- 08.04.2012
- 1214 Просмотров
- Обсудить
Аристотель О ДУШЕ 1 КНИГА ПЕРВАЯ.
ГЛАВА ПЯТАЯ Бывает, как мы сказали, что те, кто признает душу само себя движущим числом, ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-01-21 21:13:12
Аристотель О ДУШЕ 1 КНИГА ПЕРВАЯ.
ГЛАВА ВТОРАЯ 20 Приступая к исследованию души, необходимо вместе с тем при возникновении трудных вопросов, ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-01-21 21:13:12
Аристотель О ДУШЕ 1 КНИГА ПЕРВАЯ.
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ Имеется и другое дошедшее до нас мнение о душе, убедительное для многих не ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-01-21 21:13:12
Аристотель О ДУШЕ 1 КНИГА ПЕРВАЯ.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ Итак, прежде всего надо рассмотреть движение. Ведь быть может, не только неправильно, что ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-01-21 21:13:12
Аристотель О ДУШЕ 1 КНИГА ПЕРВАЯ.
ГЛАВА ПЕРВАЯ 402a Признавая познание делом прекрасным и достойным, но ставя одно знание выше другого ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-01-21 21:13:12
Аристотель О ДУШЕ 1 КНИГА ВТОРАЯ
ГЛАВА ПЕРВАЯ 412a Вот что надлежало сказать о дошедших до нас мнениях прежних философов о ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-01-21 21:13:12
Аристотель О ДУШЕ 1 КНИГА ВТОРАЯ
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ Тому, кто хочет исследовать способности души, необходимо выяснить, что такое каждая из них, ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-01-21 21:13:12
Аристотель О ДУШЕ 1 КНИГА ВТОРАЯ
ГЛАВА ВТОРАЯ Так как [всякое изучение] идет от неясного, но более очевидного к ясному и ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-01-21 21:13:12
Аристотель О ДУШЕ 1 КНИГА ТРЕТЬЯ
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ 15 Душа животных отличается двумя способностями: способностью различения, которое осуществляется размышлением и ощущением, ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-01-21 21:13:12
Аристотель О ДУШЕ 1 КНИГА ТРЕТЬЯ
ГЛАВА ТРЕТЬЯ Так как душа отличается главным образом двумя признаками: во первых, пространственным движением; во ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-01-21 21:13:12
Аристотель О ДУШЕ 1 КНИГА ТРЕТЬЯ
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ 10 Что касается той части души, которою душа познает и разумеет, – отделима ли ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-01-21 21:13:12
Аристотель О ДУШЕ 1 КНИГА ВТОРАЯ
ГЛАВА ТРЕТЬЯ Что касается упомянутых способностей души, то, как мы уже сказали, одним существам они ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-01-21 21:13:12
Аристотель О ДУШЕ 1 КНИГА ВТОРАЯ
ГЛАВА ПЯТАЯ После этого разбора поговорим о том, что обще всем ощущениям.
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-01-21 21:13:12
Аристотель О ДУШЕ 1 КНИГА ТРЕТЬЯ
ГЛАВА СЕДЬМАЯ Знание в действии тождественно своему предмету, 431a знание в возможности у отдельного человека – ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-01-21 21:13:12
Аристотель О ДУШЕ 1 КНИГА ТРЕТЬЯ
ГЛАВА ВОСЬМАЯ 20 Теперь, подводя итог сказанному о душе, мы повторим, что некоторым образом душа ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-01-21 21:13:12
Аристотель О ДУШЕ 1 КНИГА ВТОРАЯ
ГЛАВА ВОСЬМАЯ Теперь выясним прежде всего относительно звука и слуха.
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-01-21 21:13:12
Аристотель О ДУШЕ 1 КНИГА ТРЕТЬЯ
ГЛАВА ШЕСТАЯ Мышление о неделимом относится к той области, где нет ложного.
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-01-21 21:13:12
Аристотель О ДУШЕ 1 КНИГА ТРЕТЬЯ
ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ Итак, всему, что живет и обладает душой, необходимо иметь растительную душу от рождения ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-01-21 21:13:12
Аристотель О ДУШЕ 1 КНИГА ТРЕТЬЯ
ГЛАВА ВТОРАЯ Так как мы воспринимаем, что мы видим и слышим, то необходимо воспринимать либо ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-01-21 21:13:12
Аристотель О ДУШЕ 1 КНИГА ТРЕТЬЯ
ГЛАВА ДЕСЯТАЯ Движут, видимо, по крайней мере две способности – 10 стремление и ум, если признать ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-01-21 21:13:12
Аристотель О ДУШЕ 1 КНИГА ВТОРАЯ
ГЛАВА ШЕСТАЯ Прежде всего следует сказать о том, чтó ощущается каждым отдельным чувством.
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-01-21 21:13:12
Аристотель О ДУШЕ 1 КНИГА ВТОРАЯ
ГЛАВА ДЕСЯТАЯ Ощущаемое на вкус есть нечто осязаемое; в этом причина того, что оно воспринимается ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-01-21 21:13:12
Аристотель О ДУШЕ 1 КНИГА ВТОРАЯ
ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ То же следует сказать об осязаемом и осязании, а именно если осязание есть ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-01-21 21:13:12
Аристотель О ДУШЕ 1 КНИГА ВТОРАЯ
ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ Относительно любого чувства необходимо вообще признать, что оно есть то, что способно воспринимать ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-01-21 21:13:12
Аристотель О ДУШЕ 1 КНИГА ВТОРАЯ
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ Что касается запаха и обоняемого, то определить их не так легко, как цвет ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-01-21 21:13:12
Аристотель О ДУШЕ 1 КНИГА ТРЕТЬЯ
ГЛАВА ПЕРВАЯ 22 Что нет никаких иных [внешних] чувств, кроме пяти (я имею в виду ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-01-21 21:13:12
Аристотель О ДУШЕ 1 КНИГА ТРЕТЬЯ
ГЛАВА ПЯТАЯ 10 Так как повсюду в природе имеется, с одной стороны, то, чтó есть ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-01-21 21:13:12
Аристотель О ДУШЕ 1 КНИГА ВТОРАЯ
ГЛАВА СЕДЬМАЯ Предмет зрения – видимое. Видимое же – это прежде всего цвет, а также нечто такое, ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-01-21 21:13:12
Аристотель О ДУШЕ 1 КНИГА ТРЕТЬЯ
ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ Следует также рассмотреть, чтó служит движущим 434a [началом] у низших животных, которым присуще ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-01-21 21:13:12
Аристотель О ДУШЕ 1 КНИГА ТРЕТЬЯ
ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ Итак, совершенно очевидно, что тело животного не может быть простым, т.е.
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-01-21 21:13:12
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (2)
...другой стороны – начала будущего учения Аристотеля о категориях. Другое доказательство того, что душа не есть гармония, употребляемое Аристотелем в "Евдеме", также восходит к Платону 12 .... г) В своем позднейшем учении о душе Аристотель занял промежуточную позицию между своим ранним платонизмом, выраженным в "Евдеме", и материалистическим учением о душе как гармонии.
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-02-18 00:33:13
Метафизика души в русской психологии на рубеже XVIII-XIX вв.
...античные времена, как, например, суждения о душе как форме, восходящие к Аристотелю („Человек имеет душу, подобно как бог имеет свою высочайший разум, или как роза имеет ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-01-26 08:06:07
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (14)
...необходимо было бы говорить и о космической Душе у Аристотеля. Что же касается космоса, то у Платона и у Аристотеля он есть только вечная осуществленность Единого, ...главах III книги своего трактата "О душе" Аристотель как раз и стремится перейти от отдельных умов и стремлений, то есть от отдельных душ, ко всеобщей Душе ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-02-18 00:33:13
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (82)
Итог о "Физиогномике" Аристотеля 1. Физиогномическое единство души и тела. Установленная нами выше особенность и главная черта аристотелевской природы, а именно ее ... Мы легко готовы были понятьАристотеля, когда он говорил о проникнутости природы порядком, красотой и целесообразностью, но тысячелетняя европейская привычка разделения духа и материи мешает нам ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-02-18 00:33:13
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (7)
...большое значение также и трактат Аристотеля "О душе". Здесь, в главе III 4, Аристотель исходит из сравнения мышления с чувственным познанием и приходит к выводу, что ...говорить о чувственных качествах или о чем нибудь материальном. Аристотель здесь пишет (429 а 22 28): "Я определяю ум как то, чем душа мыслит и постигает.
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-02-18 00:33:13
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (65)
Следовательно, самый свет Аристотель мыслит как нечто нематериальное, невидимое, идеальное. Несколько ниже, в том же трактате "О душе", Аристотель называет свет "энтелехией" (реализацией) прозрачного, ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-02-18 00:33:13
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (108)
Эта ясная и убедительная сущность души сквозит решительно во всех высказываниях Аристотеля о душе. По Аристотелю, в числах и величинах еще можно сомневаться, но в существовании ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-02-22 19:47:59
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (136)
в) Наконец, учение о мировой душе Аристотелю уже не нужно было выдвигать с такой силой, с какой выдвигал его на первый план поэтически мифологически ...и принадлежат все функции мировой Души. Однако он ее все таки признавал и отводил ей почетное место, хотя и не выдвигал на первый план в такой ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-02-18 00:33:13
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (8)
Изучение трактата Аристотеля "О душе" во многом очень полезно для установления того, что Аристотель понимает под "умом" в объективно онтологическом смысле.... Но это свидетельствует только о том, что все чувственно воспринимаемое и тем самым только потенциальное обязательно уже предполагает непотенциальную и вполне актуальную деятельность мышления.
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-02-18 00:33:13
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (107)
Аристотель высказывает множество разного рода суждений о душе, которые удивляют своей пестротой и большой трудностью при любой попытке добиться здесь окончательной ...пестротой и противоречивостью отдельных суждений Аристотеля о душе. 1. Аристотель о душе как материальном принципе Что такое душа как материальный принцип?
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-02-22 19:47:59
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (107)
...Аристотель демонстрирует свое общее учение о подражании (предмет, средство и способ подражания, – при этом, правда, не очень ясно, как Аристотель распределяет свои шесть моментов трагедии между ... Мы уже приводили слова Аристотеля о том, что сценическая обстановка "увлекает душу" (6, 1450 b 17). В другом месте мы тоже читаем, что "в трагедии ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-02-18 00:33:13
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (3)
...происходит и характернейшая переработка учения Аристотеля о движении небесных сфер. Если в своей первоначальной форме оно постулировало некую вечную и неподвижную сущность, стремление к которой приводит ... Различные слои учения Аристотеля о движении небесных тел можно обнаружить в "Метафизике" 24 . Однако мы не будем здесь входить в подробности этой переработки учения ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-02-18 00:33:13
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (147)
Это особенно очевидно в учении Аристотеля о душе как середине. Душа есть смысл живого существа, но она не существует отдельно от живого существа.
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-02-18 00:33:13
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (110)
Аристотель У Аристотеля имеется весьма ценный обзор бывших до него теорий души, занимающий собою целую книгу в трактате "О душе" (1). Аристотель специально формулирует и разные точки ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-02-22 19:47:59
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (73)
Критика у Аристотеля его предшественников. В рассматриваемых здесь главах трактатов "О душе" и "О чувственном восприятии" встречаются полемические замечания, опровергающие "неправильные", по мнению ...есть на условия видимости цвета, Аристотель находит у Эмпедокла. В трактате "О душе" он пишет: "Также и Эмпедокл и всякий другой, придерживающийся такого же мнения, неправильно ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-02-18 00:33:13
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (58)
Однако Аристотель отказывается от платоновского представления о пронизывающей космос мировой душе. Кранц считает необходимым обратить внимание на грандиозность и оригинальность аристотелевского представления ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-02-18 00:33:13
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (142)
О том, что основная модель бытия, проходящая у Аристотеля через все уровни действительности, есть модель сознательно и целенаправленно творящего художника, мы ...1, 412 b 11 12 Аристотель говорит осущности топора как о душе какого нибудь тела, потому что как тело служит орудием души, так и топор ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-02-18 00:33:13
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (17)
...будет рассуждать о нем как о космическом перводвигателе. И тем не менее материя его такова, что она всецело сливается с его смысловым и созерцательным содержанием; и ... Правда, Аристотель избегает употреблять самый термин "душа" в применении к тем областям своей космологии, которые он считает наивысшими.
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-02-18 00:33:13
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (97)
III 401 d о проникновении ритмики и гармонии "внутрь нашей души"). б) Спрашивается: чем объяснял Аристотель эту внутреннюю связь музыки и психики?...возможность решения этого вопроса, вспоминая офилософах, согласно которым "душа есть гармония" или "носит гармонию в себе" (1340 b 14 15).
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-02-18 00:33:13
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (41)
Безусловно, сам вывод о том, что художник Аристотеля ни вполне зависим от внешнего мира, ни вполне погружен в свои внутренние трансцендентные созерцания, заслуживает внимания....приближение к космическому разуму и душе вселенной. Именно в учении Аристотеля о космическом порядке, устройстве мира и об его первом двигателе нужно искать ответы философа на ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-02-18 00:33:13
ГЛАВА ПЯТАЯ Бывает, как мы сказали, что те, кто признает душу само себя движущим числом, ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-01-21 21:13:12
Аристотель О ДУШЕ 1 КНИГА ПЕРВАЯ.
ГЛАВА ВТОРАЯ 20 Приступая к исследованию души, необходимо вместе с тем при возникновении трудных вопросов, ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-01-21 21:13:12
Аристотель О ДУШЕ 1 КНИГА ПЕРВАЯ.
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ Имеется и другое дошедшее до нас мнение о душе, убедительное для многих не ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-01-21 21:13:12
Аристотель О ДУШЕ 1 КНИГА ПЕРВАЯ.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ Итак, прежде всего надо рассмотреть движение. Ведь быть может, не только неправильно, что ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-01-21 21:13:12
Аристотель О ДУШЕ 1 КНИГА ПЕРВАЯ.
ГЛАВА ПЕРВАЯ 402a Признавая познание делом прекрасным и достойным, но ставя одно знание выше другого ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-01-21 21:13:12
Аристотель О ДУШЕ 1 КНИГА ВТОРАЯ
ГЛАВА ПЕРВАЯ 412a Вот что надлежало сказать о дошедших до нас мнениях прежних философов о ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-01-21 21:13:12
Аристотель О ДУШЕ 1 КНИГА ВТОРАЯ
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ Тому, кто хочет исследовать способности души, необходимо выяснить, что такое каждая из них, ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-01-21 21:13:12
Аристотель О ДУШЕ 1 КНИГА ВТОРАЯ
ГЛАВА ВТОРАЯ Так как [всякое изучение] идет от неясного, но более очевидного к ясному и ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-01-21 21:13:12
Аристотель О ДУШЕ 1 КНИГА ТРЕТЬЯ
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ 15 Душа животных отличается двумя способностями: способностью различения, которое осуществляется размышлением и ощущением, ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-01-21 21:13:12
Аристотель О ДУШЕ 1 КНИГА ТРЕТЬЯ
ГЛАВА ТРЕТЬЯ Так как душа отличается главным образом двумя признаками: во первых, пространственным движением; во ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-01-21 21:13:12
Аристотель О ДУШЕ 1 КНИГА ТРЕТЬЯ
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ 10 Что касается той части души, которою душа познает и разумеет, – отделима ли ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-01-21 21:13:12
Аристотель О ДУШЕ 1 КНИГА ВТОРАЯ
ГЛАВА ТРЕТЬЯ Что касается упомянутых способностей души, то, как мы уже сказали, одним существам они ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-01-21 21:13:12
Аристотель О ДУШЕ 1 КНИГА ВТОРАЯ
ГЛАВА ПЯТАЯ После этого разбора поговорим о том, что обще всем ощущениям.
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-01-21 21:13:12
Аристотель О ДУШЕ 1 КНИГА ТРЕТЬЯ
ГЛАВА СЕДЬМАЯ Знание в действии тождественно своему предмету, 431a знание в возможности у отдельного человека – ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-01-21 21:13:12
Аристотель О ДУШЕ 1 КНИГА ТРЕТЬЯ
ГЛАВА ВОСЬМАЯ 20 Теперь, подводя итог сказанному о душе, мы повторим, что некоторым образом душа ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-01-21 21:13:12
Аристотель О ДУШЕ 1 КНИГА ВТОРАЯ
ГЛАВА ВОСЬМАЯ Теперь выясним прежде всего относительно звука и слуха.
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-01-21 21:13:12
Аристотель О ДУШЕ 1 КНИГА ТРЕТЬЯ
ГЛАВА ШЕСТАЯ Мышление о неделимом относится к той области, где нет ложного.
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-01-21 21:13:12
Аристотель О ДУШЕ 1 КНИГА ТРЕТЬЯ
ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ Итак, всему, что живет и обладает душой, необходимо иметь растительную душу от рождения ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-01-21 21:13:12
Аристотель О ДУШЕ 1 КНИГА ТРЕТЬЯ
ГЛАВА ВТОРАЯ Так как мы воспринимаем, что мы видим и слышим, то необходимо воспринимать либо ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-01-21 21:13:12
Аристотель О ДУШЕ 1 КНИГА ТРЕТЬЯ
ГЛАВА ДЕСЯТАЯ Движут, видимо, по крайней мере две способности – 10 стремление и ум, если признать ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-01-21 21:13:12
Аристотель О ДУШЕ 1 КНИГА ВТОРАЯ
ГЛАВА ШЕСТАЯ Прежде всего следует сказать о том, чтó ощущается каждым отдельным чувством.
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-01-21 21:13:12
Аристотель О ДУШЕ 1 КНИГА ВТОРАЯ
ГЛАВА ДЕСЯТАЯ Ощущаемое на вкус есть нечто осязаемое; в этом причина того, что оно воспринимается ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-01-21 21:13:12
Аристотель О ДУШЕ 1 КНИГА ВТОРАЯ
ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ То же следует сказать об осязаемом и осязании, а именно если осязание есть ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-01-21 21:13:12
Аристотель О ДУШЕ 1 КНИГА ВТОРАЯ
ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ Относительно любого чувства необходимо вообще признать, что оно есть то, что способно воспринимать ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-01-21 21:13:12
Аристотель О ДУШЕ 1 КНИГА ВТОРАЯ
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ Что касается запаха и обоняемого, то определить их не так легко, как цвет ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-01-21 21:13:12
Аристотель О ДУШЕ 1 КНИГА ТРЕТЬЯ
ГЛАВА ПЕРВАЯ 22 Что нет никаких иных [внешних] чувств, кроме пяти (я имею в виду ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-01-21 21:13:12
Аристотель О ДУШЕ 1 КНИГА ТРЕТЬЯ
ГЛАВА ПЯТАЯ 10 Так как повсюду в природе имеется, с одной стороны, то, чтó есть ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-01-21 21:13:12
Аристотель О ДУШЕ 1 КНИГА ВТОРАЯ
ГЛАВА СЕДЬМАЯ Предмет зрения – видимое. Видимое же – это прежде всего цвет, а также нечто такое, ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-01-21 21:13:12
Аристотель О ДУШЕ 1 КНИГА ТРЕТЬЯ
ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ Следует также рассмотреть, чтó служит движущим 434a [началом] у низших животных, которым присуще ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-01-21 21:13:12
Аристотель О ДУШЕ 1 КНИГА ТРЕТЬЯ
ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ Итак, совершенно очевидно, что тело животного не может быть простым, т.е.
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-01-21 21:13:12
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (2)
...другой стороны – начала будущего учения Аристотеля о категориях. Другое доказательство того, что душа не есть гармония, употребляемое Аристотелем в "Евдеме", также восходит к Платону 12 .... г) В своем позднейшем учении о душе Аристотель занял промежуточную позицию между своим ранним платонизмом, выраженным в "Евдеме", и материалистическим учением о душе как гармонии.
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-02-18 00:33:13
Метафизика души в русской психологии на рубеже XVIII-XIX вв.
...античные времена, как, например, суждения о душе как форме, восходящие к Аристотелю („Человек имеет душу, подобно как бог имеет свою высочайший разум, или как роза имеет ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-01-26 08:06:07
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (14)
...необходимо было бы говорить и о космической Душе у Аристотеля. Что же касается космоса, то у Платона и у Аристотеля он есть только вечная осуществленность Единого, ...главах III книги своего трактата "О душе" Аристотель как раз и стремится перейти от отдельных умов и стремлений, то есть от отдельных душ, ко всеобщей Душе ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-02-18 00:33:13
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (82)
Итог о "Физиогномике" Аристотеля 1. Физиогномическое единство души и тела. Установленная нами выше особенность и главная черта аристотелевской природы, а именно ее ... Мы легко готовы были понятьАристотеля, когда он говорил о проникнутости природы порядком, красотой и целесообразностью, но тысячелетняя европейская привычка разделения духа и материи мешает нам ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-02-18 00:33:13
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (7)
...большое значение также и трактат Аристотеля "О душе". Здесь, в главе III 4, Аристотель исходит из сравнения мышления с чувственным познанием и приходит к выводу, что ...говорить о чувственных качествах или о чем нибудь материальном. Аристотель здесь пишет (429 а 22 28): "Я определяю ум как то, чем душа мыслит и постигает.
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-02-18 00:33:13
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (65)
Следовательно, самый свет Аристотель мыслит как нечто нематериальное, невидимое, идеальное. Несколько ниже, в том же трактате "О душе", Аристотель называет свет "энтелехией" (реализацией) прозрачного, ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-02-18 00:33:13
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (108)
Эта ясная и убедительная сущность души сквозит решительно во всех высказываниях Аристотеля о душе. По Аристотелю, в числах и величинах еще можно сомневаться, но в существовании ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-02-22 19:47:59
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (136)
в) Наконец, учение о мировой душе Аристотелю уже не нужно было выдвигать с такой силой, с какой выдвигал его на первый план поэтически мифологически ...и принадлежат все функции мировой Души. Однако он ее все таки признавал и отводил ей почетное место, хотя и не выдвигал на первый план в такой ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-02-18 00:33:13
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (8)
Изучение трактата Аристотеля "О душе" во многом очень полезно для установления того, что Аристотель понимает под "умом" в объективно онтологическом смысле.... Но это свидетельствует только о том, что все чувственно воспринимаемое и тем самым только потенциальное обязательно уже предполагает непотенциальную и вполне актуальную деятельность мышления.
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-02-18 00:33:13
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (107)
Аристотель высказывает множество разного рода суждений о душе, которые удивляют своей пестротой и большой трудностью при любой попытке добиться здесь окончательной ...пестротой и противоречивостью отдельных суждений Аристотеля о душе. 1. Аристотель о душе как материальном принципе Что такое душа как материальный принцип?
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-02-22 19:47:59
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (107)
...Аристотель демонстрирует свое общее учение о подражании (предмет, средство и способ подражания, – при этом, правда, не очень ясно, как Аристотель распределяет свои шесть моментов трагедии между ... Мы уже приводили слова Аристотеля о том, что сценическая обстановка "увлекает душу" (6, 1450 b 17). В другом месте мы тоже читаем, что "в трагедии ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-02-18 00:33:13
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (3)
...происходит и характернейшая переработка учения Аристотеля о движении небесных сфер. Если в своей первоначальной форме оно постулировало некую вечную и неподвижную сущность, стремление к которой приводит ... Различные слои учения Аристотеля о движении небесных тел можно обнаружить в "Метафизике" 24 . Однако мы не будем здесь входить в подробности этой переработки учения ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-02-18 00:33:13
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (147)
Это особенно очевидно в учении Аристотеля о душе как середине. Душа есть смысл живого существа, но она не существует отдельно от живого существа.
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-02-18 00:33:13
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (110)
Аристотель У Аристотеля имеется весьма ценный обзор бывших до него теорий души, занимающий собою целую книгу в трактате "О душе" (1). Аристотель специально формулирует и разные точки ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-02-22 19:47:59
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (73)
Критика у Аристотеля его предшественников. В рассматриваемых здесь главах трактатов "О душе" и "О чувственном восприятии" встречаются полемические замечания, опровергающие "неправильные", по мнению ...есть на условия видимости цвета, Аристотель находит у Эмпедокла. В трактате "О душе" он пишет: "Также и Эмпедокл и всякий другой, придерживающийся такого же мнения, неправильно ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-02-18 00:33:13
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (58)
Однако Аристотель отказывается от платоновского представления о пронизывающей космос мировой душе. Кранц считает необходимым обратить внимание на грандиозность и оригинальность аристотелевского представления ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-02-18 00:33:13
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (142)
О том, что основная модель бытия, проходящая у Аристотеля через все уровни действительности, есть модель сознательно и целенаправленно творящего художника, мы ...1, 412 b 11 12 Аристотель говорит осущности топора как о душе какого нибудь тела, потому что как тело служит орудием души, так и топор ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-02-18 00:33:13
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (17)
...будет рассуждать о нем как о космическом перводвигателе. И тем не менее материя его такова, что она всецело сливается с его смысловым и созерцательным содержанием; и ... Правда, Аристотель избегает употреблять самый термин "душа" в применении к тем областям своей космологии, которые он считает наивысшими.
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-02-18 00:33:13
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (97)
III 401 d о проникновении ритмики и гармонии "внутрь нашей души"). б) Спрашивается: чем объяснял Аристотель эту внутреннюю связь музыки и психики?...возможность решения этого вопроса, вспоминая офилософах, согласно которым "душа есть гармония" или "носит гармонию в себе" (1340 b 14 15).
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-02-18 00:33:13
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (41)
Безусловно, сам вывод о том, что художник Аристотеля ни вполне зависим от внешнего мира, ни вполне погружен в свои внутренние трансцендентные созерцания, заслуживает внимания....приближение к космическому разуму и душе вселенной. Именно в учении Аристотеля о космическом порядке, устройстве мира и об его первом двигателе нужно искать ответы философа на ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-02-18 00:33:13
Похожие материалы
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.