- 09.04.2012
- 2033 Просмотра
- Обсудить
ГИЛОЗОИЗМ \ФИЛОСОФИЯ\ ЭТИКА \ ЭСТЕТИКА\ ПСИХОЛОГИЯ\
Поэты (1) \Философия (1)\ Этика (1)\ Эстетика (1)\ Психология (1)\ ПИСАТЕЛЬ
Поэты (1) \Философия (1)\ Этика (1)\ Эстетика (1)\ Психология (1)\ ПИСАТЕЛЬ
ГИЛОЗОИЗМ (греч. hyle — вещество, материя и zoe — жизнь) — философская концепция, признающая одушевленность всех тел, космоса, материи, природы. Г.
Гилозоизм
Гилозоизм (от греч. hyle – материя и zоо – жизнь) — философское учение об одушевленности всей природы, наделяющее ее способностью к ощущениям и ...
ГИЛОЗОИЗМ
(от греч. hyle — вещество, zoe — жизнь) — термин, введенный в 1678 Р. Кедвортом для обозначения учений о всеобщей одушевленности материи. Г. отрицает границу между живым и неживым и считает жизнь неотъемлемым свойством материи: «Материя никогда не может существовать и быть деятельной без духа, а дух — без материи» (И.В. Гёте). Гилозоистами, отождествлявшими живое и существующее, были Эмпедокл, Анаксагор, Анаксимен, Фалес, Гераклит. В «Тимее» Платона Космос предстает как живой организм. Элементы Г. очевидны у Аристотеля, позднее — у Дж. Бруно, Д. Дидро и др. Как учение о всеобщей одушевленности всего существующего Г. совпадает с панпсихизмом; от витализма Г. отличается тем, что не отделяет «жизненную силу» от «косной материи».
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
ГИЛОЗОИЗМ
(от греч. — материя и — жизнь), термин, введённый Кедвортом в 1678 для обозначения натурфилос. концепций (преим. ранних греч. философов), отрицающих границу между «живым» и «неживым» и полагающих «жизнь» имманентным свойством праматерии. Как учение о всеобщей одушевлённости универсума Г.— синоним панпсихизма, однако его не следует отождествлять с витализмом, отделяющим «жизненную силу» от физико-химич. материи. Г.— противоположность механицизма с его представлением о косной, «мёртвой» материи, с одной стороны, и внеш. «силе» как источнике её движения — с другой.
Г. ранней науч.-филос. традиции уходит своими корнями в древнейшие анимистич. представления (см. Анимизм). Г. отождествляет «живое» и «сущее», понимает бытие как «жизнь», а небытие — как «смерть». Существенность этой концепции для ранней греч. «науки о природе» уясняется уже из этимологии слова — «природа», восходящего к праиндоевроп. корню bheu/bhu- — «быть», «существовать», «растя» (как ирус. «быть», «бы-линка»), выражающему идею «ставшего бытия» как результата произрастания на свет. Отсюда — название простейших онтологич. сущностей (элементов) «корнями» (Эмпедокл) или «семенами» (Анаксагор). В более или менее чистом виде Г. засвидетельствован для Фалеев («всё полно богов» со ссылкой на одушевлённость магнита и янтаря), Анак-симена (В 2), Гераклита (В 30) и Диогена Аполлонийского. Откровенному Г. платоновского «Тимея» (космос как живой организм) противостоят весьма умеренные гилозоистич. рудименты у Аристотеля (особенно в теории надлунного мира). Чистый Г., как правило, требует последоват. монизма и исключает необходимость демиурга, отсюда — частая близость Г. к пантеизму. Додумывание гилозоистич. предпосылок до конца приводит к построению последоват. параллелизма микрокосмоса и макрокосмоса (Анаксимен, Гераклит, платоновский «Тимей», стоицизм); целесообразность космич. организма оказывается естеств. мостом к телеологич. объяснению природы (начиная с Диогена Аполлонийского).
Предельным случаем Г. можно считать гилоноизм (греч. , — «сознание, дух, разум»; термин предложен голл. учёным В. Вердениусом в 1977) — учение о наделённости праматерии сознанием или о панестезии («всечувствительности») бога-универсума, засвидетельствованное, напр., для Ксенофана (В 24), Гераклита (В 64), Диогена Аполлонийского (В 4) и Эмпедокла (В 110, 10), и особенно близкое к новоевроп. панпсихизму (Фехнер идр.).
S p i t /. e r H., Uber Ursprung und Bedeutung dos Hylozoismus, Graz, 1881; G u L h r i e W. K. G., In the betiinmng Some Greek views on the origins of life and the early state of man Ithaca, 1965; Verdenius W. J., Hylozoism in early Greek thought, «Janus», 1977, v. 64, p. 25 -40 ГИЛЬБЕРТ, Хильберт (Hubert) Давид (23. 1. 1862, Велау, близ Кенигсберга, - 14.2.1943, Гёттин-ген), нем. математик и логик. Осн. труды в области оснований математики и математич. логики. В 1899 дал строго аксиоматич. построение геометрии Евклида, предопределившее дальнейшее развитие исследований по аксиоматизации науч. знания. Г. выдвинул обширный план обоснования математики путём её полной формализации («Основания математики», совм. с VI. Бернай-сом, т. 1—2, 1934—39, рус. пер. — т. 1, 1979), однако программа Г. оказалась невыполнима. Подход Г. к обоснованию математики привёл к появлению формализма, а также нового раздела математики— метаматематики (теории доказательств). Г. принадлежит ряд важных работ в области исчисления высказываний и исчисления предикатов.
в рус. пер.: Основы теоретич. логики, М., 1947 (совм. с В. Аккерманом); Основания геометрии, М.— Л., 1948.
Pид К., Г., пер. с англ., М., 1977 (с приложением обзора Г. Вейля математич. тр. Гильберта).
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
ГИЛОЗОИЗМ
ГИЛОЗОИЗМ, гилопсихизм (от греч. hyle и zoe – жизнь) – философское направление, рассматривающее всю материю с самого начала как живую (одушевленную); воззрение, согласно которому «материя никогда не может существовать и быть деятельной без духа, а дух – без материи» (Гете). Гилозоистами были ионийские натурфилософы, позднее – Джордано Бруно, Дидро и др. Выражение «гилозоизм» впервые встречается в 17 в. у Кедворта и с 19 в. часто применяется в осуждающем смысле материалистически-механистической философией по отношению ко всей нематериалистической, немеханистической философии.
Философский энциклопедический словарь. 2010.
ГИЛОЗОИЗМ
(от греч. ὕλη – вещество, материя и ζωή – жизнь) – филос. учение об универсальной одушевленности материи, признающее, что материи свойственны способность к ощущению, восприятию и мышлению во всех ее частях. В истории философии Г. встречается у самых ее истоков – в ионийской школе натурфилософов (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); к Г. близки Гераклит, Эмпедокл, стоики. Элементы Г. содержались в учении Аристотеля. В эпоху Возрождения Г. появился вновь в учениях итал. философов (Б. Телезио, Дж. Бруно). Спиноза рассматривал мышление как присущее всей природе свойство, как атрибут материи. Вслед за ним часть франц. материалистов 18 в. (Дидро, Робине, Дешан) признавала всеобщую одушевленность материи. Точку зрения, близкую к Г., защищал Геккель. Г. нередко служил формой выражения материалистич. мировоззрения: гилозоисты утверждали, что ощущение, сознание есть неотъемлемое свойство материи, и отвергали идеалистич. представления о существовании нематериальной, духовной субстанции. Диалектич. материализм исходит из того, что психическое есть свойство не всякой, а лишь высокоорганизованной материи. В фундаменте же самого здания материи можно лишь предполагать существование способности, сходной с ощущением, – свойство отражения (см. В. И. Ленин, Соч., 4 изд., т. 14, с. 34). См. Диалектический материализм, Материя и лит. при этих статьях.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
ГИЛОЗОИЗМ
ГИЛОЗОИЗМ (от греч. ΰλη—вещество, материя и ζωή—жизнь)—философское учение о всеобщей одушевленности материи. Термин ввел в философский лексикон в 1678 Р. Кедворт. Гилозоистами были древнегреческие философы Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит. Согласно Фалесу, магнит притягивает железные опилки, т. к. он обладает душой. Гераклит характеризовал человеческую душу как сухой, наиболее совершенный огонь. В эпоху Возрождения ярким сторонником гилозоизма был Д. Бруно. "Нет вещи не обладающей душой, или, по крайней мере, жизненным началом” ("О природе, начале и едином”, М., 1934, с. 107). Гилозоистические представления Бруно были связаны с его пантеизмом, отождествлявшим Бога и природу.
В Новое время галозоистические идеи наличествуют у Б. Спинозы, считавшего мышление атрибутом субстанции, в философских воззрениях И. В. Гёте, полагавшего, что в природе существуют лишь постепенные переходы, вследствие чего духовное не противоположно материи, а коренится в ней в качестве его потенции, многообразно проявляющейся во всех природных явлениях. Приверженцами гилозоизма были также французские материалисты 18 в.—Д. Дидро, Д. Дешан, Ж. Робине. Признание "чувствительности как общего свойства материи” Дидро принимал в качестве "все объясняющего предположения” ("Разговор д'Аламбера и Дидро”, см. Дидро Д. "Атеистические произведения”. М., 1956, с. 117). Дешан, признавая наличие двух первоначал—материального и духовного, утверждал, что вселенная, или Целое, представляет собой их взаимопроникающее единство ("Истина, или истинная система”, рус. пер. 1973, с. 311).
Достижения биологии в 19 в. выявили несостоятельность гилозоизма и его идей о всеобщей одушевленности материи.
Г. И. Ойзер.шн
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
Философия (4)
...вся материя (это точка зрения гилозоизма), но различают: — «чувствительность инертную»; — «чувствительность деятельную». Французский материализм попытался преодолеть разрыв между природой (растительным, животным миром) и человеком.
Философия (11)
...школы, которые стояли на позициях гилозоизма, т. е. отрицали границу между живым и неживым и полагали всеобщую одушевленность универсума. Обращение к антропологической проблематике связано с критической ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (177)
Гилозоизм и панпсихизм Далее, вещи, из которых состоит природа, по мнению античных мыслителей, являются всегда живыми существами, если не всегда целиком ...постоянно и правильно трактуется как гилозоизм, то есть как учение именно о живой материи. Но к этому необходимо прибавить еще и другое.
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ В КОНСПЕКТИВНОМ ИЗЛОЖЕНИИ (6)
Гилозоизм . Поскольку ничего не существует, кроме чувственно материального космоса, и нет ничего такого, откуда происходило бы его движение, это значит, что ...откуда и "живая" их материя (гилозоизм). 3. Абстрактно всеобщая категориальность . Поскольку объектность еще не есть вся вещь, а только один из ее моментов, абстрактно выделенный из ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (65)
Это – гилозоизм, но не просто интуитивный и не просто мифологический, а такой, который взял за основу именно материю, в то время как ...общинно родовой формации, этот скульптурный гилозоизм не остался принадлежностью только первого периода античной эстетики. Он остался на все то тысячелетие, когда процветала античная философия и эстетика.
А.Ф.Лосев ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ РАННЯЯ КЛАССИКА (85)
б) Гилозоизм. Отбросив антропоморфных богов и демонов в качестве объясняющих причин, философы признают теперь таковыми живые материальные стихии, которые непосредственно воспринимаются обыкновенными ... Ведь раннеклассическая эстетика есть гилозоизм, т.е. учение о живой природе, а всякая жизнь полна противоречий и противоположностей. а) Эстетическое значение диалектических противоположностей.
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (216)
Гилозоизм Спрашивается: почему же этот космос движется? Если он есть только материя, то ведь материальность указывает лишь на факт существования чувственных ...а dzöë – "жизнь", то, очевидно, гилозоизм есть прямая и необходимая характеристика античного космоса. Чувственно материальный космос есть живое существо, поскольку не существует ничего такого, что было ...
Логос (1051)
...врачей с их попытками эмпиризма, гилозоизм ионийских философов и откровения пифагорейцев. Э. происходил из знатной семьи. По видимому уже отец его Метон был противником тирании; таким ... остается на почве античногогилозоизма, признавая свои стихии живыми или чувствующими. Он видит в них не только первичные предметы чувственного восприятия (primum sensibile), но и ...
Специальный Философский словарь со ссылками на работы. Г.
...к Аристотелю) осевой семантической конструкции… Гилозоизм ГИЛОЗОИЗМ (греч. hyle — вещество, материя и zoe — жизнь) — философская концепция, признающая одушевленность всех тел, космоса, материи, природы. Г.
А.Ф.Лосев ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ РАННЯЯ КЛАССИКА (60)
...мифологии и перехода на пути гилозоизма, Гераклит имел мужества додумать до логического конца. И поэтому не просто числа пифагорейцев и гомеомерии Анаксагора и не просто элементы ...беспощадное додумывание до конца антиантропоморфного гилозоизма. Отсюда его трагический пафос, отсюда его торжественная и в то же время нервозная темнота, отсюда не сводимый ни на какую ...
Логос (187)
Гилозоизм Гилозоизм (от ulh — материя и zwh — жизнь) — воззрение, оживотворяющее материальную природу. Так как понятие о материальной основе мира как о ...
ЖИЗНЬ
В рамках гилозоизма Ж. мыслится как имманентное свойство праматерии, фактически синонимичное бытию, — в отличие от смерти как небытия (ср.
Тренинг логического мышления и формирование понятийного аппарата. (3) Жизнь
В рамках гилозоизма жизнь мыслится как имманентное свойство праматерии, фактически синонимичное бытию, — в отличие от смерти как небытия (ср.
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (126)
...оперировал традиционный в те времена гилозоизм, перейти к общим категориям, которые делали бы логически понятным и всякое единичное рассуждение о вещах и понятиях.
КАМПАНЕЛЛА (Campanella) Томмазо
Гилозоизм К. постулировал, что всяким природным явлениям, вещам, стихиям неотъемлемо присуще стремление к самосохранению: "Все сущности испытывают всегда и повсюду любовь ...
БРУНО (Bruno) Джордано Филиппо
в рамках парадигм панпсихизма и гилозоизма. (Как отметила один из комментаторов творчества Б. Ф.А.Йейтс, у него "земля, поскольку она живое существо, движется вокруг солнца ...
ТОЛАНД (Toland) Джон
Отвергая постулаты гилозоизма, Т. представлял мышление как чисто физическое движение мозгового вещества ("мышление... есть особенное движение мозга, специального органа этой способности").
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (118)
...античной эстетики: дорефлективная мифология, интуитивный гилозоизм досократиков; дискурсивная диалектика у софистов и Сократа; спекулятивно категориальная у Платона и дистинктивно дескриптивная диалектика у Аристотеля; огненно пневматический и ...
А.Ф.Лосев ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ РАННЯЯ КЛАССИКА (78)
...308) мы находим самый настоящий гилозоизм. б) Об интуитивном характере философии Демокрита говорят его занятия теорией перспективы и оптикой. Об этом читаем важное сообщение у Витрувия (...
МОНАДА
...уровень, в форме специфического гносеологического гилозоизма предвосхищены естественнонаучные сценарии эволюции сознания); 2) развитые М. души (ames), являющие собой смутные перцепции (типа "шороха падающей песчинки"), наделенные памятью, ...
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
...интерпретирует его на основе принципов гилозоизма и анимизма (от фалесовского "мир полон богов" до концепции космоса как живого организма в платоновском "Тимее" и модели надлунного мира ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. СОФИСТЫ. СОКРАТ. ПЛАТОН (22)
Об этом так называемом гилозоизме можно прочитать уже в элементарных учебниках истории философии. А какое сознание имелось здесь в виду и в отношении какого именно ...
БОГ
...эволюционных стадий теизма был характерен гилозоизм как оживотворение и одухотворение мира, оформившийся позднее в пантеизм, предполагающий растворенность Б. в природе (от фалесовского "мир полон богов" до ...
А.Ф.Лосев ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ РАННЯЯ КЛАССИКА (7)
Получается общеизвестный досократовский гилозоизм и, стало быть, соответствующая гилозоистическая эстетика. Не так уж трудно обнаружить мифологию и в учении Платона об идеях, равно как ...
Джордано Бруно
...Вселенной , которые привели Бруно к гилозоизму ) перекрещивались с сильным влиянием воззрений античныхматериалистов и пифагорейцев . У Николая Кузанского Бруно почерпнул идею «отрицательной теологии », исходящей из невозможности положительного ...
А.Ф.Лосев ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ РАННЯЯ КЛАССИКА (13)
...обычно в истории философии называется гилозоизмом. А эстетика превращается здесь из цельной мифологии в учение об абстрактном оформлении космического тела и всех тел, в него входящих, ...
Логос (535)
, гилозоизм), или дуалистически — различая, напр., весомое вещество от невесомого эфира, или плюралистически — как множественность неделимых единиц (атомизм — самая распространенная форма материализма); ...
А.Ф.Лосев ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ РАННЯЯ КЛАССИКА (87)
...порах и по преимуществу была гилозоизмом. Однако развитие личности в этот период ранней классики отнюдь не было настолько большим, чтобы развернуть все ее внутреннее содержание.
МИФОЛОГИЯ
...причина), понятый как генетизм; 3) гилозоизм — отсутствие в архаическом мифологическом сознании границы между биотической и небиотической составляющими мироздания, — тотальное оживотворение бытия; 4) анимизм — одушевление фрагментов Космоса; ...
Владимир Сергеевич Соловьев (7)
Не только Кант, которому всякий гилозоизм (оживотворение вещества) был так противен, но и самый поэтически настроенный натурфилософ не припишет, конечно, такому предмету, как вертел, способности производить ...
Адорно Т. Негативная диалектика. (15)
...понятию бытия был направлен против гилозоизма Просвещения, чему Хайдеггер не придает значения. Намерение ускользнуть от всего этого, отступая за рефлексией критической мысли в священную древность, помогло ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (125)
...только атрибут единственно возможной для гилозоизма живой и одушевленной субстанции. Однако представление о том, что гармония субстанции есть такая же необходимая и самостоятельная, то есть тоже ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (64)
Уже там были и свой гилозоизм и своя скульптурность. Физическое тело имеет начало, середину и конец, а подобного рода структура, осуществленная в человеческом теле, создает скульптурную ...
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.