- 100509 Просмотров
- Обсудить
МИФ/MYTH | МИФОЛОГИЯ/MYTHOLOGY | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ/MYTHOLOGICAL | МИФИЧЕСКИЙ/MYTHICAL
РОБЕРТ ГРЕЙВС. МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ | ГОМЕР. ИЛИАДА / ОДИССЕЯ
БОЖЕСТВЕННЫЙ КЛАВДИЙ И ЕГО ЖЕНА МЕССАЛИНА
ЗОЛОТОЕ РУНО \ БЕЛАЯ БОГИНЯ \ ЦАРЬ ИИСУС
ЛЖИВЫЙ \ ЛОЖНЫЙ \ ЛОЖЬ \ ОБМАН \ ЗАБЛУЖДЕНИЕ
ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОАНАЛИЗ | ПСИХОЛОГИЯ | ПСИХИКА | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
МИФ | МИФОЛОГИЯ | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ | ФИЛОСОФ | ПСИХОЛОГ | ПОЭТ | ПИСАТЕЛЬ | ЮНГ | ФРОММ
ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ
РИТОРИКА | КРАСНОРЕЧИЕ | РИТОРИЧЕСКИЙ | ОРАТОР | ОРАТОРСКИЙ | СЛЕНГ | ФЕНЯ | ЖАРГОН | АРГО | РЕЧЬ ( 1 )
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ | ПОНЯТИЕ (1) (10) (6) (2) (7) (5) (9) (3) (4) (8)
ГНОСЕОЛОГИЯ ( 1 ) ( 2 ) ( 3 ) ( 4 ) / ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ
ГРУППА / ГРУППОВОЕ / КОЛЛЕКТИВ / КОЛЛЕКТИВНОЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ
Психология (5)\Психология (3)\Психология (2)\Психология (1)\Психология (4)\
Психология (6)\Психология (7)\Психология (8)\Психология (9)\Психология (10)
ФРИДРИХ НИЦШЕ ВОЛЯ К ВЛАСТИ ОПЫТ ПЕРЕОЦЕНКИ ВСЕХ ЦЕННОСТЕЙ
ФИЛОСОФИЯ | (1) (2) (3) (7) (10) (5) (8) (6) (9) (4) | ФИЛОСОФИЯ
МИФОЛОГИЯ
При наследниках Августа на троне Римская империя достигла зенита своего могущества. «Римский миф» из историко‑поэтической концепции превратился в политическую доктрину, своего рода «кредо империи». И величия этого кредо не поколебал даже крах империи, вызванный многочисленными внутренними проблемами. Частые смены императоров, восстания, гражданские войны, экономические кризисы, принятие христианства в качестве официальной религии, распад империи на Западную и Восточную – «римский миф» благополучно пережил все эти потрясения. Как писал римский историк Аппиан: «Держава римлян величиной и счастьем выделилась из всех благодаря благоразумию и умению считывать обстоятельства времени, в приобретении этого могущества они превзошли всех своей доблестью, выдержкой и упорством, не увлекаясь при счастливых обстоятельствах, пока твердо не укрепляли своей власти, и не падая духом при несчастьях: в иной день у них гибли двадцать тысяч человек, в другой – сорок, а в иной и пятьдесят. И часто им грозила опасность потерять самый Город, и ни голод, ни постоянные болезни, ни внутренние волнения, а иногда и все это вместе взятое не отклонило их от жажды почестей, пока в течение семисот лет, перенося беды и подвергаясь опасности, они мало‑помалу не подняли свою власть до теперешнего могущества и приобрели счастье благодаря благоразумию».
Духовными наследниками Рима и выразителями «римского мифа» считали себя многие европейские государства – и Византия («Константинополь – второй Рим»), и империя Карла Великого, и Священная Римская империя германского народа. Все они обращались к античным образцам как к идеалам, которым надлежит следовать в современности. Не обошло римское влияние и Россию. Известно, что Петр Первый принял в 1721 г. титулатуру, которая прямо возводилась к «золотому веку» Августа: с этого времени российского самодержца стали именовать «императором», «великим» и «отцом отечества». На русской почве прижилась и историософская идея «многих Римов», выстраивавшая прямую последовательность: Рим – Константинополь (Царьград) – Москва. «Идея „Москва – третий Рим" по самой своей природе была двойственной. С одной стороны, она подразумевала связь Московского государства с высшими духовно‑религиозными ценностями. Делая благочестие главной чертой и основой государственной мощи Москвы, идея эта подчеркивала теократический аспект ориентации на Византию. В этом варианте идея подразумевала изоляцию от „нечистых земель". С другой стороны, Константинополь воспринимался как второй Рим, т. е. в связанной с этим именем политической символике подчеркивалась имперская сущность – в Византии видели мировую империю, наследницу римской государственной мощи» (Б.А. Успенский). Особенно же отчетливо «римский миф» выразился в основании Санкт‑Петербурга. Петербург – город, осененный тенью императорского Рима; в городском гербе содержались трансформированные элементы герба римского (перекрещенные якоря вместо перекрещенных ключей и т. д.). «Подлинность Петербурга как нового Рима состоит в том, что святость в нем не главенствует, а подчинена государственности. Государственная служба превращается в служение Отечеству и одновременно ведущее к спасению души поклонение Богу… С этой точки зрения и папский Рим (в отличие от Рима императорского), и Москва представляются синонимическими символами ложной, „ханжеской" святости. С позиции обожествленной государственности старорусское православие казалось подозрительно смыкающимся с „папежным духом". Создавалась парадигма идей, в которой Рим „папежный" и Москва допетровская объединялись в противопоставлении Петербургу – истинному граду Святого Петра» (ibid.).
«Правители приходят и уходят, а Рим остается». Эта мысль, сформулированная одним из римлян, которому выпало жить в эпоху непрерывно сменявших друг друга «солдатских императоров», как нельзя лучше выражает суть «римского мифа». Образ Вечного города, движущегося сквозь толщу веков, стал кульминацией античной мифологии. Город, вместивший в себя весь мир и сам этот ставший миром город, в котором одновременно существуют прошлое, настоящее и будущее; город вне времени и пространства. Пожалуй, с мифологемой Рима как Вечного города может соперничать разве что более поздняя мифологема Иерусалима – как города земного и небесного. Рим – символ империи как социокультурного феномена, эмблема имперского размаха, безграничных устремлений и грандиозных свершений. Иерусалим же (в «ипостаси» небесного города) есть святой город, место общения людей с Божеством, проекция церкви – «невесты Христовой». Кстати сказать, в парадигме городов‑символов Иерусалим как символ неба и рая противопоставляется не Риму, а Вавилону – олицетворению порока и мирской тщеты.
Рим – вечен, и вечен «римский миф», ибо, по Редьярду Киплингу:
Времени очи безгневны,
Поступь тверда:
Словно цветы, однодневны
Силы и Города.
Гибнут престолы, но снова,
Травам под стать,
Город из праха земного
Жаждет восстать!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Царь племени эпеев в Элиде, сын Гелиоса, владел подаренными ему отцом бесчисленными стадами. Геракл обещал Авгию за сутки очистить заросший навозом скотный двор; за это Авгий соглашался отдать Гераклу десятую часть своего скота. Геракл направил воды протекавших поблизости рек так, что они смыли все нечистоты. Очищение Авгиевых конюшен – один из двенадцати подвигов Геракла. По Павсанию, Авгий после смерти почитался как герой.
В Риме система гаданий, при помощи которых жрецы‑авгуры улавливали поданные божествами знаки и толковали их. В систему авгурий включались: толкование атмосферных явлений, предсказания по полету птиц, по поведению священных кур, по голосам и звукам и пр. Коллегия авгуров существовала вплоть до эпохи империи, в которую постепенно утратила свое значение. По Цицерону, в его время авгуры смотрели друг на друга с улыбкой, поскольку сами уже не верили в свои гадания.
Озеро вулканического происхождения неподалеку от г. Кумы в Кампании. Согласно мифу, близ Аверна находился один из входов в подземный мир. Именно через этот вход в Аид проникли Одиссей и Эней.
Римская богиня утренней зари.
Посвященный божеству предмет или жертвенный дар. С V в. до н. э. на агальмах изображали самих богов.
Сын микенского царя Атрея, предводитель греческого войска во время Троянской войны. После гибели Атрея стал царем в Микенах и женился на дочери спартанского царя Тиндарея Клитемнестре. Когда Парис похитил Елену и все ее бывшие женихи объединились в походе против Трои, Агамемнон, как старший брат Менелая и наиболее могущественный из греческих царей, был избран главой войска. После взятия Трои Агамемнон, с огромной добычей и дочерью троянского царя Кассандрой в качестве пленницы, возвратился на родину, где его ждала гибель в собственном доме; он погиб от руки собственной жены и ее возлюбленного Эгисфа.
У Агамемнона и Клитемнестры были три дочери и сын Орест.
Праздник Афродиты у амазонок. Каждую весну амазонки проводили два месяца с мужчинами соседних племен на лесистой горе близ Фемискиры (главного города амазонок). Новорожденных девочек амазонки оставляли себе, а младенцев мужского пола либо убивали, либо подбрасывали в соседние поселения.
У греков нимфы гор.
Божество финикийско‑сирийского происхождения, бог плодородия, умирающий и воскресающий бог. Согласно мифу, Афродита (Венера), рассердившись на не почитавшую ее царскую дочь (будущую мать Адониса), внушила той страсть к родному отцу, который поддался соблазну, не подозревая, что вступает в связь с собственной дочерью. Боги превратили женщину в мирровое дерево, из треснувшего ствола которого рождается ребенок удивительной красоты – Адонис. Афродита передала младенца на воспитание Персефоне, которая, когда Адонис повзрослел, не пожелала с ним расстаться. Спор богинь разрешил Зевс, предназначив Адонису часть года проводить в царстве мертвых у Персефоны, а часть – на земле с Афродитой. Разгневанная оказанным Афродите предпочтением, Артемида наслала на юношу дикого кабана, который смертельно его ранил. По Овидию, Афродита превратила Адониса в цветок, окропив нектаром пролитую кровь.
По Лукиану, в финикийском Библе было святилище Афродиты, где происходили празднества в честь Адониса, причем первый день был посвящен плачу, а второй – радости по воскресшему. В Греции Адонии – праздник в честь Адониса – приобрели особую популярность в эпоху эллинизма, когда распространились восточные культы Осириса, Таммуза и др.
Греческий бог – владыка царства мертвых, а также само царство.
Аид – олимпийское божество, сын Кроноса и Реи, брат Зевса и Посейдона. Он царствует вместе с супругой Персефоной (дочерью Зевса и Деметры), которую похитил, когда она собирала на лугу цветы. Аиду не приносят жертв, у него нет потомства. Согласно Павсанию, Аида почитали лишь в Элиде, где раз в год открывался храм бога, куда разрешалось входить только священнослужителям.
Аид как пространство в недрах земли представляет собой огромную подземную полость. По этому пространству протекают несколько рек (Кокит, Лета, Стикс, Ахеронт, Пирифлегетон); оно делится на обитель блаженных («рай»), своего рода «чистилище» – асфоделиевые луга – и «ад» – Эреб и Тартар. Суд над мертвыми вершат Минос, Эак и Радамант.
У римлян голос неизвестного божества, раздавшийся ночью в Риме и предупредивший римлян о нашествии галлов (в 390 или 387 до н. э.). В искупление пренебрежения к его предупреждению диктатор Камилл после победы над галлами воздвиг этому божеству храм.
В римской традиции жена пастуха Фаустула, кормилица Ромула и Рема, мать двенадцати сыновей, из которых Ромул после смерти одного из братьев составил жреческую коллегию Арвальских братьев.
Жена тиринфского царя Амфитриона, отличавшаяся исключительной красотой. В отсутствие мужа к Алкмене явился Зевс, принявший облик ее супруга. Их брачная ночь растянулась на трое суток, на протяжении которых солнце не поднималось над землей. Вскоре у Алкмены родились два сына – Ификл от мужа и Геракл от Зевса.
После смерти, очутившись на островах блаженных, Алкмена вступила в брак с Радамантом.
В греческой традиции двое братьев, От и Эфиальт, наделенные необыкновенной силой. В возрасте девяти лет они задумали взобраться на небо и взгромоздили ради этого на Олимп горы Оссу и Пелион. За подобную дерзость их покарал бог Аполлон. Отсюда поговорка «взгромоздить Оссу на Пелион», т. е. совершить нечто неразумное. Алоады считались также творцами добра и носителями культуры (культурными героями).
У Аполлодора миф об Алоадах изложен так: «Канака родила от Посейдона Гоплея, Нирея, Эпопея, Алоея и Триопа. Алоей женился на Ифимедее, дочери Триопа, которая влюбилась в Посейдона и постоянно совершала прогулки к морю, зачерпывала руками морские воды и лила себе на грудь. Сошедшийся с ней Посейдон произвел на свет двух сыновей, Ота и Эфиальта, называемых Алоадами. Эти Алоады каждый год вырастали в ширину на локоть, а в высоту – на сажень. В возрасте девяти лет, имея в ширину девять локтей и рост в девять саженей, Алоады отважились сразиться с божеством и взгромоздили гору Оссу на Олимп, а на Оссу еще нагромоздили гору Пелион: они стали угрожать, что с высоты этих гор взберутся на небо, что превратят море в материк, засыпав его горами, а землю в море. Эфиальт стал свататься к Гере, а От – к Артемиде. Они связали и Ареса, но его выкрал Гермес. Артемида уничтожила Алоадов на острове Наксосе, прибегнув к обману. Приняв образ оленя, она прыгнула и встала между ними; Алоады же, пытаясь поразить животное дротиками, пронзили друг друга».
У греков нимфы рощ.
РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
Похожие материалы
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.