- 1149 Просмотров
- Обсудить
Структура совр. П. Строгой классификации психологич. науки по отраслям не существует. Ориентируясь на фактич. положение дел в совр. П., ее можно разделить на общую П. и социальную психологию. Последняя, занимая на первых порах промежуточное положение между П. и социологией, по мере конституирования и уточнения своего предмета все более обособлялась и в наст. время представляет собой вполне самостоят. науку, обладающую развитыми собств. методами исследования, хотя и не утратившую связи со своими базовыми дисциплинами.
Если иметь в виду предметное содержание П., то одна из возможностей ее классификации содержится в принятом в П. принципе единства развития и деятельности. Исходя из этого, в качестве основания классификации П. могут быть избраны психологич. аспекты: 1) конкретной деятельности, 2) развития, 3) отношения личности (как субъекта развития и деятельности) к обществу (в к-ром осуществляется ее деятельность и развитие).
Если за основу принимается первое основание, то определяется след. ряд отраслей П.: психология труда, в свою очередь подразделяющаяся на инженерную, авиационную (исследование психологич. закономерностей деятельности в процессе летного обучения и выполнения полетов), космич. П.; п е д а г о г и ч. П., изучающая психологич. закономерности обучения и воспитания человека; м е д и ц и н с к а я П., изучающая психологич. аспекты деятельности врача и поведения больного и подразделяющаяся на нейропсихологию (исследование динамич. локализации психич. явлений, соотношение психич. функцион. структур с мозговыми физиологич. структурами), психофармакологию (изучение влияния лекарств. веществ – т.н. психотропных веществ – на психич. деятельность), психотерапию (изучающую и использующую средства психич. воздействия для лечения больного), психопрофилактику и психогигиену (разрабатывающую систему мероприятий для обеспечения психич. здоровья людей); ю р и д и ч. П., рассматривающая психологич. аспекты деятельности, связанной с реализацией системы права, подразделяется на судебную П., исследующую психологию участников уголовного процесса, криминальную П. (психологич. проблемы поведения и формирования личности преступника, мотивы преступления и т.п.), пенитенциарную или исправительно-трудовую П.; в о е н н а я П . ; психология торговли; П. спорта, исследующая психологич. особенности личности и деятельности спортсмена, условия и средства психологич. подготовки спортсменов и психологич. факторы, связанные с организацией и проведением соревнований; П. н а у ч н о г о и художеств. творчества, по своему предмету тесно смыкающаяся с эвристикой.
Если за основу классификации принять психологич. аспекты развития, то П. разветвляется на возрастную П., подразделяющуюся на детскую П., психологию подростка, П. юности, геронтопсихологию; П. анормального развития (патопсихология, олигофренопсихология, сурдопсихология и т.д.); с р а в н и т. П.
Если же классифицировать отрасли П. с т. зр. психологич. аспектов взаимоотношения личности и общества, то вычленяются такие отрасли, как индивидуальная П. (прежде всего П. личности) и о б щ е с т в е н н а я П. (социальная П.), исследующая П. коллектива, малых групп, П. религии и т.д.
Дифференциация П. дополняется встречным процессом интеграции, в результате к-рого осуществляется "стыковка" П. с др. науками (через инженерную П. – с техникой, через социальную П. – с социологией и т.д.). Вместе с тем внутри психологич. науки обнаруживаются возможности объединения ранее не связанных между собой отраслей. Так, на основе утверждающейся в наст. время трактовки формирования личности в трудовой деятельности не непосредственно, а через трудовой коллектив, намечается тенденция сближения социальной П. и П. труда, имеющих различные историч. корни.
Поскольку в конкретном психологич. исследовании все три аспекта соотношения деятельности и развития личности в обществе органически слиты, любые схемы классификации оказываются относительными.
Определ. представление о конкретном содержании совр. П. может быть получено в результате знакомства с такими ее отраслями, как П. труда, инженерная П., космич. П., военная П., психология творчества, сравнит. П. и детская П.
А. Петровский. Москва.
П. детская – раздел П., изучающий онтогенез различных психич. процессов, психологич. особенности разных видов детской деятельности (игры, учения, труда), формирование качеств детской личности. В качестве особой науч. дисциплины детская П. сложилась в сер. 19 в.
Исследования в области детской П. показали, что наследств. особенности нервной системы и процессы ее созревания представляют собой необходимое условие психич. развития ребенка, но не являются движущими причинами этого развития. Духовные способности человека формируются на основе прирожденных анатомо-физиологич. предпосылок или "задатков" под влиянием условий жизни и воспитания (Б. М. Теплов и др.). Ведущую роль в онтогенезе человеч. психики играет обучение, в ходе к-рого ребенок овладевает обществ. опытом, накопленным предшествующими поколениями. В результате обучения происходит не только обогащение ребенка известной суммой знаний и умений, но и качеств. перестройка его психич. процессов, образование новых функцион. систем, формирование новых способностей и качеств личности. Усвоение детьми обществ. опыта происходит в активной форме, в процессе деятельности (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.). Как показали исследования (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, П. И. Зинченко, Г. С. Костюк, Н. А. Менчинская и др.), развитие психич. процессов и формирование свойств личности существ. образом зависят от характера деятельности ребенка и тех возрастных изменений, к-рые в ней происходят на протяжении детства. Между внешней, практической и внутр., психич. деятельностями существуют сложные генетич. и функцион. зависимости. Так, исследования формирования у детей интеллектуальных процессов и понятий, проведенные П. Я. Гальпериным, Д. Б. Элькониным и др., обнаружили закономерные переходы от материальных к идеальным действиям, совершаемым в уме, в плане представлений. Признание детерминированности психич. развития ребенка условиями жизни и воспитания не означает отрицания внутр. логики этого развития, известной его "спонтанейности". На разных генетич. ступенях дети оказываются особо чувствительными, "сензитивными" к определ. содержаниям, тогда как другие усваиваются ими плохо или вовсе не усваиваются (Выготский). В процессе развития, особенно в переходные периоды детства, возникают противоречия, приобретающие иногда острую форму "возрастных кризисов" (как это, напр., имеет место при кризисе в подростковом возрасте). Важное значение имеет противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений с окружающими и видами деятельности. Это противоречие разрешается путем установления новых взаимоотношений и формирования новых видов деятельности, что знаменует собой переход ребенка на более высокую ступень психич. развития. В совр. сов. исследованиях показана относительность, историчность возрастных лимитов и стандартов, что имеет важнейшее значение для теории обучения.
А. Запорожец. Москва.
П . т р у д а изучает психологич. особенности трудовой деятельности человека. Развитие П. труда началось в 20 в. в связи с движением НОТ – науч. организации труда.
К началу 1-й мировой войны центр, место в П. труда заняли проблемы проф. отбора. В этой связи широкое применение получил метод тестов, с помощью к-рых пытались определять и количественно оценивать предпосылки к успешному овладению той или иной профессией. Наряду с различиями в проф. способностях были вскрыты и различия в проф. склонностях, интересах и мотивах, побуждающих людей предпочитать одни профессии другим. Возникла потребность в организации спец. консультационных бюро по оказанию помощи подросткам, выбирающим профессию. Так выросла спец. ветвь П. труда, известная под именем проф. отбора и проф. консультации.
Особое направление в П. труда составляют исследования, посвященные изучению законов упражнения и развития навыков и качеств. важных для различных видов труда.
Предпосылкой еще одного направления исследований в области П. труда послужили эмпирич. данные о колебаниях работоспособности, в первую очередь связанных с утомлением, суточным ритмом. Возникла необходимость в изыскании спец. методов, с помощью к-рых можно было бы измерять утомляемость и степень снижения работоспособности. В этом русле П. труда, как правило, координирует свои усилия с физиологией труда. Вплотную к этому разделу П. труда примыкает в методич. отношении близкий ему раздел, посвященный изучению влияния на психич. деятельность внешней среды, рабочего места, конструкции и расположения приборов и др. Возникла потребность в психологич. рационализации оборудования, машин, рычагов управления, средств сигнализации и т.п., включая цветовое оформление. Первые исследования в этой области, начатые еще в 20-е гг., определили содержание и пути развития самостоят. направления П. труда, известного сейчас под названием инженерной П.
Особое место в арсенале методов П. труда заняли аналитич. методы, с помощью к-рых вскрываются психологич. особенности трудовой деятельности. Эта глава П. труда получила название П. профессий, или профессиографии.
Существует целый ряд др. направлений П. труда, связанных с задачами рационального реконструирования профессий, анализом причин возникновения аварийных ситуаций и ошибочных действий и т.п.
Наиболее актуальные проблемы совр. П. труда концентрируются вокруг задач инженерной П. и вопросов проф. обучения, разрабатываемых специалистами в области П. труда совместно с инженерами и педагогами.
С. Геллерштейн. Москва.
П. инженерная – раздел П. труда, изучающий деятельность человека-оператора в автоматизированных системах управления. Как самостоят. науч. дисциплина инженерная П. возникла в конце 40-х гг. 20 в. На начальном этапе своего развития она решала задачи, связанные с облегчением труда человека (пилота, диспетчера, наблюдателя), работающего с автоматич. устройствами. Были выработаны полезные рекомендации по оптимальному конструированию шкал приборов, указателей, органов управления, по их размещению на пультах управления, по выбору средств сигнализации и т.п. Развитие кибернетич. методов, возникновение системного подхода к проектированию новых технич. средств, создание систем управления большого масштаба, наконец, развитие и совершенствование электронных вычислит. и информационно-логич. машин в 50-х гг. поставили как центр. проблему автоматизации проблему "человек-машина", т.е. проблему рацион. распределения и согласования функций между человеком и машиной. Реальные системы и реальные люди оказались не вполне совместимыми, попытки же полной автоматизации, исключения человека из системы управления привели к неудачам. На этом этапе своего развития инженерная П. выступает как наука, теоретически и практически изучающая человеч. аспект функционирования автоматизированных систем управления, тогда как системотехника изучает его технич. аспект. Решая эти задачи, инженерная П. сталкивается с широкими филос. проблемами: о месте и роли человека в научно-технич. прогрессе, о будущем технич. цивилизации, о моделировании психич. функций и т.п. На этой основе в инженерной П. осуществляется синтез П. труда, общей П. человека, педагогич. и социальной П. К практич. задачам совр. инженерной П. относятся: науч. обоснование распределения функций между человеком и машиной, отыскание алгоритмов нек-рых операций, выполняемых человеком, с целью передачи их машине; оптимальное распределение функций между операторами и координация выполняемых ими действий; определение макс. объема и скорости приема, переработки и передачи информации человеком, отыскание наиболее эффективных способов кодирования информации, предъявляемой оператору; установление критериев надежной, стабильной и точной работы оператора в реальных условиях, оценка влияния утомления, психич. напряженности и др. факторов на эффективность деятельности оператора; разработка адекватных и действенных методов обучения и тренировки операторов на основе знания психологич. структуры процессов усвоения, выработки навыков и т.д.; разработка принципов отбора операторов с учетом их антропометрич., физиологич. и психологич. особенностей.
Деятельность оператора имеет сложный, опосредствов. характер. Упрощенно она может быть описана с помощью следующей схемы: прием (восприятие) информации, оценка принятой информации и переработка ее в форму, пригодную для принятия решения, – принятие решения – исполнит. действия. В одних случаях центр тяжести приходится на первые две ступени (обычно их объединяют понятием "информационный поиск"), в других – главным является принятие решения или исполнит. действия (обычно объединяемые понятием "обслуживание").
Характерной особенностью деятельности оператора является то, что он, как правило, лишен возможности непосредственно наблюдать объекты управления и вынужден пользоваться сведениями о них, поступающими к нему по каналам связи. Для того чтобы оператор мог быстро и безошибочно ориентироваться в ситуации, эти сведения, а также информация о параметрах внешней среды и состоянии самой системы управления поступают обычно на визуальные средства отображения информации (индикаторы, табло, экраны и др.). То, что видит оператор на средствах отображения, является информац. моделью реальной обстановки, реальных объектов. Создаваемые информац. модели должны в макс. степени учитывать функцион. возможности оператора, его знания и опыт. Более того, информац. модель должна допускать оперативное декодирование информации и формирование образов, с тем чтобы оператор мог приступить к решению задачи с миним. задержкой во времени. Формирование образов означает трансформацию информац. модели во внутреннюю, т.н. концептуальную модель внешней обстановки. Для сложных изменяющихся ситуаций согласование содержания информационной и концептуальной моделей является осн. средством повышения оперативности и точности информац. поиска.
Создание адекватных реальности и задачам оператора информац. моделей, их улучшение и приспособление к психологич. особенностям человека есть часть более общей проблемы создания информац. языка, понятного человеку и могущего быть использованным машиной, проблемы общения человека с машиной.
В. Зинченко, Г. Смолян. Москва.
П. космическая – новая, быстро развивающаяся ветвь П. труда, изучающая воздействие специфич. условий и факторов космич. полета на психологич. аспекты функцион. деятельности космонавтов. Осн. содержание космич. П. составляют экспериментально-психологич. исследования, направленные на обеспечение отбора и подготовки космонавтов. Психологич. структура деятельности космонавта определяется рядом проф. особенностей: непрерывностью деятельности; жестко регламентированным порядком работы; строгим ограничением времени, отводимого на рабочие операции; опосредствованным характером оценки полезных результатов работы (определяемым "включением" автоматич. устройств и приборов в перцептивные, интеллектуальные и исполнит. процессы и связанным с необходимостью сложного психич. перекодирования результатов с учетом поправок на запаздывание приборов); постуральным фактором, объединяющим специфич. воздействия космич. полета (невесомость, перегрузки и др.); фактором "новизны", связанным с большой эмоц. нагрузкой, нервным и умств. напряжением. Эти и нек-рые другие факторы космич. полета приводят к появлению новых взаимоотношений между сигнальной (воспринимаемой) информацией и оперативной деятельностью, что ведет к возникновению психически напряженных состояний, преодоление к-рых требует значит. психич. и мышечно-тонич. постуральной адаптации. В качестве иллюстрации можно указать на нарушения спонтанной деятельности анализаторов в условиях невесомости, вызывающие у отд. лиц пространств. дезориентацию вплоть до полного разрушения правильного восприятия внешнего мира и т.н. "схемы тела" – отражения в сознании свойств и способов функционирования как отд. частей и органов тела, так и всего тела. Опыт показывает, что только спец. методами тренировки можно выработать и закрепить новую функцион. схему анализаторов, при к-рой достигается адаптация к постуральному фактору космич. полета.
Космич. П. разрабатывает спец. экспериментально-психологич. методики, направленные на обнаружение высоких функцион. возможностей организма и адаптацию к разнообразным (известным и предполагаемым) факторам космич. полета. Эти методики, строящиеся преим. на принципе воспроизведения, позволили выяснить и объективировать, а в ряде случаев и исключить неблагоприятные психологич. факторы, обусловливающие недостаточную нервно-психич. устойчивость кандидатов в космонавты. При отборе космонавтов немалое значение отводится психич. симптомокомплексу, выражаемому обычно понятиями мнительности, внушаемости. Объективные исследования этого комплекса в космич. П. только начались, однако в систему психологич. подготовки космонавтов уже входят мероприятия, позволяющие преодолеть или ослабить состояние напряженного (тревожного) ожидания, неуверенности, беспокойства за благополучный исход.
Особое значение в космич. П. приобретают вопросы взаимодействия космонавтов, коллективной организации их труда, проблемы прогноза эффективности деятельности экипажа. Совместная групповая деятельность космонавтов ставит вопрос о психологич. совместимости, сыгранности отд. лиц. Взаимозависимая трудовая деятельность и отдых в условиях длит. групповой изоляции выдвигают перед групповой П. такие проблемы, как определение осн. линии поведения группы в целом и отд. лиц в различных ситуациях, в т.ч. в аварийных.
Ф. Горбов, Г. Смолян. Москва.
П. в о е н н а я – отрасль прикладной П., исследующая проблемы, связанные с оценкой и предвидением поведения человека в боевых условиях, приспособление к условиям воен. жизни, действия по управлению войсками и боевой техникой (П. командования), отбор по родам войск и для спец. заданий, психологич. аспекты воен. воспитания и обучения, взаимоотношения начальников и подчиненных, разработку методов "психологич. войны" (пропаганда и контрпропаганда и т.д.). Основным для воен. П. является изучение того влияния, к-рое оказывает на протекание психич. процессов, на действия и поступки человека состояние напряженности ("стресс"), связанные с ним изменения в работе органов чувств. в осуществлении мыслит. операций, волевых действий, в частности его влияние на принятие решения. Воен. П. выделилась в самостоят. отрасль П. в нач. 20 в. в период подготовки 1-й мировой войны. Первоначально ее гл. тематикой была П. воен. руководства, а осн. тенденцией – выведение П. армии из П. толпы; социальный аспект репрезентировал всю воен. П. (Тард, Лебон, Компеано, Ардан дю Пик, Курбе, Дю Тейль). С развитием воен. техники гл. задача смещается в сторону определения роли человеч. фактора в управлении этой техникой. Особенно большое развитие воен. П. получает после 2-й мировой войны, прежде всего в США, где огромное число исследований самой разнообразной психологич. тематики выполняется как самими воен. орг-циями, так и по контракту с ними.
В СССР исследования по воен. П. проводятся, исходя из общих методологич. установок сов. П. и с учетом качеств. отличия сов. вооруж. сил от армий империалистич. стран. Ряд принципиальных положений воен. П. был разработан М. В. Фрунзе и др. полководцами Сов. Армии.
М. Роговин. Москва.
П . т в о р ч е с т в а как процесса созидания новых социально значимых продуктов в различных областях деятельности, прежде всего в науке, технике, иск-ве, становится областью спец. исследования в нач. 20 в. Для ее эмпирич. разработки используются первоначально статистический (Ф. Гальтон) и биографический (В. Оствальд, А. Пуанкаре) методы, в дальнейшем тесты, интервью, эксперимент, факторный анализ. Изучение П. творчества приобретает широкий размах в 50-х гг. Работы по П. науч.-технич. творчества развертываются в неск. направлениях. Анализу подвергается специфика творч. мышления, в отличие от др. форм интеллектуальной активности. В связи с этим обсуждается роль в творч. процессе интуиции, воображения, подсознательного, вдохновения и др. психич. актов и состояний. Большое число работ посвящено особенностям творч. личности. В качестве таковых выделяются: оригинальность, склонность к разумному риску, поиск порядка в беспорядке, дивергентность, нонконфоризм и др. Гилфорд предпринял попытку построить математич. модель структуры творч. личности, используя тесты и метод факториального анализа. Эта модель, как и другие, применялась в США для определения способностей к творч. работе в науке и пром-сти. Изменение характера науки потребовало перейти к описанию группового творчества (Бруннер). Изучению подвергается также возрастная динамика творч. возможностей и достижений личности (Термен, Леман, Торранс и др.). Важное значение придается факторам, стимулирующим творч. активность, предлагается спец. техника "щтурма мозга" (Осборн) и даже применение психофармакологических средств (А. Хаксли, Лири).
Значит. лит-ра существует в области П. художеств. творчества и П. иск-ва. Однако, несмотря на большой эмпирич. материал, общая теория творч. процесса остается слабо разработанной, что затрудняет и эффективное решение практич. задач. В последние годы исследования в области П. творчества начинают развертываться в СССР (такие исследования проводились и в 20-е гг.).
М. Ярошевский. Ленинград.
П. сравнительная – область психологич. исследований, в к-рой осуществляется сопоставление психики животных и человека, устанавливаются характер и причины существующего сходства и различий в их поведении, а также изучается психика животных, принадлежащих к различным систематич. группам (видам, родам, семействам и т.д.). Хотя предмет сравнит. П., как он исторически сложился, по существу совпадает с предметом зоопсихологии, однако понятие сравнит. П. является более широким, т.к. на первый план здесь выступают сопоставления различных форм поведения и психич. деятельности у животных и человека. Совр. сравнит. П. имеет весьма сложную и далеко неустановившуюся структуру, охватывая исследования в области зоопсихологии и физиологии высшей нервной деятельности животных, антропогенеза, экологии, этологии и генетики поведения. Осн. проблематика сравнительно-психологич. исследований включает в себя проблемы тропизмов, инстинкта, навыков, интеллекта, т.е. важнейших врожденных и приобретенных механизмов поведения животных. К классич. объектам сравнит. П. (паукам, птицам, собакам, лошадям, антропоидам и др.) в наст. время присоединены китообразные (дельфины).
В первые десятилетия 20 в. к исследованиям инстинктивной деятельности (В. А. Вагнер) присоединяются сравнительно-психологич. исследования приспособления посредством индивидуального изменения поведения. Исключит. значение имели здесь классич. эксперименты И. П. Павлова над условными рефлексами у животных. Важную роль сыграли осуществленные В. Кёлером исследования интеллекта человекообразных обезьян.
Сравнительно-психологич. исследования человекообразных и низших обезьян проводятся и в СССР (Н. Н. Ладыгина-Котс, Э. Г. Вацуро, Н. Ю. Войтонис, Г. З. Рогинский, Н. А. Тих и др.).
В совр. бурж. сравнит. П. в последние годы получила распространение этологич. школа, изучающая гл. обр. врожденные компоненты поведения. Вместе с тем развивается биопсихологич. направление (Пьерон, Фишель), дающее не только психологич. и физиологич. интерпретацию поведения, но и принимающее во внимание его биологич. характеристику. В работах этого направления (особенно у Фишеля) находят развитие взгляды, принятые в школах сов. сравнит. П.
А. Петровский. Москва.
Лит.: Общая П. Корнилов К. Н., Учение о реакциях человека с психологич, т. зр., М., 1921; Блонский П. П., Память и мышление, М.–Л., 1935; Рубинштейн С. Л., Бытие и сознание, М., 1957; его же, Принципы и пути развития П., М., 1959; Леонтьев А. Н., Об историч. подходе в изучении психики человека, в кн.: Психологич. наука вСССР, т. 1, М., 1959; его же, Проблемы развития психики, [2 изд.], М., 1965; Выготский Л. С., Развитие высших психич. функций, М., 1960; Джемс В., Науч. основы П., пер. с англ., СПБ, 1902; Липпс Т., Самосознание, пер. с нем., СПБ, 1903; Кюльпе О., Совр. П. мышления, в сб.: Новые идеи в философии, сб. 16, СПБ, 1914; Коффка К., Основы психич. развития, пер. с нем., М.–Л., 1934; П. мышления. Сб. переводов с нем. и англ., М., 1965; Wundt W., Grundriss der Psychologie, Lpz., 1896; 5 Aufl., Bd 1–2, Lpz., 1902; Watson J. В., Psychology as a behaviorist views it, "Psychol. Rev.", 1913, v. 20; Selz O., Zur Psychologie des produktiven Denkens und des Irrtums, Bonn, 1922; Köhler W., Gestaltprobleme und Anfänge einer Gestalttheorie, "Jahresber. über gesamte Physiol.", 1922–24; Bühler K., Die Krise der Psychologie, 2 Aufl., Jena, 1929; Janet P., L'évolution psychologique et la personalité, P., 1929; Titchener Ε. В., Systematic psychology, prolegomena, N. Y., 1929; Tolman Εd. Сh., Purposive behaviour in animals and men, N. Y., 1932; Lewin Κ., Principles of topological psychology, N. Y., 1936; Piaget J., La psychologie de l'intelligence, 3 éd., P., 1952; Wertheimer M., Productive thinking, N. Y., 1945; Wallon H., Introduction à l'étude de la vie mentale, в кн.: Encyclopédie française, t. 8 (La vie mentale), P., 1938.
История зарубежной П. Рубинштейн С. Л., Основы общей П., 2 изд., М., 1946; Совр. П. в капиталистич. странах, М., 1963; Ярошевский М. Г., История П., М., 1966; Ρибо Т., Совр. англ. П., пер. с франц., М., 1881; его же, Совр. герм. П., пер. с франц., СПБ, 1895; Дессуар М., Очерк истории П., пер. с нем., СПБ, 1912; Klemm О., Geschichte der Psychologie, Lpz., 1911; Hall G. St., Founders of modern psychology, N. Y., 1912; Rand В., Classical psychologists, Boston, 1912; Baldwin J. M., History of psychology, v. 1–2, N. Y., 1913; Henning H., Psychologie der Gegenwart, Lpz., 1931; Döring W. O., Die Hauptströmungen in der neueren Psychologie, Lpz., 1932; Heidbreder E., Seven psychologies, N. Y.–L., 1933; Müller-Freinfels R., Die Hauptrichtungen der gegenwärtigen Psychologie, 3 Aufl., Lpz., 1933; Spearman С h. Ε., Psychology down the ages, N. Y., 1937; Levine A. J., Current psychologies: a critical synthesis, Camb., 1940; Brennan R. E., History of psychology from standpoint of a thomist, N. Y., 1945; Woodworth R.S., Contemporary schools of psychology, N. Y., 1948; Sargent S. S., Basic teachings of the great psychologists, N. Y., 1948; Dennis W. (ed.), Readings in the history of psychology, N. Y., 1948; Mühlmann W. Ε., Geschichte der Anthropologie, Bonn, 1948; Sсhiller P., Aufgabe der Psychologie. Eine Geschichte ihrer Probleme, W., 1948; Murphy G., Historical introduction to modern psychology, N. Y., 1949; Boring E. G., A history of experimental psychology, 2 ed., Ν. Υ., 1950; Flügel J. С, A hundred years of psychology, L., 1953; Foulquie P. et Deledalle G., La psychologie contemporaine, P., 1951; Tomann W., Einführung in die moderne Psychologie, W.–Stuttg., 1951; Roback Α. Α., History of American psychology, N. Y., 1952; Вrett G. S., History of psychology, ancient and patristic, N. Y., 1953; Ralea M., Воtez С. I., Istoria psihologiei, [Buc.], 1958; Ηolzner В., Amerikanische und deutsche Psychologie, Würzburg, 1958; Wоlman В. В., Contemporary theories and systems in psychology, N. Y., 1960; Воring E. G., Psychologist at large, N. Y., 1961; Documents of Gestalt psychology, ed. by M. Henle, Berk., 1961; Esper E., A history of psychology, Wash., 1964; A history of psychology in autobiography, ed. by G. Murchison, v. 1–3, Oxf., 1930–36.
История сов. П. Теплов Б. M., Сов. психологич. наука за 30 лет, М., 1947; Психологич. наука в СССР. [Сб. ст.], т. 1–2, М., 1959–60; Нариси з iсторiï вiтчизняноï психологiï кiнця XIX i початку XX столiття, под ред. Г. С. Костюка, К., 1959; Будилова Е. Α., Борьба материализма и идеализма в рус. психологич. науке (Вторая половина XIX – начало XX в.), М., 1960; Ярошевский М. Г., Проблема детерминизма в психофизиологии XIX в., Душанбе, 1961; Петровский А. В., Об осн. направлениях в рус. П. нач. XX в., в кн.: Из истории рус. П., М., 1961; его же, На подступах к марксистской П., в кн.: Вопросы теории и истории П., М., 1964; его же, История сов. П., М., 1967.
Д е т с к а я П. Рубинштейн С. Л., Основы общей П., 2 изд., М., 1946; Вопросы детской П., ч. 1–2. "Изв. АПН РСФСР", 1948, вып. 17–18; Костюк Г. С., Про генезис поняття числа у дiтей, "Hayковi записки Науково-дослiдного институту психологiï", 1949, т. 1; Ушинский К. Д.; Человек как предмет воспитания, Собр. соч., т. 8–9, М.–Л., 1950; Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка, отв. ред. А. Р. Лурия, т. 1–2, М., 1956–58; Выготский Л. С., Избр. психологич. исследования, М., 1956; его же, Развитие высших психич. функций, М., 1960; Менчинская Η. Α., Развитие психики ребенка. Дневник матери, [2 изд.], М., 1957; Божович Л. И., Вопросы формирования личности школьника в свете проблем воспитания, "Вопр. психологии", 1963, No 6; П. детей дошкольного возраста. Развитие познават. процессов, под ред. А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина, М., 1964; Блонский П. П., Избр. психологич. произв., М., 1964; Стepн В., П. раннего детства до шестилетнего возраста, пер. с нем., 2 изд., П., 1922; Бюлер К., Духовное развитие ребенка, пер. с нем., М., 1924; Πиаже Ж., Речь и мышление ребенка, пер. с франц., М.–Л., 1932; Валлон Α., От действия к мысли, пер. с франц., М., 1956; Пиаже Ж., Инельдер Б., Генезис элементарных логич. структур, пер. с франц., М., 1963; Piaget J., La formation du symbole chez l'enfant, Nchât. – P., 1945; его же, La naissance de l'intelligence chez l'enfant, 3 éd., Nchât., 1952; Wallon H., L'évolution psychologique de l'enfant, 4 éd., P., 1952; Child psychology, ed. H. W. Stevenson, Chi., 1963.
П. т р у д а. Трудовой метод изучения профессий. Сб., под ред. И. Н. Шпильрейна, М., 1925; Ρузер Ε. И., Психологич. методы исследования утомления, в сб.: Психофизиология труда, вып. 2, М.–Л., 1927; Геллерштейн С. Г., Проблемы психотехники на пороге второй пятилетки, "Сов. психотехника", 1932, No 1–2; его же, Вопросы П. труда, в сб.: Психологич. наука в СССР, т. 2, М., 1960; Архангельский С. Н., Очерки по П. труда, М., 1958; Вопросы П. труда, "Изв. АПН РСФСР", 1958, вып. 91; Чебышева В. В., Нек-рые вопросы П. производств. обучения, "Вопр. психологии", 1959, No 2; Липман О., П. профессий, пер. с нем., П., 1923; Мюнстерберг Г., П. и экономич. жизнь, пер. с нем., 2 изд., М., 1924; Meссио Б., Рацион. организация труда и П., пер. с англ., М.–Л., 1924; Клапаред Э., Проф. ориентация, ее проблемы и методы, пер. с франц., М., 1925. См. также лит. при ст. Психотехника.
Инженерная П. Ломов Б. Ф., Человек и техника, 2 изд., Л., 1966; Инженерная П., отв. ред. А. Н. Леонтьев, М., 1964; "Проблемы инженерной П.", 1964–66, вып. 1–4; Пушкин В. Н., Оперативное мышление в больших системах, М.–Л., 1965; Зинченко В. П., Смолян Г. Л., Человек и техника, М., 1965; Экспериментальная П., пер. с англ., т. 2, М., 1963; Инженерная П. Сб. ст., пер. с англ., М., 1964; Friedmann G., Machine et humanisme, v. 2, P., 1946; Miller G. Α., Language and communication, N. Y., 1951; Mc Сormiсk Ε. J., Human engineering, Ν. Υ. – Toronto–L., 1957; Chapanis Α., Research techniques in human engineering, Bait., 1959.
К о с м и ч. П. Горбов Ф. Д., Нек-рые вопросы космич. психологии, "Вопр. психологии", 1962, No 6; Первые космич. полеты человека, М., 1962; Первый групповой космич. полет, М., 1964: Психологич. проблемы человека в космосе. XVIII Междунар. психологич. конгресс, Симпозиум No 28, М., 1966.
В о е н н а я П. Теплов Б. М., К вопросу о практич. мышлении (Опыт психологич. исследования мышления полководца по военно-историч. материалам), "Уч. зап. МГУ. Психология", 1945, вып. 90, с. 149–214; Φрунзe M. В., Единая военная доктрина и Красная Армия, Избр. произв., т. 2, М., 1957; его же, Несколько слов о дисциплине, там же; Роговин М. С. и Офицеров В. В., Военная П., в кн.: Совр. П.. в капиталистич. странах, М., 1963; Совр. бурж. военная П., [сост. М. С. Роговин], М., 1964.
П. т в о р ч е с т в а: Грузенберг С. О., Психология творчества, т. 1, Минск, 1923; Якобсон П. М., Процесс творч. работы изобретателя, М.–Л., 1934; Пономарев Я. Α., Психология творч. мышления, М., 1960; Исследования по П. науч. творчества в США. Обзор лит-ры и рефераты, под ред. М. Г. Ярошевского, М., 1966; Creativity and its cultivation, ed. Η. Η. Anderson, Ν. Υ., [1959]; Scientific Creativity. Its recognition and development, ed. C. W. Taylor and F. Barron, N. Y.–L., [19631; Creativity: progress and potential, ed. С. W. Taylor, N. Y. – [a. о.], [1964].
С р а в н и т. П. Вагнер В. Α., Биологич. основания сравнит. П., т. 1–2, СПБ–М., [1910–13]; его же, Возникновение и развитие психич. способностей, вып. 1–9, Л., 1924–29; Ладыгина-Котс Η. Η., Дитя шимпанзе и дитя человека..., М., 1935; ее же, Развитие психики в процессе эволюции организмов, М., 1958; Боровский В. М., Психич. деятельность животных, М.–Л., 1936; Вацуро Э. Г., Исследование высшей нервной деятельности антропоида (шимпанзе), М., 1948; Ρогинский Г. З., Навыкии зачатки интеллектуальных действий у антропоидов (шимпанзе), Л., 1948; Войтонис Н. Ю., Предистория интеллекта, М.–Л., 1949; Воронин Л. Г., Лекции по сравнит. физиологии высшей нервной деятельности, М., 1957; Спиркин А. Г., Происхождение сознания, М., 1960; Warden С. J., Jenkins T. N., Warner L. H., Comparative psychology, v. 1–3, N. Y., 1935–40; Τhоrpe W. H., Learning and instinct in animals, L., 1956; Comparative psychology, 3 ed., ed by С. P. Stone, L., 1953; Ratner S. С. and Denny M. R., Comparative psychology; research in animal behavior, Homewood, 1964. См. также лит. при ст. Этология. О междунар. конгрессах по П. см. Ярошевский М. Г., Прогресс П. и междунар. психологич. конгрессы, "ВФ", 1966, No 7.
О журналах по П. см. ст. Журналы психологические, в кн.: Педагогическая Энциклопедия, т. 2, М., 1965.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
Похожие материалы
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.