- 17.02.2012
- 2482 Просмотра
- Обсудить
САДИЗМ
Женская сексопатология (42) Садизм и мазохизм
Садизм и мазохизм Под садизмом понимается получение полового удовольствия от жестокого обращения с партнером, под мазохизмом, наоборот — от страданий, которые причиняет ...
САДИЗМ – сексуальное извращение, характеризующееся страстью к насилию; в психоанализе – поведение человека, ориентированное на получение удовольствия путем насилия над сексуальным партнером, причинения ему физической боли и душевного страдания.
Термин «садизм» происходит от имени французского писателя маркиза де Сада (Донасьен Альфонс Франсуа, 1740–1814), автора романов и сборника новелл «Преступления любви, или Бред страстей», в которых он описал сцены сексуальной патологии. Немецкий психиатр Р. Крафт-Эбинг (1840–1902) использовал понятие «садизм» для обозначения одной из форм сексуальной перверсии (извращения).
В понимании З. Фрейда сексуальность большинства мужчин содержит примесь агрессивности. В противоположность мазохизму, характеризующемуся пассивной позицией, садизм связан с активностью человека. В отличие от женщин мужчины более склонны к насильственному преодолению сопротивления сексуального партнера. В целом садизм соответствует преувеличенному агрессивному компоненту сексуального влечения.
Рассматривая садизм, З. Фрейд исходил из того, что история развития человечества свидетельствует о тесной связи между жестокостью и половым влечением. Некоторые ученые объясняли подобную связь тем, что всякая боль сама по себе содержит наслаждение; следовательно, и садизм как сексуальное извращение, по их мнению, основывается именно на этом.
З. Фрейд не считал подобное объяснение сексуального извращения удовлетворительным. Он полагал, что пассивная и активная формы сексуальной деятельности не всегда выступают в чистом виде. Чаще всего они переплетаются между собой: тот, кто получает сексуальное наслаждение, причиняя боль другому, также способен испытывать наслаждение от боли, которую причиняют ему. Хотя в одном человеке активная или пассивная позиция может быть выражена сильнее, тем не менее садист всегда является одновременно и мазохистом.
По З. Фрейду, некоторые сексуальные извращения встречаются как противоположные пары. Садизм и мазохизм – типичный пример такой пары. Но садизм не объясняется только примесью агрессивности. Понимание садизма и мазохизма лучше всего соотносить с противоположностью мужского и женского начал.
Исследуя инфантильную сексуальность, З. Фрейд пришел к заключению, что садизм можно рассматривать в более широком плане, а не только в узком – как сексуальное извращение. В работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905) он писал: «Понятие садизма, в обычном применении этого слова, колеблется между только активной и затем насильственной установкой по отношению к сексуальному объекту и исключительной неразрывность удовлетворения с подчинением и его терзанием. Строго говоря, только последний крайний случай имеет право название перверсии». Обращаясь к рассмотрению инфантильной сексуальности, он показал, как у ребенка может развиваться компонент жестокости сексуального влечения. Детскому характеру, замечал он, вообще свойственна жестокость: дети отличаются особой жестокостью по отношению к животным, друг к другу. Их жестокость происходит из влечения к овладению.
З. Фрейд считал, что жестокость преобладает в фазе сексуальной жизни, названной им прегенитальной, то есть предшествующей зрелой сексуальности, связанной с деятельностью гениталий. В частности, он выделил садистско-анальную организацию прегенитальной сексуальности, на которой влечение к овладению принимает форму жестокости. Способность к состраданию возникает у детей позднее.
В психоаналитической трактовке З. Фрейда склонность к садизму потенциально содержится в каждом человеке. Она связана с развитием ранних фаз детской сексуальности.
Представления З. Фрейда о садизме получили свое дальнейшее развитие в одних психоаналитических исследованиях и критическое переосмысление в других. В частности, американский психоаналитик Э. Фромм (1900–1980) считал, что сексуальный садизм является одной из наиболее распространенных форм сексуального извращения. Вместе с тем он исходил из того, что садистские импульсы проявляются, как правило, и в сексуальности человека, и в других его несексуальных влечениях. Поэтому можно говорить о садистском характере. Если, совершая садистские действия, человек достигает сексуального возбуждения, то он, по словам Э. Фромма, настоящий садист, одержимый страстью властвовать, мучить и унижать других людей.
В работе «Анатомия человеческой деструктивности» (1973) Э. Фромм обратил особое внимание на проявление несексуального садизма, включая жестокое обращение с детьми, причинение физического страдания беспомощным, беззащитным людям и животным, нечеловеческое обращение с военнопленными, больными (особенно умалишенными) и сидящими в тюрьмах, применение пыток под прикрытием осуществления религиозных или политических идей. Наряду с физическим садизмом он также выделил психический садизм, проявляющийся в душевной жестокости, унижении, обидах и оскорблениях, выраженных в словесной форме. «Психический садизм имеет много способов маскировки: вроде бы безобидный вопрос, улыбка, намек… мало ли чем можно привести человека в замешательство. Кто не знает таких мастеров-умельцев, которые всегда находят точное слово или точный жест, чтобы кого угодно привести в смятение или унизить». Как подчеркнул Э. Фромм, психический садизм может приносить людям не меньшие, а подчас даже большие страдания, чем физический садизм.
По мнению американского психоаналитика, сердцевину садизма, независимо от различных форм его проявления, составляет «страсть, или жажда власти, абсолютной и неограниченной власти над живым существом, будь то животное, ребенок, мужчина или женщина». Обычно садизм – «это злокачественное образование», «превращение немощи в иллюзию всемогущества», «религия духовных уродов». Типичными чертами садистского характера являются: стремление, чтобы все живое находилось под контролем и чтобы живые существа превратились в вещи, дрожащие объекты обладания; проявление садистских импульсов только по отношению к слабым, но не сильным людям; презрение к слабому с тенденцией к абсолютному подчинению его; боязнь всего нового, непредсказуемого, требующего нестандартных решений и действий; трусость и готовность к подчинению более сильному человеку. Развитию садизма способствуют такие факторы, как основанные на эксплуатации условия жизни, все те обстоятельства, которые дают ребенку или взрослому ощущение пустоты и беспомощности, и все то, что приводит к возникновению страха, утрате жизненных сил.
Рассматривая причины и корни возникновения злокачественного садизма, Э. Фромм пришел к заключению, что их понимание не может ограничиваться учетом только врожденных биологических факторов, как это подчас имеет место в некоторых исследованиях. Важно принимать во внимание также психологическую атмосферу и социальные условия жизни человека, от которых зависит «не только возникновение социального садизма, но и судьба индивидуального, личностного садизма».
Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу, 2010 г.
Эрих Фромм. Анатомия человеческой деструктивности (44)
...Другой подход усматривает в садизме прежде всего сексуальный феномен во фрейдистском смысле, первородное влечение либидо (как Фрейд его понимал еще на первой стадии своего научного ...не собираюсь оспаривать, что сексуальный садизм (вместе с мазохизмом) представляет собой одну из наиболее распространенных форм сексуальной перверсии. У мужчин, страдающих таким извращением, он является условием ...
Садизм (назван по имени французского писателя маркиза де Сада, описавшего его) — в широком смысле — склонность к насилию, получение удовольствия от унижения и мучения других. Понятие «садизм» впервые введено в научный обиход Крафт-Эбингом в изданной в 1886 г. монографии «Psychopathia sexualis».
В философии Сартра садизм — форма отношения к Другому, при которой экзистенцию пытаются отождествить с телом посредством боли.
Сексуальный садизм — форма сексуального поведения, при которой средством получения возбуждения и наслаждения является причинение страданий партнёру.
В BDSM садизм — одна из поведенческих моделей Верхнего.
Психологический садизм (моральный садизм, пси-садизм) — форма садизма, при которой жертве причиняются не физические, а психологические, морально-нравственные страдания (в виде унижения, оскорбления, угроз и т. п.).
Садист — человек, склонный к садизму.
Збигнев Лев-Старович «Hетипичный секс».
Эрих Фромм. Анатомия человеческой деструктивности (45)
Другой формой проявления садизма Сталина была абсолютная непредсказуемость его поведения. Были случаи, когда людей, арестованных по его приказу, после пыток и тяжелых обвинений снова ... Сущность садизма Я привел эти примеры старшинского садизма, потому что они превосходно подходят для вступления к центральной теме: сущность садизма.
Эрих Фромм. Анатомия человеческой деструктивности (46)
...один важный элемент в синдроме садизма составляет готовность подчиняться и трусость. Это звучит как парадокс, когда говорят, что садист — легко подчиняющийся человек; однако данное явление с ... Взаимосвязь садизма и мазохизма очевидна, но с точки зрения бихевиоризма они являются противоположностями. В действительности же это два различных аспекта одной и ...
Э.Фромм. Бегство от свободы (14)
...предложил бы назвать общую цель садизма и мазохизма симбиозом. Симбиоз в психологическом смысле слова это союз некоторой личности с другой личностью (или иной внешней силой), в ... С садизмом обычно связывают тенденции разрушительности и враждебности. Разумеется, в садистских стремлениях всегда обнаруживается больший или меньший элемент разрушительности.
Эксперимент Стенли Милгрэма (англ. Stanley Milgram), также известный как тест Эйхмана, — известный эксперимент в социальной психологии, впервые описанный в 1963 году психологом Стэнли Милгрэмом из Йельского университета в статье «Подчинение: исследование поведения» («Behavioral Study of Obedience»), а позднее в книге «Подчинение авторитету: экспериментальное исследование» («Obedience to Authority: An Experimental View», 1974).
В своём эксперименте Милгрэм пытался прояснить вопрос: сколько страданий готовы причинить обыкновенные люди другим, совершенно невинным людям, если подобное причинение боли входит в их рабочие обязанности? В нем была продемонстрирована неспособность испытуемых открыто противостоять «начальнику» (в данном случае исследователю, одетому в лабораторный халат), который приказывал им выполнять задание, несмотря на сильные страдания, причиняемые другому участнику эксперимента (в реальности подсадному актёру). Результаты эксперимента показали, что необходимость повиновения авторитетам укоренена в нашем сознании настолько глубоко, что испытуемые продолжали выполнять указания, несмотря на моральные страдания и сильный внутренний конфликт.
Если испытуемый проявлял колебания, то экспериментатор требовал продолжения одной из предопределённых фраз:
«Пожалуйста, продолжайте» (англ. Please continue/Please go on);
«Эксперимент требует, чтобы вы продолжили» (англ. Experiment requires that you continue);
«Абсолютно необходимо, чтобы вы продолжили» (англ. It is absolutely essential that you continue);
«У вас нет другого выбора, вы должны продолжать» (англ. You have no other choice, you must go on).
Литература
Blass, Thomas. (2004), The Man Who Shocked the World: The Life and Legacy of Stanley Milgram. Basic Books (ISBN 0-7382-0399-8).
Levine, Robert V. «Milgram’s Progress». American Scientist. July-August, 2004.
Book review of «The Man Who Shocked the World: The Life and Legacy of Stanley Milgram». Thomas Blass. xxiv + 360 pp. Basic Books, 2004.
Miller, Arthur G., (1986). «The obedience experiments: A case study of controversy in social science». New York : Praeger.
Parker, Ian, «Obedience». Granta. Issue 71, Autumn 2000.
Includes an interview with one of Milgram’s volunteers, and discusses modern interest in, and scepticism about, the experiment.
Tarnow, Eugen, «Towards the Zero Accident Goal: Assisting the First Officer Monitor and Challenge Captain Errors». Journal of Aviation/Aerospace Education and Research, 10(1).
Wu, William, Practical Psychology: Compliance: The Milgram Experiment.
Behavioral Study of Obedience (англ.) — журнальная статья Милгрэма, описывающая эксперимент. Journal of Abnormal and Social Psychology, 1963, Vol. 67, No. 4, 371—378
Эрих Фромм. Анатомия человеческой деструктивности (47)
Индивидуальные факторы, которые способствуют развитию садизма, — это все те обстоятельства, которые дают ребенку или взрослому ощущение пустоты и беспомощности (несадистский ребенок может стать садистским подростком или ...главных причин, которая способствует развитию садизма как на индивидуальном, так я на общественном уровне. Если индивидуальный характер отклоняется от общественного, то социальная группа имеет тенденцию усиливать ...
Критический словарь психоанализа (11)
С САДИЗМ (sadism) Сексуальная ПЕРВЕРЗИЯ, при которой субъекту для получения эротического удовольствия требуется причинять боль своему объекту. Удовольствие от жестокости. ОРАЛЬНЫЙ САДИЗМ: удовольствие от кусания (см.
Э.Фромм. Бегство от свободы (19)
Садизм мы определили как стремление к неограниченной власти над другими, более или менее связанное с разрушительными тенденциями; мазохизм как стремление раствориться ...наклонности, составляющие существенную долю егосадизма. Вот что он пишет об удовлетворении, которое доставляет массам господство: "Чего они хотят это победа сильного и уничтожение или безоговорочная ...
Зигмунд Фрейд. Введение в психоанализ. Лекции (36)
...которым нас привело признание феноменов садизма и мазохизма. Вы знаете, что мы называем сексуальное удовлетворение садизмом, если оно связано с условием, что сексуальный объект испытывает боль, ...
Стэнфордский тюремный эксперимент — психологический эксперимент, который был проведён в 1971 году американским психологом Филиппом Зимбардо. Эксперимент представляет собой психологическое исследование реакции человека на ограничение свободы, на условия тюремной жизни и на влияние навязанной социальной роли на поведение.
Добровольцы играли роли охранников и заключенных и жили в условной тюрьме, устроенной в подвале факультета психологии. Заключенные и охранники быстро приспособились к своим ролям, и, вопреки ожиданиям, стали возникать по-настоящему опасные ситуации. В каждом третьем охраннике обнаружились садистские наклонности, а заключенные были сильно морально травмированы, и двое раньше времени были исключены из эксперимента. Эксперимент был закончен раньше времени.
С точки зрения этики эксперимент часто сравнивают с экспериментом Милгрэма, проведённым в 1963 году в Йельском университете Стенли Милгрэмом, в прошлом соучеником Зимбардо.
Результаты эксперимента использовались для того, чтобы продемонстрировать восприимчивость и покорность людей, когда присутствует оправдывающая идеология, поддержанная обществом и государством. Также их использовали в качестве иллюстрации к теории когнитивного диссонанса и влияния власти авторитетов. В психологии результаты эксперимента используют для демонстрации ситуативных факторов поведения человека в противовес личностным. Другими словами, похоже на то, что ситуация влияет на поведение человека больше, нежели внутренние особенности личности. Этим он похож на результат общеизвестного эксперимента Милгрэма, в котором обычные люди подчинялись приказу вопреки своим собственным желаниям, и таким образом становились сообщниками экспериментатора.
По стечению обстоятельств, вскоре после окончания исследований произошли кровавые бунты в тюрьмах Сан-Квентина и Аттики, и Зимбардо доложил о своих наработках в эксперименте Министерству Юстиции США.
Эрих Фромм. Анатомия человеческой деструктивности (50)
...братом принимало уже черты настоящего садизма. Чтобы досадить обеим семьям, он настаивал на том, чтобы были возвращены все сделанные друг другу подарки....вряд ли мог проявить злокачественный садизм. Это были только предпосылки. Но позднее, когда в его руках оказалась неограниченная власть, он быстро научился использовать новую политическую ситуацию ...
Эрих Фромм. Анатомия человеческой деструктивности
...идолу разрушения 170 Деструктивный характер: садизм 172 Примеры сексуального садизма и мазохизма 173 Иосиф Сталин, клинический случай несексуального садизма 175 Сущность садизма 177 Условия, вызывающие садизм ...
Критический словарь психоанализа (1)
...агрессию к НЕНАВИСТИ, деструктивности и САДИЗМУ приходит в противоречие как с этимологией (ad.giadior: я двигаюсь в направлении к…), так и с традиционным пониманием агрессии как ...активным и пассивным; MACКУЛИННОСТЬ, АГРЕССИЯ, САДИЗМ, ВУАЙЕРИЗМ активны, а ФЕМИННОСТЬ. ПОКОРНОСТЬ, МАЗОХИЗМ и ЭКСГИБИЦИОНИЗМ – пассивны. Поэтому в КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ существует тенденция приравнивать активное к маскулинному, а ...
Э.Фромм. Бегство от свободы (13)
Многим мыслителям садизм казался меньшей загадкой, чем мазохизм. То, что человек стремится подавить других, считалось хотя и не "хорошим", но вполне естественным делом....против себя, или в виде садизма, если направлен против других. Это смешение ограждает человека от опасного действия, которое оказывал бы инстинкт смерти в чистом виде; то ...
Этология — полевая дисциплина зоологии, изучающая генетически обусловленное поведение (инстинкты) животных, в том числе людей. Термин ввёл в 1859 французский зоолог Изидор Жоффруа Сент-Илер. Тесно связана с зоологией, эволюционной биологией, физиологией, генетикой, сравнительной психологией, зоопсихологией, а также является неотъемлемой частью когнитивной этологии.
Основоположник этологии, лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц, называл этологию «морфологией поведения животного».
Четыре вопроса Тинбергена
Тинбергену принадлежит краткая формулировка основных проблем, вокруг которых должно концентрироваться внимание исследователей поведения. Согласно его определению, анализ поведенческого акта только в том случае можно считать полноценным, если исследователь пытается определить:
приспособительную функцию: как поведенческий акт влияет на способность животного выживать и оставлять потомство?
причину: какие воздействия запускают поведенческий акт?
развитие в онтогенезе: как поведение меняется с годами, в течение индивидуального развития (онтогенеза), и какой предыдущий опыт необходим для проявления поведения?
эволюционное развитие: каковы различия и сходства похожих поведенческих актов у родственных видов, и как эти поведенческие акты могли возникнуть и развиваться в процессе филогенеза?
Литература
Мак Фарленд, Поведение животных.
Бутовская М. Л., Файнберг Л. А. Этология приматов (учебное пособие). М.: Издательство МГУ, 1992.
Бутовская М.Л., Файнберг Л.А. У истоков человеческого общества. М. Наука. 1993. 255 с.
Бутовская М.Л. Язык тела: природа и культура. М. Научный мир. 2004.
Бутовская М.Л. Тайны пола: мужчина и женщина в зеркале эволюции. Фрязино: Век-2. 2004. 367 с.
Бутовская М.Л., Дерягина М.А. Систематика и поведение приматов. М.: Энциклопедия российских деревень. 2004 г.272 с.
Бутовская М.Л. Гомосексуализм и эволюция. Фрязино: Век-2 2005, 62 с.
Бутовская М.Л. Власть, пол и репродуктивный успех печ. Фрязино: Век-2 2005, 62 с.
Бутовская М.Л. Агрессия и мирное сосуществование: универсальные механизмы контроля социальной напряженности у человека. М.: Научный Мир. 2006. 275 с. (совместно с В.Н.Бурковой, В.М.Тименчик, Е.Ю.Бойко и др.).
Бутовская М.Л., Дьяконов И.Ю., Ванчатова М.А. Бредущие среди нас: Нищие в России и странах Европы, история и современность. М. Научный Мир. 2007. 275 с.
Бутовская М.Л., Морозов И.А., Махов А.Е. Обнажение языка: кросс-культурное исследование семантики древнего жеста. М. Языки Славянской Культуры. 2008, 318 с. ( совместно с И.А.Морозовым, А.Е.Маховым)
Вагнер В. А. Биологические основания сравнительной психологии. Т. 2: Инстинкт и разум. — 2005. — 347 с.
Зорина З. А., Полетаева И. М. Основы этологии и генетики поведения. М: МГУ, 1999.
Корытин С. А. Поведение и обоняние хищных млекопитающих — Изд. 2-е. — М.: [Изд-во ЛКИ]: URSS [дистрибьютор], 2007. — 224 с.
Корытин С. А. Приманки зверолова. Управление поведением зверей с помощью апеллентов — М.: Изд-во ЛКИ: URSS [дистрибьютор], 2007. — 288 с.
Крушинский Л. В. Избранные труды, М, 1991.
Крушинский Л. В. Записки московского биолога. Загадки поведения животных — М.: Языки славянской культуры, 2006. — 500 с.
Паевский В. А. Пернатые многоженцы: браки, измены и разводы в мире птиц — М.; СПб.: Товарищество науч. изд. КМК, 2007. — 144 с.
Филиппова Г. Г. Зоопсихология и сравнительная психология: учебное пособие для вузов — 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2007. — 543 с.
Хайнд Р. Поведение животных М., 1975.
Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей — СПб.: ЧеРо-на-Неве, Петроглиф, 2004. ISBN 5-88711-213-1
Эрих Фромм. Анатомия человеческой деструктивности (71)
Таким образом, агрессивность, деструктивность, садизм, стремление к контролю и господству, несмотря на качественные различия, стали проявлениями одной и той же силы — инстинкта смерти....Получается, что мазохизм старшесадизма, садизм же является направленным вовне влечением к разрушению, которое, таким образом, приобретает агрессивный характер". Часть разрушительного инстинкта, остающаяся внутри, "соединяется ...
Э.Фромм. Бегство от свободы (17)
...Сад придерживался мнения, что сущность садизма состоит в господстве. Он это выразил наглядно в следующем отрывке: "То, что вы хотите заставить почувствовать вашего партнера, это не ...Горер в своем исследовании определяетсадизм как "наслаждение от наблюдения изменений, произведенных наблюдателем во внешнем мире". Это определение ближе подходит к моей точке зрения на садизм, ...
Эрих Фромм. Анатомия человеческой деструктивности (70)
Он писал: "Садизм в таком случае соответствовал бы ставшему самостоятельным, преувеличенному, выдвинутому благодаря смещению на главное место агрессивному компоненту сексуального влечения"....сексуального влечения (оральный и анальный садизм) и об агрессивности, независимой от сексуального инстинкта, об агрессивности как свойстве инстинктов "Я", которые не приемлют вторжения внешних влияний и ...
Эрих Фромм. Анатомия человеческой деструктивности (75)
В психоанализе садизм трактуется расширительно как активная сторона влечений. То, что обычно понимается под садизмом, в психоанализе рассматривается как извращение.
Иерархия в биологии — система подчинения-доминирования в агрегациях социальных животных.
Порядок доминирования особи принято обозначать буквами греческого алфавита, от альфа до омега. Буквой альфа обозначается особь, занимающая доминирующее положение в стае, например ♂α или ♀α. Соответственно, последнее место в иерархии обозначается буквой Омега.
Чаще всего роль вожака в стадах принадлежит самцам. Альфа-самец выполняет обязанности вожака и защитника стада. Он также является наиболее привлекательным для самок в брачных играх, часто — отцом большинства детей. У многих видов приматов самец альфа обладает характерными вторичными половыми признаками, развитие которых стимулируется уровнем половых гормонов. Особенно ярко они выражены у мандрилов. Самки могут образовывать параллельную иерархию или же получать статус своего партнёра.
Открытая агрессия проявляется только при установлении иерархических отношений и крайне редко для их подтверждения. Для поддержания иерархии используется специальная система сигналов. Здесь следует отметить положительное значение иерархии как средства снижения внутривидовой агрессии.
Литература
«Эволюционная психология». Д. и Л. Палмер
Кировская Т. А., Олескин А. В. Иерархические и сетевые структуры в социуме и в биосистемах. — 2005.
В. Чалидзе Иерархический человек. — 1992.
Эрих Фромм. Анатомия человеческой деструктивности (25)
...отличались "жесткостью, строгостью и даже садизмом", а египетские правители (как и месопотамские цари) оставили после себя памятники, где "хвастливо сообщали о собственноручной расправе с важными пленными......практике имел возможность убедиться, что садизм, по сути дела, коренится в страстном желании неограниченной власти над людьми и вещами. Идея Мэмфорда о садистском характере этой социальной ...
Эрих Фромм. Анатомия человеческой деструктивности (73)
...так, он бы почувствовал, что садизм, агрессивность, деструктивность, господство, воля к власти — качественно совершенно разнородные феномены, хотя провести между ними демаркационную линию, наверное, не всегда легко.... В своем представлении о садизме Фрейд усматривал единую форму деструктивности, для которой вожделенны акты разрушения, принуждения, мучения (хотя он объяснял специфическую особенность этой формы деструктивности ...
Эрих Фромм. Анатомия человеческой деструктивности (49)
...прав, и попытаюсь показать, что садизм Гиммлера имел глубокие корни в структуре его личности задолго до того, как он получил возможность реализовать свои садистские наклонности на ... Вспомним, что в целом садизмопределяется как страсть к абсолютной и неограниченной власти над другим человеческим существом. Причинение физической боли — только одно из проявлений этой ...
Зависть — социально-психологический конструкт/концепт, охватывающий целый ряд различных форм социального поведения и чувств, возникающих по отношению к тем, кто обладает чем-либо (материальным или нематериальным), чем хочет обладать завидующий, но не обладает. Спиноза определял зависть как «неудовольствие при виде чужого счастья» и «удовольствие в его же несчастье»
Произведения, непосредственно раскрывающих тему зависти:
Роман «Зависть» Юрия Олеши о проблеме зависти в советском обществе.
В романе Эжена Сю «Фредерик Бастьен: зависть», зависть раскрывается в психотерапевтическом ключе ещё задолго до появления психоанализа и глубинной психологии.
Повесть Германа Мелвилла «Билли Бадд, фор-марсовый матрос. Истинная история.» предоставляет литературный анализ проблемы зависти в человеческой жизни.
Зависть рассматривается в утопическом романе английского писателя Л. П. Хартли «Справедливость налицо» (1960 г.).
Эрих Фромм. Анатомия человеческой деструктивности (43)
Деструктивный характер: садизм Феномен спонтанных, преходящих проявлений деструктивности имеет так много аспектов, что для его изучения необходимы многочисленные исследования....распространенные точки зрения на сущностьсадизма. Первая нашла выражение в понятии алголагнии (от algos — "боль" и lagneia — "желание"). Автором ее считается Шренк Нотцинг (начало XX в.).
Эрих Фромм. Анатомия человеческой деструктивности (4)
...в любви, нежности, свободе, разрушении, садизм, мазохизм, жажда собственности и власти), — все это ответ на экзистенциальные потребности, и они являются специфически человеческими....злокачественной агрессии, особенно таких, как садизм (страстное влечение к неограниченной власти над другим живым существом) и некрофилия (страсть к разрушению жизни и привязанность ко всему мертвому, ...
Виктимность
По его мнению, "взаимосвязь садизма и мазохизма очевидна, но с точки зрения бихевиоризма они являются противоположностями. В действительности же это два различных аспекта одной и ... Из за тесной связи между садизмом и мазохизмом будет правильнее говорить о садо мазохистском характере, хотя ясно, что у каждого конкретного лица преобладающим является либо один, ...
Эрих Фромм. Анатомия человеческой деструктивности (12)
Что касается проблемы спонтанности садизма эсэсовских надзирателей, то она еще не была систематически исследована. При моих ограниченных возможностях в получении данных о проявлении спонтанного садизма у надзирателей (т. е.
Критический словарь психоанализа (7)
САДИЗМ). Понятие базируется на идее о том, что Супер эго черпает моральную силу из инстинктной агрессивной ЭНЕРГИИ (см....объяснять мазохизм с позиций: ОБРАЩЕНИЯ садизма; ИДЕНТИФИКАЦИИ с партнером садистом; облегчения ВИНЫ путем переживания наказания и страдания одновременно с удовольствием; эротизации подчинительной роли (см.
СЕКСОЛОГИЯ. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ (2)
...принять самца в копулятивном акте Садизм половое удовлетворение путем причинения страданий или унижения сексуальному партнеру. Садомазохизм садизм и мазохизм как дополняющие друг друга способы сексуального удовлетворения; ...
Эрих Фромм. Анатомия человеческой деструктивности (39)
Страсть к разрушению и садизм обычно коренятся в структуре характера. Итак, у человека с садистскими наклонностями эта страсть и по объему, и по интенсивности становится ...в том смысле, что характерологический садизм является постоянно действующим и накапливающимся фактором, который только ищет, где бы "прорваться"... Однако главное различие состоит в том, что источник ...
Павел Валерьевич Волков Разнообразие человеческих миров (3)
...злоупотребление своей властью ради власти, садизм, стремление унижать, решать спор кулаками. Немало преступников относятся к данному типу. 2. Утонченные, гиперсоциальные. Из литературы нам известны такие типы, ... Садизмпроявляется и скрытым, пассивным образом: с подчеркнутым удовольствием едят колбасу на глазах у голодного человека, бездомной собаки.
Критический словарь психоанализа (10)
...ТЕОРИЕЙ, являются пассивными формами собственного САДИЗМА и ВУАЙЕРИЗМА. Об использовании этих понятий в классическом психоанализе см. АКТИВНЫЙ И ПАССИВНЫЙ. ПАТОБИОГРАФИЯ (pathobiography) Психоаналитическое исследование исторической личности, основанное ... ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТЬ; ЭКСГИБИЦИОНИЗМ; ВУАЙЕРИЗМ; НАРЦИССИЗМ; САДИЗМ; МАЗОХИЗМ; ПЕДОФИЛИЯ. ПЕРВИЧНЫЙ (primary) Как часть специального термина означает «принадлежащий к первой стадии РАЗВИТИЯ». ПЕРВИЧНЫЕ ПРОЦЕССЫ названы так Фрейдом в ...
Эрих Фромм. Анатомия человеческой деструктивности (30)
...нормального человека; совсем другое дело — садизм, который насквозь пропитан сексуальными импульсами. Короче говоря, гнев (т. е. по сути своей состояние оборонительной агрессивности) не способствует сексуальной активности; ...и к злокачественной агрессии типа садизма. А причины этого очевидны. Что касается оборонительной агрессии, то она, как известно, представляет собой реакцию на угрозу.
Эрих Фромм. Анатомия человеческой деструктивности (69)
...этом исследовании, пытаясь проиллюстрировать понятия садизма и некрофилии, я имел в виду и еще одну цель. Я хотел указать на распространенное заблуждение, которое не позволяет нам ... Садизм и некрофилия — эти злокачественные формы агрессии — не являются врожденными; можно в значительной мере снизить вероятность их возникновения, если изменить обстоятельства ...
Эрих Фромм. Анатомия человеческой деструктивности (36)
...либо к господству над другими (садизм), либо к подчинению (мазохизм). Если человеку закрыты и путь любви, и путь" симбиоза, тогда он решает эту проблему иначе: он ...нередко эту форму путают с садизмом), но она опасна. В экстремальных случаях она ведет к определенным формам помешательства. Последняя, и злокачественная, форма решения этой проблемы (в ...
Критический словарь психоанализа (13)
...мягкость, как ФОРМИРОВАНИЕ РЕАКЦИИ против САДИЗМА, а продуктивность, опрятность и чистоплотность – как формирование реакции против анальности (см. АНАЛЬНЫЙ). Второй прием дает возможность определить все упомянутые качества ... САДИЗМ и МАЗОХИЗМ), КРЕАТИВНЫМИ или НЕВРОТИЧЕСКИМИ, ИСТЕРИЧЕСКИМИ, ОБСЕССИВНЫМИ, ДЕПРЕССИВНЫМИ, ШИЗОИДНЫМИ, ПАРАНОИДНЫМИ и т.д. См. также ВООБРАЖЕНИЕ; СИМВОЛИЗМ.
С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка (304)
САДИЗМ, а, м. 1. Половое извращение, при к ром половое чувство удовлетворяется причинением физической боли другому лицу. 2.... Человек, одержимый садизмом. || ж. садистка, и. || прил. садистский, ая, ое. САДИТЬ, сажу, садишь; саженный; несов. (прост.). 1. что.
Павел Валерьевич Волков Разнообразие человеческих миров (41)
...эмоционального оскудения выявляется патология влечений: садизм, неопрятность, тяга к грязному, гниющему, склонность к бродяжничеству и т. д. Гебоидам свойственна агрессивность. В отличие от подростков с органическими ...причине схизиса, не отличаются цельностью садизма и агрессии, рядом с подобными проявлениями в них уживаются элементы душевной тонкости. Вспоминаю подобного подростка, заядлого хулигана, который, стесняясь и ...
Эрих Фромм. Анатомия человеческой деструктивности (65)
...фразе он выразил и свой садизм, и свою некрофилию: "Все, чего они (массы) хотят, это чтобы победил сильный, а слабый был уничтожен или безжалостно подавлен"....этой фразе указывает на связку садизма и некрофилии как разных сторон личности Гитлера. Однако у нас есть убедительные свидетельства, что страсть к уничтожению была в нем ...
Эрих Фромм. Анатомия человеческой деструктивности (72)
...предгенитальной сексуальностью (оральный и анальный садизм) как источником деструктивности и гениталной сексуальностью как источником любви. Конечно нее, Фрейду трудно было согласиться на такое решение по причине, ...это означало бы различие между садизмом и некрофилией. Но Фрейд таких связей не установил, да, пожалуй, и не мог этого сделать по причинам, рассмотренным раньше в ...
Николай Бердяев. СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. (8)
...жизни, раскрываемой и опознаваемой психопатологией, садизм и мазохизм, истязание другого и истязание себя. Этот садизм и мазохизм отравил даже христианское учение, его печать можно узнать в ...
Э.Фромм. Бегство от свободы (15)
Целью садизма является поглощение объекта, целью разрушительности его устранение. Садизм стремится усилить одинокого индивида за счет его господства над другими, разрушительность за ...
Н.А.Бердяев. САМОПОЗНАНИЕ. (36)
Элемент садизма занимает большое место в истории религии, он силен и в истории христианства. Его можно найти в псалмах и он вошел ...он был осужден представителями ортодоксального садизма. Утверждение человечности христианства вызывает настоящую ненависть у тех многочисленных христиан, которые считают жестокость основным признаком ортодоксальности.
Психология. (80)
С САДИЗМ — 1. Страсть к жестокостям; наслаждение, испытываемое от причинения боли и страдания животным или другим людям. 2.... САДОМАЗОХИЗМ — сочетание садизма и мазохизма у одного индивида, или то же сочетание в человеческих отношениях. Половое поведение, включающее в себя в качестве элементов ...
Эрих Фромм. Анатомия человеческой деструктивности (19)
Например, установлено, что садизм встречается чаще среди людей, переживающих фрустрацию, а также в социальных классах, которые чувствуют свое бессилие и получают мало радости в ... Садизм встречается и в среде господствующего класса, особенно когда он чувствует угрозу своему положению и своей собственности.
Диппольдизм
Диппольдизм — особым вид садизма, при котором сексуальное наслаждение достигается за счет истязаний своих воспитанников. Получил название по имени домашнего учителя Диппольда.
Феня (Вариант)19
ТАБУРЕТОВКА — вид садизма в ВТК, ИТК, когда неугодного зека бьют по голове деревянной табуреткой или небольшой скамейкой. Танкист то же, что боец, бык, ...
Женская сексопатология (51) Лечение прочих перверсий
Лечение прочих перверсий Лечение таких перверсий, как садизм, мазохизм, фетишизм, вуайеризм, эксгибиционизм, трансвестизм, педофилия, геронтофилия, инцестофилия и зоофилия, строится по тем же принципам, что и лечение навязчивых состояний ...
Сексопатология. Краткий словарь (10)
Садизм — половое извращение: половое удовлетворение при условии жестокого обращения с партнером. Сатириаз — усиленное половое влечение у мужчин.
Логос (780)
...жестокости с развратом получило название садизма. В 1768 г. С. был привлечен к суду и заключен в тюрьму за насилие над женщиной, но по повелению короля ...
СЕКСОЛОГИЯ. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ (1)
...половому партнеру (активная алголагния, или садизм) или в связи с болью, причиняемой половым партнером (пассивная алголагния, или мазохизм). Амбивалентность двойственность переживания, когда один и тот же ...
Эрих Фромм. Анатомия человеческой деструктивности (20)
...своей власти и известной доли садизма, характерного для властвующих элит. Из материалов о такой охоте мы скорее получаем знание о психологии: феодалов, чем о психологии охоты.
Женская сексопатология (14) КЛИНИКА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СЕКСУАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ЖЕНЩИНЫ
...полового влечения (фетишизм, мазохизм и садизм, эксгибиционизм). Приведенный список охватывает лишь основные формы функциональных сексуальных нарушений, встречающихся у женщин. В ряде случаев эти формы имеют не ...
САДИЗМ \ МАЗОХИЗМ \ \ САДИСТСКИЙ \ МАЗОХИСТСКИЙ
САДИЗМ \ МАЗОХИЗМ
САДИСТСКИЙ \ МАЗОХИСТСКИЙ
МИФОЛОГИЯ
СИЛА И МУДРОСТЬ СЛОВА
ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОЛОГИЯ | РИТОРИКА
ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ
РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.