- 100424 Просмотра
- Обсудить
МИФ/MYTH | МИФОЛОГИЯ/MYTHOLOGY | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ/MYTHOLOGICAL | МИФИЧЕСКИЙ/MYTHICAL
РОБЕРТ ГРЕЙВС. МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ | ГОМЕР. ИЛИАДА / ОДИССЕЯ
БОЖЕСТВЕННЫЙ КЛАВДИЙ И ЕГО ЖЕНА МЕССАЛИНА
ЗОЛОТОЕ РУНО \ БЕЛАЯ БОГИНЯ \ ЦАРЬ ИИСУС
ЛЖИВЫЙ \ ЛОЖНЫЙ \ ЛОЖЬ \ ОБМАН \ ЗАБЛУЖДЕНИЕ
ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОАНАЛИЗ | ПСИХОЛОГИЯ | ПСИХИКА | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
МИФ | МИФОЛОГИЯ | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ | ФИЛОСОФ | ПСИХОЛОГ | ПОЭТ | ПИСАТЕЛЬ | ЮНГ | ФРОММ
ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ
РИТОРИКА | КРАСНОРЕЧИЕ | РИТОРИЧЕСКИЙ | ОРАТОР | ОРАТОРСКИЙ | СЛЕНГ | ФЕНЯ | ЖАРГОН | АРГО | РЕЧЬ ( 1 )
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ | ПОНЯТИЕ (1) (10) (6) (2) (7) (5) (9) (3) (4) (8)
ГНОСЕОЛОГИЯ ( 1 ) ( 2 ) ( 3 ) ( 4 ) / ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ
ГРУППА / ГРУППОВОЕ / КОЛЛЕКТИВ / КОЛЛЕКТИВНОЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ
Психология (5)\Психология (3)\Психология (2)\Психология (1)\Психология (4)\
Психология (6)\Психология (7)\Психология (8)\Психология (9)\Психология (10)
ФРИДРИХ НИЦШЕ ВОЛЯ К ВЛАСТИ ОПЫТ ПЕРЕОЦЕНКИ ВСЕХ ЦЕННОСТЕЙ
ФИЛОСОФИЯ | (1) (2) (3) (7) (10) (5) (8) (6) (9) (4) | ФИЛОСОФИЯ
МИФОЛОГИЯ
В греческой традиции девы‑воительницы, предположительно обитавшие в Малой Азии или, как утверждает в «Прометее прикованном» Эсхил, в Ливии. Страбон в своей «Географии» сообщает об амазонках следующее: «…время амазонки употребляют только для себя, выполняя отдельные работы, как пахота, садоводство, уход за скотом и в особенности за лошадьми; наиболее сильные из амазонок занимаются главным образом охотой верхом на лошадях и военными упражнениями. С детства у всех них выжигают правую грудь, чтобы свободно пользоваться правой рукой при всяком занятии и прежде всего при метании копья… Весной у них есть два особых месяца, когда они поднимаются на соседнюю гору, отделяющую их от гаргарейцев. По некоему стародавнему обычаю и гаргарейцы также восходят на эту гору, чтобы, совершив вместе с женщинами жертвоприношение, сойтись с ними для деторождения; сходятся они тайком и в темноте, кто с кем попало; сделав женщин беременными, гаргарейцы отпускают их домой. Всех новорожденных женского пола амазонки оставляют у себя, младенцев же мужского пола приносят на воспитание гаргарейцам».
С амазонками сражались многие герои: с ними бился Беллерофонт, Геракл добыл пояс их царицы, Ахилл убил амазонку Пенфесилею, сражавшуюся на стороне троянцев. Амазонки основали город Эфес и построили там храм Артемиды – одно из семи чудес света.
Аполлодор сообщает, что с амазонками воевал герой Тесей, победитель Минотавра. Амазонки осадили Афины, чтобы покарать Тесея, похитившего одну из них. «Долгое время обе стороны медлили, не решаясь начать, но в конце концов Тесей, следуя какому‑то прорицанию, принес жертву Ужасу и ударил на противника… Левое крыло амазонок растянулось до нынешнего Амазония, правым же они надвигались на Пникс вдоль Хрисы. С правым крылом афиняне и завязали бой. В этой схватке афиняне отступили перед женщинами и были уже у храма Эвменид, когда другой их отряд, подоспевший от Палладия, отбросил амазонок до самого лагеря, нанеся им большие потери». Война завершилась мирным соглашением.
В римской традиции жена царя Латина, мать Лавинии. По желанию Аматы Лавиния была помолвлена со своим двоюродным братом Турном. Когда Латин, повинуясь оракулу, решил выдать дочь за Энея, Амата подтолкнула Турна начать войну против Энея. После поражения и гибели Турна Амата покончила с собой.
Празднество в честь Марса (со времени Октавиана Августа – в честь Цереры), посвященное ритуальному очищению полей.
Пища и благовонное умащение олимпийских богов. Амброзия поддерживает вечную юность и дает бессмертие. Таким же действием обладает нектар – божественный напиток. По свидетельству Аполлодора, нектар богам подает на пирах юноша Ганимед, некогда похищенный Зевсом с земли за свою красоту.
Египетское божество, в фиванском культе – бог‑создатель и божество плодородия. В Греции Амона отождествляли с Зевсом. Историческое предание гласит, что к оракулу Зевса‑Амона в оазисе Сива в Ливийской пустыне совершил поход Александр Македонский. После этого путешествия Александр официально объявил себя сыном Амона.
В римской традиции царь Альбы, лишивший престола и изгнавший своего старшего брата Нумитора, посвятивший его дочь Рею Сильвию в весталки. Впоследствии сыновья Реи Сильвии Ромул и Рем изгнали Амулия и вернули царство Нумитору.
В римской мифологии божество любви.
Греческий предсказатель, участник похода Семерых против Фив. После неудавшегося похода, во время бегства, Амфиарай ушел в землю вместе со своей колесницей. В Элладе его почитали как божество. На месте исчезновения Амфиарая, близ г. Ороп, было воздвигнуто святилище с оракулом.
В греческой мифологии чудовище, гигантская змея. Марк Анней Лукан характеризует эту змею так: «Страшная, с поднятой вверх двойной головой, амфисбена». У нее две головы – с обоих концов туловища. Глаза амфисбены пышут пламенем. Она так горяча, что растапливает снег.
Рассказывают, что амфисбены питались трупами солдат, когда армия Катона шла через Ливию. Пророчицы и женщины из высших слоев общества носили на запястьях браслеты в форме амфисбены, чтобы подчеркнуть свое положение.
В греческой традиции демоны‑хранители, которых нередко отождествляли с кабирами, куретами и Диоскурами – сыновьями Зевса, участниками похода за Золотым руном. Так, Павсаний говорит: «Жители Амфиссы совершают и тайное служение в честь… Владык (Анактов), как они их называют. Детьми каких богов являются эти Владыки, об этом говорят различно: одни говорят, что это Диоскуры, другие – что это Куреты, те же, кто считает себя в этом деле более знающими, называют их Кабирами». По одному из толкований, анакты – потомки гиганта Анакта, сына Урана и Геи.
У греков божество необходимости, мать мойр. По Платону, между колен Ананке вращается веретено, ось которого есть мировая ось, мойры же время от времени помогают вращению.
Один из легендарных царей Древнего Рима, внук Нумы Помпилия. По преданию, заложил морской порт Остия, построил дорогу к соляным копям («соляная дорога») и мост через Тибр, поселил на холме Авентин покоренных латинов.
В римской традиции щит, упавший с неба в царствование Нумы Помпилия, залог нерушимости и процветания Рима. Чтобы обезопасить щит от похищения, Нума распорядился изготовить одиннадцать его копий. Раз в год жрецы‑салии проносили по городу в торжественной процессии все двенадцать щитов.
У римлян богиня наступающего нового года. По Овидию, Анной Перенной звали старуху, кормившую пирогами удалявшихся на священную гору плебеев; последние в благодарность установили ее культ.
В греческой мифологии великан, сын Посейдона и Геи, великан. Антей был непобедим до тех пор, пока соприкасался с матерью‑землей. Геракл на пути к саду Гесперид встретил Антея и одолел его, оторвав от земли и задушив в воздухе.
Отец Энея, возлюбленный Афродиты, которая открыла ему, что родит от него славного героя Энея, но запретила разглашать тайну их брака. Однако во время пирушки с друзьями Анхис нарушил запрет и был поражен молнией Зевса, в результате чего лишился сил или ослеп. В ночь падения Трои Эней вынес Анхиса на своих плечах из горящего города. Анхис скончался в пути, – в южной Италии или Сицилии (впрочем, Павсаний сообщает, что это произошло в Аркадии, у горы Анхисия). Эней устроил в честь отца погребальные игры.
В этрусской мифологии божество, соответствующее Аполлону. Имя его встречается на этрусских памятниках V–IV вв. до н. э.
Сын Зевса и Лето, брат Артемиды, олимпийский бог, включивший, по словам А.Ф. Лосева, в свой классический образ архаические и хтонические черты догреческого и малоазийского развития.
Аполлон и его сестра Артемида родились на острове Делос. Еще совсем юным Аполлон убил змея Пифона, опустошавшего окрестности Дельф, и основал в Дельфах свое прорицалище, а также учредил в свою честь Пифийские игры. В Троянской войне Аполлон помогал троянцам, и его стрелы девять дней несли в лагерь ахейцев чуму. О помощи Аполлона грекам в войне с персами рассказывает Геродот, причем его военная мощь иногда отождествляется с явлениями природы: Аполлон‑солнце посылает на врагов стрелы‑лучи. В музыкальном состязании Аполлон победил сатира Марсия и содрал с него кожу.
Аполлон также целитель, защитник от зла и болезней. Позднейшая традиция отождествляла Аполлона с солнцем, отсюда его эпитет – Феб.
Аполлону‑прорицателю приписывается основание святилищ в Малой Азии и Италии – в Кларосе, Дидимах, Колофоне. Как прорицатель, он зовется Мойрагетом, то есть «водителем судеб». Он наделил пророческим даром Кассандру, но был отвергнут троянской царевной и сделал так, что ее пророчества не пользовались доверием у людей..
У схолиаста к тексту Гомера приводится миф о том, что Гера, Посейдон и Аполлон (по «Илиаде» вместо Аполлона в заговоре участвовала Афина) устроили заговор против Зевса. После раскрытия заговора Аполлон и Посейдон в образе смертных служили у троянского царя Лаомедонта и возвели стены Трои. Когда Аполлон перебил киклопов, то в наказание был послан служить пастухом к царю Адмету в Фессалию, где приумножил его стада и вместе с Гераклом спас от смерти жену царя Алкесту.
Аполлон – музыкант, кифару он получил от Гермеса в обмен на коров, покровитель певцов и музыкантов, Мусагет – водитель муз.
«На стадии олимпийской или героической мифологии в этом мрачном божестве, с его властью над жизнью и смертью, выделяется определенное устойчивое начало, из которого вырастает сильная гармоническая личность великого бога эпохи патриархата. Он помогает людям, научает их мудрости и искусствам, строит им города, охраняет от врагов, вместе с Афиной выступает защитником отцовского права» (А.Ф. Лосев).
Культ Аполлона был распространен в Греции повсеместно, храмы в его честь существовали на Делосе, в Дидимах, Кларосе, Абах, на Пелопоннесе и в других местах, но главным центром почитания Аполлона был Дельфийский храм с оракулом. Из греческих колоний в Италии культ Аполлона проник в Рим, где этот бог занял одно из первых мест в религии и мифологии; император Август объявил Аполлона своим патроном и учредил в честь него вековые игры.
Торжественная церемония причисления царей и героев к лику богов.
Жреческая коллегия в Риме, основанная, по преданию, Ромулом. Арвальские братья возносили молитвы божествам плодородия.
Участники плавания на корабле «Арго» за Золотым руном в Колхиду. Наиболее подробно о путешествии аргонавтов рассказывается в поэме Аполлония Родосского «Аргонавтика». Племянник царя Иолка Пелия Ясон собрал для участия в походе славнейших героев со всей Эллады. Во время путешествия аргонавты приняли посвящение в мистерии кабиров на острове Самофракия, избавили от гарпий слепого прорицателя Финея, преодолели плавучие скалы Симплегады и совершили другие подвиги. По прибытии в Колхиду Ясон прошел испытание местного царя Ээта: вспахал поле на медноногих огнедышащих быках Ареса и засеял его зубами фиванского дракона, из которых выросли вооруженные воины. Ясон бросил в воинов огромный камень, а сам спрятался. Воины начали сражаться друг с другом, и Ясон перебил их. Полюбившая Ясона царевна Медея бежала на «Арго», взяв с Ясона обещание жениться. На рассвете Ясон с Медеей отправились в рощу Ареса, где страшный змей стерег Золотое руно. Медея усыпила змея сладким песнопением и волшебным снадобьем, и Ясон смог снять с дуба золотое руно. Аргонавты покинули Колхиду, но Ээт направил за ними погоню. Медея и Ясон убили руководившего погоней брата Медеи Апсирта; за это убийство они должны были очиститься от скверны у дочери Гелиоса волшебницы Кирки.
Во время возвращения аргонавты благополучно миновали остров сирен (Орфей заглушил их пение своей песней) и морских чудовищ Скиллу и Харибду. Когда аргонавты подплыли к берегам Крита, медный великан Талос стал швырять в них кусками скалы, не давая пристать к берегу. Зачарованный Медеей, он повредил пятку – уязвимое место; после этого из него вытекла вся кровь и он упал бездыханный. По возвращении в Иолк Ясон отдал Золотое руно Пелию и, посвятив «Арго» Посейдону, отомстил Пелию, убившему его отца и брата.
Греческий бог войны, коварной и вероломной, в отличие от Афины – богини войны честной и справедливой. Мифы об Аресе свидетельствуют о его негреческом, фракийском происхождении. Спутницами Ареса были богиня раздора Эрида и кровожадная Энио. Гера породила Ареса без участия Зевса (и в пику последнему) от прикосновения к волшебному цветку. В олимпийской мифологии Арес считался сыном Зевса и обитал на Олимпе. У Гомера Зевс называет Ареса самым ненавистным из богов; не будь Арес его сыном, он отправил бы его в тартар, даже глубже всех потомков Урана. О любви Ареса к Афродите и нарушении Афродитой супружеской верности часто упоминается в античной литературе и даже называются дети от этой связи: Эрос и Антерос, Деймос («ужас»), Фобос («страх») и Гармония.
В Риме Арес отождествлялся с италийским богом Марсом; в искусстве и литературе позднего времени он известен преимущественно под именем Марс.
Дочь критского царя Миноса, внучка бога солнца Гелиоса. Когда Тесея заключили в лабиринт на Крите, где обитал чудовищный Минотавр, влюбившаяся в героя Ариадна спасла его: она дала Тесею клубок нити («нить Ариадны»), разматывая который, он нашел выход из лабиринта. После этого Ариадна бежала с Тесеем, обещавшим на ней жениться. Бог Дионис, влюбленный в Ариадну, похитил ее и на острове Лемнос вступил с ней в брак. Когда боги справляли свадьбу, то Ариадну увенчали венцом, подаренным горами и Афродитой. Этот венец был вознесен Дионисом на небо в виде созвездия.
Греческая богиня охоты, дочь Зевса и Лето, сестра‑близнец Аполлона. Она вооружена луком, ее сопровождает свора собак. У Артемиды решительный характер, она строго следит за исполнением издавна установленных обычаев, упорядочивающих животный и растительный мир. Так, она потребовала себе в жертву Ифигению, дочь Агамемнона за то, что он убил священную лань и похвалялся, что даже сама богиня не сумела бы так метко ее убить. Впрочем, скрыто от людей Артемида унесла Ифигению с жертвенника (заменив ее ланью) в Тавриду, где та стала жрицей богини. Артемиде Таврической приносили человеческие жертвы, о чем свидетельствует история Ореста, чуть не погибшего от руки своей сестры Ифигении, жрицы Артемиды.
Древнейшая Артемида – не только охотница, но и медведица. В Аттике (в Бравроне) жрицы Артемиды Бравронии надевали в ритуальном танце медвежьи шкуры и назывались медведицами. В Малой Азии, в знаменитом Эфесском храме, почиталось изображение Артемиды многогрудой.
Классическая Артемида – девственница и защитница целомудрия. Она покровительствует Ипполиту, презирающему любовь. Перед свадьбой Артемиде, согласно обычаю, приносилась искупительная жертва. Царю Адмету, забывшему об этом обычае, она наполнила брачные покои змеями. Юный охотник Актеон, нечаянно подсмотревший омовение богини, был превращен в оленя и растерзан псами.
Древнее представление об Артемиде связано с ее лунной природой, отсюда ее близость к колдовским чарам богини луны Селены и богини Гекаты, с которой она иногда сближается. Поздняя героическая мифология знает Артемиду‑луну, тайно влюбленную в красавца Эндимиона. В героической мифологии Артемида – участница гигантомахии. В Троянской войне она вместе с Аполлоном воюет на стороне троянцев. Благодаря ее хитрости погибли братья‑великаны Алоады, пытавшиеся нарушить мировой порядок. Похвалявшаяся перед богами своим многочисленным потомством Ниоба потеряла 12 детей, также убитых Аполлоном и Артемидой.
В римской мифологии Артемида под именем Дианы считалась олицетворением Луны.
РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
Похожие материалы
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.