- 100519 Просмотров
- Обсудить
МИФ/MYTH | МИФОЛОГИЯ/MYTHOLOGY | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ/MYTHOLOGICAL | МИФИЧЕСКИЙ/MYTHICAL
РОБЕРТ ГРЕЙВС. МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ | ГОМЕР. ИЛИАДА / ОДИССЕЯ
БОЖЕСТВЕННЫЙ КЛАВДИЙ И ЕГО ЖЕНА МЕССАЛИНА
ЗОЛОТОЕ РУНО \ БЕЛАЯ БОГИНЯ \ ЦАРЬ ИИСУС
ЛЖИВЫЙ \ ЛОЖНЫЙ \ ЛОЖЬ \ ОБМАН \ ЗАБЛУЖДЕНИЕ
ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОАНАЛИЗ | ПСИХОЛОГИЯ | ПСИХИКА | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
МИФ | МИФОЛОГИЯ | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ | ФИЛОСОФ | ПСИХОЛОГ | ПОЭТ | ПИСАТЕЛЬ | ЮНГ | ФРОММ
ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ
РИТОРИКА | КРАСНОРЕЧИЕ | РИТОРИЧЕСКИЙ | ОРАТОР | ОРАТОРСКИЙ | СЛЕНГ | ФЕНЯ | ЖАРГОН | АРГО | РЕЧЬ ( 1 )
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ | ПОНЯТИЕ (1) (10) (6) (2) (7) (5) (9) (3) (4) (8)
ГНОСЕОЛОГИЯ ( 1 ) ( 2 ) ( 3 ) ( 4 ) / ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ
ГРУППА / ГРУППОВОЕ / КОЛЛЕКТИВ / КОЛЛЕКТИВНОЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ
Психология (5)\Психология (3)\Психология (2)\Психология (1)\Психология (4)\
Психология (6)\Психология (7)\Психология (8)\Психология (9)\Психология (10)
ФРИДРИХ НИЦШЕ ВОЛЯ К ВЛАСТИ ОПЫТ ПЕРЕОЦЕНКИ ВСЕХ ЦЕННОСТЕЙ
ФИЛОСОФИЯ | (1) (2) (3) (7) (10) (5) (8) (6) (9) (4) | ФИЛОСОФИЯ
МИФОЛОГИЯ
Универсальный образ, человек, осуществляющий деяния, которые не под силу другим. Чаще всего герой‑архетип «персонифицируется» в легендарных воинах (характерная черта героя – ратная доблесть), полководцах и правителях; примером здесь могут служить германский Зигфрид, французский Роланд, Александр Македонский или Чингисхан.
В мифе герой участвует в творении мира (непосредственно – вместе с божествами – или опосредованно, через упорядочивание мира, победу над хаосом и привнесение порядка, установление правил жизни социума).
Как универсальная категория, образ героя имеет три «разновидности»:
– собственно герой (Ахилл);
– культурный герой (Прометей);
– герой‑творец (демиург – Ильмаринен).
Демиург создает элементы мироздания, культурный герой добывает для людей различные жизненно необходимые предметы, устанавливает правила социальной организации, обучает ремеслам и так далее. Наиболее известный культурный герой – Прометей, похитивший у богов небесный огонь и, по Эсхилу, даровавший людям «все искусства», в том числе и искусство мыслить. (В греческой мифологии героями именовались сыновья и прочие потомки по мужской линии от союза божества со смертной женщиной. Обычно герои наделялись огромной силой и удивительными способностями, однако встречались среди них и «интеллектуалы» – искусный мастер Дедал, певец Орфей, прорицатель Тиресий). Свою добычу культурный герой, как правило, либо находит, либо похищает. Иногда он также сражается со стихийными силами, (чудовищами, демонами и пр.), которые олицетворяют первоначальный хаос, и способствует тем самым торжеству космоса, то есть установленного миропорядка. Вспомним наделенного чертами культурного героя Геракла, который одолел таких хтонических – «принадлежащих земле» – чудищ, как немейский лев, лернейская гидра, стимфалийские птицы, и даже осмелился вступить в борьбу с божеством подземного мира Аидом.
Мотив сражений с чудовищами сближает культурного героя с собственно героем. Характерная черта последнего – неуемная тяга к путешествиям и приключениям. Илья Муромец, мифологизированный герой русского былинного эпоса, едва обретя силушку, отправляется странствовать – «мир посмотреть и себя показать». Борьба с теми, кто мешает богам и людям жить своей жизнью, является основной задачей собственно героя; иными словами, тут снова возникает персонифицированная идея вечной вражды между Космосом (Порядком) и Хаосом.
С «превращением» мифа в эпос мифологические герои становятся королями и князьями, хтонические чудовища и демоны – иноплеменниками, иноверцами. А в сказке, которая также «наследует» мифу, образ героя как бы обезличивается: возникают условные фигуры царевичей, принцев, крестьянских сыновей, объединяющие в себе черты как собственно героя, так и героя культурного. Например, Иванушка‑дурачок из русских народных сказок отправляется «не знаю куда», чтобы добыть «не знаю что», попадает во множество переделок, но в итоге добивается своего – когда силой, когда хитростью, а когда и при содействии чудесного помощника (Серого волка).
Герой‑символ связан с эстетической категорией «героического», которая представляет собой «проявление прекрасного и возвышенного в их единстве». Героическое как категория подразумевает совершение выдающегося по своему значению деяния, требующего от человека высшего напряжения духовных и физических сил, мужества и самоотверженности. Героическое совершается в силу крайней необходимости, оно требует предельных и запредельных условий. «Именно поэтому героическое занимает одно из высоких мест в шкале общечеловеческих ценностей, через него человек наглядно познает меру, точнее, безмерность своих возможностей, через него он создает себя в качестве общезначимой личности» (Ю. Борев).
Греческое божество вечерней звезды, отец Гесперид и брат Атланта. В римской мифологии почитался под именем Луцифера.
В греческой мифологии нимфы, обитающие на берегу реки Океан на крайнем западе. Там растет сад, и в этом саду стоит великан Атлант, держащий на своих плечах небесный свод. Геспериды охраняют золотые яблоки вечной молодости, подаренные богине Гере матерью‑землей Геей. Однажды в сад Гесперид проник Геракл. В мифе сказано, что Геспериды стали исподтишка воровать яблоки, и тогда Гера отправила сторожить сад дракона Ладона, у которого «было сто голов и сто языков». Геракл убил дракона, напугал нимф и с помощью Атланта добыл молодильные яблоки.
Греческая богиня домашнего очага, старшая дочь Кроноса и Реи, покровительница неугасимого огня, целомудренная и безбрачная. С Гестией не связано мифологических сюжетов. В Риме Гестии соответствовала Веста.
Греческий бог огня и кузнечного дела, олимпийское божество малоазийского происхождения, сын Зевса и Геры (или же сын только Геры, рожденный ею в отместку Зевсу). Гефест хром на обе ноги и безобразен, однако является супругом прекраснейшей из богинь Афродиты. Аполлоний Родосский в «Аргонавтике» рассказывает, что Гефест вырыл для колхидского царя четыре источника, текущие из‑под виноградной лозы, – молока, вина, масла и воды.
Классический образ Гефеста – кузнец и искусный мастер в своей мастерской, его помощницы – механические служанки. Он кует Ахиллу оружие и великолепный щит, равно как и медных быков царя Ээта, опочивальню Геры, венец Пандоры. Гомеровский гимн объединяет Гефеста и Афину, обучивших людей ремеслам.
Гефест преимущественно почитался в Афинах, где был богом ремесла.
В римской мифологии Гефесту соответствует Вулкан.
Греческая богиня земли, Мать‑земля. По Гесиоду, Гея родилась вслед за Хаосом и сама из себя породила Урана‑небо и взяла его в супруги. Вместе с Ураном Г. породила шесть титанов и шесть титанид, среди которых Кронос и Рея, родители Зевса. Ее порождения также – Понт, горы, трое киклопов и трое сторуких. Все они своим ужасным видом возбуждали ненависть отца, и он не выпускал их на свет из чрева матери. Гея, страдая от тяжести, решила пресечь плодовитость своего супруга, и по ее наущению Кронос оскопил Урана, из крови которого появились на свет чудовища (гиганты, Эриннии) и прекрасная Афродита. Внуки Геи во главе с Зевсом в битве с детьми Геи – титанами победили последних, сбросив их в Тартар, и поделили между собой мир.
Гея не принимает активного участия в жизни олимпийских богов, но часто дает им мудрые советы. Она советует Рее, как спасти Зевса от прожорливости Кроноса, и сообщает о том, какая судьба ожидает Зевса. По ее совету Зевс освобождает сторуких, которые сослужили ему службу в титаномахии. Она же посоветовала Зевсу начать Троянскую войну. У Эсхила Гея отождествляется с Фемидой как хранительница вековечной мудрости.
В греческой мифологии нимфы, дочери Атланта и Плейоны, одной из океанид. После гибели на охоте их брата Гиаса (его растерзали львы) Гиады умерли от горя и Зевс превратил нимф в звезды созвездия Тельца. По другой версии мифа, Гиады воспитывали Диониса на горе Ниса и Зевс превратил их в звезды.
В греческой традиции сын спартанского царя Амикла и правнук Зевса. Был любимцем Аполлона, который нечаянно убил Гиакинфа, попав в него во время метания диском. Из крови Гиакинфа выросли цветы‑гиацинты, как бы обагренные кровью, на их лепестках вырисовывается восклицание «ай, ай» – предсмертный стон прекрасного юноши.
На знаменитом троне Аполлона из Амикл изображалось шествие Гиакинфа на Олимп; по преданию, основание статуи Аполлона, восседающего на троне, представляло собой жертвенник, в котором был похоронен Гиакинф.
В греческой мифологии сыновья Геи, которые появились на свет из крови оскопленного Урана, впитавшейся в землю. По Аполлодору, Гея породила их от Урана после того, как титаны были низринуты Зевсом в Тартар. Подробно история рождения гигантов и их гибели рассказана Аполлодором. Гиганты внушали ужас своим видом – густыми волосами и бородами; нижняя часть тела у них была змеиной. Они бросили вызов олимпийским богам. По велению судьбы их гибель зависела от участия в битве героев (смертных), которые придут на помощь богам. Гея разыскивала волшебную траву, которая бы сохранила гигантам жизнь. Но Зевс опередил Гею и, послав на землю мрак, сам срезал эту траву. По совету Афины Зевс призвал для участия в битве героя Геракла. В гигантомахии олимпийцы уничтожили гигантов. Аполлодор упоминает имена сраженных 13 гигантов (вообще насчитывают до 150). Геракл сразил Алкионея, набиравшегося силы от земли; Зевс – Порфириона, Аполлон – Эфиальта, Дионис – Эврита, Геката – Клития, Гефест – Миманта, Афина обрушила на Энкелада остров Сицилия, содрала кожу с еще живого Палланта и использовала ее как панцирь. Посейдон поверг Полидора, Гермес – Ипполита, Артемида – Гратиона, мойры – Агрия и Тоона. Остальных поразил перунами Зевс. Геракл добивал гигантов своими стрелами.
Греческая богиня здоровья, дочь Асклепия.
В греческой мифологии девятиглавая морская змея, дочь Эхидны и дракона Тифона. Она обитала в Лернейском болоте, откуда выползала лишь затем, чтобы пожрать домашний скот и отравить посевы своим ядовитым дыханием. Среди ее девяти голов одна была бессмертной. Вторым подвигом Геракла была как раз победа над Гидрой, и эта победа далась ему с большим трудом. Стоило герою отрубить чудовищу одну голову, как на ее месте тотчас вырастала другая. Геракл победил, прижигая обезглавленные шеи горящими головнями. Отрубив же бессмертную голову, он закопал ту в землю и придавил сверху камнем. После чего разрубил тело гидры и обмакнул свои стрелы в ее ядовитую кровь.
Греческий бог брака, сын Диониса и Афродиты, прекрасный юноша, певец и музыкант, который на свадьбе Диониса с одной из его возлюбленных внезапно скончался; по другой версии, внезапно потерял голос. Чтобы увековечить его имя, Гименея возглашали на свадьбах, и торжественная песнь в честь новобрачных называлась гименеем. Орфики утверждали, что Асклепий воскресил Гименея.
Торжественная песнь в честь божества. Пеаны исполняли в честь Аполлона, дифирамбы – в честь Диониса и т. д.
В греческой мифологии чудесный народ, обитающий на крайнем севере, любимцы бога Аполлона. Время от времени Аполлон садится на колесницу и отправляется к гипербореям, чтобы отдохнуть среди них. Гипербореи живут блаженной жизнью, пируют и веселятся, поют и танцуют. Смерть они воспринимают как избавление от пресыщенности жизнью: испытав все возможные наслаждения, гипербореи бросаются в море.
Греческий бог сна, сын Ночи и брат Смерти (Танатоса), богинь судьбы мойр, богини мести Немесиды. По Гомеру, Гипнос обитает на острове Лемнос. Овидий в «Метаморфозах» описывает пещеру в Киммерийской земле, где обитает Гипнос, где царят вечные сумерки и откуда вытекает родник забвения.
В греческой мифологии источник вдохновения, который возник от удара копыта крылатого коня Пегаса на горе муз Геликон. Искупавшись в водах этого источника, Музы водят хороводы и поют чудесные песни.
В римской традиции три брата‑близнеца, сразившиеся во время войны с Альба Лонгой при царе Тулле Гостилии с тремя Куриациями, своими двоюродными братьями из Альба Лонги, чтобы кончить этим поединком войну. Двое Горациев пали в битве, третий – Публий – убил Куриациев, доставив победу Риму. Когда он возвращался в город, его сестра, невеста одного из Куриациев, увидев в руках Публия вытканный ею для жениха плащ, поняла, что жених погиб, и стала его оплакивать. Публий, сочтя печаль сестры по врагу Рима преступлением, убил ее. Народ приговорил его к смерти, но по просьбе отца и из уважения к его подвигу помиловал при условии, что он очистится от убийства, пройдя под укрепленным над дорогой брусом, и что род Горациев будет отправлять культ Юноны Сорории («сестринской») и Януса Куриация; впоследствии этот культ стал государственным.
Голова Медузы Горгоны, отрубленная Тесеем. Афина прикрепила эту голову на свой щит.
В греческой мифологии чудовища, внучки Матери‑земли Геи. Горгоны – сестры, их трое – Сфено, Эвриала и Медуза. Старшие сестры бессмертны, а Медуза – смертна. Они обитали на крайнем западе, на берегу реки Океан, по соседству с Гесперидами и грайями. Горгоны – крылатые существа, покрытые чешуей; вместо волос у них змеи; взгляд Горгон обращает в камень. Горгону Медузу победил Персей, который глядел на ее отражение в медном щите. Из крови Медузы родился крылатый конь Пегас.
В египетской мифологии одна из ипостасей Гора, Гор – сын Исиды и Осириса. Изображался мальчиком с «локоном юности», держащим палец у рта. Древние греки, называвшие Гор‑па‑херда Гарпократом, истолковывали этот жест как знак молчания. Культ Гор‑па‑херда как олицетворения восходящего солнца был особенно широко распространен в эпоху эллинизма.
РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
Похожие материалы
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.