- 10.04.2012
- 1554 Просмотра
- Обсудить
ЧАСТНЫЕ БЕСПЛАТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ / ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ
СУБЪЕКТИВНОЕ
С.Л.Франк. НЕПОСТИЖИМОЕ. (26)
) Но такое уподобление, приравнивание объективного субъективному – не говоря уже о придуманном ad hoc «вкладывании» в объект того, что по существу мыслимо лишь как субъективное переживание, – сами были бы невозможны ...
Сёрен Обю Кьеркегор (дат. Søren Aabye Kierkegaard, МФА: [ˈsœːɐn ˈkʰiɐ̯kəˌɡ̊ɒˀ] (инф.), 5 мая 1813, Копенгаген — 11 ноября 1855, Копенгаген) — датский философ, протестантский теолог и писатель.
Сёрен Обю Кьеркегор родился в Копенгагене, в дворянской семье, 5 мая 1813 года.
Окончил теологический факультет Копенгагенского университета в 1840 году. Степень магистра получил в 1841 году, защитив диссертацию «О понятии иронии, с постоянным обращением к Сократу», посвященную концепциям иронии у древнегреческих авторов и романтиков.
Был помолвлен с Региной Ольсен. После разрыва помолвки до 1851 года много работает, пишет свои основные труды. Затем оставляет писательство с чувством, что он сказал то, что должен был сказать, вплоть до «церковной полемики» 1855 года. Вёл жизнь, сокрытую в своём существе от людей; при этом других людей тонко чувствовал и глубоко понимал. Работы С. Кьеркегора отличаются исключительной психологической точностью и глубиной.
Критиковал (особенно резко — в последние годы жизни и творчества) выхолащивание христианской жизни, стремление жить благополучно и удобно и при этом считать себя христианином. Смыслу христианской жизни посвящены его экзегетические работы — «беседы» (Taler), а также работа «Введение в христианство» (1850), и последние его публикации в журнале «Мгновения».
Скончался во время эпидемии гриппа на сорок третьем году жизни, 11 ноября 1855 года, в Копенгагене.
Принято выделять пять периодов творчества Кьеркегора:
1838—1841 («Из записок ещё живущего», 1838; «О понятии иронии», 1841)
1842—1846 («Поучительные речи», 1842; произведения, опубликованные под псевдонимами: «Или-или», 1843; «Страх и трепет», 1843; «Повторение», 1843; «Философские крохи», 1844; «Понятие страха», 1844; «Стадии на жизненном пути», 1845; «Заключительное ненаучное послесловие», 1846)
Полемика 1845—1846 в «Корсаре» с П. Мёллером и М. Гольдшмидтом
1847—1850 («Дело любви», 1847; «Христианские речи», 1848; «Болезнь к смерти», 1849; «Введение в христианство», 1850)
1851—1855 — период молчания вплоть до «церковной полемики» 1855 года (публикация статей в журнале «Мгновения» с критикой грубых смысловых подмен в церковной жизни современной ему Дании).
Ключевым в наследии Кьеркегора является учение о трёх стадиях человеческого существования. Впервые Кьеркегор формулирует его в «Или — или». Окончательную формулировку учение получило в работе «Заключительное ненаучное послесловие к „Философским крохам"».
Кьеркегор выделяет три стадии человеческого существования:
эстетическая,
этическая,
религиозная.
В соответствии с этими стадиями Серен Кьеркегор делит людей на четыре типа: обыватель (Spidsborgeren), эстетик (Æstetikeren), этик (Etikeren), религиозный человек (den Religiøse).
Обыватель живёт так, как окружающие: старается работать, создать семью, хорошо одеваться и говорить хорошо. Он следует стадному инстинкту. Он плывёт по течению и смиряется с обстоятельствами, не думая о том, что он может что-то изменить в своей жизни. Он просто не знает, что у него есть выбор.
Эстетик знает, что у него есть выбор. Он знает, что ему не нужно следовать за всеми. Он выбирает сам свой путь. Он выбирает жизнь, которая полна удовольствий. Ему нравится хорошая еда, стакан вина, красивые женщины. Он не думает о чувстве долга и ответственности и вовсе не думает, что такое хорошо и что такое плохо. Он просто живёт сегодняшним днём и наслаждается жизнью. Если нет ничего интересного, то ему становится скучно. Он чувствует, что его жизнь пуста.
Человек может перейти через переживание отчаянья на этическую стадию тогда, когда его поступками руководит разум и чувство долга. Этик не чувствует, что его жизнь пуста. У него развито чувство долга и ответственности. Он разбирается, где добро и где зло, что такое хорошо и что такое плохо. Он считает, что нужно жить с женщиной, любить её и быть ей верным. Ему хочется совершать только хорошие поступки и не совершать ничего плохого. На этической стадии эстетическая не исчезает бесследно, а происходит постоянно колебание между эстетическим и этическим.
В конце концов, человек может прийти к осознанию ограниченности как эстетического, так и этического образа жизни, снова испытав отчаянье. Тогда дискретно может произойти прорыв на духовную стадию, где человеком руководит сердце, вера, которая не подвластна ни чувственности, ни разуму. Религиозный человек понимает, что он не совершенен. Он знает, что он грешен и нуждается в Боге. Он верит всем сердцем, что Бог его простит. Бог — совершенен, человек — нет.
Отталкиваясь от догмата о первородном грехе, Кьеркегор определяет человеческую жизнь как отчаяние. Отчаяние, как следствие греховной природы человека, одновременно рассматривается и как единственная возможность прорыва к Богу.
В соответствии с тремя стадиями развития человеческого существования Кьеркегор рассматривает три типа отчаяния.
«Отчаяние возможного» у эстетического человека связано с фактичностью, не соответствующей ожиданиям человека. В своем сознании такой человек стремится подменить свое Я другим Я, обладающим некоторыми преимуществами: силой, умом, красотой и т. п. Отчаяние, возникающее от нежелания быть самим собой, приводит к распаду самости. Отдельные эстетические удовольствия фрагментарны и не обладают единством. В результате Я «рассыпается в песок мгновений».
«Мужественное отчаяние» возникает в результате желания быть самим собой, добиться непрерывности Я. Такое желание — результат нравственных усилий этического человека. «Я» для такого человека — уже не совокупность случайных «эстетических» удовольствий, а результат свободного формирования своей личности. Однако трагическая «самонадеянность» человека, возомнившего, что только его собственных человеческих сил достаточно для воплощения Я, приводит к отчаянию в неспособности преодолеть собственную конечность, «возвыситься до Бога».
«Абсолютное отчаяние» у религиозного человека возникает в результате осознания богооставленности мира и собственного одиночества перед Богом. Истинная вера не является результатом усвоения религиозной традиции, она результат абсолютно свободного и ответственного выбора в ситуации абсолютного одиночества.
Страх возникает у человека как существа онтологически свободного, но отмеченного печатью первородного греха, а потому смертного и конечного. Страх возникает из осознания невозможности преодоления собственной смерти и риска неправильного распоряжения собственной свободой. Страх таким образом является ситуацией, в которой проявляется человеческая свобода.
В противовес немецкому классическому идеализму и развитию, которое придал ему Гегель, Кьеркегор настаивал на вторичности рациональности и первичности чистого существования (экзистенциальности), которое после определённого диалектического пути развития личности должно найти свой смысл в вере. Этот и ряд других моментов послужили распространению точки зрения, согласно которой датский мыслитель является представителем иррационализма.
Наиболее употребительное написание фамилии философа на русском языке — Кьеркегор. К датской практической транскрипции наиболее близко произношение фамилии как Киргегор (транслитерация — Киркегаард). В литературе также встречаются варианты: Киркегард, Керкегор, Кьёркегор и др.
С точки зрения Д. А. Лунгиной, наиболее близко к датскому произношению произношение фамилии как Кергегор, к немецкому — Киркегард; неоправданно сложному написанию Кьеркегор и немецко-датскому смешению Киркегор Д. А. Лунгина предпочитает отчасти адаптированное к графике, отчасти к русской традиции Керкегор.
У Бердяева встречается написание Киркегардт.
5 мая 2013 года, в день 200-летия философа, на логотипе (из серии юбилейных «дудлов») русскоязычного Google было изображено, как маленькие человечки пишут огромными перьями название поисковика.
1841 — О понятии иронии (Om Begrebet Ironi med stadigt Hensyn til Socrates)
1843 — Или-или (Enten-Eller; включает части Диапсалмата, Несчастнейший, Дневник обольстителя, Эстетическая ценность брака и др., которые часто издаются отдельно)
1843 — Две назидательные беседы
1843 — Страх и трепет (Frygt og Bæven)
1843 — Повторение (Gjentagelsen)
1844 — Философские крохи (Philosophiske Smuler)
1844 — Понятие страха (Begrebet Angest)
1845 — Стадии жизненного пути (Stadier paa Livets Vei)
1846 — Заключительное ненаучное послесловие (Afsluttende uvidenskabelig Efterskrift)
1847 — Назидательные речи в различном духе (Opbyggelige Taler i forskjellig Aand)
1847 — Чему нас учат полевые лилии и птицы небесные
1847 — Дело любви (Kjerlighedens Gjerninger)
1848 — Христианские речи (Christelige Taler)
1848 — «Первосвященник» — «Мытарь» — «Грешница»
1849 — Болезнь к смерти (Sygdommen til Døden)
1849 — Полевая лилия и птица небесная: Три благочестивые беседы
1850 — Введение в христианство (Indøvelse i Christendom)
Samlede værker, Bd 1—20. København, 1962—64
Papirer, Bd 1— 16. København, 1968—78
Или-или. — СПб.: Издательство Русской Христианской Гуманитарной Академии: Амфора, 2011. — 823 с. — ISBN 978-5-367-02005-2.
Наслаждение и долг. — СПб, 1894; Киев, 1994; Ростов-на-Дону, 1998.
Несчастнейший. — СПб., 1908; 1914; М., 2002.
Страх и трепет. — М., 1993, 1998.
Дневник обольстителя. — Калуга, 1993; — М., 1999; — СПб., 2000; — СПб, 2007; — СПб, 2011.
Повторение. — М., 1997.
Заключительное ненаучное послесловие к «Философским крохам». — Минск: И. П. Логвинов, 2005. — 752 с. — ISBN 985-6701-67-8.
Др. издания: СПб., 2005. — 679 с. — ISBN 5-288-03760-4.
Беседы. — М., 2009.
Евангелие страданий. — М., 2011. — 304 с. — ISBN 978-5-900249-63-6.
Болезнь к смерти. — М.: Акад. Проект, 2012. — 157 с. — (Философские технологии). — 1000 экз., ISBN 978-5-8291-1357-5.
Понятие страха. — М.: Акад. Проект, 2012. — 217 с. — (Философские технологии). — 1000 экз., ISBN 978-5-8291-1344-5.
Кьеркегор С. Критика и кризис в жизни актрисы // Вопросы психологии. — 2011. — № 4. — С. 51-65. (Опубликована на датском в журнале Отечество (Fædreland) как серия из четырёх газетных статей, за 24, 25, 26 и 27 июля 1984 г.).
KIERKEGAARD Den første Kærlighed og andre tekster om drama, ved Jens Staubrand [Kierkegaard The first Love, and other texts on drama — the book is in Danish], Copenhagen 2010. ISBN 978-87-92510-00-6
Jens Staubrand: Søren Kierkegaard’s Illness and Death / Søren Kierkegaards Sygdom og Død, Copenhagen 2009. In English and Danish. ISBN 978-87-92510-04-4
Jens Staubrand: KIERKEGAARD — International Bibliography Music Works and Plays, Copenhagen 2009. In English and Danish. ISBN 978-87-92510-05-1
Шестов Л. И. Киркегард и экзистенциальная философия. — Париж, 1939; М., 1992.
Гайденко П. П. Трагедия эстетизма. Опыт характеристики миросозерцания Сёрена Киркегора. — М., 1970.
Быховский Б. Э. Кьеркегор. (1813—1855). — М.: Мысль, 1972. — 240 с. — (Мыслители прошлого). — 44 000 экз.
Исаев С. А. Теология смерти. Очерки протестантского модернизма. — М., 1991.
Мир Кьеркегора. Сб. статей. — М., 1994.
Беллесков Я. Ф. Й. Сёрен Киркегор. Жизнь и творчество. — København, 1994.
Кьеркегор и современность. Материалы научной конференции. — Минск, 1996.
Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному. — М., 1997.
Сёрен Кьеркегор. Жизнь. Философия. Христианство / Сост. и пер. с англ. И. Басс. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. — 243 с. — ISBN 5-86007-402-6
Wahl J. Etudes kierkegaardiennes. — Р., 1949.
Anz W. Kierkegaard und der deutsche Idealismus. — Tub., 1956.
Grimault M. Kierkegaard par luimeme. — R., 1962.
Lowrie W. Kierkegaard, v. 1—2. — N. Y., 1962.
Price G. The Narrow Pass. — N. Y., 1963.
Adorno Th. W. Kierkegaard. Konstruktion des Asthetischen. — Fr./M., 1966.
Brikschmidt. Saren Kierkegaard und Karl Barth. — Neukirchen-Vluyn, 1971.
Barth K. Die protestantische Theologie im 19. Jahrhundert, Bd 2. — Hamb., 1975.
Korff F. Der komische Kierkegaard. — Stuttg , 1982.
Die Rezeption Seren Kierkegaards in der deutschen und danischen Philosophie und Theologie. Cph. — Munch., 1983.
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. СОФИСТЫ. СОКРАТ. ПЛАТОН (21)
...аристотелевская идея не есть просто субъективно человеческая идея, но объективно реальное бытие, независимое от человеческого сознания и существующее до и вне всякого человека.... Необходимо сказать, что такое совмещениесубъективного разума и объективной реальности в том, что Платон и Аристотель называют "идеями", миром идей или идеальной действительностью, не сразу становится ...
Адорно Т. Негативная диалектика. (30)
...противоречия Это противоречие – не просто субъективная ошибка мышления; объективная противоположность – вот что в диалектике злит и ожесточает философию рефлексии, доминирующую сегодня, как и во времена Гегеля....только претенциозным обозначением ситуации, когда субъективный понятийный аппарат неизбежно утверждает истину своих суждений относительно особенного, существующего – предмета того, о чем он размышляет и судит, хотя это ...
Николай Бердяев. Я И МИР ОБЪЕКТОВ. (3)
Философия личная и безличная, субъективная и объективная. Антропологизм в философии. Философия и жизнь Киркегардт особенно настаивает на личном, субъективном характере философии, на жизненном присутствии философа ...
Николай Бердяев. Я И МИР ОБЪЕКТОВ. (10)
...сказать, что одиночество существует лишь субъективно, а не в онтологическом порядке бытия. Но то, что существует лишь субъективно, преодолимо лишь существующим и затрагивающим глубину бытия.
Л. С. Выготский. Исторический смысл психологического кризиса (12)
...для них все оценивается весьма субъективно. Кризис разделил психологию на два лагеря. Граница между ними всегда проходит между автором такого взгляда и всем остальным миром....многие из психологов: это, как субъективная, самая легкая и первая наивная точка зрения. Психологи, которых мы рассматривали в главе о бессознательном, рассуждают тоже так: есть эмпирическая ...
Л.С. ВЫГОТСКИЙ. ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА. (3)
Субъективная и объективная психология искусства. Объективно‑аналитический метод, его применение. Если назвать водораздел, разделяющий все течения современной эстетики на два больших ... Гораздо важнее оказывается различение между субъективной и объективной психологией искусства. Различие интроспективного метода в приложении к исследованию эстетических переживаний совершенно явно обнаруживается из отдельных свойств этих ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. СОФИСТЫ. СОКРАТ. ПЛАТОН (99)
...объективное и как по преимуществу субъективное. Объективная данность такого субъект объектного тождества есть смысловая предметность, которая нами рассмотрена в предыдущем параграфе....субъект объектного тождества в егосубъективной данности. Как объект, отражая на себе стихию субъекта, становился уже не просто объектом, но образом, смыслом, моделью и символом, точно ...
А.Ф.Лосев ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ РАННЯЯ КЛАССИКА (53)
...толковать учение элейцев как соединение субъективного идеализма с абстрактной метафизикой. Почти общепризнано, что элейцы отрицают существование материального мира и сводят его к субъективным человеческим иллюзиям.
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (84)
...она является, с одной стороны, субъективной жизнью, а с другой стороны, эта субъективная жизнь личности уже сама мыслится как факт, как объективно существующий факт, как объективно ...
Чалмерс, Дэвид (ed.). (2002) Philosophy of Mind: Classical and Contemporary Readings, Oxford University Press.
Churchland, Paul. (1992) «Knowing Qualia: A Reply to Jackson», Chapter 4 in A Neurocomputational Perspective, MIT Press, pp. 67–76. Reprinted in The Nature of Consciousness, 1997, edited by Ned Block, Owen Flanagan, and Guven Guzeldere.
Dennett, D. C. (1988) «Quining qualia», in Consciousness in Contemporary Science, edited by A. Marcel & E. Bisiach, Oxford University Press. Online text
Dennett, D. C. (1991) Consciousness Explained. Little, Brown, and Company.
Dennett, D. C. (1996) «Facing Backwards on the Problem of Consciousness», Journal of Consciousness Studies, vol. 3, no. 1, pp. 4–6. Online text
Dennett, D. C. (1998) «The Unimagined Preposterousness of Zombies», in Brainchildren: Essays on Designing Minds, MIT Press and Penguin. Online abstract
Edelman, G. (1990) The Remembered Present: A Biological Theory of Consciousness, Basic Books.
Harman, Gilbert. (1990) «The Intrinsic Quality of Experience», Philosophical Perspectives, 4, Action Theory and Philosophy of Mind, pp. 31–52.
Harnad, Stevan. (2000) Correlation vs. Causality: How/Why the Mind/Body Problem Is Hard, Journal of Consciousness Studies, vol. 7, no. 4, pp. 54–61. Online text
Horgan, T. (1987) «Supervenient Qualia», Philosophical Review, vol. 96, pp. 491–520.
Jackson, Frank. (1982) «Epiphenomenal Qualia», Philosophical Quarterly, vol. 32, pp. 127–36. Online text
Kitcher, P. S. (1979) «Phenomenal Qualities», American Philosophical Quarterly, vol. 16, pp. 123–9.
Крипке, Сол. (1971) «Identity and Necessity», in Identity and Individuation, edited by M. K. Munitz, New York: New York University Press.
Lewis, C. I. (1929) Mind and the World Order, New York: C. Scribner’s Sons.
Lewis, David. (1995) Should a Materialist Believe in Qualia? Australasian Journal of Philosophy, vol. 73, pp. 140–44.
Pharoah, M. C. (online). Looking to systems theory for a reductive explanation of phenomenal experience and evolutionary foundations for higher order thought Retrieved Dec.14 2007.
Rodolfo Llinas (2001) «I of ther Vortex» MIT Press.
Нагель, Томас. (1979) «What is it Like to be a Bat?» Mortal Questions, Cambridge: Cambridge University Press, pp. 165–180.
Сёрль, Джон. (1997) The Mystery of Consciousness, New York: New York Review Books.
Психика и её лечение: Психоаналитический подход (37)
...своей психической организации, включая утрату субъективного существования. Эта однажды произошедшая психологическая смерть всегда будет оставаться на заднем плане их памяти в качестве потенциальной угрозы невыразимой катастрофы, ...от фатальной регрессии, которая разрушила субъективное существование пациента. Представляется, что это событие, как правило, в основном лишает все первоначальные интроекты способности обеспечить сохранение дифференцированности, которой они, ...
Адорно Т. Негативная диалектика. (27)
Однако и в субъективной противоположности чистое понятие, функция мышления не может радикально обособиться от существующего Я (Ich). Начиная с Фихте, ### идеализма гласит: в движении ...было быть разрушено учение осубъективной конституции в целом, к которой, согласно Канту, несводима материя. Рухнула бы и идея о неизменном, в себе самом равном.
Иммануил Кант. Критика практического разума (21)
...объективно практический разум сделать и субъективно практическим. Ясно, что те же самые определяющие основания воли, единственно которые и делают максимы собственно моральными и дают им нравственную ...о чистой добродетели может и субъективно иметь большую силу над человеческой душой и служить гораздо более сильным побуждением к тому, чтобы осуществлять эту легальность поступков и ...
ГиперИнфо. Психология креативной личности 1
...системы создавать (creation – создавать, творить) субъективную модель мира с помощью сенсорных, мнестических, когнитивных и аффективных систем в целях максимально гибкой адаптации индивида к окружающей среде....мы имеем в виду процесс субъективного познания индивидом феноменальной и смысловой сущности окружающего мира, объективной реальности. Речь не идет о создании зримого, вещественного, материального продукта.
Психология. (60)
Эти раздражители подпороговые, субъективно не воспринимаемые как ощущения, все же могут запускать рефлексы условные (кожно гальванические, электрические ответы коры мозга головного)....от субъекта непсихологическими причинами; 2) субъективная, заданная особенностями конкретного человека. .Соответственно выделяются: 1) препятствия внешние — преимущественно объективного характера; 2) препятствия внутренние — преимущественносубъективного характера.
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (61)
И другие субъективные переживания относятся сюда же. "Фантасия" – это не "фантазия" в новоевропейском смысле, нет. "Фантасия" – чувственный образ. Субъективный, но совершенно пассивный.
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (99)
...являются ли они только нашим субъективным построением или они принадлежат самой же объективной действительности? Представители новоевропейского рационализма или эмпиризма утверждали, что все соотношения, которые человеческий субъект ...и выставляют на первый план субъективную сторону ума. Но это совершенно противоположно тому, что мы находим в античности. Древние мыслители представляли себе дело так, что все ...
Адорно Т. Негативная диалектика. (37)
...в соответствии с нормами их субъективного понимания, уразумения, постижения. Проверка научных суждений должна проводиться многократно, в ходе нее шаг за шагом становится ясно, как получено суждение.... Тем самым эта проверка приобретает субъективный акцент – это контроль за тем, какие ошибки совершил познающий субъект, если он отклоняет 178 свое суждение (предположим, как противоречащее другим ...
А.Ф.Лосев ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ РАННЯЯ КЛАССИКА (76)
...то перед нами – самый настоящий субъективный идеализм. Это суждение, однако, следует рассматривать не в изолированном виде, а в контексте всей атомистической философии....чтобы можно было говорить о субъективномидеализме. Атомы, очевидно, и здесь являются тем последним пределом, в который упирается наше познание, но упирается не прямо и не ...
Адорно Т. Негативная диалектика. (19)
...рациональ 88 ности европейского мышления, субъективного разума вообще. Испытанный и отработанный общественным мнением аффект против разрушительного интеллекта соединяется с аффектом против вещно отчужденного: с этого момента ...чистому материалу, которая предшествует любому субъективному синтезу как его необходимое условие, высасывает его собственную динамику; лишенный качественной определенности объект затаен, загипнотизирован тем нечто, в отношении к ...
Психика и её лечение: Психоаналитический подход (17)
...неприятное качество аффектов продолжает определять субъективный смысл психического переживания индивида на всем протяжении его жизни, то есть качественную и количественную природу катексиса психически переживаемых феноменов....вызывает неприятные чувства, не соответствует субъективному психическому переживанию человека. Возбуждение становится как правило эмпирически неприятным, лишь когда его удовлетворение откладывается за пределы способности Собственного Я связать ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ В КОНСПЕКТИВНОМ ИЗЛОЖЕНИИ (6)
...только от человеческого субъекта утверждений субъективно человеческого сознания. Это и привело к деятельности софистов в V в. до н. э., которые доказывали несостоятельность всей бывшей до ...уже вело и к развитиюсубъективной жизни индивидуума, до того времени слишком связанной с наивным и патриархальным полисом, который как раз весьма плохо мирился с индивидуально ...
Психика и её лечение: Психоаналитический подход (25)
...жизни другого человека; для схватывания субъективного смысла его частного переживания. Требуя переживания себя и объекта как индивидов со своими особенными частными мирами, с сопутствующим проявлением способности ...эмпатиядает особый инструмент для понимания субъективного эмоционального переживания другого человека. Однажды установившись, эмпатические процессы на всем протяжении жизни будут оставаться главным средством для понимания людьми друг ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ВЫСОКАЯ КЛАССИКА (6)
Подражание здесь трактуется как область субъективных и притом недостойных выдумок, не имеющая ничего общего с объективным бытием, которое, во всяком случае у богов, должно, по Платону, ...по Платону, – это нечто максимально субъективное и оторванное от объективной действительности, а если и связанное с нею, то только случайными, капризными и не заслуживающими никакого внимания ...
И.С.Кон ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ САМОСОЗНАНИЕ (25)
...и необходимой информацию четвертого порядка – субъективный опыт, то есть процесс, реорганизующий следующие друг за другом ряды восприятий, воспоминаний, эмоций и действий в единое последовательное событие или ... По мере того как субъективный опыт охватывает все более значительные отрезки времени, формируется индивидуальная история – память о последовательности эпизодов. На этой основе появляется информация пятого ...
Адорно Т. Негативная диалектика. (32)
...имеет в виду только чисто субъективную сторону, способ познания. С композициями Вебера дело, возможно, обстоит так же, как и с их музыкальными аналогами. Субъективно созданные, они бывают удачными только ...
И. Кант КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА (3)
...форме созерцания и, стало быть, субъективной природе нашей души, без которой эти предикаты не могли бы приписываться ни одной вещи? Чтобы решить эти вопросы, истолкуем сначала ...случае, если отвлечься от всехсубъективных условий созерцания. В самом деле, ни абсолютные, ни относительные определения нельзя созерцать раньше существования вещей, которым они присущи, т. е.
И. Кант КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА (58)
...природа должна сообразоваться с нашим субъективным основанием апперцепции и даже зависеть от него в отношении своей закономерности, кажется странной и нелепой.... Есть три субъективных источника знания, на которых основывается возможность опыта вообще и знание предметов его: чувство, воображение и апперцепция.
ГиперИнфо.С.Л.Рубинштейн. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ. ГиперИнфо1
...таким образом, чем то чисто субъективным, поскольку оно, во первых, обычно является переживанием чего то и поскольку, во вторых, его специфический личностный аспект означает не выпадение ... Переживания человека – этосубъективная сторона его реальной жизни, субъективный аспект жизненного пути личности.Таким образом, понятие переживания выражает особый специфический аспект сознания; он может ...
И. Кант КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА (55)
...содержания знания, рассматриваемого объективно, то субъективно всякое знание есть или историческое, или рациональное. Историческое знание есть cognitio ex datis, а рациональное cognitio ex principiis....было знание разума, все же субъективно оно только историческое знание. Он хорошо воспринял и сохранил, т. е. выучил, систему и представляет собой гипсовый слепок с живого ...
Адорно Т. Негативная диалектика. (48)
...том числе и с искушением субъективного духа в суматохе дел быстренько переметнуться в лагерь объективного, как это сделал Гегель. При 277 этом субъективный дух остается исторической категорией – он ...
Л. С. Выготский. Исторический смысл психологического кризиса
...основания диктовали такой ход исследования: субъективная психология и не могла быть иной. Она в психологии человека видела ключ к психологии животных, в высших формах — ключ к ...все же склонен видеть в субъективнойпсихологии «основу, вокруг которой, как вокруг центра, должны быть собраны богатства других источников познания» (1908, с. 30).
Н.А.Бердяев. ФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ. (4)
...перед бездной пустоты, предоставляет человеку субъективно воссоздать объективно утерянное бытие. Только оставленный с самим собою человек, человек покинутый, изолированный мог и должен был создать философию Канта....тяжести жизни и познания в субъективный мир человека, в изолированную, предоставленную себе душу. После протестантского разрыва личность почувствовала себя оторванной от объективного бытия, погруженной в себя ...
Владимир Сергеевич Соловьев (70)
...себя, от своего внутреннего, чисто субъективного самосозерцания, в которое она погружена у индусов. Теперь она опять воспринимает действие божественного Логоса, но уже не как внешнюю космическую ...волю, которая, как сила внутренняя, субъективная, не может быть уничтожена никаким внешним действием. Поэтому то внешнее действие божественного Логоса на человека, которое мы находим в теогоническом ...
Л. С. Выготский. Исторический смысл психологического кризиса (20)
...спиритуализм, материализм); иной раз многое (субъективная объективная, конструктивная реконструктивная, физиологическая, биологическая, ассоциативная, диалектическая и еще и еще). Говорят еще об исторической и понимающей, объяснительной и интуитивной, ...в естествознании устранено всякое пользование субъективными показаниями, субъективными (в генезисе) понятиями и разделениями. Он часто вульгаризировался и приравнивался к истинному, а субъективный к ложному (влияние обычного ...
Психика и её лечение: Психоаналитический подход (3)
...восприятие становится возможным даже в субъективном смысле. Важно осознать, что даже если восприятие самого акта восприятия предполагает происшедшее в младенческом эмпирическом мире разделение на воспринимающее Собственное ...второй уровень психологического восприятия и субъективно допсихологическое существование сменяется рождением субъекта, живущего в мире. Ранее я предполагал (Tahka, 1984), что наибольшая трудность при попытке приблизиться к ...
Корнилов Константин Николаевич. Анализ научной деятельности.
...интроспективное представление: то, что мы субъективно воспринимаем как психические процессы, объективно является не чем иным, как особым проявлением „нервной энергии". И если в неорганическом мире происходит ...тратимой на те или иные субъективные процессы, лишь косвенно, по тому остатку, который растрачивается на конечном этапе реакции — в движении. Таким образом, реакция для Корнилова была ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. СОФИСТЫ. СОКРАТ. ПЛАТОН (101)
...и внутреннего, или объективного и субъективного, или материального и идеального, а также и с очень острым чувством единства и даже тождества этих разделенных сфер....перешли к обзору внутренних, или субъективных, модификаций, тоже образующих у Платона две весьма обстоятельно развитые области – общую и специальную. К общим внутренним модификациям мы отнесли ощущение ...
Иммануил Кант. Критика практического разума (10)
...под мотивом (elater animi) понимают субъективное основание определения воли существа, чей разум не необходимо сообразуется с объективным законом уже в силу его природы, то отсюда прежде ...всегда должно быть также исубъективно достаточным определяющим основанием поступка, если этот поступок должен соблюсти не только букву закона, но его дух (1).
А.Ф.Лосев. ДВЕНАДЦАТЬ ТЕЗИСОВ ОБ АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЕ
...тезисе X, где я рассматриваю субъективную сторону космологии, которая должна же как то указывать на черты личности, а не просто на прекрасно организованное тело. Ничего подобного....космологизма, а не просто осубъективных и объективных, то есть взятых вместе. "Логос" не субъективен и не объективен. То же самое относится и к "идее".
Артур Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (21)
Лишь объективное, не индивидуально субъективное воскрешает фантазия, и мы воображаем, что это объективное предстояло тогда нам столь же чистым, не омраченным никаким отношением к воле, ...имеет в эстетическом наслаждении его субъективное условие: освобождение познания от служения воле, забвение собственного я в качестве индивида, возвышение сознания до чистого, безвольного, вневременного, независимого от ...
К.Г. Юнг
...люди, которые больше зависят от субъективного фактора. Теперь вы видите, субъективный фактор очень характерно, это очень близко стоял Фрейдом как своего рода патологические эгоизм авто.
Л.С. ВЫГОТСКИЙ. ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА. (25)
«Субъективные» и «объективные» решения. Проблема характера Гамлета. Структура трагедии: фабула и сюжет. Идентификация героя. Катастрофа. Трагедию о Гамлете все единогласно считают ...становится, что Гамлет сам сознаетсубъективный характер своей медлительности, что он не понимает, что заставляет его медлить, что он приводит несколько совершенно различных причин для этого ...
И.С.Кон ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ САМОСОЗНАНИЕ (19)
Но он субъективно чувствовал себя автономным производителем, который сам планирует и определяет свою деятельность и оценивает ее успешность по достигнутому результату.... На передний план выдвигается субъективное начало, а сам субъект предстает уже не как монолитный и, следовательно, бесструктурный, а как сложный, многогранный и многомерный.
Логос (814)
Оно отводило первостепенное место субъективным излияниям и психологическому анализу, противопоставляло величественному и возвышенному трогательное и стремилось, в лице некоторых своих представителей, пробудить в сердцах читателей ...пользовавшиеся громадным успехом; в чисто субъективной форме автор изливает свои грустные мысли, навеянные смертью близких людей, выражает свои религиозные убеждения и идеалы, затрагивает разнообразные нравственные вопросы, ...
А.Ф.Лосев ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ РАННЯЯ КЛАССИКА (13)
...изображает нечто реально происходящее, и субъективное, поскольку речь идет тут о происшествиях с личностями. Миф есть бытие социальное, а не просто природное. Но вместе с тем это не просто нечто субъективнопсихологическое, не просто выдумка и ...
Иммануил Кант. Критика практического разума (3)
Они бывают субъективными, или максимами, если условие рассматривается субъектом как значимое только для его воли; но они будут объективными, или практическими, законами, если ...совершенно отличаются от максим каксубъективных основоположений. Императивы определяют или условия причинности разумного существа как действующей причины только в отношении результата и достаточности для него, или ...
Психика и её лечение: Психоаналитический подход (43)
...которая определяет, как индивид будет субъективно переживать и оценивать свою только что приобретенную функцию и ее использование (см. главу 2). Хотя отзеркаливание и его основное значение ...к интересу к природе егосубъективного мира переживаний, в особенности относительно его эволюционных потребностей и потенциальных возможностей. Забота – это отношение, а не обязательно выполнение чего либо.
Иммануил Кант. Критика практического разума (20)
...воздержался от ограничения этого суждения субъективными условиями нашего разума, чтобы только тогда использовать это ограничение, когда можно будет точнее определить способ признания истинности разумом. В действительности вышеуказанная невозможность только субъективна, т. е.
Владимир Сергеевич Соловьев (30)
...и всецело сводящий ее к субъективным, моральным побуждениям единичных лиц. Этот взгляд произвольно ставит человеческому добру такие тесные границы, которых оно в действительности не знает и ...ли эта нравственность быть только субъективною, исчерпываться только внутренними состояниями и единоличными действиями субъекта? Ответ содержится уже в самом вопросе; но чтобы вывести дело начистоту, признаем ...
Психология (5)\Психология (3)\Психология (2)\Психология (1)\Психология (4)
Психология (6)\Психология (7)\Психология (8)\Психология (9)\Психология (10)
МИФОЛОГИЯ
СИЛА И МУДРОСТЬ СЛОВА
ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОЛОГИЯ | РИТОРИКА
ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ
РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
Похожие материалы
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.