- 04.04.2012
- 1804 Просмотра
- Обсудить
| ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОАНАЛИЗ | ПСИХОЛОГИЯ | ПСИХИКА | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ |
РИТОРИКА | МИФ | МИФОЛОГИЯ | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ | ФИЛОСОФ | ПСИХОЛОГ | ПОЭТ | ПИСАТЕЛЬ | ЮНГ | ФРОММ
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
АКСИОЛОГИЯ \ ЦЕННОСТЬ \ ЦЕННОСТНЫЙ
АКСИОЛОГИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Ценностная ориентация (1)\Ценностная ориентация (2)\Ценностная ориентация (3)
Ценностная ориентация (4)\Ценностная ориентация (6)\Ценностная ориентация (7)
Ценностная ориентация (5)\Ценностные ориентации.\Ценностная ориентация (8)
ЦЕННОСТЬ\ЦЕННОСТЬ 9\ЦЕННОСТЬ 4\ЦЕННОСТЬ 5\ЦЕННОСТЬ 8
ЦЕННОСТЬ 10\ЦЕННОСТЬ 6\ЦЕННОСТЬ 7\ЦЕННОСТЬ 2\ЦЕННОСТЬ 3
ЦЕННОСТЬ
Философия (1)
...открыть путь к самым совершенным ценностям. Философия как система делится: на теорию познания; метафизику (онтологию, философскую антропологию, космологию, теологию, философию существования); логику (математику, логистику); этику; философию ...к существующему знанию и социокультурным ценностям); — аксиологическая функция (от греч. axios — ценный; любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих ...
Ценность — важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Однако значимость и полезность присущи им не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а являются субъективными оценками конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека, человек в них заинтересован или испытывает потребность. Система ценностей играет роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности человека, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям. Например, стакан, будучи инструментом для питья, проявляет это своё полезное свойство как потребительная стоимость, материальное благо. Являясь продуктом труда и предметом товарного обмена, стакан выступает как экономическая ценность, стоимость. Если стакан представляет собой предмет искусства, он наделяется ещё и эстетической ценностью, красотой.
Употребляется в нескольких смыслах:
Ценность — как характеристика предмета, обозначающая признание его значимости. Разделяют «Материальные ценности» и «Духовные ценности». Известно понятие «Вечные ценности».
Ценность — в философии — указание на личностную, социально-культурную значимость определённых объектов и явлений.
Ценность — в экономике — используется как синоним понятия «потребительная стоимость», то есть значимость, полезность предмета для потребителя.
Психологическое понятие «Система ценностей» подразумевает под ценностями то, что индивидуум ценит в окружающем его социуме. Тесно связано с понятием мотивация.
ЦЕННОСТЬ — одна из основных понятийных универсалий философии, означающая в самом общем виде невербализуемые, "атомарные” составляющие наиболее глубинного слоя всей интенциональной структуры личности — в единстве предметов ее устремлений (аспект будущего), особого переживания-обладания (аспект настоящего) и хранения своего "достояния” в тайниках сердца (аспект прошедшего), — которые конституируют ее внутренний мир как "уникальносубъективное бытие”. Историческая и логическая контаминация философского понятия ценности и основной категории политэкономии — "стоимость” (ср. "цена”), с одной стороны, и его близость другим понятиям, маркирующим интенциональность индивида — прежде всего благо и цель — с другой, обусловливает сложность "обособления” понятия ценности в его историческом развитии.
АНТИЧНОСТЬ. Одним из первых философских текстов, в котором философское понятие ценности уже начинает отделяться от понятия стоимости, будучи обозначено еще тем же словом (άξια), можно считать пассаж в псевдоплатоновском диалоге "Пшпарх” (231 е-232 а), где предпринимается едва ли не первая в истории философии попытка сопоставления объемов "ценного” и "благого”. Объем первого шире, чем второго, т. к. в терминологии этого диалога "благое” включается в "ценное”, но само включает в сравнении с ним дополнительную характеристику — приносить истинную выгоду, иметь подлинную пользу. "Благое” есть то ценное, которое помимо прибыльности обладает полезностью, "просто ценное” — только прибыльное, "неценное” — лишенное и прибыльности. В раннем диалоге Платона "Лисвд” намечается то распределение этических параметров, которое предопределяет едва ли не все будущее пространство античных рассуждений о ценности: различаются "как бы неких три рода — благое, дурное и третье — ни хорошее, ни дурное” (216 d-217 b). Последнее уточнено и терминологизировано в "Горгии”: оно обозначается в качестве безразличного — адиафоры (αδιάφορα). В "Законах” Платон различает ценности обычного порядка (душевные, телесные, внешние) и ценность второго порядка, "метаценность”, присутствие которой обусловливает ценность самого ценного.
У Аристотеля сравнительная ценность благ соотносится с категорией цели: ценнее то благо, которое ближе к цели; из двух благ более ценно то, которое является таковым не только для меня, но и "вообще”. В "Никомаховой этике” слова, производные от αξία, употребляются для обозначения самооценки (αξίωμα) или добродетели "достоинство” (άξιον). Лексика же, связанная с "ценностью”, "ценимым”, "ценным”, восходит к слову (τϊμή) ("цена”). Философия, по Аристотелю, это — "заглавная наука о том, что всего ценнее”, и потому она являет единство научного познания и "постижения умом вещей по природе наиболее ценных”.
Идея адиафоры принимается не только у академиков, но и у перипатетиков и киников. Подробно же она разрабатывается только у стоиков. У Зенона Китайского "безразличное” есть нейтральное относительно конечной цели нравственного блага—но оно не "безразлично” относительно своей сравнительной ценности (αξία). Соответствующее "природе” (здоровье, красота, богатство и т. п.) есть ценное или "предпочитаемое” (προηλμενον), противоположное — лишенное ценности или "непредпочитаемое” (άποπρσηλμενον). При этом Зенон полагает, что само благо обладает "высшей ценностью”. В целом, по Диогену Лаэрцию, слово "ценность” означает у ранних стоиков: (а) "свойственное всякому благу содействование согласованной жизни”, (б) "пользу, содействующую жизни согласно с природой”, (в) обычную меновую стоимость товара (VII. 105). Хрисипп настаивал на принципиальных различиях между благом и ценностью: первое неизменно и не может в отличие от второго допускать приращения или уменьшения. Ценность не допускается в область блага; между благом и неблагом не может быть ничего, рядоположенного им. Ко времени Хрисиппа относится систематизация "безразличного”, о которой свидетельствует Диоген Лаэрций (VII. 102—105. Ср. Секст Эмпирик. Против ученых XI. 59—63, Пирроновы положения III. 177,191—192). Панэтий Родосский, открывший эпоху т. н. Средней Стой, принципиально модифицирует понятие блага за счет включения в него "природных ценностей” (здоровье, красота и т. п.). Согласно скептикам, нет ничего ценного по природе за отсутствием собственно "безразличного”, как нет также и природного блага и зла.
В античных приближениях к категории ценности уже в значительной мере предвосхищена современная аксиологическая проблематика. Вместе с тем античная категория ценности была лишена "персонализма” из-за отсутствия в античной философии в целом еще самой личностной антропологии. Средние века оказались для изучения ценности в собственном смысле "темными веками”. Хотя латинский коррелят греческой αξία — aestimatio — бытовал еще со времен Цицерона, на Западе он был освоен преимущественно в его экономических коннотациях. Схоластическая мысль подробно исследовала, опираясь на "Никомахову этику” и общее платоновско-аристотелевское наследие, "онтологию блага”, иерархическую субординацию благ, различение благ условных и Блага безусловного, но внутренний мир личности и конституирующих его ценностей оставался для нее закрытым.
НОВОЕ ВРЕМЯ. "Аксиологические” изыскания древних оказались не замеченными новоевропейской философией, которой пришлось заново открывать ценностную проблематику, приоткрытую уже последователями Зенона. Монтень указывал на субъективную природу ценности. Гоббс выделял "ценность человека”, которая не отличается от его "стоимости” и есть его "цена”, и "достоинство” — общественную ценность человека, которая есть та "цена”, которую ему дает государство. Декарт видел назначение разума в установлении "подлинной ценности (valeur) всех благ”. "Ценность”, т. о., соотносилась им с миром субъекта — с нравственной деятельностью. Необходимо знать истинную "цену” добра и зла и уметь различать их; наша любовь и неприязнь к вещам обусловливается тем, насколько они представляются нам ценными, а не наоборот. Паскаль различал среди человеческих достоинств условные (связанные с социальным статусом и легитимизируемые "внешними церемониями”) и естественные (относящиеся к душе или телу). Ему же принадлежит афористическое словосочетание "порядок сердца” (ordre du coer), означающее "логику сердца”, не совпадающую с логикой рассудка, но подчиняющуюся своим неисповедимым законам. Будущие аксиологи (Шелер) придавали этому выражению Паскаля очень большое значение: здесь философия впервые признала права вслед за разумом и волей также и третьей, самой сокровенной области человеческой души — сердца как тайника царства ценностей. В одном из сводов дефиниций Лейбница "ценное есть значительное с точки зрения блага” (противоположность ему составляет "пустое”), "значительное” же — то, из чего следует нечто "замечательное”, которое есть в свою очередь вносящее какой-либо великий вклад или вводящее "первенствующее по природе”.
В английском просвещении обращение к "субъективному бытию” прошло под знаком признания в человеке сферы разнообразных чувств (senses). Разделяя ценность вещей и ценность (worth, merit) личности, Шефтсбери отдавал предпочтение последней. Учение Шефтсбери было систематизировано Ф. Хатчесоном, разделявшим два основных "чувства” — "моральное чувство”, которое является единственным достоверным источником суждений о добре и зле, и "внутреннее чувство”, ответственное за художественное восприятие. В отличие от представителей этического сентиментализма, исходивших из абсолютности основных ценностей, Б. Мандевиль придерживался релятивистской точки зрения и стремился показать, что действительным мерилом "ценности и достоинства” вещей является человек, стремящийся к удовлетворению собственных интересов. "Моральное чувство” занимает важное место и в антропологии Юма. Так же, как и сентименталисты, Юм видел источник нравственных суждений и действий не в разуме, а в моральном чувстве, в частности в человеколюбии и справедливости. Последняя составляет основание всех подлинно ценных нравственных побуждений. Рассматривая отдельные примеры добродетели и порока, шотландский философ различает их "положительную ценность” (merit) и "ценность отрицательную” (demerit). Юм занимал двойственную позицию в вопросе об "объективности” ценности: с одной стороны, он утверждал, чтосами по себе объекты лишены всякого достоинства и "свою ценность они извлекают только из аффекта”, что красота и ценность полностью соотносительны с возможностью вызывать "приятное чувствование” у субъекта; с другой — что у объектов есть "собственная ценность”, существует "ценное само по себе”. Вклад Юма в осмысление понятия ценности можно считать самым значительным в этой области рефлексии за весь докантовский период. Среди наиболее "провоцирующих” шагов Юма следует признать выяснение критериев ценности нравственных поступков и различение "ценности-для-себя” и "ценности-для-другого”. Недостатком рассуждений Юма было его понимание ценного как "естественного”, "природного”, не позволяющее понять главного — в чем, собственно, ценность этого ценного?
В знаменитой "Энциклопедии, или Толковом словаре наук, искусств и ремесел” (1765) в специальной статье — "Valeur” — различаются ценность как достоинство вещей самих по себе и цена — как то, что доступно калькуляции; ценности в нравственном аспекте соотносятся с "чувством, порождаемым стремлением к славе и признанию”. Аксиологические проблемы волновали и немецких просветителей. Известный ученик X. Вольфа Баумгартен выделяет в своей "Метафизике” (1739) среди человеческих способностей и способность суждения или оценки (Beurtheilungsvermцgen), ответственную за рецепцию всего воспринимаемого с точки зрения удовольствия, неудовольствия и равнодушия. Он же вводит понятие "эстетическое достоинство (dignitas)”, в коем различаются субъективный и объективный аспекты: первый идентичен "эстетической значительности (gravitas)”. Зульцер вводит понятие "ценность (Wfert) эстетического материала”, которое означает все, что может привлечь внимание души, вызвать чувство. Крузий сформулировал идею свободной человеческой воли — источника нравственного долженствования — как всеобщей и высшей ценности; субъект нравственного веления как высшая ценность является конечной и безусловной целью нравственного поведения, по отношению к которой все является средством (в т. ч. счастье, благо, телесное совершенство и т. д.). Современник Канта Тетенс рассуждает об особых состояниях души, которые он в отличие от ощущений или "первоначальных представлений” называет чувствованиями (Empfmdnisse) — внутренними восприятиями, "ответственными” за удовольствие, приятное, радость, надежду и т. д. Они имеют для субъекта специфическое ценностное значение и служат основанием его оценочного отношения к внешним и внутренним объектам. В соответствии с чувством удовольствия Тетенс определяет и универсальные оценочные понятия истины, добра и красоты, исходные для любых оценочных суждений.
КАНТ. Принципиально новые измерения понятие ценности обретает в сочинениях Канта, который конструирует решения этой проблемы на основаниях, прямо противоположных юмовским: ценность нравственных поступков соотносится не с "природными” для нас расположениями души, вроде симпатии, но как раз с тем противодействием, которое оказывает этим расположениям направляемая разумом воля. В "Основоположении к метафизике нравов” (1785) он вводит понятие "абсолютной ценности (Wert)” чистой доброй воли. Критерий этой "абсолютной ценности” в том, что истинная нравственная ценность присуща лишь тем нравственным действиям, которые совершаются даже не "сообразно долгу”, но только "по долгу”, т. е. из стремления исполнить нравственный закон ради самого закона. Действие по долгу содержит моральную ценность "не в намерении”, которое может быть посредством него реализовано, но в той максиме, согласно которой принимается решение совершить тот или иной поступок, и потому эта ценность зависит только от самого "принципа воления” безотносительно к каким-либо целям. Все имеет лишь ту ценность, которую определяет нравственный закон. Поэтому ценность самого закона является уже безусловной и несравнимой ценностью, которой соответствует категория достоинства (Wьrde), коему следует в свою очередь воздавать "уважение” (Achtung). Только нравственная ценность определяет ценность человеческой индивидуальности. В мире как "царстве целей” различимы три уровня ценностной реальности: (а) то, что имеет рыночную цену (Marktpreis) — умение и прилежание в труде, (б) то, что обладает аффективной ценой (Afiektionspreis) — остроумие, живое воображение, веселость, (в) то, что имеет достоинство, внутреннюю ценность (innere Wert) — нравственные поступки и сами человеческие индивидуальности.
Аксиологические положения "Критики практического разума” (1788) развивают идеи "Основоположения”. Представления личности относительно ценности своего существования основываются на особом чувстве моральной ценности. Истинно нравственное настроение преданности закону делает разумное существо "достойным причастности высшему благу, соразмерному с моральной ценностью его личности”. В "Критике способности суждения” (1790) указывается, что категория ценности релевантна лишь этической области. Приятное, прекрасное и доброе означают три различных отношения к чувству удовольствия и неудовольствия. В каждом случае, однако, речь идет о различных смысловых модальностях: приятное — то, что доставляет удовольствие, прекрасное — то, что нравится, доброе — "то, что ценят, одобряют, то есть то, в чем видят объективную ценность”. Хотя сам Кант выводит, т. о., эстетику за границы ценностно значимого, он оговаривается, что мы придаем ценность нашей жизни посредством целесообразной деятельности (это уже область эстетического). Его исследование суждений вкуса позволяет в определенной степени соотнести и эту проблематику с учением о ценности, поскольку речь идет об оценочных (хотя, правда, и не о ценностных) суждениях. Так, специальный параграф первой части "третьей критики” посвящен проблеме: предшествует ли в суждении вкуса чувство удовольствия оценке предмета или наоборот? Кант обосновывает второй способ его решения, утверждая, что "прекрасно то, что нравится только при оценке”. Эстетическая оценка — "оценка без понятия”, поэтому суждение вкуса не есть познавательное суждение. Эстетическая ценность произведений искусства связана с той "культурой”, которую они дают душе.
Т. о., Канту удалось определить ценностный мир как такой, который творится самим автономным действующим субъектом. Ценностное сознание и ценностное творчество оказываются возможными благодаря чистому "практическому разуму”. Ограничение ценностной сферы нравственной деятельностью было самой смелой попыткой в истории философии разграничить царства ценности и природного бытия. Другую заслугу Канта следует видеть в четко прочерченной иерархии рыночной цены вещей, аффективной цены душевных качеств и "внутренней ценности” — самой свободной и автономной личности. Впервые в истории философии ценность-в-себе становится синонимом личности, и аксиология получает персонологическое обоснование. Наряду с этим Кант привнес в учение о ценностях и телеологическую перспективу: весь мир существует ради ценности личности. Основное значение "третьей критики” Канта следует видеть в исследовании оценочных суждений, которые выявляют важнейшую особенность эстетического восприятия действительности как предваряемого ее оценкой. Правда, рационалистическая интерпретация ценности у Канта оставляла "невостребованным” "порядок сердца”, который не ограничивается установками бескорыстной и автономной воли, сколь бы возвышенными они ни были. "Формальная” природа моральной ценности как следования формальному же категорическому императиву оставляла ее предельно обедненной в сравнении с "материей” (содержанием) нравственных действий, ценность которых Кантом решительно отрицалась. Тем не менее, отмечая односторонности кантовского учения о ценности, нельзя не признать и того, что они же открыли и теоретическое пространство для тех достижений будущей аксиологии, которые в значительной мере и осуществлялись благодаря дистанцированию от них.
ПОСЛЕ КАНТА. Если Кант признавал ценностно релевантным только "чувство моральной ценности”, то послекантовская немецкая философия в целом расширяет эту область, пытаясь переместить ценностный мир из воли в сердце. Правда, Фихте настаивает на том, что ценность индивида определяется его деятельностью (признавая уже, правда, что "безусловной ценностью” и значением обладает только жизнь как таковая), а Г. Хуфеланд видит в ценности прежде всего свойство вещей опосредовать разумное человеческое целеполагание. Однако Ф. Биунде уже считает, что именно чувство является принципом всех ценностных отношений к объектам, которые основываются на эмоциональном или разумном удовольствии, Г. Шульце утверждает, что ценностные суждения "обращаются” к чувствам, а И. Фриз — что чувство определяет ценность или не-ценность вещей. Ф. Аллийн начинает разрабатывать "аксиологическую логику”, анализируя ценностное суждение, в коем оцениваемое образует субъект, а выражение оценки — в виде похвалы или порицания — предикат. Оценочными суждениями (в которых объект одобряется или не одобряется) занимался Гербарт, противопоставляя их суждениям теоретическим и дифференцируя оценки эстетические и этические. Бенеке, писавший преимущественно в 1830-е гг. и пытавшийся основать этику на ценностном чувстве, утверждал, что мы оцениваем вещи, исходя из их со
действия "подъему” и "спаду” наших внутренних чувствований. Это содействие может быть трех ступеней: непосредственное, в воображении и в воспроизводстве в качестве желаний, ведений и т. п., которые и образуют "умонастроение” и основание действий. См. также статью Аксиология.
Лит.: СтоловичЛ. Н. Красота. Добро. Истина; Очерк истории эстетической аксиологии. М., 1994; Столяров А. А. Стоя и стоицизм. М1995; Шохин В. К. Классическая философия ценностей: предыстория, проблемы, результаты.— "Альфа и Омега”, 1998, № 3(17), с. 295—315; EislerR. Wörterbuch der philosophischen Begriffe historischquellenrnässig bearbeitet, Bd. III. B., 1930; Kraus 0. Die \\fcrttheorien. Geschichte und Kritik. Brьn-Lpz., 1937.
В. К. Шохин
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
Синонимы: авторитетность, аксиология, важность, вес, достоинство, драгоценность, значение, значимость, калорийность, клад, многознаменательность, многоценность, неоцененность, неоценимость, нещечко, нужность, перл, преимущество, самоценность, сверхценность, сила, смысл, сокровище, стоимость, традиция, цена
Ценностные ориентации.
Понятно, что ценностные ориентации формируются, складываются, развиваются и меняются в ходе накопления субъектом жизненного опыта в условиях изменяющегося мира, а находят свое выражение ...Ценностные ориентации достаточно жестко привязаны как к интеллектуально волевой, так и к эмоциональной сферам социальной активности субъекта и во многом, а ...
Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей
Опыт переоценки всех ценностей Первое издание «Воли к власти» появилось в 1901 году. Далее произведение было переработано и заново составлено: первая и третья книги ... Опыт переоценки всех ценностей» — в этой формуле выражено некое противоборствующее движение по отношению к принципу и задаче, — движение, которое когда нибудь в будущем сменит ...
Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей (2)
...мир не имеет всей той ценности, которую мы в нем полагали, — сама наша вера так повысила наши стремления к познанию, что мы не можем теперь не ...влечет нас на поиски новых ценностей. In summa: мир имеет, быть может, несравненно большую ценность, чем мы полагали — мы должны убедиться в наивности наших идеалов и ...
Духовные и нравственные ценности личности.
...и провозглашают духовные и нравственные ценности личности [2,с.47 49;3,с.199 203], что являлось крупной научной революцией. Духовно нравственные ценности человечества, которые являются предметом изучения ...
Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей (6)
Одним словом, чувство, как мерило ценности не на высоте времени. Если обобщить. Чувство ценности всегда отстает: оно выражает условия сохранения, роста, соответствующие гораздо более раннему времени: ...
Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей (3)
Недоверие к нашей прежней оценке ценностей вырастает до вопроса: «не служат ли все «ценности» приманкой, затягивающей комедию, но ни в каком случае не приводящей ее к ...
Философия (13)
...это совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению....своей символикой, традициями, идеалами, установками, ценностными ориентациями и, наконец, образом мысли и жизни — этой центрирующей силой, живой душой культуры. И в этом смысле бытие культуры приобретает ...
Инструментальные и терминальные ценности
...этой модели лежит предположение, что ценности могут трансформироваться под влиянием воспитания и культуры. Выделяется два класса ценностей: ценные сами по себе (терминальные) и используемые для достижения ...
Методика определения степени ценностно-ориентационного единства группы. (1)
Методика определения степени ценностно ориентационного единства группы. Использование методики определения ценностно ориентационного единства (ЦОЕ) группы позволяет экспериментатору ответить на вопрос о том, можно ли ...
ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ
Это общечеловеческие (вершинные) ценности (Творчество, Люди, Бог, Истина, Власть, Закон и т.д.), повседневные ценности (заботы о семье и порядке в доме), личностные ценности (...
Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей (7)
...деятельность, крепость тела вновь приобретают ценность, оценки {48} становятся более физическими, в питании появляется больше мяса. Прекрасные мужи становятся вновь возможными.... Морально — христианские суждения ценности как восстание рабов и рабская лживость (по сравнению с аристократическими ценностями античного мира).
Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей (5)
...точек зрения по отношению к ценности цивилизации. Социальное изобретение для Вольтера — прекраснейшее из всех: нет цели выше, как поддерживать и усовершенствовать его; в том то и ...знаток человека; грубо заблуждающийся относительно ценности великих исторических моментов (Французская революция); фанатик морали а lа Руссо; с подпочвенным христианством оценок; догматик с головы до пят, но ...
Методика определения степени ценностно-ориентационного единства группы. (2)
Оценивая диагностико исследовательские возможности рассмотренного варианта методической процедуры определения уровня ЦОЕ, необходимо остановиться как на его ...количественными показателями групповой сплоченности как ценностно ориентационного единства ее членов. В то же время, если нас интересует степень совпадения мнений, оценок, установок какого то конкретного члена ...
Э. Фромм. Особенности ценностных ориентаций.
Берущий (получающий) Ответственный Почтительный (преданный) Скромный Обаятельный Сговорчивый (адаптирующийся) Социально приспособленный Идеалистичный Восприимчивая (чувствительный) Вежливый Оптимистичный Доверчивый (доверяющий) Нежный (...или прошлым Без принципов и ценностей Неспособный к уединению Бесцельный Релятивистский Сверхактивный Бестактный Умничающий Неразборчивый Безразличный Глуповатый Расточительный
Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей (4)
70 Против учения о влиянии среды и внешних причин: — внутренняя сила бесконечно важнее; многое, что представляется влиянием извне, в ...существенное в воле) — типично: умаление ценности воли вплоть до полного непонимания его. Вместе с тем — ненависть к воле; попытка в «не волении», в «пребывании бесцельным субъектом» (...
Методика определения степени ценностно-ориентационного единства группы. (3)
пп Список характеристик лидера А Б В Г Д Е Ж Средн. арифм. суммы рангов Порядк.
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (1)
...и воли к самоопределению, самоустановлению ценностей, эта воля к свободной воле; и какая печать болезненности лежит на диких попытках и странностях, посредством которых освобожденный, развязавшийся стремится ... "Нельзя ли перевернуть все ценности? И, может быть, добро есть зло? А Бог – выдумка и ухищрение дьявола? ИИ, может быть, в последней своей основе все ...
АКСИОЛОГИЯ
...учение) — философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам....постановкой под сомнение наиболее значимых ценностей христианской цивилизации в концепциях Шопенгауэра, Кьеркегора, Дильтея и др., но прежде всего с "открытым вызовом" им, брошенным Ницше; 6) с ...
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (3)
Все суждения о ценности жизни развиты нелогично и потому несправедливы. Нечистота суждения лежит, прежде всего, в характере доступности материала, который именно весьма неполон, во ...без некоторого рода познающего определения ценности цели не существует у человека. Мы – изначально нелогичные и потому несправедливые существа и можем познать это; и это есть одна ...
Философия (2)
Культура являет собой духовные ценности, достижения науки, философии, искусства, образования, а цивилизация — это степень развития общества с технологической, хозяйственной, социально политической стороны....три основных типа смыслов: знания; ценности; регулятивы (правила действий). Взаимосвязи между знаниями, ценностями и регу лятивами определяют особенности: — духовной культуры (мифологии, религии, искусства, философии); — социальной культуры (...
Карл Густав Юнг Психологические типы (33)
...исключает eo ipso переживание аффективной ценности представлений, и поэтому аффективность только и может быть поверхностной. Но в то же время это же создает возможность быстрого приспособления ...облегчается незнанием того, какую аффективную ценность имеет представление и поступок и как он действует на других людей. Быстро возобновляющаяся готовность мешает переработке восприятий и опыта, так ...
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (11)
157 Страдания гения и их ценность. Художественный гений хочет приносить радость, но, когда он стоит на очень высокой ступени, ему легко недостает участников радости; он предлагает ...страдающему бытию, чувства, которые приобретают ценность лишь в сочетании с особенно трудными и далекими познаниями (сострадание само по себе имеет небольшую ценность).
Обман (15)
...цинизм и неверие в высшие ценности...А пушкинский "возвышающий обман", символизирующий веру в идеал, в наивысшие ценности и смыслы, есть способ сохранения надежды на ...
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (24)
455 Политическая ценность отцовства. Когда человек не имеет сыновей, он не имеет и полного права участвовать в обсуждении потребностей отдельного государства.... Что мы придаем больше ценностиудовлетворению тщеславия, чем всякому другому благополучию (обеспеченности, устроенности, удовольствиям всякого рода), это в смешной мере обнаруживается в том, что каждый (...
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (6)
...распространения и растет потому, что ценность затраченного усилия и усердия присчитывается еще каждым отдельным человеком к ценности почитаемой вещи. – Сколь мало нравственным выглядел бы миро без ...
Фридрих Ницше. УТРЕННЯЯ ЗАРЯ, ИЛИ МЫСЛЬ О МОРАЛЬНЫХ ПРЕДРАССУДКАХ (2)
...основываются на гипотезах наименьшей научной ценности, доказать или опровергнуть которые из результатов, в сущности, одинаково невозможно. Но прежде, в эпоху невежества и небольших требований, предъявляемых к ... Ценность этой благородной веры, несмотря на то что благодаря очень частым и почти обыкновенным противоречиям она сделалась pia fraus, дала любви ...
Карл Густав Юнг Психологические типы (7)
...одна сторона утверждает, что главная ценность и главное значение заключаются в чувственно воспринимаемом, субъектом чего — хотя и не всегда — является человеческое и личностное или, по крайней ...стоит за то, что главная ценность заключается в абстрактном и внечеловеческом, коего субъект есть функция, то есть объективный естественный процесс, протекающий в безличной закономерности, по ту ...
Карл Густав Юнг Психологические типы (6)
...поскольку тогда вообще говорили о ценности человека — человеку давалась метафизическая оценка, которая возникла вместе с мыслью о неутериваемой ценности человеческой души.
Карл Густав Юнг и последователи Человек и его символы (21)
...их таинственной душой и преувеличенной ценностью, придаваемой даже хламу. В действительности это проекция их собственной темноты, собственной земной тени, содержимого, утерянного и покинутого ими и их ...именно сознание располагает ключами к ценностям подсознания и, следовательно, играет решающую роль. Лишь сознание способно определить смысл образов и распознать их значение для человека здесь и ...
Философия (10)
...ним относятся логические аксиомы; моральные ценности и т. п.). Интеллектуальной интуицией Декарт, а позже и Спиноза называли понимание сути предмета, которое получено с помощью интуиции (духовного ...уникальны; — оно целиком зависит от ценностей и оценок, наукой о которых является философия. 60. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ В ПОЗИТИВИЗМЕ И НЕОПОЗИТИВИЗМЕ Позитивизм — философское направление, которое исходит из ...
Философия (7)
...сознании соединяются: — античная установка на ценность предметного мира, направленность внимания на него; — личностный навык работы сознания с самим собой. Ницше стремился создать основы новой морали «сверхчеловека» ...личности и трансформации ее жизненных ценностей и идеалов. 41. ЕВРОПЕЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ COGITO Истина в традиции сogito выступает как свойство знания, предстает в парадигме субъект объектных реляций.
Карл Густав Юнг Психологические типы (55)
Позитивист преуменьшает все ценности, сводя их к элементам, ниже их стоящим; он объясняет высшее низшим и развенчивает его, показывая, что все это не что ...приобщить себе, пронизав его эмоциональнымиценностями; абстракция же, напротив, лишает объект всего, что напоминает о жизни, и постигает его чисто интеллектуально, кристаллизованной мыслью, застывшей в суровых ...
Карл Густав ЮНГ. Аналитическая ПСИХОЛОГИЯ. ТАВИСТОКСКИЕ ЛЕКЦИИ (1)
...чувственных тонов информирует нас о ценности вещей. Оно говорит субъекту, что тот или иной предмет стоит для него, какую ценность он представляет.
Философия (3)
Гуманизм — разновидность антропоцентризма, воззрения, признающие ценность человека как личности, его права на свободу и счастье. Светские интересы, полнокровная земная жизнь человека были противопоставлены феодальному аскетизму: — Петрарка, ... Философия эпохи Возрождения наполнена признанием ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Этапы развития гуманизма: — светское свободомыслие, которое противостоит средневековой ...
ШЕЛЕР (Scheler) Макс
...в этике и материалистическая этика ценностей" (вышла двумя выпусками в 1913—1916; в 1916 вышла отдельным изданием). Главная работа позднего периода — "Положение человека в космосе" (1928), ...1914, опубликована в 1933), "Кризис ценностей" (1919), "О вечном в человеке" (1921), "К феноменологии и теории симпатии и о любви и ненависти (1923), "Формы знания и ...
Логос (513)
), посвященный теории ценности и денег. Предисловие «Zur Kritik» содержит научную автобиографию М. и его социологическую profession de foi....себе историю учений о прибавочной ценности, будет издан Каутским. В 1864 г., с основанием «международной ассоциации рабочих», М. вновь представилась возможность практически воздействовать на рабочий класс, ...
Николай Бердяев. О РАБСТВЕ И СВОБОДЕ ЧЕЛОВЕКА. (11)
...У ЦИВИЛИЗАЦИИ И ПРЕЛЬЩЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ Человек находится в рабстве не только у природы и общества, но и у цивилизации. Употребляю сейчас слово «цивилизация» в распространенном ... О ценностях культуры речь будет потом. Цивилизация создана человеком, чтобы освободиться от власти стихийных сил природы. Человек выдумал орудия, которые поставил между ...
БАДЕНСКАЯ (ФРЕЙБУРГСКАЯ, ЮГО-ЗАПАДНО-ГЕРМАНСКАЯ) ШКОЛА
...и мир объектов, ибо неизвестны ценности этого всеобъемлющего мирового "Я", которое может быть столь же ничтожным и лишенным всякой ценности, как и любой индивидуальный S.
Эрос и пол 3
...спасается творчеством иных, более частных ценностей, ценностей художественных и интеллектуальных, которые принято объединять в обширную сферу сублимации. Сублимация же означает видоизменение и «возвышение» (в дальнейшем станет ...
Карл Густав Юнг Психологические типы (20)
...лишает аффективное стремление почти всякой ценности. Однако я склонен допустить, что в данном случае автор недооценивает в той же мере, в какой он ранее переоценивал....всегда бывает неприятна или лишена ценности. Она нередко остается в пределах приспособленной, воспитательной тенденции, которая приносит очень много пользы. Зависимость суждений тоже не всегда и не ...
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (12)
...которой выдающийся человек приписывает большую ценность, несмотря на смех и глумление незначительных людей, есть для него – ключ к потаенным сокровищницам, для остальных же – не более чем ...юность и детство имеют собственную ценность и совсем не могут быть рассматриваемы только как переходы и мосты, так и незаконченные мысли имеют свою ценность.
Владимир Сергеевич Соловьев (6)
...для исполнения добра; но вся ценность добра – в его исполнении; значит, вне истинной религии этика не имеет никакого значения». Что истинная религия дает силы своим истинным ... И несправедливо, будто бы вся ценность добра – в факте его исполнения: важен и образисполнения. Бессознательное автоматическое совершение добрых поступков не соответствует достоинству человека, а следовательно, не ...
Карл Густав Юнг. Об отношении аналитической психологии к поэзии. (9)
...образуется состав определенных архетипов, символов, ценностей и установок, на который проецируется архетипическое содержимое бессознательного, и который, приняв жесткие формы мифа и культа, становится догматическим наследием группы....сознание, культурный канон, система высших ценностей цивилизации, на которые ориентировано образование и которые оказывают решающее воздействие на развитие индивидуального сознания. Но бок о бок с этой ...
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (4)
Принятый некогда порядок ценности благ, смотря по тому, хочет ли того или иного низший, более высокий или высший эгоизм, определяет теперь нравственность или безнравственность ... Но порядокценности благ непостоянен и неодинаков во все времена; если кто либо предпочитает месть справедливости, то по мерилу прежней культуры это нравственно, ...
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (14)
...что при известных метафизических предпосылках ценность искусства значительно возрастает, например когда существует вера в то, что характер неизменен и что сущность мира постоянно выражается во всех ... 234 Ценность середины пути. Быть может, созидание гения есть удел лишь ограниченной эпохи человеческой истории. Ибо нельзя ожидать от будущего человечества зараз ...
Отто Вайнингер. Пол и Характер. 12
...тот не легко отдает эти ценности в руки смерти. Поэтому у гениальных людей, обладающих богатейшим прошлым, изначальная, самобытная потребность в бессмертии выступает с особенной силой и ...в прошлом и ее высокая ценность соединяется в человеке с надеждой на потустороннее существование. Найти более глубокое ос нование этого взаимоотношения еще не входило в наши ...
Философия (9)
...это свойство человеческого духа величайшей ценности, оно восполняет недостаток наглядности в потоке отвлеченной мысли. Без воображения познание невозможно. Основные методы исследования в науке, особенно в естествознании, — ... Факты приобретают научную ценность при условии, что есть теория, их истолковывающая, есть метод их классификации, они осмыслены в связи с другими фактами. 50.
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (27)
536 Ценность пошлых противников. Иногда остаешься верным делу лишь потому, что его противники не перестают быть пошлыми. 537 Ценность профессии.
...открыть путь к самым совершенным ценностям. Философия как система делится: на теорию познания; метафизику (онтологию, философскую антропологию, космологию, теологию, философию существования); логику (математику, логистику); этику; философию ...к существующему знанию и социокультурным ценностям); — аксиологическая функция (от греч. axios — ценный; любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих ...
Ценность — важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Однако значимость и полезность присущи им не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а являются субъективными оценками конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека, человек в них заинтересован или испытывает потребность. Система ценностей играет роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности человека, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям. Например, стакан, будучи инструментом для питья, проявляет это своё полезное свойство как потребительная стоимость, материальное благо. Являясь продуктом труда и предметом товарного обмена, стакан выступает как экономическая ценность, стоимость. Если стакан представляет собой предмет искусства, он наделяется ещё и эстетической ценностью, красотой.
Употребляется в нескольких смыслах:
Ценность — как характеристика предмета, обозначающая признание его значимости. Разделяют «Материальные ценности» и «Духовные ценности». Известно понятие «Вечные ценности».
Ценность — в философии — указание на личностную, социально-культурную значимость определённых объектов и явлений.
Ценность — в экономике — используется как синоним понятия «потребительная стоимость», то есть значимость, полезность предмета для потребителя.
Психологическое понятие «Система ценностей» подразумевает под ценностями то, что индивидуум ценит в окружающем его социуме. Тесно связано с понятием мотивация.
ЦЕННОСТЬ — одна из основных понятийных универсалий философии, означающая в самом общем виде невербализуемые, "атомарные” составляющие наиболее глубинного слоя всей интенциональной структуры личности — в единстве предметов ее устремлений (аспект будущего), особого переживания-обладания (аспект настоящего) и хранения своего "достояния” в тайниках сердца (аспект прошедшего), — которые конституируют ее внутренний мир как "уникальносубъективное бытие”. Историческая и логическая контаминация философского понятия ценности и основной категории политэкономии — "стоимость” (ср. "цена”), с одной стороны, и его близость другим понятиям, маркирующим интенциональность индивида — прежде всего благо и цель — с другой, обусловливает сложность "обособления” понятия ценности в его историческом развитии.
АНТИЧНОСТЬ. Одним из первых философских текстов, в котором философское понятие ценности уже начинает отделяться от понятия стоимости, будучи обозначено еще тем же словом (άξια), можно считать пассаж в псевдоплатоновском диалоге "Пшпарх” (231 е-232 а), где предпринимается едва ли не первая в истории философии попытка сопоставления объемов "ценного” и "благого”. Объем первого шире, чем второго, т. к. в терминологии этого диалога "благое” включается в "ценное”, но само включает в сравнении с ним дополнительную характеристику — приносить истинную выгоду, иметь подлинную пользу. "Благое” есть то ценное, которое помимо прибыльности обладает полезностью, "просто ценное” — только прибыльное, "неценное” — лишенное и прибыльности. В раннем диалоге Платона "Лисвд” намечается то распределение этических параметров, которое предопределяет едва ли не все будущее пространство античных рассуждений о ценности: различаются "как бы неких три рода — благое, дурное и третье — ни хорошее, ни дурное” (216 d-217 b). Последнее уточнено и терминологизировано в "Горгии”: оно обозначается в качестве безразличного — адиафоры (αδιάφορα). В "Законах” Платон различает ценности обычного порядка (душевные, телесные, внешние) и ценность второго порядка, "метаценность”, присутствие которой обусловливает ценность самого ценного.
У Аристотеля сравнительная ценность благ соотносится с категорией цели: ценнее то благо, которое ближе к цели; из двух благ более ценно то, которое является таковым не только для меня, но и "вообще”. В "Никомаховой этике” слова, производные от αξία, употребляются для обозначения самооценки (αξίωμα) или добродетели "достоинство” (άξιον). Лексика же, связанная с "ценностью”, "ценимым”, "ценным”, восходит к слову (τϊμή) ("цена”). Философия, по Аристотелю, это — "заглавная наука о том, что всего ценнее”, и потому она являет единство научного познания и "постижения умом вещей по природе наиболее ценных”.
Идея адиафоры принимается не только у академиков, но и у перипатетиков и киников. Подробно же она разрабатывается только у стоиков. У Зенона Китайского "безразличное” есть нейтральное относительно конечной цели нравственного блага—но оно не "безразлично” относительно своей сравнительной ценности (αξία). Соответствующее "природе” (здоровье, красота, богатство и т. п.) есть ценное или "предпочитаемое” (προηλμενον), противоположное — лишенное ценности или "непредпочитаемое” (άποπρσηλμενον). При этом Зенон полагает, что само благо обладает "высшей ценностью”. В целом, по Диогену Лаэрцию, слово "ценность” означает у ранних стоиков: (а) "свойственное всякому благу содействование согласованной жизни”, (б) "пользу, содействующую жизни согласно с природой”, (в) обычную меновую стоимость товара (VII. 105). Хрисипп настаивал на принципиальных различиях между благом и ценностью: первое неизменно и не может в отличие от второго допускать приращения или уменьшения. Ценность не допускается в область блага; между благом и неблагом не может быть ничего, рядоположенного им. Ко времени Хрисиппа относится систематизация "безразличного”, о которой свидетельствует Диоген Лаэрций (VII. 102—105. Ср. Секст Эмпирик. Против ученых XI. 59—63, Пирроновы положения III. 177,191—192). Панэтий Родосский, открывший эпоху т. н. Средней Стой, принципиально модифицирует понятие блага за счет включения в него "природных ценностей” (здоровье, красота и т. п.). Согласно скептикам, нет ничего ценного по природе за отсутствием собственно "безразличного”, как нет также и природного блага и зла.
В античных приближениях к категории ценности уже в значительной мере предвосхищена современная аксиологическая проблематика. Вместе с тем античная категория ценности была лишена "персонализма” из-за отсутствия в античной философии в целом еще самой личностной антропологии. Средние века оказались для изучения ценности в собственном смысле "темными веками”. Хотя латинский коррелят греческой αξία — aestimatio — бытовал еще со времен Цицерона, на Западе он был освоен преимущественно в его экономических коннотациях. Схоластическая мысль подробно исследовала, опираясь на "Никомахову этику” и общее платоновско-аристотелевское наследие, "онтологию блага”, иерархическую субординацию благ, различение благ условных и Блага безусловного, но внутренний мир личности и конституирующих его ценностей оставался для нее закрытым.
НОВОЕ ВРЕМЯ. "Аксиологические” изыскания древних оказались не замеченными новоевропейской философией, которой пришлось заново открывать ценностную проблематику, приоткрытую уже последователями Зенона. Монтень указывал на субъективную природу ценности. Гоббс выделял "ценность человека”, которая не отличается от его "стоимости” и есть его "цена”, и "достоинство” — общественную ценность человека, которая есть та "цена”, которую ему дает государство. Декарт видел назначение разума в установлении "подлинной ценности (valeur) всех благ”. "Ценность”, т. о., соотносилась им с миром субъекта — с нравственной деятельностью. Необходимо знать истинную "цену” добра и зла и уметь различать их; наша любовь и неприязнь к вещам обусловливается тем, насколько они представляются нам ценными, а не наоборот. Паскаль различал среди человеческих достоинств условные (связанные с социальным статусом и легитимизируемые "внешними церемониями”) и естественные (относящиеся к душе или телу). Ему же принадлежит афористическое словосочетание "порядок сердца” (ordre du coer), означающее "логику сердца”, не совпадающую с логикой рассудка, но подчиняющуюся своим неисповедимым законам. Будущие аксиологи (Шелер) придавали этому выражению Паскаля очень большое значение: здесь философия впервые признала права вслед за разумом и волей также и третьей, самой сокровенной области человеческой души — сердца как тайника царства ценностей. В одном из сводов дефиниций Лейбница "ценное есть значительное с точки зрения блага” (противоположность ему составляет "пустое”), "значительное” же — то, из чего следует нечто "замечательное”, которое есть в свою очередь вносящее какой-либо великий вклад или вводящее "первенствующее по природе”.
В английском просвещении обращение к "субъективному бытию” прошло под знаком признания в человеке сферы разнообразных чувств (senses). Разделяя ценность вещей и ценность (worth, merit) личности, Шефтсбери отдавал предпочтение последней. Учение Шефтсбери было систематизировано Ф. Хатчесоном, разделявшим два основных "чувства” — "моральное чувство”, которое является единственным достоверным источником суждений о добре и зле, и "внутреннее чувство”, ответственное за художественное восприятие. В отличие от представителей этического сентиментализма, исходивших из абсолютности основных ценностей, Б. Мандевиль придерживался релятивистской точки зрения и стремился показать, что действительным мерилом "ценности и достоинства” вещей является человек, стремящийся к удовлетворению собственных интересов. "Моральное чувство” занимает важное место и в антропологии Юма. Так же, как и сентименталисты, Юм видел источник нравственных суждений и действий не в разуме, а в моральном чувстве, в частности в человеколюбии и справедливости. Последняя составляет основание всех подлинно ценных нравственных побуждений. Рассматривая отдельные примеры добродетели и порока, шотландский философ различает их "положительную ценность” (merit) и "ценность отрицательную” (demerit). Юм занимал двойственную позицию в вопросе об "объективности” ценности: с одной стороны, он утверждал, чтосами по себе объекты лишены всякого достоинства и "свою ценность они извлекают только из аффекта”, что красота и ценность полностью соотносительны с возможностью вызывать "приятное чувствование” у субъекта; с другой — что у объектов есть "собственная ценность”, существует "ценное само по себе”. Вклад Юма в осмысление понятия ценности можно считать самым значительным в этой области рефлексии за весь докантовский период. Среди наиболее "провоцирующих” шагов Юма следует признать выяснение критериев ценности нравственных поступков и различение "ценности-для-себя” и "ценности-для-другого”. Недостатком рассуждений Юма было его понимание ценного как "естественного”, "природного”, не позволяющее понять главного — в чем, собственно, ценность этого ценного?
В знаменитой "Энциклопедии, или Толковом словаре наук, искусств и ремесел” (1765) в специальной статье — "Valeur” — различаются ценность как достоинство вещей самих по себе и цена — как то, что доступно калькуляции; ценности в нравственном аспекте соотносятся с "чувством, порождаемым стремлением к славе и признанию”. Аксиологические проблемы волновали и немецких просветителей. Известный ученик X. Вольфа Баумгартен выделяет в своей "Метафизике” (1739) среди человеческих способностей и способность суждения или оценки (Beurtheilungsvermцgen), ответственную за рецепцию всего воспринимаемого с точки зрения удовольствия, неудовольствия и равнодушия. Он же вводит понятие "эстетическое достоинство (dignitas)”, в коем различаются субъективный и объективный аспекты: первый идентичен "эстетической значительности (gravitas)”. Зульцер вводит понятие "ценность (Wfert) эстетического материала”, которое означает все, что может привлечь внимание души, вызвать чувство. Крузий сформулировал идею свободной человеческой воли — источника нравственного долженствования — как всеобщей и высшей ценности; субъект нравственного веления как высшая ценность является конечной и безусловной целью нравственного поведения, по отношению к которой все является средством (в т. ч. счастье, благо, телесное совершенство и т. д.). Современник Канта Тетенс рассуждает об особых состояниях души, которые он в отличие от ощущений или "первоначальных представлений” называет чувствованиями (Empfmdnisse) — внутренними восприятиями, "ответственными” за удовольствие, приятное, радость, надежду и т. д. Они имеют для субъекта специфическое ценностное значение и служат основанием его оценочного отношения к внешним и внутренним объектам. В соответствии с чувством удовольствия Тетенс определяет и универсальные оценочные понятия истины, добра и красоты, исходные для любых оценочных суждений.
КАНТ. Принципиально новые измерения понятие ценности обретает в сочинениях Канта, который конструирует решения этой проблемы на основаниях, прямо противоположных юмовским: ценность нравственных поступков соотносится не с "природными” для нас расположениями души, вроде симпатии, но как раз с тем противодействием, которое оказывает этим расположениям направляемая разумом воля. В "Основоположении к метафизике нравов” (1785) он вводит понятие "абсолютной ценности (Wert)” чистой доброй воли. Критерий этой "абсолютной ценности” в том, что истинная нравственная ценность присуща лишь тем нравственным действиям, которые совершаются даже не "сообразно долгу”, но только "по долгу”, т. е. из стремления исполнить нравственный закон ради самого закона. Действие по долгу содержит моральную ценность "не в намерении”, которое может быть посредством него реализовано, но в той максиме, согласно которой принимается решение совершить тот или иной поступок, и потому эта ценность зависит только от самого "принципа воления” безотносительно к каким-либо целям. Все имеет лишь ту ценность, которую определяет нравственный закон. Поэтому ценность самого закона является уже безусловной и несравнимой ценностью, которой соответствует категория достоинства (Wьrde), коему следует в свою очередь воздавать "уважение” (Achtung). Только нравственная ценность определяет ценность человеческой индивидуальности. В мире как "царстве целей” различимы три уровня ценностной реальности: (а) то, что имеет рыночную цену (Marktpreis) — умение и прилежание в труде, (б) то, что обладает аффективной ценой (Afiektionspreis) — остроумие, живое воображение, веселость, (в) то, что имеет достоинство, внутреннюю ценность (innere Wert) — нравственные поступки и сами человеческие индивидуальности.
Аксиологические положения "Критики практического разума” (1788) развивают идеи "Основоположения”. Представления личности относительно ценности своего существования основываются на особом чувстве моральной ценности. Истинно нравственное настроение преданности закону делает разумное существо "достойным причастности высшему благу, соразмерному с моральной ценностью его личности”. В "Критике способности суждения” (1790) указывается, что категория ценности релевантна лишь этической области. Приятное, прекрасное и доброе означают три различных отношения к чувству удовольствия и неудовольствия. В каждом случае, однако, речь идет о различных смысловых модальностях: приятное — то, что доставляет удовольствие, прекрасное — то, что нравится, доброе — "то, что ценят, одобряют, то есть то, в чем видят объективную ценность”. Хотя сам Кант выводит, т. о., эстетику за границы ценностно значимого, он оговаривается, что мы придаем ценность нашей жизни посредством целесообразной деятельности (это уже область эстетического). Его исследование суждений вкуса позволяет в определенной степени соотнести и эту проблематику с учением о ценности, поскольку речь идет об оценочных (хотя, правда, и не о ценностных) суждениях. Так, специальный параграф первой части "третьей критики” посвящен проблеме: предшествует ли в суждении вкуса чувство удовольствия оценке предмета или наоборот? Кант обосновывает второй способ его решения, утверждая, что "прекрасно то, что нравится только при оценке”. Эстетическая оценка — "оценка без понятия”, поэтому суждение вкуса не есть познавательное суждение. Эстетическая ценность произведений искусства связана с той "культурой”, которую они дают душе.
Т. о., Канту удалось определить ценностный мир как такой, который творится самим автономным действующим субъектом. Ценностное сознание и ценностное творчество оказываются возможными благодаря чистому "практическому разуму”. Ограничение ценностной сферы нравственной деятельностью было самой смелой попыткой в истории философии разграничить царства ценности и природного бытия. Другую заслугу Канта следует видеть в четко прочерченной иерархии рыночной цены вещей, аффективной цены душевных качеств и "внутренней ценности” — самой свободной и автономной личности. Впервые в истории философии ценность-в-себе становится синонимом личности, и аксиология получает персонологическое обоснование. Наряду с этим Кант привнес в учение о ценностях и телеологическую перспективу: весь мир существует ради ценности личности. Основное значение "третьей критики” Канта следует видеть в исследовании оценочных суждений, которые выявляют важнейшую особенность эстетического восприятия действительности как предваряемого ее оценкой. Правда, рационалистическая интерпретация ценности у Канта оставляла "невостребованным” "порядок сердца”, который не ограничивается установками бескорыстной и автономной воли, сколь бы возвышенными они ни были. "Формальная” природа моральной ценности как следования формальному же категорическому императиву оставляла ее предельно обедненной в сравнении с "материей” (содержанием) нравственных действий, ценность которых Кантом решительно отрицалась. Тем не менее, отмечая односторонности кантовского учения о ценности, нельзя не признать и того, что они же открыли и теоретическое пространство для тех достижений будущей аксиологии, которые в значительной мере и осуществлялись благодаря дистанцированию от них.
ПОСЛЕ КАНТА. Если Кант признавал ценностно релевантным только "чувство моральной ценности”, то послекантовская немецкая философия в целом расширяет эту область, пытаясь переместить ценностный мир из воли в сердце. Правда, Фихте настаивает на том, что ценность индивида определяется его деятельностью (признавая уже, правда, что "безусловной ценностью” и значением обладает только жизнь как таковая), а Г. Хуфеланд видит в ценности прежде всего свойство вещей опосредовать разумное человеческое целеполагание. Однако Ф. Биунде уже считает, что именно чувство является принципом всех ценностных отношений к объектам, которые основываются на эмоциональном или разумном удовольствии, Г. Шульце утверждает, что ценностные суждения "обращаются” к чувствам, а И. Фриз — что чувство определяет ценность или не-ценность вещей. Ф. Аллийн начинает разрабатывать "аксиологическую логику”, анализируя ценностное суждение, в коем оцениваемое образует субъект, а выражение оценки — в виде похвалы или порицания — предикат. Оценочными суждениями (в которых объект одобряется или не одобряется) занимался Гербарт, противопоставляя их суждениям теоретическим и дифференцируя оценки эстетические и этические. Бенеке, писавший преимущественно в 1830-е гг. и пытавшийся основать этику на ценностном чувстве, утверждал, что мы оцениваем вещи, исходя из их со
действия "подъему” и "спаду” наших внутренних чувствований. Это содействие может быть трех ступеней: непосредственное, в воображении и в воспроизводстве в качестве желаний, ведений и т. п., которые и образуют "умонастроение” и основание действий. См. также статью Аксиология.
Лит.: СтоловичЛ. Н. Красота. Добро. Истина; Очерк истории эстетической аксиологии. М., 1994; Столяров А. А. Стоя и стоицизм. М1995; Шохин В. К. Классическая философия ценностей: предыстория, проблемы, результаты.— "Альфа и Омега”, 1998, № 3(17), с. 295—315; EislerR. Wörterbuch der philosophischen Begriffe historischquellenrnässig bearbeitet, Bd. III. B., 1930; Kraus 0. Die \\fcrttheorien. Geschichte und Kritik. Brьn-Lpz., 1937.
В. К. Шохин
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
Синонимы: авторитетность, аксиология, важность, вес, достоинство, драгоценность, значение, значимость, калорийность, клад, многознаменательность, многоценность, неоцененность, неоценимость, нещечко, нужность, перл, преимущество, самоценность, сверхценность, сила, смысл, сокровище, стоимость, традиция, цена
Ценностные ориентации.
Понятно, что ценностные ориентации формируются, складываются, развиваются и меняются в ходе накопления субъектом жизненного опыта в условиях изменяющегося мира, а находят свое выражение ...Ценностные ориентации достаточно жестко привязаны как к интеллектуально волевой, так и к эмоциональной сферам социальной активности субъекта и во многом, а ...
Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей
Опыт переоценки всех ценностей Первое издание «Воли к власти» появилось в 1901 году. Далее произведение было переработано и заново составлено: первая и третья книги ... Опыт переоценки всех ценностей» — в этой формуле выражено некое противоборствующее движение по отношению к принципу и задаче, — движение, которое когда нибудь в будущем сменит ...
Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей (2)
...мир не имеет всей той ценности, которую мы в нем полагали, — сама наша вера так повысила наши стремления к познанию, что мы не можем теперь не ...влечет нас на поиски новых ценностей. In summa: мир имеет, быть может, несравненно большую ценность, чем мы полагали — мы должны убедиться в наивности наших идеалов и ...
Духовные и нравственные ценности личности.
...и провозглашают духовные и нравственные ценности личности [2,с.47 49;3,с.199 203], что являлось крупной научной революцией. Духовно нравственные ценности человечества, которые являются предметом изучения ...
Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей (6)
Одним словом, чувство, как мерило ценности не на высоте времени. Если обобщить. Чувство ценности всегда отстает: оно выражает условия сохранения, роста, соответствующие гораздо более раннему времени: ...
Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей (3)
Недоверие к нашей прежней оценке ценностей вырастает до вопроса: «не служат ли все «ценности» приманкой, затягивающей комедию, но ни в каком случае не приводящей ее к ...
Философия (13)
...это совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению....своей символикой, традициями, идеалами, установками, ценностными ориентациями и, наконец, образом мысли и жизни — этой центрирующей силой, живой душой культуры. И в этом смысле бытие культуры приобретает ...
Инструментальные и терминальные ценности
...этой модели лежит предположение, что ценности могут трансформироваться под влиянием воспитания и культуры. Выделяется два класса ценностей: ценные сами по себе (терминальные) и используемые для достижения ...
Методика определения степени ценностно-ориентационного единства группы. (1)
Методика определения степени ценностно ориентационного единства группы. Использование методики определения ценностно ориентационного единства (ЦОЕ) группы позволяет экспериментатору ответить на вопрос о том, можно ли ...
ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ
Это общечеловеческие (вершинные) ценности (Творчество, Люди, Бог, Истина, Власть, Закон и т.д.), повседневные ценности (заботы о семье и порядке в доме), личностные ценности (...
Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей (7)
...деятельность, крепость тела вновь приобретают ценность, оценки {48} становятся более физическими, в питании появляется больше мяса. Прекрасные мужи становятся вновь возможными.... Морально — христианские суждения ценности как восстание рабов и рабская лживость (по сравнению с аристократическими ценностями античного мира).
Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей (5)
...точек зрения по отношению к ценности цивилизации. Социальное изобретение для Вольтера — прекраснейшее из всех: нет цели выше, как поддерживать и усовершенствовать его; в том то и ...знаток человека; грубо заблуждающийся относительно ценности великих исторических моментов (Французская революция); фанатик морали а lа Руссо; с подпочвенным христианством оценок; догматик с головы до пят, но ...
Методика определения степени ценностно-ориентационного единства группы. (2)
Оценивая диагностико исследовательские возможности рассмотренного варианта методической процедуры определения уровня ЦОЕ, необходимо остановиться как на его ...количественными показателями групповой сплоченности как ценностно ориентационного единства ее членов. В то же время, если нас интересует степень совпадения мнений, оценок, установок какого то конкретного члена ...
Э. Фромм. Особенности ценностных ориентаций.
Берущий (получающий) Ответственный Почтительный (преданный) Скромный Обаятельный Сговорчивый (адаптирующийся) Социально приспособленный Идеалистичный Восприимчивая (чувствительный) Вежливый Оптимистичный Доверчивый (доверяющий) Нежный (...или прошлым Без принципов и ценностей Неспособный к уединению Бесцельный Релятивистский Сверхактивный Бестактный Умничающий Неразборчивый Безразличный Глуповатый Расточительный
Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей (4)
70 Против учения о влиянии среды и внешних причин: — внутренняя сила бесконечно важнее; многое, что представляется влиянием извне, в ...существенное в воле) — типично: умаление ценности воли вплоть до полного непонимания его. Вместе с тем — ненависть к воле; попытка в «не волении», в «пребывании бесцельным субъектом» (...
Методика определения степени ценностно-ориентационного единства группы. (3)
пп Список характеристик лидера А Б В Г Д Е Ж Средн. арифм. суммы рангов Порядк.
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (1)
...и воли к самоопределению, самоустановлению ценностей, эта воля к свободной воле; и какая печать болезненности лежит на диких попытках и странностях, посредством которых освобожденный, развязавшийся стремится ... "Нельзя ли перевернуть все ценности? И, может быть, добро есть зло? А Бог – выдумка и ухищрение дьявола? ИИ, может быть, в последней своей основе все ...
АКСИОЛОГИЯ
...учение) — философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам....постановкой под сомнение наиболее значимых ценностей христианской цивилизации в концепциях Шопенгауэра, Кьеркегора, Дильтея и др., но прежде всего с "открытым вызовом" им, брошенным Ницше; 6) с ...
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (3)
Все суждения о ценности жизни развиты нелогично и потому несправедливы. Нечистота суждения лежит, прежде всего, в характере доступности материала, который именно весьма неполон, во ...без некоторого рода познающего определения ценности цели не существует у человека. Мы – изначально нелогичные и потому несправедливые существа и можем познать это; и это есть одна ...
Философия (2)
Культура являет собой духовные ценности, достижения науки, философии, искусства, образования, а цивилизация — это степень развития общества с технологической, хозяйственной, социально политической стороны....три основных типа смыслов: знания; ценности; регулятивы (правила действий). Взаимосвязи между знаниями, ценностями и регу лятивами определяют особенности: — духовной культуры (мифологии, религии, искусства, философии); — социальной культуры (...
Карл Густав Юнг Психологические типы (33)
...исключает eo ipso переживание аффективной ценности представлений, и поэтому аффективность только и может быть поверхностной. Но в то же время это же создает возможность быстрого приспособления ...облегчается незнанием того, какую аффективную ценность имеет представление и поступок и как он действует на других людей. Быстро возобновляющаяся готовность мешает переработке восприятий и опыта, так ...
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (11)
157 Страдания гения и их ценность. Художественный гений хочет приносить радость, но, когда он стоит на очень высокой ступени, ему легко недостает участников радости; он предлагает ...страдающему бытию, чувства, которые приобретают ценность лишь в сочетании с особенно трудными и далекими познаниями (сострадание само по себе имеет небольшую ценность).
Обман (15)
...цинизм и неверие в высшие ценности...А пушкинский "возвышающий обман", символизирующий веру в идеал, в наивысшие ценности и смыслы, есть способ сохранения надежды на ...
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (24)
455 Политическая ценность отцовства. Когда человек не имеет сыновей, он не имеет и полного права участвовать в обсуждении потребностей отдельного государства.... Что мы придаем больше ценностиудовлетворению тщеславия, чем всякому другому благополучию (обеспеченности, устроенности, удовольствиям всякого рода), это в смешной мере обнаруживается в том, что каждый (...
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (6)
...распространения и растет потому, что ценность затраченного усилия и усердия присчитывается еще каждым отдельным человеком к ценности почитаемой вещи. – Сколь мало нравственным выглядел бы миро без ...
Фридрих Ницше. УТРЕННЯЯ ЗАРЯ, ИЛИ МЫСЛЬ О МОРАЛЬНЫХ ПРЕДРАССУДКАХ (2)
...основываются на гипотезах наименьшей научной ценности, доказать или опровергнуть которые из результатов, в сущности, одинаково невозможно. Но прежде, в эпоху невежества и небольших требований, предъявляемых к ... Ценность этой благородной веры, несмотря на то что благодаря очень частым и почти обыкновенным противоречиям она сделалась pia fraus, дала любви ...
Карл Густав Юнг Психологические типы (7)
...одна сторона утверждает, что главная ценность и главное значение заключаются в чувственно воспринимаемом, субъектом чего — хотя и не всегда — является человеческое и личностное или, по крайней ...стоит за то, что главная ценность заключается в абстрактном и внечеловеческом, коего субъект есть функция, то есть объективный естественный процесс, протекающий в безличной закономерности, по ту ...
Карл Густав Юнг Психологические типы (6)
...поскольку тогда вообще говорили о ценности человека — человеку давалась метафизическая оценка, которая возникла вместе с мыслью о неутериваемой ценности человеческой души.
Карл Густав Юнг и последователи Человек и его символы (21)
...их таинственной душой и преувеличенной ценностью, придаваемой даже хламу. В действительности это проекция их собственной темноты, собственной земной тени, содержимого, утерянного и покинутого ими и их ...именно сознание располагает ключами к ценностям подсознания и, следовательно, играет решающую роль. Лишь сознание способно определить смысл образов и распознать их значение для человека здесь и ...
Философия (10)
...ним относятся логические аксиомы; моральные ценности и т. п.). Интеллектуальной интуицией Декарт, а позже и Спиноза называли понимание сути предмета, которое получено с помощью интуиции (духовного ...уникальны; — оно целиком зависит от ценностей и оценок, наукой о которых является философия. 60. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ В ПОЗИТИВИЗМЕ И НЕОПОЗИТИВИЗМЕ Позитивизм — философское направление, которое исходит из ...
Философия (7)
...сознании соединяются: — античная установка на ценность предметного мира, направленность внимания на него; — личностный навык работы сознания с самим собой. Ницше стремился создать основы новой морали «сверхчеловека» ...личности и трансформации ее жизненных ценностей и идеалов. 41. ЕВРОПЕЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ COGITO Истина в традиции сogito выступает как свойство знания, предстает в парадигме субъект объектных реляций.
Карл Густав Юнг Психологические типы (55)
Позитивист преуменьшает все ценности, сводя их к элементам, ниже их стоящим; он объясняет высшее низшим и развенчивает его, показывая, что все это не что ...приобщить себе, пронизав его эмоциональнымиценностями; абстракция же, напротив, лишает объект всего, что напоминает о жизни, и постигает его чисто интеллектуально, кристаллизованной мыслью, застывшей в суровых ...
Карл Густав ЮНГ. Аналитическая ПСИХОЛОГИЯ. ТАВИСТОКСКИЕ ЛЕКЦИИ (1)
...чувственных тонов информирует нас о ценности вещей. Оно говорит субъекту, что тот или иной предмет стоит для него, какую ценность он представляет.
Философия (3)
Гуманизм — разновидность антропоцентризма, воззрения, признающие ценность человека как личности, его права на свободу и счастье. Светские интересы, полнокровная земная жизнь человека были противопоставлены феодальному аскетизму: — Петрарка, ... Философия эпохи Возрождения наполнена признанием ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Этапы развития гуманизма: — светское свободомыслие, которое противостоит средневековой ...
ШЕЛЕР (Scheler) Макс
...в этике и материалистическая этика ценностей" (вышла двумя выпусками в 1913—1916; в 1916 вышла отдельным изданием). Главная работа позднего периода — "Положение человека в космосе" (1928), ...1914, опубликована в 1933), "Кризис ценностей" (1919), "О вечном в человеке" (1921), "К феноменологии и теории симпатии и о любви и ненависти (1923), "Формы знания и ...
Логос (513)
), посвященный теории ценности и денег. Предисловие «Zur Kritik» содержит научную автобиографию М. и его социологическую profession de foi....себе историю учений о прибавочной ценности, будет издан Каутским. В 1864 г., с основанием «международной ассоциации рабочих», М. вновь представилась возможность практически воздействовать на рабочий класс, ...
Николай Бердяев. О РАБСТВЕ И СВОБОДЕ ЧЕЛОВЕКА. (11)
...У ЦИВИЛИЗАЦИИ И ПРЕЛЬЩЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ Человек находится в рабстве не только у природы и общества, но и у цивилизации. Употребляю сейчас слово «цивилизация» в распространенном ... О ценностях культуры речь будет потом. Цивилизация создана человеком, чтобы освободиться от власти стихийных сил природы. Человек выдумал орудия, которые поставил между ...
БАДЕНСКАЯ (ФРЕЙБУРГСКАЯ, ЮГО-ЗАПАДНО-ГЕРМАНСКАЯ) ШКОЛА
...и мир объектов, ибо неизвестны ценности этого всеобъемлющего мирового "Я", которое может быть столь же ничтожным и лишенным всякой ценности, как и любой индивидуальный S.
Эрос и пол 3
...спасается творчеством иных, более частных ценностей, ценностей художественных и интеллектуальных, которые принято объединять в обширную сферу сублимации. Сублимация же означает видоизменение и «возвышение» (в дальнейшем станет ...
Карл Густав Юнг Психологические типы (20)
...лишает аффективное стремление почти всякой ценности. Однако я склонен допустить, что в данном случае автор недооценивает в той же мере, в какой он ранее переоценивал....всегда бывает неприятна или лишена ценности. Она нередко остается в пределах приспособленной, воспитательной тенденции, которая приносит очень много пользы. Зависимость суждений тоже не всегда и не ...
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (12)
...которой выдающийся человек приписывает большую ценность, несмотря на смех и глумление незначительных людей, есть для него – ключ к потаенным сокровищницам, для остальных же – не более чем ...юность и детство имеют собственную ценность и совсем не могут быть рассматриваемы только как переходы и мосты, так и незаконченные мысли имеют свою ценность.
Владимир Сергеевич Соловьев (6)
...для исполнения добра; но вся ценность добра – в его исполнении; значит, вне истинной религии этика не имеет никакого значения». Что истинная религия дает силы своим истинным ... И несправедливо, будто бы вся ценность добра – в факте его исполнения: важен и образисполнения. Бессознательное автоматическое совершение добрых поступков не соответствует достоинству человека, а следовательно, не ...
Карл Густав Юнг. Об отношении аналитической психологии к поэзии. (9)
...образуется состав определенных архетипов, символов, ценностей и установок, на который проецируется архетипическое содержимое бессознательного, и который, приняв жесткие формы мифа и культа, становится догматическим наследием группы....сознание, культурный канон, система высших ценностей цивилизации, на которые ориентировано образование и которые оказывают решающее воздействие на развитие индивидуального сознания. Но бок о бок с этой ...
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (4)
Принятый некогда порядок ценности благ, смотря по тому, хочет ли того или иного низший, более высокий или высший эгоизм, определяет теперь нравственность или безнравственность ... Но порядокценности благ непостоянен и неодинаков во все времена; если кто либо предпочитает месть справедливости, то по мерилу прежней культуры это нравственно, ...
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (14)
...что при известных метафизических предпосылках ценность искусства значительно возрастает, например когда существует вера в то, что характер неизменен и что сущность мира постоянно выражается во всех ... 234 Ценность середины пути. Быть может, созидание гения есть удел лишь ограниченной эпохи человеческой истории. Ибо нельзя ожидать от будущего человечества зараз ...
Отто Вайнингер. Пол и Характер. 12
...тот не легко отдает эти ценности в руки смерти. Поэтому у гениальных людей, обладающих богатейшим прошлым, изначальная, самобытная потребность в бессмертии выступает с особенной силой и ...в прошлом и ее высокая ценность соединяется в человеке с надеждой на потустороннее существование. Найти более глубокое ос нование этого взаимоотношения еще не входило в наши ...
Философия (9)
...это свойство человеческого духа величайшей ценности, оно восполняет недостаток наглядности в потоке отвлеченной мысли. Без воображения познание невозможно. Основные методы исследования в науке, особенно в естествознании, — ... Факты приобретают научную ценность при условии, что есть теория, их истолковывающая, есть метод их классификации, они осмыслены в связи с другими фактами. 50.
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (27)
536 Ценность пошлых противников. Иногда остаешься верным делу лишь потому, что его противники не перестают быть пошлыми. 537 Ценность профессии.
РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
Теги
Похожие материалы
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.