- 26.10.2013
- 1607 Просмотров
- Обсудить
ПОНЯТИЕ
Николай Бердяев. Константин Леонтьев. (8)
Можно любить прошлое, но нельзя верить в его даже приблизительное возрождение». «В прогресс надо верить, но не как в улучшение непременно, а только как в новое ...
Павел Валерьевич Волков Разнообразие человеческих миров (15)
Так и психастеник — тянется к вере, особенно под влиянием близких, но вместить в себя многого не может. Не удается оторваться от земли в неземной экстаз и ... В бессмертие души трудно верить, так как ее источником психастеник ощущает, как и другие реалисты, лишь свой телесный организм. Некоторые психастеники являются «неисправимыми» атеистами, но ...
Вера — признание чего-либо истинным, часто — без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их.
Вера обусловлена особенностями психики человека. Безоговорочно принятые сведения, тексты, явления, события или собственные представления и умозаключения в дальнейшем могут выступать основой самоидентификации, определять некоторые из поступков, суждений, норм поведения и отношений.
Русское слово «вера» восходит к праслав. *věra (ст.-слав. вѣра, болг. вя́ра, польск. wiara, чеш. víra), которое в свою очередь является субстантивированной формой женского рода праиндоевропейского прилагательного *wēros (др.-в.-нем. wâr «правдивый, верный», др.-ирл. fír «правдивый, истинный», лат. vērus «истинный, правдивый»).
Религиозное понимание
Слово «вера» («вероучение») также употребляется в смысле «религия», «религиозное учение» — например, христианская вера, мусульманская вера и др.
Верующий — религиозный человек, то есть представитель конкретной религии, носитель религиозной модели мира.
В социологии религии различают несколько типов верующих:
глубоко верующие, у которых религиозная вера играет определяющую роль в их жизни и поведении;
верующие, у которых религиозная вера занимает второстепенное место в их жизни и слабо мотивирует их поведение;
колеблющиеся, у которых отсутствует прочная религиозная вера и которые проявляют колебания в отношении выбора между религей и атеизмом, что соответственно отражается и в их поведении.
Вера, возможно, является универсальным свойством для человеческой природы и важнейшей составной частью мировоззрения верующего человека; она проникает во все элементы его жизни. Существует мнение, что вера проистекает из потребности человека обмениваться опытом с другими людьми в ходе совместного труда и обобщения опыта. Верующие люди из одного сообщества имеют примерно одни и те же представления о мире, поскольку склонны доверять опыту соплеменников, как прошлому (традиция), так и настоящему. Поэтому веру можно расценить как коллективное представление о мире.
Рассуждая же с точки зрения биологии можно предположить, что религиозная вера является побочным продуктом другого, какого-то полезного для выживания свойства человеческой психики. «Ребёнок не в состоянии понять, что „не купайся в кишащей крокодилами Лимпопо" — это разумное предостережение, а „в полнолуние нужно принести в жертву богам козу, иначе будет засуха" — в лучшем случае трата времени и коз. Для него оба высказывания звучат одинаково веско. Оба поступают от авторитетного источника и произносятся серьёзным, вызывающим уважение и доверие тоном. То же относится к суждениям об устройстве мира, Вселенной, о морали и человеческой природе. И скорее всего, достигнув зрелости, этот ребёнок перескажет не менее серьёзным тоном всё услышанное — мудрость вперемешку с глупостью»
Нередко вера оценивается как важный элемент ценностного сознания, наряду с такими категориями, как надежда и любовь.
Религии, как правило, представляют веру как одну из главных добродетелей. В христианстве вера определяется как воссоединение человека с Богом.
В христианской традиции, вера — это ожидание того, на что надеются, уверенность в том, чего до конца не знают и не видели: «уверенность в невидимом, как бы в видимом, в желаемом и ожидаемом, как бы в настоящем».
« Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.
Новый Завет (Евр.11:1) »
В библеистике Нового завета, вера — основной и необходимый фактор, который, согласно данному писанию, позволяет человеку преодолевать законы природы (например, рассказ о хождении апостола Петра по воде).
«Истинная» вера (то есть такая вера, которая по мнению христиан не основана на предрассудках) рассматривается христианами как практическое решение проблемы признания наличия принципиально непознаваемых сущностей, высшая из которых — Бог. При этом принципиальная конечность, ограниченность человеческого познания (например, не вызывает сомнения, что невозможно отыскать и зафиксировать на информационных носителях все простые числа, поскольку их бесконечно много, или вычислить все цифры любого из иррациональных чисел и т. д.) считается доказательством необходимости веры, которая трактуется как готовность человека действовать, несмотря на неполноту имеющихся у него знаний. В применении к Богу это означает, что хотя ни один человек никогда не сможет исчерпывающе описать/постичь природу Теофании, однако имеющиеся у верующего «доказательства» истинности Пророка или Посланника Божиего достаточны для того, чтобы следовать Его заповедям.
Представители патристики говорили о том, что вера так или иначе необходима для жизни на земле. «Не только у нас, которые носим имя Христово, за великое почитается вера, но и все то, что совершается в мире, даже людьми чуждыми Церкви, совершается верою. — На вере утверждается земледелие: ибо кто не верит тому, что соберет произрастшие плоды, тот не станет сносить трудов. Верою водятся мореплаватели, когда, вверив судьбу свою малому древу, непостоянное стремление волн предпочитают твердейшей стихии, земле, предают самих себя неизвестным надеждам и имеют при себе только веру, которая для них надежнее всякого якоря».
Интерпретации веры в философии
Атеисты или материалисты объясняют религиозную веру как порождённую специфическими условиями существования общества, а именно: бессилием людей в процессе их взаимодействия с природной и социальной средой и потребностью в компенсации этого бессилия, в восполнении их отчуждённого бытия иллюзорным потусторонним миром, соответствующим их ценностным установкам. Теология признаёт религиозную веру неотъемлемым свойством человеческой души или же благодатью, даруемой Богом. В этом смысле вера отличается от разума и/или знания.
Бертран Рассел писал о вере:
Веру можно определить как твердое убеждение в чем-то при отсутствии доказательств. Когда доказательства есть, никто не говорит о вере. Мы не говорим о вере, когда речь идет о том, что дважды два четыре или что земля круглая. О вере мы говорим лишь в том случае, когда хотим подменить доказательство чувством.
Оригинальный текст
We may define "faith” as a firm belief in something for which there is no evidence. Where there is evidence, no one speaks of "faith.” We do not speak of faith that two and two are four or that the earth is round. We only speak of faith when we wish to substitute emotion for evidence.
Объекты веры обычно не даны субъекту чувственно и выступают лишь в виде возможности. При этом объект веры представляется существующим в действительности, образно, эмоционально.
В качестве субъекта веры может выступать индивид, социальная группа и общество в целом. Вера отражает не только объект, но главным образом отношение к нему субъекта, а тем самым и общественное бытие субъекта, его потребности и интересы.
Вера // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
С. Ю. Головин. Вера. // Словарь практического психолога.
Boryś W. Słownik etymologiczny języka polskiego. — Wydawnictwo Literackie. — Kraków, 2005. — С. 687. — ISBN 978-83-08-04191-8
Вера // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 4 томах. — СПб., 1907—1909.
Верующий // Словарь Ушакова
Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь. В 2-х томах: Пер. с англ. Н.Н. Марчук. М.: Вече, АСТ, 1999
Энциклопедия для детей. Т. 6, ч. 1. Религии мира — М.: Аванта+, 1996. — 720 с.: ил. — С. 5-13. — ISBN 5-86529-043-6
Докинз, Ричард. «Бог как иллюзия.» 2008
Митр. Филарет. Христианский катехизис. М.: изд. Моск. Патриархии, 1997. С. 4.
Кирилл Иерусалимский. Огласительные поучения, 5. Цит. по: Христианский катихизис. Цит. соч. С. 4-5.
Russell, Bertrand. «Will Religious Faith Cure Our Troubles?». Human Society in Ethics and Politics. Ch 7. Pt 2.
А. И. Осипов. Путь разума в поисках истины // Глава IV, § 1.
О вере и неверии Православная энциклопедия «Азбука веры»
Кураев А. В., Кураев В. И. Религиозная вера и рациональность // Исторические типы рациональности / Отв. ред. В. А. Лекторский. — Т.1. — М.:ИФРАН, 1995. — 350 с. (С. 74-95.) ISBN 5-201-01891-2
А. В. Кураев. О вере и знании
Кураев А. В. О вере и знании — без антиномии // Вопросы философии, 1992. — № 7 — С.45-63.
Л. И. Корочкин, чл.-корр. РАН. О роли науки и роли религии в формировании мировоззренческой парадигмы
Владимир Сергеевич Соловьев (130)
...как чистая истина, которые для веры не нуждаются в религиозном авторитете и религиозной дисциплине. Но таким людям следует думать не о себе, а о других....и к ней в делах веры должны обращаться все местные церкви, т. е. все верные[2]. Это приводит нас ко второму вопросу: почему именно Риму, римскому ...
ИНДУКТИВНЫЙ
...что возможность индукции покоится на вере в однообразный порядок ... К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин. О ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ.... Вера ВЕРА — глубинная общечеловеческая универсалия культуры, фиксирующая комплексный феномен индивидуального и массового сознания, включающий в ... Специальный Философский словарь со ссылками на ...
Доверие (между людьми) — это уверенность, в поступке другого человека определённым образом. Доверие — всегда кому-то принадлежит, оно личное в отличие от абстрактных понятий типа Справедливости или Гуманизма
Доверие (понятие) — состояние внутреннего мира субъекта, обусловленное желанием взаимоотношения, характеризующееся готовностью передачи определенных прав, информации и объектов иным вольным субъектам. Однако, главным и первым признаком доверия, является наличие такого факта в взаимоотношениях как Верность. Это готовность по взаимодействию и обмену конфиденциальной информацией, а также определёнными особыми действиями между субъектами. Доверие зависит от степени соблюдения оговорённых правил, а также от умения правильно действовать, достигая обозначенной цели для субъектов, даже в случаях когда некоторые правила не оговорены.
Доверие в социологии и психологии — открытые, положительные взаимоотношения между людьми, содержащие уверенность в порядочности и доброжелательности другого человека, с которым доверяющий находится в тех или иных отношениях. Доверие может иметь финансовый или личный характер. Финансовое доверие может выражаться в одалживании средств или возложении полномочий по управлению имуществом. Признаком личного доверия служит откровенность, готовность делиться интимной, секретной информацией.
Интересный труд по данной тематике представил Фрэнсис Фукуяма. В его книге «Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию» взяты отдельные экономические, политические и социальные модели реальных стран, с разным уровнем доверия (Россия, США, Англия, Франция, Германия, Япония, КНР, КНДР и пр.). Автор рассматривает различные модели управления, введенные в этих странах, «линию» правительства, роль внутрисемейных отношений и воспитания, открытых религиозных организаций и закрытых сект и пр. Все аспекты сплетаются в единую систему, основанную на цифрах и логике, при помощи этой системы автор с легкостью показывает важность доверия в пост-индустриальную эпоху.
Доверие считается основой всех социальных институтов. В таком качестве исследовалось в этнометодологии.
Фактически в политологических и этнометодологических рассуждениях доверие выступает в двух ролях. Во-первых, как вера в порядочность, доброжелательность другого человека или, в критических ситуациях как вера обоих агентов принадлежность к одному и тому же сообществу (нации), требующая от них той или иной степени солидарности. Во-вторых, доверие понимается как готовность следовать правилам игры (институтам), принятым в обществе, например, отдавать долги, выполнять должностные обязанности, следовать принятым обычаям. Эти две роли связаны между собой, но не пропорциональны друг другу. Уровни требований к выполнению правил в разных обществах существенно отличаются друг от друга. Согласно по устойчивости институтов общества делятся на теплые и холодные. Холодные общества — это те общества, где люди договорились о правилах игры (неважно, как они называются — законы, обычаи, традиции, сакральные заповеди и т. д.) и более не нуждаются в налаживании личных отношений для разрешения стандартных ситуаций (наиболее близки к этой дефиниции западные страны и страны Юго-Восточной Азии). В таких обществах основное разнообразие институтов сосредоточено на верхних уровнях их иерархии и предназначено для разрешения сложных ситуаций. Теплые общества — это те, где люди, наоборот, не сумели договориться об общих правилах, и вынуждены компенсировать их отсутствие (иначе говоря, одновременное существование различных правил) личными взаимоотношениями (в том числе коррупционного характера) или временными драконовскими правилами и виртуальной мистической связью каждого с вождем. Отсутствие действенного права вынуждает перманентно обращаться к его первоисточникам, в том числе представлениям о справедливости, поэтому справедливость, часто понимаемая как всеобщее равенство доходов и даже равное бесправие, занимает высокое место в шкале ценностей. И в то же время отсутствие регулятора справедливости (права, обычая и т. д.) очень часто ведет к большей несправедливости и большему имущественному расслоению, чем в холодных обществах. В настоящее время можно даже указать формальный экономический критерий выделения теплых обществ — значение коэффициента Джини ≥ 0,4-0,5. Нетрудно заметить, что к теплым культурам прежде всего относится Россия и её западные соседи, а также Латинская Америка. Также на доверии основано социальное влияние.
Доверие // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Jack R. Gibb (1978), Trust: A New View of Personal and Organizational Development, Guild of Tutors Press.
Гарфинкель Г. Концепция и экспериментальные исследования «доверия» как условия стабильных согласованных действий / Пер. с англ. А. М. Корбута. — Социологическое обозрение, 2009. — Т. 8. — № 1. — С. 3-25.
Цирель С. Пути к государственности и демократии: исторический анализ
А.Дуварова Доверяете друзьям? Дружба по расчету
А. Б. Купрейченко, С. П. Табхарова «Критерии доверия и недоверия личности другим людям» // Психологический журнал. — 2007. — № 2. — С. 55—67.
Использование иллюстраций в преподавании общей психологии
...же: была ли ты мне верна? — Сказать правду?—ответила жена.—Но хорошо, если ты умрешь, а вдруг останешься жив? „Избегание" (die Vermeidung) — попытка избежать встречи с ...
Генрих Гейне. (20)
...ничего опасного; но сначала не верится в это, если ничего не понимаешь в горном деле. Испытываешь особое чувство уже по одному тому, что раздеваешься, чтобы облачиться ...и занимательнее, но нет более верного, чем верный немецкий народ. Если бы я не знал, что бер ность стара, как мир, я был бы готов допустить, ...
Клод Давид. Франц Кафка глава 10 "Процесс" и "В исправительной колонии"
...к практике, в добродетель которой верится с трудом; он выражение изношенного, больного мира, несчастный пережиток в прошлом живой веры; все говорит в нем о разложении и ...
Золотой ключик, или приключения Буратино (2)
...нос, сказала лиса, нам не верят и не надо... Нет, нет, закричал Буратино, верю, верю!.. Идемте скорее в Страну Дураков!.. В ХАРЧЕВНЕ "ТРЕХ ПЕСКАРЕЙ" Буратино, лиса ...
Логос (699)
...второй из двух первоисточников христианской веры. Св. предание, как и Св. Писание, есть учение самого И. Христа и апостолов, преподанное ими церкви устно, а позже — написанное.... ныне служат: 1) символы веры древнейших поместных церквей, каковы символы: церкви Иерусалимской, записанный св. Кириллом Иерусалимским в надписаниях его огласительных слов; церкви антиохийской, текст которого ...
Роберт Грейвс. Божественный Клавдий и его жена Мессалина (111)
...Ироду, я не мог не верить. Если он виновен, он откажется приехать, а это означает, что тут же начнется война, к которой я не готов.... Он много размышлял над вопросами веры, и, возможно, есть доля правды в истории о том, что его отец — грек, ведь, в отличие от истинных евреев, он ...
Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ НЕРАВЕНСТВА. (18)
Это верно и в отношении социальных контрреволюций, а не только революций. Социальное развитие предполагает возрастающую власть человека над природой, рост экономической производительности ...призывал к социальной революции и верил в нее, то потому, что он был не только наукой, но и верой, имел не только социальное, но и религиозное, ...
Л. И. ШЕСТОВ ДОСТОЕВСКИЙ И НИЦШЕ (5)
...в такой грубой, такой материальной вере, как вера в воздаяние. Собственно говоря, чего еще нужно, после того как доказано, что испытать несправедливость лучше, чем причинить ее?
Логос (947)
...Улахэ (Сандогу Улахэ), в 4 вер. ниже телеграфной станции Бельцовой; течет первоначально по довольно открытой долине, имея ширину в среднюю воду от 50 до 100 саж.... В 135 вер. от слияния упомянутых двух pp. У., после впадения в нее с левой стороны р. Сунгачи, расширяется и течет с Ю ...
ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ (8)
...и повелел войти в рай верным. А на древе он был распят потому, что от древа вкусил Адам и из за него был изгнан из рая; ... Когда апостолы учили по вселенной веровать Богу, учение их и мы, греки, приняли, вселенная верует учению их. Установил же Бог и день единый, в который, сойдя ...
Послание к Титу
Послание к Титу Глава 1 1 Павел, раб Божий, Апостол же Иисуса Христа, по вере избранных Божиих и познанию истины, относящейся к благочестию, 2 в надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде ...Послание к Титу Глава 1 1 Павел, раб Божий, Апостол же Иисуса Христа, по вере избранных Божиих и познанию истины, относящейся к благочестию, 2 в надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен, 3 а в свое время явил Свое слово в проповеди, вверенной мне по повелению Спасителя нашего, Бога, — 4 Титу, истинному сыну по общей вере: благодать, милость и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего. 5 Для того я оставил тебя в ...
Эрос и пол 1
Для того, чтобы подойти, или верней, дойти до предельной человеческой темы – темы половой Любви – мне потребовались почти шесть сотен страниц. Теперь я вижу возможность предложить читателю ... Наша вера даёт нам уверенность в том, что Дух исходит только от Бога, а то тварное, что обладает духом, получает его от ...
Эрос и пол 7
Но у нас есть вера в Бога Любовь, и в согласии с нашей верой мы можем предполагать, что женщина по сотворению имеет какие то высшие ...
Карл Густав Юнг Психологические типы (7)
...тождественные с первыми христианами вообще, веровали в исключительно человеческую природу Христа и считали его сыном Марии и Иосифа, получившим лишь впоследствии посвящение через Духа Святого....упускать из виду, что именно вера в действительность этого чуда требует отрешения психического процесса от того, что познается с помощью внешних чувств, — отрешения, которое неизбежно должно ...
Фридрих Ницше. К генеалогии морали (15)
...которой она только и смеет верить в себя, сама она никогда не творит ценностей. Ее отношение к аскетическому идеалу само по себе никак не является еще ...почве одинаковой преувеличенной оценки истины (вернее: на почве одинаковой веры в недевальвируемость, некритикуемость истины); в этом то и оказываются они по необходимости союзниками так что они, ...
Николай Бердяев. Алексей Степанович Хомяков. (19)
...не любви, а покорности, не веры, а обряда. Единство истинное, живое, единство духа, высказывающееся в единстве видимых форм, заменилось единством вещественной нормы, а понятие об этой ...и таинству — смысл заклинания, любящей вере — характер принудительного закона»*. «Для римлянина, создавшего самое могучее из всех государств и науку права, доведенную до возможнейшего совершенства логической последовательности, ...
ТИЛЛИХ (Tillich) Пауль
...сочинения: "Мужество быть" (1952), "Динамика веры" (1957), "Теология культуры" (1959), "Систематическая теология" (1951—1963) и др. Теологическая система Т. построена на границе теологии, философии и психологии, ... как "безусловная вера" или состояние захваченности Богом, "который по ту сторону Бога", и где нет ни церкви, ни культа, ни теологии, но которая ...
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (9)
...жало, ибо христианин уже не верит в свою личную презренность: он дурен, как человек вообще, и успокаивается немного на мысли: все мы –одной породы.... Если бы вера не делала блаженным, в нее неверили бы – чего же она стоит после этого! 121 Опасная игра.
Протоиерей АЛЕКСАНДР МЕНЬ. СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ (23)
...политического радикализма зелотов, апостолы продолжали верить, что Христос — это "Тот, Кто должен избавить Израиль” 1. Мысль о страждущем Спасителе мира не укладывалась в сознании учеников....что этот древний борец за веру не умер, а пребывает в лоне Божием; когда же придет назначенный час, он вновь предстанет перед Израилем и укажет ему ...
Карл Густав Юнг и последователи Человек и его символы (8)
...сочли мифы слишком невероятными, чтобы верить тому, что в них говорилось. Поэтому им и попытались придать приемлемую для всеобщего понимания форму.... По моему, вера не исключает мысли (являющейся сильнейшим орудием человека). К сожалению, многие верующие, похоже, так боятся науки (в том числе и психологии), ...
Н.А.Бердяев. САМОПОЗНАНИЕ. (27)
Вера в человека, в человечность есть вера в Бога, и она не требует иллюзий относительно человека.
Н.А.Бердяев. САМОПОЗНАНИЕ. (38)
Трудно защищать не веру в Бога, трудно защищать традиционное учение о Промысле Божьем в мире. Это учение никак не может быть согласовано с существованием ...богословия и метафизики, и я верюлишь духовно опытному доказательству существования Бога и божественного мира. У меня есть настоящее отвращение к богословско догматическим распрям.
Фридрих Ницше. К генеалогии морали (3)
...человеческого (именно от "господ") на верном пути; все заметно обиудеивается, охристианивается, оплебеивается (что проку в словах). Ход этого отравления по всему телу человечества выглядит безудержным, отныне ...которого можно было бы сохранить веру в человека!.. Ибо так обстоит дело: измельчание и нивелирование европейского человека таит в себе величайшую нашу опасность, ибо зрелище это ...
Владимир Соловьев. РОССИЯ И ВСЕЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ. (15)
...исповедуют одну и ту же веру и что в этом вся суть. Но нужно знать, что понимают здесь под словом вера или религия.
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (17)
Эти философы имели осязательно крепкую веру в себя и свою "истину” и низвергали ею всех своих соседей и предшественников; каждый из них был воинствующим и насильничающим ... Быть может, счастье от веры в обладание истиной никогда не было большим на земле, но никогда также не были большими жестокость, высокомерие, тираническое и злое ...
КАЛЬВИН (Calvin) Жан
...издание его "Наставления в христианской вере" на латинском языке, которое в дальнейшем несколько раз переиздавалось на латинском и французском языках с изменениями и дополнениями, и таким ...конкретное выражение общего учения о вере, которая, согласно К., может появиться в человеке только при воздействии Святого Духа. На избранных Бог воздействует особым образом, — так что ...
Л. И. ШЕСТОВ ДОСТОЕВСКИЙ И НИЦШЕ (12)
...бы то ни стало сохранить веру в идеалы, но ни предостережения, ни убеждения не оказывают никакого действия: нас всех влечет роковая сила вперед, к неизвестности.... Так убивали вы веру моих добродетелей"[67]. Но и не в этом еще дело. Для Ницше, когда он писал "Заратустру" и "К генеалогии морали", ...
Сила и Мудрость Слова (202)
...глубочайшей своей сущности есть раскрытие веры народа, из этой веры исходит и к этой же вере устремляется. Если возможна русская философия, то только — как философия веры ...
ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ
...Иисуса Христа и возникновение общины верующих суть поворотный момент качественной трансформации истории до тех пор разобщенного человечества: началом В.И. в данном контексте полагается старт процесса ...а простирающееся там, где есть верующие. "Град Божий", по Августину, не подвержен каким либо случайностям истории, и не имеет своего предела существования в историческом времени, ибо ...
Логос (317)
В результате, если верить иным исследователям, совершенно нельзя понять, почему именно этому рядовому раввину, без малейшего не только божественного, но и политического и психологического ...она иногда заходит — и тем вернее, чем тщательнее и серьёзнее ведется — показывает такой недавний пример. Многократно в евангелиях Х. зовет себя «Сыном Человеческим», и нет сомнения, ...
Мифология. (74)
Македония осталась верна здравым традициям Антипатра и Антигона Гоната, и Сиракузское царство, несмотря на все свое сходство с эллинистическими монархиями, тоже осталось свободным ...действительность не опровергала образа, созданного верою и любовью; и вот это‑то удавалось далеко не всегда, несмотря на благотворную силу «пафоса дистанции».
Логос (508)
...успех; он обратил в свою веру брата персидского царя и был благосклонно выслушан самим царем Сабуром (Сапор) 1 м. Но вражда мобедов — жрецов господствовавшей религии — скоро ...как ученики его насаждали новую веру в различных областях римской империи. Он вернулся в отечество только при внуке Сабура, Бахраме I, который принудил его вступить в ...
Николай Бердяев. Алексей Степанович Хомяков. (21)
Русский народ, по вере славянофильской, отрицает юридические гарантии, не нуждается в них, отвергает всякий формализм как противный сердцу народному....очень подчеркивает и выпукло формулирует верный последователь и истолкователь Хомякова Д. X. в своей брошюре «Самодержавие». «Вся суть реформы Петра, — говорит Д. X.
Глава 12
...многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса. 12 На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, 13 взяли пальмовые ... 36 Доколе свет с вами,веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них. 37 Столько чудес сотворил Он пред ...
Христианская концепция Бога
Бог открывает себя верующему в Священном Писании , через Святого Духа в мистическом опыте, через внутреннюю работу и духовное единение с Ним.... Христиане верят, что только через Иисуса Христа человек может вновь воссоединиться с Богом. Согласно христианской доктрине, Вселенная, которую создал Бог, была отдана ...
От Иоанна святое благовествование Глава 12
...многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса. 12 На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, 13 взяли пальмовые ... 36 Доколе свет с вами,веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них. 37 Столько чудес сотворил Он пред ...
ЖИЛЬСОН (Gilson) Этьен Анри
...ни задавались разрешения проблемы связи веры и разума, абстрактные усилия ее разрешения будут всегда оставаться одними и теми же", а потому "на этом пути нам никак ...высшем синтезе рационального познания и веры, выступающей основой непосредственной "интуиции бытия" как доопытной "очевидности реальности", в содержании которой нет и не может быть рассогласования между сущностью ...
МИСТИКА
...умеренностью, отрешенностью, терпением, сосредоточением и верой). Аналогично — постижение дао в даосизме, шуньяты в буддизме и др. Зрелая М. (М. в собственном смысле этого слова) оформляется в ..., вопервых, предполагает осмысление предмета веры в качестве трансцендентного миру, а вовторых, фундаментальным для мистического познания является принцип сверх и надрациональности, сознательного отказа от рациональнологических методов, ...
Фауст. Гете ( Иоганн Вольфганг Гете ) (32)
...пролить я кровь; Не против веры я, кому в ней есть отрада. Маргарита Нет, мало этого: нам твердо верить надо. Фауст Да надо ли?
Николай Бердяев. О РАБСТВЕ И СВОБОДЕ ЧЕЛОВЕКА. (1)
...какой мере мысль этой книги верна всей моей мысли, выраженной в прежних моих книгах? В каком смысле существует развитие мысли мыслителя?...приходят к системе, которой остаются верны всю жизнь. Есть философы, которые отражают в своей философии борения духа и в мысли которых можно обнаружить разные этапы.
Владимир Соловьев. РОССИЯ И ВСЕЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ. (42)
...священстве и благочестиво признаваемое общиной верных. Церковь в этом смысле есть основной религиозный факт и единственный путь ко спасению, открытый Христом человечеству....единению христианских душ в единой вере, единой надежде и единой любви. Что касается жизни действительной, тут дело обстоит иначе. Здесь нация в ее отдельности и независимости ...
Л. И. ШЕСТОВ ДОСТОЕВСКИЙ И НИЦШЕ (3)
...окрыляет его, чтo дает ему веру, бодрость, силы? Сознание, что ему не суждено разделить участь товарищей арестантов, что его ждет новая жизнь.... Во мне возродилась слепая вера, что я все это исполню и могу исполнить... Я ждал, я звал поскорей свободу, я хотел себя испробовать вновь, на ...
Ф. ЭНГЕЛЬС (42)
...нанесло последний, смертельный удар моей вере, что в этих явлениях может быть нечто серьезное» («Мистический Лондон», соч. преподобного Ч. Мориса Дэвиса, Лондон, изд. братьев Тинсли)[290]....появлялась некая «Кэти», получавшая от верующих изрядное количество подарков. Но один скептик не успокоился до тех пор, пока не напал на след названной Кэти, которая, впрочем, ...
Карл Юнг. КРАСНАЯ КНИГА (24)
Древние верили, что это приносит исцеление душе.[98] Истин не много, их всего несколько. Смысл слишком глубок, чтобы уловить его иначе, чем ...сомнительны, например, утверждение, что содержаниеверы противоречит естественной науке или философии» «По моему мнению, такое возражение не стоит сразу отбрасывать, несмотря на тот факт, что есть ...
Владимир Сергеевич Соловьев (28)
...фактическое основание, требуя, однако, для верной оценки следующих трех оговорок: 1) Независимо от того, как относятся к более или менее широкому общественному целому единичные лица, в ...а окончательно опирается на собственной вере народных масс в божественность той власти, которая заставляет их работать; как бы несовершенна по своему предмету и по своей форме ...
Николай Бердяев. Константин Леонтьев. (8)
Можно любить прошлое, но нельзя верить в его даже приблизительное возрождение». «В прогресс надо верить, но не как в улучшение непременно, а только как в новое ...
Павел Валерьевич Волков Разнообразие человеческих миров (15)
Так и психастеник — тянется к вере, особенно под влиянием близких, но вместить в себя многого не может. Не удается оторваться от земли в неземной экстаз и ... В бессмертие души трудно верить, так как ее источником психастеник ощущает, как и другие реалисты, лишь свой телесный организм. Некоторые психастеники являются «неисправимыми» атеистами, но ...
Вера — признание чего-либо истинным, часто — без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их.
Вера обусловлена особенностями психики человека. Безоговорочно принятые сведения, тексты, явления, события или собственные представления и умозаключения в дальнейшем могут выступать основой самоидентификации, определять некоторые из поступков, суждений, норм поведения и отношений.
Русское слово «вера» восходит к праслав. *věra (ст.-слав. вѣра, болг. вя́ра, польск. wiara, чеш. víra), которое в свою очередь является субстантивированной формой женского рода праиндоевропейского прилагательного *wēros (др.-в.-нем. wâr «правдивый, верный», др.-ирл. fír «правдивый, истинный», лат. vērus «истинный, правдивый»).
Религиозное понимание
Слово «вера» («вероучение») также употребляется в смысле «религия», «религиозное учение» — например, христианская вера, мусульманская вера и др.
Верующий — религиозный человек, то есть представитель конкретной религии, носитель религиозной модели мира.
В социологии религии различают несколько типов верующих:
глубоко верующие, у которых религиозная вера играет определяющую роль в их жизни и поведении;
верующие, у которых религиозная вера занимает второстепенное место в их жизни и слабо мотивирует их поведение;
колеблющиеся, у которых отсутствует прочная религиозная вера и которые проявляют колебания в отношении выбора между религей и атеизмом, что соответственно отражается и в их поведении.
Вера, возможно, является универсальным свойством для человеческой природы и важнейшей составной частью мировоззрения верующего человека; она проникает во все элементы его жизни. Существует мнение, что вера проистекает из потребности человека обмениваться опытом с другими людьми в ходе совместного труда и обобщения опыта. Верующие люди из одного сообщества имеют примерно одни и те же представления о мире, поскольку склонны доверять опыту соплеменников, как прошлому (традиция), так и настоящему. Поэтому веру можно расценить как коллективное представление о мире.
Рассуждая же с точки зрения биологии можно предположить, что религиозная вера является побочным продуктом другого, какого-то полезного для выживания свойства человеческой психики. «Ребёнок не в состоянии понять, что „не купайся в кишащей крокодилами Лимпопо" — это разумное предостережение, а „в полнолуние нужно принести в жертву богам козу, иначе будет засуха" — в лучшем случае трата времени и коз. Для него оба высказывания звучат одинаково веско. Оба поступают от авторитетного источника и произносятся серьёзным, вызывающим уважение и доверие тоном. То же относится к суждениям об устройстве мира, Вселенной, о морали и человеческой природе. И скорее всего, достигнув зрелости, этот ребёнок перескажет не менее серьёзным тоном всё услышанное — мудрость вперемешку с глупостью»
Нередко вера оценивается как важный элемент ценностного сознания, наряду с такими категориями, как надежда и любовь.
Религии, как правило, представляют веру как одну из главных добродетелей. В христианстве вера определяется как воссоединение человека с Богом.
В христианской традиции, вера — это ожидание того, на что надеются, уверенность в том, чего до конца не знают и не видели: «уверенность в невидимом, как бы в видимом, в желаемом и ожидаемом, как бы в настоящем».
« Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.
Новый Завет (Евр.11:1) »
В библеистике Нового завета, вера — основной и необходимый фактор, который, согласно данному писанию, позволяет человеку преодолевать законы природы (например, рассказ о хождении апостола Петра по воде).
«Истинная» вера (то есть такая вера, которая по мнению христиан не основана на предрассудках) рассматривается христианами как практическое решение проблемы признания наличия принципиально непознаваемых сущностей, высшая из которых — Бог. При этом принципиальная конечность, ограниченность человеческого познания (например, не вызывает сомнения, что невозможно отыскать и зафиксировать на информационных носителях все простые числа, поскольку их бесконечно много, или вычислить все цифры любого из иррациональных чисел и т. д.) считается доказательством необходимости веры, которая трактуется как готовность человека действовать, несмотря на неполноту имеющихся у него знаний. В применении к Богу это означает, что хотя ни один человек никогда не сможет исчерпывающе описать/постичь природу Теофании, однако имеющиеся у верующего «доказательства» истинности Пророка или Посланника Божиего достаточны для того, чтобы следовать Его заповедям.
Представители патристики говорили о том, что вера так или иначе необходима для жизни на земле. «Не только у нас, которые носим имя Христово, за великое почитается вера, но и все то, что совершается в мире, даже людьми чуждыми Церкви, совершается верою. — На вере утверждается земледелие: ибо кто не верит тому, что соберет произрастшие плоды, тот не станет сносить трудов. Верою водятся мореплаватели, когда, вверив судьбу свою малому древу, непостоянное стремление волн предпочитают твердейшей стихии, земле, предают самих себя неизвестным надеждам и имеют при себе только веру, которая для них надежнее всякого якоря».
Интерпретации веры в философии
Атеисты или материалисты объясняют религиозную веру как порождённую специфическими условиями существования общества, а именно: бессилием людей в процессе их взаимодействия с природной и социальной средой и потребностью в компенсации этого бессилия, в восполнении их отчуждённого бытия иллюзорным потусторонним миром, соответствующим их ценностным установкам. Теология признаёт религиозную веру неотъемлемым свойством человеческой души или же благодатью, даруемой Богом. В этом смысле вера отличается от разума и/или знания.
Бертран Рассел писал о вере:
Веру можно определить как твердое убеждение в чем-то при отсутствии доказательств. Когда доказательства есть, никто не говорит о вере. Мы не говорим о вере, когда речь идет о том, что дважды два четыре или что земля круглая. О вере мы говорим лишь в том случае, когда хотим подменить доказательство чувством.
Оригинальный текст
We may define "faith” as a firm belief in something for which there is no evidence. Where there is evidence, no one speaks of "faith.” We do not speak of faith that two and two are four or that the earth is round. We only speak of faith when we wish to substitute emotion for evidence.
Объекты веры обычно не даны субъекту чувственно и выступают лишь в виде возможности. При этом объект веры представляется существующим в действительности, образно, эмоционально.
В качестве субъекта веры может выступать индивид, социальная группа и общество в целом. Вера отражает не только объект, но главным образом отношение к нему субъекта, а тем самым и общественное бытие субъекта, его потребности и интересы.
Вера // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
С. Ю. Головин. Вера. // Словарь практического психолога.
Boryś W. Słownik etymologiczny języka polskiego. — Wydawnictwo Literackie. — Kraków, 2005. — С. 687. — ISBN 978-83-08-04191-8
Вера // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 4 томах. — СПб., 1907—1909.
Верующий // Словарь Ушакова
Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь. В 2-х томах: Пер. с англ. Н.Н. Марчук. М.: Вече, АСТ, 1999
Энциклопедия для детей. Т. 6, ч. 1. Религии мира — М.: Аванта+, 1996. — 720 с.: ил. — С. 5-13. — ISBN 5-86529-043-6
Докинз, Ричард. «Бог как иллюзия.» 2008
Митр. Филарет. Христианский катехизис. М.: изд. Моск. Патриархии, 1997. С. 4.
Кирилл Иерусалимский. Огласительные поучения, 5. Цит. по: Христианский катихизис. Цит. соч. С. 4-5.
Russell, Bertrand. «Will Religious Faith Cure Our Troubles?». Human Society in Ethics and Politics. Ch 7. Pt 2.
А. И. Осипов. Путь разума в поисках истины // Глава IV, § 1.
О вере и неверии Православная энциклопедия «Азбука веры»
Кураев А. В., Кураев В. И. Религиозная вера и рациональность // Исторические типы рациональности / Отв. ред. В. А. Лекторский. — Т.1. — М.:ИФРАН, 1995. — 350 с. (С. 74-95.) ISBN 5-201-01891-2
А. В. Кураев. О вере и знании
Кураев А. В. О вере и знании — без антиномии // Вопросы философии, 1992. — № 7 — С.45-63.
Л. И. Корочкин, чл.-корр. РАН. О роли науки и роли религии в формировании мировоззренческой парадигмы
Владимир Сергеевич Соловьев (130)
...как чистая истина, которые для веры не нуждаются в религиозном авторитете и религиозной дисциплине. Но таким людям следует думать не о себе, а о других....и к ней в делах веры должны обращаться все местные церкви, т. е. все верные[2]. Это приводит нас ко второму вопросу: почему именно Риму, римскому ...
ИНДУКТИВНЫЙ
...что возможность индукции покоится на вере в однообразный порядок ... К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин. О ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ.... Вера ВЕРА — глубинная общечеловеческая универсалия культуры, фиксирующая комплексный феномен индивидуального и массового сознания, включающий в ... Специальный Философский словарь со ссылками на ...
Доверие (между людьми) — это уверенность, в поступке другого человека определённым образом. Доверие — всегда кому-то принадлежит, оно личное в отличие от абстрактных понятий типа Справедливости или Гуманизма
Доверие (понятие) — состояние внутреннего мира субъекта, обусловленное желанием взаимоотношения, характеризующееся готовностью передачи определенных прав, информации и объектов иным вольным субъектам. Однако, главным и первым признаком доверия, является наличие такого факта в взаимоотношениях как Верность. Это готовность по взаимодействию и обмену конфиденциальной информацией, а также определёнными особыми действиями между субъектами. Доверие зависит от степени соблюдения оговорённых правил, а также от умения правильно действовать, достигая обозначенной цели для субъектов, даже в случаях когда некоторые правила не оговорены.
Доверие в социологии и психологии — открытые, положительные взаимоотношения между людьми, содержащие уверенность в порядочности и доброжелательности другого человека, с которым доверяющий находится в тех или иных отношениях. Доверие может иметь финансовый или личный характер. Финансовое доверие может выражаться в одалживании средств или возложении полномочий по управлению имуществом. Признаком личного доверия служит откровенность, готовность делиться интимной, секретной информацией.
Интересный труд по данной тематике представил Фрэнсис Фукуяма. В его книге «Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию» взяты отдельные экономические, политические и социальные модели реальных стран, с разным уровнем доверия (Россия, США, Англия, Франция, Германия, Япония, КНР, КНДР и пр.). Автор рассматривает различные модели управления, введенные в этих странах, «линию» правительства, роль внутрисемейных отношений и воспитания, открытых религиозных организаций и закрытых сект и пр. Все аспекты сплетаются в единую систему, основанную на цифрах и логике, при помощи этой системы автор с легкостью показывает важность доверия в пост-индустриальную эпоху.
Доверие считается основой всех социальных институтов. В таком качестве исследовалось в этнометодологии.
Фактически в политологических и этнометодологических рассуждениях доверие выступает в двух ролях. Во-первых, как вера в порядочность, доброжелательность другого человека или, в критических ситуациях как вера обоих агентов принадлежность к одному и тому же сообществу (нации), требующая от них той или иной степени солидарности. Во-вторых, доверие понимается как готовность следовать правилам игры (институтам), принятым в обществе, например, отдавать долги, выполнять должностные обязанности, следовать принятым обычаям. Эти две роли связаны между собой, но не пропорциональны друг другу. Уровни требований к выполнению правил в разных обществах существенно отличаются друг от друга. Согласно по устойчивости институтов общества делятся на теплые и холодные. Холодные общества — это те общества, где люди договорились о правилах игры (неважно, как они называются — законы, обычаи, традиции, сакральные заповеди и т. д.) и более не нуждаются в налаживании личных отношений для разрешения стандартных ситуаций (наиболее близки к этой дефиниции западные страны и страны Юго-Восточной Азии). В таких обществах основное разнообразие институтов сосредоточено на верхних уровнях их иерархии и предназначено для разрешения сложных ситуаций. Теплые общества — это те, где люди, наоборот, не сумели договориться об общих правилах, и вынуждены компенсировать их отсутствие (иначе говоря, одновременное существование различных правил) личными взаимоотношениями (в том числе коррупционного характера) или временными драконовскими правилами и виртуальной мистической связью каждого с вождем. Отсутствие действенного права вынуждает перманентно обращаться к его первоисточникам, в том числе представлениям о справедливости, поэтому справедливость, часто понимаемая как всеобщее равенство доходов и даже равное бесправие, занимает высокое место в шкале ценностей. И в то же время отсутствие регулятора справедливости (права, обычая и т. д.) очень часто ведет к большей несправедливости и большему имущественному расслоению, чем в холодных обществах. В настоящее время можно даже указать формальный экономический критерий выделения теплых обществ — значение коэффициента Джини ≥ 0,4-0,5. Нетрудно заметить, что к теплым культурам прежде всего относится Россия и её западные соседи, а также Латинская Америка. Также на доверии основано социальное влияние.
Доверие // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Jack R. Gibb (1978), Trust: A New View of Personal and Organizational Development, Guild of Tutors Press.
Гарфинкель Г. Концепция и экспериментальные исследования «доверия» как условия стабильных согласованных действий / Пер. с англ. А. М. Корбута. — Социологическое обозрение, 2009. — Т. 8. — № 1. — С. 3-25.
Цирель С. Пути к государственности и демократии: исторический анализ
А.Дуварова Доверяете друзьям? Дружба по расчету
А. Б. Купрейченко, С. П. Табхарова «Критерии доверия и недоверия личности другим людям» // Психологический журнал. — 2007. — № 2. — С. 55—67.
Использование иллюстраций в преподавании общей психологии
...же: была ли ты мне верна? — Сказать правду?—ответила жена.—Но хорошо, если ты умрешь, а вдруг останешься жив? „Избегание" (die Vermeidung) — попытка избежать встречи с ...
Генрих Гейне. (20)
...ничего опасного; но сначала не верится в это, если ничего не понимаешь в горном деле. Испытываешь особое чувство уже по одному тому, что раздеваешься, чтобы облачиться ...и занимательнее, но нет более верного, чем верный немецкий народ. Если бы я не знал, что бер ность стара, как мир, я был бы готов допустить, ...
Клод Давид. Франц Кафка глава 10 "Процесс" и "В исправительной колонии"
...к практике, в добродетель которой верится с трудом; он выражение изношенного, больного мира, несчастный пережиток в прошлом живой веры; все говорит в нем о разложении и ...
Золотой ключик, или приключения Буратино (2)
...нос, сказала лиса, нам не верят и не надо... Нет, нет, закричал Буратино, верю, верю!.. Идемте скорее в Страну Дураков!.. В ХАРЧЕВНЕ "ТРЕХ ПЕСКАРЕЙ" Буратино, лиса ...
Логос (699)
...второй из двух первоисточников христианской веры. Св. предание, как и Св. Писание, есть учение самого И. Христа и апостолов, преподанное ими церкви устно, а позже — написанное.... ныне служат: 1) символы веры древнейших поместных церквей, каковы символы: церкви Иерусалимской, записанный св. Кириллом Иерусалимским в надписаниях его огласительных слов; церкви антиохийской, текст которого ...
Роберт Грейвс. Божественный Клавдий и его жена Мессалина (111)
...Ироду, я не мог не верить. Если он виновен, он откажется приехать, а это означает, что тут же начнется война, к которой я не готов.... Он много размышлял над вопросами веры, и, возможно, есть доля правды в истории о том, что его отец — грек, ведь, в отличие от истинных евреев, он ...
Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ НЕРАВЕНСТВА. (18)
Это верно и в отношении социальных контрреволюций, а не только революций. Социальное развитие предполагает возрастающую власть человека над природой, рост экономической производительности ...призывал к социальной революции и верил в нее, то потому, что он был не только наукой, но и верой, имел не только социальное, но и религиозное, ...
Л. И. ШЕСТОВ ДОСТОЕВСКИЙ И НИЦШЕ (5)
...в такой грубой, такой материальной вере, как вера в воздаяние. Собственно говоря, чего еще нужно, после того как доказано, что испытать несправедливость лучше, чем причинить ее?
Логос (947)
...Улахэ (Сандогу Улахэ), в 4 вер. ниже телеграфной станции Бельцовой; течет первоначально по довольно открытой долине, имея ширину в среднюю воду от 50 до 100 саж.... В 135 вер. от слияния упомянутых двух pp. У., после впадения в нее с левой стороны р. Сунгачи, расширяется и течет с Ю ...
ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ (8)
...и повелел войти в рай верным. А на древе он был распят потому, что от древа вкусил Адам и из за него был изгнан из рая; ... Когда апостолы учили по вселенной веровать Богу, учение их и мы, греки, приняли, вселенная верует учению их. Установил же Бог и день единый, в который, сойдя ...
Послание к Титу
Послание к Титу Глава 1 1 Павел, раб Божий, Апостол же Иисуса Христа, по вере избранных Божиих и познанию истины, относящейся к благочестию, 2 в надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде ...Послание к Титу Глава 1 1 Павел, раб Божий, Апостол же Иисуса Христа, по вере избранных Божиих и познанию истины, относящейся к благочестию, 2 в надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен, 3 а в свое время явил Свое слово в проповеди, вверенной мне по повелению Спасителя нашего, Бога, — 4 Титу, истинному сыну по общей вере: благодать, милость и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего. 5 Для того я оставил тебя в ...
Эрос и пол 1
Для того, чтобы подойти, или верней, дойти до предельной человеческой темы – темы половой Любви – мне потребовались почти шесть сотен страниц. Теперь я вижу возможность предложить читателю ... Наша вера даёт нам уверенность в том, что Дух исходит только от Бога, а то тварное, что обладает духом, получает его от ...
Эрос и пол 7
Но у нас есть вера в Бога Любовь, и в согласии с нашей верой мы можем предполагать, что женщина по сотворению имеет какие то высшие ...
Карл Густав Юнг Психологические типы (7)
...тождественные с первыми христианами вообще, веровали в исключительно человеческую природу Христа и считали его сыном Марии и Иосифа, получившим лишь впоследствии посвящение через Духа Святого....упускать из виду, что именно вера в действительность этого чуда требует отрешения психического процесса от того, что познается с помощью внешних чувств, — отрешения, которое неизбежно должно ...
Фридрих Ницше. К генеалогии морали (15)
...которой она только и смеет верить в себя, сама она никогда не творит ценностей. Ее отношение к аскетическому идеалу само по себе никак не является еще ...почве одинаковой преувеличенной оценки истины (вернее: на почве одинаковой веры в недевальвируемость, некритикуемость истины); в этом то и оказываются они по необходимости союзниками так что они, ...
Николай Бердяев. Алексей Степанович Хомяков. (19)
...не любви, а покорности, не веры, а обряда. Единство истинное, живое, единство духа, высказывающееся в единстве видимых форм, заменилось единством вещественной нормы, а понятие об этой ...и таинству — смысл заклинания, любящей вере — характер принудительного закона»*. «Для римлянина, создавшего самое могучее из всех государств и науку права, доведенную до возможнейшего совершенства логической последовательности, ...
ТИЛЛИХ (Tillich) Пауль
...сочинения: "Мужество быть" (1952), "Динамика веры" (1957), "Теология культуры" (1959), "Систематическая теология" (1951—1963) и др. Теологическая система Т. построена на границе теологии, философии и психологии, ... как "безусловная вера" или состояние захваченности Богом, "который по ту сторону Бога", и где нет ни церкви, ни культа, ни теологии, но которая ...
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (9)
...жало, ибо христианин уже не верит в свою личную презренность: он дурен, как человек вообще, и успокаивается немного на мысли: все мы –одной породы.... Если бы вера не делала блаженным, в нее неверили бы – чего же она стоит после этого! 121 Опасная игра.
Протоиерей АЛЕКСАНДР МЕНЬ. СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ (23)
...политического радикализма зелотов, апостолы продолжали верить, что Христос — это "Тот, Кто должен избавить Израиль” 1. Мысль о страждущем Спасителе мира не укладывалась в сознании учеников....что этот древний борец за веру не умер, а пребывает в лоне Божием; когда же придет назначенный час, он вновь предстанет перед Израилем и укажет ему ...
Карл Густав Юнг и последователи Человек и его символы (8)
...сочли мифы слишком невероятными, чтобы верить тому, что в них говорилось. Поэтому им и попытались придать приемлемую для всеобщего понимания форму.... По моему, вера не исключает мысли (являющейся сильнейшим орудием человека). К сожалению, многие верующие, похоже, так боятся науки (в том числе и психологии), ...
Н.А.Бердяев. САМОПОЗНАНИЕ. (27)
Вера в человека, в человечность есть вера в Бога, и она не требует иллюзий относительно человека.
Н.А.Бердяев. САМОПОЗНАНИЕ. (38)
Трудно защищать не веру в Бога, трудно защищать традиционное учение о Промысле Божьем в мире. Это учение никак не может быть согласовано с существованием ...богословия и метафизики, и я верюлишь духовно опытному доказательству существования Бога и божественного мира. У меня есть настоящее отвращение к богословско догматическим распрям.
Фридрих Ницше. К генеалогии морали (3)
...человеческого (именно от "господ") на верном пути; все заметно обиудеивается, охристианивается, оплебеивается (что проку в словах). Ход этого отравления по всему телу человечества выглядит безудержным, отныне ...которого можно было бы сохранить веру в человека!.. Ибо так обстоит дело: измельчание и нивелирование европейского человека таит в себе величайшую нашу опасность, ибо зрелище это ...
Владимир Соловьев. РОССИЯ И ВСЕЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ. (15)
...исповедуют одну и ту же веру и что в этом вся суть. Но нужно знать, что понимают здесь под словом вера или религия.
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (17)
Эти философы имели осязательно крепкую веру в себя и свою "истину” и низвергали ею всех своих соседей и предшественников; каждый из них был воинствующим и насильничающим ... Быть может, счастье от веры в обладание истиной никогда не было большим на земле, но никогда также не были большими жестокость, высокомерие, тираническое и злое ...
КАЛЬВИН (Calvin) Жан
...издание его "Наставления в христианской вере" на латинском языке, которое в дальнейшем несколько раз переиздавалось на латинском и французском языках с изменениями и дополнениями, и таким ...конкретное выражение общего учения о вере, которая, согласно К., может появиться в человеке только при воздействии Святого Духа. На избранных Бог воздействует особым образом, — так что ...
Л. И. ШЕСТОВ ДОСТОЕВСКИЙ И НИЦШЕ (12)
...бы то ни стало сохранить веру в идеалы, но ни предостережения, ни убеждения не оказывают никакого действия: нас всех влечет роковая сила вперед, к неизвестности.... Так убивали вы веру моих добродетелей"[67]. Но и не в этом еще дело. Для Ницше, когда он писал "Заратустру" и "К генеалогии морали", ...
Сила и Мудрость Слова (202)
...глубочайшей своей сущности есть раскрытие веры народа, из этой веры исходит и к этой же вере устремляется. Если возможна русская философия, то только — как философия веры ...
ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ
...Иисуса Христа и возникновение общины верующих суть поворотный момент качественной трансформации истории до тех пор разобщенного человечества: началом В.И. в данном контексте полагается старт процесса ...а простирающееся там, где есть верующие. "Град Божий", по Августину, не подвержен каким либо случайностям истории, и не имеет своего предела существования в историческом времени, ибо ...
Логос (317)
В результате, если верить иным исследователям, совершенно нельзя понять, почему именно этому рядовому раввину, без малейшего не только божественного, но и политического и психологического ...она иногда заходит — и тем вернее, чем тщательнее и серьёзнее ведется — показывает такой недавний пример. Многократно в евангелиях Х. зовет себя «Сыном Человеческим», и нет сомнения, ...
Мифология. (74)
Македония осталась верна здравым традициям Антипатра и Антигона Гоната, и Сиракузское царство, несмотря на все свое сходство с эллинистическими монархиями, тоже осталось свободным ...действительность не опровергала образа, созданного верою и любовью; и вот это‑то удавалось далеко не всегда, несмотря на благотворную силу «пафоса дистанции».
Логос (508)
...успех; он обратил в свою веру брата персидского царя и был благосклонно выслушан самим царем Сабуром (Сапор) 1 м. Но вражда мобедов — жрецов господствовавшей религии — скоро ...как ученики его насаждали новую веру в различных областях римской империи. Он вернулся в отечество только при внуке Сабура, Бахраме I, который принудил его вступить в ...
Николай Бердяев. Алексей Степанович Хомяков. (21)
Русский народ, по вере славянофильской, отрицает юридические гарантии, не нуждается в них, отвергает всякий формализм как противный сердцу народному....очень подчеркивает и выпукло формулирует верный последователь и истолкователь Хомякова Д. X. в своей брошюре «Самодержавие». «Вся суть реформы Петра, — говорит Д. X.
Глава 12
...многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса. 12 На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, 13 взяли пальмовые ... 36 Доколе свет с вами,веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них. 37 Столько чудес сотворил Он пред ...
Христианская концепция Бога
Бог открывает себя верующему в Священном Писании , через Святого Духа в мистическом опыте, через внутреннюю работу и духовное единение с Ним.... Христиане верят, что только через Иисуса Христа человек может вновь воссоединиться с Богом. Согласно христианской доктрине, Вселенная, которую создал Бог, была отдана ...
От Иоанна святое благовествование Глава 12
...многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса. 12 На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, 13 взяли пальмовые ... 36 Доколе свет с вами,веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них. 37 Столько чудес сотворил Он пред ...
ЖИЛЬСОН (Gilson) Этьен Анри
...ни задавались разрешения проблемы связи веры и разума, абстрактные усилия ее разрешения будут всегда оставаться одними и теми же", а потому "на этом пути нам никак ...высшем синтезе рационального познания и веры, выступающей основой непосредственной "интуиции бытия" как доопытной "очевидности реальности", в содержании которой нет и не может быть рассогласования между сущностью ...
МИСТИКА
...умеренностью, отрешенностью, терпением, сосредоточением и верой). Аналогично — постижение дао в даосизме, шуньяты в буддизме и др. Зрелая М. (М. в собственном смысле этого слова) оформляется в ..., вопервых, предполагает осмысление предмета веры в качестве трансцендентного миру, а вовторых, фундаментальным для мистического познания является принцип сверх и надрациональности, сознательного отказа от рациональнологических методов, ...
Фауст. Гете ( Иоганн Вольфганг Гете ) (32)
...пролить я кровь; Не против веры я, кому в ней есть отрада. Маргарита Нет, мало этого: нам твердо верить надо. Фауст Да надо ли?
Николай Бердяев. О РАБСТВЕ И СВОБОДЕ ЧЕЛОВЕКА. (1)
...какой мере мысль этой книги верна всей моей мысли, выраженной в прежних моих книгах? В каком смысле существует развитие мысли мыслителя?...приходят к системе, которой остаются верны всю жизнь. Есть философы, которые отражают в своей философии борения духа и в мысли которых можно обнаружить разные этапы.
Владимир Соловьев. РОССИЯ И ВСЕЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ. (42)
...священстве и благочестиво признаваемое общиной верных. Церковь в этом смысле есть основной религиозный факт и единственный путь ко спасению, открытый Христом человечеству....единению христианских душ в единой вере, единой надежде и единой любви. Что касается жизни действительной, тут дело обстоит иначе. Здесь нация в ее отдельности и независимости ...
Л. И. ШЕСТОВ ДОСТОЕВСКИЙ И НИЦШЕ (3)
...окрыляет его, чтo дает ему веру, бодрость, силы? Сознание, что ему не суждено разделить участь товарищей арестантов, что его ждет новая жизнь.... Во мне возродилась слепая вера, что я все это исполню и могу исполнить... Я ждал, я звал поскорей свободу, я хотел себя испробовать вновь, на ...
Ф. ЭНГЕЛЬС (42)
...нанесло последний, смертельный удар моей вере, что в этих явлениях может быть нечто серьезное» («Мистический Лондон», соч. преподобного Ч. Мориса Дэвиса, Лондон, изд. братьев Тинсли)[290]....появлялась некая «Кэти», получавшая от верующих изрядное количество подарков. Но один скептик не успокоился до тех пор, пока не напал на след названной Кэти, которая, впрочем, ...
Карл Юнг. КРАСНАЯ КНИГА (24)
Древние верили, что это приносит исцеление душе.[98] Истин не много, их всего несколько. Смысл слишком глубок, чтобы уловить его иначе, чем ...сомнительны, например, утверждение, что содержаниеверы противоречит естественной науке или философии» «По моему мнению, такое возражение не стоит сразу отбрасывать, несмотря на тот факт, что есть ...
Владимир Сергеевич Соловьев (28)
...фактическое основание, требуя, однако, для верной оценки следующих трех оговорок: 1) Независимо от того, как относятся к более или менее широкому общественному целому единичные лица, в ...а окончательно опирается на собственной вере народных масс в божественность той власти, которая заставляет их работать; как бы несовершенна по своему предмету и по своей форме ...
ЛЮБОВЬ \ ВЕРА \ НАДЕЖДА
ЛЮБОВЬ (10)\ЛЮБОВЬ (9)\ЛЮБОВЬ (8)\ЛЮБОВЬ (7)\ЛЮБОВЬ (6)
ЛЮБОВЬ (5)\ЛЮБОВЬ (4)\ЛЮБОВЬ (3)\ЛЮБОВЬ (2)\ЛЮБОВЬ (1)
НАДЕЖДА 5\НАДЕЖДА 7\НАДЕЖДА 8\НАДЕЖДА 6\НАДЕЖДА 4
НАДЕЖДА 9\НАДЕЖДА 10\НАДЕЖДА 3\НАДЕЖДА\НАДЕЖДА 2
ВЕРА (10)\ВЕРА (9)\ВЕРА (8)\ВЕРА (7)\ВЕРА (6)
ВЕРА (5)\ВЕРА (4)\ВЕРА (3)\ВЕРА (2)\ВЕРА
МИФОЛОГИЯ
СИЛА И МУДРОСТЬ СЛОВА
ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОЛОГИЯ | РИТОРИКА
ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ
РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
Теги
Похожие материалы
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.