Меню
Назад » » 2012 » ФЕВРАЛЬ » 9

СОЦИАЛИЗАЦИЯ










 

СОЦИАЛИЗАЦИЯ



СОЦИАЛИЗАЦИЯ \ СОЦИАЛЬНОЕ
 
 
Социализация.
...социальным окружением и реализуется субъектом социализации. Здесь необходимо специально обговорить, что процесс социализации протекает как в логике стихийного воздействия на индивида, так и в обстоятельствах осознанного ...

СОЦИАЛИЗАЦИЯ
СОЦИАЛИЗАЦИЯ (лат. socialis — общественный) — процесс операционального овладения набором программ деятельности и поведения, характерных для той или иной культурной традиции, а ...
 
СОЦИАЛИЗАЦИЯ
СОЦИАЛИЗАЦИЯ (от лат. socialis — общественный), процесс усвоения человеч. индивидом определ. системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. С, включает как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на её формирование. Несмотря на широкое употребление, термин «С.» не имеет однозначного толкования, сближаясь в одних случаях с воспитанием, а в других — с формированием личности.
        В различных немарксистских концепциях С. на одном полюсе стоят авторы, рассматривающие человека как биологич. существо, которое лишь приспосабливает врождённые формы поведения, инстинкты и т. п. к условиям существования в обществе (фрейдизм), на другом — учёные, которые видят в личности пассивный продукт социальных влияний.
        Марксистская концепция исходит из того, что С. должна изучаться как в филогенетич. (формирование родовых свойств человечества), так и в онтогенетич. (формирование конкретного типа личности) плане. С.— это не просто сумма внешних влияний, регулирующих проявление имманентных индивиду биопси-хологич. импульсов и влечений, а процесс формирования целостной личности. Индивидуальность — не предпосылка С., а её результат. Содержание, стадии и конкретные механизмы С. имеют историч. характер, существенно варьируют от одного общества к другому и определяются социально-экономич. структурой этих обществ. При этом процесс С. не сводится к непосредств. взаимодействию индивидов, но включает всю совокупность обществ. отношений, вплоть до самых глубоких и опосредованных. С. не есть механич. наложение на индивида готовой социальной «формы». Индивид, выступающий как «объект» С., является в то же время субъектом обществ. активности, инициатором и творцом новых обществ. форм. Поэтому С. тем успешнее, чем активнее участие индивида в творческо-преобразоват. обществ. деятельности, в ходе которой преодолеваются и устарелые нормы, нравы и привычки.
        Различные аспекты С. изучаются психологией (механизмы деятельности и освоения нового опыта, в том числе на разных стадиях жизненного цикла), социальной психологией (социализирующие функции непосредств. окружения и межличностных отношений), социологией (соотношение процессов и институтов С. в макросистеме), историей и этнографией (сравнит.-историч. изучение С. в разных обществах и культурах), педагогикой (воспитание), а в наиболее общем виде — философией (см. также ст. Личность и лит. к ней).
        Выготский Л. С., Развитие высших психич. функций, М., 1960; Кон И. С., Социология личности, М., 1967; Буева Л. П., Социальная среда и сознание личности, М., 1968; Человек и общество, в. 9 — Проблемы социализации индивида, Л., 1971; Парыгин Б. Д., Основы социально-психологич. теории, М., 1971; Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, ?., 19814; Handbook of socialization theory and research, ed. D. A. Goslin, Chi., 1969; Geulen D., Das vergesellschaftete Subjekt. Zur Grundlegung der Sozialisatians-theorie, Fr./M., 1977.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
 
СОЦИАЛИЗАЦИЯ
(от лат. socialis – общественный) – в социологии обозначает процесс, в ходе к-рого человеч. существо с определенными биологич. задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе. С. обеспечивает преемственность историч. развития. "Как само общество производит человека как ч е л о в е к а, так и он п р о и з в о д и т общество" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произв., 1956, с. 589). Теория С. призвана установить, под влиянием каких социальных факторов образуются те или иные особенности личности, механизм этого процесса и его последствия для общества.
Термин "С." отличается от близких ему понятий. "Рост" и "развитие" означают развертывание имманентных индивиду задатков, куда социальные условия включаются лишь в качестве внешней среды. Воспитание – это намеренное формирование личности в соответствии с принятым идеалом. С. же охватывает процесс и результаты взаимодействия индивида со всей совокупностью социальных влияний.
Зарубежные исследования и теория С. имеют двоякую ориентацию. Одни исходят из представления о человеке как биологич. существе, к-рое лишь приспосабливает врожденные формы поведения, инстинкты и т.п. к условиям существования в обществе. Сторонники социологич. ориентации, напротив, полагают, что С. есть формирование всех человеческих качеств.
Первая ориентация наиболее полно выражена во фрейдизме. Фрейд считал, что в основе поведения ребенка лежат биологич. влечения. Попытки реализовать их, однако, приводят к столкновениям с требованиями общества, к-рые проводят в жизнь родители. В результате влечения подавляются или трансформируются. Индивидуальность проявляется именно в том, насколько и как человек справляется с этими импульсами, а последнее зависит от его конституции и прошлого, прежде всего детского, опыта. Процесс развития необратим, и системы, складывающиеся у младенца, предопределяют последующие, к-рые всего лишь "надстраиваются" над первыми. По Фрейду, С. заканчивается к 5–6 годам. Главным агентом С. является семья, родители. Осн. механизм С. – идентификация, самое раннее эмоциональное отношение, вызывающее бессознат. отождествление себя с другим объектом или человеком, в результате к-рого он становится частью Я. Т.о., процесс С. сводится к таким факторам, как формы кормления и ухода за младенцем. Однако позже (неофрейдизм) этот подход был признан недостаточным и на первый план вышла проблема влияния социальной среды. Среди социологически ориентированных концепций С. наиболее интересен символич. интеракционизм, ведущий свою родословную от Дж. Мида. Отправным пунктом Мида является не отд. индивид. а процесс социального взаимодействия, в ходе к-рого только и формируются индивидуальные качества. Интерес к развитию интеллекта, подчеркивание важности овладения речью в процессе С. сближает это направление со взглядами Л. С. Выготского. Символич. интеракционизм рассматривает С. как процесс усвоения индивидом определ. системы ролей социальных, с к-рой связаны социально-культурные значения и символы. Самосознание личности, ее Я также производно от ее общения. С. не заканчивается в детстве, но продолжается практически всю жизнь. Гл. этапами С. являются: а) психогенетический, когда у ребенка, как и у животных, путем проб, ошибок и подкрепления вырабатываются привычные шаблоны удовлетворения потребностей; б) образно-символический, когда образы, возникающие при блокаде привычного акта, связываются с некими жестами, звуками и т.п. и последние приобретают под влиянием окружающих значение символа; и в) интеллектуально-концептуальный, когда посредством символов ребенок начинает управлять чужим и собств. поведением и способен приобретать новые значения не только посредством личного опыта, а через комбинации существующих значений и аналогий с ними. Осн. агентом С. является первичная группа, причем отмечаются функции детской игровой группы в научении ролям и поведению в роли. "Принятие роли другого" – гл. механизм С. Сначала ребенок ориентируется на экспектации "значимых других" (отца, матери), но по мере расширения контактов происходит генерализация и объектом ориентации становится "генерализованный другой", отождествляемый Мидом с общиной или социальной группой.
Изложенная концепция открыла перспективы эмпирич. исследования С. (социальные функции детской игры, значение прямого и косвенного общения, характер и типы "значимых других", способы "принятия роли другого" и т.п.). Однако рассматриваемая как общая теория, она имеет существ. недостатки. Практически она исключает из рассмотрения филогенез, историч. развитие общества, ограничиваясь онтогенетич. планом. Сводя С. к общению, она исключает из рассмотрения содержание этого общения, предметную деятельность, труд, играющий важнейшую роль как в фило-, так и в онтогенезе.
Продолжит. дискуссии привели к сближению крайних позиций. Так, Ж. Пиаже, рассматривавший ребенка как биологич. существо, к-рое начинает с состояния аутизма и эгоцентризма, несколько смягчил свои утверждения. С другой стороны, А. Валлон уточнил тезис о "социальности с рождения", признав, что, хотя младенец является наиболее общит. существом, установление взаимозависимости между собой и другими происходит позднее, причем сначала в аффективном и затем в интеллектуальном плане.
В русле психоанализа Э. Эриксон и др. пришли к выводу, что С. не кончается в детстве, что поведением управляют прижизненно возникающие установки. С другой стороны, психологи-бихевиористы стали обращать больше внимания на аффективные тенденции. Все направления признают роль межличностных отношений в С.
Марксистский подход к проблеме С. базируется на след. осн. принципах: 1) С. должна изучаться как в филогенетическом (формирование родовых свойств человечества), так и в онтогенетическом (формирование конкретного типа личности) плане. 2) С – это нe просто сумма внешних влияний, регулирующих проявление имманентных индивиду био-психологич. импульсов и влечений, а процесс формирования целостной личности.
Индивидуальность – не предпосылка С., а ее результат. 3) Содержание, типичные стадии и конкретные механизмы С. имеют историч. характер, они существенно варьируют от одного общества к другому и определяются социально-экономич. структурой этих обществ. 4) Процесс С. не сводится к непосредств. взаимодействию индивидов, но включает всю совокупность обществ. отношений. 5) С. не есть механич. наложение на индивида готовой социальной "формы". Индивид, выступающий как "объект" С., является в то же время субъектом общественной активности, творцом новых общественных форм.
Конкретные исследования С. осуществляются в СССР в русле разных обществ. наук. Филогенетич. исследования формирования человека как рода и соотношение в этом процессе биологических и социальных факторов осуществляются историками и антропологами (Б. Ф. Поршнев, Ю. Н. Семенов, Г. Ф. Хрустов и др.). Сов. психологич. школа (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Б. Г. Ананьев и др.) успешно разрабатывает теорию социальной деятельности как основы процесса С., включающей в себя как частные моменты развитие речи, труда, общения и познания. Ведутся психологич. исследования детской игры (Д. Б. Эльконин) и особенностей формирования личности в детском возрасте (Л. И. Божович). Начавшиеся в последние годы социологич. исследования проблемы С. посвящены гл. обр. юности как поворотному пункту в развитии личности и группируются вокруг проблем: 1) вступление в трудовую жизнь и выбор профессии, 2) труд и досуг как факторы С., 3) роль массовых коммуникаций в формировании ценностных ориентаций личности. Многие частные аспекты С. изучаются в рамках педагогики.
Лит.: Макаренко А. С., О коммунистич. воспитании, М., 1952; Валлон Α., От действия к мысли, пер. с франц., М., 1956; Лурия А. Р., Развитие речи и формирование психич. процессов, в кн.: Психологич. наука в СССР, т. 1, М., 1959; Мерлин В. С., Очерк психологии личности, Пермь, 1959; Выготский Л. С., Развитие высших психич. функций, М., 1960; Иванов В. В., Роль семиотики в кибернетич. исследовании человека и коллектива, в кн.: Логич. структура научного знания, М., 1965; Ковалев А. Г., Психология личности, 2 изд., М., 1965; Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, [2 изд.], М., 1965; Личность и труд, под ред. К. К. Платонова, М., 1965; Психология и педагогика игры дошкольника, М., 1966; Кон И. С., Социология личности, М., 1967; Человек и его работа, М., 1967; Флейвелл Дж. X., Генетическая психология Жана Пиаже, пер. с англ., М., 1967; Божович Л. И., Личность и ее формирование в детском возрасте, М., 1968; Kardiner А. [а. о.], The psychological frontiers of society, Ν. Υ., 1945; Child J. L., Socialization, в кн.: Lindsey G. [ed.], Handbook of social psychology, v. 2, L., 1954; Parsons T., Family socialization and interaction process, Glencoe (Ill.), 1955; Mussen P. [ed.], Handbook of research methods in child development, N. Y., 1960; Bandura A. and Walters R. H., Social learning and personality development, N. Y., 1963; Sewell W. H., Recent developments in socialization, theory and research, "The Annals of the American Academy of Political and Social Science", 1963, Sept., v. 349; Erikson E. H., Childhood and society, 2 ed., N. Y., 1964; Brim О. G. and Wheeler S. Socialization after childhood, N. Y., 1966; Chombart de Lauwe P. H., The interaction of person and society, "Amer. Sociological Review", 1966, v. 31, No 2.
И. Кон. Ленинград. В. Ольшанский. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

Игорь Кон Мальчик – отец мужчины (3) Цели и задачи социализации
2) Цели и задачи социализации Общие задачи социализации всегда производны от того, кем ребенок должен стать, что ему предстоит делать и какими морально психологическими качествами ...

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
представляет собою содержательный аспект процесса социализации, очерчивая фундаментальные для данной культуры границы нормы и легитимности, с одной стороны, и девиантного поведения — с другой, а также — в ... также: Универсалии Социализация ). В философии неклассического типа концепт "П." подвергается серьезной критике как основанный на презумпции бинаризма (см.

ЛЕГО
...поворотом современной культуры трансформация процесса социализации (см. Социализация ). В.А. Можейко

ДИСКУРС
...западного типа рациональности в процессе социализации (см. Социализация ): "жертвуя смыслом, суверенность сокрушает возможность дискурса: не только прерыванием, цезурой или раной внутри дискурса (абстрактная негативность), но и ...
 
Десоциализация (лат. de (отсутствие, устранение чего-либо) + фр. socialisation (социализация)) — утрата индивидом, по каким-либо причинам, социального опыта, отражающаяся на его жизнедеятельности и возможности самореализации в социальной среде.
Десоциализация может достигать различных уровней, от лёгкой дезориентации в социальных ситуациях, до полной потери связи с социальной средой. В случае сильной десоциализации личность, зачастую, уже не может восстановить утраченные ценности, нормы и роли в полном объёме. Сильная десоциализация имеет место при попадании индивида в экстремальные условия. Именно с такими условиями сталкиваются те, кто попадает в концентрационные лагеря, тюрьмы и колонии, психиатрические больницы, психоневрологические интернаты, а в некоторых случаях и проходящие службу в вооружённых силах.
Причины могут быть самые различные: длительная болезнь, отпуск, психическое расстройство, изоляция и тому подобное. По мнению сотрудников факультета психологии МГУ доктора психологических наук Александра Шамилиевича Тхостова и кандидата психологических наук Константина Глебовича Сурнова, к десоциализации могут приводить чрезмерное использование современных технологий и современная культура. В настоящее время они занимаются изучением десоциализирующего влияния развлекательных телекоммуникационных технологий (викторин, лотерей, реалити-шоу и тому подобного), Интернета (веб-форумов, блогов, игр и прочего) и «глянцевых» журналов.
 
Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - 3-е изд. — М.: Академический проект, 2001.
 
Политическая социализация — это «процесс развития, в ходе которого дети и подростки воспринимают идеи, политическую позицию и поведение, типичное для данной общности». Другими словами, политическая социализация сводится к усвоению политических ценностей и норм, необходимых для адаптации в сложившейся политической системе и выполнения различных видов политической деятельности. Политическая социализация является одним из направлений общего процесса социализации индивидов. Основными агентами политической социализации выступают такие социальные институты, как образование, средства массовой информации, семья и другие. Большую роль в процессе политической социализации в современном обществе выполняют политологи и политология, как научная и образовательная дисциплина.
 
Борисова О. В. Политическая социализация этнических групп в постколониальном пространстве  (PDF) // Общественные науки и современность. 1998. № 1. С. 71-80.
Глазунин Р. В. Социализация как трансформация общественного сознания // Полис. 2005. № 2.
Гозман Л. Я., Шестопал Е. Б. Политическая психология. — Ростов-на-Дону, 1996.
Федоренко А. В. Политическая социализация в современной России и проект «коммуникативной демократии» // Вестник РУДН. 2005. № 8. С. 128—133.
Хенсон Д. Глобальная модель политической социализации // Политическая лингвистика. — Вып. 2 (22). — Екатеринбург, 2007. — С. 73-78.
Политическая социология: Учебник для вузов/Под ред. чл.-корр. РАН Ж.Т. Тощенко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.-495с.
Преснякова Л.А. Теория политической социализации // Политическая наука. № 2. 2002. С .24-36.
 
Правовая социализация — это процесс усвоения человеком системы правовых знаний, ценностей и норм, благодаря которому происходит его успешная адаптация к общественно-правовой жизни. Её результатом является принятие индивидом части культурно-правового наследия, которая актуальна не только для его социальных интересов, но и в целом для общественно-исторического процесса, субъектом которого он является. Приобщаясь к сложившемуся регламенту жизнедеятельности своей социальной группы, человек начинает проявлять негативное отношение к любым отклонениям от действующих социально-правовых установок и принимает участие в противостоянии деструктивным силам, действия которых направлены против сложившегося общественного порядка. Получив необходимые правовые умения и навыки урегулирования отношений с другими членами общества, он может не только продуктивно взаимодействовать с ними, но и закреплять или даже повышать свой статус, успешно выполняя предписанную ему социальную роль.
 
Kourilsky-Augeven C. Legal Socialisation: From Compliance to Familiarisation through Permeation (pdf). European journal of legal studies: Issue 1 (April, 2007). 
Kourilsky-Augeven C.; Zdravomyslova О., Arutjunjan M. Modele francais et modele russe de socialisation juridigue: la construction des attitudes a l'egard du Droit avant l'age adulte, Revue d'Etudes Comparatives Est-Ouest. Paris (September,1994). Архивировано из первоисточника 5 февраля 2013.
Tapp J. L., Levine F.J. The dialectic of legal socialization in community and school / Justice, and the Individual in Society: Psychological and Legal Issues.New York,1977.P. 163—182.
Tapp J.L. The geography of legal socialization: scientific and social markers (pdf) No 19. P. 329 – 353. Droit et Societe (1991). Архивировано из первоисточника 8 января 2013.
Гуляихин В. Н. Агенты правовой социализации человека // Право и политика. 2012. № 1. С. 143—149.
Гуляихин В. Н. Механизм правовой социализации российских граждан // Право и образование. 2011. № 2. С.68-80.
Гуляихин В. Н., Широ С. В. Концептуальные подходы к теории и практике правовой социализации человека // Право и образование. 2012. № 8. С. 59-67.
Гуляихин В.Н., Широ С.В. Решение проблемы правовой социализации воспитанников интернатных учреждений на основе компетентностного подхода (pdf) №3.С.59-64. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. (2011). Архивировано из первоисточника 8 января 2013.
Заячковский О. А. Проблема правовой социализации в условиях аномии российского общества // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2010. № 9. С. 15-27.
Попандопуло О. А. Проблема правовой социализации человека: современные подходы и оценки // В мире научных открытий. 2011. № 7. С. 615—622.
Попандопуло О. А. Роль правовой социализации в процессе становления персональной идентичности // Право и образование. 2012. № 10. С. 170—176.
Третьякова О. В. СМИ в процессе правовой социализации личности // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. 2010. № 6. С. 46-51.

ОПЫТ
Культура Социализация ); 2) гносеологическая категория, фиксирующая единство чувственно эмпирической деятельности. Понятие О. активно развивалось в противостоянии эмпиризма и рационализма, по разному оценивающих ...

ИММАНЕНТИЗАЦИЯ
Диалог Другой Общение Коммуникация Социализация ). В.А. Можейко

КАТЕГОРИЗАЦИЯ
Социализация ), образуют основу общеупотребительного словарного запаса языка, используются в нейтральных речевых контекстах и т.д. Таким образом, несмотря на то что ...

ОБЩЕСТВО
Социализация Деятельность ). При характеристике О. необходимо учитывать не только процессы функционирования, но и развития социальных систем, ибо эволюция О.

Игорь Кон Мальчик – отец мужчины (56)
Социализация мальчиков всюду и везде направлена на формирование «настоящего мужчины». Но подразумеваемый при этом канон маскулинности не один, в нем всегда ... Развитие и социализация мальчиков (это разные углы зрения на одни и те же процессы) всегда происходит в рамках определенного гендерного порядка и культуры, ...

Келвин С. Холл, Гарднер Линдсей ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ (24)
Процесс социализации Мюррей полагал, что человеческая личность – своего рода компромисс между собственными импульсами индивида и требованиями и интересами других людей....этими силами, обозначается как процесссоциализации. Конфликты между индивидуумом и принятыми социальными стереотипами разрешаются благодаря тому, что индивид так или иначе подчиняется групповым стереотипам.

Игорь Кон Мальчик – отец мужчины (4)
4) Агенты социализации Различие целей и задач социализации мальчиков и девочек дополняется и материализуется дифференциацией соответствующих социальных институтов, благодаря которой общество, с одной стороны, оформляет, узаконивает и закрепляет ...4) Агенты социализации Различие целей и задач социализации мальчиков и девочек дополняется и материализуется дифференциацией соответствующих социальных институтов, благодаря которой общество, с одной стороны, оформляет, узаконивает и закрепляет спонтанную сегрегацию и взаимное избегание мальчиков и девочек, а с другой – реализует свои принципы гендерной социализации. Сейчас нас интересует только второй, нормативный аспект. Мы привыкли считать ключевыми фигурами воспитания ребенка родителей.

Игорь Кон Мальчик – отец мужчины (14) Социализационный подход
...агентов, институциональных факторов и процессов социализации, а также круга профессиональных исследователей (к психологам присоединились социологи и антропологи) научные представления о гендерной социализациисущественно обогатились и дифференцировались (Ruble, ...

Психология. (88)
СОЦИАЛИЗАЦИЯ — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, прежде всего — системы ролей социальных.... Воспитание — ведущее и определяющее начало социализации. Понятие введено в психологию социальную в середине XX в. В ходе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований, как личность и ...

Игорь Кон Мальчик – отец мужчины (41)
Насколько эффективна семейная гендерная социализация в разных сферах деятельности? Отечественная гендерная педагогика, по большому счету, делает лишь первые шаги (Штылева, 2008), а традиционное семьеведение подобных ...том, как выглядят особенности семейной социализации мальчиков в свете исторической и культурной антропологии. Однако, учитывая многообразие форм родства и семейной организации, далеко не все эти практики ...

Игорь Кон Мальчик – отец мужчины (56) Литература
Гендерная дифференциация в саморегуляции социализации телесных функций в подростковом возрасте // Сексология и сексопатология. 2005. № 1. С. 19–25. Бутовская М. Л....деревня // Мальчики и девочки: реалии социализации. Екатеринбург: Изд во Уральского ун та, 2004. С. 45–66. Головин В. В., Лурье М. Л.

Л. С. Выготский. Мышление и речь. Мысль и слово (5)
...эгоцентрическая речь возникает из недостаточной социализации изначально индивидуальной речи. Согласно нашему мнению, она возникает из недостаточной индивидуализации изначально социальной речи, из ее недостаточного обособления и дифференциации, ...речь, вносится извне вместе с социализацией — так, как белая вода вытесняет красную по упомянутому уже нами принципу. Во втором случае речь для себя возникает из эгоцентрической, ...

Л. С. Выготский. Мышление и речь. Проблема речи и мышления ребенка в учении Ж. Пиаже (6)
...зависимости от состояния эгоцентризма или социализации ребенок будет находиться в присутствии двух миров, одинаково реальных, из которых ни одному не удается вытеснить другой?...чрезвычайно своеобразное понимание самого процесса социализации, который в теории Пиаже занимает центральное место. Мы выше пытались доказать, что это представление не выдерживает критики с точки зрения ...

Сушков Игорь Рудольфович. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по изучению курса Юридическая психология (2)
...превращается в личность в процессе социализации, когда он усваивает свойства социальной системы и становится ее индивидуализированной проекцией. Важным является вопрос о структуре личности как динамичной и ...психологии, ее задачами, с процессом социализации, личности и формированием его правосознания, с особенностями личности преступника и криминогенных групп, с психологическими основами отдельных следственных действии, с основами ...

Лиминальность
...является необходимым условием не только социализации индивида, но и отвечает объективным потребностям развития личности. Согласно психосоциальному подходу, на пятой стадии эпигенетического цикла, кульминация которой приходится на ... С точки зрения социализации личности, это период поиска своего "места в жизни", оптимального сочетания индивидуальных устремлений и желаний (включая подсознательные импульсы) с требованиями и ...

Николай Бердяев. О РАБСТВЕ И СВОБОДЕ ЧЕЛОВЕКА. (11)
...который связывает её с процессом социализации человека. О ценностях культуры речь будет потом. Цивилизация создана человеком, чтобы освободиться от власти стихийных сил природы....означает большую степень объективации и социализации, культура же более связана с личностью и духом. Культура означает обработку материала актом духа, победы формы над материей.

МОДЕРНИЗАЦИИ концепция
...исторически принятый в них тип социализации личности: в "первичных группах" социализация индивида протекает в рамках семьи (или — шире — сельской общины), задающей непосредственный психологический контакт между ее ...

Игорь Кон Мальчик – отец мужчины (49)
...необходимым институтом и стадией мужской социализации, через нее проходило абсолютное большинство молодых мужчин. В казарме мальчик усваивал не только воинские навыки, но и правила двойной морали, ...используют ее как в целях «социализации» новобранцев, так и для манипулирования всеми своими подчиненными. Закрывая глаза на дедовщину, они получают возможность использовать в дисциплинарных целях не ...

Л. С. Выготский. Мышление и речь. Исследование развития научных понятий в детском возрасте (2)
...развития ребенка заключается в прогрессирующей социализации детской мысли. Одним же из основных и самых концентрированных видов процесса образования неспонтанных понятий является школьное обучение, следовательно, важнейший для детского развития процесс социализации мысли, как он выступает в ...

Николай Бердяев. Я И МИР ОБЪЕКТОВ. (11)
Социализация познания есть объективация познания. Но мы видели уже, что объективация в познании закрывает тайну существования, в которой только и может ...разных перспективах в перспективе общества, социализации, объективации и в перспективе общения, внутреннего существования, дружбы со всяким "ты". Действительное преодоление одиночества через познание возможно лишь во второй ...

ГиперИнфо. Словарь. С.
...представление о смысловой наполненности мира… Социализация СОЦИАЛИЗАЦИЯ (лат. socialis — общественный) — процесс операционального овладения набором программ деятельности и поведения, характерных для той или иной культурной традиции, а ...

Специальный Философский словарь со ссылками на работы. С.
...представление о смысловой наполненности мира… Социализация СОЦИАЛИЗАЦИЯ (лат. socialis — общественный) — процесс операционального овладения набором программ деятельности и поведения, характерных для той или иной культурной традиции, а ...

Н.А.Бердяев. САМОПОЗНАНИЕ. (9)
Социализация пола и любви есть один из самых отталкивающих процессов человеческой истории, он калечит человеческую жизнь и причиняет неисчислимые страдания.... В ней социализация любви означает ее подавление. Брак, на котором основана семья, есть очень сомнительное таинство. Христианство не знает своего таинства брака, оно ...

ДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ, дисциплина
...процессов и результатов организации, структурации, социализации, институционализации теоретических знаниевых практик как предустанавливающих нормированный, санкционированный и легитимный порядок мышления и вытекающих из этого порядка действий (деятельности) в ...фрагментов", требующих своей институционализации и социализации в уже существующем знании. Во многом именно неспособность традиционных культур и социальностей (обществ "восточного" типа) справится с проблемой трансмутации (экспонентного ...

Специальный Философский словарь со ссылками на работы. Я.
...плане понимается в философии как социализация Язык ЯЗЫК — сложная развивающаяся семиотическая система являющаяся специфическим и универсальным средством объективации содержания как индивидуального сознания , так и культурной традиции ...

Игорь Кон Мальчик – отец мужчины (26) Маскулинность и сексуальность
Понятия «психосексуальное развитие» и «гендерная социализация» описывают не разные явления, а одно и то же, только с противоположных точек зрения. Говоря о психосексуальном развитии, мы ставим ...при изучении гендерной или сексуальной социализации в фокусе оказывается то, как общество воспитывает, обучает ребенка, приобщая его к соответствующей системе гендерных ролей и сексуальных ценностей.

ПЕТРОВ Михаил Константинович (2)
...константам внешнего мира, решило проблему социализации нового в европейском очаге культуры". Отсюда невозможность полного разворачивания универсально понятийного кодирования вне и без институций науки, отсюда же и ...задачам — она определяется "движением в социализацию", носящим необратимый характер (профессии могут разделяться и заимствоваться, но не могут сливаться, число различений в матрице фрагментирования не может быть ...

Николай Бердяев. Я И МИР ОБЪЕКТОВ. (8)
...есть вместе с тем и социализация его. Первоначальная познавательная интуиция глубоко лична, в ней человек стоит перед тайной бытия. Но результаты познания социальны, они для общества ...познании есть вместе с темсоциализация. Эта объективация познания носит разный характер в разных социальных группировках. Разные социальные группировки, в зависимости от различия своей социальной структуры, ...

Игорь Семенович Кон Дружба — Этико-психологический очерк (16)
...половых различий, или результатом различной социализации мальчиков и девочек, или следствием иллюзии, побуждающей нас воспринимать и категоризировать факты в свете привычного абстрактного противопоставления мужского (маскулинного) и ...до начала их форсированной половой социализации или в связи с процессами полового созревания; наблюдается ли аналогичное поведение в разных человеческих обществах, культурах; отмечено ли оно у ...

Игорь Кон Мальчик – отец мужчины (21) Эмоции и эмоциональная культура
...культуры мальчиков играет семейная гендерная социализация (Eisenberg, Fabes, Spinrad, 2006). Судя по родительским самоотчетам и данным непосредственного наблюдения, родители по разному реагируют на проявления эмоций мальчиками ...стереотипов и других аспектов гендерной социализации остается неясной. Пол ребенка может влиять на характер родительской экспрессивности: матери по разному выражают свои чувства к сыновьям и дочерям ...

Игорь Кон Мальчик – отец мужчины (16) Феминистский подход
Но и отрицать влияние социализации, в чем бы оно ни состояло, невозможно. По онтологическому вопросу о наличии, природе и степени имманентных психических различий между мужчинами ...следствием мужской гегемонии и неодинаковой социализации мальчиков и девочек, которых мужское общество социально готовит к выполнению второстепенных и подчиненных ролей. Другие (например, Кэрол Гиллиган), напротив, приписывают ...

Николай Бердяев. Я И МИР ОБЪЕКТОВ. (12)
Путем объективации и социализации хотят разрешить проблему, которая как раз выводит нас за пределы всякой объективации и социализации, которая ставит нас перед экзистенциальным общение" ...

Игорь Кон Мальчик – отец мужчины (5) Старые обряды в новых условиях. Антропологический экскурс
...целей, агентов и институтов гендерной социализации дополняется различием ее методов и дисциплинарных форм. Здесь также есть транскультурные универсалии (Barry, Bacon, Child, 1957; Barry et al., 1977)....различий в теории и практиках социализации мальчиков и девочек. Эта разница не столько количественная, сколько качественная. Мальчикам, начиная с раннего детства, предоставляют больше автономии в том, ...

Л. С. Выготский. Мышление и речь. Мысль и слово (4)
...детского мышления и постепенной его социализацией — компромиссом, особым для каждой возрастной ступени, так сказать, динамическим компромиссом, где по мере развития ребенка убывают элементы аутизма и нарастают ...детского развития возникает из недостаточной социализации детской речи, изначально индивидуальной, и является прямым выражением степени этой недостаточности и неполноты социализации. Согласно противоположной теории, эгоцентрическая речь ребенка ...

Игорь Кон Мужчина в меняющемся мире (39)
...отсюда усилением значения внесемейных факторов социализации и 2) изменением характера властных отношений в обществе (Gillis, 2000). Первую тенденцию подметил еще Монтескье, который писал, что у древних ...известная рассогласованность целей и результатов социализации – необходимое условие и предпосылка исторического развития: если бы какому то поколению взрослых удалось сформировать детей целиком по своему образу и ...

ИДЕНТИЧНОСТЬ
как индивидуализацию через социализацию внутри исторического контекста.) Тем самым И. не есть фиксируемая "реальность", а есть длящаяся "проблема", точнее — "проблемность"....осмысливался в контекстах обсуждения механизмов социализации), где идентификация первоначально понималась как процесс подражания чему либо, а затем была переистолкована как процесс переживания субъектом той или иной ...

Л. С. Выготский. Мышление и его развитие в детском возрасте
Язык требует оформления социализации мысли. Поведение ребенка в среде требует от него понимания мысли других, ответа на эту мысль, сообщения собственной мысли....который Пиаже образно называет процессом социализациидетской мысли. Процесс социализации детской мысли напоминает в его изображении процесс «социализации частной собственности». Детское мышление как нечто, принадлежащее ребенку, ...

Игорь Кон Мальчик – отец мужчины (52)
...ребенка включают два взаимосвязанных процесса – социализацию и индивидуализацию. Ни то ни другое не может быть осуществлено в изоляции от взрослого мира....на побочный продукт недостаточно эффективной социализациии т. п. Однако по мере роста социального влияния молодежи, в том числе в сфере политики и культуры, особенно под ...

Николай Бердяев. Я И МИР ОБЪЕКТОВ. (17)
...она есть порождение объективации и социализации. "Общее" не экзистенциально, оно не существует, оно имеет в значительной степени социологический источник. То общее, которое противополагается индивидуальному, реально лишь ...много раз мы говорили, есть социализация. "Общее" создается социальностью, которая не есть общение. Общее устанавливает сходство и возможность сообщений. Но родственность и общность совсем не есть ...

Игорь Кон Мужчина в меняющемся мире (46)
...его пол, наличие других агентов социализации как внутри семьи, так и вне ее, специфические особенности межпоколенной трансмиссии культуры в данном обществе в данный исторический период, амбивалентность ...последствий, многочисленные компенсаторные механизмы самой социализации, уравновешивающие или сводящие на нет наши воспитательные усилия, и т. д. Психологические и социологические исследования 1960—1970 х годов, которые ...

Николай Бердяев. Я И МИР ОБЪЕКТОВ. (6)
...процесс объективации, которая неизбежно есть социализация. Мы увидим, что объективированное познание стоит под знаком общества и этим отличается от познания существования, которое стоит под знаком общения....знать экзистенциального субъекта, есть всегда социализация познания, и мы увидим, что его общеобязательность носит характер социальный и зависит от степени общности.

Уровень группового развития.
...подходов такого рода является теория социализации группы, разработанная Р. Морлендом и Дж. Ливайном. В ее рамках "процесс группового развития рассматривается по аналогии с процессом социализации индивида, анализируется "временное пространство" существования ...

ПЕТРОВ Михаил Константинович
...проблему условий, возможностей и типов социализации нормирования уникального с помощью социальных и культурных схематизмов общества. Тем самым речь каждый раз идет о способах соотнесения индивидуального и ..., есть условие социализации и индивидов, и инноваций любых видов, обеспечивающих общественное развитие) — способов фрагментирования и последующего интегрирования наличного в культуре и достаточного для ...

И.С.Кон ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ САМОСОЗНАНИЕ (23)
...ставит во главу угла процессы социализации, научения в широком смысле слова, утверждая, что возрастные изменения зависят прежде всего от сдвигов в общественном положении, системе социальных ролей, ...моделей (реализация биологически заданной программы, социализация и сознательное самоосуществление) отражает реальные стороны развития личности, спор по принципу "или или" не имеет смысла.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar