- 19.04.2012
- 3292 Просмотра
- Обсудить
ЧАСТНЫЕ БЕСПЛАТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ / ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ
ПСИХОЛОГИЯ
Сушков Игорь Рудольфович. Психология взаимоотношений групп в социальной системе (3)
Термин "установка", сложившийся в отечественной психологии наиболее подходящее обозначение для описания одного из компонентов поведенческой стороны. Это явление, если его представить упрощенно и образно, служит той ...автором в рамках программы Института психологии АН СССР, проходило в естественных условиях совместной деятельности производственных групп. Выдвигалось две гипотезы: 1) Ингрупповой фаворитизм (в нашей терминологии явление ...
Социальная психология. (29)
Для многих студентов, изучающих психологию, чтение литературы о психических аномалиях становится толчком к интерпретации собственной тревожности и мрачного настроения. В экспериментах идеи, «внедренные» в сознание ...первые 100 лет существования социальной психологии, они, без сомнения, назовут последнее тридцатилетие эрой социального когнитивизма. Призвав на помощь достижения когнитивной психологии, изучающей восприятие, репрезентацию и запоминание ...
Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
Психология развития (возрастная психология) охватывает жизнь на всем ее протяжении, от младенчества до старости. В нее входят детская и юношеская психология, психология зрелого возраста и геронтология (в психологической ее части). Растущая тенденция к изучению специфических процессов - развития речи, нравственного, социального, когнитивного развития, развития личностной идентичности - ведет ко все большей специализации психологических дисциплин. В этом разделе рассматриваются когнитивные, нравственные и лингвистические аспекты развития; другие проблемы личностного развития будут рассмотрены в разделе "Теории личности".
Познание. Сознание, восприятие и память - все это аспекты познания, способности, которые развиваются по мере роста и созревания организма. У ребенка первыми познавательными единицами, "схемами", становятся основные особенности объекта, воспринятые при быстром ознакомлении с ним, например купол как отличительный признак Капитолия в Вашингтоне. Образы, в отличие от схем, являются более детализированными. Детям часто бывает свойственно эйдетическое воображение; другими словами, они могут "видеть" объект во всех подробностях в течение 45 секунд после того, как он исчез из поля зрения. Эту способность маленьких детей не следует смешивать с галлюцинациями. К тому времени, когда ребенок идет в школу, он уже способен познавать символы, например дорожные предупредительные знаки или буквы алфавита. Затем осваиваются общие понятия, объединяющие конкретные, отдельно существующие предметы. Наконец, когда разум приобретает способность устанавливать связи между различными понятиями, он переходит к правилам, таким, как формальные правила математики и логики.
Когнитивное развитие. Очень важная и пользующаяся признанием теория когнитивного развития была предложена швейцарским психологом Жаном Пиаже. Пиаже обнаружил, что психика ребенка устроена совершенно иначе, чем психика взрослого. Например, дети полагают, что если предмет движется, то он живой, а название предмета как бы "сидит" внутри него. Детский вопрос "почему?" связан с уверенностью, что каждая вещь имеет свою цель. Дать научный ответ на вопрос ребенка "Почему звезды светят?" - значит совершенно его не понять. В детских разговорах заметно отсутствие социальной ориентации: дети скорее говорят при других, чем с другими. В отличие от эгоцентричных взрослых, которые становятся таковыми по собственной воле, дети эгоцентричны потому, что почти не способны поставить себя на место других или принять чью-то точку зрения. Для младенцев "с глаз долой" буквально означает "из сердца вон": предмет не просто исчезает из вида, он перестает существовать. Психика младенца не способна воспринять постоянство существования вещей. Пятилетний ребенок на это уже способен, но он еще не обладает умением создавать умственные представления, необходимые для понимания постоянства массы или объема предмета при видимом изменении его формы. Ребенок пяти лет (и меньше) не осознает, что количество воды, перелитой из широкого низкого стакана в узкий и высокий, остается неизменным, - он уверен, что воды "становится больше". Детям трудно различить видимость и реальность. Пиаже пришел к выводу, что реальность достигает индивида не извне, а изнутри, через его собственную логику, зависящую от структуры психики. По мнению Пиаже и других структуралистов, психика не является "чистой доской", как полагал английский философ Дж.Локк, она оперирует характеристиками внешней среды с позиций своего структурного развития. Образ реальности у ребенка - не пассивная копия, а активная реконструкция мира.
Интеллект и тесты интеллекта. В 1869 английский ученый Ф.Гальтон ввел в психологию методы статистического анализа. Гальтон приложил к измерению интеллекта математические методы и пришел к заключению, что интеллект передается по наследству. Вскоре в психологии началась эра тестирования. Французские ученые А.Бине и Т.Симон разработали шкалу измерения интеллекта для анализа умственных способностей нормального ребенка. Л.Термен, психолог, работавший в Станфордском университете (США), видоизменил эту шкалу применительно к американским условиям. Шкала Станфорд - Бине многие годы использовалась в Соединенных Штатах для тестирования школьников. Психологи с самого начала подвергали сомнению тезис Гальтона о наследовании интеллекта. Проблема заключается не только в том, является ли уровень интеллекта (коэффициент интеллектуального развития, или IQ) врожденным, приобретенным или и тем и другим, но и в самой природе интеллекта. Некоторые психологи опасаются отождествления интеллекта с тем "предметом", который измеряется предложенными тестами. В США среди чернокожих педагогов и психологов распространено мнение, что тесты интеллекта "несправедливы", так как отдают преимущество представителям англосаксонской культуры. Чтобы подтвердить свою точку зрения, они разработали тесты, основанные на традиционных ценностях негритянской культуры, по которым белые американцы набирают меньше баллов. По существу эта работа, подчеркивающая роль факторов внешней среды, имела целью опровергнуть выводы, сделанные такими сторонниками представления о врожденном характере интеллекта, как А.Йенсен или У.Шокли. Речь идет о результатах тестирования, выявивших межрасовые различия в IQ, которые, как считают, обусловлены генетически. Несмотря на эти расхождения во мнениях, существуют факты, по которым психологи единодушны. У детей результаты измерений IQ более устойчивы, если получены через короткий промежуток времени, но по мере взросления этот показатель стабилизируется. Чем старше ребенок, тем большую предсказательную ценность имеет IQ в отношении будущих достижений. Баллы, набранные при тестировании интеллекта, служат хорошим показателем будущих академических успехов. Однако значение IQ у ребенка иногда резко меняется с возрастом; при этом наблюдается тенденция к улучшению показателей у мальчиков и ухудшению у девочек. Повышение IQ, как правило, сопровождается ростом независимости, агрессивности и конкурентоспособности. См. также ИНТЕЛЛЕКТ.
Нравственное развитие. Пиаже выделил две стадии нравственного развития детей: гетерономную и автономную. Младшие дети, находящиеся на гетерономной стадии, считают нравственные правила абсолютными, священными и неизменными. Непослушание, которое периодически имеет место, представляется им всегда непростительным, а зло они определяют в зависимости от причиненного ущерба, другими словами, оценивают по последствиям. Смягчающие обстоятельства, вроде благих намерений, в расчет не принимаются. В одном из экспериментов Пиаже малышам задавался вопрос, какая из двух девочек более виновата: та, которая, желая помочь матери в шитье, нечаянно прорезала большую дырку в платье, или та, что взяла тайком от матери ножницы и прорезала в платье небольшую дырочку. Не принимая во внимание благие намерения первой девочки, маленькие дети считали ее более виноватой, потому что она причинила больший урон. Старшие дети критерием нравственности поступка считают намерения. Они смотрят на правила морали как возникающие из взаимного согласия и уважения. Объективизм и абсолютность морали уступают место субъективизму и относительности. Открытия Пиаже и других исследователей приводят к заключению, что нравственное развитие в основном является развитием когнитивным; другими словами, оно зависит от постепенной структуризации психики растущего человека.
Психолингвистика: овладение языком. Речь - это способность, свойственная только человеку. Исследователи пытались доказать, что язык - не монополия людей; для этого шимпанзе обучали передавать сообщения, нажимая на клавиши компьютера. Но нажатие на клавиши в определенной последовательности вовсе не является доказательством того, что обезьяна овладела логическим синтаксисом языка и понимает его смысл. Овладение языком начинает проявляться у ребенка в возрасте примерно одного года в виде "голофрастической" речи, или однословных предложений. К двум годам ребенок овладевает телеграфной речью типа "собачки нет". Когда одно и то же слово присоединяется к ряду других ("собачки нет", "печенья нет", "ботинка нет"), возникает "осевой" язык. К четвертому-пятому году дети словно чудом овладевают языком, хотя их никто не учит грамматике. Двумя основными теориями развития языка являются эмпирическая (средовая), объясняющая усвоение языка научением, и "природная", объясняющая его врожденными механизмами.
Скиннеровская теория вербального поведения. Скиннер применил к развитию языка свою теорию оперантного обусловливания; согласно его взглядам, вербальное поведение, подобно всякому другому, возникает как следствие оперантного научения. Благодаря поощрениям (подкреплению) дети устанавливают связь между стимулом и реакцией. Используя дифференцированное подкрепление, родители контролируют произносимые ребенком звуки, награждая за правильные. Речь, таким образом, оказывается средством получения поощрений. Вербальное поведение обычно подкрепляется также в ситуациях, которые можно обозначить как "требование" (дети повторяют слова, связанные с удовлетворением их потребностей, такие, как "конфета" или "играть"), "касание" (дети усваивают слова, которые являются откликами на стимульные объекты или на предметы, которые они любят трогать), "эхо" (подражание речи окружающих) и "самопоощрение" (подкреплением служит удовольствие, которое получает ребенок от того, что он сам сказал). Теория Скиннера не получила широкого признания. Многие психологи считают, что подкрепления недостаточно для того, чтобы объяснить овладение языком. Другие полагают, что здесь действует совсем иной механизм. Исследования показали, что зачастую родители подражают детской речи, а не наоборот. Однако идеи Скиннера нашли практическое применение; например, оперантное научение оказалось полезным при развитии речи у отстающих детей.
Теория социального научения языку. Некоторые теоретики научения утверждают, что дети могут учиться, не получая подкрепления, а используя способности к подражанию, наблюдениям, моделированию, а также помогая взрослым или делая что-то за них. Однако моделирования и подражания явно недостаточно для овладения языком. С их помощью невозможно также объяснить скорость усвоения языка ребенком. Более того, детский язык отличается удивительной изобретательностью и новаторством, это не простое копирование того, что ребенок слышит от родителей и других взрослых.
Гипотеза о врожденной способности к языку. Видный сторонник этой гипотезы лингвист Н. Хомский считает, что человеческий мозг запрограммирован на овладение языком. Язык присущ только человеку как биологическому виду и является свойством всех представителей этого вида. Более того, во всех своих вариантах язык следует одной и той же базовой логической структуре, универсальному синтаксису - "глубинной структуре", которой не нужно обучаться, в отличие от "поверхностной структуры", т.е. специфических идиом конкретного языка. Согласно Хомскому, тот факт, что одни и те же грамматические правила лежат в основе всех языков, можно объяснить лишь одной гипотезой: психофизиологические корреляты этих правил являются неотъемлемым свойством человеческого мозга. Мозг должен быть снабжен программным "устройством овладения языком", позволяющим ребенку строить фразы, которые он никогда ранее не слышал. Психика даже двухлетнего малыша структурирована таким образом, что дает ему возможность овладевать грамматическими принципами независимо от научения по типу стимул - реакция. Взгляды Хомского на врожденно существующую базовую грамматику хорошо согласуются с предложенной Э.Леннебергом биологической неврологической теорией языка. Однако ни одна психолингвистическая теория не получила до настоящего времени всеобщего признания.
См. также ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.
ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
Середина 20 в. ознаменовалась развитием целого ряда теорий личности, что стало возможным благодаря накоплению огромного количества эмпирических данных.
Психодинамические теории личности. Исторические корни психодинамических теорий личности восходят к психоанализу Фрейда. Описывая топографию психики, Фрейд выделил три уровня - сознание, предсознание и бессознательное, причем бессознательное занимало наибольшее место и в его теории, и в научных изысканиях. Восприятие, мышление, память, намерение, воображение и т.п. относятся к сознательной стороне психики. Содержание предсознания может быть легко переведено в осознаваемую форму, подобно тому как человек сразу же осознает свое имя, как только его об этом спрашивают. Бессознательное состоит из инстинктивных побуждений, скрытых мотиваций и конфликтов, способных стать источником невротических мыслей и действий. Фрейд выделял два основных врожденного влечения: "эрос", т.е. ориентированный на воспроизведение жизни инстинкт, и "танатос" - разрушительный инстинкт стремления к смерти и физической агрессии. Любое влечение имеет побудительную силу; "цель", т.е. желание незамедлительного удовлетворения; "объект", посредством которого достигается удовлетворение; и "источник", т.е. орган, с которым он связан, например гениталии в случае полового инстинкта. Если инстинкты не получают удовлетворения естественным образом, они подавляются, сублимируются или направляются против собственного "Я". Например, если агрессивный инстинкт не разряжается, его давление может обратиться на "Я" и стать причиной суицида. Фрейд выделял в структуре личности три части: "Ид", "Эго" и "Супер-Эго". Инстинкты непосредственно действуют на уровне "Ид" ("Оно"). Побуждения "Оно" имеют всецело бессознательную природу и находятся под влиянием "принципа удовольствия". "Эго" ("Я") как образующее начало личности относится к сфере действия "принципа реальности". "Я" имеет возможность различать фантазию и объективную реальность, тогда как "Оно" способно удовлетворять свои побуждения (например, сексуальные) в снах или фантазиях, одна из функций которых - "воображаемое исполнение желаний". Идеалы и нравственные принципы личности коренятся в "Супер-Эго" ("Сверх-Я"). "Либидо", базисная жизненная сила, служит энергетическим фактором для всех трех компонентов в структуре личности, однако, в соответствии с принципом "психической экономии", укрепление одной из частей личности истощает две другие. Конфликт между тремя компонентами может привести к психическим нарушениям, если сильное "Я", ядро личности, не имеет возможности удержать ее составляющие в состоянии гармонического равновесия.
См. также ПСИХОАНАЛИЗ.
Защитные механизмы. При возникновении тяжелых психических проблем "Я" может бессознательно искать прибежище в "защитных механизмах", которые включают вытеснение, идентификацию, интроекцию, проекцию, смещение, сублимацию, перенос, замещение, конверсию и рационализацию. Вытеснение - это результат конфликта между "Сверх-Я" и "Оно". Неудовлетворенные импульсы вытесняются в бессознательную часть психики. Однако вытесненные из сферы сознания чувства продолжают активно воздействовать на поведение человека. Со временем вытеснение может привести к чрезмерному усилению нормальных побуждений, разрушению баланса "Оно", "Я" и "Сверх-Я" и появлению невротических симптомов и отклонений в поведении индивида. "Лечение", по Фрейду, состоит в возвращении вытесненного материала на сознательный уровень, с тем чтобы пациент понял природу своих трудностей и за счет этого освободился от беспокоящих его симптомов и навязчивого поведения, которое он ранее не мог контролировать, даже если и признавал "неправильным". Посредством сублимации подавленные сексуальные импульсы освобождаются от их специфического эротического содержания и, трансформируясь, направляются к новым, социально приемлемым целям. Согласно Фрейду, идентификация представляет собой "первоначальную форму эмоциональной связи с объектом". Эмоциональная жизнь младенца заключается в полной идентификации с матерью и со всей окружающей средой. Первые годы жизни чрезвычайно значимы для отделения от среды и разделения тех свойств, которые принадлежат "Я", и тех, которые к "Я" не относятся (т.е. разделения субъекта и объекта). В норме "Я" становится все более и более дифференцированным, однако при таких заболеваниях, как шизофрения, наблюдается возвращение личностной идентификации в аморфное состояние. Будучи бессознательным психическим механизмом, идентификация позволяет принять в качестве собственных свойства или природу другого значимого индивида либо объекта (образа, символа, идеи и т.п.), а также переносить эти свойства с одного человека на другого. Интроекция представляет собой поглощение индивидом на уровне его психической жизни свойств окружающей среды. В качестве примера можно привести привередливую домашнюю хозяйку, которая чувствует себя не в своей тарелке, если что-то дома находится хотя бы в малейшем беспорядке, например, чуть косо висящая на стене картина. Благодаря механизмам интроекции индивид как бы стремится приспособить окружающий мир к кругу своих интересов и потому весьма чувствителен к любым внешним деталям. Интроекция способствует обращению на себя самого тех эмоций (например, раздражения, злости), которые были первоначально направлены на другого человека. Проекция заключается в приписывании другому человеку идей и импульсов, которые принадлежат самому субъекту. Психологический смысл проекции состоит в том, что осуществляющий ее индивид переносит на другого те из своих качеств, которые для него самого нежелательны. Именно благодаря механизму проекции человек обвиняет другого в собственных ошибках, превращая его в "козла отпущения". Однажды переведя во внешний план содержание проекции, индивид затем рассматривает его как возникшее вовне. Таким образом, с помощью проекции придается объективный характер, или видимость реальности тому, что является целиком субъективным. Механизм смещения - еще одна форма устранения психологического дискомфорта, при которой эмоции переключаются (смещаются) на разнообразные объекты или идеи. Ученик, обвиняющий учителя в своей неспособности к учебе, или теннисист, сетующий на ракетку за собственные ошибки на корте, - все это примеры смещения аффекта с одного объекта на другой, с адекватного на неадекватный. Этот механизм, наблюдаемый как в норме, так и у психически больных, представляет собой уловку, посредством которой разум защищает себя от признания ошибок. Смещение глубоких чувств (например, любви), направленное на других людей, Фрейд обозначал термином "трансфер" (перенос). В медицинской практике перенос на терапевта эмоционального отношения к значимым для пациента людям облегчает врачу процесс лечения. Психоаналитику перенос дает возможность завоевать доверие психически больного человека. Если происходит смещение эмоции с объекта на объект, главным остается сама эмоция. Непроизвольным образом выбор объектов производится так, чтобы они успешно замещали один другой. Следовательно, смещение и выбор объекта - это два аспекта одного и того же процесса. Поскольку эмоция по сути остается одной и той же, ее сменяющиеся объекты могут успешно символизировать друг друга. Конверсией называют преобразование болезненного эмоционального конфликта в соматический, социально приемлемый симптом. Посредством этого механизма индивид получает возможность оставаться в гармонии с реальностью и даже удовлетворять бессознательную потребность освободиться от напряжения, возникшего из-за внутреннего конфликта. У матери, раскаивающейся в том, что она ударила ребенка, может возникнуть полная потеря чувствительности в ударившей руке. За конверсионной истерией стоят бессознательное чувство вины и потребность в наказании. В данном чисто мазохистском защитном механизме внешний физический симптом, весьма болезненный, но вызывающий сострадание, облегчает бессознательную, но столь же болезненную внутреннюю борьбу. Рационализация - механизм, посредством которого подыскивается приемлемая рациональная интерпретация поведения, успешно маскирующая его истинные мотивы, так что они остаются при этом скрытыми как от самого индивида, так и от окружающих. Люди часто ошибаются по поводу тех причин, которые в действительности лежат в основе их поведения и деятельности. Например, многим мужчинам присуща тенденция (несомненный знак нарциссизма) думать и действовать на основе непосредственных желаний, а уж потом подыскивать приемлемые причины в оправдание своего поведения. Согласно Фрейду, в норме индивид успешно проходит следующие четыре основные стадии психосексуального развития: оральную, анальную, фаллическую и генитальную. Задержка развития на любой из этих стадий ведет к определенным личностным особенностям, а нередко и к психическим расстройствам. Например, агрессивность является определяющей чертой "анально-садистского" типа личности. Проблемы, возникающие на фаллической фазе психосексуального развития, ведут к т.н. эдипову комплексу и часто сопровождаются неврозами
(см. ЭДИПОВ КОМПЛЕКС; НЕВРОЗ). Психическое развитие человека может рассматриваться в терминах "Я-идентичности" ("самотождественности"), или того, что последователь Фрейда Э.Эриксон называл кризисом идентичности. Эриксон выделял восемь стадий развития идентичности личности с соответствующими альтернативными вариантами разрешения психосоциальных кризисов идентичности на каждой из этих стадий.
См. также ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.
ГиперИнфо. Лев Семенович Выготский. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА 17
...стадию можно назвать стадией наивной психологии. Название «наивная психология» дано по аналогии с введенным О. Липманном и X. Богеном, а с ними и Келером названием «наивная ...
Социальная психология. (72)
...с самого простого вопроса социальной психологии: влияет ли на нас сам факт присутствия другого человека? Словосочетание «сам факт присутствия» означает, что люди не соревнуются друг с ...из первых в истории социальнойпсихологии. Дети, которым было велено наматывать леску на катушку удочки с максимально возможной скоростью, в присутствии соисполнителей справлялись с этим заданием ...
Психология. (5)
В психологии различаются два смысловых аспекта этого понятия: 1) способность представить себе возможный результат действия до его выполнения, а также представить способ ... В гештальт психологии апперцепция трактовалась как структурная целостность восприятия. Согласно Беллаку, апперцепция понимается как процесс, посредством коего новый опыт ассимилируется и трансформируется под ...
Психология. (47)
...исследовании формирования новых обобщений в психологии применяется методика образования понятий искусственных, когда анализируются типичные для конкретного человека способы группирования объектов (синкретическое, комплексное, собственно понятийное).... При исследовании обобщений в психологии применяются методики определения понятий, их сравнения и классификации. Широко распространены исследования по целенаправленному управлению процессом усвоения обобщений.
Психология. (9)
В психологии глубинной понимается как превращение архетипического образа «Большой матери» ( архетип), которая предстает в угрожающем воплощении, связанном со смертью. ВАРИАНСА дисперсия.... ВЕРБАЛЬНЫЙ — в психологии— термин для обозначения форм знакового материала, а также процессов оперирования с этим материалом. Различаются: 1) вербальный осмысленный материал — ряды существительных, ...
ГиперИнфо. Лев Семенович Выготский. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА 26
С точки зрения ассоциативной психологии было бы совершенно невозможным объяснить, почему такие относительно сложные структуры запоминаются гораздо легче и прочнее, чем простая ассоциативная связь между ...вопросе о памяти в детской психологии до настоящего времени не выяснен основной путь развития этой функции. Развивается ли память в детском возрасте сколько нибудь значительно или ...
Карл Густав Юнг и аналитическая психология. В. В. Зеленский (18)
...выросшая, по видимому, из экстравертной психологии, приводит нас обратно к шпиттелеровской попытке разрешения оставленной нами выше для исследования фигуры Прометея, созданной Гете....обнаруживается в качестве явления массовой психологии. Анархизм, цареубийство, все более отчетливо совершающийся в новейшее время откол от крайнего левого социалистического течения анархических элементов с их абсолютно ...
Социальная психология. (25)
...за человек ваш преподаватель социальной психологии, молчаливый или разговорчивый? Сдается мне, что вы считаете его весьма общительным. Однако следует иметь в виду и такое обстоятельство: ваше ...» — убеждает нас популярная психология — детище позитивно мыслящей западной культуры. Авторы этого призыва исходят из следующей предпосылки: имея правильные диспозицию и установку, любой человек способен ...
Психология. (40)
...что они позволяют судить о психологии испытуемого непосредственно — на базе того, что он сам или знакомые с ним люди о нем говорят....принципов и регулятивов, применяется в психологии соответственно своеобразию ее предмета, что требует разработки и применения специальной конкретно научной методологии. В современных условиях, когда характерно непосредственное взаимодействие ...
Карл Густав Юнг и аналитическая психология. В. В. Зеленский (33)
...где преобладает интуиция, обнаруживается своеобразная психология, которую сразу можно узнать. Так как интуиция ориентируется по объекту, то заметна сильная зависимость от внешних ситуаций, однако род этой ...отнюдь не к их сознательной психологии, которая всецело установлена на восприятие и благодаря своему иррациональному существу совершенно недоступна для разумного суждения.
ГиперИнфо.С.Л.Рубинштейн. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ. ГиперИнфо 77
В психологии часто говорят о единстве эмоций, аффекта и интеллекта, полагая, что этим преодолевают абстрактную точку зрения, расчленяющую психологию на отдельные элементы, или функции.
Психология. (51)
...нормальной сексуальности; ОРИЕНТАЦИЯ ЦЕННОСТНАЯ — понятие психологии социальной, используемое в двух значениях: 1) идеологические, политическое, моральные, эстетические и прочие основания оценок субъектом действительности и ориентации в ней; ...принципиально отличны от традиционно изучаемых психологией знаков (вербальных и невербальных), составляющих содержание памяти, ибо здесь специально выделяется не содержательный, но структурный момент («знаки без значения»).
Карл Густав Юнг и аналитическая психология. В. В. Зеленский (11)
И то и другое присуще психологии человека. Но эти основные факты будут в каждом данном случае представляться людям различных типов в различном свете....имеют значение лишь для сознательной психологии типов. В области бессознательного мы видим обратное отношение. Это как будто бы предчувствовал и Шиллер: если он сознательно и верил ...
Психология. (54)
...средствами двух наук — физиологии и психологии. В ходе этих поисков нащупываются границы, дальше коих не могут пойти физиологические описания и объяснения и где должны вступить в силу категории психологии.
ГиперИнфо. Лев Семенович Выготский. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА 32
Поэтому всю психологию ненормального ребенка строили обычно по методу вычитания выпадающих функций из психологии нормального ребенка. На смену этому пониманию приходит другое, рассматривающее ...
ГиперИнфо. Психология креативной личности 3
...считать в отражательной и «воспитательной» психологии (на идиота социальная среда не оказывает ровным счетом никакого воздействия), а сам развивающийся организм активно ассимилирует окружающую социальную среду....в журнале «Вопросы философии и психологии» за 1892 год.Когда автора известной в свое время истории новой философии, Куно Фишера, спрашивали, почему он не отводит в ...
Л.С. ВЫГОТСКИЙ. ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА. (34)
И для психологии искусства это имеет то существенное значение, что указывает на двойственность всякой актерской эмоции, и Дидро совершенно прав, когда говорит, что ...достаточно обстоятельное исследование не вскрылопсихологии актерской игры, хотя в этой области психология искусства гораздо легче могла бы справиться с задачей, чем во всех остальных.
Карл Густав Юнг и аналитическая психология. В. В. Зеленский (26)
...или косвенно имеющие дело с психологией, вносили свой вклад в тот вопрос, который нас здесь интересует. После того как мы выслушали голос философа, поэта, врача и ...всему своему существу есть прикладная психология, и занимается она не только эстетической сущностью вещей, но и быть может, даже в еще большей мере психологическим вопросом эстетической ...
Возрастная психология
Возрастная психология — раздел психологии, где изучается онтогенетическое развитие психики, его качественные этапы и закономерности перехода от одного этапа к другому.
Индивидуальная психология
Индивидуальная психология — направление глубинной психологии, основанное А. Адлером. В названии этого направления, производного от латинского „individuum", что означает неделимый, выражается ...
Исправительная психология
Исправительная психология — отрасль юридической психологии, изучающая особенности психической деятельности в условиях применения уголовного наказания и перевоспитывающих мероприятий.
Криминальная психология
Криминальная психология — отрасль юридической психологии, изучающая формирование противоправной деятельности и возможности ее предупреждения. Среди основных факторов, способствующих формированию противоправной деятельности ...
Критическая психология
Критическая психология — направление в немецкой психологии, основанное на марксизме, возникшее в конце 60–х гг. ХХ в.
Гормическая психология
Гормическая психология (от греч. horme – возбуждение, влечение, побуждение, стремление) — направление в психологии, основанное англо–американским психологом У. Мак–Дугаллом.
История инженерной психологии
История инженерной психологии — как целостное направление инженерная психология формировалась во время второй мировой войны. У ее истоков стояли американские и английские психологи (А.
Женевская школа генетической психологии
Женевская школа генетической психологии — направление в изучении психического развития ребенка, созданноеЖ. Пиаже. В центре находятся проблемы происхождения и развития интеллекта — формирования фундаментальных понятий(объект, ... Генетическая психология тесно связана с генетической эпистемологией, где законы развития интеллекта у ребенка переносятся на область научного познания.
ГиперИнфо.С.Л.Рубинштейн. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ. ГиперИнфо 81
Патология и психология воли Роль различных компонентов волевого акта – импульсов к действию, опосредующих его мыслительных операций, плана и т.д....представляют значительный интерес для общей психологии воли. Они на отрицательных примерах очень ярко демонстрируют значение опосредующего мышления для высших форм волевой деятельности.
Социальная психология. (140)
...проблемное поведение Одна из областей психологии, наиболее интересных для исследователя, — изучение когнитивных процессов, сопровождающих расстройства психики. Что представляют собой память, атрибуции и ожидания людей, пребывающих в ...» Социальная психология в моей жизни Познакомившись с теорией атрибуции, я был вынужден критически оценить свои академические успехи.
Информационный портал: психология поведения человека. Заходите на сайт
... Увлекательный портал о психологии. Здесь Вы прочтете о восприятии человеком внешнего мира, о делении на различные типы, о возможностях влияния на людей.... Хотите узнать больше о психологии? Это именно то, что Вам нужно! Всю информацию Вы можете узнать на YouPeople.Info!
Л. С. Выготский. Предисловие к русскому переводу книги Э. Торндайка Принципы обучения, основанные на психологии (2)
Экспериментальным путем удалось совершенно незыблемо установить тот факт, что прирожденные реакции животного и человека не представляют собой чего либо ... Таково первое исходное представление новой психологии. Уже из того сжатого и поверхностного очерка о составе нашего поведения, который сделан выше, с ясностью обозначается социально обусловленный характер ...
Майерс Д. Социальная психология. (6)
...сведений об исследовательских методах социальной психологии вы усвоите из последующих глав, а сейчас же я предлагаю вам пройти за кулисы и взглянуть на то, как «делается» социальная психология.
ГиперИнфо.С.Л.Рубинштейн. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ. ГиперИнфо1
Специфический круг явлений, которые изучает психология, выделяются отчетливо и ясно – это наши восприятия, мысли, чувства, наши стремления, намерения, желания и т.п.... Художники, изображая психологию своего героя, недаром склонны бывают особенно осветить его переживания, т.е. особо значительные моменты его внутренней жизни, характеризующие индивидуальный путь ...
Психология. (31)
...деятельности, одно из ключевых понятий психологии социальной коллектива научного ( коллектив научный: концепция программно — ролевая). Зарождается в ситуации проблемной, обусловленной логикой развития познания, научно — социальным контекстом и ...их преодоления и прочее изучаются психологией, социологией и семиотикой коммуникации массовой. КОМПЕНСАЦИЯ — Согласно З. Фрейду — реакция организма и психики, противодействующая травматическим возбуждениям путем изъятия активной энергии ...
Социальная психология. (147)
Психология здоровья Healthpsychology ).Раздел психологической науки, являющийся теоретическими основами бихевиоральной медицины. Предубеждение соответствия. См. Фундаментальная ошибка атрибуции. Расизм Racism ).(1).... Социальная психология Socialpsychology ).Область психологической науки, изучающая то, как люди думают друг о друге, относятся друг к другу и влияют друг на ...
Социальная психология. (43)
...ю посвящены центральной проблеме социальной психологии — социальному влиянию. Что это за невидимые социальные силы, которые притягивают нас друг к другу и отталкивают друг от друга?... Эволюционная психологияизучает, каким образом в результате естественного отбора формируются не только физические особенности, соответствующие определенному контексту, — белый мех полярных медведей, эхолокатор ...
Социальная психология. (149)
...и чувство вины и эволюционная психология и эффект сверхоправдания понятие примеры сравнение и оценка теорий устранение причин, препятствующих оказанию помощи Альтруистическое поведение Андрогинность Арбитраж Аргументация Атрибуции ...эмоции Здравый смысл и социальная психология Зеркальное восприятие негативное Зрительный контакт И Игры с ненулевой суммой Избирательные кампании расходы кандидатов на Изучение конформизма давление группы (Аш) ...
ГиперИнфо.С.Л.Рубинштейн. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ. ГиперИнфо 72
В советской психологии вопросу о музыкальных способностях посвящено большое исследование Б.М.Теплова.196Способности могут различаться не только по своему качеству или направленности, ... Говоря языком американской педагогической психологии, можно сказать, что показателем одаренности может служить широта переноса, которая достигается различными индивидами в процессе обучения.
Социальная психология. (50)
...Хассан, сотрудник Национального пакистанского института психологии, так объясняет традиционный статус своих соотечественниц: «Она знает, что рождение девочки не обрадовало ее родителей, и ей не приходится сетовать ...полученными недавно специалистами в области психологии развития. По словам генетиков, изучающих поведение, Роберта Пломина и Дениз Дэниелс, «двое детей из одной семьи [в среднем] отличаются друг ...
Л.С. ВЫГОТСКИЙ. ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА. (10)
...игнорирование соответствующей исследуемому произведению искусства психологии и, следовательно, неумение правильно его истолковать, исходя только из анализа его внешних и объективных свойств....только ничего не разъяснили в психологии искусства, но сами нуждаются в объяснении со стороны последней. В русском потебнианстве и в формализме, в их теоретической и практической ...
Л.С. ВЫГОТСКИЙ. ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА. (7)
...наконец, в области теории и психологии творчества она не создала ничего такого, что бы могло свидетельствовать о том, что она овладела тем или иным законом психологии искусства.
Социальная психология. (48)
...чем проявлениями добродетели, «детективы» от психологии больше интересуются различиями, нежели сходством. А потому полезно лишний раз напомнить себе, что индивидуальные различия значительно превосходят гендерные.... Клод ,2000 Эволюционная психология прогнозирует также и то, что мужчины будут стремиться предлагать женщинам нечто, представляющее для них интерес, — источники существования и физическую защиту.
Майерс Д. Социальная психология. (17)
...разделяют и многие популяризаторы гуманистической психологии. «Все мы имеем комплексы неполноценности, — писал Джон Пауэлл. — А если вам кажется, что у кого то его нет, значит, этот ...но и непоколебимых выводов социальной психологии является вывод о могуществе себялюбия — предвзятости в пользу своего Я. Объяснение позитивных и негативных событий Было проведено 70 экспериментов, и ...
Социальная психология. (37)
...в «тюрьме», созданной на факультете психологии Филипом Зимбардо (Zimbardo, 1971; Haney & Zimbardo, 1998). Зимбардо интересовало, является ли тюремная жестокость следствием дьявольских наклонностей преступников и злонамеренных охранников ... Когда они пригласили первокурсников, изучающих психологию, принять участие в эксперименте, который начинается в 7 часов утра, лишь 24% откликнулись на это предложение.
Карл Густав Юнг. К психологии и патологии так называемых оккультных феноменов (4)
Психологию этого процесса, вероятно, можно представить следующим образом: во время чтения вслух внимание к этому акту ослабевает и направляется к какому ...событий, особенно потому, что их психология является прототипом механизма сомнамбулических фантазий, который, собственно говоря, представляет собой не что иное как многократную мультипликацию и бесконечно разнообразные вариации ...
Социальная психология. (44)
...том, что если бы современная психология как наука формировалась, предположим, в Индии, ученые выявили бы там большую часть из тех принципов, которые были выявлены в странах ...автор исследований по кросс культурнойпсихологии, 1993 В наши дни миграция и потоки беженцев перемешивают культуры интенсивнее, чем когда либо прежде.
Карл Густав Юнг и аналитическая психология. В. В. Зеленский (34)
Всякая психология, которая сводит сущность человека к бессознательному влечению к власти, имеет источником это начало. Многие безвкусицы у Ницше, например, обязаны своим ...без труда установить выступление примитивнойпсихологии со всеми ее признаками. Конечно, испытанное не только примитивно, но и символично; и чем старше и первобытнее оно кажется, тем ...
Психология. (95)
ТЕОРИЯ ЭТАЛОНА — концепция, разработанная в психологии когнитивной, где распознание стимула трактуется как сравнение вызванного им нервного паттерна с хранимыми в памяти внутренними эталонами....школе», основанной на анализе глубинном ( психология глубинная), предъявление музыки специально индивидуализуется для отреагирования определенных скрытых комплексов. При активной терапии клиенты сами участвуют в исполнении музыкальных произведений (...
Социальная психология. (108)
Социальная психология в моей работе Обучая музыке детей, я постоянно вспоминала о том, что узнала на лекциях по социальной психологии.
Психология (5)\Психология (3)\Психология (2)\Психология (1)\Психология (4)
Психология (6)\Психология (7)\Психология (8)\Психология (9)\Психология (10)
МИФОЛОГИЯ
СИЛА И МУДРОСТЬ СЛОВА
ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОЛОГИЯ | РИТОРИКА
РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
Похожие материалы
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.