Меню
Назад » »

Психология. (76)





















 
    ПСИХОЛОГИЯ



ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ РЕЧИ ВНУТРЕННЕЙ — раздел психологии, изучающий нейронные и физиологические механизмы, посредством коих реализуется речь внутренняя. Ее речедвигательная компонента обеспечивается за счет зачаточной артикуляции слов, сопровождаемой микродвижениями или повышением тонуса органов речи — языка, губ, гортани. При повторном выполнении некоих действий умственных речедвигательная импульсация может существенно уменьшаться или прекращается совсем, но возобновляется при выполнении новых действий умственных. При наличии речи внутренней в левой сенсомоторной области на границе между лобным и височным речевыми центрами энцефалограммой фиксируется максимальная активация, что свидетельствует о речедвигательной проприоцептивной активации мозга головного и о процессе образования речедвигательной доминанты в его речевых отделах, объединяющей импульсы других анализаторов в единую систему функциональную. ПУБЕРТАТНЫЙ — относящийся к возрасту полового созревания. ПУТЬ ЖИЗНЕННЫЙ — весьма широкое общенаучное понятие, описывающее прогресс индивидуального развития человека от рождения до смерти. Часто используется как синоним понятий «время жизни» и «цикл жизненный», но их содержание различно. Термин время жизни означает временной интервал между рождением и смертью человека — продолжительность жизни безотносительно ее содержания. Термин цикл жизненный подразумевает повторяющиеся, относительно инвариантные аспекты развития. Эти циклы бывают: 1) биологическими — последовательные этапы рождения, роста, созревания, старения и смерти (-> онтогенез); 2) социальными — усвоение, выполнение и, наконец, утрата определенных комплексов трудовых, семейных и прочих социальных ролей; 3) смешанными, биосоциальными — смена возрастных поколений, когорт, где биологические закономерности старения дополняются социальными, в силу коих младшие сначала учатся у старших, затем действуют наряду с ними и потом сменяют их. Кроме индивидуального жизненного цикла, говорят также: 1) о циклах семейной жизни: вступление в брак — рождение детей — семья с детьми разного возраста — семья, откуда уже ушли взрослые дети, — и пр.; 2) профессиональной карьеры — от выбора профессии до ухода на пенсию, и пр. Понятие цикла жизненного предполагает некую замкнутость, завершенность процесса, центр коего находится в нем самом, а последовательность стадий жестко определена. Однако важнейшие этапы человеческого развития непонятны без учета собственных усилий личности и ее взаимодействия с другими, кои не могут описываться в циклических терминах. В отличие от цикла жизненного, путь жизненный характерен многомерностью, предполагает наличие множества автономных тенденций, линий и возможностей развития. В зависимости от исследовательских задач и стиля мышления науки естественные и социальные по-разному периодизуют путь жизненный. Биологи и психофизиологи подчеркивают значение критических, или сенситивных периодов, когда организм повышенно восприимчив к определенным внешним или внутренним факторам, воздействие коих именно в этой и никакой другой точке развития производит в нем важные необратимые изменения. Социологи говорят о социальных переходах, поворотных пунктах развития, коим нередко сопутствуют специальные ритуалы (обряды перехода), радикально изменяющие социальное положение, статус или структуру деятельности индивида: поступление в школу, гражданское совершеннолетие, вступление в брак, и пр. Поскольку критические периоды и социальные переходы обычно сопровождаются существенной, подчас болезненной психической перестройкой, в психологии для описания этих процессов используется особое понятие возрастных или нормативных жизненных кризисов, кои признаются статистически нормальными, типичными для данного возраста или стадии пути жизненного (-> кризис возрастной). Знание этих критических периодов и жизненных кризисов важно практически. Путь жизненный личности, как и история человечества, являет собой результат сцепления множества индивидуально-неповторимых характеров и обстоятельств, не могущих описываться лишь в терминах безличных структур и процессов. Жизненные события, интересующие психотерапевта-биографа, имеют не только объективное значение, но и субъективный смысл личностный, расшифровка коего требует специальных источников и методов познания (-> метод биографический). Ни одно жизненное событие не может быть понято без соотнесения его: 1) с хронологическим возрастом индивида в момент совершения события; 2) с его когортной принадлежностью; 3) с исторической эпохой и датой события; 4) с личностным смыслом этого события для субъекта. Хронология и последовательность многих важнейших жизненных событий и социальных переходов (например, возраст физического созревания, время окончания школы, начала деятельности трудовой, и пр.) зависят от макросоциальных условий. ПЬЯНСТВО (пьянство бытовое) — ситуационно обусловленное злоупотребление алкоголем без появления признаков привыкания. _Р_ РАБОТА АНАЛИЗА — согласно З. Фрейду — психоаналитический прием анализа сновидений, посредством коего совершается переход от явного содержания сна к лежащим в(его основе мыслям. РАБОТА СНОВИДЕНИЯ — психический процесс переработки, искажения и замещения бессознательных, скрытых мыслей сновидения их обрывками или намеками, кои воплощаются в форме явного содержания сновидения. В психоанализе к трем основным результатам работы сновидения относятся: 1) сгущение; 2) смещение; 3) превращение мыслей в образы зрительные. РАБОТА ТОЛКОВАНИЯ — деятельность, обеспечивающая переход от явного содержания сновидения к скрытому, понимание подлинного содержания и значения сновидения. РАБОТОСПОСОБНОСТЬ — потенциальная способность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических ресурсов индивида. По отношению к решаемой задаче можно выделить работоспособность максимальную, оптимальную и сниженную. В процессе деятельности происходит изменение уровня работоспособности, описываемое с помощью кривой работоспособности, показывающей зависимость эффективности деятельности от времени ее выполнения. Для продолжительной деятельности типичны такие стадии работоспособности: 1) врабатывание; 2) оптимальная работоспособность; 3) некомпенсируемое и компенсируемое утомление; 4) конечный «порыв». Выделение этих стадий основано преимущественно на показателях внешней результативности деятельности. При анализе изменений в функционировании обеспечивающих деятельность систем прослеживается более тонкая динамика стадий работоспособности: мобилизация, первичная реакция, гиперкомпенсация, компенсация, субкомпенсация, декомпенсация, срыв. В зависимости от вида труда, индивидуальных особенностей, состояния здоровья и профессиональной подготовленности продолжительность, чередование и степень выраженности отдельных стадий могут варьироваться — вплоть до выпадения некоторых. Соотношение продолжительности этих стадий — один из показателей оптимальности организации деятельности. РАВНОВЕСИЕ — согласно Ж. Пиаже, — установление оптимального соответствия между процессами ассимиляции и аккомодации при развитии интеллектуальном ребенка. РАЗВИТИЕ — 1. Усиление, укрепление. 2. Доведение до некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности и пр. 3. Доведение до некоей степени силы, мощи, совершенства; поднятие уровня чего-либо. 4. Развертывание чего-либо в широких пределах, с полной энергией. 5. Расширение, распространение, углубление содержания или применения чего-либо. 6. Процесс и результат перехода к новому, более совершенному качественному состоянию, от простого — к сложному, от низшего — к высшему. РАЗВИТИЕ: СИТУАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ (социальная ситуация развития) — система социальных условий, определяющих психологическое развитие людей. РАЗВИТИЕ ГРУППОВОЕ: УРОВЕНЬ (уровень группового развития) — характеристика сформированности отношений межличностных, выражаемая в группообразовании. В зарубежной психологии социальной параметрами группообразования считаются: 1) время существования группы; 2) наличие сложившихся отношений власти и подчинения; 3) количество коммуникаций групповых; 4) количество взаимных выборов социометрических (-> социометрия), и пр. Отечественная психология социальная для выявления уровня развития группового учитывает сочетание двух факторов: 1) степени опосредованности отношений межличностных содержанием — целями, ценностями, организацией — деятельности совместной; 2) характера социального этих целей и ценностей — соответственных общественно-историческому процессу или препятствующих ему. Исходя из этого, можно отнести: 1) к высшему уровню развития группового — коллективы и группы, приближающиеся к ним по типу своей структуры и социально-психологическим характеристикам; 2) к низшему — группы, основанные на асоциальных факторах (всякого рода асоциальные ассоциации), и группы диффузные, где отсутствуют общие цели и ценности. РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНОЕ — процесс формирования и развития сферы когнитивной, в частности — восприятия, внимания, воображения, памяти, речи, мышления. РАЗВИТИЕ ПРЕНАТАЛЬНОЕ — внутриутробное развитие плода, кое затрагивает и развитие психическое. В это время развиваются чувствительность болевая, температурная и сенсорная (в частности, звуковая), а также моторика. На последних месяцах беременности рецепция и моторика находятся физиологически и функционально на достаточном уровне зрелости, чтобы обеспечивать адекватный прием экстероцептивной информации и двигательное реагирование после рождения. РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ — закономерное изменение процессов психических во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях. Характерно необратимым характером изменений, направленностью (способностью к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими) и их закономерным характером (например, воспроизводимостью однотипных изменений у особей одного вида). Развитие психики реализуется в форме филогенеза онтогенеза. В качестве основных тенденций развития психики выявлены следующие: 1) усложнение форм поведения — форм двигательной активности; 2) совершенствование способности к индивидуальному научению; 3) усложнение форм отражения психического — как следствие и фактор предыдущих тенденций. При рассмотрении развития психики важны два общих положения. 1. Утверждается примат деятельности в развитии отражения психического. Каждая новая ступень развития начинается с усложнения деятельности, практически связывающей животное с внешним миром. Новая форма отражения психического возникает вслед за этим усложнением и делает возможным ее дальнейшее развитие. Так, в период зарождения психики деятельность животных складывалась в вещно-оформленной среде и подчинялась связям между различными свойствами вещей. Но предметом отражения были не эти связи, а лишь отдельные свойства. На следующей ступени деятельность определялась уже отношениями между предметами — целыми ситуациями, обеспечивалась же она отражением отдельных предметов. 2. Утверждается, что имеется несовпадение линий биологического и психического развития животных. Животное на более высокой ступени биологического развития (по биологической систематике) не обязательно обладает более развитой психикой. Так, высшие представители простейших превосходят сложностью поведения некоих примитивных многоклеточных животных. Это несовпадение можно объяснить неоднозначным соотношением между морфологией животных, на коей основана биологическая систематика, и образом их жизни. В эволюционном развитии психики выделяются три стадии: 1) стадия психики сенсорной элементарной; 2) стадия психики перцептивной; 3) стадия интеллекта. В каждой стадии возможно разделение по крайней мере на два уровня — высший и низший. В современной психологии западной преобладает эклектический подход к развитию психики. Общепризнанные теория и методология отсутствуют. Можно указать лишь два общих положения, характерных для большинства концепций: 1) выделяются две группы факторов, обусловливающих развитие психики: природные задатки и внешнее окружение; иногда выделяется в особую группу факторов личностная активность, отличная от природных задатков (-> психология гуманистическая); во внешнем окружении, когда речь идет о человеке, обычно обращается внимание на присвоение норм социальных и культуры, зафиксированных в знаково-символических формах; отмечается, что под влиянием этих форм происходит перестройка порождающих структур психики; 2) признается наличие некоих универсальных законов развития психики, в частности — объединяющих онтогенез и филогенез человеческой психики; особенно отчетливо эта идея была высказана С. Холлом в его теории рекапитуляции, согласно коей развитие онтогенетическое психики ребенка воспроизводит филогенез человечества. В отечественной психологии развитие психики выступает как объективный процесс, имеющий системную природу. Но вычленения отдельных его компонент и выяснения их соотношений еще недостаточно для понимания подлинной природы и условий развития психики. Для этого требуется рассмотреть развитие психики как процесс последовательного включения человека в ряд социально-предметных деятельностей. Интериоризация структур этих деятельностей определяет формирование многоуровневых базовых структур психики. РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ: ЗАДЕРЖКА — парциальное (частное) недоразвитие функций психических высших, могущее, в отличие от олигофрении, быть временным и компенсироваться при коррекционных воздействиях в возрасте детском или подростковом. Причинами задержки развития психического могут выступать: 1) дефекты конституционального развития ребенка — из-за коих он начинает отставать от сверстников в развитии физическом и психическом (инфантилизм гармонический); 2) различные заболевания соматические (физически ослабленные дети); 3) органические поражения системы нервной центральной (дети с дисфункцией мозговой минимальной). У таких детей в силу цереброастении, психомоторной расторможенности и аффективной возбудимости значительно снижаются работоспособность, память и внимание; затрудняется усвоение навыков чтения, письма, счета, речи. Также появляются нарушения эмоциональные и личностные. РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ / ОНТОГЕНЕЗ (развитие психики в онтогенезе) — процесс эволюции способов взаимодействия индивида с внешней средой в ходе его онтогенетического развития. Появление психики связывается с формированием — на определенном этапе развития — способности к активному перемещению в пространстве, при коем потребности удовлетворяются посредством активных движений во внешней среде, кои должны предваряться поиском нужных предметов. В основе развития человеческой психики лежит овладение исторически сформированными общественными орудиями, служащими средством удовлетворения потребностей. В период от одного года до трех лет ребенок овладевает основами деятельности предметно-манипулятивной по использованию простейших предметов, благодаря чему формируются способности к универсальным движениям рук, к решению простых двигательных задач, способность занимать собственную позицию внутри отношений со взрослыми и сверстниками (появление установки «Я сам»). В возрасте от 3 до 6-7 лет в ходе деятельности игровой формируются способности к воображению и употреблению различных символов. В возрасте школьном в ходе деятельности учебной усваиваются элементы науки и искусства, что ведет к формированию основ мышления логического. РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ: ОТКЛОНЕНИЕ — неадекватное формирование психологического опыта, вызванное нарушениями сенсорными (глухота, тугоухость, слепота, слабовидение, и пр.) или поражениями системы нервной центральной (отсталость умственная, задержки развития психического, нарушения двигательные, нарушения речевые, и пр.). Возникают как результат перенесенных ребенком вредных воздействий (родовая травма, тяжелая инфекция). Здесь различаются: 1) нарушения первичные (снижение слуха, зрения, интеллекта) — имеют органический характер и требуют медицинской коррекции; 2) нарушения вторичные, основанные на первичных — как правило, носят системный характер и поддаются педагогической коррекции. При нарушении первичном происходит отставание в сроках формирования функций психических и качественные отклонения в их развитии. Нарушается развитие всех процессов познавательных (восприятия, наглядного и словесно-логического мышления), развитие навыков общения и формирование самоконтроля; затормаживается ход смены деятельности ведущей. В частности, деятельность предметная у глухих и слабослышащих детей становится ведущей лишь к пяти годам, у детей умственно отсталых — вообще к концу возраста дошкольного. У всех аномальных детей наблюдаются дефекты развития речевого. При этом отклонения развития психического могут обусловливаться незначительными первичными нарушениями. Например, при снижении слуха до невосприятия речи шепотом уже возможны существенные нарушения развития речевого. При своевременном корректирующем воздействии может достигаться полное восстановление или же замещение нарушенной вторичной функции; но спонтанной компенсации дефекта, как правило, не бывает.

 
 































Психология (5)\Психология (3)\Психология (2)\Психология (1)\Психология (4)
Психология (6)\Психология (7)\Психология (8)\Психология (9)\Психология (10)


МИФОЛОГИЯ
СИЛА И МУДРОСТЬ СЛОВА

ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОЛОГИЯ  | РИТОРИКА

ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ






РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT


      
     



ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )




ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar