- 06.03.2012
- 2044 Просмотра
- Обсудить
НАДЕЖДА
НАДЕЖДА
НАДЕЖДА — (1) — эмоциональное переживание, возникающее при напряженном ожидании субъектом желаемого и предвосхищающее вероятность его свершения; (2) — общечеловеческая универсалия культуры, фиксирующая данное ...и социально ориентированной философской эссеистики ("Надежда" А.Мальро). В рамках современного неотомизма оформляется "теология Н." (с 1960—1970 х), центрирующаяся вокруг понятия Н.
Надежда — положительно окрашенная эмоция, связанная с ожиданием удовлетворения потребности, а также философский, религиозный и культурный концепт, связанный с осмыслением состояния человека, испытывающего эту эмоцию.
В древнегреческой мифологии
Согласно известному мифу, Надежда — это единственное, что осталось на дне ящика Пандоры.
В христианстве
Надежда считается одной из трёх главных христианских добродетелей.
Одна из ступеней лестницы духовного роста в христианстве (Лестница Иакова, у которой первая ступень — вера), по которой восходят к Богу в христианстве.
Надежда в философии
Выражает одно из свойств окружающего мира: человек (а также любое высшее млекопитающее, способное переживать надежду) находится в неопределённом (вероятностном) мире, а не в жёстко предопределённом (детерминированном).
Надежда в психологии
По мнению Мартина Селигмана — американского психолога, основоположника метода позитивной психологии, у человека есть надежда, если он умеет объяснять неудачи временными и специфичными причинами. Таким образом, ощущение беспомощности ограничивается по времени и связывается с какой-то конкретной ситуацией.
Мартин Селигман. Как научиться оптимизму: Измените взгляд на мир и свою жизнь = Learned Optimism. How to Change Your Mind and Your Lige. — М.: Альпина Паблишер, 2013. — 338 с. — ISBN 978-5-9614-4431-5
Перечень наиболее распространенных грехов (4)
...продолжение тяжкогреховной жизни в одной надежде на милосердие Божие. Отчаяние, или противоположное чрезмерному упованию на Бога чувство в отношении к милосердию Божию, отрицающее в Боге отеческую ... 5) Печаль — огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обетованиях Божиих, неблагодарение Богу за все случающееся, малодушие, нетерпеливость, несамоукорение, скорбь на ближнего, ропот, отречение от ...
НАДЕЖДА
— ожидание блага, осуществления желаемого. В античности не было единого представления о ценностном значении Н. Негативное ценностное значение Н. обосновывалось тем, что она воспринимается как иллюзия, добровольный самообман. Однако из представления об иллюзорности Н. не всегда делался вывод о том, что она является злом. Н.-иллюзия выступала в роли утешения (Эсхил «Прикованный Прометей»), которое хотя и не способно отвести удары судьбы, зато в силах избавить человека от страдания в ожидании неизбежного. Ценность иллюзорной Н.-утешения была развенчана, в частности, в стоицизме, согласно которому обманчивая Н. ведет к отчаянию, в то время как главное для человека — сохранить мужество перед лицом любых ударов судьбы. В нейтральном значении понятие Н. раскрывается как ожидание события, которое с ценностной т.зр. может быть и хорошим, и плохим. По Платону, у хороших и правильно мыслящих людей надежды истинные и достижимые, у дурных и неразумных — ложные и несбыточные. С такой трактовкой связано понимание Н. как положительной ценности — справедливой награды за добродетельную жизнь. Положительное значение Н. в античности закрепилось и в том, что Н. символически изображали на монетах, а в Др. Риме существовало культовое почитание Н.
В христианстве Н. трактуется исключительно как положительная ценность. И хотя допускается, что объектами Н. могут быть различные (включая материальные) блага, в ней усматривается знак принадлежности человека не земной жизни, а вечности; ее основное содержание — упование на справедливый суд Христа и спасение (мессианская Н.). В таком качестве Н. рассматривается как одна из основополагающих добродетелей наряду с верой и милосердием. Наиболее распространена т.зр., что Н. в сравнении с др. теологическими добродетелями обладает меньшей значимостью. Для апостола Павла «любовь из них больше»: она пребывает вечно, в вере же и в Н. потребность утрачивается, когда Царство Божье становится фактом.
Понятие Н. занимает существенное место в моральной философии И. Канта. Согласно Канту, высшее благо предполагает соединение добродетели и счастья, между которыми объективно существует напряжение: в моральном законе не содержится необходимого основания для связи между нравственностью и счастьем. Совершенное осуществление добродетели и достижение соразмерного с добродетелью счастья не постижимы разумом и могут быть предметом лишь Н. В качестве условий возможности высшего блага и оснований Н. на его достижение Кант называет свободу, бессмертие души и бытие Бога. Н., как и страх, не может быть, по Канту, нравственным мотивом: в качестве принципа деяния она разрушительна для его моральной ценности.
В современных рассуждениях о Н. в разных филос. контекстах переосмысливаются антич. христианские представления. Одни философы отождествляют Н. с иллюзией, рассматривают ее как предлог уйти от решения смысложизненных дилемм в мир грез (А. Камю, Ж. Батай, Д.Д. Руне) и противопоставляют ей безнадежность как отсутствие всякого обмана. Другие считают Н. сущностно связанной со свободой и творчеством и признают ее необходимой и весьма эффективной движущей силой развития как в личностном, так и социальном, историческом и даже космическом аспектах (П. Рикёр, Э. Блох, Э. Фромм).
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
НАДЕЖДА — ожидание блага, осуществления желаемого. В античности не было единого представления о ценностном значении надежды (έλπίς). Негативное ценностное значение надежды обусловливалось тем, что она воспринималась как иллюзия, добровольный самообман. Однако из представления об иллюзорности не всегда делался вывод о том, что надежда является злом; часто она выступала в роли утешения ("Прикованный Прометей” Эсхила) — как средство, хотя и не способное отвести удары судьбы, зато избавляющее человека от страдания, вызванного ожиданием неизбежного. Ценность иллюзорной надежды-утешения была развенчана, в частности, в стоицизме, согласно которому обманчивая надежда ведет к отчаянию, в то время как главное для человека сохранить мужество в столкновении с любыми превратностями судьбы. Нейтральное значение понятия раскрывается как ожидание события, которое с ценностной точки зрения может быть и хорошим, и плохим. По Платону, у хороших и правильно мыслящих людей надежды истинные и достижимые, у дурных и неразумных — ложные и несбыточные. С такой трактовкой связано и понимание надежды как положительной ценности (справедливой награды за добродетельную жизнь), в античности закрепившееся и в том, чтонадежду изображали на монетах, ав древнем Риме существовало ее культовое почитание (spes).
В христианстве надежда трактуется исключительно как положительная ценность. Хотя допускается, что объектами надежды могут быть различные (в т. ч. материальные) блага, в ней усматривается знак принадлежности человека не земной жизни, а вечности; ее основное содержание — упование на справедливый суд Христа и спасение (мессианская надежда). В таком качестве надежда рассматривается как одна из основополагающих добродетелей наряду с верой и милосердием. Наиболее распространена точка зрения, что надежда в сравнении с др. теологическими добродетелями обладает меньшей значимостью. Для апостола Павла "любовь из них больше”, поскольку любовь пребывает вечно, в вере же и в надежде потребность утрачивается, когда Царство Божье становится фактом. В самом Боге нет ни веры, ни надежды, а есть только любовь. На основе анализа святоотеческих текстов С. М. Зарин говорит о второстепенном значении надежды и как аскетического средства. На высшей ступени своего развития христианин угождает Богу не благодаря надежде на получение в будущей жизни вечного блаженства за "доброделание”, а только из любви к Богу.
Понятие надежды занимает существенное место в моральной философии И. Канта. Согласно Канту, высшее благо (философский эквивалент понятия Царства Божьего) составляется из двух элементов — добродетели (нравственности) и счастья, между которыми объективно существует напряжение: в моральном законе не содержится необходимого основания для связи между нравственностью и счастьем. Совершенное осуществление добродетели и достижение соразмерного с добродетелью счастья непостижимы разумом и могут быть предметом лишь надежды. В качестве условий возможности высшего блага и оснований надежды на его достижение Кант называет свободу, бессмертие души и бытие Бога. Постулат о свободе вытекает из необходимости допущения способности определения воли по законам умопостигаемого мира, постулат о бессмертии души — из необходимости условия "соразмерности продолжительности существования с полнотой в исполнении морального закона”. Благодаря постулату о бытии Бога оказывается возможной надежда на осуществление высшего блага во всей полноте — достижение соразмерного с нравственностью счастья. Надежда, как и страх, не может быть, по Канту, нравственным мотивом: в качестве принципа деяния она разрушительна для его моральной ценности.
Античные и христианские представления о надежде и сами их основания стали предметом переосмысления для современных авторов. Так, А. Камю, разделяя античный взгляд на надежду как на иллюзию, добровольный самообман, считает, что понимание ее как ценности возможно лишь в рамках религиозного и философского сознания, приписывающего миру смысл и основание. По логике этого сознания, если не надеяться на понимание мира и на спасение в нем, то следует отказаться от жизни. Такое мировоззрение Камю обнаруживает не только в христианском и новоевропейском образе мысли, но и в экзистенциализме. Единственный путь для человека, осознавшего наконец свою принадлежность абсурду, состоит в жизни без надежды на понимание и на спасение, которая всегда тождественна иллюзии. Надежде в современной философии противопоставляется безнадежность как отсутствие всякого обмана (Ж. Батай). Надежда-иллюзия считается всего лишь предлогом для ухода от решения смысложизненных дилемм в мир грез (Д. Д. Руне).
В основании античного и современного понимания надежды как иллюзии, согласно П. Рикёру, лежит миросозерцание "вечного настоящего”. Причину отказа от надежды в этой традиции он видит в признании приоритета необходимости. Адекватное же понимание надежды, по его мнению, возможно лишь в теологии и философии, имеющих эсхатологическое измерение. В контексте эсхатологической теологии Рикёр связывает понятие надежды с понятиями воскресения и свободы. Познать воскресение Христа — значит приобщиться к надежде на воскресение из мертвых. Э. Блох при создании философии надежды опирался на учение К. Маркса, которое само считал актом надежды, именно на том основании, что в отличие от предшествующей философии, ориентированной в прошлое и исходящей из реализованности идеала совершенства, марксизм ориентирует на достижение универсального совершенства в будущем. Успешность мирового процесса в этом движении определяется, по Блоху, надеждой, признаваемой атрибутом бытия, устремленностью к будущему или первоначальной формой выражения "голода” — побудительной силой, ведущей к изменению в мире. Э. Фромм, обосновывая положительную ценность надежды во внерелигиозном контексте и косвенно возражая против отождествления ее с иллюзией, напротив, особый акцент делает на непременной укорененности надежды в настоящем. Объектом надежды, по его мнению, является состояние бытия, а-пассивное ожидание достижения бытийной полноты в далеком будущем Фромм считает одной из основных форм отчуждения надежды (поклонение "будущему”, "потомкам”, "прогрессу” и т. п.). Именно пассивное упование уводит человека от собственной активности и ответственности за свою жизнь, надежда же требует действовать и добиваться достижения целей. Поэтому она опирается на особого рода знание реальности — "видение настоящего, чреватого будущим”, которое Фромм называет ра
циональной верой, или умением усматривать суть явлений. Увязывание надежды с настоящим делает ее более действенной еще и потому, что уберегает от другой формы отчуждения — игнорирующего реальность авантюризма.
Напротив, в религиозно-философских рассуждениях о надежде особенно акцентируется присущий ей элемент иррациональности. Так, Рикёр подчеркивает, что логика надежды — это логика избыточности, поскольку объект надежды не только не имеет предпосылок в настоящем, но и противоположен настоящему — существованию "под знаком креста и смерти”. С. А. Левицкий объясняет иррациональность надежды тем, что "превратимость возможности в действительность” постулируется в ней часто против доводов разума. Оборотной стороной иррациональности надежды является ее соотнесенность со свободой. Согласно Рикёру, надежда соотнесена со свободой отрицания смерти. По Левицкому, надежда есть проявление свободы, поскольку она представляет собой "постулирование определенной благой возможности как субъективно долженствующей осуществиться”; лишенный надежды, лишен и свободы.
Представление о надежде как о положительной ценности включает и утверждение ее действенности в личностном, социальном и космическом аспектах (К. С. Льюис, Рикёр). Блох считал, что надежда ориентирует на осуществление высшего блага как торжества коммунизма и Царства Свободы, где преодолеваются какие-либо противоречия в человеческом бытии и человек становится бессмертным. По Фромму, надежда как основная характеристика бытия направлена на активное преобразование человеком и обществом "земной” реальности в направлении ее "большей жизненности”.
Лит.: Платон. Филеб. Государство. Тимей // Платой, Собр. соч. в 4 т., т. 3. M., 1994; Кант И. Критика практического разума // Кант И. Собр. соч. в 6 т., т. 4, ч. 1. M., 1965; Левицкий С. А. Трагедия свободы.— Соч., т. 1. M., 1995, с. 238—43; Зарин С. M. Аскетизм по православнохристианскому учению. М., 1996; Камю А. Бунтующий человек. М., 1990; Льюис К. С. Просто христианство [III, X].— Он же. Любовь, страдание, надежда. М., 1992; Фромм Э. Революция надежды.— Он же. Психоанализ и этика. М., 1993; Рикёр П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера. М., 1996; Bloch E. Das Prinzip Hoffnung. Bd. l— 3. B., 1954-59; Shorey P. Hope.— Hastings J. (ed.). Encyclopedia of Religion and Ethics. Edinburgh—N. Y., 1974.
О. В. Артемьева
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
Синонимы: атиква, благонадеяние, вера в возможность осуществления, виды, иллюзия, имя, кибо, мечта, надежа, наденька, надюха, надюша, надюшенька, надюшечка, надюшка, надя, нуся, ожидание, перспектива, перспективы, предвкушение, предположение, предчувствие, свет в конце тоннеля, упование, химера, чаяние, шанс, якорь спасения
Антонимы: безнадежность, отчаяние, разочарование
Обман (15)
...отнимать у человека слабую надежду, грубо навязывая такие истинные сообщения, которые способны ее перечеркнуть. Простейшие нормы приличия, этикета обязывают воспитанного человека проявлять в ...проективен, устремлен в будущее (мечтой, надеждой и верой), никогда окончательно укоренен в наличном бытии окончательно неудовлетворен в нем, и пока жив, он сохраняет некую потенциальную силу ...
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (6)
71 Надежда. Пандора принесла ларец с бедствиями и открыла его. То был подарок богов людям, по внешности прекрасный, соблазнительный дар, называвшийся "ларцом ...и счастье – это и есть надежда. – А именно, Зевс хотел, чтобы человек, сколько бы его ни мучили иные бедствия, не бросал жизни, а всегда вновь давал ...
Владимир Сергеевич Соловьев (71)
...природа, по словам апостола, с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, ибо тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего се в надежде, что и сама тварь освобождена ...
Коран. (48)
Исполнились их надежды! 23:2. Это те, которые присоединили к своей вере добрые деяния, в сердцах своих обращались к Аллаху с молитвами и ... Худ сказал, потеряв надежду, что они уверуют: "Господи мой! Помоги мне и накажи их за то, что они отрицают мой призыв!" 23:40.
надежда
— эмоциональное переживание, возникающее при ожидании субъектом некоего желаемого события; отражает предвосхищаемую вероятность его реального осуществления. Формируется вследствие познания причин, обусловливающих ожидаемые события, или на основе субъективного эмоционального опыта, накопленного в сходных ситуациях в прошлом.
Предсказывая возможное развитие событий, надежда играет роль внутреннего регулятора деятельности, помогающего субъекту определять ее последствия и целесообразность. При сильной мотивации она может сохраняться и в отсутствии обосновывающих ее условий.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
НАДЕЖДА
(англ. hope) — эмоция, которая, по определению Б. Спинозы, есть «непостоянное удовольствие», возникающее из образа будущей ситуации, в исходе которой мы сомневаемся; если сомнение в исходе ситуации устраняется, то Н. переходит в уверенность.
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.
Коран. (74)
...милости Аллаха, который дал им надежду на Свою милость. Скажи: "О вы, рабы Мои, которые преступили пределы против себя, не отчаивайтесь в милости Аллаха!...все границы дозволенного, не теряйте надежды на милость и пощаду Аллаха. Он прощает все грехи. Поистине, Он Единый, Прощающий, Милосердный! 39:54.
Коран. (26)
...в отчаяние и теряет всякую надежду, что Мы вернём ему эти милости, и доходит до крайности в своей неблагодарности за другие милости, которыми он ещё пользуется....и возлагали на тебя большие надежды. Неужели ты требуешь от нас, чтобы мы перестали поклоняться своим богам, которым поклонялись наши отцы, и оставили то, к чему ...
Джон Китс (46)
Дай надежде сбыться И нимфе гор сочувственно внемли. Как нам покой, Европе ниспошли Свободу! Пусть увидят короли, Что стали прошлым цепи тирании, ...Широкова К НАДЕЖДЕ Когда не греет хладный мой очаг И безотраден мыслей хоровод, "Глаза души" унылый саркофаг Лишь бренность мира видят в свой ...
Джон Китс (4)
К НАДЕЖДЕ Когда пред одиноким очагом Мне сердце омрачает размышленье, "Глаза души" не грезят дивным сном И жизни пустошь не сулит цветенья, Надежда! Сладостный бальзам пролей, Лучащимся крылом меня овей! 7 Когда блуждаю в чаще, где луна Не льет сквозь мглу ветвей отрадный ...жертву обрекая на закланье, Явись, Надежда светлая, и прочь Гони его, как утро гонит ночь! 19 Когда со страхом жду я от судьбы О тех, кто ...
Генрих Гейне. (70)
11 ПОГИБШИЕ НАДЕЖДЫ Привлеченные взаимно Сходством душ в любой детали, Мы всегда друг * Другу льнули, Хоть того не сознавали.... Да, и грезы и надежды Все прошло, погибло даром, Ах, мечтатель прямо в сердце Смертным" поражен ударом! 12 ДЕНЬ ПОМИНОВЕНЬЯ Не прочтут мне скучный кадош, ...
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (23)
443 Надежда как самомнение. Наш общественный порядок будет медленно таять, как это случалось со всеми прежними порядками, когда солнца новых мнений с ... Таким образом, эта надежда обыкновенно будетсамомнением, чрезмерной самооценкой. 444 Война. Против войны можно сказать: она делает победителя глупым, побежденного – злобным.
Латынь. Н (2)
...в суд, ингредиенты, adduci; + Слабая надежда воронок; + У меня есть надежда ПСН меня принцип; aliquid в SPE EST; + У меня остается еще некоторая надежда ПСН меня ...
Крупнейшие мировые аферы. Искусство обмана и обман как искусство (14)
...возрасте Виктор Кожены подает большие надежды. В 16 лет вместе с родителями он переезжает из родной Чехословакии в Германию. Через два года в Мюнхене Виктор попадает ...с каждым днем теряющие всякую надежду на благополучный исход дела, выглядят полнейшими идиотами. Неудивительно, что все участники неудавшегося проекта лихорадочно пытаются спихнуть вину за случившееся друг ...
Коран. (95)
Но их надежды оказались напрасными. Они были побеждены и изгнаны пророком из Медины. Затем в суре указывается, как распределить "аль фай" (добычу, полученную ...
Коран. (63)
...Писания (Это обещание Аллаха вселяет надежду в сердца Мухаммада и его сподвижников на помощь Аллаха). Спустя некоторое время (в первом году хиджры) византийцы (обладатели Книги) одержали ...
Коран. (32)
Пусть обманчивая надежда отвлекает их. Нет сомнения в том, что они убедятся в истинности Нашего обещания о наказании, увидев своими глазами ужасы наказания ...
Философия (12)
...компенсировать утраченную вместе с христианством надежду на возможную вечную жизнь за гробом. Если логически следовать этой идее, то люди обречены на вечность, потому что уже живут ...нашей памяти, а будущее — нашейнадежде. 73. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ Философия истории — философская оценка и истолкование результатов исторических исследований и изложений истории.
Александр Сергеевич Пушкин. (163)
...поэту после стихотворения "Стансы" ("В надежде славы и добра..."), после неумеренных похвал и лестных приемов охладели к нему, начали даже клеветать на него, взводить на него ...надеждами, трудами надежды возлагались на деятельность "секретного комитета 6 декабря 1826 года", который должен был заняться обсуждением вопроса о положении крестьян.
Коран. (12)
Теперь неверные потеряли надежду покончить с вашей религией. Не бойтесь, что они одержат победу над вами, страшитесь лишь Меня и не отклоняйтесь от Моих ...
Джон Китс (7)
К НАДЕЖДЕ ТО НОРЕ Написано в феврале 1815 г. в духе од XVIII в. Один из немногих примеров использования Китсом средств классицистской ...
Перечень наиболее распространенных грехов (1)
Противоположная добродетель — возложение своих надежд и упований на Бога, полное приятие Его Промысла о себе. 6) Ропот на Бога. Этот грех есть следствие недоверия Богу, ...
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (9)
...философия показывает нам правомерность метафизических надежд и приносимого ими глубокого душевного мира и, например, говорит о "достоверности всего Евангелия во взоре мадонн Рафаэля”, то мы с ...
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (16)
...бросает в культуру заблуждения, пороки, надежды, вымыслы и другие вещи из благородного, как и из неблагородного, металла, ибо статуя человечества должна быть заполнена и завершена; какое ...
Коран. (93)
Вас обманывали ваши ложные надежды и ваше благополучие, пока не постигла вас смерть, а шайтан обманул и соблазнил вас тем, что Аллах простит вас и ...
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (15)
...тяжелыми утратами, открывает возможность великой надежды на новое возрождение. Христианству, философам, поэтам, музыкантам мы обязаны обилием глубоко страстных чувств; чтобы последние нас не подавили, мы должны ...
Коран. (83)
...свете и обманул их ложными надеждами. 47:26 27. Они вернулись к неверию и заблуждению, потому что они сказали тем, которым ненавистно то, что ниспослано Аллахом: "...
Коран. (6)
...отвратившиеся, из иудеев, имели ложную надежду на то, что огонь никогда не коснётся их, а если коснётся, то всего лишь на несколько дней.
Карл Густав Юнг Психологические типы (18)
...у художника и поэта всякую надежду всем понравиться и всех тронуть, а ведь в этом их задача; он лишает философа возможности — даже тогда, когда он все ...порождение страстного чаяния, веры и надежды.
Коран. (42)
...к вере в Меня с надеждой, что он образумится, вспомнит настоящую веру и убоится последствий неверия и творимой им несправедливости". 20:45.
Коран. (77)
...от Аллаха), на которую возлагается надежда. 42:23. Такая великая милость и есть добрая весть, о которой возвещает Аллах Своим покорным верующим рабам.
Пол Феррис. Зигмунд Фрейд (36)
Надежды и ожидания Фрейд больше не писал важных статей о теории и практике психоанализа. Его работы до 1926 года в конце ...
Коран. (36)
...им доброе слово, подающее им надежду. 17:29. Не будь скупым, расходуя на доброе, будто твоя рука прикована к твоей шее железной цепью, так что ты ...
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (18)
...страсти, твоя любовь и твоя надежда – без остатка растворилось в твоей цели. Эта цель состоит в том, чтобы самому стать необходимой цепью звеньев культуры и от ...
Пол Феррис. Зигмунд Фрейд (29)
...вам копию своих лекций в надежде, что вы постепенно примете некоторые нововведения, на которые уже есть намеки в моей работе о либидо....отношения" продолжатся, а также выражает надежду, что поездка домой не слишком его утомила. В ответ Фрейд благодарит его и просит забыть об инциденте в гостинице как ...
Коран. (38)
...человеку лучше на них возлагать надежду. 18:47. Увещевай людей (о пророк) о том Дне, когда будет конец земного мира, и Мы сдвинем горы с места, ...
Коран. (20)
Надежда на прощение Аллаха всегда открыта перед людьми, несмотря на это серьёзное предупреждение. Скажи (о милосердный пророк!
Фридрих Ницше. УТРЕННЯЯ ЗАРЯ, ИЛИ МЫСЛЬ О МОРАЛЬНЫХ ПРЕДРАССУДКАХ (2)
...расположение к данному поступку и надежда на успех… Расположение полагалось на чашку весов в качестве аргумента и перетягивало рассудочность: а иногда суеверие заставляло считать расположение внушением, ...
Коран. (22)
...ближайшей жизни, без какой либо надежды получить вознаграждение в будущей жизни. И они умирают, оставаясь неверными. Аллах накажет их в будущей жизни за всё то, что ...
Коран. (28)
...их возвратиться к нам в надежде получить продовольствие. Они будут уверены в том, что я выполню своё обещание. Они не будут бояться за брата, и они ...
Коран. (9)
...по доброй воле и в надежде на награду от Аллаха? Аллах знает все ваши дела: явные и тайные. Поистине, Аллах Всеведущ! 4:40.
БЛОХ (Bloch) Эрнст
Создатель "философии надежды" и "онтологии Еще Не Бытия". Сумел в определенной мере дополнить интенцию европейской культуры на анамнесис, воспитание, Прошлое установкой на Новое, "конкретную утопию надежды" на Будущее. Учился у Г.
Чехов Антон Павлович (166)
Когда вечером пришли Лаевский и Надежда Федоровна, зоолог, уже сидевший в гостиной и пивший шоколад, спросил у Самойленка: Ты говорил с ним? Нет еще....тебе не уехать вместе с Надеждой Федоровной? Чудак, но разве это можно? Одному из нас непременно надо остаться, иначе кредиторы завопиют.
Чехов Антон Павлович (163)
" с удовольствием вспомнила Надежда Федоровна. Она чувствовала себя совершенно здоровой и была в веселом, праздничном настроении. В новом просторном платье из грубой мужской чечунчи ... Вспомнив об этом, НадеждаФедоровна вся вспыхнула и оглянулась на кухарку, как бы боясь, чтобы та не подслушала ее мыслей.
Чехов Антон Павлович (161)
...как другу: дела мои с Надеждой Федоровной плохи... очень плохи! Извини, что я посвящаю тебя в свои тайны, но мне необходимо высказаться....быть может, прожили бы с Надеждой Федоровной тридцать лет и оставили бы своим наследникам богатый виноградник и тысячу десятин кукурузы, я же почувствовал себя банкротом с ...
Чехов Антон Павлович (165)
X Дня через три после пикника к Надежде Федоровне неожиданно пришла Марья Константиновна и, не здороваясь, не снимая шляпы, схватила ее за обе руки, прижала их к своей ... Да, правда, он умер, ответила Надежда Федоровна. Это ужасно, ужасно, дорогая! Но нет худа без добра. Ваш муж, был, вероятно, дивный, чудный, святой человек, а такие ...
Чехов Антон Павлович (164)
...остановился, а Кирилин подошел к Надежде Федоровне. Добрый вечер! сказал он, делая под козырек. Добрый вечер. Да с! сказал Кирилин, глядя на небо и думая. Что да с? спросила Надежда Федоровна, помолчав немного и замечая, ...
Пол Феррис. Зигмунд Фрейд (34)
...в Вене несколько месяцев, оправдав надежды Фрейда. Его и избрали из всех кандидатов. Никого как будто не беспокоил этот империализм со стороны Вены....и однообразной работы, если есть надежда разбогатеть в один прием с помощью удачной сделки. Сделав шаг в неисследованном направлении, Фрейд тут же отступает, объявляя, что "мое ...
Макаревич Андрей и Машина времени (6)
...это крылья любви… Не маячит надежда мне Не маячит надежда мне, То мелькнет, то куда то денется. И в загадочной этой стране Ничего никогда не изменится.
Пол Феррис. Зигмунд Фрейд (31)
...дать "этой не очень вселяющей надежды империи" еще один шанс. В Англии Джонс повез Анну с компанией на воскресную прогулку по Темзе....его "своей гордостью и тайной надеждой", но тот разочаровал отца, продемонстрировав признаки такого же навязчивого невроза, как и у самого Фрейда*.
ЛЮБОВЬ \ ВЕРА \ НАДЕЖДА
ЛЮБОВЬ (10)\ЛЮБОВЬ (9)\ЛЮБОВЬ (8)\ЛЮБОВЬ (7)\ЛЮБОВЬ (6)
ЛЮБОВЬ (5)\ЛЮБОВЬ (4)\ЛЮБОВЬ (3)\ЛЮБОВЬ (2)\ЛЮБОВЬ (1)
НАДЕЖДА 5\НАДЕЖДА 7\НАДЕЖДА 8\НАДЕЖДА 6\НАДЕЖДА 4
НАДЕЖДА 9\НАДЕЖДА 10\НАДЕЖДА 3\НАДЕЖДА\НАДЕЖДА 2
ВЕРА (10)\ВЕРА (9)\ВЕРА (8)\ВЕРА (7)\ВЕРА (6)
ВЕРА (5)\ВЕРА (4)\ВЕРА (3)\ВЕРА (2)\ВЕРА
МИФОЛОГИЯ
СИЛА И МУДРОСТЬ СЛОВА
ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОЛОГИЯ | РИТОРИКА
ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ
РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
Теги
Похожие материалы
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.