- 06.04.2012
- 102546 Просмотров
- Обсудить
Психология (5)\Психология (3)\Психология (2)\Психология (1)\Психология (4)\
Психология (6)\Психология (7)\Психология (8)\Психология (9)\Психология (10)
| ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОАНАЛИЗ | ПСИХОЛОГИЯ | ПСИХИКА | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ |
РИТОРИКА | МИФ | МИФОЛОГИЯ | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ | ФИЛОСОФ | ПСИХОЛОГ | ПОЭТ | ПИСАТЕЛЬ | ЮНГ | ФРОММ
ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ
РИТОРИКА | КРАСНОРЕЧИЕ | РИТОРИЧЕСКИЙ | ОРАТОР | ОРАТОРСКИЙ | СЛЕНГ | ФЕНЯ | ЖАРГОН | АРГО | РЕЧЬ ( 1 )
ПОНЯТИЕ (1) (10) (6) (2) (7) (5) (9) (3) (4) (8)
Владимир Сергеевич Соловьев (61)
...заключается в синтезе этих трех понятий: атома, живой силы (монады) и идеи синтезе, который может быть выражен простым и общеупотребительным словом, именно словом существо. В самом деле, понятие существа внутренно соединяет в себе ...
ПОНЯТИЕ
, понятие «четырехугольник с равными сторонами и равными углами» выделяет множество квадратов из области четырехугольников на основе признака «иметь равные стороны и равные углы». Понятие (наряду с суждением и научной ...
ПОНЯТИЕ — мысль, которая выделяет из некоторой предметной области и собирает в класс (обобщает) объекты посредством указания на их общий и отличительный признак. Напр., понятие "четырехугольник с равными сторонами и равными углами” выделяет множество квадратов из области четырехугольников на основе признака "иметь равные стороны и равные углы”.
Понятие (наряду с суждением и научной теорией) — одна из основных форм отражения мира на рациональной, логической ступени познания. Понятия представляют собой идеальные сущности, продукты мыслительной деятельности человека. В естественном языке понятия выражаются посредством описательных терминов вида "объект из универсума (рода) U, обладающий признаком А” (первую часть этой конструкции называют родовым термином, а вторую — видовым отличием), а в прикладном языке логики предикатов они могут быть представлены выражениями типа αΑ(α), где α — переменная (или кортеж переменных) по объектам из универсума, a Α(α) — запись признака, на основе которого производится обобщение объектов. Логическая форма понятия получается замещением в αΑ(α) каждого нелогического термина параметром соответствующей семантической категории.
Каждое понятие имеет две основные логические характеристики — экстенсиональную (объем) и интенсиональную (содержание). Объем понятия αΑ(α) — класс объектов, выделяемых из универсума и обобщаемых в данном понятии (обозначается как WotA(a) или {а: А(а)}). Отдельные объекты из данного класса называются элементами объема понятия. Содержание понятия aA(ct) — признак A(a), с помощью которого производится выделение и обобщение объектов.
В современной теории понятия различают фактические и логические его содержание и объем. Фактическое содержание понятия οΑ(α) — та информация, которую имеет выражение А(а) с учетом значений входящих в его состав нелогических терминов. Логическое содержание данного понятия — это информация А(а) без учета значений входящих в него дескриптивных терминов, т. е. информация, которую содержит логическая форма выражения А(а).
Под фактическим объемом понимают ту часть универсума, состоящего из определенных объектов, которая выделяется фактическим содержанием понятия, т. е. конкретным признаком, которым обладают обобщаемые объекты. Для определения логического объема понятия конструируется особый универсум — множество абстрактно возможных объектов. Простые признаки задаются на данном универсуме независимо друг от друга, т. е. для любых простых признаков Ρι(α), Ρι(α) ... ^η(α) в составе A(a) пересечение множеств WcLPi(a)*, WaP2(a)• ... WaPn(a)*, где WaP,(a)* есть либо само WaP,(a), либо дополнение к нему, полагается непустым. При этом Р, P-i... Рп не являются знаками конкретных характеристик объектов, а играют роль абстрактных параметров этих характеристик. Под логическим объемом понятия подразумевают подмножество универсума абстрактно возможных объектов, выделяемое логическим содержанием данного понятия. Наиболее адекватным средством представления и установления логических объемов понятия являются диаграммы Вечна Объемы и содержания понятий находятся в тесной взаимозависимости. Одно из важнейших проявлений этой связи фиксируется в законе обратного отношения между содержаниями и объемами: если одно понятие шире другого по объему, то первое беднее второго по содержанию; если же первое понятие уже второго по объему, то оно богаче его по содержанию. Данная формулировка закона требует существенных уточнений. Прежде всего, действие данного закона распространяется лишь на понятия с одинаковым родом (универсумом).
Отношение "быть уже (шире) по объему” между понятиями есть не что иное, как строгое включение одного класса в другой класс: понятие aA(a) уже понятия aB(a) (a aB(a) шире оА(а)) по объему, если и только если WaA(a) с WaB(a), т. е. каждый элемент объема aA(a) является элементом объема aB(a), но некоторые элементы объема aB(a) не содержатся в объеме оА(а).
Понятие аА(а) богаче понятия aB(a) (a aB(a) беднее аА(а)) по содержанию, если и только если из информации о том, что произвольный объект из универсума этих понятий обладает признаком А, можно с использованием знаний Г о взаимосвязях, имеющихся в данной предметной области, извлечь информацию о том, что он обладает признаком В, но из информации о наличии признака В у объекта нельзя извлечь информацию о наличии у него признака А. В современной теории понятия отношение "быть богаче (беднее) по содержанию” уточняется с использованием отношения логического следования: aA(a) богаче по содержанию aB(a), если и только если Г, А(а) |= В(а) и Г, В(а) ^ А(а) (из Г и высказывательной формы А(а) логически следует В(а), но из Г и В(а) не следует А(а)), где Г — множество истинных высказываний, воспроизводящих взаимосвязи между объектами универсума. В науке роль множества Г, как правило, играет некоторая научная теория.
Уточненная формулировка закона обратного отношения выглядит так: WaA(a) cWaB(a), если и только если Г, А(а) |= В(а) и Г, Β(α)μΑ(α).
В свете проводимого в современной логике различения фактических и логических объемов и содержаний понятия данная формулировка справедлива в том случае, когда WaA(oi) и WaB(a) представляют собой фактические объемы понятия, а Α(α) и B(a) — записи их фактических содержаний в прикладном языке логики предикатов.
Закон обратного отношения действует и для логических объемов и содержаний: WaA(a) с WaB(a), если и только если A(a)|=B(a) и B(a)|,tA(a).
В данном случае множество Г пусто, А(а) и В(а) представляют собой логические формы языковых выражений, соответствующих содержаниям исследуемых понятий, а WaA(a) и WaB(a) — их логические объемы, ι е. подмножества универсума абстрактно возможных объектов, вьщеляемые на основе той информации, которую содержат указанные логические формы.
Понятия, используемые в науке и в других сферах человеческой деятельности, чрезвычайно многообразны по своей структуре, типам обобщаемых в них объектов и другим характеристикам. Типологизация понятий, т. е. выделение и систематизация различных их видов, может проводиться по разным основаниям — их делят на виды, во-первых, исходя из особенностей содержаний и, во-вторых, учитывая специфику их объемов и элементов объемов.
В зависимости от характера признака, посредством которого осуществляется обобщение объектов в понятии, они делятся на простые (их содержание указывает на присущность или неприсущность отдельного свойства, напр. "разумное существо”) и сложные (их содержание фиксирует связь между свойствами, напр. "существо, способное летать и плавать”), на безотносительные (объект характеризуется сам по себе, напр. "древний город”) и относительные (объект характеризуется через отношение к другим объектам, напр. "город, расположенный южнее Москвы”).
По количеству элементов объема различают пустые понятия (не содержащие элементов объема) и непустые понятия. (объем которых имеет по крайней мере один элемент). Понятие может оказаться пустым по разным причинам: во-первых, в силу сложившихся обстоятельств (напр., "король, правивший во Франции в XX веке”) или в силу законов природы (напр., "вечный двигатель”), такие понятия называют фактически пустыми; во-вторых, в силу логической противоречивости его содержания (напр., "режиссер, поставивший все пьесы Чехова и не поставивший чеховской "Чайки””), их называют логически пустыми.
Непустые понятия бывают единичными (их объем содержит ровно один элемент) и общими (объем содержит более одного элемента), а общие делятся на регистрирующие и нерегистрирующие (в зависимости от того, поддается ли на практике точному подсчету количество элементов их объемов). На основании отношения объемов понятий к их родам (универсумам) выделяют универсальные и неуниверсальные понятия (объемы первых совпадают с родом, у вторых они уже роды). Различают фактически и логически универсальные понятия. Объемы первых совпадают с родом в силу обстоятельств нелогического характера (напр., "металл, проводящий тепло”), содержания вторых — логически необходимые признаки, логическая форма которых представляется общезначимой формулой (напр., "человек, который сильнее всех или не сильнее кого-нибудь”).
По структуре элементов объема различают несобирательные понятия, элементами объемов которых являются отдельно взятые объекты (напр., "человек, родившийся в 1900 году”) или их кортежи — пары, тройки и т. д. (напр., "люди, родившиеся в одном и том же году”), подобные понятия имеют вид ai... c(„A(c(i,..., α„)), и собирательные понятия, их элементами объема являются совокупности объектов, мыслимые как одно целое (напр., "политическая партия”). По природе обобщаемых объектов понятия делятся на конкретные и абстрактные. Конкретные понятия обобщают индивиды (напр., "электропроводное вещество”), кортежи индивидов (напр., "изотопы”) или множества индивидов (напр., "пучок параллельных прямых”). В абстрактных понятиях обобщаются отдельные характеристики индивидов — свойства, отношения и т. п. (напр., "способность вещества проводить электричество”), кортежи характеристик (напр., "взаимно обратные отношения”) или множества характеристик (напр., понятие фенотипа — "совокупность всех свойств строения и жизнедеятельности организма, обусловленных взаимодействием его генотипа с условиями среды”). Понятия могут находиться в различных логических отношениях друг к другу. Отношения устанавливаются между понятиями с одинаковым родом (между сравнимыми понятиями) посредством сопоставления либо их объемов, либо содержаний. Можно выделить три фундаментальных отношения между двумя понятиями по объему: совместимость (в объемах поня
тий имеется по крайней мере один общий элемент), исчерпываемость (объединение объемов совпадает с родом), включение (каждый элемент объема первого понятия входит в объем второго). Все остальные объемные отношения можно рассматривать как комбинации фундаментальных. Среди них особый интерес представляют отношения между непустыми и неуниверсальными понятиями. Они используются в качестве модельных схем в традиционной силлогистике. Имеется всего семь такого рода отношений: равнообьемность, подчинение (первое понятие включается во второе, но не наоборот), обратное подчинение, перекрещивание (совместимость, отсутствие включения в обе стороны и неисчерпываемость рода), дополнительность (совместимость, отсутствие включения в обе стороны и исчерпываемость рода), соподчинение (несовместимость и неисчерпываемость), противоречие (несовместимость и исчерпываемость).
Классификация отношений между понятиями по содержанию разработана в меньшей степени. Один из возможных подходов состоит в следующем: для установления такого рода отношений между понятиями αΑ(α) и аВ(а) средствами логики предикатов выясняют, в каком отношении находятся высказывательные формы А(а) и В(а). Если, напр., последние контрарны (совместимы по ложности и несовместимы по истинности), то сами понятия находятся в отношении противоположности; если из А(а) логически следует В(а), но не наоборот, то первое понятие информативнее второго и т. п.
Над понятиями могут осуществляться различные операции. Наиболее важными из них являются операции деления, обобщения и ограничения.
Деление понятий — это процедура перехода от данного понятия к совокупности подчиненных ему с точки зрения некоторой характеристики, которая называется основанием деления. В ходе этой операции элементы объема исходного делимого понятия распределяются по подклассам, которые образуют объемы результирующих понятий — членов деления. В качестве основания деления может выступать, во-первых, факт наличия или отсутствия у элементов объемов делимого понятия оА(а) некоторого признака В(а) (в этом случае в исходном множестве выделяются два подкласса объектов — обладающих и не обладающих данным признаком, членами деления являются понятия α(Α(α)&Β(α)) и α(Α(α)&-ιΒ(α)), а само деление называется дихотомическим); во-вторых, предметно-функциональная характеристика (напр., масса, рост, возраст, цвет, национальность), модифицирующая свои значения в результате приложения к различным объектам исходного класса (такой тип деления называют делением по видоизменению основания). В логике выработан ряд правил корректного осуществления данной операции: требования соразмерности (равнообъемности делимого понятия и совокупности членов деления), непустоты членов деления, их взаимной несовместимости по объему, единственности основания. Операцию деления понятия следует отличать от процедуры мысленного расчленения предмета на части (напр., "Предложение состоит из подлежащего, сказуемого и второстепенных членов”), последнюю иногда называют мереологическим делением. Деление понятия представляет собой необходимый элемент важнейшей и широко используемой в науке познавательной процедуры — классификации, которую можно трактовать как систему вложенных друг в друга делений.
Обобщением понятия называется переход от понятия с данным объемом к понятию с более широким объемом, но тем же родом (напр., понятие "роман, написанный русским писателем” можно обобщить до понятия "роман, написанный русским или украинским писателем”). Обратный переход от понятия с данным объемом к более узкому по объему непустому понятию называют ограничением (в результате ограничения понятия "роман, написанный русским писателем” можно получить, напр., понятие "роман, написанный русским писателем в 19 веке”). Пределом ограничения являются единичные понятия, а пределом обобщения — универсальные понятия (объем которых совпадает с родом). Операции обобщения и ограничения можно осуществлять посредством модификации содержания понятия, опираясь при этом на закон обратного отношения между содержащими и объемами понятий: чтобы обобщить, необходимо перейти к менее информативному, а чтобы ограничить — к более информативному понятию.
Поскольку объемы понятий суть множества, над ними можно осуществлять те же операции, что и над множествами. Особенность применения к объемам понятий булевых операций (см. Алгебра логики) — объединения, пересечения, разности множеств, взятия дополнения к множеству — состоит в том, что в результате получается множество, которое является объемом нового, сложного понятия, образуемого из содержаний исходных. Так, дополнением к объему понятия αΑ(α) является объем отрицательного понятия α-ιΑ(α). Объединение объемов понятия αΑ(α) и аВ(а) дает объем разделительного понятия α(Α(α)νΒ(α)), пересечение их объемов — объем соединительного понятия <χ(Α(α)&Β(α)), результатом теоретико-множественного вычитания второго объема из первого будет объем соединительного понятия α(Α(βι)&-ιΒ(α)).
Учение о понятии было одним из наиболее фундаментальных разделов в традиционной логике. Однако после создания математической логики данная проблематика на долгое время отошла на второй план, что объяснялось как доминированием номиналистической установки в современной логике, так и недостаточной разработанностью самого учения о понятии, которое в своем традиционном виде не отвечало новым логическим критериям строгости, содержало массу пробелов и внутренних несоответствий.
Современный вариант логической теории понятия был создан усилиями Е. К. Войшвилло, которому удалось вписать учение о понятии в контекст символической логики, применив к анализу понятия такие ее средства, как формализованные языки, точные методы семантического анализа, современные дедуктивные системы. В результате, в частности, была уточнена специфика понятия как особого типа мысли, его логическая структура, введено различение логических и фактических объемов и содержаний, что позволило эксплицировать смысл закона обратного отношения, выделены точные критерии для типологизации понятия, построен особый, приближенный к естественному, формализованный язык, выражения которого образуются с использованием понятийных конструкций.
В последнее время наблюдается рост интереса к теории понятия в связи с проблемой представления знаний, разрабатываемой в рамках программы искусственного интеллекта. В русле указанного направления науки рядом исследователей (Е. Орловской, 3. Павляком, П. Матерной и др.) предложены оригинальные экспликации понятийной формы.
Понятия играют важную роль как в науке, так и в повседневной практике. Рациональное познание отличается от чувственного, в частности, тем, что на данной ступени позна
ются не только отдельные предметы, но и выделяется то общее, что есть у различных предметов, то есть формируются понятия, с помощью которых формулируются утверждения общего характера, научные законы. Абстрактное мышление представляет собой процесс оперирования понятиями. Особое внимание во многих сферах человеческой деятельности (в науке, в различных областях права, в медицине и т. д.) обращается на точность используемой терминологии. Для достижения этой цели четко фиксируются смыслы употребляемых терминов, т. е. понятия о предметах, репрезентируемых (представляемых) данными терминами. Адекватное понимание различных контекстов языка предполагает точное знание того, о каких типах объектов в них идет речь, т. е. знание понятий, связываемых с языковыми выражениями в этих контекстах.
Лит.: Войшвилло Е. К. Понятие. М., 1967; Он же. Понятие как форма мышления: логико-гносеологический анализ. М., 1989; Матерна П. Понятие понятия.— В кн.: Логические исследования, вып. 2. М., 1993; Орловская Е. Логические аспекты изучения понятий.— В кн.: Логические исследования, вып. 1. М., 1993; Бочаров В. А., Маркин В. И. Основы логики. М., 1994.
В. И. Маркин
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
Л. С. Выготский. Мышление и речь. Исследование развития научных понятий в детском возрасте (11)
...них совершенно разная история: одно понятие достигло этого уровня, проделав какой то участок своего развития сверху, другое достигло того же уровня, проделав нижний отрезок своего развития....образом, развитие научного и житейского понятий идет по противоположно направленным путям, то оба эти процесса внутренне и глубочайшим образом связаны друг с другом.
Л. С. Выготский. Мышление и речь. Исследование развития научных понятий в детском возрасте (10)
...сравнительном исследовании научных и житейских понятий у школьника. Для выяснения своеобразия научных понятий естественно было бы для первого шага в новой области избрать путь сравнительного изучения ...
Л. С. Выготский. Мышление и речь. Исследование развития научных понятий в детском возрасте (12)
...общего и частного в детских понятиях. Существует своя система отношений и общности для каждой ступени обобщения; согласно строению этой системы располагаются в генетическом порядке общие и частные понятия, так что движение от общего ...
Л. С. Выготский. Мышление и речь. Экспериментальное исследование развития понятий (8)
...ребенок, овладевающий высшей формой мышления — понятиями, отнюдь не расстается с более элементарными формами. Еще долгое время они остаются количественно преобладающей и господствующей формой мышления в целом ...далеко не всегда мыслит в понятиях. Нередко его мышление совершается на уровне комплексов, иногда опускаясь к еще более элементарным, более примитивным формам.
Л. С. Выготский. Мышление и речь. Исследование развития научных понятий в детском возрасте (13)
...остается сказать, что исследование реальных понятий привело к нахождению и последнего звена всей цепи интересующих нас отношений перехода от одной ступени к другой....о связи предпоня тий с понятиями при переходе от младшего школьника к подростку. Настоящее исследование научных и житейских понятий обнаруживает недостающее среднее звено.
Л. С. Выготский. Мышление и речь. Исследование развития научных понятий в детском возрасте
...Вопрос о развитии научных понятий в школьном возрасте есть прежде всего практический вопрос огромной, может быть, даже первостепенной важности с точки зрения задач, стоящих перед ... подлинных, несомненных, истинных,понятий не может не обнаружить самых глубоких, существенных, самых основных закономерностей всякого процесса образования понятий вообще.
Л. С. Выготский. Мышление и речь. Исследование развития научных понятий в детском возрасте (5)
...которой не может быть ничего понято в сфере изменений той или иной частной функции. Представление об изменении строения сознания в ходе развития мы и должны привлечь ... Становится понятным, почему осознанные и произвольные функции памяти и внимания выдвигаются в центр в этом возрасте, столь же ясным становится то, почему ...
Владимир Сергеевич Соловьев (58)
...так как они имели плохие понятия об этом царстве Божием, об его объективной сущности, или идее, то они и могли только приносить зло человечеству.... Оба эти условия соединяются в понятии положительной всеобщности (универсальности), которое прямо противоположно отрицательной, формально логической всеобщности, состоящей в отсутствии всяких определенных свойств, всяких особенностей.
Л. С. Выготский. Мышление и речь. Исследование развития научных понятий в детском возрасте (3)
...обучения и развития в образовании понятий должен существовать не антагонизм, а отношения неизмеримо более сложного и позитивного характера. Мы можем ожидать, что обучение раскроется в ходе ...из основных источников развития детских понятий и как могущественнейшая сила, направляющая этот процесс. Выдвигая это предположение, мы основываемся на том общеизвестном факте, что обучение является в ...
Л. С. Выготский. Мышление и речь. Экспериментальное исследование развития понятий
...Главнейшим затруднением в области исследования понятий являлась до последнего времени неразработанность экспериментальной методики, с помощью которой можно было бы проникнуть в глубь процесса образования понятий и исследовать его психологическую природу.
Л. С. Выготский. Мышление и речь. Экспериментальное исследование развития понятий (7)
...нельзя принять за простой знак понятия. Оно, скорее, образ, скорее, картина, умственный рисунок понятия, маленькое повествование о нем. Оно — именно художественное произведение.
Владимир Сергеевич Соловьев (91)
СУДЬБА ПУШКИНА I Есть предметы, о которых можно иметь неверное или недостаточное понятие без прямого ущерба для жизни. Интерес истины относительно этих предметов есть только умственный, научно теоретический, хотя сами они могут иметь ...люди, даже ученые, имели неверное понятие о воде ее считали простым телом, однородным элементом или стихией, пока знаменитый Лавуазье не разложил ее состава на два элементарные ...
ПОНЯТИЕ
Таким образом, слово является формой понятия, а понятие, в свою очередь, выражает смысловое содержание слова. Объём и содержание понятия . Каждое понятие имеет логическую структуру, состоящую из ...
Л. С. Выготский. Мышление и речь. Экспериментальное исследование развития понятий (5)
...самого ребенка существуют комплексы, эквивалентные понятиям взрослых, т. е. псевдопонятия. Ведь мы прекрасно можем представить себе случаи такого рода, случаи, которые неоднократно наблюдались нами при экспериментальном образовании понятий: ребенок образует комплекс со всеми ...
Владимир Сергеевич Соловьев (6)
...Собственный предмет нравственной философии есть понятие добра; выяснить все, что разум, возбуждаемый опытом, мыслит в этом понятии, и тем самым дать определенный ответ на главный для ...
Л. С. Выготский. Мышление и речь. Исследование развития научных понятий в детском возрасте (2)
...эти группы детских представлений или понятий имеют много общего между собой: 1) те и другие обнаруживают сопротивление по отношению к внушению; 2) те и другие имеют ...и постепенно уступают место новым понятиям вместо того, чтобы исчезать мгновенно, как это свойственно внушенным представлениям; 5) те и другие обнаруживают себя в первых правильных ответах ...
Л. С. Выготский. Мышление и речь. Экспериментальное исследование развития понятий (2)
...противоречии с действительным процессом образования понятий и, как мы увидим ниже, отнюдь не строится на основе ряда ассоциативных цепей. Этот процесс, употребляя ставшие уже известными слова ...к подниманию вверх по пирамиде понятий, к переходу от конкретного ко все более и более абстрактному. В этом и заключается один из основных результатов, к которым ...
Л. С. Выготский. Мышление и речь. Исследование развития научных понятий в детском возрасте (14)
...это рост и развитие детских понятий, или значений слов. Значение слова есть обобщение. Различная структура этих обобщений означает различный способ отражения действительности в мысли....означать различных отношений общности между понятиями. Наконец, различные отношения общности определяют и различные типы возможных для данного уровня мышления операций. В зависимости от того, что функционирует ...
Владимир Сергеевич Соловьев (57)
Мы можем получить некоторое понятие об общем характере этого будущего, если рассмотрим, чем грешило религиозное прошлое, в чем его главная неправда, вызвавшая необходимость отрицания и ... По весьма понятным причинам к католичеству редко относятся беспристрастно не только с протестантской и рационалистической, но и с положительно религиозной церковной точки зрения.
Понятие
Понятие 1) мысль, отражающая в обобщённой форме предметы и явления действительности посредством фиксации их свойств и отношений; последние (свойства и отношения) выступают в понятии как общие и специфические признаки, ...
Карл Густав Юнг. Проблемы души нашего времени (16)
...драматично изложить их посредством словесных понятий простых счетных жетонов интеллекта? Это сомнение в словесном понятии хотя и кажется мне обременительным, все же всегда, когда собираются говорить ...
Владимир Сергеевич Соловьев (65)
...и таким образом получить положительное понятие об этом тройственном бытии, каким оно должно являться в безусловно сущем. Так относительно волн мы различаем в себе волю деятельную, ...или собственно мышлением (в общихпонятиях), а в этом последнем между мышлением объективным, или познающим, и мышлением субъективным, или мнением. Эти различия происходят от того, что ...
Л. С. Выготский. Мышление и речь. Экспериментальное исследование развития понятий (3)
...этих моментов и раскрыть образование понятий, генетически связанное с переходным возрастом, как функцию социально культурного развития, охватывающего как содержание, так и способы мышления подростка....его в качестве средства образования понятий, — вот что является ближайшей психологической причиной того интеллектуального переворота, который совершается на рубеже детского и переходного возрастов.
Л. С. Выготский. Мышление и речь. Исследование развития научных понятий в детском возрасте (4)
...неосознанности и непроизвольности операций с понятиями в школьном возрасте и как ребенок приходит к осознанию понятий и к намеренному, произвольному их употреблению.
Владимир Сергеевич Соловьев (71)
Напротив, самое понятие Бога как всецелого или совершенного (абсолютного) устраняет оба односторонние определения и открывает путь иному воззрению, по которому мир, как совокупность ...Божество и человечество; при томпонятии Божества и человечества, которое дано в этих чтениях, воплощение Божества не только возможно, но и существенно входит в общий план ...
Крупнейшие мировые аферы. Искусство обмана и обман как искусство (1)
Подмена понятий С тех пор как на земле появились деньги, люди стремятся их иметь — и при этом как можно больше.... Но изначально это понятие означало вообще любое предприятие (оборот, сделку), имеющее целью наживу (наживное предприятие). Такая «подмена понятий» обусловлена рядом причин как субъективного, так ...
Асбестоцементные изделия Общие понятия ГиперИнфо
Асбестоцементные изделия Общие понятия Асбестоцементные материалы образуют важную разновидность ИСК, применяемых в кровле (шифер), в виде стеновых панелей, труб ...
Лакокрасочные материалы Общие понятия. ГиперИнфо
Лакокрасочные материалы Общие понятия Лакокрасочными называют природные или синтетические материалы, наносимые в жидком состоянии на поверхность изделия тонким слоем ...
ОБРАЗОВАНИЕ ПОНЯТИЙ
ОБРАЗОВАНИЕ ПОНЯТИЙ — термин, введенный в философский лексикон Риккертом. Обозначает, по мысли Риккерта, ту особенность понятийных структур, согласно которой в любом понятии обязательно отражается специфическая телеология.
Карл Густав Юнг Психологические типы (7)
...а именно родовые или общие понятия, как, например: красота, добро, животное, человек, не что иное, как nomina (имена, названия), слова или, как иронически выражались, flatus vocis (...rem, то есть что общие понятия имеют свое обособленное существование, а именно в смысле платоновских идей. Несмотря на свою церковность, номинализм является течением, ярко окрашенным скептицизмом, — ...
Л. С. Выготский. Мышление и речь. Экспериментальное исследование развития понятий (4)
Отсюда естественно и понятно, что и в словесном мышлении ребенок приходит к построению таких комплексов коллекций, подбирая предметы в конкретные группы по признаку функционального ...виду не столько соответствующее абстрактное понятие, сколько соответствующие наборы конкретных вещей, образующих коллекцию. Если в основе синкретических образов лежат главным образом эмоциональные субъективные связи между впечатлениями, ...
Л. С. Выготский. Мышление и речь. Экспериментальное исследование развития понятий (6)
...с точки зрения мышления в понятиях. В самом деле, для нас понятно, что одна и та же вещь может войти в различные комплексы по своим различным ...
Политика безопасности как фундамент комплексной защиты. Понятие риска
Понятие риска Зачем нужна информационная безопасность (ИБ), какими средствами ее можно достичь и как с этим связана политика безопасности?... Ключевым понятием в контексте обеспечения информационной безопасности является политика безопасности. Политика безопасности как набор правил и указаний находит свое отражение в документе ...
Л. С. Выготский. Мышление и речь. Исследование развития научных понятий в детском возрасте (6)
...отчетливо вырисовывается величайшее значение научных понятий для развития мышления ребенка. Именно в этой сфере мышление прежде всего переходит через границу, отделяющую предпонятия от истинных понятий.
Понятие беседы
Понятие беседы Самая распространенная форма общения это беседа. В «Словаре современного русского литературного языка» дается такое определение «беседы». 1.
Контакт как психологическое понятие
Контакт как психологическое понятие Знание законов риторики, их практическое применение облегчает общение в любой ситуации: будь то светская, дружеская, деловая ...
Л. С. Выготский. Мышление и речь. Исследование развития научных понятий в детском возрасте (7)
В понятие формальной дисциплины, как известно, входит представление о том, что существуют такие предметы преподавания, которые не только дают знания и навыки, ...же, как и образование алгебраических понятий с пониманием законов физики. Но мы знаем, что это не так, что в деятельности сознания господствуют структурные, осмысленные связи и ...
Риторика Общие понятия.
Общие понятия. Предмет и задачи курса. Риторика одна из самых древних филологических наук. Что такое риторика? Что она изучает?...риторика» сводится к одному лишь понятию – «красноречие» (по удачному определению знаменитого русского судебного ритора А.Ф.Кони (2 я половина XIX – 1 я половина ХХ вв.
Л. С. Выготский. Мышление и речь. Исследование развития научных понятий в детском возрасте (8)
...обучения, связанного с приобретением научных понятий как прямого предмета настоящего исследования. Вопрос об обучении грамматике — один из самых сложных вопросов с методической и психологической точки зрения, ...предмете есть существенные моменты, конституирующие понятия. Если бы ход развития совершенно совпадал с ходом обучения, то каждый момент обучения имел одинаковое значение для развития, обе кривые ...
Определение понятий этики
Скопируйте и введите слово в "ПОИСК"сайта и получите результат Понятие — отображенное в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы ... Понятия суть «сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей» (Ф.
Карл Густав Юнг. Проблемы души нашего времени (1)
...процедура невозможна без соответствующего осмысления, понятие «психоанализ» включает в себя также некоторые теоретические предпосылки, а именно теорию сексуальности, на чем категорически настаивал автор. Однако, несмотря на это, дилетант употребляет понятие «психоанализ» просто для всех современных ...
Л. С. Выготский. Мышление и речь. Исследование развития научных понятий в детском возрасте (9)
...это, собственно, и составляет содержание понятия зоны ближайшего развития. Подражание, если понимать его в широком смысле, это главная форма, в которой осуществляется влияние обучения на развитие.... Совершенно понятно, что в сензитивный период определенные условия, в частности известного рода обучение, только тогда могут влиять на развитие, когда соответствующие циклы ...
Житейское понятие
Выготского, житейское понятие развивается как бы снизу вверх, от непосредственного столкновения с вещами и практического взаимодействия с ними как принадлежащими к определенным классам, ...то время как развитие научногопонятия осуществляется сверху вниз, начинаясь со словесного определения.
Определение понятия. Строительные материалы.
Понятие строительные инструменты несколько пересекается с понятием строительное оборудование, однако последнее имеет более широкое значение. Вспомогательное оборудование оборудование не имеющее чисто ...
Фридрих Ницше. УТРЕННЯЯ ЗАРЯ, ИЛИ МЫСЛЬ О МОРАЛЬНЫХ ПРЕДРАССУДКАХ (2)
...там, где все так легко понятно. "Самые простые” вещи очень сложны. — Удивительно! Чувство пространства. — Что больше содействует счастью человека — деятельные или представляемые вещи?... Понятие нравственности обычаев. — Сравнительно с образом жизни целях тысячелетий, мы, теперешние люди, живем в очень безнравственное время: сила обычаев поразительно ослаблена, ...
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (2)
...и истории развития организмов и понятий. 11 Язык как мнимая наука. Значение языка для развития культуры состоит в том, что в нем человек установил особый мир ...течение долгих эпох верил в понятия и имена вещей, как в aeternae veritates, он приобрел ту гордость, которая возвысила его над животным: ему казалось, что в ...
Владимир Сергеевич Соловьев (122)
XXVII Три указанные понятия, определяющие высший путь любви, — понятия андрогинизма, духовной телесности и богочеловечности — мы находим и у Платона, хотя лишь в смутном виде.
Владимир Сергеевич Соловьев (61)
...заключается в синтезе этих трех понятий: атома, живой силы (монады) и идеи синтезе, который может быть выражен простым и общеупотребительным словом, именно словом существо. В самом деле, понятие существа внутренно соединяет в себе ...
ПОНЯТИЕ
, понятие «четырехугольник с равными сторонами и равными углами» выделяет множество квадратов из области четырехугольников на основе признака «иметь равные стороны и равные углы». Понятие (наряду с суждением и научной ...
ПОНЯТИЕ — мысль, которая выделяет из некоторой предметной области и собирает в класс (обобщает) объекты посредством указания на их общий и отличительный признак. Напр., понятие "четырехугольник с равными сторонами и равными углами” выделяет множество квадратов из области четырехугольников на основе признака "иметь равные стороны и равные углы”.
Понятие (наряду с суждением и научной теорией) — одна из основных форм отражения мира на рациональной, логической ступени познания. Понятия представляют собой идеальные сущности, продукты мыслительной деятельности человека. В естественном языке понятия выражаются посредством описательных терминов вида "объект из универсума (рода) U, обладающий признаком А” (первую часть этой конструкции называют родовым термином, а вторую — видовым отличием), а в прикладном языке логики предикатов они могут быть представлены выражениями типа αΑ(α), где α — переменная (или кортеж переменных) по объектам из универсума, a Α(α) — запись признака, на основе которого производится обобщение объектов. Логическая форма понятия получается замещением в αΑ(α) каждого нелогического термина параметром соответствующей семантической категории.
Каждое понятие имеет две основные логические характеристики — экстенсиональную (объем) и интенсиональную (содержание). Объем понятия αΑ(α) — класс объектов, выделяемых из универсума и обобщаемых в данном понятии (обозначается как WotA(a) или {а: А(а)}). Отдельные объекты из данного класса называются элементами объема понятия. Содержание понятия aA(ct) — признак A(a), с помощью которого производится выделение и обобщение объектов.
В современной теории понятия различают фактические и логические его содержание и объем. Фактическое содержание понятия οΑ(α) — та информация, которую имеет выражение А(а) с учетом значений входящих в его состав нелогических терминов. Логическое содержание данного понятия — это информация А(а) без учета значений входящих в него дескриптивных терминов, т. е. информация, которую содержит логическая форма выражения А(а).
Под фактическим объемом понимают ту часть универсума, состоящего из определенных объектов, которая выделяется фактическим содержанием понятия, т. е. конкретным признаком, которым обладают обобщаемые объекты. Для определения логического объема понятия конструируется особый универсум — множество абстрактно возможных объектов. Простые признаки задаются на данном универсуме независимо друг от друга, т. е. для любых простых признаков Ρι(α), Ρι(α) ... ^η(α) в составе A(a) пересечение множеств WcLPi(a)*, WaP2(a)• ... WaPn(a)*, где WaP,(a)* есть либо само WaP,(a), либо дополнение к нему, полагается непустым. При этом Р, P-i... Рп не являются знаками конкретных характеристик объектов, а играют роль абстрактных параметров этих характеристик. Под логическим объемом понятия подразумевают подмножество универсума абстрактно возможных объектов, выделяемое логическим содержанием данного понятия. Наиболее адекватным средством представления и установления логических объемов понятия являются диаграммы Вечна Объемы и содержания понятий находятся в тесной взаимозависимости. Одно из важнейших проявлений этой связи фиксируется в законе обратного отношения между содержаниями и объемами: если одно понятие шире другого по объему, то первое беднее второго по содержанию; если же первое понятие уже второго по объему, то оно богаче его по содержанию. Данная формулировка закона требует существенных уточнений. Прежде всего, действие данного закона распространяется лишь на понятия с одинаковым родом (универсумом).
Отношение "быть уже (шире) по объему” между понятиями есть не что иное, как строгое включение одного класса в другой класс: понятие aA(a) уже понятия aB(a) (a aB(a) шире оА(а)) по объему, если и только если WaA(a) с WaB(a), т. е. каждый элемент объема aA(a) является элементом объема aB(a), но некоторые элементы объема aB(a) не содержатся в объеме оА(а).
Понятие аА(а) богаче понятия aB(a) (a aB(a) беднее аА(а)) по содержанию, если и только если из информации о том, что произвольный объект из универсума этих понятий обладает признаком А, можно с использованием знаний Г о взаимосвязях, имеющихся в данной предметной области, извлечь информацию о том, что он обладает признаком В, но из информации о наличии признака В у объекта нельзя извлечь информацию о наличии у него признака А. В современной теории понятия отношение "быть богаче (беднее) по содержанию” уточняется с использованием отношения логического следования: aA(a) богаче по содержанию aB(a), если и только если Г, А(а) |= В(а) и Г, В(а) ^ А(а) (из Г и высказывательной формы А(а) логически следует В(а), но из Г и В(а) не следует А(а)), где Г — множество истинных высказываний, воспроизводящих взаимосвязи между объектами универсума. В науке роль множества Г, как правило, играет некоторая научная теория.
Уточненная формулировка закона обратного отношения выглядит так: WaA(a) cWaB(a), если и только если Г, А(а) |= В(а) и Г, Β(α)μΑ(α).
В свете проводимого в современной логике различения фактических и логических объемов и содержаний понятия данная формулировка справедлива в том случае, когда WaA(oi) и WaB(a) представляют собой фактические объемы понятия, а Α(α) и B(a) — записи их фактических содержаний в прикладном языке логики предикатов.
Закон обратного отношения действует и для логических объемов и содержаний: WaA(a) с WaB(a), если и только если A(a)|=B(a) и B(a)|,tA(a).
В данном случае множество Г пусто, А(а) и В(а) представляют собой логические формы языковых выражений, соответствующих содержаниям исследуемых понятий, а WaA(a) и WaB(a) — их логические объемы, ι е. подмножества универсума абстрактно возможных объектов, вьщеляемые на основе той информации, которую содержат указанные логические формы.
Понятия, используемые в науке и в других сферах человеческой деятельности, чрезвычайно многообразны по своей структуре, типам обобщаемых в них объектов и другим характеристикам. Типологизация понятий, т. е. выделение и систематизация различных их видов, может проводиться по разным основаниям — их делят на виды, во-первых, исходя из особенностей содержаний и, во-вторых, учитывая специфику их объемов и элементов объемов.
В зависимости от характера признака, посредством которого осуществляется обобщение объектов в понятии, они делятся на простые (их содержание указывает на присущность или неприсущность отдельного свойства, напр. "разумное существо”) и сложные (их содержание фиксирует связь между свойствами, напр. "существо, способное летать и плавать”), на безотносительные (объект характеризуется сам по себе, напр. "древний город”) и относительные (объект характеризуется через отношение к другим объектам, напр. "город, расположенный южнее Москвы”).
По количеству элементов объема различают пустые понятия (не содержащие элементов объема) и непустые понятия. (объем которых имеет по крайней мере один элемент). Понятие может оказаться пустым по разным причинам: во-первых, в силу сложившихся обстоятельств (напр., "король, правивший во Франции в XX веке”) или в силу законов природы (напр., "вечный двигатель”), такие понятия называют фактически пустыми; во-вторых, в силу логической противоречивости его содержания (напр., "режиссер, поставивший все пьесы Чехова и не поставивший чеховской "Чайки””), их называют логически пустыми.
Непустые понятия бывают единичными (их объем содержит ровно один элемент) и общими (объем содержит более одного элемента), а общие делятся на регистрирующие и нерегистрирующие (в зависимости от того, поддается ли на практике точному подсчету количество элементов их объемов). На основании отношения объемов понятий к их родам (универсумам) выделяют универсальные и неуниверсальные понятия (объемы первых совпадают с родом, у вторых они уже роды). Различают фактически и логически универсальные понятия. Объемы первых совпадают с родом в силу обстоятельств нелогического характера (напр., "металл, проводящий тепло”), содержания вторых — логически необходимые признаки, логическая форма которых представляется общезначимой формулой (напр., "человек, который сильнее всех или не сильнее кого-нибудь”).
По структуре элементов объема различают несобирательные понятия, элементами объемов которых являются отдельно взятые объекты (напр., "человек, родившийся в 1900 году”) или их кортежи — пары, тройки и т. д. (напр., "люди, родившиеся в одном и том же году”), подобные понятия имеют вид ai... c(„A(c(i,..., α„)), и собирательные понятия, их элементами объема являются совокупности объектов, мыслимые как одно целое (напр., "политическая партия”). По природе обобщаемых объектов понятия делятся на конкретные и абстрактные. Конкретные понятия обобщают индивиды (напр., "электропроводное вещество”), кортежи индивидов (напр., "изотопы”) или множества индивидов (напр., "пучок параллельных прямых”). В абстрактных понятиях обобщаются отдельные характеристики индивидов — свойства, отношения и т. п. (напр., "способность вещества проводить электричество”), кортежи характеристик (напр., "взаимно обратные отношения”) или множества характеристик (напр., понятие фенотипа — "совокупность всех свойств строения и жизнедеятельности организма, обусловленных взаимодействием его генотипа с условиями среды”). Понятия могут находиться в различных логических отношениях друг к другу. Отношения устанавливаются между понятиями с одинаковым родом (между сравнимыми понятиями) посредством сопоставления либо их объемов, либо содержаний. Можно выделить три фундаментальных отношения между двумя понятиями по объему: совместимость (в объемах поня
тий имеется по крайней мере один общий элемент), исчерпываемость (объединение объемов совпадает с родом), включение (каждый элемент объема первого понятия входит в объем второго). Все остальные объемные отношения можно рассматривать как комбинации фундаментальных. Среди них особый интерес представляют отношения между непустыми и неуниверсальными понятиями. Они используются в качестве модельных схем в традиционной силлогистике. Имеется всего семь такого рода отношений: равнообьемность, подчинение (первое понятие включается во второе, но не наоборот), обратное подчинение, перекрещивание (совместимость, отсутствие включения в обе стороны и неисчерпываемость рода), дополнительность (совместимость, отсутствие включения в обе стороны и исчерпываемость рода), соподчинение (несовместимость и неисчерпываемость), противоречие (несовместимость и исчерпываемость).
Классификация отношений между понятиями по содержанию разработана в меньшей степени. Один из возможных подходов состоит в следующем: для установления такого рода отношений между понятиями αΑ(α) и аВ(а) средствами логики предикатов выясняют, в каком отношении находятся высказывательные формы А(а) и В(а). Если, напр., последние контрарны (совместимы по ложности и несовместимы по истинности), то сами понятия находятся в отношении противоположности; если из А(а) логически следует В(а), но не наоборот, то первое понятие информативнее второго и т. п.
Над понятиями могут осуществляться различные операции. Наиболее важными из них являются операции деления, обобщения и ограничения.
Деление понятий — это процедура перехода от данного понятия к совокупности подчиненных ему с точки зрения некоторой характеристики, которая называется основанием деления. В ходе этой операции элементы объема исходного делимого понятия распределяются по подклассам, которые образуют объемы результирующих понятий — членов деления. В качестве основания деления может выступать, во-первых, факт наличия или отсутствия у элементов объемов делимого понятия оА(а) некоторого признака В(а) (в этом случае в исходном множестве выделяются два подкласса объектов — обладающих и не обладающих данным признаком, членами деления являются понятия α(Α(α)&Β(α)) и α(Α(α)&-ιΒ(α)), а само деление называется дихотомическим); во-вторых, предметно-функциональная характеристика (напр., масса, рост, возраст, цвет, национальность), модифицирующая свои значения в результате приложения к различным объектам исходного класса (такой тип деления называют делением по видоизменению основания). В логике выработан ряд правил корректного осуществления данной операции: требования соразмерности (равнообъемности делимого понятия и совокупности членов деления), непустоты членов деления, их взаимной несовместимости по объему, единственности основания. Операцию деления понятия следует отличать от процедуры мысленного расчленения предмета на части (напр., "Предложение состоит из подлежащего, сказуемого и второстепенных членов”), последнюю иногда называют мереологическим делением. Деление понятия представляет собой необходимый элемент важнейшей и широко используемой в науке познавательной процедуры — классификации, которую можно трактовать как систему вложенных друг в друга делений.
Обобщением понятия называется переход от понятия с данным объемом к понятию с более широким объемом, но тем же родом (напр., понятие "роман, написанный русским писателем” можно обобщить до понятия "роман, написанный русским или украинским писателем”). Обратный переход от понятия с данным объемом к более узкому по объему непустому понятию называют ограничением (в результате ограничения понятия "роман, написанный русским писателем” можно получить, напр., понятие "роман, написанный русским писателем в 19 веке”). Пределом ограничения являются единичные понятия, а пределом обобщения — универсальные понятия (объем которых совпадает с родом). Операции обобщения и ограничения можно осуществлять посредством модификации содержания понятия, опираясь при этом на закон обратного отношения между содержащими и объемами понятий: чтобы обобщить, необходимо перейти к менее информативному, а чтобы ограничить — к более информативному понятию.
Поскольку объемы понятий суть множества, над ними можно осуществлять те же операции, что и над множествами. Особенность применения к объемам понятий булевых операций (см. Алгебра логики) — объединения, пересечения, разности множеств, взятия дополнения к множеству — состоит в том, что в результате получается множество, которое является объемом нового, сложного понятия, образуемого из содержаний исходных. Так, дополнением к объему понятия αΑ(α) является объем отрицательного понятия α-ιΑ(α). Объединение объемов понятия αΑ(α) и аВ(а) дает объем разделительного понятия α(Α(α)νΒ(α)), пересечение их объемов — объем соединительного понятия <χ(Α(α)&Β(α)), результатом теоретико-множественного вычитания второго объема из первого будет объем соединительного понятия α(Α(βι)&-ιΒ(α)).
Учение о понятии было одним из наиболее фундаментальных разделов в традиционной логике. Однако после создания математической логики данная проблематика на долгое время отошла на второй план, что объяснялось как доминированием номиналистической установки в современной логике, так и недостаточной разработанностью самого учения о понятии, которое в своем традиционном виде не отвечало новым логическим критериям строгости, содержало массу пробелов и внутренних несоответствий.
Современный вариант логической теории понятия был создан усилиями Е. К. Войшвилло, которому удалось вписать учение о понятии в контекст символической логики, применив к анализу понятия такие ее средства, как формализованные языки, точные методы семантического анализа, современные дедуктивные системы. В результате, в частности, была уточнена специфика понятия как особого типа мысли, его логическая структура, введено различение логических и фактических объемов и содержаний, что позволило эксплицировать смысл закона обратного отношения, выделены точные критерии для типологизации понятия, построен особый, приближенный к естественному, формализованный язык, выражения которого образуются с использованием понятийных конструкций.
В последнее время наблюдается рост интереса к теории понятия в связи с проблемой представления знаний, разрабатываемой в рамках программы искусственного интеллекта. В русле указанного направления науки рядом исследователей (Е. Орловской, 3. Павляком, П. Матерной и др.) предложены оригинальные экспликации понятийной формы.
Понятия играют важную роль как в науке, так и в повседневной практике. Рациональное познание отличается от чувственного, в частности, тем, что на данной ступени позна
ются не только отдельные предметы, но и выделяется то общее, что есть у различных предметов, то есть формируются понятия, с помощью которых формулируются утверждения общего характера, научные законы. Абстрактное мышление представляет собой процесс оперирования понятиями. Особое внимание во многих сферах человеческой деятельности (в науке, в различных областях права, в медицине и т. д.) обращается на точность используемой терминологии. Для достижения этой цели четко фиксируются смыслы употребляемых терминов, т. е. понятия о предметах, репрезентируемых (представляемых) данными терминами. Адекватное понимание различных контекстов языка предполагает точное знание того, о каких типах объектов в них идет речь, т. е. знание понятий, связываемых с языковыми выражениями в этих контекстах.
Лит.: Войшвилло Е. К. Понятие. М., 1967; Он же. Понятие как форма мышления: логико-гносеологический анализ. М., 1989; Матерна П. Понятие понятия.— В кн.: Логические исследования, вып. 2. М., 1993; Орловская Е. Логические аспекты изучения понятий.— В кн.: Логические исследования, вып. 1. М., 1993; Бочаров В. А., Маркин В. И. Основы логики. М., 1994.
В. И. Маркин
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
Л. С. Выготский. Мышление и речь. Исследование развития научных понятий в детском возрасте (11)
...них совершенно разная история: одно понятие достигло этого уровня, проделав какой то участок своего развития сверху, другое достигло того же уровня, проделав нижний отрезок своего развития....образом, развитие научного и житейского понятий идет по противоположно направленным путям, то оба эти процесса внутренне и глубочайшим образом связаны друг с другом.
Л. С. Выготский. Мышление и речь. Исследование развития научных понятий в детском возрасте (10)
...сравнительном исследовании научных и житейских понятий у школьника. Для выяснения своеобразия научных понятий естественно было бы для первого шага в новой области избрать путь сравнительного изучения ...
Л. С. Выготский. Мышление и речь. Исследование развития научных понятий в детском возрасте (12)
...общего и частного в детских понятиях. Существует своя система отношений и общности для каждой ступени обобщения; согласно строению этой системы располагаются в генетическом порядке общие и частные понятия, так что движение от общего ...
Л. С. Выготский. Мышление и речь. Экспериментальное исследование развития понятий (8)
...ребенок, овладевающий высшей формой мышления — понятиями, отнюдь не расстается с более элементарными формами. Еще долгое время они остаются количественно преобладающей и господствующей формой мышления в целом ...далеко не всегда мыслит в понятиях. Нередко его мышление совершается на уровне комплексов, иногда опускаясь к еще более элементарным, более примитивным формам.
Л. С. Выготский. Мышление и речь. Исследование развития научных понятий в детском возрасте (13)
...остается сказать, что исследование реальных понятий привело к нахождению и последнего звена всей цепи интересующих нас отношений перехода от одной ступени к другой....о связи предпоня тий с понятиями при переходе от младшего школьника к подростку. Настоящее исследование научных и житейских понятий обнаруживает недостающее среднее звено.
Л. С. Выготский. Мышление и речь. Исследование развития научных понятий в детском возрасте
...Вопрос о развитии научных понятий в школьном возрасте есть прежде всего практический вопрос огромной, может быть, даже первостепенной важности с точки зрения задач, стоящих перед ... подлинных, несомненных, истинных,понятий не может не обнаружить самых глубоких, существенных, самых основных закономерностей всякого процесса образования понятий вообще.
Л. С. Выготский. Мышление и речь. Исследование развития научных понятий в детском возрасте (5)
...которой не может быть ничего понято в сфере изменений той или иной частной функции. Представление об изменении строения сознания в ходе развития мы и должны привлечь ... Становится понятным, почему осознанные и произвольные функции памяти и внимания выдвигаются в центр в этом возрасте, столь же ясным становится то, почему ...
Владимир Сергеевич Соловьев (58)
...так как они имели плохие понятия об этом царстве Божием, об его объективной сущности, или идее, то они и могли только приносить зло человечеству.... Оба эти условия соединяются в понятии положительной всеобщности (универсальности), которое прямо противоположно отрицательной, формально логической всеобщности, состоящей в отсутствии всяких определенных свойств, всяких особенностей.
Л. С. Выготский. Мышление и речь. Исследование развития научных понятий в детском возрасте (3)
...обучения и развития в образовании понятий должен существовать не антагонизм, а отношения неизмеримо более сложного и позитивного характера. Мы можем ожидать, что обучение раскроется в ходе ...из основных источников развития детских понятий и как могущественнейшая сила, направляющая этот процесс. Выдвигая это предположение, мы основываемся на том общеизвестном факте, что обучение является в ...
Л. С. Выготский. Мышление и речь. Экспериментальное исследование развития понятий
...Главнейшим затруднением в области исследования понятий являлась до последнего времени неразработанность экспериментальной методики, с помощью которой можно было бы проникнуть в глубь процесса образования понятий и исследовать его психологическую природу.
Л. С. Выготский. Мышление и речь. Экспериментальное исследование развития понятий (7)
...нельзя принять за простой знак понятия. Оно, скорее, образ, скорее, картина, умственный рисунок понятия, маленькое повествование о нем. Оно — именно художественное произведение.
Владимир Сергеевич Соловьев (91)
СУДЬБА ПУШКИНА I Есть предметы, о которых можно иметь неверное или недостаточное понятие без прямого ущерба для жизни. Интерес истины относительно этих предметов есть только умственный, научно теоретический, хотя сами они могут иметь ...люди, даже ученые, имели неверное понятие о воде ее считали простым телом, однородным элементом или стихией, пока знаменитый Лавуазье не разложил ее состава на два элементарные ...
ПОНЯТИЕ
Таким образом, слово является формой понятия, а понятие, в свою очередь, выражает смысловое содержание слова. Объём и содержание понятия . Каждое понятие имеет логическую структуру, состоящую из ...
Л. С. Выготский. Мышление и речь. Экспериментальное исследование развития понятий (5)
...самого ребенка существуют комплексы, эквивалентные понятиям взрослых, т. е. псевдопонятия. Ведь мы прекрасно можем представить себе случаи такого рода, случаи, которые неоднократно наблюдались нами при экспериментальном образовании понятий: ребенок образует комплекс со всеми ...
Владимир Сергеевич Соловьев (6)
...Собственный предмет нравственной философии есть понятие добра; выяснить все, что разум, возбуждаемый опытом, мыслит в этом понятии, и тем самым дать определенный ответ на главный для ...
Л. С. Выготский. Мышление и речь. Исследование развития научных понятий в детском возрасте (2)
...эти группы детских представлений или понятий имеют много общего между собой: 1) те и другие обнаруживают сопротивление по отношению к внушению; 2) те и другие имеют ...и постепенно уступают место новым понятиям вместо того, чтобы исчезать мгновенно, как это свойственно внушенным представлениям; 5) те и другие обнаруживают себя в первых правильных ответах ...
Л. С. Выготский. Мышление и речь. Экспериментальное исследование развития понятий (2)
...противоречии с действительным процессом образования понятий и, как мы увидим ниже, отнюдь не строится на основе ряда ассоциативных цепей. Этот процесс, употребляя ставшие уже известными слова ...к подниманию вверх по пирамиде понятий, к переходу от конкретного ко все более и более абстрактному. В этом и заключается один из основных результатов, к которым ...
Л. С. Выготский. Мышление и речь. Исследование развития научных понятий в детском возрасте (14)
...это рост и развитие детских понятий, или значений слов. Значение слова есть обобщение. Различная структура этих обобщений означает различный способ отражения действительности в мысли....означать различных отношений общности между понятиями. Наконец, различные отношения общности определяют и различные типы возможных для данного уровня мышления операций. В зависимости от того, что функционирует ...
Владимир Сергеевич Соловьев (57)
Мы можем получить некоторое понятие об общем характере этого будущего, если рассмотрим, чем грешило религиозное прошлое, в чем его главная неправда, вызвавшая необходимость отрицания и ... По весьма понятным причинам к католичеству редко относятся беспристрастно не только с протестантской и рационалистической, но и с положительно религиозной церковной точки зрения.
Понятие
Понятие 1) мысль, отражающая в обобщённой форме предметы и явления действительности посредством фиксации их свойств и отношений; последние (свойства и отношения) выступают в понятии как общие и специфические признаки, ...
Карл Густав Юнг. Проблемы души нашего времени (16)
...драматично изложить их посредством словесных понятий простых счетных жетонов интеллекта? Это сомнение в словесном понятии хотя и кажется мне обременительным, все же всегда, когда собираются говорить ...
Владимир Сергеевич Соловьев (65)
...и таким образом получить положительное понятие об этом тройственном бытии, каким оно должно являться в безусловно сущем. Так относительно волн мы различаем в себе волю деятельную, ...или собственно мышлением (в общихпонятиях), а в этом последнем между мышлением объективным, или познающим, и мышлением субъективным, или мнением. Эти различия происходят от того, что ...
Л. С. Выготский. Мышление и речь. Экспериментальное исследование развития понятий (3)
...этих моментов и раскрыть образование понятий, генетически связанное с переходным возрастом, как функцию социально культурного развития, охватывающего как содержание, так и способы мышления подростка....его в качестве средства образования понятий, — вот что является ближайшей психологической причиной того интеллектуального переворота, который совершается на рубеже детского и переходного возрастов.
Л. С. Выготский. Мышление и речь. Исследование развития научных понятий в детском возрасте (4)
...неосознанности и непроизвольности операций с понятиями в школьном возрасте и как ребенок приходит к осознанию понятий и к намеренному, произвольному их употреблению.
Владимир Сергеевич Соловьев (71)
Напротив, самое понятие Бога как всецелого или совершенного (абсолютного) устраняет оба односторонние определения и открывает путь иному воззрению, по которому мир, как совокупность ...Божество и человечество; при томпонятии Божества и человечества, которое дано в этих чтениях, воплощение Божества не только возможно, но и существенно входит в общий план ...
Крупнейшие мировые аферы. Искусство обмана и обман как искусство (1)
Подмена понятий С тех пор как на земле появились деньги, люди стремятся их иметь — и при этом как можно больше.... Но изначально это понятие означало вообще любое предприятие (оборот, сделку), имеющее целью наживу (наживное предприятие). Такая «подмена понятий» обусловлена рядом причин как субъективного, так ...
Асбестоцементные изделия Общие понятия ГиперИнфо
Асбестоцементные изделия Общие понятия Асбестоцементные материалы образуют важную разновидность ИСК, применяемых в кровле (шифер), в виде стеновых панелей, труб ...
Лакокрасочные материалы Общие понятия. ГиперИнфо
Лакокрасочные материалы Общие понятия Лакокрасочными называют природные или синтетические материалы, наносимые в жидком состоянии на поверхность изделия тонким слоем ...
ОБРАЗОВАНИЕ ПОНЯТИЙ
ОБРАЗОВАНИЕ ПОНЯТИЙ — термин, введенный в философский лексикон Риккертом. Обозначает, по мысли Риккерта, ту особенность понятийных структур, согласно которой в любом понятии обязательно отражается специфическая телеология.
Карл Густав Юнг Психологические типы (7)
...а именно родовые или общие понятия, как, например: красота, добро, животное, человек, не что иное, как nomina (имена, названия), слова или, как иронически выражались, flatus vocis (...rem, то есть что общие понятия имеют свое обособленное существование, а именно в смысле платоновских идей. Несмотря на свою церковность, номинализм является течением, ярко окрашенным скептицизмом, — ...
Л. С. Выготский. Мышление и речь. Экспериментальное исследование развития понятий (4)
Отсюда естественно и понятно, что и в словесном мышлении ребенок приходит к построению таких комплексов коллекций, подбирая предметы в конкретные группы по признаку функционального ...виду не столько соответствующее абстрактное понятие, сколько соответствующие наборы конкретных вещей, образующих коллекцию. Если в основе синкретических образов лежат главным образом эмоциональные субъективные связи между впечатлениями, ...
Л. С. Выготский. Мышление и речь. Экспериментальное исследование развития понятий (6)
...с точки зрения мышления в понятиях. В самом деле, для нас понятно, что одна и та же вещь может войти в различные комплексы по своим различным ...
Политика безопасности как фундамент комплексной защиты. Понятие риска
Понятие риска Зачем нужна информационная безопасность (ИБ), какими средствами ее можно достичь и как с этим связана политика безопасности?... Ключевым понятием в контексте обеспечения информационной безопасности является политика безопасности. Политика безопасности как набор правил и указаний находит свое отражение в документе ...
Л. С. Выготский. Мышление и речь. Исследование развития научных понятий в детском возрасте (6)
...отчетливо вырисовывается величайшее значение научных понятий для развития мышления ребенка. Именно в этой сфере мышление прежде всего переходит через границу, отделяющую предпонятия от истинных понятий.
Понятие беседы
Понятие беседы Самая распространенная форма общения это беседа. В «Словаре современного русского литературного языка» дается такое определение «беседы». 1.
Контакт как психологическое понятие
Контакт как психологическое понятие Знание законов риторики, их практическое применение облегчает общение в любой ситуации: будь то светская, дружеская, деловая ...
Л. С. Выготский. Мышление и речь. Исследование развития научных понятий в детском возрасте (7)
В понятие формальной дисциплины, как известно, входит представление о том, что существуют такие предметы преподавания, которые не только дают знания и навыки, ...же, как и образование алгебраических понятий с пониманием законов физики. Но мы знаем, что это не так, что в деятельности сознания господствуют структурные, осмысленные связи и ...
Риторика Общие понятия.
Общие понятия. Предмет и задачи курса. Риторика одна из самых древних филологических наук. Что такое риторика? Что она изучает?...риторика» сводится к одному лишь понятию – «красноречие» (по удачному определению знаменитого русского судебного ритора А.Ф.Кони (2 я половина XIX – 1 я половина ХХ вв.
Л. С. Выготский. Мышление и речь. Исследование развития научных понятий в детском возрасте (8)
...обучения, связанного с приобретением научных понятий как прямого предмета настоящего исследования. Вопрос об обучении грамматике — один из самых сложных вопросов с методической и психологической точки зрения, ...предмете есть существенные моменты, конституирующие понятия. Если бы ход развития совершенно совпадал с ходом обучения, то каждый момент обучения имел одинаковое значение для развития, обе кривые ...
Определение понятий этики
Скопируйте и введите слово в "ПОИСК"сайта и получите результат Понятие — отображенное в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы ... Понятия суть «сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей» (Ф.
Карл Густав Юнг. Проблемы души нашего времени (1)
...процедура невозможна без соответствующего осмысления, понятие «психоанализ» включает в себя также некоторые теоретические предпосылки, а именно теорию сексуальности, на чем категорически настаивал автор. Однако, несмотря на это, дилетант употребляет понятие «психоанализ» просто для всех современных ...
Л. С. Выготский. Мышление и речь. Исследование развития научных понятий в детском возрасте (9)
...это, собственно, и составляет содержание понятия зоны ближайшего развития. Подражание, если понимать его в широком смысле, это главная форма, в которой осуществляется влияние обучения на развитие.... Совершенно понятно, что в сензитивный период определенные условия, в частности известного рода обучение, только тогда могут влиять на развитие, когда соответствующие циклы ...
Житейское понятие
Выготского, житейское понятие развивается как бы снизу вверх, от непосредственного столкновения с вещами и практического взаимодействия с ними как принадлежащими к определенным классам, ...то время как развитие научногопонятия осуществляется сверху вниз, начинаясь со словесного определения.
Определение понятия. Строительные материалы.
Понятие строительные инструменты несколько пересекается с понятием строительное оборудование, однако последнее имеет более широкое значение. Вспомогательное оборудование оборудование не имеющее чисто ...
Фридрих Ницше. УТРЕННЯЯ ЗАРЯ, ИЛИ МЫСЛЬ О МОРАЛЬНЫХ ПРЕДРАССУДКАХ (2)
...там, где все так легко понятно. "Самые простые” вещи очень сложны. — Удивительно! Чувство пространства. — Что больше содействует счастью человека — деятельные или представляемые вещи?... Понятие нравственности обычаев. — Сравнительно с образом жизни целях тысячелетий, мы, теперешние люди, живем в очень безнравственное время: сила обычаев поразительно ослаблена, ...
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (2)
...и истории развития организмов и понятий. 11 Язык как мнимая наука. Значение языка для развития культуры состоит в том, что в нем человек установил особый мир ...течение долгих эпох верил в понятия и имена вещей, как в aeternae veritates, он приобрел ту гордость, которая возвысила его над животным: ему казалось, что в ...
Владимир Сергеевич Соловьев (122)
XXVII Три указанные понятия, определяющие высший путь любви, — понятия андрогинизма, духовной телесности и богочеловечности — мы находим и у Платона, хотя лишь в смутном виде.
Доска бесплатных частных объявлений
Владивосток
РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
Похожие материалы
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.