- 09.02.2012
- 2215 Просмотров
- Обсудить
ДЕСТРУКТИВНЫЙ
...человека или проявит свою негативную, деструктивную сторону. Если взглянуть на сюрреалистические картины (например, „Горящего жирафа" Сальвадора Дали) с этой точки зрения, мы сможем ощутить богатство их ...
деструктивный (лат. destnictivus) разрушительный, нарушающий нормальную структуру чего-либо.
Большой медицинский словарь. 2000.
деструктивность — идея человеческой деструктивности выдвигалась и развивалась рядом теоретиков психоанализа, среди коих — Шпильрейн, З. Фрейд, Э. Фромм (см. влечение к смерти; танатос; мортидо; некрофилия). Согласно Фрейду, инстинкт (влечение) деструктивности (агрессии, ненависти, уничтожения, разрушения, смерти, убийства, танатос) трактуется как одно из двух основных влечений, противостоящих конструктивному (жизнеутверждающему) Эросу (инстинкту жизни, любви и созидания). Элемент деструктивности работает в каждом существе и стремится привести его к распаду, вернуть жизнь в состояние неживой материи. Он заслуживает названия инстинкта смерти. Последний становится инстинктом деструктивности, когда направлен вовне: существо сохраняет собственную жизнь, разрушая чужую. Но часть инстинкта смерти остается деятельной внутри самого существа, направляется внутрь, и может проявляться нормально или патологически. Согласно Фромму, коим учение о деструктивности разработано особенно подробно, основой самой злокачественной деструктивности и бесчеловечности, и вместе самым тяжелым патологическим состоянием является синдром распада.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
Синонимы: гибельность, неплодотворность, разрушительность
Карл Густав Юнг и последователи Человек и его символы (22)
...лишь как выражение зла или деструктивного начала. Эти два аспекта смыкаются. Такова парадоксальная природа подсознания, присущая и его плодам. Чтобы предотвратить любое недопонимание, хочу еще раз ...
Карл Густав Юнг Психологические типы (39)
...у них их энергию, приобретают деструктивный характер, и притом тотчас же, как только они теряют характер компенсаций. А теряют они характер компенсаций тогда, когда они достигают ...
ДЕСТРУКТИВНОСТЬ – разрушение, исходящее от человека и направленное вовне, на внешние объекты или во внутрь, на самого себя.
В психоаналитической литературе первые представления о деструктивности содержались в ранних, относящихся к периоду 1910–1912 годов, работах А. Адлера, В. Штекеля, К.Г. Юнга, С. Шпильрейн. А. Адлер (1870–1937) высказал соображение о присущем человеку «агрессивном влечении». В. Штекель (1868–1940) обнаружил, что в сновидениях и фантазиях пациентов часто проявляются такие мотивы и сюжеты, которые свидетельствуют о проявлении у них ненависти и наличии внутренней тенденции к смерти. К.Г. Юнг (1875–1961) исходил из того, что либидо включает в себя силы, направленные как на созидание, так и на разрушение. Как было им отмечено в работе «Либидо, его метаморфозы и символы» (1912), страх невротика перед эротическими влечениями может привести к тому, что он не захочет участвовать в битве за жизнь: он душит в себе бессознательные желания и тем самым совершает как бы самоубийство; «страсть уничтожает саму себя» и, следовательно, либидо «есть бог и дьявол»; любовь поднимает человека не только над самим собою, но также над границами его смертности ввысь к божественности и в то же время «она и уничтожает его». В 1911 году на заседании Венского психоаналитического общества С. Шпильрейн (1885–1942) высказала идею о склонности человека к деструктивности, а некоторое время спустя опубликовала в одном из психоаналитических журналов статью «Деструкция как причина становления» (1912), в которой в явной форме выразила свое представление о присущем человеку деструктивном начале.
Присутствовавший на заседаниях Венского психоаналитического общества З. Фрейд сделал несколько возражений по поводу увлечения С. Шпильрейн биологическими концепциями. В одном из писем к К. Юнгу (от 21 марта 1912 года), который был в свое время научным руководителем С. Шпильрейн, он отметил исследовательские способности молодой девушки, но в то же время подчеркнул, что рассмотренное ею деструктивное желание не может быть им принято, так как оно ему «не по вкусу».
В опубликованной статье «Деструкция как причина становления» С. Шпильрейн показала, что в процессе полового акта происходит разрушение и восстановление организма человека, а чувства отвращения, означающие отказ от сексуальной деятельности, соответствуют разрушающим компонентам самого сексуального инстинкта. Апеллируя к клиническим случаям, психическому аутоэротизму Ф. Ницше и саге о русском князе Олеге, где смерть любимого коня оборачивается смертью князя, погибшего от укуса змеи, выползшей из черепа коня (змея – символ сексуального вожделения, обернувшегося против князя Олега), она наглядно проиллюстрировала действие деструктивных сил в человеке. Обращаясь к трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта», а также к различным мифологическим сюжетам, в которых в той или иной степени отражена проблематика жизни и смерти, С. Шпильрейн продемонстрировала наличие деструктивных составляющих в сексуальности. Все это привело ее к таким заключениям, согласно которым «направленная против себя любовь ведет к самодеструкции», разрядка либидо тесно связана с «влечением к разрушению», «в половом инстинкте просматривается инстинкт смерти», «становление – это результат разрушения», а инстинкт размножения, психологически состоящий из двух антагонистических составляющих, «в равной мере является инстинктом становления и инстинктом разрушения». Одно из заключений, к которому пришла С. Шпильрейн, звучало следующим образом: «Смерть сама по себе ужасна, смерть на службе сексуального инстинкта, то есть как его разрушающая составляющая, ведущая к становлению, приносит благо».
Высказанные С. Шпильрейн идеи о деструкции, инстинкте разрушения и смерти в то время не были восприняты З. Фрейдом в должной мере. Однако спустя несколько лет он не только назвал ее статью о деструкции как причине становления богатой содержаниями и мыслями работой, но и, по сути дела, в какой-то степени воспроизвел некоторые ее аргументы. Это нашло отражение в его книге «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), в которой при обосновании идеи о влечении к смерти он сослался на статью С. Шпильрейн «Деструкция как причина становления» и признал, что значительная часть его рассуждений на эту тему была предвосхищена в данной статье, где садистский компонент сексуального влечения был назван деструктивным.
В работе «Я и Оно» (1923) З. Фрейд высказал соображение, согласно которому Сверх-Я, выступающее в качестве критической инстанции, совести и чувства вины, может развивать по отношению к Я такую жестокость и строгость, которая превращается в садизм и беспощадную ярость. Признавая это обстоятельство, наглядно проявляющееся в практике психоанализа на примере пациентов, страдающих меланхолией, он усмотрел в Сверх-Я разрушительный компонент, связанный с направленностью агрессии человека не столько вовне, сколько вовнутрь.
В книге «Недовольство культурой» (1930) З. Фрейд выразил свою готовность признать, что в садизме и мазохизме психоаналитик имеет дело со сплавом эротики и деструктивности, направленной или вовнутрь, или вовне. При этом он заметил, что ему самому непонятно, как он сам и многие психоаналитики проглядели широко распространенную агрессивность и деструктивность. «Я вспоминаю, – писал он, – о собственном сопротивлении при первой встрече с идеей инстинкта деструктивности в психоаналитической литературе, помню, сколь долго оно длилось, пока я не стал восприимчивее к этой идее. Неудивительно поэтому, что другие ее отрицали и отрицают».
В работе «Почему война?» (1932) З. Фрейд констатировал то обстоятельство, что чаще всего поступки людей не являются результатом какого-то одного-единственного проявления влечения. Если среди людей раздаются призывы к войне, то это означает, что у них наличествует влечение к агрессии и разрушению. Причем его удовлетворение облегчается как раз потому, что имеет место переплетение деструктивных влечений с эротическими и идеальными. Рассматривая эти влечения, он полагал, что при размышлении о чудовищных событиях в истории трудно избавиться от впечатления, будто идеальные мотивы были лишь поводом для разгула деструктивных страстей, в иных же случаях, как, например, в жестокостях святой инквизиции, «идеальные мотивы превалировали в сознании, деструктивные же давали им бессознательное подкрепление».
Давая разъяснение по поводу психоаналитического понимания влечения к разрушению, З. Фрейд подчеркнул, что, исходя из клинического опыта, можно сделать вывод, согласно которому это влечение содержится внутри каждого живого существа и направлено на разрушение его с целью свести жизнь к состоянию неживой материи. Это влечение может быть названо влечением к смерти, в противоположность эротического влечения, представляющего собой стремление к жизни. Во имя сохранения своей жизни живому существу приходится разрушать чужую жизнь. Это означает, что влечение к смерти становится разрушительным тогда, когда оно направляется наружу и обращается против внешних объектов. Вместе с тем, как считал З. Фрейд, определенная доля влечения к смерти остается действенной и внутри живого существа. В психоаналитической практике приходится иметь дело с тем, что у многих пациентов деструктивное влечение загнано в глубины их собственной психики. В связи с этим он писал: «Нетрудно заметить, что в случае слишком большой активизации этого процесса можно ожидать ухудшения здоровья, в то время как поворот этих деструктивных влечений во внешний мир облегчает живые существа и действует на них благоприятно».
Исходя из такого понимания природы деструктивного влечения, З. Фрейд пришел к заключению, что с гуманистической точки зрения вполне понятное желание лишить человека его агрессивных наклонностей является не более чем иллюзией и практически неосуществимо. Поэтому речь может идти не о том, чтобы полностью устранить из жизни человека его влечение к деструкции, разрушению, а о том, чтобы попытаться отвлечь это влечение от проявления и реализации его в таких крайних формах, как войны. Для достижения данной цели необходимо использовать опосредованные пути борьбы с войнами и, в частности, направить против деструктивного влечения его извечного противника, Эрос. Это означает, что данному влечению должно противостоять все то, что объединяет между собой чувства людей. Прежде всего имеются в виду связи, основанные на чувствах любви и идентификации, а также на подчинении влечений разуму.
Не многие психоаналитики разделяли представления З. Фрейда о деструктивности. Одни из них вообще не восприняли его «метапсихологические спекуляции» о деструктивности, агрессии, инстинкте смерти, предпочитая обходить молчанием связанные с ними проблемы. Другие подвергли критике подобные теоретические положения классического психоанализа. К последним относятся, в частности, такие психоаналитики, как В. Райх и Э. Фромм.
В. Райх (1897–1957) считал, что деструктивный импульс появляется в живом существе в том случае, если оно стремится уничтожить источник опасности: разрушение становится биологически осмысленной целью. В этом случае мотивом является не удовольствие от деструкции, а заинтересованность влечения к жизни сохранить Я в целом, то есть влечение к деструкции служит «первоначальной биологической воле к жизни». Исходя из этого, В. Райх отрицал изначально биологический характер деструктивности, провел различие между деструктивной, садистской, двигательной и сексуальной агрессивностью, высказал идею о зависимости влечения к деструкции от сексуального застоя, пришел к заключению, что «подобно тому, как генитальная энергия при нарушениях превращается в деструктивную, так и при удовлетворении может совершиться обратное превращение деструктивной энергии в генитальную».
Э. Фромм (1900–1980) опубликовал работу «Анатомия человеческой агрессивности» (1973), в которой подчеркнул, что деструктивность является одной из наиболее важных проблем психоанализа, З. Фрейд предложил новую теорию, демонстрирующую «значительный прогресс в понимании деструктивности», но в то же время не столько прояснил, сколько завуалировал феномен агрессии. Подвергнув переосмыслению выдвинутые З. Фрейдом и другими учеными представления о деструк-тивности, он дал обоснование идеи, сводящейся к тому, что объяснение жестокости и деструктивности человека следует искать «не в унаследованном от животного разрушительном инстинкте, а в тех факторах, которые отличают человека от его животных предков».
Это обоснование включало в себя проведение различия между двумя совершенно разными видами агрессии: «доброкачественной», оборонительной, служащей делу выживания индивида и рода, имеющей биологические формы проявления и затухающей, как только исчезает опасность, угроза жизни; «злокачественной», биологически неадаптивной, характеризующейся деструктивностью и жестокостью, которые свойственны только человеку, так как, по мнению Э. Фромма, «только человек бывает деструктивным независимо от наличия угрозы самосохранения и вне связи с удовлетворением потребностей». Исследуя деструктивность, он исходил из того, что она может встречаться в двух различных формах: спонтанной (отмщение, экстаз), представляющей собой проявление дремлющих деструктивных импульсов, которые активизируются при чрезвычайных обстоятельствах; связанной со структурой личности (садизм, некрофилия, то есть любовь ко всему неживому), деструктивные черты характера которой в скрытом или явном виде присущи конкретному индивиду.
Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу, 2010 г.
Карл Густав Юнг и последователи Человек и его символы (9)
...способствующего укрощению их индивидуалистических и деструктивных побуждений. В случаях предательства или поражения героя, встречающихся в европейской мифологии, тема ритуального жертвоприношения звучит более специфично — как наказание за ...
Эрих Фромм. Анатомия человеческой деструктивности (42)
...они хотя и приводят к деструктивным действиям, но не обусловлены страстью к разрушению. Примером такого эмоционального состояния может быть желание, обозначаемое как "жажда крови"....упрощением связывать этот ритуал сдеструктивными инстинктами и не видеть в нем жизнеутверждающего начала. Современный человек связывает кровопролитие только с деструктивностью.
Эрих Фромм. Анатомия человеческой деструктивности (64)
...не нужно доказывать реальность чрезвычайно деструктивных действий Гитлера. Но деструктивное поведение не всегда является проявлением деструктивного, некрофильского характера. Обладал ли Наполеон некрофильским характером, если он, не ...
Эрих Фромм. Анатомия человеческой деструктивности (29)
...есть какой то специфически человеческий деструктивный потенциал? В пользу первой гипотезы свидетельствует то, что животные также проявляют чрезвычайную, ярко выраженную деструктивность, когда нарушается равновесие в окружающей ...человеческая психология оказалась значительно более деструктивной в связи с тем, что человек не только сам создал себе условия жизни, способствующие агрессивности (перенаселение и т. д.
Эрих Фромм. Анатомия человеческой деструктивности (28)
...первобытные представители человеческого рода менее деструктивны и, кстати сказать, имеют более развитую форму религии, чем более поздние. Среди многочисленных догадок о том, для какой цели из ...очень сильно отличается от неритуального деструктивного каннибализма, встречающегося в Африке, Южной Америке и Новой Гвинее. На самом деле в доисторическую эпоху каннибализм был чрезвычайной редкостью.
Юнг Карл Густав Работы по психиатрии (27)
...непонятной природы, быстро превратившиеся в деструктивные образы, а именно, в перечисленные выше симптомы иллюзий. На этой стадии она пришла на консультацию, желая, чтобы я проанализировал ее ...симптомы, предвещающие опасность (в частности, деструктивные сны) такого рода развития, вовремя не распознаны. Сознание пациента можно, так сказать, увести на безопасное расстояние от бессознательного и обычными ...
Эрих Фромм. Анатомия человеческой деструктивности (54)
...и в других тестах проявились деструктивные тенденции. Чтобы проверить гипотезу о некрофилии, мы с Майклом Маккоби разработали интерпретативную анкету из 12 альтернативно сформулированных закрытых вопросов....Все опросы показали, что антижизненные (деструктивные) тенденции весьма примечательно коррелируют с политическими воззрениями тех лиц, которые выступают за усиление военной мощи страны...
Эрих Фромм. Анатомия человеческой деструктивности (69)
...из за своих нарциссических и деструктивных наклонностей он порой неверно воспринимал и оценивал реальность, тем не менее нельзя отказать ему в том, что он был выдающимся ...мы уже имели возможность убедиться,деструктивная личность демонстрирует миру добродетель: вежливость, предупредительность, любовь к семье, любовь к детям, любовь к животным.
Деструктивный культ, деструктивная секта (англ. Destructive cult) или секта-убийца — термин, используемый социологами, психологами, криминалистами, публицистами, богословами по отношению к религиозным, неорелигиозным и другим группам и организациям, причинившим (причиняющим) вред обществу или своим членам (материальный, психологический или физический), а также подозреваемым в потенциальной опасности причинения такого вреда. Большая энциклопедия «Терра» рассматривает данное понятие как крайнюю форму тоталитарной секты, когда подобные секты обвиняются в доведении до самоубийства и убийствах людей.
Тоталитарная секта // Большая энциклопедия: В 62 томах. — М.: Терра, 2006. — Т. 50. — С. 427, 435. — 592 с. — ISBN 5-273-00432-2
Васильева Е. Н. «Культ» и «секта»: проблема разграничения // Научно-теоретический журнал «Религиоведение». — 2007. — № 3. — С. 86—92.
Бирюков В. Ю. — кандидат философских наук, сотрудник лаборатории прикладной информатики СПбИИА РАН
Бирюков В. Ю. Нетрадиционные религиозные объединения: выявление потенциала деструктивности и анализ угроз/ В.Ю. Бирюков; Сев.-Зап. акад. гос. службы, С.-Петерб. ин-т информатики и автоматизации РАН. — СПб.: Наука, : Изд-во Северо- Западной академии государственной службы (СЗАГС), 2009. – 287 с. ISBN 978-5-02-025383-4.
Вершинин М.В. К вопросу об использовании информации о деятельности деструктивных культов и сект//«ПСИ-ФАКТОР», 17.11.2001 копия
Волков Е. Н.
Волков Е. Н. Преступный вызов практической психологии: феномен деструктивных культов и контроля сознания (введение в проблему) // Журнал практического психолога. М.: Фолиум. 1996. № 2. С. 87-93.
Волков Е. Н. Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах // Журнал практического психолога. М.: Фолиум. 1996. № 3. С. 76-82.
Волков Е. Н. Проблемы защиты семьи от психологической и духовной агрессии деструктивных культов//Семья в новых социально-экономических условиях. Материалы Международной научно-практической конференции: 2-10 октября 1997 г. Том 1 / Под ред. проф. З. Х. Саралиевой. – Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 1998. – 409 с. – С. 24-29.
Джиамбалво К. Консультирование о выходе: Семейное воздействие. Как помогать близким, попавшим в деструктивный культ./ Пер. с англ. - Нижний Новгород: ННГУ, 1995. - 118 с. (Перевод Е. Волкова, И. Волковой).
Кантеров И.Я
Кантеров И. Я "Деструктивные", "тоталитарные"... и далее везде (возникновение новых религиозных организаций) // Религия и право. Информационно-аналитический журнал. - М., 2002, № 1. - С. 27-29
Кантеров И. Я Религиозные меньшинства как объект серьёзного изучения, а не стигматизации // Независимый психиатрический журнал, № 4-2004
Кондратьев Ф. В. Современные культовые новообразования ("секты")как психолого-психиатрическая проблема. Белгород.: Миссионерский отдел МП РПЦ, 1999
Кузьмин , А. В. Деструктивные формы социализации молодежи в нетрадиционных религиозных организациях и сектах / А. В. Кузьмин // Известия Саратовского университета. Новая серия, Сер.: Философия. Психология. Педагогика. - 2011. - Вып. 1. - С. 16-21
Ліщинська О. А. — доктор психологических наук, профессор и заведующая кафедрой социальной психологии Прикарпатского национального университета имени Василия Стефаника
Ліщинська О. А. Соціально-психологічні параметри і критерії визначення деструктивних впливів у спільноті та на спільноту // Проблеми політичної психології та її роль у становленні громадянина Української держави / За заг. ред. М.М.Слюсаревського. К., 2008. — Вип. 7. — С.238–248.
Ліщинська О. А. Суб'єктивна інтерпретація фактів у процесі соціального пізнання як ресурс експлуатації в деструктивному культі // Психологія особистості. — 2011. — № 1 (2). — С. 99—106. (копия статьи)
Лири Т., Стюарт М. Технологии изменения сознания в деструктивных культах. Перевод с англ. «Janusbooks» / Под ред. И. Митрофановой. — С-Пб: «Экслибрис», 2002. — 224 с.
Лифтон Р. Технология «промывки мозгов»: Психология тоталитаризма. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2005.
Мороз, А. А. Деструктивные тоталитарные секты в современной России / свящ. Алексий Мороз, А. Н. Швечиков; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "С.-Петерб. гос. ун-т технологии и дизайна", Межвуз. центр гуманитар. образования по религоведению. - Санкт-Петербург : ИПЦ СПбГУТД, 2005 (СПб. : Тип. СПбГУТД). - 267 с. : табл.; 20 см.ISBN 5-7937-0173-7
Никитин В. А. — кандидат исторических наук, доцент кафедры религиоведения РГПУ имени А. И. Герцена
Никитин В. А. «Тоталитарные секты»: как с ними бороться? // Здравый смысл. — 2000/2001. — № 1 (18). — С. 16-19.
Овчаров О.А. — кандидат юридических наук, преподаватель кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, подполковник юстиции.
Овчаров О.А. Духовно-правовые основы укрепления государственной обороны // Аналитический вестник Вып. 10 Актуальные вопросы военного управления и строительства М.: Аналитическое управление Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, 2008
Орел Н. Психологические механизмы влияния тоталитарных групп на личность: профилактика и преодоление зависимости // Контроль сознания и методы подавления личности: Хрестоматия — / Сост. К. В. Сельченок. — Мн.: Харвест, М.: ООО «Издательство ACT», 2001. — 624 с. — (Библиотека практической психологии). — С. 413-443. ISBN 985-13-0356-9 (Харвест) ISBN 5-17-007318-6 (ACT)
Полищук Ю. И. Влияние деструктивных религиозных сект на психическое здоровье и личность челове-ка // Журнал практического психолога. М.: Фолиум. 1997. № 1. С. 93-97.
Савенко Ю.С. Технологии использования психиатрии в немедицинских целях снова наготове // Независимый психиатрический журнал, № 4-2006
Сердюк Е. А. Социальные угрозы деятельности деструктивных религиозных культов// Інтелект. Особистість. Цивілізація: Темат. зб. наук. праць із соціально-філософських проблем / гол. ред. О. О. Шубін. – Донецьк : ДонНУЕТ, 2011. – Вип. 9. – С. 175–182.
Хассен С. Освобождение от психологического насилия. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. - 400 с. (Секреты психологии) ISBN 5-93878-020-9
Филимонов Э.Г. Нетрадиционные культы тоталитарной направленности как фактор угрозы безопасности личности и общества // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. — 1995. — № 5.
Целикова В. В. Групповое мышление как механизм влияния на личность в деструктивном культе // Журнал практического психолога. М.: Фолиум. 1997. № 1. С. 98-101.
Чайкин В. Н. — кандидат социологических наук, член Нижегородского религиоведческого общества, социолог, специалист по новым религиозным движениям и государственно-конфессиональным отношениям.
Чайкин В. Н. Деструктивные культы в современной России.//Перспективы: Сборник научных статей аспирантов (Выпуск 7). – Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2007. - С. 109 - 114. ISBN 918-5-93116-083-2
Чайкин В. Н. Модель межинституционального противодействия организованным формам манипулирования и социально-психологической эксплуатации (деструктивным культам) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского: Серия. Социальные науки №1(9) . Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2008. - С. 144-149
Чайкин В. Н. Противодействие деструктивным культам со стороны Русской Православной Церкви и реабилитация пострадавших / В.Н. Чайкин// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского: Серия. Социальные науки №1(13) Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2009. С. 79-84
Чайкин В. Н. Средства массовой коммуникации как сфера противодействия деструктивным культам.// Материалы VIII Международной научной конференции «Государство, общество, церковь в истории России XX в» Иваново, 11-12 февр. 2009 в 2 ч.- Иваново: Иван. гос. ун-т, 2009.- Ч. 2.С. 153-155 ISBN 978-5-7807-0760-8
Чайкин В. Н. Государственный контроль за деятельностью нетрадиционных религиозных организаций и деструктивных культов: сравнение ситуации в РФ и других странах.// Сборник научных трудов «Социальные преобразования и социальные проблемы» Вып. 8. Н.Новгород НИСОЦ, 2009.- С.76-83 ISBN 978-5-93116-113-6
Чайкин, В. Н., Останин, А. В. Противодействие религиозному экстремизму со стороны духовных лидеров Ислама. / В.Н. Чайкин, А.В. Останин// Материалы XIII Нижегородской сессии молодых ученых. Гуманитарные науки. 19-23 октября 2008. Н.Новгород, 2009. С.-234-235. ISBN 978-5-93530-257-3
Чайкин В. Н. К вопросу о защите семей от деструктивных культов// Материалы III Всероссийской научно-практической конференции «Конфликты в социальной сфере и их регулирование» Казань, 2009 С.501-504 ISBN 978-5-94949-037-2
Чайкин В. Н. Сатанинские секты как источник преступного поведения (на примере Нижегородской области). РЕЛИГИИ ПОВОЛЖЬЯ: проблемы социального служения: Сборник материалов конференции. — Н. Новгород:Наука, 2009. С 221-225. ISBN 978-5-902818-23-6
Петрова И. Э., Чайкин В. Н. Религиоведение: Программа курса. Н. Новгород Нижегородского университета. 2008. - 23 с.
Чайкин В. Н. Формы манипулирования в негосударственных организациях с признаками деструктивных культов в Российской Федерации : автореферат дис. ... кандидата социологических наук : 22.00.04 / Чайкин Владимир Николаевич; [Место защиты: Нижегор. гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского]. - Нижний Новгород, 2011. - 24 с. копия автореферата
Бурьянов С. Российские «сектоборцы» примеряют перчатки «силовых» структур//RSNews:: Информационно-аналитический портал новостей, 21 марта 2005.
Лункин Р.Н. Театр антикультового абсурда//Портал-Credo.Ru, 29.12.2008 г .
Ничик В. И. «Тоталитарные секты» — миф или реальность? За терминологической неопределенностью таится обыкновенная религиозная вражда.//Портал-Credo.Ru, 28.07.2005 г.
Нежный А. Уроки сектоведения//газета «Московские новости», 12.01.1999 г.
Фаликов Б.З. Анатомия мифа. Достижение цели негодными средствами ведет к её подмене//НГ-Религии, 11.04.2001
Штерин М. Критический обзор методологии А. Дворкина
Стереотип социальный.
По настоящему деструктивную роль стереотипы начинают играть, когда они становятся чересчур ригидными или приобретают характер глобальных обобщений. В последнем случае, по образному сравнению ... Вполне понятно, что наиболее ярко деструктивная роль стереотипов проявляется в межгрупповых отношениях, в первую очередь, в отношениях больших групп (этнических, социальных, конфессиональных и т. п.).
Ригидность.
...данном контексте понимается, прежде всего, деструктивное, с точки зрения групповой динамики, влияние подобного индивида на интрагрупповые процессы. Существует множество классификаций проблемных типов поведения в группе, однако ...проблемного поведения в групповом контексте деструктивны, прежде всего, в плане интерперсонального взаимодействия, то данный поведенческий паттерн, опять таки при том непременном условии, что в силу ригидности ...
Эрих Фромм. Анатомия человеческой деструктивности (32)
...за их идеологией скрываются личные деструктивные импульсы? Фактически вопрос о мотивационной сфере других людей ведет к нарушению одного очень важного запрета вежливости....хотя их поведение бывает весьмадеструктивным, их агрессия является как раз инструментом, а не целью. В историческом аспекте жадность была одной из наиболее частых причин агрессии, ...
Карл Юнг. КРАСНАЯ КНИГА (3)
...Бессознательным (1927), Юнг ссылается на деструктивные и анархаические аспекты когорые образуются в обществах предписываемые пророчески склонными людьми через эффектные преступления такие как цареубийство (CW 7 § 240).
Конфликт межличностный
...самым ситуация освобождается от подлинно деструктивных составляющих конфликта, поскольку, с точки зрения современной социальной психологии, "во многих конфликтах содержится лишь небольшое ядро подлинно несовместимых целей; главная ...себе не только не являются деструктивными, но наоборот, в них часто заключен потенциал развития. В любом случае ясное понимание сути противоречий, свободное от наслоений переносов и ...
Эрих Фромм. Анатомия человеческой деструктивности (4)
...сущности и условий возникновения такой деструктивной агрессии как раз и составляет главную цель этой книги. Различение доброкачественно оборонительной и злокачественно деструктивной агрессии требует еще более основательной ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (102)
...этот исключительно только разрушительный, вполне деструктивный и доказывающий как раз ненужность никакого мышления и никакого познания. Поэтому в главе об античной ноологической терминологии много не скажешь ... Многоречивый Секст Эмпирик посвятил своей деструктивной ноологии целых две больших книги, седьмую и восьмую, своего трактата "Против ученых". Эти две книги так и называются – "Против логиков".
Пороки древесины. ГиперИнфо
...пестрая (коррозийные гнили) и бурая (деструктивная) гнили развиваются постепенно с появлением пятен и полос до появления мягкой гнили, имеющей трухляво волокнистую структуру и легко ломающейся пальцами.... Особенно распространена бурая деструктивная гниль, вызываемая грибами заборным, столбовым, шпальным и др. Древесина становится бурой, появляются поперечные и продольные трещины; древесина быстро приобретает трухлявость ...
Эрих Фромм. Анатомия человеческой деструктивности (26)
Система С: деструктивные общества У обществ этого типа весьма характерные особенности. Они отмечены агрессивностью, жестокостью, разрушительными наклонностями своих членов (как внутри племени, так ...сути своей является жестокой или деструктивной, т. е. может быть названа садистской или некрофильской. Иллюстрации к трем системам Чтобы дать читателю более наглядное представление об этих ...
Психология. (51)
...закрепление признаков устоявшейся нормы; 3) деструктивные — способствуют разрушению установившейся нормы и возвращению к старым нормам или углублению ситуации проблемной; их участники затрачивают энергию на то, чтобы ... Смешанные формы: 4) деструктивно ситуативные — их участники стремятся к личной выгоде; 5) деструктивно тотальные — в них участники добиваются престижа или власти.
Роль.
...дисфункциональные роли приводят к формированию деструктивных, разрушительных установок, а в конечном счете к деградации личности. Более чем красноречивое подтверждение этому было получено в ходе имеющего скандальную ...когда учтем тот факт, что деструктивный потенциал в отношениях напрямую зависит от степени фиксации контрагентов на прежней своей точке зрения. Но поменявшись ролями, они воспринимают ту ...
Тревога.
...разрядка его побуждений либидо или деструктивных стремлений будет чревата угрозой наказания со стороны родителей или других социальных фигур (актуальный страх — В. И., М. К.)"....этот является наиболее иррациональным идеструктивным. Это обусловлено, прежде всего, тем, что, даже если родители, формулируя требования морально нравственного порядка, предъявляемые ребенку, аппелируют к тем или ...
Защищенность психологическая
...и часто являясь подлинной причиной деструктивных конфликтов. Интроекция — "...это процесс, в результате которого идущее извне ошибочно воспринимается как приходящее изнутри. В своих благоприятных формах она ведет ... Вместе с тем, в своих деструктивных проявлениях он может быть причиной виктимного поведения, идентификации с агрессором (как это имеет место, например, при "стокгольмском синдроме"), а также ...
Активность личности
...родительского воздействия, негативного личностного опыта, деструктивного социального научения и т. п. Во вторых, спонтанность можно восстанавливать и развивать посредством специальных методов психотерапевтического и психокоррекционного развития....других людей, приобретает отчетливо выраженный деструктивный характер. По справедливому замечанию Г. Лейтц, "...сама по себе спонтанность еще не способствует творческому процессу.
Критический словарь психоанализа (9)
...в ФАНТАЗИЯХ о кусании и деструктивном поедании (каннибализм). По Abraham (1927), существует орально садистическая фаза ИНФАНТИЛЬНОГО ЛИБИДНОГО РАЗВИТИЯ, наступающая после прорезания зубов....ему справиться со своими внутренними деструктивными импульсами путем а) РАСЩЕПЛЕНИЯ как своего ЭГО, так и его ОБЪЕКТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ на ХОРОШИЕ и ПЛОХИЕ части и б) проецирования (...
Женщина. Учебник для мужчин (43)
...или националистическую партию это мощная деструктивная сила. Точно также и женщины неудачницы, объединенные в феминистическую организацию и вооруженные профессионально построенной демагогической теорией, являются мощной деструктивной силой.
Аффективные дети
Аффективные дети — дети, имеющие устойчивые отрицательные эмоциональные переживания и деструктивное поведение. Это обусловлено неудовлетворением важных для их существованияпотребностей. Формы такогодеструктивного поведения могут быть различными.
Адорно Т. Исследование авторитарной личности. (15)
...любого" авторитета, смешанной с сильными деструктивными акцентами, спаренной с тайной готовностью к "капитуляции" и способной объединиться с ненавистными "более сильными личностями"....нигилист, но не из задеструктивного стремления к разрушению, а потому, что жизнь отдельного человека ему безразлична. Масса современных безработных один из источников, из которых выходит ...
Адорно Т. Исследование авторитарной личности. (20)
...но которые относительно свободны от деструктивных импульсов: у людей, которые в результате их собственной либид ной склонности симпатизируют всему, что они считают угнетенньм; которые далее так ... Поскольку они не лишены деструктивных моментов, то кажется, что последние направлены против собственной персоны, а не против других. Этот синдром простирается от либертинистов, через "одержимых" ...
Адорно Т. Исследование авторитарной личности. (12)
...человека, хотя и в искаженной деструктивной форме. "Фантазер", а также манипулятор, как кажется, разрешили Эдипов комплекс, уйдя как Нарцисс, в самих себя....свободна от застывших проекций и деструктивной воли наказывать. Путем ассимиляции и воспитания можно, по ее мнению, со временем решить проблему евреев.
Детские инфекционные болезни Полный справочник (23)
...паратифах обычно поражается толстый кишечник, деструктивные изменения в лимфатическом аппарате кишечника выражены в меньшей степени. Также менее выраженными являются изменения в печени, селезенке, костном мозге и ...пневмонии, в печени – полнокровие и деструктивные изменения, слизистая оболочка пищеварительного тракта резко гиперемирована, рыхлая, легко разрывается, с выраженной инъекцией сосудов. Из скелетных мышц наиболее сильному поражению ...
Эрих Фромм. Анатомия человеческой деструктивности (57)
...в аутизме есть довольно много деструктивных моментов, однако мы еще не знаем, совместимы ли эти категории. Когда речь идет о явлениях шизофрении, то еще 50 лет ...доля собственно "Эдиповой ненависти" в деструктивномхарактере личности сравнительно невелика. Поскольку сын не может устранить отца, он начинает его бояться, а конкретно его мучит страх, что ...
Авторитарность
...рассматривается как типичная "горячая картофелина" — деструктивный поведенческий паттерн, передаваемый из поколения в поколение в процессе семейного воспитания. В практическом плане проблема авторитарности тесно связана с такими ... Деструктивные последствия авторитарности проявляются не только в специализированных областях человеческой деятельности, но и в негативных социально психологических явлениях, вызывающих широкий общественный ...
Эрих Фромм. Анатомия человеческой деструктивности (39)
...подобное состояние может быть причиной деструктивных поступков, причем нередко подобные действия являются единственно возможной формой облегчения. Молодая девушка, помещенная в клинику неврозов после того, как она ...целый ряд примеров садистских и деструктивных личностей и покажем истоки и предпосылки для их возникновения. Предпосылки для формирования страстей, обусловленных характером Дискуссия по поводу жизненно важных ...
Фанатизм.
В случае деструктивного разрешения конфликта "доверие против недоверия" индивид во взрослой жизни периодически регрессирует в состояние детской беспомощности и судорожно ищет способы справиться ...случае он будет объективно способствовать деструктивному разрешению первого психосоциального кризиса в данном обществе. Это происходит в тех случаях, когда конкретная религиозная организация сращивается с государством, превращаясь ...
Эрих Фромм. Анатомия человеческой деструктивности
...агрессивное общество 105 Система С: деструктивные общества 105 Индейцы зуни (система А) 106 Племя манус (система В) 107 Добу (система С) 109 Симптомы жестокости и деструктивности ...случай поклонения идолу разрушения 170Деструктивный характер: садизм 172 Примеры сексуального садизма и мазохизма 173 Иосиф Сталин, клинический случай несексуального садизма 175 Сущность садизма 177 Условия, ...
Эффекты социально-психологические.
...а в ряде случаев — ошибочным, деструктивным и потому разрушающим возможности налаживания продуктивной совместной деятельности. Конечно, перечень социально психологических эффектов может быть существенно расширен, но вышеперечисленные эффекты ...и проявлении инициативы в крайне деструктивных и опасных формах, таких как беспорядочная половая жизнь, употребление психоактивных веществ, бродяжничество и т. п.
Риторика, лингвистика, коммуникавистика - Прагматика, речевое воздействие
...то же время асоциальное или деструктивное поведение может давать конкурентное преимущество лишь на коротком временном интервале. В этом отношении в языке и других формах общения наблюдается ...обществе, где цензура всесильна (и деструктивна). Очевидно, что экологическая реабилитация от последствий «стервозности» возможна только за счет положительных стимулов, исходящих при этом не от работников библиотек ...
Эрих Фромм. Анатомия человеческой деструктивности (73)
...и господство над природой не деструктивны, а конструктивны. Еще одну попытку смягчить жесткость альтернативы Фрейд предпринимает в своем ответе на письмо Альберта Эйнштейна на тему "Почему ... Говоря конкретнее, ослабели ли деструктивные импульсы в ходе истории и развились ли сдерживающие импульсы, ныне наследственно зафиксированные? Чтобы ответить на этот вопрос, потребовались бы обширные ...
Психология. (19)
...отрицательные эмоциональные переживания и поведение деструктивное, обусловленные неудовлетворением важных для них потребностей. Формы поведения деструктивного бывают различными. Для одних детей в ситуации неуспеха характерно его неприятие, ...
Идентичность
Деструктивной альтернативой идентичности, с точки зрения психосоциального подхода, является спутанность идентичности: "Неспособность многих молодых (и не только молодых. — В. И., М....являющейся, наряду со спутанностью идентичности, деструктивной альтернативой качественного психосоциального развития. В определенных условиях, индивиду "... оказывается легче достичь идентичности (точнее сказать, ощущения некоторой целостности собственного "Я” — В.
СПРАВОЧНИК МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ (23)
...показан при двусторонних, преимущественно нижнедолевых, деструктивных процессах, т. е. чаще при диссеминированном и инфильтративном туберкулезе, при недостаточно эффективной антибактериальной терапии, а также при кровохарканье и легочном ...лечении, и больные с хроническими деструктивными процессами. Отдельно выделяют в каждой подгруппе бацилловыделителей. Снимают больных с бациллярного учета через 2 года после прекращения бацилловыделения, подтвержденного троекратным ...
Адорно Т. Исследование авторитарной личности. (17)
...что он, хотя и с деструктивными нотками, хвалит личности, к которым он в другом случае испытывал бы отвращение. Сюда относится его высказывание о Рузвельте, которое частично ... По настоящему тоталитарные и деструктивныеимпликации этого мышления друг враг проявляются в его замечаниях о неграх: (Что Вы можете сделать для негров?) Ничего.
Павел Валерьевич Волков Разнообразие человеческих миров (26)
...остатком является неадекватная форма выражения (деструктивный паттерн), которую можно облагородить и изменить. Для реализации этого этапа могут потребоваться техники прерывания деструктивных паттернов.
Психика и её лечение: Психоаналитический подход (47)
...как уцелеть при постоянном излишке деструктивных напряжений. На функциональном уровне нет подлинной оценки в переживании агрессии, а также никакого индивидуального саморефлексивного органа у пациента, чтобы осуществлять «... Несомненно, что наиболее деструктивным защитным откликом аналитика на агрессивные манифестации пограничного пациента будет его открыто выраженная контрагрессия. Что делает данный предмет обсуждения особенно проблематичным, ...
Детские инфекционные болезни Полный справочник (31)
...кишечнике человека вибрионы продуцируют такие деструктивные ферменты, как муциназа, протеаза нейраминидаза и другие токсические вещества. Больные холерой выделяют во внешнюю среду огромное количество вибрионов (например, в ...достаточно большого количества экзотоксина – холерогена, деструктивных ферментов и других токсических веществ, под действием которых происходит активация аденилатциклазы, содержащейся в поверхностных слоях клеток эпителия слизистой оболочки тонкой ...
Карл Густав Юнг и последователи Человек и его символы (10)
...как оно содержит неприятные и деструктивные установки, так и Тень имеет хорошие качества — нормальные инстинкты и созидательные импульсы. В действительности эго и Тень, хотя и разделены, ...прийти к согласию со своимидеструктивными силами. Другими словами, прежде чем эго сможет восторжествовать, оно должно подчинить себе Тень и ассимилировать ее.
Эрих Фромм. Анатомия человеческой деструктивности (60)
...людьми положительными, благоразумными и не деструктивными. Мать Гитлера, Клара, была симпатичной и складной женщиной. Будучи простой необразованной крестьянской девушкой, она работала прислугой в доме своего дяди ...два нормальных, добропорядочных и не деструктивных человека произвели на свет такое "чудовище", которым стал Адольф Гитлер? Раннее детство Адольфа Гитлера (до шести лет: 1889 1895) Малыш ...
Близость
...выраженную группу риска, подверженную влиянию деструктивных лидеров, авторитарных и тоталитарных идеологий. Не менее очевидно в свете сказанного, что необходимым условием формирования качественной идентичности и полноценной способности ... Важно понимать, что деструктивное взаимодействие такого рода может принимать самые разнообразные формы — от откровенно жестокого отношения к детям до гипертрофированной, возведенный в своеобразный культ ...
Теги
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.