- 102176 Просмотров
- Обсудить
БЕСЕДА | БЕСЕДА (1) | БЕСЕДА (2) | ЭРИХ ФРОММ БЕСЕДА | РИТОРИКА (10) | РИТОРИКА (9) | РИТОРИКА (8)
РИТОРИКА (7) | РИТОРИКА (6) | РИТОРИКА (5) | РИТОРИКА (4) | РИТОРИКА (3) | РИТОРИКА (2) | РИТОРИКА (1)
ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОАНАЛИЗ | ПСИХОЛОГИЯ | ПСИХИКА | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ | РАЗУМ
РИТОРИКА | КРАСНОРЕЧИЕ | РИТОРИЧЕСКИЙ | ОРАТОР | ОРАТОРСКИЙ | СЛЕНГ | ФЕНЯ | ЖАРГОН | АРГО | РЕЧЬ ( 1 )
МИФ | МИФОЛОГИЯ | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА ( 1 ) | ЦИЦЕРОН ( 1 ) | ВОЛЯ | МЕРА | ЧУВСТВО
ФИЛОСОФ | ПСИХОЛОГ | ПОЭТ | ПИСАТЕЛЬ | ФРЕЙД | ЮНГ | ФРОММ | РУБИНШТЕЙН | НИЦШЕ | СОЛОВЬЕВ
РОБЕРТ ГРЕЙВС. МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ | ГОМЕР. ИЛИАДА / ОДИССЕЯ | ПЛУТАРХ | ЦИЦЕРОН | СОКРАТ | ЛОСЕВ
ГРУППА | ГРУППОВОЕ | КОЛЛЕКТИВ | КОЛЛЕКТИВНОЕ | СОЦИАЛЬНЫЙ | СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ | СЕНЕКА | ХАРАКТЕР
ПСИХИКА | ПСИХИЧЕСКИЙ | ПСИХОЛОГИЯ | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ | ПСИХОАНАЛИЗ | ЛЮБОВЬ | ПРАВО | ДОЛЖНОЕ
ТРОП | СРАВНЕНИЕ | ЭПИТЕТ | ГИПЕРБОЛА | МЕТАФОРА | ИРОНИЯ | ОКСИМОРОН | СИНЕКДОХА | ЯЗЫК | ТЕМПЕРАМЕНТ
ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ | 1/2/3/4/5/6/7/8/9/10/11/12/13/14/15/16/17/18 | ПОНЯТИЕ (1) (10) (6) (2) (7) (5) (9)(3)(4) (8)
ПРОГРАММА КУРСА "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА" | СИЛА И МУДРОСТЬ СЛОВА
( 1 ) ( 2 ) ( 3 ) ( 4 ) ( 5 ) ( 6 )
РИТОРИКА (7) | РИТОРИКА (6) | РИТОРИКА (5) | РИТОРИКА (4) | РИТОРИКА (3) | РИТОРИКА (2) | РИТОРИКА (1)
ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОАНАЛИЗ | ПСИХОЛОГИЯ | ПСИХИКА | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ | РАЗУМ
РИТОРИКА | КРАСНОРЕЧИЕ | РИТОРИЧЕСКИЙ | ОРАТОР | ОРАТОРСКИЙ | СЛЕНГ | ФЕНЯ | ЖАРГОН | АРГО | РЕЧЬ ( 1 )
МИФ | МИФОЛОГИЯ | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА ( 1 ) | ЦИЦЕРОН ( 1 ) | ВОЛЯ | МЕРА | ЧУВСТВО
ФИЛОСОФ | ПСИХОЛОГ | ПОЭТ | ПИСАТЕЛЬ | ФРЕЙД | ЮНГ | ФРОММ | РУБИНШТЕЙН | НИЦШЕ | СОЛОВЬЕВ
РОБЕРТ ГРЕЙВС. МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ | ГОМЕР. ИЛИАДА / ОДИССЕЯ | ПЛУТАРХ | ЦИЦЕРОН | СОКРАТ | ЛОСЕВ
ГРУППА | ГРУППОВОЕ | КОЛЛЕКТИВ | КОЛЛЕКТИВНОЕ | СОЦИАЛЬНЫЙ | СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ | СЕНЕКА | ХАРАКТЕР
ПСИХИКА | ПСИХИЧЕСКИЙ | ПСИХОЛОГИЯ | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ | ПСИХОАНАЛИЗ | ЛЮБОВЬ | ПРАВО | ДОЛЖНОЕ
ТРОП | СРАВНЕНИЕ | ЭПИТЕТ | ГИПЕРБОЛА | МЕТАФОРА | ИРОНИЯ | ОКСИМОРОН | СИНЕКДОХА | ЯЗЫК | ТЕМПЕРАМЕНТ
ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ | 1/2/3/4/5/6/7/8/9/10/11/12/13/14/15/16/17/18 | ПОНЯТИЕ (1) (10) (6) (2) (7) (5) (9)(3)(4) (8)
ПРОГРАММА КУРСА "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА" | СИЛА И МУДРОСТЬ СЛОВА
( 1 ) ( 2 ) ( 3 ) ( 4 ) ( 5 ) ( 6 )
РАЗДЕЛ IV.ОСНОВЫ МАСТЕРСТВА ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ
Тема 11. Ораторское искусство. Искусство красноречия как способ воздействия на людей и как способ их взаимодействия в процессе познания явлений действительности. Основные этапы развития ораторского искусства. Роль ораторского искусства в современном мире. Цель "ораторства”. Сущность красноречия. Специфика публичного выступления. Публичное выступление в профессиональной деятельности учителя. Тема 12. Требования к поведению говорящего. Нравственный долг оратора. Риторика и этика. Личность говорящего (образ автора). Свойства личности оратора, обеспечивающие эффективность речи: увлеченность, заинтересованность; искренность; дружелюбие; обаяние и артистизм; объективность; уверенность. Способы проявления этих свойств в речи. Учет "фактора адресата” в публичном выступлении. Соотношение "говорящий-слушающий” и специфика его проявления в публичном выступлении. Принцип "гармонизирующего диалога” и средства его реализации. Принципы коммуникативного сотрудничества и формы их проявления. Индивидуальный речевой стиль оратора. Чувство аудитории и особенности их проявления в речи оратора (зрительный контакт, голосовой контакт, устность, импровизационность речи). Основные приемы управления вниманием аудитории. Три основные категории риторики: этос, пафос, логос, их роль в создании публичного высказывания. Этос: условия речи, "которые получатель речи предлагает ее создателю” (время, место, сроки ведения речи; уместность речи; этические предпосылки речи). Пафос: источник создания смысла высказывания; намерение, замысел создания речи; развитие определенной темы, интересующей адресата. Логос: словесные средства, необходимые для реализации замысла речи ("словесное воплощение пафоса на условиях этоса”). Способы развития ораторских способностей. Пути овладения практической риторикой. Тема 13. Структура публичного выступления Определение темы и замысла высказывания. Осознание и формулировка общей и конкретной цели выступления. Основные части речи (начало, середина, окончание речи), их функции, содержательные особенности. Переходы между частями речи и способы их реализации. Риторический эскиз речи и способы его создания. Подготовка к публичному выступлению. Риторический анализ публичного выступления. Тема 14. Информирующая (информативная) речь и ее особенности Функции информирующего (информативного) высказывания. Виды и типы информации. Принципы отбора информации для реализации замысла высказывания. Структурирование информации, принципы расположения материала в информирующей речи. Структурно-смысловые части информирующей речи, их функции. Особенности вступительной и заключительной части информирующей речи. Требования к содержанию и структуре основной части. Устные информативные жанры, их специфика и разновидности. Устная научная информирующая речь. Специфика учебно-научной информации. Средства активизации внимания слушателей в процессе публичного выступления информирующего характера. Тема 15. Аргументирующая речь Функции и разновидности аргументирующей речи (убеждающая, доказательная, объяснительная, агитирующая и др.). Общая характеристика аргументирующей речи. Задачи оратора, решаемые в процессе подготовки аргументирующей речи: определение проблемы речи (спорного вопроса); формулировка тезиса, требующего доказательства; выбор стратегии доказательства. Доказательство в аргументирующей речи. Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация. Виды доказательства (прямые и косвенные). Тезис, требования к формулировке тезиса. Тезис и антитезис. Термины тезиса и требования к их использованию. Деление тезиса на составляющие части. Основные приемы деления тезиса. Ошибки в формулировке тезиса. Формы отклонения от тезиса. Аргументация как система убеждения, доказательства, объяснения. Специфика риторической аргументации. Логическое и риторическое в аргументации. Доказательство как совокупность логических приемов обоснования истинности доказываемого положения. Внушение как способ воздействия на подсознание слушателей, на чувственную и эмоциональную сферу человека с целью "навязывания” готового мнения адресату. Убеждение как риторическая форма воздействующей речи (сочетание доказательства и внушения, "сила чувств” и убедительности). Типология аргументов. Логические (рациональные) аргументы (факты; статистические данные; определения как обобщение представление о предмете; аксиомы и постулаты; ссылки на законы, постановления, документы и др.). Психологическая сторона убеждающей речи Аргументы "к человеку”. Агументы "к аудитории”. Иллюстративные и образные аргументы. Приемы и способы создания системы аргументов (отбор аругментов; группировка аргументов; оценка воздействующей и логической "силы” аргументов; правила расположения аргументов в структуре речи, их представления аудитории). Ошибки в использовании аргументов, уловки аргументации. Демонстрация (доказательное рассуждение). Связь тезиса и аргумнтов в структуре доказательного рассуждения (умозаключения). Виды рассуждений: индуктивный, дедуктивный, рассуждение по аналогии, причинно-следственное. Ошибки и уловки в демонстрации. Структура аргументирующей речи. Функции вводной, основной и заключительной частей аругментирующей речи. Специфика подготовки к аргументирующей речи. Устные жанры аргументирующей речи. Тема 16. Дискуссия. Дискуссионная речь Взаимодействие аргументирующих (аргументативных) высказываний в процессе обмена мнениями при обсуждении спорных, проблемных вопросов. Спор, дискуссия, полемика, прения, обсуждение, дебаты, диспут. Общее и различное в этих формах общения. Дискуссия как разновидность полемического общения, в процессе которого сталкиваются различные (противоположные) точки зрения. Цели дискуссии. Типы дискуссии в зависимости от целевой установки: императивный, конфронтационный, информационный. Типы дискуссии в зависимости от их конечного результата: результативные; "ничейные”; неопределенные. Требования к формулировке темы дискуссии (наличие в ней проблемного, спорного момента – наличие предмета спора; актуальность темы для данного состава участников дискуссии; яркость, "публицистичность” формулировки темы и др.). Культура дискуссии, требования к поведению полемистов. Умение выделить предмет спора и "не потерять” его в процессе дискуссии. Определенность позиций и взглядов участников дискуссии как необходимое условие ее эффективности. Умение правильно оперировать понятиями и терминами. Уважительное отношение к оппоненту как необходимое условие успешной дискуссии. Владение искусством аргументации. Умение пользоваться полемическими приемами, такими как опровержение; критика доводов оппонента; сведение тезиса или аругмента к абсурду; атака вопросами и др. Юмор, ирония, сарказм как полемические приемы. Умение отвечать на вопросы. Виды вопросов и ответов. Нечестные приемы в поведении полемистов. Позволительные и непозволительные уловки в споре. Речевое поведение ведущего. Функции и специфика вступительного слова ведущего. Приемы, позволяющие активизировать участников дискуссии, регламентировать их поведение, корректировать ход дискуссии с учетом ее темы и цели. Функции и специфика заключительного слова в речи ведущего. Требования к речевому поведению ведущего. Дискуссионная речь как разновидность устной публичной речи, которая возникает во время спора (полемики, дискуссии и т. д.). Стилистические особенности дискуссионной речи. Сочетание и переплетение двух разновидностей литературного языка – кодифицированного и разговорного – в устной дискуссионной речи. Взаимодействие монолога и диалога в дискуссионной речи. Тема 17. Эпидейктическая речь Сущность и функции эпидейктической речи. Предмет и содержание эпидейктической речи, ее разновидности. Правила похвалы и "хулы”. Законы эпидейктической речи и ее структура. Риторические приемы организации (создания) эпидейктической речи. Этос, пафос, логос в эпидейктической речи. Устные жанры эпидейктической речи (поздравление; речь в честь юбиляра или какого-либо значительного события; речь в память о ком-либо; застольное слово, тост и др.). Взаимодействие элементов информирующей, аргументирующей и эпидейктической речи в процессе общения. Литература Основная Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. – Минск, 1998. – Кн. 1-ая, гл. III, VI, IX. Алексеев А. П. Аргументация. Познание. Общение. – М., 1991. Андреев В. И. Деловая риторика. – Казань, 1993. Анисимова В. Н., Гимпельсон Л. И. Современная деловая риторика. В 2-х частях. – Волгоград, 1999. Аннушкин В. И. История русской риторики: Хрестоматия. – М., 1998. Баранов А. Н. Что нас убеждает: Общественное сознание и язык. – М., 1990. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи: Современная риторика. – Ростов/нД, 1998. Козаржевский А. Ч. Мастерство устной речи. – М., 1984. Кохтев Н. Н. Ораторская речь: стиль и композиция. – М., 1992. Ломоносов. Хрестоматия / Авторы-составители С. А. Минеева, О. Л. Лейбович. – Пермь, 1994. Минеева С. А. Основы мастерства устного выступления: Как подготовить полемиста. – Пермь, 1991. Михальская А. К. Основы риторики: Мысль и слово. – М., 1996. – Главы 1, 5. Ножин Е. А. Мастерство устного выступления / Изд. 3-е, перераб. – М., 1989. Рождественский Ю. В. Теория риторики. – М., 1999. – Глава II. Риторика: Хрестоматия / Сост. В. И. Аннушкин. – Пермь, 1994. Русская риторика: Хрестоматия / Авт.-сост. Л. К. Граудина. – М., 1996. Сопер П. Основы искусства речи. – М., 1992. Цицерон. Об ораторе // Цицерон. Эстетика: Трактаты. Речи. Письма. – М., 1994. Дополнительная Дебаты: Методическая разработка по проведению учебных дебатов / Сост. И. А. Стеркин. – Воронеж, 1997. Козаржевский А. Ч. Античное ораторское искусство. – М., 1980. Кохтев Н. Н., Розенталь Д. Э. Искусство публичного выступления. – М., 1988. Минеева С. А. Полемика – диспут – дискуссия. – М., 1990. Ораторы Греции. – М., 1985. Павлова Л. Г. Спор, дискуссия, полемика: Книга для учащихся старших классов средней школы. – М., 1991. Пороховщиков П. С. Искусство речи на суде. – М., 1996. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. В чем заключается нравственный долг оратора? Какое значение приобретает это понятие в современных условиях? 2. В чем заключается сущность красноречия? 3. Размышляя о качествах оратора, Цицерон писал: "…Оратор должен обладать остроумием диалектика, мыслями философа, словами чуть ли не поэта, памятью законоведа, голосом трагика, игрою такой, как у лучших лицедеев”. О каких свойствах личности оратора, обеспечивающих эффективность публичного выступления, говорит Цицерон? 4. Раскройте содержание важнейших риторических категорий – "этос”, "пафос”, "логос”. Приведите примеры их реализации. 5. Назовите основные способы (средства) развития ораторских способностей. Составьте для себя памятку "Что я должен сделать, чтобы стать хорошим оратором”. 6. Назовите отличительные признаки информирующей, агитирующей и информирующей речей? 7. Как сделать интересной информирующую речь? 8. Слушая учебную лекцию (по любому предмету), проанализируйте, какие средства популяризации информации использует преподаватель. 9. Назовите основные приемы установления контакта с аудиторией в процессе публичного выступления. Как определить, есть у оратора контакт с аудиторией или нет? 10. Раскройте содержание понятий "спор”, "полемическое мастерство”. 11. Что общего в содержании следующих понятий: "дискуссия”, "полемика”. "дебаты”. "диспут”? Чем эти понятия отличаются друг от друга? 12. Перечислите основные требования к поведению полемистов. Какие из них наиболее актуальны в современных условиях? 13. Охарактеризуйте доказательство как логическую операцию. 14. Какие полемические приемы используются в споре (в ходе дискуссии)? К каким из них вы прибегаете в ситуации спора? 15. Перечислите основные уловки, к кторым прибегают недобросовестные полемисты? Почему они вынуждены использовать нечестные приемы? 16. Какие требования предъявляются к речевому поведению ведущего? 17. Проанализируйте речевое поведение телеведущих в дискуссионных программах ("Глас народа”, "Национальный интерес” и т. п.). Соответствует ли это поведение требованиям риторики и культуры речи? 18. Что такое эпидейктическая речь? Какова ее основная функция? Приведите примеры удачной эпидейктической речи. 19. Перечислите основные законы эпидейктической речи. 20. Описывая законы эпидейктической речи, Аристотель говорил: "Для людей, произносящих хвалу или хулу, целью служит прекрасное или постыдное; но сюда также привносятся прочие соображения”. Что, по вашему мнению, имел в виду Аристотель, говоря о "прочих соображениях”, связанных с целью эпидейктической речи?
Тема 11. Ораторское искусство. Искусство красноречия как способ воздействия на людей и как способ их взаимодействия в процессе познания явлений действительности. Основные этапы развития ораторского искусства. Роль ораторского искусства в современном мире. Цель "ораторства”. Сущность красноречия. Специфика публичного выступления. Публичное выступление в профессиональной деятельности учителя. Тема 12. Требования к поведению говорящего. Нравственный долг оратора. Риторика и этика. Личность говорящего (образ автора). Свойства личности оратора, обеспечивающие эффективность речи: увлеченность, заинтересованность; искренность; дружелюбие; обаяние и артистизм; объективность; уверенность. Способы проявления этих свойств в речи. Учет "фактора адресата” в публичном выступлении. Соотношение "говорящий-слушающий” и специфика его проявления в публичном выступлении. Принцип "гармонизирующего диалога” и средства его реализации. Принципы коммуникативного сотрудничества и формы их проявления. Индивидуальный речевой стиль оратора. Чувство аудитории и особенности их проявления в речи оратора (зрительный контакт, голосовой контакт, устность, импровизационность речи). Основные приемы управления вниманием аудитории. Три основные категории риторики: этос, пафос, логос, их роль в создании публичного высказывания. Этос: условия речи, "которые получатель речи предлагает ее создателю” (время, место, сроки ведения речи; уместность речи; этические предпосылки речи). Пафос: источник создания смысла высказывания; намерение, замысел создания речи; развитие определенной темы, интересующей адресата. Логос: словесные средства, необходимые для реализации замысла речи ("словесное воплощение пафоса на условиях этоса”). Способы развития ораторских способностей. Пути овладения практической риторикой. Тема 13. Структура публичного выступления Определение темы и замысла высказывания. Осознание и формулировка общей и конкретной цели выступления. Основные части речи (начало, середина, окончание речи), их функции, содержательные особенности. Переходы между частями речи и способы их реализации. Риторический эскиз речи и способы его создания. Подготовка к публичному выступлению. Риторический анализ публичного выступления. Тема 14. Информирующая (информативная) речь и ее особенности Функции информирующего (информативного) высказывания. Виды и типы информации. Принципы отбора информации для реализации замысла высказывания. Структурирование информации, принципы расположения материала в информирующей речи. Структурно-смысловые части информирующей речи, их функции. Особенности вступительной и заключительной части информирующей речи. Требования к содержанию и структуре основной части. Устные информативные жанры, их специфика и разновидности. Устная научная информирующая речь. Специфика учебно-научной информации. Средства активизации внимания слушателей в процессе публичного выступления информирующего характера. Тема 15. Аргументирующая речь Функции и разновидности аргументирующей речи (убеждающая, доказательная, объяснительная, агитирующая и др.). Общая характеристика аргументирующей речи. Задачи оратора, решаемые в процессе подготовки аргументирующей речи: определение проблемы речи (спорного вопроса); формулировка тезиса, требующего доказательства; выбор стратегии доказательства. Доказательство в аргументирующей речи. Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация. Виды доказательства (прямые и косвенные). Тезис, требования к формулировке тезиса. Тезис и антитезис. Термины тезиса и требования к их использованию. Деление тезиса на составляющие части. Основные приемы деления тезиса. Ошибки в формулировке тезиса. Формы отклонения от тезиса. Аргументация как система убеждения, доказательства, объяснения. Специфика риторической аргументации. Логическое и риторическое в аргументации. Доказательство как совокупность логических приемов обоснования истинности доказываемого положения. Внушение как способ воздействия на подсознание слушателей, на чувственную и эмоциональную сферу человека с целью "навязывания” готового мнения адресату. Убеждение как риторическая форма воздействующей речи (сочетание доказательства и внушения, "сила чувств” и убедительности). Типология аргументов. Логические (рациональные) аргументы (факты; статистические данные; определения как обобщение представление о предмете; аксиомы и постулаты; ссылки на законы, постановления, документы и др.). Психологическая сторона убеждающей речи Аргументы "к человеку”. Агументы "к аудитории”. Иллюстративные и образные аргументы. Приемы и способы создания системы аргументов (отбор аругментов; группировка аргументов; оценка воздействующей и логической "силы” аргументов; правила расположения аргументов в структуре речи, их представления аудитории). Ошибки в использовании аргументов, уловки аргументации. Демонстрация (доказательное рассуждение). Связь тезиса и аргумнтов в структуре доказательного рассуждения (умозаключения). Виды рассуждений: индуктивный, дедуктивный, рассуждение по аналогии, причинно-следственное. Ошибки и уловки в демонстрации. Структура аргументирующей речи. Функции вводной, основной и заключительной частей аругментирующей речи. Специфика подготовки к аргументирующей речи. Устные жанры аргументирующей речи. Тема 16. Дискуссия. Дискуссионная речь Взаимодействие аргументирующих (аргументативных) высказываний в процессе обмена мнениями при обсуждении спорных, проблемных вопросов. Спор, дискуссия, полемика, прения, обсуждение, дебаты, диспут. Общее и различное в этих формах общения. Дискуссия как разновидность полемического общения, в процессе которого сталкиваются различные (противоположные) точки зрения. Цели дискуссии. Типы дискуссии в зависимости от целевой установки: императивный, конфронтационный, информационный. Типы дискуссии в зависимости от их конечного результата: результативные; "ничейные”; неопределенные. Требования к формулировке темы дискуссии (наличие в ней проблемного, спорного момента – наличие предмета спора; актуальность темы для данного состава участников дискуссии; яркость, "публицистичность” формулировки темы и др.). Культура дискуссии, требования к поведению полемистов. Умение выделить предмет спора и "не потерять” его в процессе дискуссии. Определенность позиций и взглядов участников дискуссии как необходимое условие ее эффективности. Умение правильно оперировать понятиями и терминами. Уважительное отношение к оппоненту как необходимое условие успешной дискуссии. Владение искусством аргументации. Умение пользоваться полемическими приемами, такими как опровержение; критика доводов оппонента; сведение тезиса или аругмента к абсурду; атака вопросами и др. Юмор, ирония, сарказм как полемические приемы. Умение отвечать на вопросы. Виды вопросов и ответов. Нечестные приемы в поведении полемистов. Позволительные и непозволительные уловки в споре. Речевое поведение ведущего. Функции и специфика вступительного слова ведущего. Приемы, позволяющие активизировать участников дискуссии, регламентировать их поведение, корректировать ход дискуссии с учетом ее темы и цели. Функции и специфика заключительного слова в речи ведущего. Требования к речевому поведению ведущего. Дискуссионная речь как разновидность устной публичной речи, которая возникает во время спора (полемики, дискуссии и т. д.). Стилистические особенности дискуссионной речи. Сочетание и переплетение двух разновидностей литературного языка – кодифицированного и разговорного – в устной дискуссионной речи. Взаимодействие монолога и диалога в дискуссионной речи. Тема 17. Эпидейктическая речь Сущность и функции эпидейктической речи. Предмет и содержание эпидейктической речи, ее разновидности. Правила похвалы и "хулы”. Законы эпидейктической речи и ее структура. Риторические приемы организации (создания) эпидейктической речи. Этос, пафос, логос в эпидейктической речи. Устные жанры эпидейктической речи (поздравление; речь в честь юбиляра или какого-либо значительного события; речь в память о ком-либо; застольное слово, тост и др.). Взаимодействие элементов информирующей, аргументирующей и эпидейктической речи в процессе общения. Литература Основная Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. – Минск, 1998. – Кн. 1-ая, гл. III, VI, IX. Алексеев А. П. Аргументация. Познание. Общение. – М., 1991. Андреев В. И. Деловая риторика. – Казань, 1993. Анисимова В. Н., Гимпельсон Л. И. Современная деловая риторика. В 2-х частях. – Волгоград, 1999. Аннушкин В. И. История русской риторики: Хрестоматия. – М., 1998. Баранов А. Н. Что нас убеждает: Общественное сознание и язык. – М., 1990. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи: Современная риторика. – Ростов/нД, 1998. Козаржевский А. Ч. Мастерство устной речи. – М., 1984. Кохтев Н. Н. Ораторская речь: стиль и композиция. – М., 1992. Ломоносов. Хрестоматия / Авторы-составители С. А. Минеева, О. Л. Лейбович. – Пермь, 1994. Минеева С. А. Основы мастерства устного выступления: Как подготовить полемиста. – Пермь, 1991. Михальская А. К. Основы риторики: Мысль и слово. – М., 1996. – Главы 1, 5. Ножин Е. А. Мастерство устного выступления / Изд. 3-е, перераб. – М., 1989. Рождественский Ю. В. Теория риторики. – М., 1999. – Глава II. Риторика: Хрестоматия / Сост. В. И. Аннушкин. – Пермь, 1994. Русская риторика: Хрестоматия / Авт.-сост. Л. К. Граудина. – М., 1996. Сопер П. Основы искусства речи. – М., 1992. Цицерон. Об ораторе // Цицерон. Эстетика: Трактаты. Речи. Письма. – М., 1994. Дополнительная Дебаты: Методическая разработка по проведению учебных дебатов / Сост. И. А. Стеркин. – Воронеж, 1997. Козаржевский А. Ч. Античное ораторское искусство. – М., 1980. Кохтев Н. Н., Розенталь Д. Э. Искусство публичного выступления. – М., 1988. Минеева С. А. Полемика – диспут – дискуссия. – М., 1990. Ораторы Греции. – М., 1985. Павлова Л. Г. Спор, дискуссия, полемика: Книга для учащихся старших классов средней школы. – М., 1991. Пороховщиков П. С. Искусство речи на суде. – М., 1996. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. В чем заключается нравственный долг оратора? Какое значение приобретает это понятие в современных условиях? 2. В чем заключается сущность красноречия? 3. Размышляя о качествах оратора, Цицерон писал: "…Оратор должен обладать остроумием диалектика, мыслями философа, словами чуть ли не поэта, памятью законоведа, голосом трагика, игрою такой, как у лучших лицедеев”. О каких свойствах личности оратора, обеспечивающих эффективность публичного выступления, говорит Цицерон? 4. Раскройте содержание важнейших риторических категорий – "этос”, "пафос”, "логос”. Приведите примеры их реализации. 5. Назовите основные способы (средства) развития ораторских способностей. Составьте для себя памятку "Что я должен сделать, чтобы стать хорошим оратором”. 6. Назовите отличительные признаки информирующей, агитирующей и информирующей речей? 7. Как сделать интересной информирующую речь? 8. Слушая учебную лекцию (по любому предмету), проанализируйте, какие средства популяризации информации использует преподаватель. 9. Назовите основные приемы установления контакта с аудиторией в процессе публичного выступления. Как определить, есть у оратора контакт с аудиторией или нет? 10. Раскройте содержание понятий "спор”, "полемическое мастерство”. 11. Что общего в содержании следующих понятий: "дискуссия”, "полемика”. "дебаты”. "диспут”? Чем эти понятия отличаются друг от друга? 12. Перечислите основные требования к поведению полемистов. Какие из них наиболее актуальны в современных условиях? 13. Охарактеризуйте доказательство как логическую операцию. 14. Какие полемические приемы используются в споре (в ходе дискуссии)? К каким из них вы прибегаете в ситуации спора? 15. Перечислите основные уловки, к кторым прибегают недобросовестные полемисты? Почему они вынуждены использовать нечестные приемы? 16. Какие требования предъявляются к речевому поведению ведущего? 17. Проанализируйте речевое поведение телеведущих в дискуссионных программах ("Глас народа”, "Национальный интерес” и т. п.). Соответствует ли это поведение требованиям риторики и культуры речи? 18. Что такое эпидейктическая речь? Какова ее основная функция? Приведите примеры удачной эпидейктической речи. 19. Перечислите основные законы эпидейктической речи. 20. Описывая законы эпидейктической речи, Аристотель говорил: "Для людей, произносящих хвалу или хулу, целью служит прекрасное или постыдное; но сюда также привносятся прочие соображения”. Что, по вашему мнению, имел в виду Аристотель, говоря о "прочих соображениях”, связанных с целью эпидейктической речи?
РИТОРИКА : СТАТЬИ НА САЙТЕ
РИТОРИКА | РИТОРИКА И СМЕЖНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ | ИСПОЛНЕНИЕ - ПРОИЗНЕСЕНИЕ / РИТОРИКА | ПАМЯТЬ - ЗАПОМИНАНИЕ / РИТОРИКА | СЛОВЕСНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ИЛИ ДИКЦИЯ / РИТОРИКА | РАСПОЛОЖЕНИЕ ИЛИ КОМПОЗИЦИЯ МАТЕРИАЛА / РИТОРИКА | МАТЕРИАЛ РЕЧИ ИЛИ ТЕКСТА / РИТОРИКА | РИТОРИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РЕЧИ / РИТОРИКА | ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ РИТОРИКИ | ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ РИТОРИКИ | ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РИТОРИКИ КАК НАУКИ | СТИЛЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА / РИТОРИКА | РУССКАЯ РИТОРИКА XIX, XX ВЕКОВ | РАЗВИТИЕ РИТОРИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ В РОССИИ | РАЗВИТИЕ РИТОРИКИ В ЕВРОПЕ | РИТОРИКА ДРЕВНЕГО РИМА | РИТОРИКА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ | ПЕРВЫЙ РАЗ НА ЭСТРАДЕ | О ВРЕДЕ ТАБАКА / РИТОРИКА | ЛЕКЦИЯ / РИТОРИКА | ГИПЕРБОЛА / РИТОРИКА | ВЫСКАЗЫВАНИЕ / РИТОРИКА | ВОПРОСНО-ОТВЕТНОЕ ЕДИНСТВО / РИТОРИКА | ВЕС / РИТОРИКА | БЕССОЮЗИЕ / РИТОРИКА | АФОРИЗМ / РИТОРИКА | АУДИТОРНЫЙ ШОК / РИТОРИКА | АССЕРТИВНОСТЬ / РИТОРИКА | АРХАИЗМЫ / РИТОРИКА | АРГУМЕНТ / РИТОРИКА | АПОСТРОФА / РИТОРИКА | АНТОНИМЫ / РИТОРИКА | АНТИТЕЗА / РИТОРИКА | АНЕКДОТ / РИТОРИКА | АНАФОРА / РИТОРИКА | АНАЛОГИЯ / РИТОРИКА | АНАДИПЛОСИС / РИТОРИКА | АЛЛЮЗИЯ / РИТОРИКА | АЛЛЕГОРИЯ / РИТОРИКА | АКТИВНАЯ ЛЕКСИКА / РИТОРИКА | АБСТРАКТНАЯ ЛЕКСИКА / РИТОРИКА | СУЖДЕНИЕ / РИТОРИКА | СУГГЕСТИВНОСТЬ / РИТОРИКА | СТАРОСЛАВЯНИЗМЫ / РИТОРИКА | СРАВНЕНИЕ / РИТОРИКА | СПОСОБ ДЕМОНСТРАЦИИ АРГУМЕНТА / РИТОРИКА | СПОР / РИТОРИКА | СОФИСТЫ / РИТОРИКА | СОФИЗМ / РИТОРИКА | СОЛЕЦИЗМ / РИТОРИКА | СЛУШАНИЕ / РИТОРИКА | СИТУАЦИЯ / РИТОРИКА | СИНОНИМЫ / РИТОРИКА | СИНЕКДОХА / РИТОРИКА | СИМПЛОКА / РИТОРИКА | ЧТЕНИЕ / РИТОРИКА | СИЛЛОГИЗМ / РИТОРИКА | ЧТО ОБУСЛОВИЛО ПОЯВЛЕНИЕ РИТОРИКИ | ПЕРСПЕКТИВЫ РИТОРИКИ | СИМВОЛИЧЕСКИЕ ЖЕСТЫ / РИТОРИКА | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ЖЕСТЫ / РИТОРИКА | УКАЗАТЕЛЬНЫЕ ЖЕСТЫ / РИТОРИКА | ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ЖЕСТЫ / РИТОРИКА | РИТМИЧЕСКИЕ ЖЕСТЫ / РИТОРИКА | ЖЕСТЫ / РИТОРИКА | МИМИКА / РИТОРИКА | НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ / РИТОРИКА | ЧТЕНИЕ КАК ВИД РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РИТОРИКА | СЛУШАНИЕ КАК ВИД РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РИТОРИКА | ФОРМЫ РЕЧИ / РИТОРИКА | ЯЗЫКОВАЯ НОРМА / РИТОРИКА | ЭТОС / РИТОРИКА | ЭПИФОРА / РИТОРИКА | ЭПИТЕТ / РИТОРИКА | ЭМПАТИЯ / РИТОРИКА | ЭЛЛИПС / РИТОРИКА | ЭКСТРАВЕРСИЯ / РИТОРИКА | ЭВФЕМИЗМ / РИТОРИКА | ШТАМП / РИТОРИКА | ХИАЗМ / РИТОРИКА | ФИГУРА УМОЛЧАНИЯ / РИТОРИКА | УМОЛЧАНИЕ / РИТОРИКА | УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ / РИТОРИКА | УБЕЖДЕНИЕ / РИТОРИКА | ТРОП / РИТОРИКА | ТОЛЕРАНТНОСТЬ / РИТОРИКА | ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА / РИТОРИКА | ТЕРМИН / РИТОРИКА | ТЕМП РЕЧИ / РИТОРИКА | ТЕМБР / РИТОРИКА | ТЕМА / РИТОРИКА | ТЕЗИСЫ / РИТОРИКА | ТАВТОЛОГИЯ / РИТОРИКА | РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ / РИТОРИКА | РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ / РИТОРИКА | РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС / РИТОРИКА | РЕЧЬ / РИТОРИКА | КРИТИКА ОЦЕНКИ ДОКЛАДОВ / РИТОРИКА | ОЦЕНКА РЕФЕРАТА / РИТОРИКА | РЕФЕРАТ / РИТОРИКА | РАЗГОВОРНАЯ ЛЕКСИКА / РИТОРИКА | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УЛОВКИ / РИТОРИКА | ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ / РИТОРИКА | ПРОСТОРЕЧНАЯ ЛЕКСИКА / РИТОРИКА | ПРОСАПОДОСИС / РИТОРИКА | ПРОПОНЕНТ / РИТОРИКА | ПРИНУЖДЕНИЕ / РИТОРИКА | ПОТРЕБНОСТЬ / РИТОРИКА | ПОНЯТИЕ / РИТОРИКА | ПОЛЕМИКА / РИТОРИКА | ПОЗИЦИЯ / РИТОРИКА | ПОВТОР / РИТОРИКА | ПЛЕОНАЗМ / РИТОРИКА | ПЕРСОНИФИКАЦИЯ / РИТОРИКА | ПЕРИФРАЗ / РИТОРИКА | ПАУЗА / РИТОРИКА | ПАССИВНАЯ ЛЕКСИКА / РИТОРИКА | ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ / РИТОРИКА | ПАРОНИМЫ / РИТОРИКА | ПАРАЛЛЕЛИЗМ / РИТОРИКА | ПАРАДОКС / РИТОРИКА | ПАРАБОЛА / РИТОРИКА | ПАМЯТЬ / РИТОРИКА | ОТКРЫТОСТЬ / РИТОРИКА | ОППОНЕНТ / РИТОРИКА | ОМОНИМЫ / РИТОРИКА | ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ / РИТОРИКА | ОКСИМОРОН / РИТОРИКА | ОККАЗИОНАЛИЗМЫ / РИТОРИКА | ОБЩЕНИЕ / РИТОРИКА | НЕОЛОГИЗМЫ / РИТОРИКА | НАУЧНАЯ ЛЕКСИКА / РИТОРИКА | МЫШЛЕНИЕ / РИТОРИКА | МЫСЛЕРЕЧЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РИТОРИКА | МОЗГОВОЙ ШТУРМ / РИТОРИКА | МОБИЛИЗАЦИЯ / РИТОРИКА | МНОГОСОЮЗИЕ / РИТОРИКА | МНОГОЗНАЧНОСТЬ (ПОЛИСЕМИЯ) / РИТОРИКА | МЕТОНИМИЯ / РИТОРИКА | МЕТАФОРА / РИТОРИКА | МЕЛОДИКА РЕЧИ / РИТОРИКА | МЕЙОЗИС / РИТОРИКА | МЕЖСТИЛЕВАЯ ЛЕКСИКА / РИТОРИКА | ЛЮФТ-ПАУЗА / РИТОРИКА | ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ / РИТОРИКА | ЛОГИЧЕСКИЙ КВАДРАТ / РИТОРИКА | ЛИЧНОСТЬ / РИТОРИКА | ЛИТОТА / РИТОРИКА | ЛЕКСИКА / РИТОРИКА | ЛАБИЛЬНОСТЬ / РИТОРИКА | КУЛЬТУРА РЕЧИ / РИТОРИКА | КРЫЛАТЫЕ СЛОВА / РИТОРИКА | КРАСНОРЕЧИЕ / РИТОРИКА | КОНЦЕПЦИЯ / РИТОРИКА | КОНТЕКСТ / РИТОРИКА | КОНТАМИНАЦИЯ / РИТОРИКА | КОНКРЕТНАЯ ЛЕКСИКА / РИТОРИКА | КОМПОЗИЦИЯ / РИТОРИКА | КНИЖНАЯ ЛЕКСИКА / РИТОРИКА | КАТАЛОГ / РИТОРИКА | КАРТОТЕКА / РИТОРИКА | КАНЦЕЛЯРИЗМЫ / РИТОРИКА | КАЛЬКИ / РИТОРИКА | КАЛАМБУР / РИТОРИКА | ИСТОРИЗМЫ / РИТОРИКА | ИСКОННАЯ ЛЕКСИКА / РИТОРИКА | ИРОНИЯ / РИТОРИКА | ИНТРОВЕРСИЯ / РИТОРИКА | ИНТОНАЦИЯ / РИТОРИКА | ИНОЯЗЫЧНАЯ ЛЕКСИКА / РИТОРИКА | ИНДУКЦИЯ / РИТОРИКА | ИНВЕРСИЯ / РИТОРИКА | ЗЕВГМА / РИТОРИКА | ЗАКОНЫ КРАЯ РЕЧИ / РИТОРИКА | ЖАРГОННО-АРГОТИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА / РИТОРИКА | ЖАНР / РИТОРИКА | ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / РИТОРИКА | ДОСТУПНОСТЬ РЕЧИ / РИТОРИКА | ДОКАЗЫВАНИЕ / РИТОРИКА | ДИСПУТ / РИТОРИКА | ДИСКУССИЯ / РИТОРИКА | ДИКЦИЯ / РИТОРИКА | ДИАЛЕКТИЗМЫ / РИТОРИКА | ДЕНОТАТНЫЙ ГРАФ / РИТОРИКА | ДЕДУКЦИЯ / РИТОРИКА | ДЕБАТЫ / РИТОРИКА | ГРАДАЦИЯ / РИТОРИКА | ГОЛОС (РЕЧЕВОЙ ГОЛОС) / РИТОРИКА | ДВЕНАДЦАТЬ ПРИЕМОВ ЛИТЕРАТУРНОЙ ПОЛЕМИКИ / РИТОРИКА | КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ РЕЧЕЙ / РИТОРИКА | САМОЕ ВАЖНОЕ СЛОВО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА / РИТОРИКА | О ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОСТИ И ГИБКОСТИ / РИТОРИКА | О ВНИМАТЕЛЬНОСТИ / РИТОРИКА | ОБРАЗНОСТЬ В УБЕЖДЕНИИ / РИТОРИКА | РИТОРИЧЕСКАЯ АЗБУКА | РУССКИЕ КЛАССИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ О РЕЧИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ / РИТОРИКА | СТАТЬ ПРОФИ ПО ПРЕЗЕНТАЦИЯМ / РИТОРИКА | ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ / РИТОРИКА | РЕЧЕВАЯ ВЛАСТЬ КОРПОРАЦИИ / РИТОРИКА | ПСИХОЛОГИЯ МИМИКИ / РИТОРИКА | КОММУНИКАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ | ВЕДЕНИЕ ДЕЛОВЫХ ПЕРЕГОВОРОВ ПРИ СДЕЛКАХ КУПЛИ-ПРОДАЖИ / РИТОРИКА | СВЕРИМ РЕАЛЬНОСТИ / РИТОРИКА | ТИПОЛОГИЯ ВАРИАНТОВ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ / РИТОРИКА | ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА В ПАРЛАМЕНТСКОЙ РЕЧИ / РИТОРИКА | СОВРЕМЕННОЕ КРАТКОСРОЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И БИЗНЕС - РИТОРИКА | ГРАММАТОЛОГИЯ / РИТОРИКА | ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ БИЗНЕС - КОММУНИКАЦИЙ / РИТОРИКА | БОЙТЕСЬ КОНСУЛЬТАНТОВ / РИТОРИКА | ПРОБЛЕМЫ РИТОРИКИ | РИТОРИКА. ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО. КРАСНОРЕЧИЕ | ЦИЦЕРОН И АНТИЧНАЯ РИТОРИКА | РЕЧЬ / РИТОРИКА | ОРАТОРАМИ РОЖДАЮТСЯ ИЛИ СТАНОВЯТСЯ | ОРАТОРСКИЙ ТРЕНИНГ / МАСТЕР ОБЩЕНИЯ | УПРАВЛЕНИЕ СВОИМ СОСТОЯНИЕМ. УПРАВЛЕНИЕ СОБЫТИЯМИ. СОСТОЯНИЕ КОМФОРТНОСТИ. | КУРСЫ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА ДЛЯ ЖИЗНИ И СЦЕНЫ / РИТОРИКА | СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩЕМУ ОРАТОРУ | ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ / РИТОРИКА | УПРАЖНЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДВИЖЕНИЙ / РИТОРИКА | УПРАЖНЕНИЯ ПОВЫШЕННОЙ ТРУДНОСТИ ДЛЯ РАБОТЫ НАД СОЧЕТАНИЯМИ ЗВУКОВ / РИТОРИКА | УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОТРАБОТКИ ГЛАСНЫХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ / РИТОРИКА | ДИКЦИЯ / РИТОРИКА | УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГОЛОСА / РИТОРИКА | ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ГОЛОСА / РИТОРИКА | УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ОСНОВНЫХ ОРГАНОВ РЕЧИ / РИТОРИКА | УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ / РИТОРИКА | ТЕХНИКА РЕЧИ / РИТОРИКА | ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО / РИТОРИКА | РИТОРИКА, ЛИНГВИСТИКА, КОММУНИКАВИСТИКА - ПРАГМАТИКА, РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ | РИТОРИКА КАК ИСКУССТВО И НАУКА | ТАКСОНОМИЯ / РИТОРИКА | МОТИВЫ ОТБОРА ФРАГМЕНТОВ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ( ФАЗА ОРИЕНТАЦИИ ) / РИТОРИКА | РИТОРИЧЕСКИЙ КАНОН И СОВРЕМЕННОЕ КРАСНОРЕЧИЕ | ТРИ СПОСОБА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОСТИ / РИТОРИКА | ЗРИТЕЛЬНЫЙ И ГОЛОСОВОЙ КОНТАКТ / РИТОРИКА | РАЗГОВОРНОСТЬ РЕЧИ КАК СРЕДСТВО УСТАНОВЛЕНИЯ КОНТАКТА С АУДИТОРИЕЙ | ЧУВСТВО АУДИТОРИИ И СРЕДСТВА ЕГО ВОСПИТАНИЯ / РИТОРИКА | КОНТАКТ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ / РИТОРИКА | ЗАКОН УДОВОЛЬСТВИЯ / РИТОРИКА | ЗАКОН ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ / РИТОРИКА | ЗАКОН ПРОДВИЖЕНИЯ И ОРИЕНТАЦИИ АДРЕСАТА / РИТОРИКА | ПЕРВЫЙ ЗАКОН РИТОРИКИ И ПРИНЦИПЫ ДИАЛОГИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ | ЗАКОН ГАРМОНИЗИРУЮЩЕГО ДИАЛОГА / РИТОРИКА | ПРИНЦИП ГАРМОНИИ РЕЧЕВОГО СОБЫТИЯ И ТРЕБОВАНИЯ К ПОВЕДЕНИЮ ГОВОРЯЩЕГО | РЕЧЕВОЕ ДЕЙСТВИЕ (РЕЧЕВОЙ АКТ) И ТИПЫ РЕЧИ | РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ / РИТОРИКА | РИТОРИКА И РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА | СВЯЗЬ РИТОРИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ И ИСКУССТВОМ | ЧАСТНЫЕ РИТОРИКИ | ОБЩАЯ РИТОРИКА И ЕЕ РАЗДЕЛЫ | ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ РИТОРИКИ | О РИТОРИКЕ | РИТОРИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ СОФИСТОВ | РОЖДЕНИЕ РИТОРИКИ В ДРЕВНОСТИ И ЕЕ РАЗВИТИЕ | РИТОРИКА ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ | ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ИСТОРИЯ РИТОРИКИ | АРИСТОТЕЛЬ РИТОРИКА | ИНФОРМАЦИЯ / УГРОЗЫ И ВЫЗОВЫ | ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ | КТО ВЛАДЕЕТ ИНФОРМАЦИЕЙ - ТОТ ВЛАДЕЕТ МИРОМ | ПРОГРАММА КУРСА “ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА” | РИТОРИКА ОБРАЗА | ПОЛЕМИКА КАК ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ: ГЕНЕЗИС И ТРАДИЦИИ / РИТОРИКА | ПРАКТИКА СВОБОДНЫХ ГРАЖДАН / РИТОРИКА | ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РИТОРИКИ | ЭФФЕКТИВНОСТЬ АРГУМЕНТАЦИИ КАК РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ | НЕОРИТОРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ | ЛИТЕРАТУРА РИТОРИКА | ОШИБКИ ПРИ ВЕДЕНИИ ПЕРЕГОВОРОВ / РИТОРИКА | ТАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ / РИТОРИКА | ЭТАПЫ ПЕРЕГОВОРОВ И ТИПЫ СОВМЕСТНЫХ РЕШЕНИЙ / РИТОРИКА | ПОДГОТОВКА К ПЕРЕГОВОРАМ / РИТОРИКА | ВАЖНЕЙШИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕГОВОРОВ / РИТОРИКА | ТИПОЛОГИЯ ПЕРЕГОВОРОВ / РИТОРИКА | ПЕРЕГОВОРЫ И БЕСЕДА. ОТЛИЧИЕ МЕЖДУ НИМИ / РИТОРИКА | ТИПЫ ВОПРОСОВ / РИТОРИКА | ПОДГОТОВКА К БЕСЕДЕ / РИТОРИКА | БЕСЕДЫ С ПОСЕТИТЕЛЯМИ / РИТОРИКА | ТВОРЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ / РИТОРИКА | ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ БЕСЕДЫ / РИТОРИКА | ПРОБЛЕМНЫЕ БЕСЕДЫ / РИТОРИКА | ДИСЦИПЛИНАРНАЯ БЕСЕДА / РИТОРИКА | КАДРОВЫЕ БЕСЕДЫ / РИТОРИКА | ВИДЫ ДЕЛОВЫХ БЕСЕД / РИТОРИКА | ПОНЯТИЕ БЕСЕДЫ / РИТОРИКА | ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ / РИТОРИКА | ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ. ЕГО ЦЕЛИ И ТИПЫ / РИТОРИКА | ПОНЯТИЕ ДЕЛОВОЙ РИТОРИКИ | МИМИКА И ЖЕСТИКУЛЯЦИЯ ОРАТОРА / РИТОРИКА | ТЕМП И ГРОМКОСТЬ РЕЧИ / РИТОРИКА | ПРОИЗНЕСЕНИЕ РЕЧИ / РИТОРИКА | ИМПРОВИЗИРОВАННАЯ РЕЧЬ / РИТОРИКА | ЗАПОМИНАНИЕ РЕЧИ / РИТОРИКА | РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ | РИТОРИЧЕСКИЕ ТРОПЫ | ПРЯМОЕ И КОСВЕННОЕ СООБЩЕНИЕ / РИТОРИКА | ЭЛОКУЦИЯ / УКРАШЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ / РИТОРИКА | ЗАКЛЮЧЕНИЕ РЕЧИ / РИТОРИКА | ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ АРГУМЕНТИРУЮЩЕЙ РЕЧИ / РИТОРИКА | ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ / РИТОРИКА | СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ. ВСТУПЛЕНИЕ / РИТОРИКА | КЛАССИЧЕСКИЙ ОБРАЗЕЦ РЕЧИ - РАССУЖДЕНИЯ / РИТОРИКА | КОМПОЗИЦИЯ ОПИСАНИЯ И ПОВЕСТВОВАНИЯ / РИТОРИКА | ДИСПОЗИЦИЯ КАК РАЗДЕЛ НАУКИ / РИТОРИКА | ФАЗА ВЫБОРА И ФАЗА ПОГРУЖЕНИЯ / РИТОРИКА | ТЕМА И ЦЕЛЬ РЕЧИ / РИТОРИКА | СМЫСЛОВЫЕ МОДЕЛИ / РИТОРИКА | ТОПИКА / РИТОРИКА
МИФОЛОГИЯ
НЕДВИЖИМОСТЬ | СТРОИТЕЛЬСТВО | ЮРИДИЧЕСКИЕ | СТРОЙ-РЕМОНТ
РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT
Похожие материалы
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.