, что психология — наука, не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека. Психология — живая, становящаяся, развивающаяся область знания и практики. В ней сосуществуют многие подходы, направления, теории, не во всем взаимно согласные, а порой трудно соотносимые: основанные на разных философских системах, с разными понятийными аппаратами, разными объяснительными принципами. В психологии нет единой парадигмы — главенствующей теоретической и практической системы, определяющей науку в целом. Более того, многие ее направления принципиально не придерживаются традиционных научных принципов, избегают глубоких теоретических построений, не задаваясь серьезным самообоснованием, и в существенной мере оказываются искусством работы с душевным миром человека. Нет согласия и в том, что первоочередно должна изучать психология, каков ее предмет. Объект психологии; хотя психология буквально означает науку о душе, вопрос о реальности души доныне спорен с традиционно-научных позиций; пока душу не удается «научно» обнаружить и доказать либо опровергнуть ее существование, экспериментировать с нею. Душа остается эмпирически неуловимой. В этом — одна из особенностей психологии. Если говорить не о душе, а о психике, положение не изменится: психика оказывается столь же неуловимой. Но для каждого вполне очевидно существование некой субъективной реальности, мира явлений психических в форме мыслей, переживаний, представлений, чувств, побуждений, желаний и прочего; ее и можно считать объектом психологии. Хотя эта психическая реальность у каждого своя, можно предположить, что она формируется по единым основным принципам, стараться обнаружить и исследовать их. Другая особенность психологии — в том, что, оставляя психику как объект размышлений, она не может сделать ее объектом непосредственного исследования: приходится искать другие объекты и через их изучение — косвенно — делать выводы о собственно психике. Выбор такого «вторичного объекта» зависит от того, что считается главным, определяющим психическую жизнь, — от того принципа объяснительного, который предлагается некоей школой научной. Предмет психологии менялся с течением времени. Во времена господства интроспекции он неразрывно связывался с ее методом и представлял собой сферу сознания человека. Во втором десятилетии XX в., в связи с развенчанием метода интроспекции, произошла смена предмета психологии: им стало поведение человека. Так в психологию были введены совершенно новые факты — факты поведения. Но сознанию как предмету психологии можно противоставить не только поведение (как внутренне наблюдаемому — внешне наблюдаемое), но и неосознаваемые процессы психические — как наблюдаемые лишь опосредованно, через «побочные эффекты» (-> процесс душевный бессознательный). Эти процессы стали особенно интенсивно изучаться с начала XX в., и уже первые результаты нанесли такой удар по психологии сознания, который вполне соизмерим с ударом бихевиоризма. С позиций теории деятельности, предмет психологии — законы порождения и функционирования отражения психического индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных. Здесь деятельность принимается как исходная реальность, с коей имеет дело психология, а психика рассматривается как ее производная и как ее неотъемлемая сторона. Так что психика не может существовать вне деятельности, а деятельность — вне психики. Упрощая, можно сказать, что предмет психологии — психически управляемая деятельность. Более узкая точка зрения — выделение как предмета психологии деятельности ориентировочной — системы психического управления деятельностью. В практике исследований это реализовалось в русле двух стратегических линий: в одной из них деятельность выступает как предмет исследования, в другой — как объяснительный принцип. Так, представления о строении деятельности, о ее динамике, формах, о процессе интериоризации и прочем — результат реализации первой линии. А применение понятий и положений теории деятельности к анализу процессов психических, сознания, личности — результат реализации второй линии. Обе линии тесно переплетаются, и успехи каждой из них составляют основу для развития другой. Основными проблемами психологии научной являются: 1) проблема психофизиологическая — об отношении психики к ее телесному субстрату; 2) проблема психосоциальная — о зависимости психики от социальных процессов и ее активной роли в их реализации конкретными индивидами и группами; 3) проблема психопраксическая — о формировании психики в ходе реальной практической деятельности и о зависимости этой деятельности от ее психических регуляторов — образов, операций, мотивов, личностных свойств; 4) проблема психогностическая — об отношении чувственных и умственных психических образов к отображаемой ими реальности, и пр. Разработка этих проблем ведется на основе: 1) принципа детерминизма — раскрытия обусловленности явлений действием производящих их факторов; 2) принципа системности — трактовки этих явлений как внутренне связанных компонент целостной психической организации; 3) принципа развития — признания преобразования, изменения психических процессов, их перехода от одного уровня к другому, появления новых форм процессов психических. В ходе разработки основных проблем психологии сформировался ее категориальный аппарат, где выделяются категории образа, мотива, действия, личности и пр. Категориальный строй психологии, отображая психическую реальность в ее самобытности, служит основанием всего многообразия ответвлений психологии, кои выступают в виде отдельных отраслей, нередко обретая самостоятельный статус. Превращение психологии в пучок отраслей обусловлено запросами различных областей практики, сталкивающими психологию со специфическими проблемами. Эти проблемы обычно комплексны и разрабатываются многими дисциплинами. Включение психологии в состав междисциплинарных исследований и участие в них продуктивно, лишь когда она обогащает их присущими только ей понятиями, методами и объяснительными принципами. А в контактах с другими науками психология сама обогащается новыми идеями и подходами. Серьезное воздействие на дальнейшее развитие психологии оказало появление и широкое распространение компьютеров, взявших на себя выполнение ряда функций, бывших прежде уникальным достоянием человеческого мозга, — функций накопления и переработки информации, управления и контроля. Это позволило широко использовать в психологии кибернетические и теоретико-информационные понятия и модели, что способствовало формализации и математизации психологии, внедрению и нее кибернетического стиля мышления с его преимуществами, обусловленными применением логико-математического аппарата, компьютеров и прочего, — но и с его явными и неявными недостатками, связанными не столько с очеловечением машины, сколько с «кибернетизацией» человека и живых существ вообще. Автоматизация и кибернетизация резко повысили заинтересованность в оперативной диагностике и прогностике, эффективном использовании и культивировании функций человека, не могущих передаваться электронным устройствам, прежде всего — способностей творческих. Изучение проблем интеллекта искусственного и человеческого творчества становятся важными направлениями психологии. Наряду с ними стремительно развиваются психология социальная и психология управления, решающие задачи, связанные с ролью «человеческого фактора» в развитии общества, в процессах управления, а также исследования, связанные с освоением космического пространства, демографическими, экологическими и прочими актуальными проблемами со-" временности. Включенность психологии в многоплановый контекст взаимодействия различных социальных, естественных и технических наук придает особую остроту методологическому анализу ее понятийных средств, объяснительных принципов, концепций и методических процедур — с целью выявления самых перспективных направлений ее развития. ПСИХОЛОГИЯ (измерения в психологии) — процедуры определения количественной выраженности психологических феноменов. В них применяются разнообразные шкалы, содержащие некое множество позиций, поставленных в некое соответствие с психологическими элементами. Согласно классификации шкал, предложенной в 1946 г. американским психологом и психофизиком С. С. Стивенсом, выделяются следующие шкалы: шкала отношений, шкала интервальная, шкала порядковая и шкала номинальная. ПСИХОЛОГИЯ: ИСТОРИОГРАФИЯ — совокупность исследований, объект коих — история психологии. В XIX в. имелись лишь разрозненные труды в этой области. В XX в. она складывается в особое направление, особенно фундаментально представленное за рубежом в работах Э. Боринга (США), Дж. Флюгеля (Англия), Л. Понграца (ФРГ) и пр. В СССР основные проблемы истории психологии освещены в исследованиях Б. Г. Ананьева, Л. И. Анцыферовой, Е. А. Будиловой, А. Н. Ждан, А. В. Петровского, В. А. Роменца, А. А. Смирнова, Б. М. Теплова, О. М. Тутунджана, И. Г. Ярошевского и пр. Задача историографии психологии — реконструировать прошлое для разработки общей теории развития психологических идей, раскрытия условий и причин этого развития, закономерностей и механизмов получения нового знания о психической реальности, взаимодействия науки и социальной практики. ПСИХОЛОГИЯ: МЕТОД — методы, применяемые в психологии подразделяются таким образом: 1) методы основные — наблюдение и эксперимент; 2) методы вспомогательные — все остальные: метод оценок экспертных, методы опроса, метод самонаблюдения, метод тестов и пр. ПСИХОЛОГИЯ: ОБЗОР — чтобы яснее представить различные направления и школы в психологии, различные подходы к ней, здесь они «рассортированы» соответственно их представлениям о том, как формируется поведение индивида. Для основных направлений отмечается: 1) рассматривается ли поведение как врожденное либо приобретенное? 2) какими факторами оно определяется внутренними или внешними? 3) ориентировано ли оно в определенных направлениях, или же формируется в зависимости от обстоятельств? Независимо от силы выдвигаемых доводов и строгости аргументации, каждый из подходов имеет свою историю, вписывается в определенный социально-экономический контекст и связан с определенными философскими мировоззрением и взглядом на человека. Является ли поведение врожденным или приобретенным? Многие направления, в частности этология и особенно социобиология, а также гештальт-психология, придают важное значение врожденным факторам в становлении различных форм поведения. Психология гуманистическая полагает, что человек рождается с тенденцией максимально реализовать свои возможности. Психоанализ, напротив, утверждает, что даже если некоторые инстинкты наследуются, главная роль в формировании личности принадлежит событиям, пережитым в детстве. Таких же взглядов придерживается конструктивизм. По его мнению, наследуется только способ функционирования интеллекта, ибо интеллект может развиваться лишь путем ряда приобретений — результатов взаимодействий индивида с различными предметами, преимущественно в первые 12 лет жизни. Психология социальная и особенно бихевиоризм считают, что становление личности в большой мере зависит от взаимодействий со средой — как физической, так и социальной. Является ли развитие индивида направленным? Многие направления выдвигали идею о поэтапном развитии, при коем все индивиды проходят определенные стадии в одинаковой последовательности. Сюда относятся, например, психоанализ — с концепцией развития личности, и конструктивизм — с концепцией развития интеллекта. Этология и социобиология считают, что поведение определяется прирожденной программой, где точно зафиксированы направления развития основных форм поведения. Психология гуманистическая тоже считает, что направление развития организма предопределено и стремится он к единственной цели — достижению полного расцвета. Некие теоретики говорят даже о преднамеренности в характере развертывания различных стадий жизни. Лишь бихевиоризм сводит развитие к реакциям на последовательные ситуации и выработке рефлексов условных при разнообразных обстоятельствах, с коими сталкивается индивидуум, независимо от того, в какой момент жизни это случается. Детерминированы ли люди или обладают возможностью свободного выбора? Кто они — существа-объекты или существа-субъекты? Бихевиоризм и социобиология не сомневаются, что люди в основном детерминированы; согласно бихевиоризму, их детерминирует среда; согласно социобиологии, детерминация вписана в наследственности. С позиций психоанализа, человек детерминирован условиями, в коих протекало его детство, и подавленными желаниями, обусловленными детским опытом. Согласно конструктивизму, становление интеллекта завершается с наступлением зрелости; поэтому умственное развитие определяется тем, как могли формироваться соответственные структуры в детстве. Психология гуманистическая склонна верить в существование воли свободной, позволяющей каждому направлять жизнь в зависимости от того, что он сможет осознать. ПСИХОЛОГИЯ: ОТРАСЛЬ СПЕЦИАЛЬНАЯ — сюда относятся, например, психология возрастная, психология педагогическая, патопсихология, нейропсихология, психология труда, психология инженерная, психология социальная, зоопсихология и пр. Они имеют дело с различными стадиями и уровнями психического развития животных и человека, с дефектами и болезнями психики, с необычными условиями труда и пр. Так с разных сторон высвечиваются структура и организация психики. Обобщая, можно сказать, что разработка отраслей специальных психологии — это Метод (с большой буквы) психологии общей. ПСИХОЛОГИЯ: ПОДХОД (направление в психологии) — в психологии применяется целый ряд различных подходов к предмету исследования, к методологии и пр. В связи с этим можно выделить: 1) подход биологический (-> биологизм); 2) подход бихевиористский (-> бихевиоризм); 3) подход гуманистический (-> психология гуманистическая); 4) подход деятельностный; 5) подход дуалистический (-> дуализм); 6) подход информационный; 7) подход когнитивный (-> когнитивизм); 8) подход психоаналитический (-> психоанализ); 9) подход социально-психологический (-> психология социальная); 10) подход структуралистский (-> структурализм); 11) подход функционалистский (-> функционализм); 12) подход эклектический (-> эклектицизм). ПСИХОЛОГИЯ: СТРОЙ КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ — предельно общая, глубинная, развивающаяся познавательная структура, отображающая психическую реальность в ее целостности и специфических для нее характеристиках. Складывается под воздействием социальной практики, в том числе практики научных исследований. Обусловливает построение конкретных теорий и эмпирического знания. Для выявления его компонент, уровня их развития и форм взаимосвязи нужен специальный анализ категориальный. ПСИХОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ — психология издревле составляла органическую часть философии. Первое систематическое изложение психологии принадлежит Аристотелю (трактаты «О душе», «Об ощущениях и ощущаемом», «О сне и бодрствовании», «О сновидениях», «О предчувствии во сне», и др.) Свое название психология получила лишь в XVI в.: тогда она была разделом философии — учением о душе. Новая эпоха в развитии психологии была открыта Р. Декартом: он отверг представление о душе как двигателе тела и объяснил зависимость психического от материального с позиций механистического детерминизма. Ему же принадлежит идея интроспекции и интроспективная концепция сознания. Среди самых значительных философских учений XVII — первой половины XIX вв. выделяются: учение об ассоциациях, об аффектах, о бессознательной психике и апперцепции, о зависимости личности от ее интересов и воздействий среды социальной. Отделение психологии от философии произошло со 2-й половины XIX в. Почву этому подготовили крупные сдвиги в биологии, в том числе учение Ч. Дарвина. Развитие собственного научно-категориального аппарата способствовало отделению психологии от философии и физиологии. С тех пор психология и философия начинают существовать и развиваться как бы независимо, но сохраняя тайную и явную глубинную связь. Обе сохраняют отпечаток особости — знака глубинной связи с основами основ; обе тесно связаны с мировоззрением — с одной стороны, из него исходя, с другой — его формируя. Таким выглядит абрис взаимоотношений Западной (в широком смысле) психологии и философии. Но есть иные связи — не столь явные. Иной свет идет с Востока. Восточная философия вся пронизана психологией она — более психология, нежели философия, но — часто непривычная и потому для «западного» ума неприметная или непонятная. И совсем уже странное, непривычное веет из учений Востока — религиозных, мистических, оккультных, столь долго и привычно отвергаемых как явно абсурдные, — ибо такого не может быть, потому что такого не может быть никогда. Впрочем, в Западных эзотерических учениях психологам тоже стоит поискать… Именно здесь таится зерно учений самых непонятых и значительных из психологов XX в. — таких как К. Г. Юнг, Э. Фромм и пр. Без знакомства с этими слоями знания невозможно ни проникновение в их учения, ни дальнейшее странствие вглубь психики — вглубь Вселенной. В различных психологических учениях вполне отчетлив отпечаток исходного «изма», коего придерживался их основатель, — в первую очередь так называемых материализма и идеализма, хотя вряд ли найдется некий «изм», в ней не представленный и не отраженный. В этом смысле отечественная психология оказалась обедненной и односторонней — ибо в ней до недавних времен отражались исключительно позиции воинственного материализма — воинственного настолько, что все прочие «измы», по его мнению, являли собой в лучшем случае недомыслие, в худшем — некое злоумышление, призванное заморочить голову такому-то общественному классу, дабы получил преимущества на его счет некий другой класс. Известно, что за этим воспоследовало: неприятие и отвержение многих прорывов в неизвестное — начиная с учения З. Фрейда. Многие отечественные психологи поныне полагают, что «наш путь» — единственно верный: накопленная инерция будет сказываться еще долго… Между тем, весь опыт познания мира убеждает, что Действительность имеет обыкновение превосходить самые смелые помыслы, и — самое интересное — с какой стороны к ней ни подойти, она с готовностью поворачивается соответственной своей стороной и представляет взыскующему взору явления, существенно служащие подтверждению его мировоззренческих позиций. Это можно назвать «феноменом мультиэссенциальности мира» или «принципом мультиэссенциальности мира». Что же такое тогда эта Действительность? — и то, и другое, и третье?… А скорее — ни то, ни другое, ни третье, — но нечто Иное, к познанию коего мы лишь пытаемся приблизиться… ПСИХОЛОГИЯ АВИАЦИОННАЯ — отрасль психологии, изучающая деятельность специалистов-авиаторов. Ее предмет — психика человека, управляющего сложными авиационными системами. Объект — деятельность индивида и коллектива, ее содержание, условия и организация. Субъект изучения — летный и инженерно-технический состав и пр. Зародилась в связи с появлением летательных аппаратов и с возрастающей ролью фактора человеческого в управлении ими. Ее основные проблемы: изучение структуры деятельности авиационных специалистов, закономерностей взаимодействия людей с авиатехникой; исследование влияния факторов полета на психическое состояние, на межличностные отношения; формирование пригодности профессиональной и психологической адаптации членов экипажа к условиям деятельности; анализ причин аварий, и пр. Для реализации этих задач применяется комплекс методов, в том числе интервью, наблюдение, изучение документов, эксперименты, и пр. Получили развитие методы алгоритмического анализа деятельности, моделирования полунатурного, моделирования психологического, полиэффекторной регистрации функций и пр. В отечественной психологии авиационной сформулированы концепции оператора активного, образа полета, моделирования психологического, реабилитации профессионально-психологической.
ПСИХОЛОГИЯ — наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, основанная на явленности в самонаблюдении особых переживаний, не относимых к внешнему миру. Область знаний о внутреннем — психическом — мире человека. Термин возник в XVI в. и означает собственно учение о душе или науку о душе. В строгом смысле понимается как наука о психике, а психолог — человек, профессионально занимающийся психологией в теоретическом и практическом плане, в том числе для помощи людям в определенных ситуациях. Отделение психологии от философии произошло во 2-й половине XIX в. Это стало возможным в силу развития объективных экспериментальных методов, пришедших на смену интроспекции, и формирования особого предмета психологии человека, основными признаками коего стали деятельностная активность и присвоение общественно-исторического опыта. В системе наук психология занимает совершенно особое место. Причины: 1) она — наука о самом сложном, что пока известно человечеству; 2) в ней как бы сливаются объект и субъект познания; только в ней мысль совершает поворот на себя, только в ней научное сознание человека становится его научным самосознанием; 3) ее практические следствия уникальны — они не только несоизмеримо значительнее результатов других наук, но и качественно иные: поскольку познать нечто — это значит овладеть им и научиться управлять, а управление своими психическими процессами, функциями и способностями — задача самая грандиозная; к тому же, познавая себя, человек тем самым себя изменяет. В историческом плане можно выделить два принципиально различных этапа развития психологии — этапы психологии донаучной и психологии научной. Когда речь идет просто о психологии, обычно имеется в виду именно психология научная. Вообще перед психологией стоит двоякая задача: все дальше развивать теоретические исследования и адекватно решать — иногда срочно — практические проблемы. Такое призвание психологии дает основание рассматривать ее как научное исследование поведения и психических процессов, в том числе умственной деятельности, а также как практическое применение приобретенных знаний. Психология уже накопила много фактов о ом, как новое знание о себе делает человека другим, меняет его отношения, цели, состояния и переживания. Можно сказать, что психология — наука, не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека. Психология — живая, становящаяся, развивающаяся область знания и практики. В ней сосуществуют многие подходы, направления, теории, не во всем взаимно согласные, а порой трудно соотносимые: основанные на разных философских системах, с разными понятийными аппаратами, разными объяснительными принципами. В психологии нет единой парадигмы — главенствующей теоретической и практической системы, определяющей науку в целом. Более того, многие ее направления принципиально не придерживаются традиционных научных принципов, избегают глубоких теоретических построений, не задаваясь серьезным самообоснованием, и в существенной мере оказываются искусством работы с душевным миром человека. Нет согласия и в том, что первоочередно должна изучать психология, каков ее предмет. Объект психологии; хотя психология буквально означает науку о душе, вопрос о реальности души доныне спорен с традиционно-научных позиций; пока душу не удается «научно» обнаружить и доказать либо опровергнуть ее существование, экспериментировать с нею. Душа остается эмпирически неуловимой. В этом — одна из особенностей психологии. Если говорить не о душе, а о психике, положение не изменится: психика оказывается столь же неуловимой. Но для каждого вполне очевидно существование некой субъективной реальности, мира явлений психических в форме мыслей, переживаний, представлений, чувств, побуждений, желаний и прочего; ее и можно считать объектом психологии. Хотя эта психическая реальность у каждого своя, можно предположить, что она формируется по единым основным принципам, стараться обнаружить и исследовать их. Другая особенность психологии — в том, что, оставляя психику как объект размышлений, она не может сделать ее объектом непосредственного исследования: приходится искать другие объекты и через их изучение — косвенно — делать выводы о собственно психике. Выбор такого «вторичного объекта» зависит от того, что считается главным, определяющим психическую жизнь, — от того принципа объяснительного, который предлагается некоей школой научной. Предмет психологии менялся с течением времени. Во времена господства интроспекции он неразрывно связывался с ее методом и представлял собой сферу сознания человека. Во втором десятилетии XX в., в связи с развенчанием метода интроспекции, произошла смена предмета психологии: им стало поведение человека. Так в психологию были введены совершенно новые факты — факты поведения. Но сознанию как предмету психологии можно противоставить не только поведение (как внутренне наблюдаемому — внешне наблюдаемое), но и неосознаваемые процессы психические — как наблюдаемые лишь опосредованно, через «побочные эффекты» (-> процесс душевный бессознательный). Эти процессы стали особенно интенсивно изучаться с начала XX в., и уже первые результаты нанесли такой удар по психологии сознания, который вполне соизмерим с ударом бихевиоризма. С позиций теории деятельности, предмет психологии — законы порождения и функционирования отражения психического индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных. Здесь деятельность принимается как исходная реальность, с коей имеет дело психология, а психика рассматривается как ее производная и как ее неотъемлемая сторона. Так что психика не может существовать вне деятельности, а деятельность — вне психики. Упрощая, можно сказать, что предмет психологии — психически управляемая деятельность. Более узкая точка зрения — выделение как предмета психологии деятельности ориентировочной — системы психического управления деятельностью. В практике исследований это реализовалось в русле двух стратегических линий: в одной из них деятельность выступает как предмет исследования, в другой — как объяснительный принцип. Так, представления о строении деятельности, о ее динамике, формах, о процессе интериоризации и прочем — результат реализации первой линии. А применение понятий и положений теории деятельности к анализу процессов психических, сознания, личности — результат реализации второй линии. Обе линии тесно переплетаются, и успехи каждой из них составляют основу для развития другой. Основными проблемами психологии научной являются: 1) проблема психофизиологическая — об отношении психики к ее телесному субстрату; 2) проблема психосоциальная — о зависимости психики от социальных процессов и ее активной роли в их реализации конкретными индивидами и группами; 3) проблема психопраксическая — о формировании психики в ходе реальной практической деятельности и о зависимости этой деятельности от ее психических регуляторов — образов, операций, мотивов, личностных свойств; 4) проблема психогностическая — об отношении чувственных и умственных психических образов к отображаемой ими реальности, и пр. Разработка этих проблем ведется на основе: 1) принципа детерминизма — раскрытия обусловленности явлений действием производящих их факторов; 2) принципа системности — трактовки этих явлений как внутренне связанных компонент целостной психической организации; 3) принципа развития — признания преобразования, изменения психических процессов, их перехода от одного уровня к другому, появления новых форм процессов психических. В ходе разработки основных проблем психологии сформировался ее категориальный аппарат, где выделяются категории образа, мотива, действия, личности и пр. Категориальный строй психологии, отображая психическую реальность в ее самобытности, служит основанием всего многообразия ответвлений психологии, кои выступают в виде отдельных отраслей, нередко обретая самостоятельный статус. Превращение психологии в пучок отраслей обусловлено запросами различных областей практики, сталкивающими психологию со специфическими проблемами. Эти проблемы обычно комплексны и разрабатываются многими дисциплинами. Включение психологии в состав междисциплинарных исследований и участие в них продуктивно, лишь когда она обогащает их присущими только ей понятиями, методами и объяснительными принципами. А в контактах с другими науками психология сама обогащается новыми идеями и подходами. Серьезное воздействие на дальнейшее развитие психологии оказало появление и широкое распространение компьютеров, взявших на себя выполнение ряда функций, бывших прежде уникальным достоянием человеческого мозга, — функций накопления и переработки информации, управления и контроля. Это позволило широко использовать в психологии кибернетические и теоретико-информационные понятия и модели, что способствовало формализации и математизации психологии, внедрению и нее кибернетического стиля мышления с его преимуществами, обусловленными применением логико-математического аппарата, компьютеров и прочего, — но и с его явными и неявными недостатками, связанными не столько с очеловечением машины, сколько с «кибернетизацией» человека и живых существ вообще. Автоматизация и кибернетизация резко повысили заинтересованность в оперативной диагностике и прогностике, эффективном использовании и культивировании функций человека, не могущих передаваться электронным устройствам, прежде всего — способностей творческих. Изучение проблем интеллекта искусственного и человеческого творчества становятся важными направлениями психологии. Наряду с ними стремительно развиваются психология социальная и психология управления, решающие задачи, связанные с ролью «человеческого фактора» в развитии общества, в процессах управления, а также исследования, связанные с освоением космического пространства, демографическими, экологическими и прочими актуальными проблемами со-" временности. Включенность психологии в многоплановый контекст взаимодействия различных социальных, естественных и технических наук придает особую остроту методологическому анализу ее понятийных средств, объяснительных принципов, концепций и методических процедур — с целью выявления самых перспективных направлений ее развития. ПСИХОЛОГИЯ (измерения в психологии) — процедуры определения количественной выраженности психологических феноменов. В них применяются разнообразные шкалы, содержащие некое множество позиций, поставленных в некое соответствие с психологическими элементами. Согласно классификации шкал, предложенной в 1946 г. американским психологом и психофизиком С. С. Стивенсом, выделяются следующие шкалы: шкала отношений, шкала интервальная, шкала порядковая и шкала номинальная. ПСИХОЛОГИЯ: ИСТОРИОГРАФИЯ — совокупность исследований, объект коих — история психологии. В XIX в. имелись лишь разрозненные труды в этой области. В XX в. она складывается в особое направление, особенно фундаментально представленное за рубежом в работах Э. Боринга (США), Дж. Флюгеля (Англия), Л. Понграца (ФРГ) и пр. В СССР основные проблемы истории психологии освещены в исследованиях Б. Г. Ананьева, Л. И. Анцыферовой, Е. А. Будиловой, А. Н. Ждан, А. В. Петровского, В. А. Роменца, А. А. Смирнова, Б. М. Теплова, О. М. Тутунджана, И. Г. Ярошевского и пр. Задача историографии психологии — реконструировать прошлое для разработки общей теории развития психологических идей, раскрытия условий и причин этого развития, закономерностей и механизмов получения нового знания о психической реальности, взаимодействия науки и социальной практики. ПСИХОЛОГИЯ: МЕТОД — методы, применяемые в психологии подразделяются таким образом: 1) методы основные — наблюдение и эксперимент; 2) методы вспомогательные — все остальные: метод оценок экспертных, методы опроса, метод самонаблюдения, метод тестов и пр. ПСИХОЛОГИЯ: ОБЗОР — чтобы яснее представить различные направления и школы в психологии, различные подходы к ней, здесь они «рассортированы» соответственно их представлениям о том, как формируется поведение индивида. Для основных направлений отмечается: 1) рассматривается ли поведение как врожденное либо приобретенное? 2) какими факторами оно определяется внутренними или внешними? 3) ориентировано ли оно в определенных направлениях, или же формируется в зависимости от обстоятельств? Независимо от силы выдвигаемых доводов и строгости аргументации, каждый из подходов имеет свою историю, вписывается в определенный социально-экономический контекст и связан с определенными философскими мировоззрением и взглядом на человека. Является ли поведение врожденным или приобретенным? Многие направления, в частности этология и особенно социобиология, а также гештальт-психология, придают важное значение врожденным факторам в становлении различных форм поведения. Психология гуманистическая полагает, что человек рождается с тенденцией максимально реализовать свои возможности. Психоанализ, напротив, утверждает, что даже если некоторые инстинкты наследуются, главная роль в формировании личности принадлежит событиям, пережитым в детстве. Таких же взглядов придерживается конструктивизм. По его мнению, наследуется только способ функционирования интеллекта, ибо интеллект может развиваться лишь путем ряда приобретений — результатов взаимодействий индивида с различными предметами, преимущественно в первые 12 лет жизни. Психология социальная и особенно бихевиоризм считают, что становление личности в большой мере зависит от взаимодействий со средой — как физической, так и социальной. Является ли развитие индивида направленным? Многие направления выдвигали идею о поэтапном развитии, при коем все индивиды проходят определенные стадии в одинаковой последовательности. Сюда относятся, например, психоанализ — с концепцией развития личности, и конструктивизм — с концепцией развития интеллекта. Этология и социобиология считают, что поведение определяется прирожденной программой, где точно зафиксированы направления развития основных форм поведения. Психология гуманистическая тоже считает, что направление развития организма предопределено и стремится он к единственной цели — достижению полного расцвета. Некие теоретики говорят даже о преднамеренности в характере развертывания различных стадий жизни. Лишь бихевиоризм сводит развитие к реакциям на последовательные ситуации и выработке рефлексов условных при разнообразных обстоятельствах, с коими сталкивается индивидуум, независимо от того, в какой момент жизни это случается. Детерминированы ли люди или обладают возможностью свободного выбора? Кто они — существа-объекты или существа-субъекты? Бихевиоризм и социобиология не сомневаются, что люди в основном детерминированы; согласно бихевиоризму, их детерминирует среда; согласно социобиологии, детерминация вписана в наследственности. С позиций психоанализа, человек детерминирован условиями, в коих протекало его детство, и подавленными желаниями, обусловленными детским опытом. Согласно конструктивизму, становление интеллекта завершается с наступлением зрелости; поэтому умственное развитие определяется тем, как могли формироваться соответственные структуры в детстве. Психология гуманистическая склонна верить в существование воли свободной, позволяющей каждому направлять жизнь в зависимости от того, что он сможет осознать. ПСИХОЛОГИЯ: ОТРАСЛЬ СПЕЦИАЛЬНАЯ — сюда относятся, например, психология возрастная, психология педагогическая, патопсихология, нейропсихология, психология труда, психология инженерная, психология социальная, зоопсихология и пр. Они имеют дело с различными стадиями и уровнями психического развития животных и человека, с дефектами и болезнями психики, с необычными условиями труда и пр. Так с разных сторон высвечиваются структура и организация психики. Обобщая, можно сказать, что разработка отраслей специальных психологии — это Метод (с большой буквы) психологии общей. ПСИХОЛОГИЯ: ПОДХОД (направление в психологии) — в психологии применяется целый ряд различных подходов к предмету исследования, к методологии и пр. В связи с этим можно выделить: 1) подход биологический (-> биологизм); 2) подход бихевиористский (-> бихевиоризм); 3) подход гуманистический (-> психология гуманистическая); 4) подход деятельностный; 5) подход дуалистический (-> дуализм); 6) подход информационный; 7) подход когнитивный (-> когнитивизм); 8) подход психоаналитический (-> психоанализ); 9) подход социально-психологический (-> психология социальная); 10) подход структуралистский (-> структурализм); 11) подход функционалистский (-> функционализм); 12) подход эклектический (-> эклектицизм). ПСИХОЛОГИЯ: СТРОЙ КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ — предельно общая, глубинная, развивающаяся познавательная структура, отображающая психическую реальность в ее целостности и специфических для нее характеристиках. Складывается под воздействием социальной практики, в том числе практики научных исследований. Обусловливает построение конкретных теорий и эмпирического знания. Для выявления его компонент, уровня их развития и форм взаимосвязи нужен специальный анализ категориальный. ПСИХОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ — психология издревле составляла органическую часть философии. Первое систематическое изложение психологии принадлежит Аристотелю (трактаты «О душе», «Об ощущениях и ощущаемом», «О сне и бодрствовании», «О сновидениях», «О предчувствии во сне», и др.) Свое название психология получила лишь в XVI в.: тогда она была разделом философии — учением о душе. Новая эпоха в развитии психологии была открыта Р. Декартом: он отверг представление о душе как двигателе тела и объяснил зависимость психического от материального с позиций механистического детерминизма. Ему же принадлежит идея интроспекции и интроспективная концепция сознания. Среди самых значительных философских учений XVII — первой половины XIX вв. выделяются: учение об ассоциациях, об аффектах, о бессознательной психике и апперцепции, о зависимости личности от ее интересов и воздействий среды социальной. Отделение психологии от философии произошло со 2-й половины XIX в. Почву этому подготовили крупные сдвиги в биологии, в том числе учение Ч. Дарвина. Развитие собственного научно-категориального аппарата способствовало отделению психологии от философии и физиологии. С тех пор психология и философия начинают существовать и развиваться как бы независимо, но сохраняя тайную и явную глубинную связь. Обе сохраняют отпечаток особости — знака глубинной связи с основами основ; обе тесно связаны с мировоззрением — с одной стороны, из него исходя, с другой — его формируя. Таким выглядит абрис взаимоотношений Западной (в широком смысле) психологии и философии. Но есть иные связи — не столь явные. Иной свет идет с Востока. Восточная философия вся пронизана психологией она — более психология, нежели философия, но — часто непривычная и потому для «западного» ума неприметная или непонятная. И совсем уже странное, непривычное веет из учений Востока — религиозных, мистических, оккультных, столь долго и привычно отвергаемых как явно абсурдные, — ибо такого не может быть, потому что такого не может быть никогда. Впрочем, в Западных эзотерических учениях психологам тоже стоит поискать… Именно здесь таится зерно учений самых непонятых и значительных из психологов XX в. — таких как К. Г. Юнг, Э. Фромм и пр. Без знакомства с этими слоями знания невозможно ни проникновение в их учения, ни дальнейшее странствие вглубь психики — вглубь Вселенной. В различных психологических учениях вполне отчетлив отпечаток исходного «изма», коего придерживался их основатель, — в первую очередь так называемых материализма и идеализма, хотя вряд ли найдется некий «изм», в ней не представленный и не отраженный. В этом смысле отечественная психология оказалась обедненной и односторонней — ибо в ней до недавних времен отражались исключительно позиции воинственного материализма — воинственного настолько, что все прочие «измы», по его мнению, являли собой в лучшем случае недомыслие, в худшем — некое злоумышление, призванное заморочить голову такому-то общественному классу, дабы получил преимущества на его счет некий другой класс. Известно, что за этим воспоследовало: неприятие и отвержение многих прорывов в неизвестное — начиная с учения З. Фрейда. Многие отечественные психологи поныне полагают, что «наш путь» — единственно верный: накопленная инерция будет сказываться еще долго… Между тем, весь опыт познания мира убеждает, что Действительность имеет обыкновение превосходить самые смелые помыслы, и — самое интересное — с какой стороны к ней ни подойти, она с готовностью поворачивается соответственной своей стороной и представляет взыскующему взору явления, существенно служащие подтверждению его мировоззренческих позиций. Это можно назвать «феноменом мультиэссенциальности мира» или «принципом мультиэссенциальности мира». Что же такое тогда эта Действительность? — и то, и другое, и третье?… А скорее — ни то, ни другое, ни третье, — но нечто Иное, к познанию коего мы лишь пытаемся приблизиться… ПСИХОЛОГИЯ АВИАЦИОННАЯ — отрасль психологии, изучающая деятельность специалистов-авиаторов. Ее предмет — психика человека, управляющего сложными авиационными системами. Объект — деятельность индивида и коллектива, ее содержание, условия и организация. Субъект изучения — летный и инженерно-технический состав и пр. Зародилась в связи с появлением летательных аппаратов и с возрастающей ролью фактора человеческого в управлении ими. Ее основные проблемы: изучение структуры деятельности авиационных специалистов, закономерностей взаимодействия людей с авиатехникой; исследование влияния факторов полета на психическое состояние, на межличностные отношения; формирование пригодности профессиональной и психологической адаптации членов экипажа к условиям деятельности; анализ причин аварий, и пр. Для реализации этих задач применяется комплекс методов, в том числе интервью, наблюдение, изучение документов, эксперименты, и пр. Получили развитие методы алгоритмического анализа деятельности, моделирования полунатурного, моделирования психологического, полиэффекторной регистрации функций и пр. В отечественной психологии авиационной сформулированы концепции оператора активного, образа полета, моделирования психологического, реабилитации профессионально-психологической.
Психология (5)\Психология (3)\Психология (2)\Психология (1)\Психология (4)
Психология (6)\Психология (7)\Психология (8)\Психология (9)\Психология (10)
МИФОЛОГИЯ
СИЛА И МУДРОСТЬ СЛОВА
ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОЛОГИЯ | РИТОРИКА
ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ
РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.