Меню
Назад » » 2012 » АПРЕЛЬ » 19

Материализм (5)



















 
    ПОНЯТИЕ

 

Л. С. Выготский. Исторический смысл психологического кризиса (18)
Стоит только применить гносеологическую формулу материализма, данную В. И. Лениным (сходная у Г. В. Плеханова), к психологическому субъекту — объекту, чтобы увидеть, в чем дело: «......с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания» (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, с. 275). «...

Н.А.Бердяев. ФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ. (10)
Ограниченность позитивизма и материализма жизни и мысли есть рабство у чувственного мира, от которого можно освободиться лишь всей полнотой жизни....от отвлеченного рационализма Гегеля к материализму и эмпиризму, искала в «опыте» утерянное живое бытие. Но в этом «опыте» нельзя найти бытия.

 
Комарова В. Я. Становление философского материализма в Древней Греции. Л., 1975.
Деборин А. Очерки по истории материализма XVII-XVIII вв. М.-Л., 1930.- 300 с.
Ян Хиншун. Материалистическая мысль в древнем Китае. М., 1984. — 181 с.
Материалисты Древней Греции. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1955 на сайте Руниверс
М. Инсаров «К теории познания исторического материализма» (недоступная ссылка с 15-05-2013 (131 день)) — очерк истории эпистемологии исторического материализма.
История философии в кратком изложении. М., 1991. (Перевод с чеш.)
Аникеев Н. П. О материалистических традициях в индийской философии. М., 1965. — 260 с.
Уткина Н. Ф. Естественнонаучный материализм в России XVIII века. М., 1971.
Радуль-Затуловский Я. Б. Из истории материалистических идей в Японии. М., 1972. — 290 с.
Gupta, Uma. Materialism in the Vedas. New Delhi, 1987. — ISBN 81-7054-038-0
История философии: Запад — Россия — Восток / Под ред. Н. В. Мотрошиловой. — Т. 1 — 4. — М.
Ю. И. Семёнов «Философия истории» //«Современные тетради», 2003 — крупнейшая теоретическая работа в области исторического материализма
Ю. И. Семёнов «Диалектический (прагмо-диалектический) материализм: его место в истории философской мысли и современное значение»
Moser, P. K., J. D. Trout. Eds. Contemporary Materialism: A Reader. New York, Routledge, 1995.
Vitzthum, Richard C. Materialism: An Affirmative History and Definition. Amhert, New York, Prometheus Books, 1995.
Рассел Б. История западной философии. В 3-х кн. Любое изд.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. — Т. 1 — 4. — СПб.


С.Л.Франк. DE PROFUNDIS. (2)
...позитивизма и агностицизма перед лицом материализма или — что то же — слабость осторожного, чуткого к жизненной сложности нигилизма перед нигилизмом прямолинейным, совершенно слепым и потому бесшабашным....зла и насилия, безверия и материализма в этих двух своих проявлениях вырвал корни народной души из единственной питательной почвы, обеспечивающей живой рост народной силы и жизни,— ...
 
 
Атомизм — натурфилософская и физическая теория, согласно которой чувственно воспринимаемые (материальные) вещи состоят из химически неделимых частиц — атомов. Возникла в древнегреческой философии. Дальнейшее развитие получила в философии и науке Средних веков и Нового времени.
Термин атомизм употребляется в двух смыслах. В широком смысле атомизмом называется любое учение об атомах, в узком — древнегреческая философская школа V-IV веков до н. э., учение которой является самой ранней исторической формой атомизма. В обоих случаях употребляется также термин атоми́стика. Термин атомисти́ческий материали́зм является более узким, так как некоторые сторонники учения об атомах считали атомы идеальными.
В индийской философии атомизм разрабатывался независимо от европейской философии. Примером этого может служить школа вайшешика.
Атомизм был создан представителями досократического периода развития древнегреческой философии Левкиппом и его учеником Демокритом Абдерским. Согласно их учению, существуют только атомы и пустота. Атомы — мельчайшие неделимые, невозникающие и неисчезающие, качественно однородные, непроницаемые (не содержащие в себе пустоты) сущности (частицы), обладающие определённой формой. Атомы бесчисленны, так как пустота бесконечна. Форма атомов бесконечно разнообразна. Атомы являются первоначалом всего сущего, всех чувственных вещей, свойства которых определяются формой составляющих их атомов. Демокрит предложил продуманный вариант механистического объяснения мира: целое у него представляет собой сумму частей, а беспорядочное движение атомов, их случайные столкновения оказываются причиной всего сущего. В атомизме отвергается положение элеатов о неподвижности бытия, поскольку это положение не дает возможности объяснить движение и изменение, происходящее в чувственном мире. Стремясь найти причину движения, Демокрит «раздробляет» единое бытие Парменида на множество отдельных «бытий»-атомов, мысля их как материальные, телесные частицы.
 
Гайденко П. П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. — М.: Либроком, 2010.
Зубов В. П. Развитие атомистических представлений до начала XIX века. — М.: Наука, 1965.
Рожанский И. Д. Развитие естествознания в эпоху античности. Ранняя греческая наука о природе. — М.: Наука, 1979.
Grant E. A History of Natural Philosophy From the Ancient World to the XIX century. — New York: Cambridge University Press, 2007.


ГРАМШИ (Gramsci) Антонио
...деления марксизма на философию (диалектический материализм) и социологию (исторический материализм), провозглашая тождество философии и истории. Философия, по Г., должна быть взята в ее конкретно исторической обусловленности, ...

Н.А.Бердяев. СМЫСЛ ТВОРЧЕСТВА. Опыт оправдания человека. (16)
...его себе представляет как натуралистический материализм, так и натуралистический пантеизм, ничего не знает о творчестве. Это – замкнутое бытие, в котором может быть лишь перераспределение сил, но ... Материализм глубоко противоположен теистическому богосознанию, допускающему творческий акт, но он может быть сближаем с пантеистическим богосознанием, отвергающим творческий акт.
 
 
Идеализм (фр. idéalisme, через лат. idealis от др.-греч. ἰδέα — идея) — термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности духа по отношению к материи в сфере бытия. Во многих историко-философских трудах проводится дихотомия, считающая противопоставление идеализма материализму сущностью философии.
Идеализм утверждает первичность идеального духовного по отношению к материальному. Термин «идеализм» появился в XVIII веке. Впервые его употребил Лейбниц, говоря о философии Платона. Выделяется две основные ветви идеализма: объективный идеализм и субъективный идеализм.
 
субъективный идеализм Фихте
объективный идеализм Шеллинга
абсолютный идеализм Гегеля
 
В. Соловьев. Идеализм, идеалист // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Идеализм — статья из Большой советской энциклопедии
Идеализм // Новая философская энциклопедия
Васильев В. В. Кант и споры об идеализме в: Сущность и Слово. Сборник научных статей к юбилею профессора Н. В. Мотрошиловой / Отв. ред. М. Быкова и М. Солопова. М., 2009. C. 262-266
 
 
Платон. Собрание сочинений. В 4 т. — Т. 2. — М., 1993. — С.313-314.
Локк Дж. Сочинения. В 3 т. — Т. 2. — М., 1985. — С. 398.
Лейбниц Г. В. Сочинения. В 4 т. — Т. 1. — М., 1982. — С. 332.
Цит. по: Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм. — М., 1969. — С. 33.
Кант И. Критика чистого разума. — М., 1994. — С. 174—175.
Кант И. Критика чистого разума. — М., 1994. — С. 305—306.
Шеллинг Ф. В. Й. Сочинения. В 2 т. — Т. 1. — С. 228.
Гегель Г. В. Ф. Наука логики. В 3 т. — Т. 1. — М., 1970. — С. 221.
Гегель Г. В. Ф. Наука логики. В 3 т. — Т. 1. — С. 227.
Гегель Г. В. Ф. Наука логики. В 3 т. — Т. 1. — С. 228.
Гегель Г. В. Ф. Наука логики. В 3 т. — Т. 1. — С. 223.
Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. — Кн.3. — СПб., 2001. — С. 554.
Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения. В 9 т. — Т. 1. — М., 1984. — С. 152.
Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения. В 9 т. — Т. 2. — М., 1985. — С. 1.
Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения. В 9 т. — Т. 6. — М., 1987. — С. 296.
История философии. В 6 т. — Т. 1. — М., 1957. — С. 10.
Радхакришнан С. Индийская философия. В 2 т. — Т. 1. — М., 1993. — С. 20.
Хайдеггер М. Европейский нигилизм. // Время и бытие. — М., 1993. — С. 158.
Хайдеггер М. Гегель и греки. // Время и бытие. — М., 1993. — С. 384.


СТРУВЕ Петр Беренгардович
...между "гуманистическим идеализмом" и "космическим материализмом", присущими христианству, был, согласно С., осуществлен лишь протестантизмом — определенно в пользу первого. В Европе "крушение богоматериализма" сопроводилось "крушением эсхатологии", и, ...чем последний, примкнувший к французскому материализму 18 в. Он в этом отношении прямой продолжатель французских социалистов и коммунистов, философски отправлявшихся... отматериализма и сенсуализма".
 
 
Естественнонаучный материализм — это особый вид материализма, получивший распространение в естествознании XIX — XX вв. и оформившийся, прежде всего как мировоззренческое обобщение учёными опыта своих исследований, на основе данных конкретных наук, и проявляющийся с одной стороны, в уверенности в объективном характере природы и её закономерностей, а с другой — в признании их познаваемости средствами естествознания.
На позициях естественнонаучного материализма стояли и стоят многие крупнейшие естествоиспытатели, открытия которых (например, объяснение Дарвином эволюции путём естественного отбора, создание Бутлеровым теории химического строения органических веществ, теория относительности Эйнштейна) стали научным подтверждением его диалектической методологии.
Так же под естественнонаучным материализмом может пониматься вид стихийного (наивного) материализма — неоформленного философского убеждения большинства естествоиспытателей, стихийно стоящих на позициях материализма; в этом смысле он совпадает с материализмом стихийным и бессознательным, являясь определённой его разновидностью.
При попытке подойти с позиций стихийного естественнонаучного материализма к проблемам истории, эстетики, социологии, к решению основного вопроса философии, т.е. проблемам, выходящим за рамки естествознания, выявляется, что данная разновидность материализма является методологически незавершённой, что заключается в нестрогости, непоследовательности и несистематичности проведения ответов на поставленные вопросы данных областей.
 
Естественнонаучный материализм // Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
Естественнонаучный материализм // Б. Кедров. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

Л.С. ВЫГОТСКИЙ. ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА. (3)
...и дальше идет теория исторического материализма, которая пытается построить научное рассмотрение искусства на основе тех же самых принципов, которые применяются для изучения всех форм и явлений ... Эта система социологии – философия исторического материализма – меньше всего склонна, конечно, объяснить что‑либо из психики человека, как из конечной причины. Но в такой же мере она ...
 
 
Когнитивистика (когнитивная наука) (лат. cognitio — познание) — междисциплинарное научное направление, объединяющее теорию познания, когнитивную психологию, нейрофизиологию, когнитивную лингвистику и теорию искусственного интеллекта.
В когнитивистике совместно используются компьютерные модели, взятые из теории искусственного интеллекта, и экспериментальные методы, взятые из психологии и физиологии высшей нервной деятельности, для разработки точных теорий работы человеческого мозга.
Ключевым техническим достижением, сделавшим когнитивистику возможной, стали новые методы сканирования мозга. Томография и другие методы впервые позволили заглянуть внутрь мозга и получить прямые, а не косвенные данные о его работе. Важную роль сыграли и всё более мощные компьютеры.
Наблюдаемый сейчас прогресс в когнитивистике, как полагают учёные, позволит «разгадать загадку разума», то есть описать и объяснить процессы в мозгу человека, ответственные за высшую нервную деятельность. Это позволит создать системы так называемого сильного искусственного интеллекта, который будет обладать способностями к самостоятельному обучению, творчеству, свободному общению с человеком.
 
Лангаккер Р. У. Когнитивная грамматика. — М.: ИНИОН РАН, 1992. — 56 с.
Лакофф Дж. Когнитивное моделирование. Язык и интеллект. — М.: «Прогресс», 1996. — 416 с.
Краткий словарь когнитивных терминов. / Под общ. ред. Е. С. Кубряковой. — М.: Филол. ф-т МГУ им. М. В. Ломоносова, 1997. — 245 с.
Величковский Б. М. Когнитивная наука: основы психологии познания. В 2-х тт. — М. : Смысл : Издательский центр «Академия», 2006.
Когнитивная наука и интеллектуальные технологии: Реф. сб. АН СССР. — М.: Ин-т науч. информ. по обществ. наукам, 1991. — 228 с.
 
...сознание — бессознательное, субъективизм — объективизм, спиритуализм — материализм), не видят того, что внутри этой эмпирической психологии происходят те же процессы, которые происходят между ней и отколовшейся от нее ...и одинаково обязательными как для материализма, так и для спиритуализма с психофизическим монизмом» (А. И. Введенский, 1917, с. 3). Уже из этой формулы видно, что эмпиризм ...

И. Кант КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА (28)
Отсюда следует, что исходя из материализма нельзя объяснить мою природу как природу только мыслящего субъекта. Но так как в первом суждении, где мое существование рассматривается как ... Следовательно, если материализмнепригоден для объяснения моего существования, то и спиритуализм также недостаточен для этой цели; отсюда следует, что мы никаким образом не ...

Н.А.Бердяев. Истина и откровение. (10)
...как мистический натурализм или мистический материализм. Оно ведет в форме гораздо более крайней и безнадежной, чем в марксизме, к отрицанию человека, его достоинства и ценности.... Это сознательно утверждает материализм, но Гейдеггер не материалист. Бытие — падшее и виновное по своей структуре. Это католическая теология без Бога.

Михаил Зощенко (19)
...в дни, так Указать, торжества материализма и физиологических основ, возвратил свою молодость и тем самым имел смелость и счастье соперничать в умении с самой природой или, ...живущих, греческий философ и родоначальникматериализма * отхватил сто два года и помер с улыбкой, говоря, что он мог бы прожить и дольше, если б к тому ...

Н.А.Бердяев. САМОПОЗНАНИЕ. (15)
Да и вообще марксистский материализм в своей молодости был очень идеалистическим. Первая моя статья "Ф. А. Ланге и критическая философия в ее отношении к социализму” ...значение и связывать его с материализмомобщефилософским. Наряду с мыслями марксистского, социологического характера я защищал независимость истины и независимость философии. Я открывал себе возможность свободного движения ...
 
Материалистическая эстетика — концепция эстетики общественного бытия, теория реалистического искусства, которая находит объективные эстетические закономерности в самой действительности («усматривает источник поэзии в самой жизни»), доказывает необходимость правдивого воспроизведения её в искусстве, активного участия искусства в жизни общества. Является преемственной с классической эстетикой прошлого, прежде всего немецкой. Своё дальнейшее развитие получила в диалектико-материалистической эстетике, по отношению к которой предшествующую ей материалистическую эстетику называют домарксовой.
 
М. Гущин, «Чёрный монах» и борьба за материалистическую эстетику» // «Творчество А. П. Чехова», 1954, с. 119-131.
История эстетической мысли. Становление и развитие эстетики как науки. В 6 т. / АН СССР. Ин-т философии. Сектор эстетики; Редкол.: М. Ф. Овсянников и др. Т. 3: Европа и Америка. Конец 18 — первая половина 19 века. М.: Искусство, 1986.
Лебедев А. А. Красота и ярость мира: Очерки становления русской материалистической эстетики (Чернышевский — Плеханов — Луначарский). М., 1989.

Психология. (21)
...дуги рефлекторной духовность — с позиций материализма — индивидуальная выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: 1) идеальная потребность познания; 2) социальная потребность жить и действовать «для ... С позиций материализма, появление понятия души связано с анимистическими представлениями первобытного человека, примитивно материалистически истолковывавшего сон, обморок, смерть и пр.

Л. С. Выготский. Исторический смысл психологического кризиса (20)
...раз мировоззрение (персонализм, марксизм, спиритуализм, материализм); иной раз многое (субъективная объективная, конструктивная реконструктивная, физиологическая, биологическая, ассоциативная, диалектическая и еще и еще)....учебники с точки зрения диалектического материализма (В. Я. Струминский, 1923; К. Н. Корнилов, 1925); но и «очерк марксистской психологии», как в переводе озаглавил Рейснер книжку Джемсона, ...

Н.А.Бердяев. Истина и откровение. (6)
Библейский религиозный материализм противополагается спиритуализму таких учителей Церкви, как Ориген или св. Григорий Нисский, и многих представителей религиозной философии....в наивном реализме и даже материализмедревнего религиозного сознания. Наивный реализм или религиозный материализм есть тоже философия, но в отличие от спиритуализма или идеализма есть философия ...

А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (158)
Материализм – это то учение, согласно которому материя имеет примат над идеей, то есть она ее порождает, а идея является ее отражением....может быть чистого и абсолютного материализма, потому что материя, во всяком случае, есть нечто, то есть обладает определенным смыслом, а именно смыслом материи, без которого невозможно ...
 
Натурфилософия (от лат. natura — природа) — исторический термин, обозначавший (примерно до XVIII века) философию природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознания. Впервые термин «philosophia naturalis» встречается у Сенеки. Натурфилософия возникла в античную эпоху как попытка найти «конечные причины» и фундаментальные закономерности природных явлений. Яркими представителями натурфилософии в cредние века являлись схоласты. Большинство натурфилософских систем до XVIII века были чисто умозрительными; с появлением классической физики натурфилософия быстро вытесняется философией науки, отсекающей всякую гипотезу, которая не представляется необходимой для доказательства. Тем не менее, различные натурфилософские системы появлялись в XIX и XX веках.
 
 
Выдающиеся натурфилософы
Античность:
Фалес Милетский
Анаксимандр
Анаксимен
Пифагор
Ксенофан
Зенон Элейский
Эмпедокл
Анаксагор из Клазомен
Левкипп
Демокрит
Филолай
Аристотель
Гераклид Понтийский
Стратон
Эпикур
Зенон Китийский
Хрисипп
Посидоний
Тит Лукреций Кар
Прокл Диадох
Иоанн Филопон
Исламское средневековье:
Ал-Кинди
Ар-Рази, Абу Бакр Мухаммад
Аль-Фараби
Авиценна
ибн Туфайль
ибн Баджжа
Аль-Багдади, Абуль-Баракат
Аверроэс
Ат-Туси, Насир ад-Дин
Ал-Кушчи
Иудейское средневековье:
Авицеброн
Маймонид
Герсонид
Хасдай Крескас
Европейское средневековье:
Гильом из Конша
Тьерри из Шартра
Бернар Сильвестр
Аделард из Бата
Давид Динанский
Сигер Брабантский
Боэций Дакийский
Фома Аквинский
Альберт Великий
Роберт Гроссетест
Роджер Бэкон
Томас Брадвардин
Жан Буридан
Альберт Саксонский
Николай Орем
Николай из Отрекура
Эпоха Возрождения:
Леонардо да Винчи
Джованни Пико делла Мирандола
Бернардино Телезио
Франческо Патрици
Джордано Бруно
Парацельс
Научная революция:
Иоганн Кеплер
Галилео Галилей
Исаак Бекман
Себастьян Бассо
Пьер Гассенди
Рене Декарт
Отто фон Герике
Роберт Гук
Роберт Бойль
Исаак Ньютон
Николя Мальбранш
Эпоха Просвещения:
Руджер Иосип Бошкович
Пьер-Симон Лаплас
Иммануил Кант
Иоганн Генрих Ламберт
Дени Дидро
Поль Гольбах
Жюльен Офре де Ламетри
Клод Адриан Гельвеций
Михаил Васильевич Ломоносов
Леонард Эйлер
XIX век:
Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг
Иоганн Вольфганг фон Гёте
Эрнст Генрих Геккель
Джон Гершель
Уильям Томсон
Дмитрий Иванович Менделеев
XX век:
Вильгельм Фридрих Оствальд
Владимир Иванович Вернадский
Николай Гартман
Николай Онуфриевич Лосский
Илья Романович Пригожин
Альфред Норт Уайтхед
 
Бур М., Иррлиц Г. Притязание разума. Из истории немецкой классической философии и литературы. — М.: Прогресс, 1978. — 322 с.
Гаврюшин Н. К. Византийская космология в XI веке // Историко-астрономические исследования, вып. XVI. — М., 1983. — С. 325—338.
Гаврюшин Н. К. Космологический трактат XV века как памятник древнерусского естествознания // Памятники науки и техники. — М.: Наука, 1981. — С. 183—197.
Гаврюшин Н. К. «Поновления стихий» в древнерусской книжности // Отечественная общественная мысль эпохи средневековья. Историко-философские очерки. — Киев: Наукова думка, 1988. — С. 206—214.
Гайденко В. П., Смирнов Г. А.  Западноевропейская наука в средние века: Общие принципы и учение о движении. — М.: Наука, 1989. — 352 с. — (Библиотека всемирной истории естествознания). — ISBN 5-02-007958-8
Гайденко П. П. Эволюция понятия науки (XVII-XVII вв.). — М.: Наука, 1987.
Гайденко П. П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. — М.: Либроком, 2009.
Гайденко П. П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. — М.: Либроком, 2010.
Горфункель А. Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского возрождения. — М.: Мысль, 1977. — 360 с. — 8 000 экз.
Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения: Учебное пособие. — М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
Еремеева А. И., Цицин Ф. А. История астрономии (основные этапы развития астрономической картины мира). — М.: Изд-во МГУ, 1989.
Жильсон Э. Философия в средние века. — М.: Культурная Революция, Республика, 2010.
Зубов В. П. Развитие атомистических представлений до начала XIX века. — М.: Наука, 1965.
Капра Ф. Наука Леонардо. Мир глазами великого гения. — М.: София, 2011. — 383 с.
Кауффельд А. Защита Отто фон Герике системы Николая Коперника // Историко-астрономические исследования, вып. XI. — М., 1972. — С. 221—236.
Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. — М.: Прогресс, 1985.
Койре А. От замкнутого мира к бесконечной вселенной. — М.: Серия: Сигма, 2001.
Кузнецов Б. Г. История философии для физиков и математиков. — М.: УРСС, 2007.
Кузнецов Б. Г. Эволюция картины мира. — М.: Издательство АН СССР, 1961 (2-е издание: УРСС, 2010). — 352 с. — (Из наследия мировой философской мысли: философия науки). — ISBN 978-5-397-01479-3
Кузнецов Б. Г. Развитие научной картины мира в физике XVII-XVIII вв. — М.: УРСС, 2010.
Лебедев А. В. Избавляясь от досократиков // Философия в диалоге культур: Материалы Всемирного дня философии. — М.: Прогресс-Традиция, 2010. — С. 177—183.
Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в средние века. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. — 160 с. — ISBN 5-288-03334-Х
Лупандин И. В.  Жан Буридан и его вклад в развитие астрономии // Историко-астрономические исследования. — 1989. — № 21. — С. 155—163.
Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. — М.: Прогресс, 1986.
Рожанская М. М. Механика на средневековом Востоке. — Москва: Наука, 1976.
Рожанский И. Д. Развитие естествознания в эпоху античности. Ранняя греческая наука о природе. — М.: Наука, 1979.
Рожанский И. Д. Античная наука. — М.: Наука, 1980.
Рожанский И. Д. История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи. — М.: Наука, 1988.
Розенфельд Б. А., Рожанская М. М., Соколовская З. К. Абу-р-Райхан Ал-Бируни, 973—1048. — М.: Наука, 1973.
Соколов В. В. Средневековая философия. — М.: Высшая школа, 1979. — 448 с.
Соколов В. В. Европейская философия XV-XVII веков. — М.: Высшая школа, 1984.
Таннери П. Первые шаги древнегреческой науки. — СПб., 1902.
Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. — М.: Высшая школа, 1981.
Чанышев А. Н. Начало философии. — М.: Изд-во МГУ, 1982.
Шепли Х. Звёзды и люди. — М.: Издательство иностранной литературы, 1962.
Шишков А. В. Средневековая интеллектуальная культура. — М.: Савин С. А., 2003.
Юшкевич А. П. О проблеме математизации знания в средние века // Вопросы истории естествознания и техники. — 1990. — № 1. — С. 21-35.
Barker P. Stoic alternatives to Aristotelian cosmology: Pena, Rothmann and Brahe // Revue d'histoire des sciences, , T. 61, No 2, pp. 265 - 286. — 2008. — Vol. 61. — P. 265-286.
Barker P., Goldstein B. R. Is Seventeenth Century Physics Indebted to the Stoics? // Centaurus. — 1984. — Vol. 27. — P. 148-164.
Bydén B. Natural Philosophy, Byzantine // Encyclopedia of Medieval Philosophy, ed. by H. Lagerlund. — 2011. — P. 858-863.
Gaukroger S. The Emergence of a Scientific Culture: Science and the Shaping of Modernity 1210-1685. — Oxford University Press, 2007.
Grant E. God and Reason in the Middle Ages. — Cambridge University Press, 2001.
Grant E. Planets, Stars, and Orbs: The Medieval Cosmos, 1200-1687. — Cambridge: Cambridge University Press, 2009.
Grant E. A History of Natural Philosophy From the Ancient World to the XIX century. — New York: Cambridge University Press, 2007.
Harrison P. Voluntarism and Early Modern Science // History of Science. — 2002. — Vol. 40. — P. 63-89.
Hooykaas R. Religion and the Rise of Modern Science. — Edinburgh: Scottish Academic Press, 1972.
Laird W. R., Roux S. (editors). Mechanics and Natural Philosophy before the Scientific Revolution. — Springer, 2008.
Lindberg D. C. The Beginnings of Western Science: The European Scientific Tradition in Philosophical, Religious, and Institutional Context, Prehistory to A.D. 1450. — University of Chicago Press, 1992.
Langermann T. Natural Philosophy, Jewish // Encyclopedia of Medieval Philosophy, ed. by H. Lagerlund. — 2011. — P. 863-867.
Kaye S. M. Was there no evolutionary thought in the middle ages? The case of William of Ockham // British Journal for the History of Philosophy. — 2006. — Vol. 14(2). — P. 225-244.
Montada J. P. Natural Philosophy, Arabic // Encyclopedia of Medieval Philosophy, ed. by H. Lagerlund. — 2011. — P. 849-858.
Numbers R. L. Science without God: Natural Laws and Christian Beliefs // When Science and Christianity Meet, edited by David C. Lindberg, Ronald L. Numbers. — University of Chicago Press, 2003. — P. 267.
Ragep F. J. Freeing astronomy from philosophy: an aspect of islamic influence on science // Osiris, 2nd Series. — 2001. — Vol. 16. — P. 49—64 & 66—71.
Russo L. The forgotten revolution: how science was born in 300 BC and why it had to be reborn. — Berlin.: Springer, 2004.
Saliba G. Arabic Planetary Theories after the Eleventh Century AD // in: Encyclopedia of the History of Arabic Science. — London: Routledge, 1996. — P. 58—127.
Stiefel T. The Heresy of Science: A Twelfth-Century Conceptual Revolution // Isis. — 1977. — Vol. 68. — P. 347-362.
Sylla E. D. Natural philosophy, medieval // Routledge Encyclopedia of Philosophy, ed. by E. Craig. — 1998.
Thijssen J. Natural Philosophy // Encyclopedia of Medieval Philosophy, ed. by H. Lagerlund. — 2011. — P. 839-849.

А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (102)
...времена шла борьба против стоического материализма, но в защиту стоического универсального организма, построяемого уже средствами чисто диалектически понимаемого всеединства. Ум у неоплатоников уже не пневма, не ...но они расстались с их материализмом, потому что этот материализм не в силах был победить субстанцию судьбы и был не в силах ее разгадать путем имманентно ...

Николай Бердяев. Алексей Степанович Хомяков. (3)
...бытие, перешли к фейербахианству и материализму: в материи, в экономике стали искать субстрат, сущее. В России намечен был иной творческий путь, путь нахождения сущего, субстрата, живого ...мысль скиталась по пустыням отвлеченного материализма, позитивизма, критицизма, чтобы подойти к тупику и сознать неизбежность мистического опыта, воссоединиться с религией. Славянофилы давно уже сознали неизбежность этого ...

Л. С. Выготский. Эмоции и их развитие в детском возрасте
...сам Джемс был далек от материализма и выдвинул в ответ на первые упреки тезис, который вошел в его учебник психологии: «Моя теория не может быть ни ...ней не содержится ни грана материализма более, нежели в утверждении: мы слышим в результате того, что окончания нашего ушного нерва подвергаются разражениям в связи с воздушными ...

Карл Густав Юнг Психологические типы (59)
Материализм XIX века утвердил первенство за телом, оставив психическому статус чего то вторичного и производного, позволив ему не больше реальности, чем ...обусловлены физическими процессами, с приходом материализма стало философской презумпцией. Любая серьезная наука о живом организме отвергнет такую презумпцию, так как, с одной стороны, она постоянно имеет ...

Л. С. Выготский. Методика рефлексологического и психологического исследования (2)
Это, конечно, материализм чистейшей воды отказаться от психики, но только материализм в своей области; вне ее это чистейшей воды идеализм выделять психику и ...

А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. СОФИСТЫ. СОКРАТ. ПЛАТОН (113)
...основное отличие платонизма от диалектического материализма, несмотря на концепцию неделимой вещи по сравнению с ее делимыми свойствами. Также важно отличать платонизм и от Гегеля, у которого ...по крайней мере для диалектического материализма. Ведь тогда вся материя была бы логизирована, и диалектический материализм ничем не отличался бы от гегелевской диалектики.

Л. С. Выготский. Предисловие к русскому изданию книги В. Келера Исследование интеллекта человекоподобных обезьян
Известно, что, согласно теории исторического материализма, употребление орудий есть исходный момент, определяющий своеобразие исторического развития человека в отличие от зоологического развития его предков. Однако для исторического материализма открытие, сделанное Келером и состоящее ...

Э. Фромм. ИСКУССТВО ЛЮБИТЬ
...мере под влиянием того типа материализма, который преобладал в XIX в. Считалось, что духовное – производное от физиологического, а потому любовь, ненависть, честолюбие, зависть объяснялись Фрейдом как ...шаг вперед от этого типа материализма был сделан Марксом в его "историческом материализме", в котором не тела и инстинкты (вроде потребности в пище или имуществе) служат ...

А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ВЫСОКАЯ КЛАССИКА (77)
...был у Ксенократа своеобразный диалектический материализм, или, точнее сказать, мечта о диалектическом материализме, потому что ни Ксенократ, ни вообще какой либо другой античный философ и эстетик ...

Карл Густав Юнг и аналитическая психология. В. В. Зеленский (46)
Материализм XIX века утвердил первенство за телом, оставив психическому статус чего то вторичного и производного, позволив ему не больше реальности, чем ...обусловлены физическими процессами, с приходом материализма стало философской презумпцией. Любая серьезная наука о живом организме отвергнет такую презумпцию, так как, с одной стороны, она постоянно имеет ...

С.Л.Франк. DE PROFUNDIS. (1)
...в последнем счете обусловлена его материализмом — отрицанием в нем единственных подлинно зиждительных и объединяющих сил общественности—именно органических внутренне духовных сил общественного бытия....отрицательных и разлагающих мотивов этого материализма. Поскольку можно зрелище гибели собственной родины созерцать с точки зрения чисто научной любознательности, в нем можно усмотреть грандиозный эксперимент сведения ...

Ф. ЭНГЕЛЬС (70)
...философия первоначально представляла собой стихийный материализм. Из него возник идеализм, спиритуализм, отрицание материализма, сперва в виде противоположности между душой и телом, затем в учении о бессмертии ...

Логос (230)
к материализму, объявив все нравственные понятия шаткими и покоящимися на эгоизме. Влияние религии в деле совершенствования человека он отрицал...., но кончил пантеистическим материализмом. То, к чему постепенно стремился французский Д., было окончательно выражено в «Евангелии материализма», в «Системе природы» Гольбаха.

НЕОКАНТИАНСТВО
...и Гегеля, а также вульгарного материализма, оказавшихся методологически беспомощными в деле философского осмысления результатов быстро развивавшейся науки того времени. В поисках наиболее основательной и надежной философской ...в то время среди естествоиспытателей материализму критический идеализм Канта, соответствующим образом переработанный и дополненный результатами физиологических исследований. Начинается тщательная и кропотливая работа по изучению кантовского наследия, ...

ПЛЕХАНОВ Георгий Валентинович
...историю" (1895), "Очерк по истории материализма" (1896), "К вопросу о роли личности в истории" (1898) и др. Наряду с Лениным, П.... в области истории философского материализма, в сфере диалектического постижения предпосылок, источников и оснований общественной жизни, его убежденность в закономерном характере исторического процесса, в границах которого "...

А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (97)
...вполне принципиальной борьбой со стоическим материализмом, но в условиях разработки той сущностной текучести, которая главенствовала в стоическом логосе, такого рода "эклектизм" и привел в конце концов ...стоицизме некоторого рода аллегорически фаталистический материализм на основе иерархийно эманирующей изначальной огненной пневмы. С виду возникает совершенно новое мировоззрение в сравнении с классической теорией числа и ...

ИДЕАЛИЗМ
...сравнении с философией Эпикура как материализмом). Распространение получает в конце 18 в. после эксплицитной постановки в рамках французского материализма так называемого "основного вопроса философии" как вопроса ...

Лосев Алексей Фёдорович
...марксизм и официальную философию — диалектический материализм. Он был подвергнут травле, арестован и приговорён к 10 годам лишения свободы. Отбывал наказание на строительстве Беломорско Балтийского канала, почти ...Сталина «О диалектическом и историческом материализме» наивной, а потом объяснял, будто имел в виду её гениальную, почти античную простоту, и ещё много чего .

Атеизм
Главным аспектом материализма является утверждение о первичности материального перед нематериальным. Так как бог относится к нематериальным сущностям и из материальных сущностей никак не ...в отрицании существования бога, то материализм — гораздо более широкая концепция . Поскольку на данный момент научное познание является основополагающим в развитых странах, то особый интерес представляет мнение ...

ЛЕНИНИЗМ
...Богданова в главе 6 книги "Материализм и эмпириокритицизм" являет собой типичный случай Л. Гносеологический анализ Богдановым соотношения и субординации элементов системы "общественное бытие — общественное сознание" ("может ...Богданова в идеализме, несовместимом с материализмом диалектического толка, с социал демократизмом и с преданностью идеалам освобождения России. А.А. Грицанов

ПРАКСИС
...только традиционалистскую, сталинскую концепцию диалектического материализма, но и сталинский дух и способ понимания философии как таковой. Наиболее острый спор разгорелся вокруг теории отражения на симпозиуме в ...отражения и традиционного понимания диалектического материализма остались в меньшинстве, тогда как большая часть философов взяла ориентацию на новые проблемы и новое понимание традиционных философских вопросов.

ИЛЬИН Владимир Николаевич
...богопротивной" (1925), "Всенощное бдение" (1927), "Материализм и материя" (1928), "Загадка жизни и происхождение живых существ" (1929), "Атеизм и гибель культуры" (1929), "Социальные цели и достоинство Евразийства" (...его советской версии) и механистического материализма, противопоставляя им "материологизм" как "признание Логоса, действующего в материи". Опираясь на идеи теории относительности, корпус кулярно волновой теории света и ...

Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ СВОБОДНОГО ДУХА. (10)
...для человека, уготовляют позитивизм и материализм. Нет таинственного общения между двумя мирами, переливов энергии из одного мира в другой, нет знаков, подаваемых из миров иных.... Рационализм порождает натурализм иматериализм. Но эти две формы понимания отношений между двумя мирами преобладают в современном сознании. И религия при таком состоянии сознания превращается ...

Адорно Т. Исследование авторитарной личности. (55)
...нападает ни на учение диалектического материализма, в котором он, очевидно, ничего не понимает, ни на практическую политику коммунистической партии, ни на 385 реальные условия в России....в самых туманных обобщениях, например материализма, он не нападает на марксистскую систему. Однако он оглашает "сказки" ужаса весьма фантастического содержания, которые похожи на записки сионских мудрецов.

 



 
 


МАТЕРИАЛИЗМ
Материализм (1)Материализм (4)\Материализм (5)\Материализм (6)\Материализм (7)
Материализм (3)\Материализм (2)\Материализм (8)\Материализм (10)\Материализм (9)


МИФОЛОГИЯ
СИЛА И МУДРОСТЬ СЛОВА








РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT


      
     



ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )




ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar