- 06.04.2012
- 3546 Просмотров
- Обсудить
| ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОАНАЛИЗ | ПСИХОЛОГИЯ | ПСИХИКА | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ |
РИТОРИКА | МИФ | МИФОЛОГИЯ | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ | ФИЛОСОФ | ПСИХОЛОГ | ПОЭТ | ПИСАТЕЛЬ | ЮНГ | ФРОММ
ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ | DICTIONARY LEXICON | LITERATURE | ПОНЯТИЕ (1) (10) (6) (2) (7) (5) (9) (3) (4) (8)
РИТОРИКА | МИФ | МИФОЛОГИЯ | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ | ФИЛОСОФ | ПСИХОЛОГ | ПОЭТ | ПИСАТЕЛЬ | ЮНГ | ФРОММ
ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ | DICTIONARY LEXICON | LITERATURE | ПОНЯТИЕ (1) (10) (6) (2) (7) (5) (9) (3) (4) (8)
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (64)
Глава III РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ §1. Вступительная характеристика 1. Общий очерк а) В связи с ростом производительных ...оказалось принципом первого периода античной эстетики, когда красота начинала трактоваться одушевленно материально или, как стали говорить в новейшее время, гилозоистически (hylë – "материя", dzöë – "жизнь").
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (97)
Таким образом, текуче сущностная природа пневмы стала сразу и телесной и смысловой....числе историк античной философии и эстетики испытывает счастье: вместо труднообозримого множества отдельных разбитых фрагментов о числах, которые часто бывает даже трудно понять и объединить, у Плотина ...
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ НАУКА НАКАНУНЕ 21 в. В силу принципиальной ограниченности уровня формализации предмета эстетики и его многогранности, требующей от исследователя фундаментальных знаний (как минимум в области истории искусства и всех гуманитарных наук) и обостренного художественного чувства, эстетика до сих пор остается во всех отношениях наиболее сложной, трудоемкой, дискуссионной и наименее упорядоченной из всех гуманитарных дисциплин. Сегодня, как и в момент возникновения, в центре внимания эстетики стоят две главные проблемы: эстетическое и искусство в его сущностных основаниях. Термины, их обозначающие, фактически — ее главные категории, метакатегории. Все остальные категории являются производными от них и имеют целью в той или иной мере конкретизировать отдельные аспекты и уровни главных категорий и феноменов, обозначаемых ими. Для классической эстетики в качестве наиболее значимых утвердилось поле феноменальных проблем и соответственно означающих их терминов и категорий: эстетическое сознание (включая эстетическое восприятие, воображение, инспирацию и др.), эстетический опыт, эстетическая культура (включая основные закономерности и принципы художественной культуры, художественного текста, художественного языка, типологии искусства), эстетическое воспитание, игра, прекрасное, безобразное, возвышенное, трагическое, комическое, идеал, катарсис, наслаждение, мимезис, образ, символ, знак, выражение, творческий метод, стиль, форма и содержание, гений, творчество и некоторые др. В эстетике 20 в. возникло много принципов классификации эстетических категорий и почти бесчисленное множество самих категорий, иногда доходящее до абсурда. Появившиеся в сер. 20 в. тенденции неклассической эстетики в русле фрейдизма, структурализма, постмодернизма ориентированы на утверждение в качестве центральных маргинальных, а часто и антиэстетических (с позиции классической эстетики) проблем и категорий (типа абсурдного, заумного, жестокости, шока, насилия, садизма, мазохизма, деструкгивности, энтропии, хаоса, телесности и др.); современные эстетики руководствуются принципами релятивности, полисемии, полиморфии ценностей и идеалов, а чаще вообще отказываются от них. При этом сами новейшие гуманитарные науки (особенно в поле постструктуралистско-постмодернистской текстографии) в своей практике активно опираются на эстетический опыт, их тексты часто превращаются в современные арте-факты, эстетические объекты, требующие эстетико-герменевтического анализа, в некие пропедевтические фрагменты виртуальной "игры в бисер” (по Гессе). Все это свидетельствует как о необычайной сложности и многоликости предмета эстетики, постоянно балансирующего на грани материального — духовного, рационального — иррационального, вербализуемого — невербализуемого, так и о больших перспективах этой науки. Уже сегодня достаточно ясно наметились тенденции перерастания ее в некую гипернауку, которая постепенно втягивает в себя основные науки гуманитарного цикла (филологию, теоретическое искусствознание, отчасти культурологию, семиотику, структурализм) и активно использует опыт и достижения многих других современных наук.
Лит.: Многотомная серия "История эстетики в памятниках и документах”. М., 1973 (в т. ч. публикации эстетических соч. Гёте. Шиллера, Шлегеля, Петрарки, Бёрка, Жана-Поля, У. Морриса, Шефтсбери, Зольгера, Гадамера, Ортеги-и-Гассета, Андрея Белого и др.); Толстой Л. Я Что такое искусство? — Полн. собр. соч., т. 30. M., 1951; Гартман H. Эстетика. M., 1958; Чернышевский Н. Г, Эстетика. M., 1958; Ингарден Р. Исследования по эстетике. М-, 1962; Асмус В. Ф. Немецкая эстетика 18 века. М., 1963; Он же. Вопросы теории и истории эстетики. М., 1968; Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963; Он же. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975; Он же. Эстетика словесного творчества. М., 1979; Он же. Формальный метод в литературоведении. Нью-Йорк, 1982; Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1965; Лосев А. Ф., ШестаковВ. П. История эстетических категорий. М., 1965; Кант И. Критика способности суждения.— Соч. в 6 т., т. 5. М., 1966; Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1966; Шеллинг Ф. В. Философия искусства. М., 1966; История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли, т. 1—5. М., 1962-70 (библ.); Гегель Г. В. Ф. Эстетика, т. 1-4. М., 1968-73; Лотман Ю. Структура художественного текста. М., 1970; Он же. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин, 1973; Каган М. С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Л., 1971; Идеи эстетического воспитания, т. 1—2. М., 1973; Тынянов Ю. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977; Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980; Эстетика Ренессанса. Сост. В. П. Шестаков, т. 1—2. М., 1981; История эстетической мысли, т. 1—5. М., 1985—90 (библ.); Лосев А. Ф. История античной эстетики, т. 1—8. М., 1963—94 (библ.); Он же. Эстетика Возрождения. М., 1978; Он же. Форма. Стиль. Выражение. М., 1995,ЛукачД, Своеобразие эстетического, т. 1—4. М., 1985—87; Эстетика. Словарь. М., 1989; Бычков В. В. Русская средневековая эстетика. XI—XVII века. М., 1992 (2-е изд. 1995); Он же. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica, т. 1—2. М.—СПб., 1999; Хайдеггер М. Исток художественного творения.— В кн.: Мартин Хайдеггер. М., 1993; Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства, т. 1—2. М., 1994; Фрейд 3. Художник и фантазирование. М., 1995; Флоренский П. Избранные труды по искусству. М., 1996; Художественно-эстетическая культура Древней Руси. М., 1996; Адорно Т. В. Избранное: Социология музыки. М.—СПб., 1999; Сгосе В. Estetica come scienza delTespressione e linguistica générale. Bari, 1902; VolkeltJ. System der Ästhetik. Bd 1—3. Munch., 1924-27; BirkhoffD. G. Aesthetic Measure. N.Y, 1933; ColUngwoodR. G. The Principles of Art. L., 1938; De Втуне E. Études d'esthétique médiévale, 1.1—3. Brugge, 1946; DufrenneM. Phénoménologie de l'expérience esthétique, 1.1—2. P., 1953; Tatarkiewicz Wl. Historia estetyki, t. 1—3. Wroclaw-Warsz., Krakow, 1960—68; BalthasarH. U. von. Herrlichkeit, Eine theologische Ästhetik. Bd 1—3. Einsideln, 1961—69; GlunzH. H. Die Literarästhetik des europäischen Mittelalters. Fr./M., 1963; MathewG. Byzantine Aesthetics. L., 1963; BeardsleyM. С. Aesthetics from Classical Greece to the Present. N. Y.—L., 1966; Die nicht mehr schöne Künste. Hg. H. AJauß. Much., 1968; OsbomeH. Aesthetics and Art Theory. An Historical Introduction. L.—N. Y, 1968; Adorn Th. W. Ästhetische Theorie. Fr./M., 1970; Pfeif/er G. Kunst und Kommunikation. Grundlegung einer kybernetischen Ästhetik. Köln, 1972; CrawfordD. Kant's Aesthetic Theory. Madison, 1974; PaetwIdH. Neomarksistische Ästhetik. Bd 1—2. Düsseldorf, 1974; Benjamin W. Das Kunstwerk im Zeitalter seiner technischen Reproduzierbarkeit. Fr./M., 1975; Cutler J. Structuralist Poetics: Structuralism, Linguistics and the Study of Literature. Ithaca-N. Y, 1975; Kay J. A. Theological Aesthetics: The Role of Aesthetics in the Theological Method of Hans Urs von Balthasar. Bern—Fr./M., 1975; tischer F. Th. Ästhetik oder Wissenschan des Schönen. Bd 1—6. Hildcsheim, 1975; Esthetics Contemporary. Ed. R. Kostelanetz. Buffalo—N. Y, 1978; Demda J. La vérité en peinture. P., 1978; Baudrillard J. Simulacres et simulation. P., 1981; BenseM. Aesthetica. Einführung in die neue Aesthetik. Baden-Baden, 1982; JaussH. R. Ästhetische Erfahrung und literarische Hermeneutik. Fr./M., 1982; The Anti-Aesthetics: Essays on Postmodern Culture. Ed. Hal Foster, Port Townsend. Wash., 1983; Eco U. Semiotics and the Philosophy of Language. Bloonungton, 1984; Jencks Ch. Post-Modernism: The New Classicism in Art and Architecture. N. Y, 1987; Hassan I. The Postmodern Turn: Essays in Postmodern Theory and Culture. Columbus-Ohio, 1987; Wege aus der Moderne. Schlüsseltexte der Postmoderne-Diskussion. Hg. W.Wisch. Wîinheim, 1988; BowieA. Aesthetics and Subjectivity: from Kant to Nietzsche. Manchester, 1990; Rosenkranz K. Ästhetik des Häßlichen. Lpz., 1990; SouriauE. Vocabulaire d'esthétitque. P., 1990; Jameson F. Postmodernism or The Cultural Logic of late Capitalism. Durham, 1991; Harrison C. Beauty and Revelation in the Thought of Saint Augustine. Oxf., 1992; Lexikon der Ästhetik. Hg. W. Henclanann, K.Lotter. Münch., 1992 (библ.); Ferry L. Homo aesthetieus. The Invention of Taste in the Democratic Age. Chi.—L., 1993; SpeerA. Vom Verstehen mittelalterlicher Kunst. In Mittelalterliches Kunsterleben nach Quellen des 11. bis 13. Jahrhunderts. Stuttg-, 1993; HesperS. Schreiben ohne Text. Die prozessuale Ästhetik von G. Deleuze und F. Guattari. Opiaden, 1994; BychkovO. The Reflection of Some Traditional Stoic Ideas in the Thirteenth-Century Scholastic Theories of Beauty— Vivarium. T. 34, no. 2, 1996; Encyclopedia of Aesthetics. Ed. M. Kelly, v. 1-4. N. Y.—Oxf., 1998 (библ.); Ästhetik und Kunstphilosophie. Von der Antike bis zur Gegenwart in Einzeldarstellungen. Hg. J. Nida-Riimelin, M. Betzler. Stuttg., 1998 (библ.).
Неклассическая эстетика. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики (Ч. l). M., 1988; Он же. Актуальностьпрекрасного, M., 1991; Семиотика и искусствометрия. M., 1972; Маркиз де Сад и XX век. М-, 1992; Ямпальский M. Памяти Тиресия. Интертекстуальность и кинематограф. M., 1993; Лнисаретский О. И. Упражнения в сути дела. M., 1993; Барт Р. Избр. работы: Семиотика. Поэтика. M., 1994; Подорога В. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. M., 1995; Юнг К., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. M., 1996; Фуко M. Археология знания. К., 1996; Зонтаг С. Мысль как страсть. M., 1997; Рыклин M. Искусство как препятствие. M., 1997; КорневиЩе ОБ. Книга неклассической эстетики. M., 1998; КорневиЩе ОА. Книга неклассической эстетики. M., 1999; ДерридаЖ. О почтовой открытке от Сократа до Фрейда и не только. Минск, 1999; ДелёзЖ. Марсель Пруст и знаки. СПб., 1999; Маньковская Н. Эстетика постмодернизма. СПб., 2000; Deleuw G. Cinéma. Ы. 1. L'image-mouvement; 'Vol. 2. L'image-temps. P., 1991; BerleantA. The Aesthetics of Environment. Phil., 1991; Belting H. Das Ende der Kunstgeschichte. Münch., 1995; KornewiSHCHe. A Book of Non-Classical Aesthetics. Moscow, 1998.
S. B. Бычков, О. S. Бычков
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (100)
Атомы, конечно, являются только физико геометрическими величинами и не содержат в себе никакого мышления или ума....имеет ближайшее отношение к истории эстетики, ясно из наших многочисленных предыдущих рассуждений. "Божественному уму свойственно вечно размышлять о чем нибудь прекрасном" (Демокрит B 112).
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (102)
4. Обобщающий текст Если бы мы захотели привести наиболее обобщенный текст по вопросу о стоической терминологии ...и с эфирным умом философской эстетики стоиков. И если мы стали бы подробно изучать тех платоников, которые были прямыми предшественниками Плотина (ИАЭ VI 129 – 144), то ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (104)
Что касается термина noeros, "интеллектуальный", то изучение соответствующих текстов у Плотина свидетельствует о том, что тут ... И о том, что философская эстетика Прокла завершается диалектикой мифа, об этом тоже мы говорили достаточно (VII 218 – 220, 237 – 240).
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (120)
§2. Состав гармонии 1. Самое общее учение Прежде чем перейти к рассмотрению отдельных типов гармонии как ...противостоит всей, основной предметности античной эстетики, противостоит ее идеальной понятийности и категориальности и является не учением о ее субстанции, но учением о ее структуре.
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (123)
В трактате "О пище" эта диалектика проводится так же ясно. "Начало всего – едино, и конец всего ...и абстрактно всеобщий подход к эстетике (принцип единораздельности) и натуралистическое осуществление этого принципа. е) В заключение для более точного понимания Гераклита мы хотели бы указать на ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (143)
6. Эйдос и его принцип Из всех окачествованно структурных категорий "эйдос" имеет у Аристотеля настолько важное ... Огромный прогресс философии и эстетики Аристотеля заключается в том, что Аристотель нашел возможным характеризовать это совпадение материального и эйдетического как нечто положительное, то есть как ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (147)
Глава VI ЗАВЕРШИТЕЛЬНАЯ СИНТЕТИЧЕСКИ КОНСТИТУТИВНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ §1. Пифагорейское учение о музыкальной гармонии как обобщенная совокупность всей ...тут были две стороны пифагорейской эстетики – одинаково исконные и одинаково для пифагорейства очевидные. Первое обстоятельство заключается в том, что пифагорейцы весьма глубоко и с бесконечным упорством ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (153)
6. Начало, середина и конец как простейшие и наиобщие выразители совершенной гармонии Выводы, к которым мы ...для всей античной философии и эстетики. Подробное изложение работы Ван дер Мейлена давалось нами в своем месте (ИАЭ IV 618 – 638).
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (155)
Часть Восьмая СУБСТАНЦИАЛЬНО ИНТЕГРАЛЬНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ Глава I ВСТУПЛЕНИЕ §1. Принцип 1....и уже окончательной, терминологии античной эстетики. 2. Иерархийная структура этого тождества Такой принцип нового и уже окончательного этапа терминологии представлен в античности чрезвычайно подробно и поэтому ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (171)
Глава V ПРИРОДА Согласно предыдущему, природа (physis) в античном понимании есть такая смысловая или, как говорят, ...оставалось в течение всей античной эстетики, но, конечно, в каждую историческую эпоху и у каждого мыслителя имело какие нибудь свои специфические оттенки или степени выразительности. §1.
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (175)
§5. Эллинизм 1. Стоики а) Необходимо со всей решительностью констатировать полный переворот представлений о природе, который ...нарушить самый главный принцип античной эстетики, мы должны сказать, что сама же природа стала отличаться здесь этими человеческими чертами и сама же природа переносит на человека ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (179)
3. Тексты, более близкие к специфике искусства Этих текстов в период ранней классики чрезвычайно мало, да ...стало задачей последующих периодов античной эстетики, имея в виду, прежде всего, терминологические вопросы. §3. Зрелая классика Что касается Платона, представителя зрелой классики, то его тексты об ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (180)
5. Подлинное человеческое искусство а) Подлинное, и притом не только безукоризненное, но и хвалебно прославляемое человеческое ...В связи с этим историку эстетики приходится констатировать один очень важный исторический факт, как бы к нему этот историк ни относился.
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (181)
§5. Эллинизм. Стоики Стоические тексты и необходимый их анализ можно найти у нас выше (ИАЭ V ...однако, важны следующие специфические черты эстетики стоиков. 3. Методологизм а) Никто в античности не занимался художественным произведением с таким безоговорочным методологизмом, как стоики.
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (184)
§3. Платон 1. Индивидуальный человек Главнейшие тексты из Платона на эту тему и их необходимый анализ ...Но с точки зрения истории эстетики еще интереснее учение Платона о внутреннем человеке. Здесь очень не повезло термину aretë, который всеми упорно переводится как "добродетель".
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (188)
4. Фантазия Этому замечательному античному термину совсем не повезло в том смысле, что его понимают обычно ...философии и для историка философской эстетики очень важно существование в христианской литературе небольшого философского трактата "О Духе Святом", который считается неподлинным трактатом Василия Великого.
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (194)
§4. Поздняя классика 1. Принцип аристотелизма Обширное количество аристотелевских сочинений, их разнобойный характер и плохое состояние ... Об этой физиогномической эстетике выше (329 – 355) мы тоже трактовали подробно. И не только не существует никаких препятствий для признания такой физиогномической области, но ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (203)
2. Частичное или полное совпадение разграниченных моментов Само собой разумеется, что изложенное у нас сейчас разграничение ...нами раньше в исследовании философской эстетики Прокла (ИАЭ VII, кн. 1, с. 163 – 247). г) В заключение необходимо сказать, что даже и одна только неоплатоническая терминология ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (206)
2. Домысел о происхождении термина Начнем с языковой установки. а) Если термин "калокагатия" употребляется со времени "... Историк греческой эстетики может с полной уверенностью утверждать, что грек живет противопоставлением и в то же время отождествлением внешнего и внутреннего.
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (212)
9. Философская калокагатия. Ксенофонт Не рассмотрев античных философских теорий калокагатии, мы не можем судить с достоверностью ...есть центральное учение всей античной эстетики. У Ксенофонта это еще даже не учение, калокагатия здесь связана с его мещанской идеологией и с его сократовским чувством жизни.
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (220)
§3. Эллинизм Далее, переходя к эллинизму, можно наблюдать, как все с большим упорством физическое тело мыслится ...философии, а особенно в античной эстетике, вытекает сам собою и на тысячи ладов постоянно формулируется в течение всей античности. Поэтому не может быть никакой речи о ...
А.Ф.Лосев ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ РАННЯЯ КЛАССИКА (6)
Известно, что в эпоху 30 тиранов у известного оратора Лисия отобрали 700 щитов и 120 рабов.
А.Ф.Лосев ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ РАННЯЯ КЛАССИКА (18)
Таким образом, употребление сравнений у Гомера (как, впрочем, у всех поэтов) ведет не только к пояснению тех ...
А.Ф.Лосев ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ РАННЯЯ КЛАССИКА (19)
№23. Х 410 417 Как на деревне телята к пасущимся в стаде коровам, В скотный вернувшимся двор, ...
А.Ф.Лосев ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ РАННЯЯ КЛАССИКА (20)
№35. V 56 74 Вышел на сушу Гермес с фиалково темного моря.
А.Ф.Лосев ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ РАННЯЯ КЛАССИКА (21)
5. Космос После изучения природы у Гомера, минуя бесконечные подробности природной жизни, мы перейдем к тому последнему ...
А.Ф.Лосев ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ РАННЯЯ КЛАССИКА (25)
5. Обработка металлов 33 Расположим материалы по ценности обрабатываемых металлов. а) Золото и серебро.
А.Ф.Лосев ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ РАННЯЯ КЛАССИКА (30)
3. Мусические искусства Перейдем к мусическим искусствам, к которым относятся музыка, пение и танцы.
А.Ф.Лосев ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ РАННЯЯ КЛАССИКА (50)
5. "Квадратный" стиль Дальнейший шаг к конкретизации Поликлетова канона мы находим в словах Плиния (Plin. nat. hist.
А.Ф.Лосев ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ РАННЯЯ КЛАССИКА (59)
§4. В поисках специфики Гераклита Философско эстетический стиль Гераклита совмещает в себе точку зрения философии, субстанциально демоническую ...
А.Ф.Лосев ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ РАННЯЯ КЛАССИКА (71)
§2. Что такое атом ранней греческой классики Термин атом имеет тысячелетнюю историю.
А.Ф.Лосев ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ РАННЯЯ КЛАССИКА (72)
6. Движение атома То, что атомы находятся в постоянном движении, это не может никого удивлять, потому что ...
А.Ф.Лосев ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ РАННЯЯ КЛАССИКА (77)
§5. Ряд существенных деталей 1. Историческое место атомизма Атомизм является, безусловно, одной из самых зрелых и чрезвычайно ...
А.Ф.Лосев ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ РАННЯЯ КЛАССИКА (82)
Заключение 1. Мифология, натурфилософия, антропология Все приведенные факты и предположения относительно Демокрита рисуют его как типичного представителя ...
А.Ф.Лосев ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ РАННЯЯ КЛАССИКА (89)
2. Особенности структуры Центральной особенностью структуры всякого классического искусства и красоты является то, что необходимо назвать совершенством.
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. СОФИСТЫ. СОКРАТ. ПЛАТОН (29)
2. То же. "Ион" Есть еще один диалог, который необходимо принять во внимание в вопросе о ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. СОФИСТЫ. СОКРАТ. ПЛАТОН (44)
Напоминание здесь у Платона о диалектике и эристике очень важно. Платон хочет сказать, что только после ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. СОФИСТЫ. СОКРАТ. ПЛАТОН (56)
Допустим, что законный и добрый царь, рассуждает Платон, есть единица или точка.
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. СОФИСТЫ. СОКРАТ. ПЛАТОН (59)
§3. Развитые структурно числовые модификации 1. Равенство Isos – "равный", isotês – "равенство".
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. СОФИСТЫ. СОКРАТ. ПЛАТОН (67)
Укажем, наконец, на "меру" в "Определениях": "Мера есть середина между избытком и недостатком" (Def. 415а).
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. СОФИСТЫ. СОКРАТ. ПЛАТОН (78)
11. Украшение Здесь опять выступает уже знакомый нам термин cosmos. Выше мы проводили научные исследования термина ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. СОФИСТЫ. СОКРАТ. ПЛАТОН (86)
Бытовое значение этих терминов у Платона довольно часто (Apol. 25b, Lys. 208e или Gorg. 473d).
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. СОФИСТЫ. СОКРАТ. ПЛАТОН (111)
Вступать в прения с многочисленными комментариями "Тимея" мы не будем, оставляя, таким образом, открытым как вопрос ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. СОФИСТЫ. СОКРАТ. ПЛАТОН (113)
4. Безыпотесный принцип, или беспредпосылочное начало Прежде всего необходимо отграничить платоновское учение об ипотесе от тех ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ВЫСОКАЯ КЛАССИКА (3)
§2. Общая теория искусства 1. Терминология. В специальной терминологии общей платоновской теории искусства главную роль играет термин?
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ВЫСОКАЯ КЛАССИКА (7)
4. Критика объективистической концепции Если иметь в виду рассуждения "Софиста", то уже и в этом диалоге допускаемая ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ВЫСОКАЯ КЛАССИКА (9)
Центральным вопросом "мимезиса" Р. Лодж 24 считает загадку двойственного отношения Платона к нему: с одной стороны, миметическое ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ВЫСОКАЯ КЛАССИКА (11)
§5. Мусические искусства вообще Если начать с мусических искусств, то, согласно принятой в настоящем труде методологии, необходимо ...
Похожие материалы
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.