- 05.04.2012
- 1339 Просмотров
- Обсудить
\ФИЛОСОФИЯ\ ЭТИКА \ ЭСТЕТИКА\ ПСИХОЛОГИЯ\
...в молитве (даже во время Божественной Литургии), забвение того, что мы—члены Соборной (Кафолической) Церкви, члены одного мистического Тела Христова, сочлены друг другу. ГиперИнфо Форум
Божественная Литургия
по чину Иоанна Златоустаго и Василия Великаго
Понятие о Литургии оглашенных
Вторая часть литургии называется литургией оглашенных. Такое название эта часть службы получила от содержания в ее составе молитвословий, песнопений, священнодействий и поучений, имеющих вероучительный, огласительный характер.
В Древней Церкви во время совершения этой части литургии могли присутствовать вместе с верными и оглашенные (оглашаемые), то есть лица, готовившиеся ко Крещению, а также кающиеся, отлученные от причастия. Святая Церковь напоминает в это время молящимся о благодеяниях Божиих людям и, испрашивая им милости Божии, приготовляет верных к достойному, молитвенному участию при совершении Святой Евхаристии.
Диакон: Благослови, владыко
Иерей: Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа, и ныне и присно, и во веки веков.
Хор: Аминь
Диакон Миром Господу помолимся
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: О мире всего мира, благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: О Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе Алексии, о Господине нашем Преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе, или: епископе) (имя рек), честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем причте и людех Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: О Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: О граде сем (или: веси сей; если в монастыре, то: о святей обители сей), всяком граде, стране и верою живущих в них Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш (всю жизнь нашу) Христу Богу предадим.
Хор: Тебе, Господи.
Иерей: Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение. Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.
Хор: Аминь.
Логос (556)
...то в христианской церкви, сверх литургии (XVII 838), издревле установлены 8 ежедненных служб: вечерня, повечерня, полунощница, утреня, 1, 3, 6 и 9 часы....полуднем (последование 3 го и 6 го часа ибожественную литургию) и вечером (последование 9 го ...
Н.М.Карамзин (29)
...в церкви, в самый час Божественной Литургии, они вели его с шумом и свирепым воплем. "Брат любезный! Куда ведут меня?" спросил Игорь.
Логос (990)
...святители и учители, составители чина божественной литургии; на каждой стороне по два изображения, одно над другим: св. Иаков, брат Господен, и св. Василий Великий, св.
Божественная литургия
Самое важное богослужение — это Божественная литургия. На ней совершается великое Таинство — преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Господню и Причащение верных. Литургия в переводе с греческого означает совместное дело. Верующие собираются в храм для того, чтобы вместе "едиными устами и единым сердцем” прославить Бога и причаститься Святых Христовых Таин. Так они следуют примеру святых апостолов и Самого Господа, которые, собравшись на Тайную вечерю накануне предательства и крестных страданий Спасителя, пили из Чаши и ели Хлеб, которые Он им давал, благоговейно слушая Его слова: "Сие есть Тело Мое…” и "Сие есть кровь Моя…”.
Христос заповедал Своим апостолам совершать это Таинство, а апостолы научили этому своих преемников — епископов и пресвитеров, священников. Первоначальное название этого Таинства Благодарение — Евхаристия (греч.). Общественное богослужение, на котором совершается Евхаристия, называется литургией (от греч. литос — общественный и эргон — служба, дело). Литургию называют иногда обедней, так как ее положено совершать обыкновенно от рассвета до полудня, то есть в предобеденное время.
Порядок литургии такой: сначала приготовляются предметы для Таинства (Предложенные Дары), потом верующие готовятся к Таинству, наконец, совершается само Таинство и Причащение верующих.Таким образом, литургия делится на три части, которые называются:
Проскомидией
Литургией оглашенных
Литургией верных.
Проскомидия. Греческое слово проскомидия означает принесение. Так называется первая часть литургии в память об обычае первых христиан приносить с собой хлеб, вино и все нужное для службы. Поэтому и сам хлеб, употребляемый для совершения литургии, называется просфорой, то есть приношением.
Просфора должна быть круглой, и состоит она из двух частей, как образ двух природ во Христе — Божественной и человеческой. Просфора выпекается из пшеничного квасного хлеба без каких- либо добавлений, кроме соли.
На верхней части просфоры отпечатывается крест, а по его углам начальные буквы имени Спасителя:”IС ХС” и греческое слово "NI KА”, что вместе означает: Иисус Христос побеждает. Для совершения Таинства употребляется красное виноградное вино, чистое, без всяких добавок. Вино смешивается с водой в воспоминание о том, что из раны Спасителя на Кресте излились кровь и вода. Для проскомидии употребляется пять просфор в воспоминание о том, что Христос насытил пятью хлебами пять тысяч человек, но просфора, которая приготовляется для Причащения, одна из этих пяти, потому что один Христос, Спаситель и Бог. После того, как священник с диаконом совершат перед закрытыми Царскими Вратами входные молитвы и облачатся в священные одежды в алтаре, они подходят к жертвеннику. Священник берет первую (агничную) просфору и трижды делает на ней копием изображение креста, произнося:"В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа”. Из этой просфоры священник вырезает середину в форме куба. Эта кубическая часть просфоры называется Агнцем. Она кладется на дискос. Затем священник крестообразно надрезает с нижней стороны Агнец и протыкает его правую сторону копием.
После этого в чашу наливается вино, смешанное с водой.
Вторая просфора называется богородичной, из нее вынимается частица в честь Богородицы. Третья называется девятичинной, потому что из нее вынимается девять частиц в честь Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребренников, Иоакима и Анны — родителей Богородицы и святых храма, дневных святых, а также в честь того святителя, имени которого совершается литургия.
Из четвертой и пятой просфор вынимаются частицы за живых и умерших.
На проскомидии вынимаются также частицы из просфор, которые подаются верующими об упокоении и о здравии родных и близких.
Все эти частицы раскладываются в особом порядке на дискосе рядом с Агнцем. Закончив все действия по приготовлению к совершению литургии, священник ставит на дискос звездицу, покрывая его и чашу двумя небольшими покровами, а затем все вместе покрывает большим покровом, который называется воздух, и кадит Предложенные Дары, прося Господа благословить их, помянуть принесших эти Дары и тех, за кого они принесены. Во время совершения проскомидии в храме читаются 3-й и 6-й часы.
"Перечень наиболее распространенных грехов с объяснением их духовного смысла." (1)
...в молитве (даже во время Божественной Литургии), забвение того, что мы—члены Соборной (Кафолической) Церкви, члены одного мистического Тела Христова, сочлены друг другу.
Логос (839)
...монастырю (1887), и «Главнейшие песнопения Божественной литургии, молебного пения, панихиды и всенощного бдения» — переложение для мужского хора, помещенное в приложении к «Церковным Ведомостям».
Логос (1015)
божественной литургии», «Ч. преждеосвященных даров», «Ч. над кутьею» и др., равно чины в Требники). См. прот. К.
С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка (143)
Хоровое музыкальное произведение, предназначенное для литургии. МЕССИЯ, и, м. В иудаизме и христианстве: ниспосланный свыше божественный спаситель человечества. Пришествие мессии. || прил. мессианский, ая, ое.
Н.М.Карамзин (176)
Иов совершал Литургию в храме Успения: вдруг мятежники неистовые, вооруженные копьями и дреколием, вбегают в церковь; не слушают божественного пения; стремятся в олтарь, хватают ...
Логос (477)
...чинопоследования, повседневные — вечернее, утреннее, дневное (литургия), — присвоенные праздникам и постам, таинствам и т. п. Л. вообще и в особенности Л. православная — наука всецело археологическая, почему ...по этой книге главным образом составлено русское издание «Собрание древних литургий», СПб.
Литургия
Литургия (греч. λειτουργία — «служение», «общее дело») — главнейшее христианское богослужение в Православной, Католической и в древневосточных церквях, во время которого совершается таинство Евхаристии.
Основные песнопения литургии ведут историю с глубокой древности. Как повествуют некоторые дошедшие до наших дней церковные предания и документы, уже в I веке существовало антифонное пение, евхаристическая молитва; чуть позже были введены другие духовные песни и молитвы: «Святый Боже…» — с 438 года, Символ веры — с 510 года, «Единородный Сыне…» — с 536 года, «Да исполнятся…» — с 620 года, «Достойно есть…» — с 980 года и т.д.
Проблема восприятия литургического действа по своей сложности и необъятности является предметом отдельной богословской дисциплины — т. н. литургического богословия. Семантически наиболее сложна Евхаристия, но и вся структура организации богослужения многопланова. В вечно длящемся евхаристическом действии Сам Христос является одновременно и Божеством, которому возносится Жертва, и самой Жертвой, приносимой за грехи мира, и Архиереем (жрецом), приносящим Жертву.
Сам храм, где происходит богослужение, его архитектура и убранство являются образом трансцендентного и имманентного мира. По учению Иоанна Геометра (X век), храм есть «подражание вселенной» (PG,106,943A), то есть он является литургическим образом мира, близким к миметическому подобию. В храме сконцентрированы «все красоты вселенной». Земля, море, воздух, планеты и звезды явлены в пространстве храма, в его архитектуре, облицовке и росписях. Здесь потустороннее является в посюстороннем, трансцендентное становится имманентным, смысл сходит во всякий предмет, здесь снимается противоречие между духовным и материальным, небо спускается на землю, Бог становится человеком, воплощается в мире. «Если существует некоторое слияние противоположностей всего мира, дольнего и горнего — оно здесь» (Иоанн Геометр, PG, 106, 944B). По учению патриарха Германа, церковь является земным небом, вообще все внутреннее пространство храма — увеличение степени значимости с запада на восток и снизу вверх,— весь внутренний его интерьер мистически являет, в структуре т. н. «топографического символизма», реальности высшего духовного порядка. Так, по учению отцов Церкви, конха является Вифлеемской пещерой и, одновременно, по Герману и Софронию Иерусалимскому, местом погребения Христа (гробом Господним); жертвенник является яслями Христа, Его гробом и, одновременно, небесным жертвенником. Своды алтаря и потолок храма — образы двух уровней неба; лампады и свечи — образы вечного Света; стихарь — образ плоти Христовой; архиерей — образ Господа, иереи — духовные чины, диаконы — ангелы, и т. д.
Церковь земная и небесная
Изображения храма также включаются в литургическое действо, мистически являя единение неба и земли. Так, по Симеону Солунскому, «священные изображения» Спасителя, Богоматери, святых и апостолов на алтарной преграде (иконостасе) означают «и пребывание Христа на небе со своими святыми, и присутствие его здесь, среди нас» (345 CD). Таким образом, по учению св.отцов, вся Церковь, земная и небесная, участвует в Литургии. При этом и сами участники Литургии изображают небесные силы в их «великом и страшном» служении, о чём поется в Херувимской песне: «Мы, херувимов тайно изображающие…».
Все эти «изображения», литургические образы, не являясь по сущности архетипом, по своей антиномической природе обладают его силой. Литургическим образом является и сама словесная часть Литургии, которая не случайно облечена в напевно-мелодическую форму. «Мне кажется,— писал св. Григорий Нисский,— что философия, проявляющая себя в мелодии, есть более глубокая тайна, чем об этом думает толпа». Ту же мысль высказывает и св. Иоанн Златоуст: «Ничто так не возвышает душу, ничто так не окрыляет ее, не удаляет от земли, не освобождает от телесных уз, не наставляет в философии и не помогает достигать полного презрения к житейским предметам, как согласная мелодия и управляемое ритмом божественное песнопение».
Литургическая символика тесно связана с пониманием богослужения как «воспоминания» (анамнесиса). Св. Дионисий Ареопагит, поясняя литургическое священнодействие, говорит, что оно совершается «в Его воспоминание». Но это особое, вневременное воспоминание, не подчиняющееся логике бытия. В нём вспоминают и прошлое, и настоящее, и будущее, как уже бывшее и вечно длящееся, то есть это воспоминание, выходящее за пределы антиномии «литургического времени», преодолевающее и этим снимающее её. Так анамнесис (часть евхаристической молитвы) литургии, приписываемой св. апостолу Иакову, брату Господню, «вспоминают» «второе и славное и страшное Его пришествие, когда Он придет со славою судить живых и мертвых и воздать каждому по делам его». Так же и в Литургии св. Иоанна Златоуста, в евхаристической молитве, «вспоминают» «вся еже о нас бывшая: крест, гроб, тридневное воскресение, на небеса восхождение, одесную седение, второе и славное паки пришествие.». Не только отдельные молитвы и части Литургии, но и внутреннее устройство храма имеет «напоминательное» значение. Так, по патриарху Герману, «алтарь указывает на второе пришествие Его, когда Он придет со славою судить живых и мертвых» (PG, 98, 389D).
Литургическая символика не только многопланова, но и динамична, она меняется в процессе богослужения: антиномичность литургических образов простирается не только на онтологическую сферу, но и на временную. Так, дискос с положенными на нём частицами просфоры в Проскомидии выступает как образ Церкви небесной и земной и, одновременно, изображает Вифлеемский вертеп. Стоящий на голове диакона при Великом Входе, он означает распятого Христа, а снятие тела Иисуса с креста изображается снятием дискоса с головы диакона.
Максим Исповедник в своем «Тайноводстве» различает в литургической символике общее, более широкое значение каждого элемента, и его частные смыслы. Так, Церковь в общем плане является «образом и изображением Бога», а в частном плане — ибо она состоит из святилища и собственно храма, «наоса» — образом мысленного, ноэтического и чувственного мира, а также — образом человека и, кроме того, души, как состоящих из духовной и чувственной частей (PG, 91, 705A-C). Малый вход вообще означает первое пришествие Христа, а в частности — обращение неверующих к вере и т.п.
Вся Евхаристия, согласно поздним толкованиям, выражает земную жизнь Христа. Так, первая часть Литургии — Проскомидия — это рождение Христа в Вифлееме, воплощение Слова (Логоса); Малый Вход — выход Его на проповедь; Великий Вход — страсти и крестная смерть; поставление Даров на престоле — положение Иисуса во гроб и т.д.
Литургия византийского обряда
В византийском обряде (православие и грекокатолицизм) в настоящее время служится три варианта литургии:
Литургия Иоанна Златоуста — совершается в течение всего года, когда не положено совершать двух остальных литургий;
Литургия Василия Великого — совершается десять раз в году: накануне праздников Рождества Христова и Богоявления, в праздник Обрезания Господня и день памяти святого Василия Великого 1 января (14 января), в 1-е, 2-е, 3-е, 4-е и 5-е воскресенья Великого поста, в Великие (Страстные) четверг и субботу;
Литургия Преждеосвященных Даров (составлена Григорием Двоесловом в VI веке) — совершается только Великим постом: в среду и пятницу первых шести седмиц поста, в четверг пятой седмицы поста, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы, а также в день памяти св. Иоанна Предтечи (8 марта) и Сорока мучеников Севастийских (22 марта), если эти праздники приходятся на период Великого Поста и не попадают на воскресенье.
Помимо этого, в некоторых Поместных Православных церквах (напр., Иерусалимской, Элладской и некоторых епархиях Русской) единожды в год служится Литургия апостола Иакова[3] в день памяти апостола Иакова — 23 октября (5 ноября).
Последование Таинства Евхаристии
Входные молитвы и облачение. Проскомидия.
Входные молитвы;
Облачение;
Проскомидия;
Молитва приношения (древняя проскомидия).
Литургия оглашенных.
Преуготовление;
Антифоны (изобразительные, вседневные или праздничные). в том числе Единородный Сыне;
Малый вход с Евангелием (вход в храм);
Чтения:
Прокимен;
Чтение Апостола;
Проповедь;
Аллилуиарий;
Чтение Евангелия;
Проповедь.
Отпуст оглашенных.
Литургия верных.
Преуготовление;
Великий Вход (перенесение хлеба и вина (приношения) с жертвенника на престол и проскомидийные поминовения);
Целование мира и исповедание веры;
Святое возношение (анафора);
Начальный диалог;
Префация
Санктус («Свят, свят, свят»);
Анамнесис с установительными словами;
Эпиклеза;
Интерцессия.
Приготовление к причащению (Отче наш);
Святое причащение;
Причащение в алтаре;
Причащение народа в храме;
Гимны после причащения («Да исполнятся уста наша …»).
Благодарение после причащения;
Заключительные молитвы;
33 псалом, во время Агапы;
Отпуст народа;
Многолетие.
Другие литургии
Термину Литургия для определения главного публичного богослужения (как правило, евхаристического) отдавалось также предпочтение (вместо названия Месса) богословами лютеранской Реформации XVI в. Этим имелось в виду подчеркнуть правильность общинного характера такого богослужения в христианской Церкви, в противоположность практике служения римокатолических «частных» месс — которые служились священником в уединении, а также «шептанных» римокатолических месс, при которых хотя миряне возможно присутствовали, однако вся месса тихо произносилась священником без какого-либо их (или хора) участия. Название Литургия сохраняется для названия главного богослужения у лютеран. Такое лютеранское богослужение, в своей традиционной форме, в общем следует порядку обрядов до-тридентской римокатолической мессы, с включением дополнительно 5-10 гимнов и исключая элементы, неприемлемые для лютеран с точки зрения вероучения, а именно:
Основная статья: Лютеранское богослужение
не проводятся процессии Тела и Крови Христовых — поскольку принятие Евхаристии, а не поклонение её видам, почитается в лютеранстве единственным установленным Христом, а посему единственно богоугодным, назначением содержащих Тело и Кровь Христовы причастных видов (освященных хлеба и вина);
основательно пересмотрен офферторий (имеет аналогию с Великим Входом в литургии Восточной Церкви), дабы удалить из него элементы, могущие дать впечатление о принесении в Таинстве Причастия жертвы Богу со стороны людей (церковнослужителя), по причинам см. ниже;
удален канон мессы, поскольку по мнению лютеран из него следует, что со стороны и от лица собственно человека при Евхаристии осуществляется (либо «возобновляется») принесение жертвы (officium) Богу (за грехи живых и усопших или по иному поводу) — тогда как как единовременная и вседостаточная жертва за грехи была принесена Христом на кресте, а в Евхаристии Христос, посредством выступающего в Его лице (in persona Christi) церковнослужителя, дает людям Причастие Своих Тела и Крови — в качестве Своего благодеяния (beneficium) и средств наделения причастников божественной благодатью Св. Духа (instrumenta sive media Spiritus Sancti).
Чины лютеранских литургий исторически восходили по своей структуре к одной из двух отличных традиций — немецкой либо шведской, однако уже на раннем этапе возник довольно широкий спектр местных особенностей. После упадка в лютеранской богослужебной практике под влиянием рационализма и пиетизма в XVIII—XIX вв., в сер. XIX — нач. XX в. в лютеранстве многих стран (в том числе Российской империи) развивалось движение «литургического возрождения», способствовавшее возобновлению в лютеранском богослужении утраченных прежде элементов «кафолической» литургической преемственности Западной Церкви (в первую очередь, евхаристического канона). Кроме того, в нач. XX в. вероисповедные критерии лютеранства были приложены на Зап. Украине для лютеранской редакции литургии Иоанна Златоуста — результатом чего стал лютеранский обряд литургии славяно-византийского происхождения, используемый в настоящее время в УЛЦ.
О литургии в Англиканской церкви — смотри Литургия (в Англиканской церкви).
О литургии в Ассирийской церкви Востока, Халдейской и Сиро-малабарской католических церквах — смотри Восточно-сирийский обряд, литургия Фаддея и Мария, литургия Феодора Мопсуестийского, литургия Нестория.
Молитвы, совершаемые над хлебом и вином описаны в сочинении I века — «Учение двенадцати апостолов» (Дидахе); О происхождении чина литургии см. — Храм, Обряды, Богослужения (глава «Происхождение литургии»)
Сам дар, и Сам храм есть: Сам Архиерей, Сам жертвенник, и Сам очистилище, Сам и приносящий, Сам и приносимый за мир в жертву, Сам и древо жизни и ведения (Быт. 2, 9). Сам Агнец, и Сам огнь: Сам всесожжение (Быт. 22, 6, 7, 9, 10, 13), Сам и нож духовный (Еф. 6, 17): Сам и Пастырь, Сам и овча: Сам жрец, и Сам жремый: Сам приносимый, и Сам жертву приемлющий: Сам закон и Сам ныне под законом бывающий (Гал. 4, 4).
(Святитель Кирилл Иерусалимский, Слово на Сретение Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, и на Симеона Богоприимца гл.5).
Профессор Архимандрит Киприан (Керн). Евхаристия.
Копье Судьбы (Лонгина)
...церкви в воспоминание этого на литургии во время проскомидии вода добавляется в вино). В трактате «О Граде Божием» (...26) Августин соотносит рану в боку Иисуса с дверью Ноева ковчега, сделанной, побожественному указанию, «с боку его» (Бытие ...
Н.А.Бердяев. ФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ. (34)
...страстный любовник, и для которого божественное – объект, а не основа. В католичестве было томление по чаше св. Грааля [30] с каплей крови Христовой: мир католический ...имени своего лидера генерала Ж.Буланже (1837 – 1891 гг.). [15] Божественный Параклет – в переводе с греческого – ...
ЭЛИАДЕ (Eliade) Мирча
...христианстве лишь в процедурах таинств литургии смыкание времени сакрального и профанного сближает потусторонние и посюсторонние миры. История, творящаяся в профанном времени, тем самым оказывается отлученной ...концепция мессианизма) и особого, высшего смысла (направляющую Божью волю). Воздаяние Божественным милосердием — оно и только оно, ...
ГВАРДИНИ (Guardini) Романо
...философско теологические сочинения: "О духе литургии" (1917, в течении пяти лет переиздавалась 12 раз), "Противоположность. Опыт философии жизненно конкретного" (1925), "Киркегоровская идея абсолютных парадоксов" (...Человек и мысль. Исследование религиозной экзистенции в великих романах Достоевского" (1932), "Христианское сознание. Исследование о Паскале" (1935), "Ангел в "Божественнойкомедии" Данте" (1937), "Мир и ...
Логос (94)
...постановил в день Благовещения совершать литургию св. Иоанна Златоуста, и не прежде освященных даров. которая совершается в Великом посту. И в народе день Благовещения считается ...П. Благодать Благодать (cariV gratia). — На богословском языке благодатью называется божественная сила, даруемая от Бога человеку ...
Карл Густав Юнг и последователи Человек и его символы (12)
...появился на свет в результате божественного акта вочеловечивания. После смерти он вернулся на небо, причем насовсем — чтобы царствовать одесную Господа Бога до Второго Пришествия, «когда ...корзину, наполненную плодами земли, и фаллос — символы созидания, указывающие на божественное покровительство силам размножения и роста.
Н.М.Карамзин (98)
...да любит жену, как Закон Божественный повелевает, и да веселится сердце родителя счастием супругов! Скажите от нас Епископу и Панам вашей Думы Государственной, чтобы они утверждали ...Князя Александра в любви к его супруге и в дружбе с нами. Всевышний да благословит сей союз!" Генваря 13 Иоанн, отслушав Литургию в Успенском храме со всем ...
Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ СВОБОДНОГО ДУХА. (40)
...вселенскую природу не только в божественной своей природе, но и в природе космически человеческой. Дева Мария есть космическая женственная душа человечества [49] ....внешней ее критики. Войти в Церковь значит войти в вечный божественный миропорядок.
К. Н. ЛЕОНТЬЕВ О ВСЕМИРНОЙ ЛЮБВИ (4)
...к полному и неподвижному кругу Божественной чистоты. Но об этой любви я не стану говорить своими словами. Прежде меня и лучше меня сказал о ней, ...одинаково прекрасными в ораторском отношении? И там "Христос", и здесь "Божественный Учитель".
Карл Густав Юнг и последователи Человек и его символы (29)
...есть происхождения от человеческих и божественных родителей, как в случае с Гераклом, обретшим бессмертие благодаря усыновлению Герой. То, что было мифом в Древней Греции стало, ...вновь рожден из „воды и духа". Вот почему в католической литургии купель символизирует „лоно церкви", и ...
Николай Костомаров (97)
...в себе порядок и объяснение литургии и таинств. В эту Скрижаль внесено изложение бывших при Никоне соборов об исправлении книг, ответ константипольского патриарха Паисия и ...меньшинства!» Защитники двуперстия объясняли свое крестное знамение, будто оно изображает божественную и человеческую природу Спасителя.
Роберт Грейвс. Белая Богиня (240)
...в христианство и слушал католическую литургию, пока ему не явился Иисус Христос, а потом сделался мусульманином и узрел Магомета — результатом обоих опытов было самадхи....себя несчастным, ибо если он божествен, то она даже не полубогиня, а обыкновенная нимфа и его любовь к ней оборачивается насмешкой и ненавистью.
Николай Костомаров (211)
...лукавства, сожечь умовредное терние ненависти божественным пламенем любви, одождить мысленную землю душ небесным дождем евангельского учения, наводнить ее слезными водами, возрастить на ней благопотребные былые ...и понятий выразился в том, что в известной песне на литургии «един свят, един Господь Иисус ...
Н.М.Карамзин (152)
...сеять не хлеб, а словеса Божественные наследовать не села, а Царство Небесное... Многие Епископы наши думают о бренном стяжании более, нежели о Церкви"....да будет всеобщее уважение!" Следуют предписания о звоне, пении церковном, Литургии, утренней и вечерней службе, где ...
Мифология. (28)
После древнегреческой радуги божественных проявлений, после собирания богов под укромной сенью деметриных таинств эта теокрасия – «смешение богов» – была следующим неизбежным шагом....вряд ли многим отличавшегося от того, которым поныне сопровождается католическая литургия.
Плутарх из Херонеи (162)
Отчего служителей музы божественной к ответу не призовете, не на них — на мужа нападаете, кто чутким слухом звук фальшивый в творениях поэтических ловил?...на бога поднять. И вы ныне на Аполлона восстали, ибо божественному свидетельству Сократовой мудрости, возглашенному некогда ...
Карл Густав Юнг и последователи Человек и его символы (15)
...такова же роль Беатриче в „Божественной комедии" Данте, как и богини Исиды, являющейся во сне Апулею, знаменитому автору „Золотого осла", чтобы подготовить его к более ...текста чередуются со старинными рисунками. Прежде чем начну я, часть литургии должна прочесть монахиня, а я ...
Н.М.Карамзин (159)
...где смертный пользуется как бы божественными правами. Сия мечта о прелестях верховного державства представлялась Годунову живее и живее, более и более волнуя в нем сердце, ...не велел молиться о нем и поминать его имени на Литургии; но рассудив, что сие супружество, ...
Карл Юнг. КРАСНАЯ КНИГА (17)
...жаждуще протянув мою руку за божественными мистериями, потому что ты заставил меня осознать тогда, что я ничего о них не знаю....себя в веру. В своем безрассудстве я захотел улучшить церковнуюлитургию, и с одобрения епископа ввел ...
Мень Александр Владимирович
...надо было вовремя поспеть к литургии. К нему подбежал какой то человек и протянул записку. Мень вынул из кармана очки и начал читать....о сиротстве! Отец Александр не умер, а приобщился к ЖизниБожественной, остался для своих — знаемых и ...
Николай Костомаров (95)
...он захотел изведать всю мудрость божественного писания, которое, по тогдашнему строю понятий, было важнейшим предметом, привлекавшим любознательную натуру. Он взял из дома отца несколько денег, ...в церкви, братия выслушивала весь псалтырь; с наступлением дня совершалась литургия; потом все расходились по своим ...
Логос (717)
...продаются в церкви же перед литургией. Н. Б е. Протагор из Абдеры Протагор из Абдеры (480 411)— один из главнейших софистов....верующих перед Богом, а в связи с этим отрицание особого божественногоавторитета духовенства и истолкование таинств (...
Владимир Сергеевич Соловьев (129)
...не заключают в себе ничего божественного и вселенского, которые, определяясь частным преданием той или другой церкви, могут свободно изменяться и имеют лишь относительную обязательность....и животворящаго", т. е. с прилогом "истиннаго". "Таже и святую литургию разсмотрев, обрете в ней ово ...
Логос (432)
...в храме в продолжение всей литургии оглашенных. Третью степень оглашенных составляли «требующие» (соmреtentes), т. е. готовые принять К. Им сообщалась важнейшая часть христианского учения — о ...воли, прощения грехов. По Кальвину и Цвингли, К. — простой «знак божественной благодати, удостоверяющий верующих в божественных ...
Николай Костомаров (130)
«Пусть патриарх служит литургию на семи просфорах, — сказал Никита, — и крест на просфорах пусть будет истинный, а не крыж»....завопил: «А! Патриарх стыдится перед всем народом дать свидетельство отбожественных писаний.
Чехов Антон Павлович (430)
...в мыслях водка, а не божественное, дурак ты этакой. Не раздражайся, не раздражайся... говорит отец Кузьма. Не сердись... Я его умолю....брат... В каком часу, говорю, ваше сиятельство, прикажете завтра клитургии ударить?
Н.М.Карамзин (119)
...Духовенства, Вельмож, граждан, Иоанн слушал Литургию, возвратился во дворец, ступая с бархата на камку, с камки на бархат. Князь Юрий Василиевич осыпал его в церковных ...Глава Церкви, так муж глава жены. Исполняя усердно все заповеди Божественные, узрите благая Иерусалима и мир ...
Логос (804)
...власти императора, но указывавший на божественное ее происхождение. Вместе с Гогенштауфенами сошла в могилу идея императорской власти. В Германии императорская власть рухнула вследствие основания территориальной ...данной ему благодати священства, все таинства (кроме священства), в храме (литургия другие общественные богослужения) и вне ...
Мифология. (27)
...имени лишь безразличную, меняющуюся ризу божественного естества. Пусть им предложат поклоняться богу с негреческим именем Сараписа: они не затруднятся это сделать, видя в нем своего ...пока для нее не нашли специально греко‑египетской формы. Вся литургия была на греческом языке – для ...
Логос (737)
...становится логически нелепым, потому что божественное просвещение для принимающих его дано в действительных душевных состояниях, наполняющих сознание определенным содержанием, тогда как Р....памятниках, а также в молитвословиях погребальных. В древнейшем тексте (александрийском) литургии Василия Вел.
Николай Костомаров (96)
Одно служит божественным делам, другое владеет человеческими делами и печется о них. Оба происходят от одного и того же начала и украшают ...Сам Паисий, представивший в «Ответах» на «Вопрошения» Никона подробное объяснение литургии, говорит: «Именем Иисуса Христа молим ...
Алексей Федорович Лосев. ДИАЛЕКТИКА МИФА (8)
...божественного света, как передовая волна божественной энергии, как идущая преодолевать тьму сила Божия, т.е. созерцаемая от мира по направлению к Богу, София зрится розовою ...или как наличие просвирни в храме и вынимание частиц при литургии.
Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ СВОБОДНОГО ДУХА. (37)
...учение Церкви, не сразу создалась литургия и оформилась церковная организация. Сама Церковь Христова есть продукт развития, она развилась из первоначальной эсхатологической идеи Царства Божьего....зло. Поступательного, прогрессивного, по прямой восходящей линии совершающегося торжества доброго, божественного начала в мире не происходит.
Николай Костомаров (120)
...не отведавшие учения, дерзают толковать божественное писание, или, лучше сказать, извращать его, оговаривают и осуждают благоискусных мужей в славянском и греческом языке....училищ. Он, между прочим, признает временем пресуществления святых даров на литургии произнесение священником слов Спасителя: «Приимите ...
Роберт Грейвс. Царь Иисус (155)
...знает вавилонскую астрологию, талмудистскую мысль, литургию эфиопской церкви, поучения Климента Александрийского, религиозные сочинения Плутарха и недавние археологические находки бронзового века. Я писал, не имея ни ...для подавляющего большинства верующих он стал Богочеловеком, Сыном Божиим, воплощенным божественным Словом.
Николай Костомаров (98)
...патриарх отслужил в Успенском соборе литургию, а во время причастия дал приказание, чтобы никого не выпускали из церкви, потому что он намерен говорить поучение....руке, того ради паче милуй их и заступай, как и божественный апостол учит: ты слуга Божий, ...
Юнг Карл Густав. Воспоминания, сновидения, размышления. (4)
...алтаря и читал молитву из литургии. На алтарной столешнице лежали большие подносы с маленькими кусочками хлеба. Я знал, что хлеб испечен нашим пекарем, а выпечка ...дьявола) навязал моей воле. Из пар. 183 я вычитал, что "Божественная сущность" противна светской морали, Его "...
Николай Костомаров (38)
...нас, что твое благородие, по божественному внушению свыше, возжелал соединения со святою римскою церковью и хочешь быть ей покорным, со всеми своими землями, областями и ...где уже ждала его великая княгиня с детьми. Василий слушал литургию, лежа на одре, на паперти ...
Плутарх из Херонеи (159)
...другу Сократа, быть может, на божественную волю в судебном сем ристалище уповать должно, ибо ведают боги истину обо всех нас и справедливость хранят; но все ...о вашей, афиняне, пользе думая и ей одной служа. И литургия его была Панафиней и Дионисий ...
Николай Костомаров (99)
...предать все рассуждению патриархов по божественным заповедям евангельским, апостольским и правилам святых отец. Но вспомни, твое благородие: когда ты был с нами в добром совете ...другой день, 30 ноября, Никон отслужил заутреню с елеосвящением, потом литургию в архиерейском облачении, поучал братию ...
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.