- 18.02.2014
- 101168 Просмотров
- Обсудить
Понятие "Смерть". Определение понятия: СМЕРТЬ — 1) В науке — естественное и необратимое прекращение жизнедеятельности биологической системы. 2) В философии смертность человека рассматривается не ...
Владимир Сергеевич Соловьев (122)
...поднявшись в теории над большинством смертных, оказался в жизни обыкновенным человеком. Столкновение высоких требований с реальной немощью более драматично у Платона именно потому, что он яснее ...посредствующей силы между Божеством и смертной природой (речь Диотимы в "Пиршестве"). Но у Платона эти три принципа являются как мимолетные фантазии.
Смерть -
прекращение жизнедеятельности организма; закономерная и неизбежная заключительная стадия существования индивидуума. У теплокровных животных и человека связана прежде всего с прекращением дыхания и кровообращения. Естественнонаучными аспектами смерти как биологического феномена занимается ряд биологических и медицинских дисциплин, ведущее место среди которых занимают реаниматология, патологическая физиология и патологическая анатомия.
Различают клиническую и биологическую С. Клиническая С. является заключительной стадией умирания (см. Терминальные состояния), в которой, несмотря на отсутствие дыхания и сердечной деятельности организма, в течение определенного времени еще сохраняется потенциальная возможность восстановления жизненных функций с помощью методов реанимации (Реанимация). Биологическая, или истинная, С. характеризуется развитием необратимых изменений в органах и тканях, в первую очередь в ц.н.с.; при этом любые реанимационные мероприятия оказываются безуспешными (см. Смерть мозга).
Насильственная С. (убийство, самоубийство, несчастный случай) наступает вследствие действия различных факторов окружающей среды (механических, физических, химических, термических и др.), ненасильственная — вследствие различных заболеваний, глубокой недоношенности новорожденного, а также в финале физиологического старения (см. Смерть в судебно-медицинском отношении).
Для человека, принципиально отличающегося от других живых существ, в частности наличием сознания, и поэтому сознающего свою смертность, С. приобретает социальную значимость, отношение к ней выражается в религиозных учениях, этических нормах, эстетических ценностях и т.д.
Уже на самых ранних этапах развития человеческого общества складываются особые социальные нормы, регламентирующие как формы общения с умирающим человеком, так и способы захоронения трупа. Одновременно в мифологии происходит осознание смысла С., связи живых и умерших, существования после смерти. В этом отношении характерен пример древних египтян, которые рассматривали жизнь как этап на пути к загробному существованию и придавали огромное значение сооружению гробниц (пирамид), разработке методов бальзамирования трупов и т.д. В культуре многих народов важное место занимали представления, связанные с культом предков, их влиянием на судьбу живых людей, переселением душ после смерти, бессмертием.
Развитие античной философии как формы рационального осмысления (в противоположность мифологическому) наиболее общих проблем человеческого существования позволило более глубоко подойти к пониманию С. Показательно, что порой противоположные мнения о существовании души, загробной жизни и др. использовались с одной и той же целью — разумного примирения человека со смертью. Сократ, Платон и Аристотель, пытаясь помочь преодолеть страх перед С., отстаивали тезис о бессмертии души. Цицерон, по-своему переосмыслив это учение, убеждал, что умершие «живы и притом живут той жизнью, которая одна только и заслуживает названия жизни». Эпикур и Лукреций пытались освободить человека от страха С., доказывая противоположное: душа гибнет вместе с телом, поэтому человек не воспринимает С. как таковую и, следовательно, ее не нужно страшиться.
Христианская религия, как и другие мировые религии, провозглашая веру в загробную жизнь (воскрешение), в определенной степени освобождает человека от страха С., замещая его страхом перед наказанием (карой) за совершенные при жизни грехи. Подобный подход к пониманию С. содержит в себе основание для моральной оценки поступков человека, различения добра и зла, воспитывает чувство ответственности перед лицом С. за совершенные поступки. Девиз античных философов-стоиков «Memento mori!» («Помни о смерти!») выступает важным побудительным стимулом нравственного поведения в христианской этике, влияние которой не ослабевает и в современном мире.
В противоположность религиозному пониманию С. уже в средние века, и особенно начиная о эпохи Возрождения, развивались материалистические тенденции, существенно подрывавшие догматы христианства о смерти и бессмертии человека, чуде его воскрешения. Особую роль в этом процессе сыграло развитие естествознания, в т.ч. биологии и медицины. Однако метафизический и механистический материализм эпохи Возрождения и Нового времени с его отрицанием идеи бессмертия души и нравственной значимости С. порой приводил и к отрицанию нравственной сущности человеческой жизни, формированию представлений о вседозволенности и оправданию поведения, основанного на принципе «после нас хоть потоп».
Противоречия метафизического (как идеалистического, так и материалистического) понимания С., отчетливо проявляющиеся в решении вопроса о существовании бога и бессмертии души были детально проанализированы И. Кантом. Он показал противоречивость всех разработанных христианскими богословами рациональных доказательств существования бога и представлений о бессмертии души, воскрешении, каре за грехи и др. Вместе с тем Кант считал необходимым для каждого вести себя таким образом, как будто нас безусловно ожидает иная жизнь и при вступлении в нее важное значение будет иметь моральное состояние, в соответствии с которым мы закончим жизнь нынешнюю. Такое акцентирование на моральной стороне проблемы смерти и бессмертия человека, прямо или косвенно противопоставляемое ортодоксальным религиозным подходам, получило широкое распространение в философии 19—20 вв.
В резком противопоставлении рационалистическому подходу (как материалистическому, так и идеалистическому) к пониманию С. формировались иррационалистические представления о жизни и смерти человека. Лейтмотивом этих представлений стал пессимистический вывод, что жизнь есть бесконечное повторение того, чему лучше было бы вовсе не быть, что цель ее не в счастье, а в страдании, а следовательно, С. оказывается главной ее истиной, по крайней мере для человека, способного предвидеть и ожидать ее. Жизнь, с этой точки зрения, бессмысленна. Подобные взгляды характерны для одного из самых модных философских течений 20 в. — экзистенциализма.
В основе марксистского понимания проблемы С. лежит представление о социальной сущности человека как индивида и личности, о его связи с обществом и человечеством в целом. В контексте этой связи утверждается значимость и неповторимость каждой отдельной человеческой жизни, но вместе с тем не отрицается острый трагизм личного соприкосновения со С., — трагизм, не устраняемый философией, даже самой оптимистической. Смертность человека, неповторимость его личности налагают на него особую нравственную ответственность, в основе которой лежит не страх перед наказанием за грехи в загробном мире, а прежде всего ответственность перед собственной общественной сущностью. От того, в какой степени дела человека соответствуют общественным нормам, зависит необходимое для каждой нравственно развитой личности ощущение целесообразности, значимости для других его существования, а следовательно, осмысленности и оправданности его для самого себя.
Осознание конечности, неповторимости бытия каждого человека — источник чувства ответственности как за жизнь другого человека (что особенно необходимо медику), так и за свою собственную жизнь. Современная наука не дает оснований для надежд на преодоление смерти. В этой связи решение проблемы продления человеческой жизни должно рассматриваться как важная научная и социальная цель. Причем важна не сама по себе длительность существования, но именно социальная продолжительность жизни, в которой условия жизни и ее общественная ценность играют определяющую роль.
Процесс старения человека может быть физиологическим, когда оно происходит естественно, по мере расходования резервов человеческого организма. Но зачастую старение является патологическим в результате влияния разнообразных отрицательных факторов, ускоряющих естественные процессы старения. Поэтому первой и основной является задача ведения к минимуму причин, приводящих к патологическому старению. Эта задача совпадает с более общими социальными задачами по такому переустройству общества, которое обеспечивало бы человеку достойные условия существования.
Право на здоровье является в социальном плане исходным в утверждении права на жизнь, тем более долгую, чем более эффективно реализуются все биологические резервы человека. Необходимость продления жизни представляет собой не только важную общественную, но и личную задачу каждого человека. Что бы ни обещала наука (в частности, макробиотика — учение о продлении жизни) сегодня и в будущем, всегда остается в силе высказывание римского философа Сенеки: лучший способ увеличения продолжительности жизни — это не укорачивать ее. С этим смыкается закономерность, подмеченная Кантом, что дольше всех живут люди, не заботящиеся о продлении жизни, но ведущие разумный образ жизни, дабы не сократить ее каким-либо неосторожным вмешательством в целесообразно организованную жизнедеятельность организма. Кроме соблюдения общегигиенических правил, должного уровня двигательной и психической активности, значительное влияние на продолжительность человеческой жизни оказывают личностные установки, включая понимание смысла жизни, ее цели, состояние духа человека.
В медицине возник комплекс этических проблем в связи с разработкой методов пересадки жизненно важных органов, и прежде всего сердца (см. Трансплантация органов и тканей). Интересы реципиента требуют взятия материала для пересадки в кратчайшие сроки после наступления смерти у донора. Интересы потенциального донора противоположны: они требуют максимальных затрат (в т.ч. и временных) на реанимационные мероприятия с целью реализации всех возможностей возвращения его к жизни. Поэтому необходимы строгие научные критерии констатации С., базирующиеся на высоких моральных принципах, учитывающих безусловную ценность жизни каждого больного, в т.ч. и обреченного, по мнению врача, на неизбежную смерть.
Признание ценности и неповторимости жизни каждого человека должно определять поведение медика у постели умирающего. Совершенно недопустимо отказывать безнадежному больному во внимании и уходе, ссылаясь на интересы тех, кому медицинская помощь еще может принести пользу.
Феномен смерти не обессмысливает жизнь, он подчеркивает ценность, смысл и сущность человеческой жизни, освещенной светом разума. Именно в сфере разума и гуманности в наивысшей степени проявляются сущность человека и его перспективы.
Библиогр.: Коган Л.Н. Человек и его судьба, М., 1988; Мечников И.И. Академическое собрание сочинений, т. 11, М., 1956; Неговский В.А. Некоторые методологические проблемы современной реаниматологии, Вопр. философии, № 8, с. 64, 1978; Пермяков Н.К. Основы реанимационной патологии, М., 1979; Франкл В. Человек в поисках смысла, пер. с нем., М., 1990; Шмальгаузен И.И. Проблема смерти и бессмертия. М. — Л., 1926.
II (судебно-медицинские аспекты)
Под смертью понимают необратимое прекращение жизнедеятельности организма. У теплокровных животных и человека оно связано прежде всего с остановкой кровообращения и дыхания, приводящими к гибели клеток вначале в высших отделах центральной нервной системы, а затем и в других органах и тканях организма.
Наступлению смерти, как правило, предшествует агония, характеризующаяся глубоким угасанием функций жизнеобеспечения организма, проявляющимся, прежде всего, снижением артериального давления, угасанием пульса, резким учащением, а затем замедлением дыхания вплоть до полного его прекращения, потерей сознания. Максимально быстрое оказание человеку первой помощи в этой ситуации имеет подчас жизненно важное значение, позволяя предотвратить наступление смерти.
Полное прекращение кровообращения и дыхания свидетельствует о наступлении клинической смерти — обратимого этапа умирания, продолжающегося обычно 6—8 мин, в течение которых при проведении реанимационных мероприятий бывает еще возможно возвращение к жизни (см. Реанимация). По истечении этого времени клетки коры головного мозга гибнут, что означает переход клинической смерти в смерть биологическую, т. е. необратимую, при которой любые реанимационные мероприятия уже безуспешны.
Реже наступление смерти (даже при сохраняющейся какое-то непродолжительное время сердечной деятельности) бывает обусловлено первичной гибелью клеток головного мозга при непосредственной грубой его травматизации — так называемая мозговая смерть.
В соответствии с медико-юридической классификацией принято различать смерть насильственную, обусловленную воздействием на организм различных факторов внешней среды (механических, физических, химических и т.д.), к которой относят убийство, самоубийство и несчастный случай, и ненасильственную, вызванную заболеванием, глубокой недоношенностью новорожденного и старческой дряхлостью.
Если смерть человека наступила вне лечебного учреждения, то лица, присутствовавшие при этом или первыми обнаружившие труп, обязаны возможно скорее поставить об этом в известность медицинские и правоохранительные органы. Изменение положения и позы трупа, его перемещение, в т. ч. и перевозка тела с места смерти человека домой или в морг до осмотра его медицинским работником и представителем правоохранительных органов, считаются недопустимыми, так как только медицинский работник (врач, в отдельных случаях фельдшер) имеет право удостоверить факт наступления смерти человека. Констатация смерти медицинским работником осуществляется на основании комплекса таких признаков, как отсутствие пульса на крупных артериях, сердечных сокращений по данным аускультации, биоэлектрической активности сердца (по данным электрокардиографии), внешнего дыхания, спонтанных движений, реакции на звуковой и болевой раздражитель, реакции зрачков на свет, а также по так называемым достоверным признакам наступившей смерти — снижению температуры тела ниже +20°, наличию трупных пятен (участков обычно багрово-синюшного, реже красного или коричневого прокрашивания кожи) и мышечного окоченения (своеобразного уплотнения и укорочения скелетных мышц, создающего препятствие для пассивных движений в суставах), некоторым другим признакам. Кроме этого, в задачу медицинского работника входит выявление признаков, позволяющих судить о давности наступления смерти, характере и механизме образования обнаруженных на одежде и трупе повреждений, оказание помощи следователю (дознавателю) в обнаружении и изъятии вещественных доказательств — предметов или материальных следов преступления, которые могут быть источником и средством установления фактических обстоятельств по уголовному или гражданскому делу.
Труп человека вне зависимости от пожеланий родственников умершего, его друзей и знакомых в обязательном порядке подлежит судебно-медицинскому исследованию (экспертизе) во всех случаях насильственной смерти (убийство, самоубийство, несчастный случай), независимо от места и времени ее наступления, при смерти, подозрительной на насильственную, в т. ч. и при внезапной (скоропостижной) или при смерти от неизвестной причины вне лечебного учреждения, при смерти в больнице в течение первых суток пребывания в стационаре, если диагноз заболевания не был установлен, а также при смерти больного в лечебном учреждении, если правоохранительными органами проводится расследование в связи с поступившей жалобой на его неправильное или незаконное лечение, во всех случаях смерти неизвестных лиц и при обнаружении расчлененного трупа или его частей. В прочих случаях при наличии соответствующих показаний может быть произведено патолого-анатомическое исследование (вскрытие) трупа.
В связи с развитием трансплантологии, в частности пересадок жизненно важных органов, возникла проблема максимальной объективизации установления биологической смерти, т.к. с моральной точки зрения ни один больной не может рассматриваться в качестве потенциального «донора» органов и тканей до тех пор, пока не будет констатирована его биологическая смерть. Из моральных же соображений в большинстве стран мира считается противозаконной эйтаназия — умышленное ускорение наступления смерти неизлечимого больного.
III (mors; син. смерть биологическая)
необратимое прекращение жизнедеятельности организма, являющееся неизбежной заключительной стадией его индивидуального существования.
Смерть биологическая — Смерть.
Смерть внезапная (m. subita) — см. Смерть скоропостижная.
Смерть внутриутробная (т. intrauterina) — С. зародыша или плода, наступившая внутри организма матери на любом этапе внутриутробной жизни, в т.ч. в родах.
Смерть естественная (m. naturalis; син. С. физиологическая) — С: в результате естественной возрастной инволюции организма и постепенного прекращения функционирования его тканей, органов и систем.
«Смерть в колыбели» — скоропостижная С. внешне здорового ребенка в возрасте от недели до одного года.
«Смерть под лучом» — С., наступившая во время воздействия на организм ионизирующего излучения в очень большой дозе.
Смерть мозговая — С., наступившая в результате несовместимого с жизнью поражения головного мозга.
Смерть насильственная — С. наступившая в результате воздействия на организм человека механических, физических или химических факторов.
Смерть ненасильственная — С., наступившая в результате недоношенности, болезни или старения.
Смерть скоропостижная (m. subita; син. С. внезапная) — ненасильственная С., неожиданно наступившая на фоне кажущегося здоровья.
Смерть соматическая (m. somatica) — С., наступившая в результате необратимого, несовместимого с жизнью поражения каких-либо органов.
Смерть физиологическая (m. physiologica) — Смерть естественная.
1. Малая медицинская энциклопедия. — М.: Медицинская энциклопедия. 1991—96 гг. 2. Первая медицинская помощь. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. — М.: Советская энциклопедия. — 1982—1984 гг.
Синонимы: азраил, амбец, ангел смерти, анчар, апофаназия, астроболизм, баста, безносая, вечное упокоение, вечное успокоение, вечный покой, гибель, гроб, дит, докончание, капут, карачун, каюк, кобзда, конец, конец котенку, кончина, копец, косая, костлявая, край, крантец, курносая, лета, летальный исход, марена, мать сыра земля, могила, мор, морана, навь, околеванец, околение, очень, песец, погибель, последний час, преставление, скончание, смертный час, смертонька, смертушка, старуха с клюкой, старуха с косой, сыра земля, танат, танатология, танатос, трендец, ужас, умор, успение, четкер
Владимир Сергеевич Соловьев (121)
...меньшая посылка была дана его смертью; гений Платона вывел заключение, которое осталось скрытым для других учеников Сократа. Тот мир, в котором праведник должен умереть за правду, ...Платона та действительность, в которойсмерть Сократа была не случайным фактом, а выражением закона, явлением жизненной нормы, — такая действительность представлялась прежде всего с отрицательной своей стороны, ...
СМЕРТЬ в деконструкции (2)
"Только смертный, — говорит Деррида, — может быть ответственным, ибо он призывается к ответственности самой незаменимостью своей собственной смерти; он и только он ответствен за свою смерть".
Жизнь и Смерть. ГиперИнфо (1)
Смертный, полный гордыни, ты просто смешон! Ты для каждого шага находишь причину — Между тем он давно в небесах предрешен.... Первое условие бессмертия — смерть. Лец С. Е. Сегодня льстит надежда лестна, А завтра — где ты, человек? Едва часы протечь успели, Хаоса в бездну улетели, ...
К. Д. Померанцев. СКВОЗЬ СМЕРТЬ. Александр Самсонович Гингер
Померанцев СКВОЗЬ СМЕРТЬ. Александр Самсонович Гингер Александр Гингер. Фото К.Д.Померанцева. Это был настоящий пацифист, непротивленец злу (насилием, конечно)....котором царят болезни, страдания и смерть, и таким же осознанием необходимости противостояния им своими, но лишь духовными силами. Не знаю, перешел ли он «официально» в буддизм, ...
СМЕРТЬ в деконструкции
СМЕРТЬ в деконструкции — тема двух монографий Деррида — "Дар смерти" и "Апории". "Дар смерти", как и многие другие книги Деррида, возник из ...во французском дословно означает "дать смерть", но ее идиоматическое значение несколько разнится и ближе к коннотации, "довести до смерти", даже "совершить самоубийство".
СМЕРТЬ СУБЪЕКТА
"СМЕРТЬ СУБЪЕКТА" — метафорический термин для обозначения одного из двух полюсов амбивалентной тенденции размывания определенности субъект объектной оппозиции в рамках постмодернистской программы ...Бартом как "смерть автора" (одноименная работа, 1968). Парадигматическая фигура "СС." в постмодернистской философии означает прежде всего гибель традиционного (стабильного, однозначно центрированного и линейно ...
СМЕРТЬ
Мальро, подхваченной Сартром: "смерть есть то, что превращает жизнь в судьбу".) Маркузе в отношении человека к С. видит проблему идеологической ангажированности отношения в конкретной ...символического предначертания (например, исповедь на смертном одре в католицизме). В этом промежутке, согласно Лакану, могут возникать и благородные образы (древнегреческая Антигона) и чудовищные монстры (призрак отца ...
СМЕРТЬ БОГА
"СМЕРТЬ БОГА" — фундаментальная метафора постмодернистской философии, фиксирующая в своем содержании парадигматическую установку на отказ от идеи внешней принудительной каузальности, характерной для ... Это означает, что "смерть Бога обращает нас не к ограниченному и позитивному миру, она обращает нас к тому миру, что распускает себя в опыте ...
СМЕРТЬ АВТОРА
"СМЕРТЬ АВТОРА" — парадигмальная фигура постмодернистской текстологии, фиксирующая идею самодвижения текста как самодостаточной процедуры смыслопорождения. В аксиологической системе постмодернизма автор символизирует идею ...Анти психологизм Конструкция Означивание Скриптор "Смерть субъекта" .) М.А. Можейко
ГиперИнфо. Эзоп. Старик и смерть
Старик и смерть Старик нарубил однажды дров и потащил их на себе; дорога была дальняя, устал он идти, сбросил ношу и стал молить о кончине. Явилась Смерть и спросила, зачем он ее ...
Михаил Юрьевич Лермонтов. СМЕРТЬ ПОЭТА
СМЕРТЬ ПОЭТА Погиб Поэт! невольник чести Пал. оклеветанный молвой, С свинцом в груди и жаждой мести, Поникнув гордой головой!..
Жизнь и Смерть. ГиперИнфо (8)
Ибо жизнь и смерть едины, как едины река и море. Джубран X. Бессмертие состоит в работе над чем нибудь вечным. Ренан Ж.... Страх перед смертью лишь результат неосуществившейся жизни. Это выражение измены ей. Кафка Ф. Жизнь ничего не дает без труда.
Жизнь и Смерть. ГиперИнфо (5)
Лучше смерть, чем усталость. Леонардо да Винчи Жизнь всегда дает человеку меньше, чем он от нее требует. Лондон Д.... А ведь смерть добрая. Только жизнь причиняет страдания. Но мы любим жизнь и ненавидим смерть. Это очень странно! Лондон Д.
Жизнь и Смерть. ГиперИнфо (2)
Жизнь — вечность, смерть — лишь миг. Лермонтов М. Ю. Любви бояться означает бояться жизни, а кто жизни боится, тот уже на три четверти мертв....и блаженствовать, всякая другая жизнь — смерть. Белинский В. Г. Смерть одного человека — это смерть; смерть двух миллионов — только статистика. Ремарк Э. М.
Жизнь и Смерть. ГиперИнфо (6)
Сенека Все знают, что смерть неизбежна, но так как она не близка, то никто о ней не думает. Аристотель Едва начав жить, мы умираем; поэтому ... Цицерон Смерть настигает и того, кто от нее бежит. Гораций Жизнь долга, если она полна... Будем измерять ее поступками, а не временем.
Жизнь и Смерть. ГиперИнфо (3)
...чувствующих существ, без которого все смертные существа вскоре подверглись бы уничтожению. Руссо Ж. Как плод дерева, так и жизнь бывает всего сладостнее перед началом увядания. Карамзин Н. М. Смерть — это мирный сон, отдохновенье плоти, ...
Жизнь и Смерть. ГиперИнфо (9)
Привыкай думать, что смерть для нас — ничто; ведь все — и хорошее, и дурное — заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущений.
Жизнь и Смерть. ГиперИнфо (7)
Он вспоминает, что и сам смертен, что ему уготована та же участь. Менандр Идея о бессмертии — это сама жизнь, живая жизнь, ее окончательная формула и главный ... Диоген Хотя мы и смертны, мы не должны подчиняться тленным вещам, но насколько возможно подниматься до бессмертия и жить согласно с тем, что в нас ...
Жизнь и Смерть. ГиперИнфо (4)
Леонардо да Винчи Друзья, обманем смерть и выпьем за любовь. Быть может, завтра нам уж не собраться вновь, Сегодня мы живем, а завтра — кто предскажет!... В тысяче образов смерть у меня пред глазами витает; гибель не столь тяжела, сколь ожиданье ее. Овидий Я познание сделал своим ремеслом, Я знаком ...
Коран. (99)
...расходовать на пути Аллаха, пока смерть не постигла кого либо из них. Тогда он будет горевать и пожелает, чтобы Аллах отсрочил ему смерть.
Иван Грозный. Хан на московском престоле. Смерть.
Смерть. В 1575 году по желанию Иоанна Грозного крещёный татарин и хан касимовский Симеон Бекбулатович венчан был на царство, как Царь «... Также перед смертью, согласно летописям, царь завещал младшему сыну Дмитрию Углич со всеми уездами. Достоверно выяснить, была ли смерть царя вызвана естественными причинами ...
Таро. 13-й Аркан - Смерть
...32 54 13 й Аркан Смерть Помимо этого основного названия, тринадцатый Аркан в колоде Таро читается как «Дитя Великих Перемен» и «Прощание».... И в этом случае Аркан «Смерть» говорит лишь о беспокойном, неуравновешенном характере, склонности без толку «порхать по жизни» или же просто о неумении довести свои планы ...
Владимир Сергеевич Соловьев (120)
...поглотила праведника; что для правды смерть оказалась единственным уделом, а жизнь и действительность отошли к злу и лжи. Как же жить в этом царстве зла, жить ... Можно себе представить, какое действие смертный приговор Сократу произвел на такого его ученика, как Платон, который успел крепко привязаться к чарующей личности учителя и проникнуться высоким ...
Перечень наиболее распространенных грехов (4)
...в спорах с хтианами) Перечень смертных грехов 1. Гордость, презирающая всех, требующая себе от других раболепства, готовая на небо взыти и уподобиться Вышнему; словом, гордость до ... Особые смертные грехи — хула на Духа Святого К этим грехам относятся: Чрезмерное упование на Бога, или продолжение тяжкогреховной жизни в одной надежде ...
Владимир Сергеевич Соловьев (119)
...из величайших трагедий всемирной истории — смерть Сократа, бежавший затем из отеческого города, много странствовавший по свету, вступавший в сношения с таинственным пифагорическим союзом, неоднократно и последний ...лишь благодаря личным связям избег смертной казни, замененной для него изгнанием. Но в судьбе Анаксагора уже предчувствуется победа философии. Этот главный предшественник Сократа, из ионийских Клазомен ...
Владимир Сергеевич Соловьев (71)
...через процесс самоотрицания страдание и смерть; и после того как человеческая воля Христа свободно подчинилась его Божеству, она чрез это подчинила себе его чувственную природу и, ...и эта последняя, очищенная крестноюсмертью, теряет свою вещественную раздельность и тяжесть, становится прямым выражением и орудием Божественного духа, истинным духовным телом.
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (6)
70 Смертная казнь. Отчего всякая смертная казнь оскорбляет нас больше, чем убийство? Это объясняется холодностью судьи, мучительным приготовлением, сознанием, что здесь человек ...
Владимир Сергеевич Соловьев (137)
...приложением закона отцеубийства, правящего нашей смертной жизнью. В этой жизни, определяемой состоянием извращенности природы, новое поколение достигает пользования действительностью, лишь неблагородно вытесняя своих предков, но потому ...бы быть, ибо она скорее смерть, чем жизнь; и в силу этого человечество, истомленное нескончаемостью бедствия, в смертельной тоске ждало, как истинного спасителя.
Коран. (14)
...определённый срок жизни, который кончается смертью. Аллах Един, Он назначил определённое время для Дня воскресения, когда все мёртвые встанут из могил....жизнь каждого из вас закончится смертью, и в День воскресения вы все вернётесь к Аллаху Единому. Он сообщит вам о том, что вы сделали в ближней ...
Коран. (83)
...всех этих случаях мгновенно наступает смерть. 47:7. О вы, которые уверовали! Если вы поддержите религию Аллаха, борясь за неё, Он поможет вам победить вашего врага ...тебя затуманенным от страха перед смертью и ненависти к ней взглядом. Они должны были повиноваться Аллаху и сказать слово, одобряемое шариатом.
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (8)
Все болезни и даже смерть суть результат магических воздействий. Заболевание и умирание никогда не происходят естественно; само представление о "естественном процессе” отсутствует – оно смутно намечается ...производит на свет детей от смертной женщины; мудрец, который призывает не работать больше, не чинить суда, но внимать знамениям предстоящего конца мира; справедливость, принимающая жертву невинного ...
Коран. (107)
Поистине, когда придёт смерть, то она никогда не будет отсрочена. Если бы вы знали, какое сожаление охватит вас, когда настанет ваш смертный час, вы уверовали бы!
Коран. (74)
...равны, и на то, что смерть конец всех людей, и на то, что они будут препираться между собой. И в Судный день Аллах рассудит их препирание....о Мухаммад, и они все смертны. Потом после смерти и воскресения вы будете препираться друг с другом перед Аллахом. 39:32.
Фридрих Ницше. УТРЕННЯЯ ЗАРЯ, ИЛИ МЫСЛЬ О МОРАЛЬНЫХ ПРЕДРАССУДКАХ (2)
...не испытывал еще ни один смертный, устрашайте меня шумом и блуждающими тенями, заставьте меня выть, визжать, ползать по земле, но только дайте мне веру в себя!...огонь: за нарушение этого полагается смерть. Такой факт подтверждает только великое положение, с которым вступает в историю цивилизация. Лучше, чтобы народ имел какой бы то ни ...
Владимир Сергеевич Соловьев (90)
Своею смертью и воскресением Он спас мир в принципе, в корне, в центре, а распространить это спасение на весь круг человеческой и ...рождение, а новое рождение предполагает смерть прежней ложной жизни, а умирать никому не хочется. Прежде чем решиться принять настоящее спасение как свою собственную задачу, свой подвиг, ...
Владимир Сергеевич Соловьев (80)
...через процесс самоотрицания — страдание и смерть; и после того, как человеческая воля Христа свободно подчинилась Его Божеству, она через это подчинила себе Его чувственную природу и, ...природою, которая, будучи очищена крестною смертью, теряет свою вещественную раздельность и тяжесть, становится прямым выражением и орудием Божественного духа, истинным духовным телом воскресшего Богочеловека.
Шарль Пьер Бодлер (19)
...Иисус, тот сад, где в смертной муке Молил ты, ниц упав, доверчив, как дитя, Того, кто над тобой смеялся день спустя, Когда палач гвоздем пробил святые ... * СМЕРТЬ * CXXXI. СМЕРТЬ ЛЮБОВНИКОВ Постели, нежные от ласки аромата, Как жадные гроба, раскроются для нас, И странные цветы, дышавшие когда то ...
Владимир Сергеевич Соловьев (74)
...нашей высшей природы грех и смерть — в тесном и неразрывном союзе между собою, держат нас в своей власти. Двум великим желаниям — бессмертия и правды — противостоят два ...хотим подняться над остальною природой, —смерть сравнивает нас со всею земною тварью, а грех делает нас хуже её. По закону природы человек страдает и гибнет, а ...
Шарль Пьер Бодлер (20)
Пусть Смерть из мозга их взрастит свои цветы, Как Солнце новое, сверкая с высоты! CXXXIV . КОНЕЦ ДНЯ В неверных отблесках денницы Жизнь ...справляют новоселье И даже в смертный час еще твердят: Вперед! На облако взгляни: вот облик их желаний! Как отроку любовь, как рекруту картечь, Так край желанен ...
Тексты песен Бориса Гребенщикова (25)
Меня зовут Смерть Твои тщательные цифры, И твои взгляды на часы. Ты ждёшь одобренных решений и готов; Конечно, ты знаешь всегда, В какую ... Здравствуй; меня зовут Смерть. Комиссар Комиссар, я знаю, ты слышишь меня. Сделай вид, что не понял, что я обращаюсь к тебе.
Михаил Юрьевич Лермонтов. (26)
...знала ты невинною душою, Что смерть его позорная зовет, Что голова, любимая тобою, С твоей груди на плаху перейдет; Он был рожден для мирных вдохновений, Для ...стеснена, Жизнь ненавистна, но и смерть страшна, Находишь корень мук в себе самом, И небо обвинить нельзя ни в чем. Я к состоянью этому привык, Но ...
Карл Густав Юнг и последователи Человек и его символы (9)
...представляли циклические религии, в которых смерть и возрождение Божества — верховного правителя — были вечно повторяющимся мифом. Однако с обрядовой точки зрения воскрешение Христа в Пасхальное Воскресенье весьма ...в жизнь и вхождения в смерть оказались в одной архетипической композиции. Таким образом, подобная символическая последовательность может сформироваться в подсознательной части разума современного человека так же, ...
Джордж Гордон Байрон (4)
1821 НА СМЕРТЬ ПОЭТА ДЖОНА КИТСА Кто убил Джона Китса? Я, ответил свирепый журнал, Выходящий однажды в квартал.... ЛЮБОВЬ И СМЕРТЬ Я на тебя взирал, когда наш враг шел мимо, Готов его сразить иль пасть с тобой в крови, И если ...
Коран. (103)
который создал по Своей мудрости смерть и жизнь для определённой, угодной Ему цели, испытать , кто из вас лучше по деяниям и искреннее по намерениям....Скажите мне, если Аллах пошлёт смерть мне и верующим, которые со мной, как вы желаете, или, если Он, оказав нам милость, отсрочит нам смерть и избавит ...
Тексты песен Бориса Гребенщикова (13)
Моя смерть Здравствуй, моя смерть. Я рад, что мы говорим на одном языке. Мне часто нужен был кто то, Кому всё равно, ...
Коран. (31)
...до уверования, и отсрочить вашу смерть до назначенного вам срока". Но упорствующие в своём неверии народы сказали: " Вы такие же люди, как и мы, и у ...сторон к нему подступит мучительная смерть, но в геенне он не умирает, поскольку смерть избавит его от мук, а его ждёт наказание ещё мучительнее. 14:18.
Луций Анней Сенека (17)
Досуг без занятий науками — смерть и погребенье заживо. (4) Что пользы уединиться? Как будто поводы для тревог не погонятся за нами и через моря!...пытатель потребует протянуть руку, когда смерть придвинется ближе. Тогда можно сказать: Легко тебе было издалека бросать вызов бедам! Вот боль, которую ты объявлял терпимой!
Теги
Похожие материалы
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.