- 06.04.2012
- 2083 Просмотра
- Обсудить
Психология (5)\Психология (3)\Психология (2)\Психология (1)\Психология (4)\
Психология (6)\Психология (7)\Психология (8)\Психология (9)\Психология (10)
| ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОАНАЛИЗ | ПСИХОЛОГИЯ | ПСИХИКА | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ |
РИТОРИКА | МИФ | МИФОЛОГИЯ | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ | ФИЛОСОФ | ПСИХОЛОГ | ПОЭТ | ПИСАТЕЛЬ | ЮНГ | ФРОММ
ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ | DICTIONARY LEXICON | LITERATURE | ПОНЯТИЕ (1) (10) (6) (2) (7) (5) (9) (3) (4) (8)
РИТОРИКА | КРАСНОРЕЧИЕ | РИТОРИЧЕСКИЙ | ОРАТОР | ОРАТОРСКИЙ | СЛЕНГ | ФЕНЯ | ЖАРГОН | АРГО | РЕЧЬ ( 1 )
ФИЛОСОФИЯ | (1) (2) (3) (7) (10) (5) (8) (6) (9) (4) | ФИЛОСОФИЯ
Психология. (2)
АКТ ИДЕОМОТОРНЫЙ — переход представления о движении мышц в реальное выполнение этого движения; иначе, появление нервных импульсов, обеспечивающих движение, как только возникает представление ... Принцип актаидеомоторного открыл в XVIII в. английский врач Д. Гартли и разработал английский психолог В. Карпентер. Дальнейшие исследования показали, что движения, сопровождающие ...
ИДЕОМОТОРНЫЙ АКТ
(от идея и лат. motor – приводящий в движение) – движение или двигат. импульс, возникающие непроизвольно под влиянием яркого представления о движении или напряженного его ожидания. Пример И. а.: невольный наклон головы и туловища в сторону цели, к к-рой направляется движущийся предмет (напр., катящийся к лузе биллиардный шар), фиксируемый взглядом. Точное описание подобного невольного движения содержится в письме Э. Шеврёля к Амперу и в спец. статье того же автора (Сhevreul M. E., De la baguette divinatoire..., 1854). Термин И. а. предложен У. Карпентером. – англ. физиологом и психологом 19 в., посвятившим спец. главу своей книги "Основания физиологии ума..." анализу И. а. Карпентер привел убедительные для своего времени доказательства для рациональной, антиспиритуалистич. трактовки явлений, наблюдавшихся при распространенной в сер. 19 в. игре с подвешенным на нитке к пальцу кольцом, совершавшим, помимо воли человека, якобы целевые движения, и особенно при сеансах столоверчения, породивших не только в невежественной среде, но и среди образованных людей веру в потусторонних духов и в возможность общения с ними. Карпентер писал: "Продолжительное сосредоточение внимания на известной идее придает ей силу, г о с п о д с т в у ю щ у ю не только над умом, но и над телом; мускулы же становятся непроизвольными орудиями, посредством которых идея переходит в действие" (указ. соч., рус. пер., т. 1, СПБ, 1877, с. 251). Такая т. зр. на И. а. утвердилась в эмпирич. и экспериментальной психологии 19–20 вв., не подвергшись сколько-нибудь значит. изменениям и не сделавшись предметом спец. исследований. Лишь у Джемса дана более глубокая трактовка И. а. (см. "Психология", П., 1922, с. 329). Джемс связывал И. а. с действием "противоположных нервных сил": силы возбуждения и силы задержки, распространяя это действие на все движения, включая мимику, жесты и т. п. Такое широкое толкование И. а. вытекает из концепции Дарвина о происхождении выразительных движений. Дарвин подвергает анализу извлеченное из сочинений Шеврёля описание характерного для игрока в биллиард И. а. и приходит к выводу, что объяснение происхождения подобных И. а., так же как и большого числа мимич. движений, следует искать в принципе ассоциированных привычек, или, в переводе на совр. терминологию, условных рефлексов (см. "Выражение эмоций у человека и животных", в кн.: Соч., т. 5, М., 1953, с. 695). Если вопрос о генезисе И. а. приобрел ясность после Дарвина, то раскрытием физиологич. механизма И. а. наука обязана И. П. Павлову. "Давно было замечено и научно доказано, что, раз вы думаете об определенном движении (т.е. имеете кинэстезическое представление), вы его невольно, этого не замечая, производите", – писал Павлов (Полн. собр. соч., т. 3, кн. 2, 1951, с. 316), подчеркивая общепризнанность самого факта существования И. а. Объяснение этого факта Павлов обосновал с помощью экспериментов, показавших, что "кинэстезическая клетка, раздражаемая определенным пассивным движением, производит это же движение, когда раздражается не с периферии, а центрально" (там же). Таким образом, И. а. в своем материалистич. истолковании является частным случаем единства физиологического и психического в жизнедеятельности организма. Совр. электрофизиология еще больше углубила понимание природы И. а., накопив новые факты, наглядно демонстрирующие влияние двигат. образа или представления на возникновение импульсов на периферии. Родственные генетич. корни объединяют И. а. с идеомоторными рефлексами Пильца, впервые подметившего расширение зрачка при одном только представлении темных полос.
Лит.: Карпентер У., Основания физиологии ума с их применениями к воспитанию и образованию ума и изучению его болезненных состояний, пер. с англ., т. 1, СПБ, 1877, с. 238–70; Боровский В. М., Мускульные напряжения и мыслительный процесс, в сб.: Рефлексы, инстинкты и навыки, т. 2, М., 1936.
С. Геллерштейн. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
Методы психологической саморегуляции
...нервно–мышечную релаксацию, аутогенную тренировку, идеомоторную тренировку, имажинативные методы, медитативные методы, самогипноз. Обучение наиболее успешно осуществляется в рамках специально организованных циклов занятий.
Идеомоторный акт
Идеомоторный акт (от греч. idйa — идея, образ, лат. motor — приводящий в движение и actus — движение, действие) — переход представления о движении мышц в реальное выполнение этого движения (иначе говоря, появление нервных импульсов, обеспечивающих движение, как только возникает представление о нем). Идеомоторные акты являются непроизвольными, неосознаваемыми и, как правило, имеют слабо выраженные пространственные характеристики. Принцип идеомотрных актов был открыт в XVIII в. английским врачом Д. Гартли и разработан английским психологом В. Карпентером. Дальнейшие исследования показали, что движения, сопровождающие процесс представления движений, не всегда можно отнести к классу непроизвольных (см. Движения непроизвольные) и что мышечные сокращения, вызывающие данные движения, могут быть осознаваемы.
В настоящее время существуют две точки зрения на физиологический механизм идеомоторных актов. Первая основывается на представлениях И. П. Павлова, согласно которым идеомоторный акт управляется эффекторными импульсами, поступающими от определенных клеток коры головного мозга. Вторая точка зрения исходит из положения о кольцевой регуляции движений (Н. А. Бернштейн). Идеомоторный акт управляется благодаря сигналам обратной связи, поступающим от органов движений. Чувствительность к незаметным для внешнего наблюдателя микродвижениям мышц при идеомотрном акте позволяет угадывать задуманное другим человеком и непроизвольно производимое им движение.
Психология. (62)
...высших функций психических, об актах идеомоторных, данные ряда разделов нейропсихологии и патопсихологии, психофармакологии, психогенетики и др.). Можно предложить иное решение проблемы психофизической.
идеомоторный акт
(от греч. idйa — идея, образ, лат. motor — приводящий в движение и actus — движение, действие) — переход представления о движении мышц в реальное выполнение этого движения (иначе говоря, появление нервных импульсов, обеспечивающих движение, как только возникает представление о нем). И. а. являются непроизвольными, неосознаваемыми и, как правило, имеют слабо выраженные пространственные характеристики. Принцип И. а. открыт в XVIII в. английским врачом Д. Гартли и разработан английским психологом В. Карпентером. Дальнейшие исследования показали, что движения, сопровождающие процесс представления движений, не всегда можно отнести к классу непроизвольных (см. движения непроизвольные) и что мышечные сокращения, вызывающие данные движения, могут быть осознаваемы.
В настоящее время существуют две точки зрения на физиологический механизм И. а. Первая основывается на представлениях И. П. Павлова, согласно к-рым И. а. управляется эффекторными импульсами, поступающими от определенных клеток коры головного мозга. Вторая точка зрения исходит из положения о кольцевой регуляции движений (Н. А. Бернштейн). И. а. управляется благодаря сигналам обратной связи, поступающим от органов движений. Чувствительность к незаметным для внешнего наблюдателя микродвижениям мышц при И. а. позволяет угадывать задуманное другим человеком и непроизвольно производимое им движение.
Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.
Психология. (39)
...нервно мышечную, тренировку автогенную, тренировку идеомоторную, методы имагинативные, методы медитативные ( медитация), самогипноз ( самовнушение; автосуггестия). Обучение методикам особенно успешно в условиях специально организованных циклов занятий. .
Психология. (54)
...способствовало познанию психологических закономерностей гипноза, идеомоторных актов, восприятия субсенсорного, памяти феноменальной, способностей вычислительных, и пр. Очень часто парапсихология действует на самой границе официально признаваемой науки.
ГиперИнфо.С.Л.Рубинштейн. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ. ГиперИнфо 80
...это имеет место в теории идеомоторного акта у У.Джемса. Согласно этой теории всякая идея имеет тенденцию автоматически перейти в действие.
Идеомоторный акт (от др.-греч. ἰδέα — идея, образ, лат. motor — приводящий в движение и actus — движение, действие) — переход представления о движении мышц в реальное выполнение этого движения (иначе говоря, появление нервных импульсов, обеспечивающих движение, как только возникает представление о нём). Идеомоторные акты являются непроизвольными, неосознаваемыми и, как правило, имеют слабо выраженные пространственные характеристики. Принцип идеомоторных актов был открыт в XVIII в. английским врачом Д. Гартли и разработан английским психологом В. Карпентером. Дальнейшие исследования показали, что движения, сопровождающие процесс представления движений, не всегда можно отнести к классу непроизвольных и что мышечные сокращения, вызывающие данные движения, могут быть осознаваемы.
Автоматическое письмо (от греч. autоmatоs — самопроизвольный) — процесс (или результат) письма, которое предположительно является результатом бессознательной деятельности пишущего. Индивид при этом может пребывать в состоянии гипнотического, медиумического или медитативного транса, или же находиться в полном сознании и контролировать всё, кроме движения своей руки. Используется в некоторых мистических практиках (таких как спиритизм) для предполагаемой возможности общения с духами умерших, которые считаются управляющими автоматическим письмом. Также используется некоторыми психотерапевтами с целью раскрытия и освобождения от предполагаемых скрытых переживаний и мотивов, создающих конфликты в психике.
Наукой подвергается сомнению как механизм автоматического письма, отличный от идеомоторного акта или от основанного на подсознательном воображении действия, так и научная обоснованность концепции «бессознательного», применяемой в психотерапии, а также терапевтическая эффективность автоматического письма. Национальный научный фонд США относит веру в возможность общения с духами к одному из наиболее распространённых среди американцев псевдонаучных заблуждений.
В спиритуализме и спиритизме разновидность автоматического письма, психография, использовалась для получения посланий от потусторонних источников. Своего рода учебником психографии служит «Книга медиумов» Аллана Кардека, который использовал два метода получения посланий от «духов». Косвенная психография осуществлялась экспериментаторами с помощью материального объекта, например, доски Уиджа. Прямая психография (без посредничества какого бы то ни было механического прибора) представляла собой процесс непосредственного письма, осуществляемого (как считалось) под влиянием «духа».
Одним из тех, кто экспериментировал с автоматическим письмом, был священник и педагог Уильям Стейнтон Мозес. При том, что сам он придерживался ортодоксальной христианской веры, из-под пера его выходили необычные послания, которые постепенно заставили его поверить в то, что авторами их являются духи умерших. В 1882 году нью-йоркский дантист Джон Б. Ньюброу написал книгу «Оаспе», якобы, «под диктовку духов». Английская домохозяйка Розмари Браун автоматически записывала ноты (не зная нотной грамоты) и таким образом создавала целые музыкальные произведения (приписывавшиеся композиторам-классикам: Листу, Шопену, Бетховену и другим). В 1914 году Эльза Баркер опубликовала труд «Письма усопшего» (2004 году книга была переиздана под заголовком «Letters From The Afterlife: A Guide to the Other Side»), составленный из переписки с духом судьи Дэвида П. Хатча, которая велась также, по её утверждению, методом автоматического письма. Способностью к «автоматическому письму» обладал Вл. С. Соловьев, который, по свидетельству современников был «пассивным медиумом».
Автоматическим письмом владела Джорд Хайд Лис, жена поэта и драматурга Уильяма Батлера Йейтса. В 1975 году Уэнди Харт из Мэйденхеда «автоматически» составила жизнеописание Николаса Мура, капитана корабля, умершего в 1642 году. Бразильский медиум Чико Хавьер написал таким образом более сотни книг.
Именно благодаря использованию в спиритизме феномен автоматического письма обратил на себя внимание психиатров и психологов, в частности, Уильяма Джемса и Пьера Жане.
Автоматическое письмо использовалось психологами-фрейдистами и их ближайшими последователями как метод психо- и самоанализа. Теоретики такого метода утверждали, что «автоматическое письмо» представляет собой возникший в особых состояниях сознания доступ к содержанию бессознательного, дающий исследователю представление о глубинных проблемах психики пишущего.
В 1896 году появилось описание эксперимента, который провели Л. М. Соломонс и Г. Штейн: в нем было показано, что автоматическое письмо представляет собой моторный навык. За счёт тренировки удалось добиться того, что Штейн могла читать текст, который писала в это же время, с отставанием на 3-4 слова.
Апологетами автоматического письма были Пьер Жане во Франции, Мортон Принс и Анита Мёль в США. Подробно методика была изложена в книге Лесли М. Лекрона «Самогипноз» (вышедшая в России под заголовком «Самогипноз: добрая сила»).
Психиатр Карл Викланд (en: Carl Wickland, в течение тридцати лет использовавший в своей работе спиритические методы, тем не менее пришел к выводу, что у некоторых лиц занятия спиритизмом, и в частности автоматическим письмом, могут вызвать серьезные психические расстройства.
Впоследствии «автоматическое письмо», наряду с другими аналогичными явлениями («автоматический рисунок», «автоматическое музицирование»), стало использоваться как средство выражения бессознательного в искусстве сюрреализма (в частности, у А. Бретона). Впервые применено А. Бретоном и Ф. Супо ("Магнитные поля", 1919). Своей «музой» многие сюрреалисты назвали медиума Хелен Смит, которая утверждала, что является реинкарнацией то Марии-Антуанетты, то дочери арабского шейха, что контактирует с марсианами и приводила образцы марсианской письменности.
Профессор психологии Т. Флурнуа, исследовавший способности Смит, пришёл к выводу, что язык «марсианского» письма близок к её родному французскому, и что её откровения являются не более чем подсознательным воображением, основанным по большей части на забытых источниках. Впоследствии Флурнуа предложил термин «криптомнезия» для описания такого феномена.
Писатель Бернар Вебер использовал прием автоматического письма для написания некоторых эпизодов дилогии «Танатонавты» (1994):
« Некоторые отрывки были написаны с помощью автоматического письма. Это означает, что у меня не было намерения ввести в повествование какую-либо сюжетную линию, мои пальцы сами бежали по клавиатуре, и лишь позднее я читал текст, чтобы узнать, что же я написал. Я почти не изменил структуру первого варианта. Просто потому, что я не слишком хорошо понимал, почему я написал именно так, и это заинтриговало меня. Лишь позже я понял, почему я написал некоторые фразы. Иногда мои читатели говорят мне о Танах, и мне кажется, что они поняли в моей книге больше, чем понял я сам. Это меня очень забавляет.
Bernard Werber Note de l'auteur // Les thanatonautes »
Чулков, Г. И. Автоматическое письмо Вл. Соловьева (предисловие к публикации М. В. Михайлова) // Вопросы психологии. — 1992. — № 8. — C. 121—132.
Шенье-Жандрон, Жаклин. Автоматическое письмо // Шенье-Жандрон Ж. Сюрреализм. М.: НЛО, 2002, с. 89-108
Сироткина И. Теория автоматизма до формалистов // Русская теория: 1920—1930-е годы. Материалы 10-х Лотмановских чтений. М., 1994, с. 295—303
Вирмо, Ален и Одетт. Мэтры мирового сюрреализма. СПб.: Академический проект, 1996, с.268.
Психология. (43)
В спорте существуют приемы идеомоторной тренировки — тренировки движений в плане представления, при внешней неподвижности обучающегося. Есть такой прием и в фортепианной педагогике: разыгрывание пьесы тоническими ...
Идеомоторные акты
Мышечно-двигательные представления играют большую роль в движениях, вызывая зачаточные, минимальные по интенсивности, двигательные импульсы, непроизвольно возникающие в связи с представлениями движений. «Давно было замечено и научно доказано, что раз вы думаете об определенном движении (т. е. имеете кинэстезическое представление), вы его невольно, этого не замечая, производите» (Павлов). Когда мы начинаем представлять себе движение не зрительно, а моторно, в соответствующих двигательных центрах коры больших полушарий головного мозга возникают нервные возбуждения, которые и влекут за собой слабые двигательные импульсы, характерные для данного движения. Если держать в руке нитку с подвешенным на ней легким металлическим шариком и, закрыв глаза, отчетливо представлять качания этого шарика из стороны в сторону, то очень скоро шарик действительно начнет выполнять те движения, которые мы представляем. Это явление, в основе которого лежат мышечно-двигательные представления о движении, вызывающие побуждение к его совершению, получило название идеомоторного акта.
Так, у альпинистов при восхождении на большие высоты и нахождении на краю обрывов нередко возникает трудно преодолимое впечатление, что их тянет в пропасть; это впечатление настолько сильно, что им приходится делать над собой усилие, чтобы отодвинуться от опасного края. Объясняется это тем, что представление о падении вниз вызывает сейчас же соответствующие зачаточные движения падения в сторону пропасти.
АКТ ИДЕОМОТОРНЫЙ — переход представления о движении мышц в реальное выполнение этого движения; иначе, появление нервных импульсов, обеспечивающих движение, как только возникает представление ... Принцип актаидеомоторного открыл в XVIII в. английский врач Д. Гартли и разработал английский психолог В. Карпентер. Дальнейшие исследования показали, что движения, сопровождающие ...
ИДЕОМОТОРНЫЙ АКТ
(от идея и лат. motor – приводящий в движение) – движение или двигат. импульс, возникающие непроизвольно под влиянием яркого представления о движении или напряженного его ожидания. Пример И. а.: невольный наклон головы и туловища в сторону цели, к к-рой направляется движущийся предмет (напр., катящийся к лузе биллиардный шар), фиксируемый взглядом. Точное описание подобного невольного движения содержится в письме Э. Шеврёля к Амперу и в спец. статье того же автора (Сhevreul M. E., De la baguette divinatoire..., 1854). Термин И. а. предложен У. Карпентером. – англ. физиологом и психологом 19 в., посвятившим спец. главу своей книги "Основания физиологии ума..." анализу И. а. Карпентер привел убедительные для своего времени доказательства для рациональной, антиспиритуалистич. трактовки явлений, наблюдавшихся при распространенной в сер. 19 в. игре с подвешенным на нитке к пальцу кольцом, совершавшим, помимо воли человека, якобы целевые движения, и особенно при сеансах столоверчения, породивших не только в невежественной среде, но и среди образованных людей веру в потусторонних духов и в возможность общения с ними. Карпентер писал: "Продолжительное сосредоточение внимания на известной идее придает ей силу, г о с п о д с т в у ю щ у ю не только над умом, но и над телом; мускулы же становятся непроизвольными орудиями, посредством которых идея переходит в действие" (указ. соч., рус. пер., т. 1, СПБ, 1877, с. 251). Такая т. зр. на И. а. утвердилась в эмпирич. и экспериментальной психологии 19–20 вв., не подвергшись сколько-нибудь значит. изменениям и не сделавшись предметом спец. исследований. Лишь у Джемса дана более глубокая трактовка И. а. (см. "Психология", П., 1922, с. 329). Джемс связывал И. а. с действием "противоположных нервных сил": силы возбуждения и силы задержки, распространяя это действие на все движения, включая мимику, жесты и т. п. Такое широкое толкование И. а. вытекает из концепции Дарвина о происхождении выразительных движений. Дарвин подвергает анализу извлеченное из сочинений Шеврёля описание характерного для игрока в биллиард И. а. и приходит к выводу, что объяснение происхождения подобных И. а., так же как и большого числа мимич. движений, следует искать в принципе ассоциированных привычек, или, в переводе на совр. терминологию, условных рефлексов (см. "Выражение эмоций у человека и животных", в кн.: Соч., т. 5, М., 1953, с. 695). Если вопрос о генезисе И. а. приобрел ясность после Дарвина, то раскрытием физиологич. механизма И. а. наука обязана И. П. Павлову. "Давно было замечено и научно доказано, что, раз вы думаете об определенном движении (т.е. имеете кинэстезическое представление), вы его невольно, этого не замечая, производите", – писал Павлов (Полн. собр. соч., т. 3, кн. 2, 1951, с. 316), подчеркивая общепризнанность самого факта существования И. а. Объяснение этого факта Павлов обосновал с помощью экспериментов, показавших, что "кинэстезическая клетка, раздражаемая определенным пассивным движением, производит это же движение, когда раздражается не с периферии, а центрально" (там же). Таким образом, И. а. в своем материалистич. истолковании является частным случаем единства физиологического и психического в жизнедеятельности организма. Совр. электрофизиология еще больше углубила понимание природы И. а., накопив новые факты, наглядно демонстрирующие влияние двигат. образа или представления на возникновение импульсов на периферии. Родственные генетич. корни объединяют И. а. с идеомоторными рефлексами Пильца, впервые подметившего расширение зрачка при одном только представлении темных полос.
Лит.: Карпентер У., Основания физиологии ума с их применениями к воспитанию и образованию ума и изучению его болезненных состояний, пер. с англ., т. 1, СПБ, 1877, с. 238–70; Боровский В. М., Мускульные напряжения и мыслительный процесс, в сб.: Рефлексы, инстинкты и навыки, т. 2, М., 1936.
С. Геллерштейн. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
Методы психологической саморегуляции
...нервно–мышечную релаксацию, аутогенную тренировку, идеомоторную тренировку, имажинативные методы, медитативные методы, самогипноз. Обучение наиболее успешно осуществляется в рамках специально организованных циклов занятий.
Идеомоторный акт
Идеомоторный акт (от греч. idйa — идея, образ, лат. motor — приводящий в движение и actus — движение, действие) — переход представления о движении мышц в реальное выполнение этого движения (иначе говоря, появление нервных импульсов, обеспечивающих движение, как только возникает представление о нем). Идеомоторные акты являются непроизвольными, неосознаваемыми и, как правило, имеют слабо выраженные пространственные характеристики. Принцип идеомотрных актов был открыт в XVIII в. английским врачом Д. Гартли и разработан английским психологом В. Карпентером. Дальнейшие исследования показали, что движения, сопровождающие процесс представления движений, не всегда можно отнести к классу непроизвольных (см. Движения непроизвольные) и что мышечные сокращения, вызывающие данные движения, могут быть осознаваемы.
В настоящее время существуют две точки зрения на физиологический механизм идеомоторных актов. Первая основывается на представлениях И. П. Павлова, согласно которым идеомоторный акт управляется эффекторными импульсами, поступающими от определенных клеток коры головного мозга. Вторая точка зрения исходит из положения о кольцевой регуляции движений (Н. А. Бернштейн). Идеомоторный акт управляется благодаря сигналам обратной связи, поступающим от органов движений. Чувствительность к незаметным для внешнего наблюдателя микродвижениям мышц при идеомотрном акте позволяет угадывать задуманное другим человеком и непроизвольно производимое им движение.
Психология. (62)
...высших функций психических, об актах идеомоторных, данные ряда разделов нейропсихологии и патопсихологии, психофармакологии, психогенетики и др.). Можно предложить иное решение проблемы психофизической.
идеомоторный акт
(от греч. idйa — идея, образ, лат. motor — приводящий в движение и actus — движение, действие) — переход представления о движении мышц в реальное выполнение этого движения (иначе говоря, появление нервных импульсов, обеспечивающих движение, как только возникает представление о нем). И. а. являются непроизвольными, неосознаваемыми и, как правило, имеют слабо выраженные пространственные характеристики. Принцип И. а. открыт в XVIII в. английским врачом Д. Гартли и разработан английским психологом В. Карпентером. Дальнейшие исследования показали, что движения, сопровождающие процесс представления движений, не всегда можно отнести к классу непроизвольных (см. движения непроизвольные) и что мышечные сокращения, вызывающие данные движения, могут быть осознаваемы.
В настоящее время существуют две точки зрения на физиологический механизм И. а. Первая основывается на представлениях И. П. Павлова, согласно к-рым И. а. управляется эффекторными импульсами, поступающими от определенных клеток коры головного мозга. Вторая точка зрения исходит из положения о кольцевой регуляции движений (Н. А. Бернштейн). И. а. управляется благодаря сигналам обратной связи, поступающим от органов движений. Чувствительность к незаметным для внешнего наблюдателя микродвижениям мышц при И. а. позволяет угадывать задуманное другим человеком и непроизвольно производимое им движение.
Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.
Психология. (39)
...нервно мышечную, тренировку автогенную, тренировку идеомоторную, методы имагинативные, методы медитативные ( медитация), самогипноз ( самовнушение; автосуггестия). Обучение методикам особенно успешно в условиях специально организованных циклов занятий. .
Психология. (54)
...способствовало познанию психологических закономерностей гипноза, идеомоторных актов, восприятия субсенсорного, памяти феноменальной, способностей вычислительных, и пр. Очень часто парапсихология действует на самой границе официально признаваемой науки.
ГиперИнфо.С.Л.Рубинштейн. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ. ГиперИнфо 80
...это имеет место в теории идеомоторного акта у У.Джемса. Согласно этой теории всякая идея имеет тенденцию автоматически перейти в действие.
Идеомоторный акт (от др.-греч. ἰδέα — идея, образ, лат. motor — приводящий в движение и actus — движение, действие) — переход представления о движении мышц в реальное выполнение этого движения (иначе говоря, появление нервных импульсов, обеспечивающих движение, как только возникает представление о нём). Идеомоторные акты являются непроизвольными, неосознаваемыми и, как правило, имеют слабо выраженные пространственные характеристики. Принцип идеомоторных актов был открыт в XVIII в. английским врачом Д. Гартли и разработан английским психологом В. Карпентером. Дальнейшие исследования показали, что движения, сопровождающие процесс представления движений, не всегда можно отнести к классу непроизвольных и что мышечные сокращения, вызывающие данные движения, могут быть осознаваемы.
Автоматическое письмо (от греч. autоmatоs — самопроизвольный) — процесс (или результат) письма, которое предположительно является результатом бессознательной деятельности пишущего. Индивид при этом может пребывать в состоянии гипнотического, медиумического или медитативного транса, или же находиться в полном сознании и контролировать всё, кроме движения своей руки. Используется в некоторых мистических практиках (таких как спиритизм) для предполагаемой возможности общения с духами умерших, которые считаются управляющими автоматическим письмом. Также используется некоторыми психотерапевтами с целью раскрытия и освобождения от предполагаемых скрытых переживаний и мотивов, создающих конфликты в психике.
Наукой подвергается сомнению как механизм автоматического письма, отличный от идеомоторного акта или от основанного на подсознательном воображении действия, так и научная обоснованность концепции «бессознательного», применяемой в психотерапии, а также терапевтическая эффективность автоматического письма. Национальный научный фонд США относит веру в возможность общения с духами к одному из наиболее распространённых среди американцев псевдонаучных заблуждений.
В спиритуализме и спиритизме разновидность автоматического письма, психография, использовалась для получения посланий от потусторонних источников. Своего рода учебником психографии служит «Книга медиумов» Аллана Кардека, который использовал два метода получения посланий от «духов». Косвенная психография осуществлялась экспериментаторами с помощью материального объекта, например, доски Уиджа. Прямая психография (без посредничества какого бы то ни было механического прибора) представляла собой процесс непосредственного письма, осуществляемого (как считалось) под влиянием «духа».
Одним из тех, кто экспериментировал с автоматическим письмом, был священник и педагог Уильям Стейнтон Мозес. При том, что сам он придерживался ортодоксальной христианской веры, из-под пера его выходили необычные послания, которые постепенно заставили его поверить в то, что авторами их являются духи умерших. В 1882 году нью-йоркский дантист Джон Б. Ньюброу написал книгу «Оаспе», якобы, «под диктовку духов». Английская домохозяйка Розмари Браун автоматически записывала ноты (не зная нотной грамоты) и таким образом создавала целые музыкальные произведения (приписывавшиеся композиторам-классикам: Листу, Шопену, Бетховену и другим). В 1914 году Эльза Баркер опубликовала труд «Письма усопшего» (2004 году книга была переиздана под заголовком «Letters From The Afterlife: A Guide to the Other Side»), составленный из переписки с духом судьи Дэвида П. Хатча, которая велась также, по её утверждению, методом автоматического письма. Способностью к «автоматическому письму» обладал Вл. С. Соловьев, который, по свидетельству современников был «пассивным медиумом».
Автоматическим письмом владела Джорд Хайд Лис, жена поэта и драматурга Уильяма Батлера Йейтса. В 1975 году Уэнди Харт из Мэйденхеда «автоматически» составила жизнеописание Николаса Мура, капитана корабля, умершего в 1642 году. Бразильский медиум Чико Хавьер написал таким образом более сотни книг.
Именно благодаря использованию в спиритизме феномен автоматического письма обратил на себя внимание психиатров и психологов, в частности, Уильяма Джемса и Пьера Жане.
Автоматическое письмо использовалось психологами-фрейдистами и их ближайшими последователями как метод психо- и самоанализа. Теоретики такого метода утверждали, что «автоматическое письмо» представляет собой возникший в особых состояниях сознания доступ к содержанию бессознательного, дающий исследователю представление о глубинных проблемах психики пишущего.
В 1896 году появилось описание эксперимента, который провели Л. М. Соломонс и Г. Штейн: в нем было показано, что автоматическое письмо представляет собой моторный навык. За счёт тренировки удалось добиться того, что Штейн могла читать текст, который писала в это же время, с отставанием на 3-4 слова.
Апологетами автоматического письма были Пьер Жане во Франции, Мортон Принс и Анита Мёль в США. Подробно методика была изложена в книге Лесли М. Лекрона «Самогипноз» (вышедшая в России под заголовком «Самогипноз: добрая сила»).
Психиатр Карл Викланд (en: Carl Wickland, в течение тридцати лет использовавший в своей работе спиритические методы, тем не менее пришел к выводу, что у некоторых лиц занятия спиритизмом, и в частности автоматическим письмом, могут вызвать серьезные психические расстройства.
Впоследствии «автоматическое письмо», наряду с другими аналогичными явлениями («автоматический рисунок», «автоматическое музицирование»), стало использоваться как средство выражения бессознательного в искусстве сюрреализма (в частности, у А. Бретона). Впервые применено А. Бретоном и Ф. Супо ("Магнитные поля", 1919). Своей «музой» многие сюрреалисты назвали медиума Хелен Смит, которая утверждала, что является реинкарнацией то Марии-Антуанетты, то дочери арабского шейха, что контактирует с марсианами и приводила образцы марсианской письменности.
Профессор психологии Т. Флурнуа, исследовавший способности Смит, пришёл к выводу, что язык «марсианского» письма близок к её родному французскому, и что её откровения являются не более чем подсознательным воображением, основанным по большей части на забытых источниках. Впоследствии Флурнуа предложил термин «криптомнезия» для описания такого феномена.
Писатель Бернар Вебер использовал прием автоматического письма для написания некоторых эпизодов дилогии «Танатонавты» (1994):
« Некоторые отрывки были написаны с помощью автоматического письма. Это означает, что у меня не было намерения ввести в повествование какую-либо сюжетную линию, мои пальцы сами бежали по клавиатуре, и лишь позднее я читал текст, чтобы узнать, что же я написал. Я почти не изменил структуру первого варианта. Просто потому, что я не слишком хорошо понимал, почему я написал именно так, и это заинтриговало меня. Лишь позже я понял, почему я написал некоторые фразы. Иногда мои читатели говорят мне о Танах, и мне кажется, что они поняли в моей книге больше, чем понял я сам. Это меня очень забавляет.
Bernard Werber Note de l'auteur // Les thanatonautes »
Чулков, Г. И. Автоматическое письмо Вл. Соловьева (предисловие к публикации М. В. Михайлова) // Вопросы психологии. — 1992. — № 8. — C. 121—132.
Шенье-Жандрон, Жаклин. Автоматическое письмо // Шенье-Жандрон Ж. Сюрреализм. М.: НЛО, 2002, с. 89-108
Сироткина И. Теория автоматизма до формалистов // Русская теория: 1920—1930-е годы. Материалы 10-х Лотмановских чтений. М., 1994, с. 295—303
Вирмо, Ален и Одетт. Мэтры мирового сюрреализма. СПб.: Академический проект, 1996, с.268.
Психология. (43)
В спорте существуют приемы идеомоторной тренировки — тренировки движений в плане представления, при внешней неподвижности обучающегося. Есть такой прием и в фортепианной педагогике: разыгрывание пьесы тоническими ...
Идеомоторные акты
Мышечно-двигательные представления играют большую роль в движениях, вызывая зачаточные, минимальные по интенсивности, двигательные импульсы, непроизвольно возникающие в связи с представлениями движений. «Давно было замечено и научно доказано, что раз вы думаете об определенном движении (т. е. имеете кинэстезическое представление), вы его невольно, этого не замечая, производите» (Павлов). Когда мы начинаем представлять себе движение не зрительно, а моторно, в соответствующих двигательных центрах коры больших полушарий головного мозга возникают нервные возбуждения, которые и влекут за собой слабые двигательные импульсы, характерные для данного движения. Если держать в руке нитку с подвешенным на ней легким металлическим шариком и, закрыв глаза, отчетливо представлять качания этого шарика из стороны в сторону, то очень скоро шарик действительно начнет выполнять те движения, которые мы представляем. Это явление, в основе которого лежат мышечно-двигательные представления о движении, вызывающие побуждение к его совершению, получило название идеомоторного акта.
Так, у альпинистов при восхождении на большие высоты и нахождении на краю обрывов нередко возникает трудно преодолимое впечатление, что их тянет в пропасть; это впечатление настолько сильно, что им приходится делать над собой усилие, чтобы отодвинуться от опасного края. Объясняется это тем, что представление о падении вниз вызывает сейчас же соответствующие зачаточные движения падения в сторону пропасти.
РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
Похожие материалы
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.