- 03.03.2012
- 2173 Просмотра
- Обсудить
ВРЕМЯ
ВРЕМЯ в деконструкции
ВРЕМЯ в деконструкции — одна из версий интеллектуальной процедуры переоткрытия времени (см. Переоткрытие времени ). Категория времени имеет принципиальное значение для метафизики присутствия, или западного стиля философствования, деконструкцией которого занимается Деррида.
Эра — дата, с которой начинает отсчёт календарь.
Список дат начала различных эр:
Антиохийская эра — 1 сентября 5969 года до н. э. (или 5517, 5507).
Греческая мировая эра — 1 сентября 5598 года до н. э.
Византийская эра — 1 сентября 5509 года до н. э.
Константинопольская эра (древнерусская) — 1 марта 5508 года до н. э.
Болгарская эра — 5504 года до н. э.
Александрийская эра (эра Панодора) — 29 августа 5493 года до н. э.
Эра Анниана — 25 марта 5492 года до н. э.
Эра Скалигера (юлианский период) — 1 января 4713 года до н. э.
Эра еврейского календаря — 7 октября 3761 года до н. э. (по ст. ст.)
Эра Пятого Солнца (календарь майя) — 11 или 13 августа 3114 года до н. э.
Эра Кали-юга — 18 февраля 3102 года до н. э.
Эра Айка Патриарха (древнеармянский календарь) — 11 августа 2492 года до н. э.
Эра Авраама — 1 октября 2015 года до н. э.
Эра Олимпиад — 1 июля 776 года до н. э.
Эра от «основания Рима» — 21 апреля 753 года до н. э.
Эра Набонассара — 26 февраля 747 года до н. э. (по ст. ст.)
Эра шаханхахи — 21 марта 559 года до н. э.
Эра Нирваны — 543 год до н. э.
Метонов цикл — 15 июля 432 года до н. э.
Эра Селевкидов — 1 октября 312 года до н. э.
Тирийская эра — 19 октября 125 года до н. э.
Сидонская эра — октябрь 110 года до н. э.
Эра викрам-самват — 57 год до н. э.
Антиохийская эра Цезаря — 1 сентября 48 года до н. э.
Юлианский год — 1 января 45 года до н. э.
Эра Августа — 1 августа 43 года до н. э.
Испанская эра — 1 января 38 года до н. э.
Эра Акция — 1 января 30 года до н. э.
Эра от «Рождества Христова» — 1 января 1 года н. э.
Разрушение Иерусалима — 1 сентября 69 года н. э.
Эра Сака — 15 марта 78 года н. э.
Эра Маккавеев — 24 ноября 166 года н. э.
Эра Диоклетиана — 29 августа 284 года н. э.
Армянская эра — 7 июля 552 года н. э.
Мусульманская эра (эра хиджры) — 16 июля 622 года н. э.
Персидская эра — 16 июня 632 года н. э.
Эра Джелал-ад-дина — 15 марта 1079 года н. э. (по ст. ст.)
Эра Газан-хана — 13 марта 1302 года.
Эра Фазли — 10 сентября 1550 года н. э.
Эра Республики (французская революционная) — 22 сентября 1792 года.
Эра Бахаи — 24 мая 1844 года н. э..
Эра чучхе — 15 апреля 1912 года.
Эра UNIX — 1 января 1970 года.
ВРЕМЯ
ВРЕМЯ
— фундаментальное понятие человеческого мышления, отображающее изменчивость мира, процессуальный характер его существования, наличие в мире не только «вещей» (объектов, предметов), но и событий. В содержание общего понятия В. входят аспекты, отображаемые более специальными понятиями: одновременности, временной последовательности, длительности, а также идея направленности, включающая в себя представление о прошлом, настоящем и будущем.
Большинство филос. направлений и естествознание рассматривают В. как объективную характеристику мира (объективное В.). Однако некоторые мыслители и философы квалифицируют В. как характеристику только человеческого сознания (Дж. Беркли, Д. Юм, И. Кант) или же, признавая объективное В., основной акцент делают именно на субъективном, внутреннем переживании В. (философия жизни, A. Бергсон, экзистенциализм, М. Хайдеггер).
На ранних этапах развития человечества представление о В. носило циклический характер (циклическое В.), что было вызвано исключительной важностью для человеческого существования циклических процессов: годичного и суточного циклов, цикла обращения Луны и, возможно, внутренних биоритмов организма и смены поколений. Реликтом такого циклического понимания В. является восточный календарь. Позднее постепенно выработалось линейное представление о B. Вместе с тем роль периодических (циклических) процессов в понимании В. и сейчас остается весьма значительной, поскольку именно они кладутся в основу эталонов измерения В.
В истории развития понятия В. можно выделить несколько этапов. Первоначально понятие В. рассматривалось в рамках мифопоэтической и религиозно-мифологической картины мира. В антич. эпоху В. становится предметом натурфилософского умозрения (Гераклит, Парменид, Демокрит, Аристотель). На этом этапе возникают два противоположных подхода к пониманию В. (как, впрочем, и пространства): субстанциональный, или субстантивистский, и реляционный. При субстанциональном подходе В. рассматривается как некая самостоятельная сущность, тогда как при реляционном подходе В. истолковывается как отношение в системе более фундаментальных сущностей. В дальнейшем вопрос о соотношении данных подходов активно дискутировался в философии и науке Нового времени.
В Средние века (4—14 вв.) внимание оказалось сосредоточенным в основном на связи понятия В. с теологическими проблемами, гл. обр. с проблемой сотворения мира. В кон. 17 — нач. 18 в. одним из основных движущих факторов анализа понятия В. становится теоретическое естествознание, поскольку именно в основные уравнения физических теорий (в первую очередь — классической механики) В. входит как фундаментальный параметр, характеризующий любые процессы и явления мира. В этот период получает особое значение конфронтация субстанциональной (И. Ньютон) и реляционной (Г.В. Лейбниц) концепций В.
Развитие естествознания в нач. 20 в. привело к открытию фундаментальной связи между пространством и В. (специальная теория относительности — СТО). С этого момента проблема В. рассматривается в более общем контексте проблемы пространства — В. Важнейшим результатом СТО в аспекте понимания В. явилось существенное изменение классического представления об абсолютной одновременности событий. В СТО события, происходящие в разных точках пространства и одновременные в одной системе отсчета, будут неодновременны в др. системе отсчета, движущейся относительно первой.
Переход к рассмотрению единого пространства — В. в СТО не означает полного растворения В. в пространстве. В СТО сохраняется некий особый статус В. и, в частности, такие важные понятия, как прошлое, настоящее и будущее.
Др. важным аспектом анализа В. стало обсуждение проблемы направленности В., проистекающей из фундаментальной необратимости явлений, фиксируемой вторым законом термодинамики.
Выводы относительно В. специальной (а затем и общей) теории относительности и термодинамики сформировали филос. и естественно-научную проблематику анализа В. в 20 в.
В филос. и естественно-научной литературе анализируются основные аспекты и характеристики В. как объективной характеристики мира. К ним относится классическая проблема субстанциональной или же реляционной сущности В. Эта проблема в настоящее время не имеет однозначного решения. И в философии, и в естествознании представлены обе т.зр.
Др. проблема состоит в выяснении зависимости временной длительности (характера протекания В.) от общего физического окружения. Эта сторона дела в определенной мере проясняется общей теорией относительности, устанавливающей зависимость временной длительности от гравитационного поля.
Третья фундаментальная проблема — направленность В. В современной литературе направленность В. анализируется в трех аспектах. Во-первых, направленность В. связывается со вторым законом термодинамики и необратимостью процессов. Новейшее развитие этого подхода представлено работами по термодинамике неравновесных процессов (школа И.Р. Пригожина) и работами по теории самоорганизации. Во-вторых, направленность В. может рассматриваться в рамках отношений причина — следствие (причина всегда предшествует следствию). Результатом развития такого подхода являются фундаментальные дисперсионные соотношения современной физики. В-третьих, направленность В. анализируется современной космологией, которая распространяет ее на глобальный космологический процесс расширения Вселенной. В этом аспекте существует дополнительная проблема возможности в прошлом сингулярного состояния, для которого понятие временной длительности (а тем самым и В. вообще) теряет смысл.
Кроме точного математизированного естествознания, понятие В. интенсивно рассматривается в биологии (биологическое В.) и в дисциплинах, изучающих общество (историческое В., социальное В.).
В. как понятие выражает собой объективную длительность, порядок и направление событий, а также субъективное отношение к изменениям и жизненное ощущение (временность). Обычно под объективным В. понимается последовательность процессов в направлении от прошлого к будущему. Прошлое объем-лет собой события, не подлежащие изменению, настоящее находится в процессе формирования, а будущее неопределенно. В философии науки В. рассматривается как реальный параметр (позволяющий привести природные события в упорядоченную систему), определяющий длительность событий.
Временность как филос. понятие имеет два значения, выступая в качестве а) свойства изменчивости и б) отношения к изменчивости и преходящести бытия. Временность в первом смысле (temporarily — англ.) охватывает любые объекты; во втором же смысле (temporality — англ.) она относится только к экзистенциальным формам сознательных существ. В этом смысле только те существа пребывают во В., которые обладают сознанием В. и в состоянии в своей деятельности и мышлении преодолевать горизонт настоящего, оказывая целенаправленное воздействие на будущее и сохраняя в рефлексирующей памяти прошлое. Временность как фундаментальная структура субъективности конституирует эмпирическое В. повседневности и определяется как «изначальное В.» (Хайдеггер).
Человек выступает во В. как конечное существо. Конечность означает неспособность определять предпосылки собственного бытия и одновременно способность вставать в некоторое отношение к этим предпосылкам. Именно конечное существо, способное самоопределяться в отношении собственных границ, может знать, что оно хочет, и тем самым обладать свободой. Эксперименты по поводу ощущения В., проводимые на космонавтах, показывают значительные расхождения между объективной длительностью событий и ее субъективным ощущением. С критикой объективного В. еще раньше выступили экзистенциалисты и представители философии жизни. Бергсон провел различие между абстрактным измеряемым В. часов (temps) и подлинным В. (duree) как творческой текущей длительностью. Для Хайдеггера проблема В. связана со смыслом человеческого бытия вообще. Р. Вендорф рассматривает развитие культуры как функцию изменения сознания В. (т.н. тирания В.); Н. Элиас, для которого часы являются социально нормированными процессами, интерпретирует В. как социальный символизм, для которого существенно «пятое измерение В.» — коммуникативное.
Для философии вообще значимо различение между охватывающим универсальным В. и собственным В. системы. Универсальное В., которым измеряют длительность событий, основано на периодичности др. событий (напр., атомных часов), характеризуемых собственным В. Универсальное В. линейно и схватывает длительность, порядок и направление развития событий. Напротив, собственное В. объектов циклично, что наблюдается в биологических и социальных явлениях. Разрушение системы приводит к окончанию ее собственного В. Многообразие концепций В. и сложности построения единой теории В. показывают труды Международного общества по изучению В. (International Society for the Study of Time), в которых рассматриваются проблемы В. применительно ко всем наукам, в архитектуре, в обществе, в жизни индивида, в литературе, музыке и т.п.
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
ВРЕМЯ
атрибут, всеобщая форма бытия материи, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в мире. В. не существует само по себе, вне материальных изменений; точно так же невозможно существование материальных систем и процессов, не обладающих длительностью, не изменяющихся от прошлого к будущему.
В домарксистской философии В. преим. рассматривалось как внеш. условие бытия материи, как поток длительности, текущей равномерно и независимо от к.-л. процессов в мире. Так, напр., Ньютон различал абс. В. как внеш. условие бытия и относит. В., выражающее длительность конкретных состояний и процессов и измеряемое посредством различных периодич. процессов (циклы вращения Земли вокруг Солнца или вокруг своей оси, колебания маятника часов и др.). Подобное толкование В. господствовало в естествознании и натурфилософии 17—19 вв. Ему противостояло понимание В. как длительности процессов и меры всеобщего изменения тел (Декарт, Лейбниц, Ломоносов, Гольбах, Дидро, Чернышевский). В теологии и различных системах объективного идеализма В. рассматривалось как преходящая и конечная форма проявления вечности, присущей богу или абс. духу (Платон, Августин, Фома Аквинский, Гегель, неотомизм). В субъек-тивноидеалистич. концепциях В. толковалось как форма упорядочения комплексов ощущений или опытных данных (Беркли, Юм, эмпириокритицизм); как априорная форма чувств. созерцания (Кант); как форма субъективного существования человека, исчезающая вместе со смертью личного «Я» (экзистенциализм).
Диалектико-материалистич. концепция В. как формы бытия материи была разработана классиками марксизма-ленинизма и нашла многочисл. подтверждения в совр. науке. Осн. свойства В. тесно связаны с др. атрибутами материи и определяются ими. В. объективно и независимо от человеч. сознания, способности человека воспринимать предшествующие и последующие события. В. проявляется как всеобщая и всегда сохраняющаяся форма бытия материи на всех её структурных уровнях. Существование мира вечно, что обусловлено абсолютностью материи как субстанциальной основы всех явлений. Вечность присуща лишь всей природе в целом, тогда как всякая конкретная форма материи ограничена и преходяща во В. Всем временным отношениям в мире свойственна определ. длительность, представляющая собой последовательность и рядоположенность сменяющих друг друга моментов и состояний. Универсальность длительности обусловлена наличием в каждом изменении последовательно реализующихся этапов, конечностью скорости распространения материальных воздействий. Длительность В. существования всех конкретных тел выступает как единство прерывного и непрерывного. Сохраняемость материи и непрерывная последовательность её изменений, происходящих в виде близкодействия в причинной связи, обусловливают общую непрерывность и связность В., отсутствие в нём разрывов. Вместе с том В, как форма бытия материи складывается из множества последовательностей и длительностей существования конкретных объектов, каждый из которых имеет своё начало и конец. В силу этого В. присуща определ. прерывность, выражающая периоды существования конкретных качеств. состояний. Однако эта прерывность всегда относительна, поскольку при смене качеств, состояний составляющая тело материи не уничтожается, а лишь переходит в др. формы, продолжая непрерывно существовать. В. одномерно, асимметрично и необратимо, все изменения в мире происходят от прошлого к будущему. Однонаправленность В. обусловлена асимметрией причинно-следственных отношений, общей необратимостью процесса развития материальных систем, невозможностью абсолютно полного повторения пройденных состояний и циклов изменения систем. Совр. физика доказала, что В. различных процессов в телах относительно замедляется по мере приближения скорости их движения к скорости света. Замедление временных процессов в системах возможно также под действием мощных гравитац. полей.
Любая материальная система существует и развивается по своему собств. В., которое зависит от характера цикличных изменений в её структуре и внеш. среде, скорости движения, мощности гравитац. поля. Собств. В. системы находится также в определ. соответствии с внеш. В. существования больших по размерам материальных систем (Солнечная система, галактики, метагалактики и др.). Напр., в живых организмах существуют биоритмы различных функциональных подсистем, органов и клеток, зависящие от смены дня и ночи, времени года, циклов солнечной активности и др. внеш. факторов. Биосфера и человеч. общество развиваются во В. существования Земли и Солнечной системы. Вместе с тем общество имеет собств. временные отношения и темпы развития, которые убыстряются по мере развития производит. сил и пауки.
Исследование временных аспектов изменения и развития материальных систем — одна из важнейших задач совр. пауки. Диалектико-материалистич. учение о В., будучи обобщением достижений науч. познания, раскрывает универс. свойства В., выявляет общие закономерности их познания в процессе развития и смены науч. теорий.
см. Пространство и время, Вечность, Материя.
Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и н г е л ь с Ф., Соч., т. 20; его же, Анти-Дюринг, там же; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, ПСС, т. 18; P е и ? е н б а х Г., Направление В., пер. с англ., М., 1962; Уитроу Дж., Естественная философия В., пер. с англ., М., 1964; А с к и н Я. Ф., Проблема В. Ее филос. истолкование, М., 1966; Г у p е в и ч А. Я., В. как проблема истории культуры, «ВФ», 1969, №3; Молчанов Ю. Б., Четыре концепции В. в философии и физике, М., 1977; The nature of time, Ithaca (?. ?.), 1967; Time in science and philosophy, Prague, 1971.
С. Т. Мелюхин.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
ВРЕМЯ
форма возникновения, становления, течения, разрушения в мире, а также его самого вместе со всем тем, что к нему относится. Объективное время, измеряемое отрезками пути небесных тел, нужно отличать от субъективного, которое основано на осознании времени. Последнее зависит от содержания переживаний и является гл. о. возможностью что-то делать, переживать и т. п. Выражение «на это у меня нет времени» означает, что «подходящее ко мне», т.е. будущее, образует непрерывную цепь из «связанных по времени» действий, переживаний и т. д. Оно означает также, что для меня является невозможным в этом течении времени «передвинуть» один из этих членов назад или вперед т. о., чтобы осуществлялась дальнейшая деятельность и т. д. Выражение «еще рано» означает, что время еще не наступило (возможности еще нет); «уже поздно» – что возможности больше нет. Только «теперь» есть «время и возможность», «теперь» находится между «еще рано» и «уже поздно» и должно «восприниматься», замечаться, пониматься для того, чтобы вообще что-нибудь можно было делать. Будущее, настоящее, прошедшее суть абстракции от этого естественного понятия времени, в которых частицы «еще» и «уже» являются знаками выражения характера существования как заботы (см. Забота). При этом имеет значение то обстоятельство, что с увеличением возраста человека все еще появляющиеся возможности оставляют все меньше и меньше места для действия, ибо человек начинает все больше зависеть от прошлых событий («человек несет на себе груз прошлого»). Будущее, т. о., все больше пропитывается прошлым, и поэтому жизнь, будущее которой состоит только из прошедшего, называется жизнью без будущего. Под этим подразумевается придавленное тяжестью прошедшего, ставшее бессмысленным существование. Хайдеггером, Сартром, Фолькельтом и др. время толкуется реалистически. По Хайдеггеру, времени нет, нет ни в субъекте, ни в объекте, ни «внутри», ни «вовне», оно «есть» раньше любой субъективности и объективности, ибо оно является условием самой возможности для этого «раньше». Большую роль, как это уже подчеркивали Августин и Лейбниц, играет время как способ существования человека, в котором он необходимо должен переживать прошедшее, настоящее и будущее, поэтому время можно рассматривать как безусловную предпосылку бытия человека. По Канту, время является формальным априорным условием всех явлений вообще. Современная физика считает, что объективного времени нет, а то, что считается таковым, представляет собой на самом деле всего лишь координату в четырехмерном континууме (см. также Вневременность мира, Мировая линия). Эпоха т. н. «исторического времени» охватывает приблизительно 6 тыс. лет; предысторического времени – несколько сот тысячелетий; геологического – несколько миллиардов лет; космическое время – бесконечно. Если допустить, что человек на Земле существует ок. 550 тыс. лет, и положить эти 550 тыс. равными одному двадцатичетырехчасовому дню, то тогда 6 тыс. лет исторического времени – «мировая история» – составят всего-навсего 16 последних минут жизни в течение этого дня.
Философский энциклопедический словарь. 2010.
ВРЕМЯ
одна из основных (наряду с пространством) форм существования материи. Материалистич. понимание В. противостоит ложным идеалистич. воззрениям, ставящим существование В. в зависимость от индивидуального сознания (Беркли, Юм, Кант, Мах), от мирового разума (Гегель), от интуиции и мистич. "творческого порыва" (Бергсон). В противоположность как идеализму, так и метафизич. взглядам, согласно к-рым В. есть нечто самостоятельное, существующее якобы независимо от материальных вещей и отдельно от них, диалектич. материализм считает, что В. существует объективно и неразрывно связано с движущейся материей. Процессы отличаются друг от друга не только тем, когда они начинаются, но и тем, как д о л г о они д л я т с я. В. неразрывно связано с пространством, к-рое имеет три измерения, а В. – одно: движение материи во В. идет только в одном направлении – от прошлого к будущему. В. необратимо. Оно бесконечно. Как бы много ни прошло В. до какого-либо события ему предшествовало неисчислимое множество других. Цепь событий нигде не оборвана. Звеньям ее нет числа. Совр. наука, подтвердив учение диалектич. материализма о В., показала, что длительность процессов зависит от скорости движения материальных объектов; при изменении скорости тела изменяются как его пространственные размеры, так и продолжительность совершающихся в нем процессов. См. Пространство и время, Относительности теория и лит. при этих статьях.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
Время. ГиперИнфо (1)
Время уносит все. Вергилий Бег времен. Гораций Ничем не может человек распорядиться в большей степени, чем временем. Фейербах Л.
Николай Бердяев. О РАБСТВЕ И СВОБОДЕ ЧЕЛОВЕКА. (26)
...истории есть прежде всего проблема времени. Обоготворение истории есть обоготворение исторического времени. Проблема времени стоит в центре современной философии; достаточно назвать Бергсона и Гейдеггера.
ПЕРЕОТКРЫТИЕ ВРЕМЕНИ
ПЕРЕОТКРЫТИЕ ВРЕМЕНИ — феномен современной культуры, связанный с актуализацией — как в естествознании, так и в гуманитаристике — проблемы темпоральности. Термин "П.В." предложен И....Пригожиным в контексте синергетической модели времени как процессуальной конструкции (см. Синергетика ). Именно факт П.В. синергетика фиксирует в качестве важнейшего результата своих исследовательских усилий (И.
Карл Густав Юнг. Проблемы души нашего времени (6)
...о вещах, которые с древних времен скрыты от. нас в потемках, а не о тех банальных фактах восприятия органами чувств и сознательного приспособления к внешнему миру....в глубоких остатки фауны того времени. Этот образ дает представление о нашей душевной структуре: мы живем на верхнем этаже и лишь смутно осознаем, что нижний этаж ...
Карл Густав Юнг. Проблемы души нашего времени (8)
Мы удалены во времени от его мира, превосходим его в духовной дифференциации и поэтому имеем возможность взглянуть с высоты наших достижений на его разум ...Леви Брюль, не устает все время подчеркивать это чрезвычайное отличие «etat prelogique» (Дологическое состояние (франц.). Перед.) от нашего сознания. Ему, как человеку цивилизованному, кажется просто непостижимым, ...
Обман (11)
Во время занятий обоими этими видами деятельности не приходится расслабляться. В спорте проигрыш означает удар по честолюбию, в войне ранение или ... Предмет продажи в настоящее время отсутствует, но продавец уверяет покупателя, что он реален и соответствует условиям контракта. Я не отношу сюда так называемые "фьючерные" ...
Владимир Сергеевич Соловьев (137)
...так же была в свое время чем то полезным и необходимым. Равным образом и официальная опека, наложенная на национальный дух России, могла быть благодетельной, когда этот ...в детском состоянии; в настоящее время она может только придушить его. Бесполезно все снова и снова повторять, что наш национальный организм полон здоровья и силы, словно ...
Николай Бердяев. Я И МИР ОБЪЕКТОВ. (13)
Болезнь времени. Изменение и вечность 1. Парадокс времени. Его двойной смысл. Прошлого не было. Преображение времени. Время и забота.
Обман (15)
...достатке, а достаток по нашим временам понятие такое же абстрактное, как и мораль. Возможно, честность и вправду норма жизни, но тогда мы должны признать, что давно ...и сарказм, с которыми во время предвыборной президентской кампании 1996 года некоторые "демократически направленные" газеты нападали на пенсионеров, маршировавших под красными знаменами и призывающих ...
Карл Густав Юнг. Проблемы души нашего времени (1)
...Густав Юнг Проблемы души нашего времени Проблемы современной психотерапии Психотерапия, то есть лечение души и лечение душой, в широких слоях общества до сих пор отождествляется с ...и различность психологических мнений нашего времени удивительна, а для дилетантов необозрима и запутана. Если в учебнике патологии обнаруживается, что для одной болезни предлагаются многочисленные лекарственные средства ...
Время. ГиперИнфо (2)
Время не проходит впустую и не катится без всякого воздействия на наши чувства: оно творит в душе удивительные дела. Августин Все может ослабить время, но не мою печаль.
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (14)
...человек в целом есть создание времени и изменчив и даже отдельный человек не есть нечто прочное и неизменное. – Точно так же дело обстоит и с другой ...красоты которого зависело счастье прежних времен, ему будут оказывать почести, какие редко выпадают на долю равного нам. Лучшее в нас, быть может, унаследовано от чувств прежних ...
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (10)
...и жестокостями, чтобы хоть на время очнуться от того отупения и скуки, в которые они так часто впадают в силу своей духовной бесчувственности и указанного подчинения ... В то время психология служила для того, чтобы не только подозревать все человеческое, но чтобы клеветать на него, бичевать и распинать его: люди ...
Михаил Лермонтов. Герой нашего времени (1)
Герой нашего времени Во всякой книге предисловие есть первая и вместе с тем последняя вещь; оно или служит объяснением цели сочинения, или оправданием ...безнравственного человека, как Герой Нашего Времени; другие же очень тонко замечали, что сочинитель нарисовал свой портрет и портреты своих знакомых... Старая и жалкая шутка!
ПРОСТРАНСТВО и ВРЕМЯ
...мир, и нелинейные модели течения времени. В философии 20 в. доминирует понимание В. как условия возможности, как предпосылки субъективности и объективности в любом их модусе, а ... также Социальное время Переоткрытиевремени Событийность Эон .) А.А. Грицанов
Время. ГиперИнфо (3)
Платон Время — самое драгоценное из всех средств. Теофраст Как бы быстро ни летело время, оно движется крайне медленно для того, кто лишь ...
СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ
(Идея была оценена в свое время И.Ньютоном как пригодная для того, чтобы фиксировать "обыденное" или "неистинное В.: как то год, месяц, час" — в отличие от "...становление Космоса совпадает с "началом времен" (Гомер), а до укрепления Одином меток искр на небосводе "звезды не ведали, где им сиять" ("Старшая Эдда").
СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ
(Идея была оценена в свое время И.Ньютоном как пригодная для того, чтобы фиксировать "обыденное" или "неистинное В.: как то год, месяц, час" — в отличие от "...становление Космоса совпадает с "началом времен" (Гомер), а до укрепления Одином меток искр на небосводе "звезды не ведали, где им сиять" ("Старшая Эдда").
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (29)
Когда великий мыслитель по временам обуревается ипохондрическим самоистязанием, то пусть он скажет себе в утешение: "Этот паразит питается и растет за счет твоей собственной великой ...однажды решительно оторваться от своеговремени и как бы быть унесенным от его берега назад в океан прошедших миросозерцаний. Глядя оттуда на берег, впервые озираешь его ...
Карл Густав Юнг. Проблемы души нашего времени (16)
...даже известны нам с древних времен: это фигуры, расставленные на шахматной доске мыслителя уже несколько тысячелетий тому назад. Пожалуй, проблема эта возникла в глубокой туманной древности, ...фактом, что душа во всевремена и во всех регионах утверждает опыт духов, точно так же, как я должен иметь в виду, что многие люди этот ...
Фридрих Ницше. УТРЕННЯЯ ЗАРЯ, ИЛИ МЫСЛЬ О МОРАЛЬНЫХ ПРЕДРАССУДКАХ (1)
Что по временам они будут спрашивать себя: идет ли он вообще? Тогда предпринял я нечто такое, чего не каждый мог сделать, — я спустился ...Кант был истинным сыном своего времени, которое более, чем всякое другое, быловременем химер: таким остался он, к счастью, и в отношении к более ценному явлению ...
Игорь Кон Мальчик – отец мужчины (6) Мальчишество в Новое время
Мальчишество в Новое время Мама привела меня в гимназию; в первый раз в жизни из уютной и тихой семьи я попал в толпу гладко ...классная система и жесткая программированность времени обучения. Ученики, перенимающие пример, даваемый им наставником в непосредственном с ним общении, – такова была основная педагогическая технология в эпоху Средневековья.
Алексей Федорович Лосев. ДИАЛЕКТИКА МИФА (12)
...e) трепещущая неоднородность мифического времени и ее различие в разных религиях. e) Относительно мифических представлений пространства и времени писано немало. Укажу сначала на мифологию времени .
БЫТИЕ И ВРЕМЯ (3)
...бытия человека — это историчность, где время рассматривается в целостности трех его моментов (прошлого, настоящего и будущего). 3) Момент заботы "бьггае при внутримировом сущем" означает специфический способ ...заботы есть одновременно определенный модус времени: "бытие в мире" есть модус прошлого, "забегание вперед" — модус будущего и "бытие при" — модус настоящего.
БЫТИЕ И ВРЕМЯ
Посвящена анализу Времени. Хайдеггер показывает, что то, что обосновывает единство человеческого бытия, — это Темпоральность, временность. В структуре временности Хайдеггер выделяет впереди себя (будущее), ...2) Dasein и временность; 3) Время и бытие. Вторая часть : Деструкция истории онтологии как пример проблематики временности. 1) Кантовское учение о схематизме в связи с проблематикой ...
Макаревич Андрей и Машина времени (2)
И я хочу, чтоб на время забыли мы Деловые полезные навыки, Наши руки освободили бы, Чтоб попробовать взяться за руки. И чтоб где бы мы только ...умели, прикрывши двери, Хоть на время забыть о прибыли, Чтоб хоть раз сосчитать потери. Время Нам уготовано, мальчик мой, Легкое это бремя Двигаться вдоль по одной ...
ОСЕВОЕ ВРЕМЯ
"ОСЕВОЕ ВРЕМЯ" — философско историческая категория, введенная Ясперсом как средство осмысления единства истории и являющаяся одной из опорных в современной исторической мысли....а сама история предполагает пронизывающий время смысл, обеспечивающий осмысленность человеческих поступков. Однако современность, характеризующаяся радикальным разбожествлением мира, ставит под вопрос наличие какого либо высшего смысла в ...
Михаил Лермонтов. Герой нашего времени (12)
...Примечания к повести ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ из Собрания сочинений в 4 х томах. Т. 4. М., "Правда", 1969 Впервые опубликовано: "Бэла" в "Отечественных записках" (1839, т.... Предисловие к "Герою нашего времени" написано в 1841 году и впервые появилось во втором издании романа (СПб., 1841). Композиционная особенность романа заключается в той последовательности, ...
Карл Густав Юнг. Проблемы души нашего времени (4)
...что нам потребовалось слишком много времени для отрыва душевного от субъекта и тем самым выделения его в качестве предмета объективного познания. Психология как естественная наука это фактически приобретение самого последнего времени, поскольку до сих пор она ...
Ацтекский календарь
Ацтекский календарь — система измерения времени, применявшаяся у народов Месоамерики. Впервые эта система появилась у ольмеков около 3500 лет назад и впоследствии распространилась среди культур и народов центральной Мексики, в том числе майя, сапотеков и ацтеков
Календарь состоял из двух параллельных циклов: гражданского 365-дневного шиупоуалли (соответствует хаабу у майя), и ритуального 260-дневного тональпоуалли (соответствует цолькину у майя). Шиупоуалли и тональпоуалли совпадали каждые 52 года, образуя так называемый «век». Сто «веков» в свою очередь составляли 5200-летнюю эру, называвшуюся «Солнцем». В соответствии с этой системой в настоящий момент мы живём в пятой эре Четыре землетрясения, «солнцем» которой является бог Тонатиу.
Календарный год начинался с первым появлением Плеяд над восточным горизонтом перед самым восходом Солнца
Карл Густав Юнг. Проблемы души нашего времени (14)
«Комплекс» и миф Д р мед. В.М. Кранефельдт Обманчива почва, на которой мы сооружаем психологические теории....умозрения начиная уже с древнейших времен; я напомню здесь только о древних китайских символах Янь и Инь, изображаемых в виде круга, который S образная линия делит ...
Крупнейшие мировые аферы. Искусство обмана и обман как искусство (4)
Время действия: от эпохи Возрождения до наших дней. Corpus delicti: торговля фальшивыми лекарственными препаратами, недобросовестная реклама. Масштаб: глобальный....знали шарлатанства, поскольку в те времена медицина находилась в зачаточном состоянии и каждый доктор, будь то Гален или Авиценна, был скорее магом и алхимиком, чем лечащим ...
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (17)
...теперь утверждать, будто во все времена история делалась по принципу: "возможно меньше в возможно дольший срок!” Ах, греческая история бежит так быстро!...подобного случалось вплоть до новейшего времени, хотя постепенно все реже и теперь уже вряд ли с чистой наивной совестью греческих философов..
Тридцать шесть стратагем (6) Грабить во время пожара.
Грабить во время пожара (趁火打劫 пиньинь : chèn huǒ dǎ jié) Задача: Извлечь пользу из бедственного положения или трудностей объекта, воспользоваться его слабым или ...враг повержен в хаос, пришло время восторжествовать над ним.» Применение: Решительно и быстро вмешаться в ситуацию и осуществить собственные задачи. Иногда желателен предлог или альтернативное объяснение ...
Календарь майя
Календарь майя — система календарей, созданных цивилизацией майя в доколумбовой Центральной Америке. Этот календарь использовался и другими центральноамериканскими народами — ацтеками, тольтеками и др.
По мнению учёных, календарь майя может вести счёт лет от следующих дат по григорианскому календарю:
13 октября 3373 г. до н. э или 14 октября 3373 г. до н. э.
7 сентября 3113 г. до н. э.
13 августа 3114 г. до н. э.
Исламский календарь — лунный календарь, используемый в исламе для определения дат религиозных праздников, а также как официальный календарь в Пакистане, Бангладеш и других мусульманских странах. Исламский календарь ввёл халиф Арабского халифата Умар I. Летоисчисление ведётся от Хиджры (16 июля 622 года н. э. — даты переселения пророка Мухаммада из Мекки в Медину.
Месяцы состоят из 29 или 30 дней. Первым днём нового месяца является первый день после астрономического новолуния, в который вскоре после захода солнца на небе можно было увидеть серп Луны.
Двенадцать лунных месяцев составляют лунный год, который, по приближенным подсчетам, равен 354 суткам. Поскольку истинная продолжительность лунного месяца не 29,5 дней, а несколько больше, то продолжительность лунного года равна не 354 дням, а 354,367. Так как это не целое число, то возникает проблема високосов, то есть чередования простых лет, содержащих 354 дня, и лет удлиненных — по 355 дней. Дни мусульманских религиозных праздников каждый год сдвигаются относительно григорианского календаря.
Карл Густав Юнг. Проблемы души нашего времени (9)
...вероятность совпадения необычных вещей по времени и месту. Не надо забывать, что здесь наш опыт бросает нас на произвол судьбы. Мы недостаточно наблюдательны, потому что настроены ... Ведь достаточно даже во времякупания забыть держать рот закрытым, и заболеваешь смертельно опасной дизентерией. Разумеется, такого рода случаи имеют для нас свои естественные причины, ...
Карл Густав Юнг. Проблемы души нашего времени (13)
...каждая земная религия и каждое время имеют свой особый язык, который может бесконечно варьироваться. Однако если в мифологии герой побеждает дракона, рыбу или какое нибудь другое ...преходящими формулировками разных регионов и времен. Таким образом, человек рождается со сложной духовной предрасположенностью, которая отнюдь не есть tabula rasa. Даже для самой дерзкой фантазии духовной ...
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (15)
239 Плоды по времени. Всякое лучшее будущее, которого желают человечеству, есть неизбежно в некоторых отношениях и худшее будущее: ибо было бы мечтательством верить, что ... Скорее каждое время имеет свои преимущества и прелести и исключает преимущества и прелести других времен. То, что выросло из религии и в ее ...
Макаревич Андрей и Машина времени (10)
Время льет полночную мглу Плавно, словно мед по стеклу, Открывая Небо для нас, В свой назначенный час. Время — твой извечный конвой, Шаги судьбы ...
Карл Густав Юнг. Проблемы души нашего времени (7)
...мужчины, каким его с давних времен знала женщина, и образ женщины, который тысячелетиями носит в себе мужчина. Существует много мужчин, которые абсолютно точно, вплоть до деталей, ...правило, одним мужчиной, в то времякак в сознании мужчины существует стремление к выходу за рамки личного, которое при определенных обстоятельствах может идти вразрез со всем ...
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (8)
...как вся истинная наука Нового времени приводит к ней, а не уводит от нее; так что между древнейшими и всеми последующими мудрецами человечества царит гармония и ...послушным учеником научных учителей своего времени, которые все без исключения питали слабость к романтике и отреклись от духа Просвещения; если бы он родился в наше время, ...
Макаревич Андрей и Машина времени (5)
...наше место именно здесь, И время прочит добрую весть и дорог не счесть. Словно звук небесной струны, Словно знак конца войны, Словно свет далекой звезды Через ... В полночь застывают часы Это время выверяет весы. В миг затишья после трудов Меж двух годов. Время льет полночную мглу Плавно, словно мед по стеклу, Открывая ...
Макаревич Андрей и Машина времени (4)
Время суток позволяло сыграть в игру, Время года велело стрелять в упор. И он как бы случайно подсел к столу, И ...
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (13)
...дух медленно подтачиваются и разрушаются временем, как если бы он из за угла смотрел на вора, взламывающего его денежный шкаф, тогда как он знает, что шкаф ...даже каждый инстинкт с течением времени усиливается при привычке к его удовлетворению, несмотря на указанные периодические облегчения. Возможно, что в каждом отдельном случае трагедия смягчает и ...
Михаил Лермонтов. Герой нашего времени (11)
Прошло с тех пор много времени: я проникла во все тайны души твоей... и убедилась, что то была надежда напрасная. Горько мне было!... В это время один офицер, сидевший в углу комнаты, встал, и медленно подойдя к столу, окинул всех спокойным взглядом.
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (18)
Быть может, именно преимущества нашего времени обусловливают отступление на задний план, а иногда и низкую оценку vita contemplativa. Но нужно признаться, что наше время бедно великими моралистами, что Паскаль, ...
Фридрих Ницше. УТРЕННЯЯ ЗАРЯ, ИЛИ МЫСЛЬ О МОРАЛЬНЫХ ПРЕДРАССУДКАХ (2)
...КНИГА ПЕРВАЯ ДОИСТОРИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ ОБЫЧАЕВ И НРАВСТВЕННОСТИ Дополнительная разумность. Все вещи, которые долго живут, до того проникаются, мало по малу, разумом, что становится невероятным ...убеждение ученых, что люди всех времен думали, что они знают, что такое добро и зло, что похвально и что достойно порицания.
Макаревич Андрей и Машина времени (11)
Только время пришло Отпирают трезвонят ключами, И разрушено все И со вздохом глядишь на часы. Кто тут прав, кто не прав Я ...следы Двух ипостасей века, двух времен. Вкруг башен пролегал глубокий ров, Но ров — уже не ров, а так овраг. И спорит сообразность куполов С несообразным здесь: «...
Владимир Сергеевич Соловьев (71)
...должно трудом и страданием во времени восстановлять то, что оставлено им в вечности, то есть свое внутреннее единство с Богом и природою, то и Христос, как ...в определенный момент в полноту времен. Злой дух разлада и вражды, вечно бессильный против Бога и в начале времен осиливший человека, должен в середине времени быть ...
ВРЕМЯ \ПРОСТРАНСТВО \ БЫТИЕ
ВРЕМЯ\ВРЕМЯ 2\ВРЕМЯ 5\ВРЕМЯ 7\ВРЕМЯ 9
ВРЕМЯ 3\ВРЕМЯ 6\ВРЕМЯ 10\ВРЕМЯ 4\ВРЕМЯ 8
МИФОЛОГИЯ
СИЛА И МУДРОСТЬ СЛОВА
ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОЛОГИЯ | РИТОРИКА
ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ
РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
Теги
Похожие материалы
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.