- 11.04.2012
- 1519 Просмотров
- Обсудить
\ФИЛОСОФИЯ\ ЭТИКА \ ЭСТЕТИКА\ ПСИХОЛОГИЯ\
...общения в зависимости от вида общения: бытового или делового. Стиль общения ("пристройка") — своеобразный показатель отношения к партнеру по общению. Различают три стиля общения: при авторитарном стиле ...
ОБЩЕНИЕ
процесс взаимосвязи и взаимодействия обществ. субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности.
Реальными посредниками всех форм О. являются не только результаты духовной деятельности — идеи, ценности, идеалы, чувства и настроения, но и материальные вещи — орудия и средства человеч. труда, объекты, воплощающие социальные ценности и чело-веч, опыт. В процессе О. передаётся и усваивается социальный опыт, происходит изменение структуры и сущности взаимодействующих субъектов, формируются исторически конкретные типы личностей и всё разнообразие человеч. индивидуальностей, происходит социализация личности.
Обществ. отношения и О.— взаимосвязанные, но не тождеств. понятия. К.Маркс и Ф. Энгельс в ранних работах употребляли понятие «О.» как для обозначения обществ. отношений (материальных и идеологических), так и для характеристики непосредств. межличностных отношений. В их более поздних работах термин «О.» употребляется преим. для характеристики межличностных отношений, сущность которых Маркс и Энгельс видели в «обработке людей людьми». Обществ. отношения представляют собой прежде всего конкретно-историч. связи, способ соединения обществ. субъектов деятельности (классов, групп и индивидов, поскольку они входят в эти группы) друг с другом в процессе деятельности и в соответствии с её характером, обществ. функциями, условиями их выполнения. Они представляют собой системообразующий фактор, обеспечивающий целостность данной обществ., системы, её функционирование и развитие. О. есть непосредственно переживаемая реальность и конкретизация обществ. отношений, их персонификация, личностная форма. Общество не существует как самостоят. «лицо» наряду и вне составляющих его личностей, и обществ. отношения не существуют вне реальной жизнедеятельности и О. людей. «...Именно личное, индивидуальное отношение индивидов друг к другу, их взаимное отношение в качестве индивидов создало — и повседневно воссоздает — существующие отношения» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 440).
О. выражает не только обществ., но и личную необходимость индивидов друг для друга в процессе обществ. воспроизводства самого человека во всём богатстве его личных способностей, потребностей, ценностей и др. характеристик. В О. осуществляется процесс формирования личности, её сознания и самосознания. К. Маркс писал: «...Человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека...» (там же, т. 23, с. 62, прим.). Другой человек, партнёр в О., вместе с тем и важнейший стимулятор собств. развития, цель и объект деятельности. Поэтому О. является условием формирования человека как социального существа, способного к совместной жизни с себе подобными. В О. индивид получает не только рациональную информацию, формирует способы мыслит. деятельности, но и посредством подражания и заимствования, сопереживания и идентификации усваивает человеч. эмоции, чувства, формы поведения.
Социально-практич. аспект О. как специфич. субъект-субъектного отношения и взаимодействия, в кром объектом деятельности для каждого человека является другой человек, проявляется не только в формировании индивидуального, но и группового, коллективного, классового субъекта деятельности. В процессе О. достигается необходимая организация и единство действий индивидов, входящих в группу, осуществляется рациональное, эмоциональное и волевое взаимодействие индивидов, формируется общность чувств. настроений, мыслей, взглядов, достигается взаимопонимание и согласованность действий, сплочённость и солидарность, характеризующие групповую и коллективную деятельность.
Принято различать прямое О. (непосредств. контакт) и косвенное О. (когда между партнёрами существует пространственно-временная дистанция). Личный контакт обладает большей силой эмоционального воздействия, внушения, в нём непосредственно действует социальнопсихологич. «механизм» заражения и подражания. Особую роль играет устная речь и т. н. паралингвистич. система информации (язык мимики и жестов), в которой закреплены определ. социальные значения. В косвенном О. осуществляется нреим. усвоение обществ. сознания посредством литры, восприятия произведений искусства, средств массовой коммуникации и т. п. Здесь О. носит преим. односторонний характер, но оно имеет большое значение для обогащения всей системы отношений личности с миром, разрывает рамки непосредств. окружения, делает индивида причастным ко всем событиям мира, к разным поколениям, странам, эпохам. Если личные контакты являются средством сплочения и консолидации сравнительно малых, «контактных», групп, то косвенное О. способствует организации и консолидации больших социальных общностей, в которых непосредств. контакты каждого с каждым практически невозможны.
О.— многогранный процесс, изучаемый философией, социологией, общей и социальной психологией, лингвистикой, педагогикой и др. науками.
Парыгин Б. Д., Основы социально-психологич. теории, М., 1971: Соковнин В. М., О природе человеч. О., Фрунзе, 19742; Методологич. проблемы социальной психологии, М., 1975; Буева Л. П., Человек: деятельность и О., М., 1978; Проблема О. в психологии, М., 1981.
Л. П. Буева.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
ОБЩЕНИЕ
ОБЩЕНИЕ — взаимодействия между людьми, гл. о. непосредственные. В трактовке социальных отношений общение — форма их реализации, обеспечивающая (наряду с предметными опосредствованиями) воспроизводство и накопление человеческого опыта, кооперацию и разделение человеческой деятельности. Понятие "общение” используется и для характеристики взаимодействий между различными социальными и культурными системами ("межнациональное общение”, "общение культур”), т. е. в плане более широком, нежели межличностная связь. В любом случае общение не может осуществиться, минуя межиндивидуальные контакты; они в любых истолкованиях общения остаются "ядерными структурами”. Для философии общение представляет особый интерес, поскольку в нем концентрируются формы мышления и деятельности, общезначимые категории и субъективные намерения индивидов. Сложности в описаниях общения разъясняются определениями этого феномена как прямого и косвенного, непосредственного и опосредствованного. При прямом общении люди взаимодействуют "лицом к лицу”, в этой форме осуществляются совместность, непосредственная коллективность человеческой деятельности. Но как деятельность не сводится к прямой совместности, так и общение не редуцируется к непосредственным контактам.
В ходе социальной эволюции возникают разнообразные предметные и знаковые средства, обеспечивающие косвенное общение между человеческими индивидами, связи разнообразных человеческих деятельностей. Проблематика культуры в значительной мере определяется их возрастающей ролью в жизни людей. Учет этого обстоятельства препятствует противопоставлению и разрыву понятий о деятельности и общении, о коммуникативности и продуктивности, о совместности и разделенности социального бытия людей. Понятие деятельности акцентирует внимание на реализации человеческих сил, понятие общения привлекает его к прямым и косвенным связям этих сил. Оба понятия с разных сторон выявляют формы движения, кооперации, трансляции человеческих сил и способностей в социальном пространстве и социальном времени. Развитие обществознания 20 в., в котором принцип разделения труда господствовал над цельными представлениями о социальных процессах, привело к упрощенным истолкованиям общения и деятельности: общение сводилось к межеубъектным взаимодействиям, адеятельность — к воздействиям человека на вещи. Соответственно многообразные формы общения редуцировались к представлениям о непосредственных контактах между людьми. Из связей общения как бы вытеснялись предметность и сопряженная с нею проблемность, из деятельности — взаимозависимость людей, социальные качества человеческих предметов. И хотя философско-методологический анализ давал все основания для понимания сложности проблемы общения, фактически и в обыденном, и в научном сознании доминировали и продолжают действовать стереотипные трактовки общения как непосредстве! шого взаимодействия между людьми.
В кон. 20 в. отношение к проблеме общения определяется формой, которую приобретает мировое сообщество. В одном социальном времени и пространстве, в ситуациях тесных контактов оказываются социальные системы, находящиеся на разных ступенях экономического и научно-технического развития. Ситуация общения естественным образом становится шире непосредственных контактов между человеческими индивидами. Именно она выявляет задачу выстраивания форм, выполняющих роль языка общения для разных социальных, политических и культурных систем. См. также ст. Отношения общественные.
В. Е. Кемеров
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
Деловое общение. Его цели и типы
Деловое общение сложное явление. На его характер оказывают влияние как вертикальные, так и горизонтальные связи в процессе взаимодействия....часто руководитель, предпочитающий субординационный тип отношений, придерживается авторитарного стиля в общении, он выбирает закрытую стратегию монолога.
ПРОГРАММА КУРСА "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА” Раздел 2
Постулаты общения (Аристотель, Х. Грайс, Р. Лакофф и др.). Требования к речевому поведению общающихся, сформулированные в отечественной риторике. Стили общения.
Русские классические учения о речи: история и современность.
...невозможно сформировать индивидуальный характер речевого общения, поиском которого всегда заняты участники речи. Вот почему риторико стилистическая привлекательность может быть выражена парадоксальным суждением Пушкина: "без грамматической ошибки ...иное речевое поведение как навязываемый стиль общения. Из явлений нового орфоэпического стиля (он особенно выразителен на волнах "Русского радио") наиболее наглядно следующее: 1) убыстренный темп речи, ...
Общение — «передача информации от человека к человеку», сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность. Психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества, изучается в рамках психологии общения; использование общения в деятельности изучается социологией.
Виды коммуникации
Трансакция — единица общения между двумя людьми, коммуникативный факт, используется в некоторых направлениях психологии. В соответствии с тремя видами трансакций различают:
Фронтальная коммуникация(управление) — вид коммуникации, при которой трансакции идут в одном направлении от говорящего ко многим слушающим, по принципу «один говорит — остальные молчат». Если, например, во время лекции студент задаёт лектору вопрос, то при этом между студентом и лектором может возникнуть диалог, но вид коммуникации остаётся фронтальным, так как в то время, когда один из них говорит, принцип «один говорит — остальные молчат» сохраняется.
Диалог — вид коммуникации, при которой трансакции идут в обоих направлениях между двумя собеседниками.
Опосредованная коммуникация — вид коммуникации, при которой трансакции идут в обоих направлениях через информацию, зафиксированную в каком-либо виде, например, через текст, звуко- или видеозапись, рисунок или схему.
Подражание
За счёт подражания можно усвоить новые формы поведения, при этом подражание может вестись как на уровне самих воспроизводимых действий, так и на уровне осознания смысла этих действий.
Подражательное поведение может быть бессознательным — к такому, например, относится «заразительное» зевание. Может быть как направленным, так и неосознанным.
За подражанием стоят разные психологические механизмы:
в младенчестве — подражание движениям и звукам является попыткой установить контакт
в детстве — проникновение в смысл человеческой деятельности через моделирование в игре
в юности — идентификация с кумиром, принадлежность к группе
в зрелом возрасте — научение в профессиональной деятельности
Классификации сторон и функций общения
Коммуникативная: обмен информацией между общающимися индивидами.
Интерактивная: организация взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).
Перцептивная: процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
Или:
информационно-коммуникативная (приём и передача информации)
регуляционно-коммуникативная (взаимокорректировка действий в совместной деятельности)
аффективно-коммуникативная
Или:
инструментальная функция (основная рабочая функция, обмен информацией в процессе управления и совместного труда);
синдикативная (сплочение групп)
трансляционная функция (применяема при передаче знаний, оценок)
самовыражение (поиск и достижение взаимопонимания)
Функции по целям общения:
контактная (установление контакта, то есть готовности к приёму и передаче сообщений и поддержании взаимосвязи)
информационная (приём и передача сообщений в ответ на запрос)
побудительная (целевая стимуляция активности)
координационная (взаимная координация и согласованность в совместной деятельности)
функция понимания (адекватное понимание смысла, взаимопонимание в целом)
эмотивная (обмен эмоциями)
функция установления отношений (фиксация своего места в социуме)
функция оказания влияния (изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера)
В соответствии с содержанием можно выделить следующие виды общения:
Материальное — обмен предметами или продуктами деятельности.
Когнитивное общение — обмен информацией, знаниями. Когда мы узнаём у знакомых о погоде на улице, ценах на продукты, времени начала концерта, способах решения математической задачи, мы имеем дело с когнитивным типом общения.
Кондиционное, или эмоциональное общение — обмен эмоциональными состояниями между общающимися индивидами. Развеселить грустного друга — пример эмоционального общения. В его основе лежит феномен эмоционального заражения.
Мотивационное общение — обмен желаниями, побуждениями, целями, интересами или потребностями. Имеет место как в деловом, так и в межличностном общении. Примерами могут служить: мотивация персонала на успешную работу на предприятии (деловое общение), разговор, направленный на то, чтобы уговорить друга пойти с Вами на концерт (межличностное общение).
Деятельностное — обмен навыками и умениями, который осуществляется в результате совместной деятельности. Пример: учиться вышивать крестиком в кружке вышивания.
В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить следующие виды:
Контакт масок — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.
Светское общение — его суть в беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации. Например: формальная вежливость, ритуальное общение.
Формально-ролевое общение — когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
Деловое общение — это процесс взаимодействия в общении, при котором происходит обмен информацией для достижения определенного результата. То есть это общение целенаправленное. Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. При деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
Межличностное общение (интимно-личностное) — раскрываются глубинные структуры личности.
Манипулятивное общение — направлено на получение выгоды от собеседника.
Средства общения
Вербальные (речевые)
Паравербальные. Паралингвистика (греч. pará — «около») — раздел языкознания, изучающий невербальные (неязыковые) средства, передающие совместно с вербальными смысловую информацию в составе речевого сообщения, а также совокупность таких средств.Паралингвистические средства не входят в систему языка и не являются речевыми единицами, однако в той или иной степени представлены в каждой речевой единице, сопровождая речь.Различают три вида паралингвистических средств:
фонационные — темп, тембр, громкость речи, заполнители пауз (к примеру, э-э, м-м), мелодика речи, диалектные, социальные или идиолектные особенности артикуляции звуков;
кинетические — жесты, поза, мимика говорящего;
графические — особенности почерка, графические дополнения к буквам, заменители букв (&, § и другие).
Невербальные
Общение
Интерактивная сторона общения наиболее детально изучена и описана в рамках трансактного анализа. Однако существует и целый ряд иных подходов, ...основе анализа которых Г. М. Андреева выделяет три наиболее типичных стиляповедения и действия к конкретной ситуации общения: ритуальный, манипулятивной и гуманистический.
Игорь Семенович Кон Дружба — Этико-психологический очерк (16)
...ее отдельные предпосылки и компоненты: стиль общения, характер групповых отношений мальчиков и девочек, уровни их общительности, эмпатии (сопереживания), самораскрытия и т. п.... Мужское общение, как и весь стильжизни, скорее предметны и инструментальны, чем экспрессивны. Общение девочек выглядит более пассивным, зато более дружественным и ...
Игорь Семенович Кон Дружба — Этико-психологический очерк (12)
Интенсивное дружеское общение — не только внутренняя потребность ребенка, но и школа его нравственного развития. Дружба не просто обогащает жизненный опыт и самосознание ...выявил, что уже у старших дошкольников наряду с прагматическим стилем общения, основанным на принципе обмена ("добро ...
Игорь Семенович Кон Дружба — Этико-психологический очерк (1)
) горько сетует на оскудение человеческого общения: Кому мне открыться сегодня? Братья бесчестны, Друзья охладели… Нет закадычных друзей, С незнакомцами душу отводят!...дележ дефицитных средств существования, жесты доверия и расслабления, координированный стиль общения, продолжительность зри тельного контакта, отсутствие ...
Речь
Речь — важнейшая форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Язы́к — знаковая система, соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание). Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.Речь — это система знаков, включающая:
слова с их значениями
синтаксис — набор правил, по которым строятся предложения.
Слово является разновидностью знака. Объективным свойством словесного знака, обусловливающим теоретическую деятельность, является значение слова, которое представляет собой отношение знака (слова в данном случае) к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо (абстрактно) от того, как он представлен в индивидуальном сознании.
Речь возникла в человеческом обществе для координации совместной трудовой деятельности и была одной из форм проявления возникающего сознания. При этом речевые средства утратили со временем свою «естественность» и превратились в систему искусственных сигналов. Физиологическая основа речи — сложная, многочленная и многоуровневая организация разных функциональных систем, частично специализированных, частично обслуживающих и другие виды деятельности. Так как речь используется не только для общения, но и в других видах деятельности, можно выделять собственно «внешнюю» речь, которая ориентирована на понимание другими людьми с целью воздействия на их сознание, деятельность на социальное взаимодействие, и внутреннюю речь — общение человека с самим собой что бы ставить и решать жизненные задачи.
Существуют противоречивые взгляды на сущность и функции речи:
Б. Кроче — средство эмоционального выражения;
О. Дитрих, К. Яберг, К. Фосслер — средство выражения и коммуникации.
А. Марти, П. Вегенер — только средство воздействия.
К. Бюлер — функции выражения, обращения и сообщения.
В итоге сейчас можно выделить следующие основные функции речи:
средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта
средство общения (коммуникации), в том числе функции выражения, воздействия, указательная
орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения)
Свойства речи:
Содержательность речи — это количество выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности;
Понятность речи — это синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения;
Выразительность речи — это ее эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной;
Действенность речи — это свойство речи, заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.
В зависимости от формы общения, речевая деятельность делится на устную (подразумевающую говорение и слушание) и письменную (письмо и чтение).
Речевой акт — отдельный акт речи, в нормальных случаях представляет собой двусторонний процесс порождения текста, охватывающий говорение и протекающие параллельно и одновременно слуховое восприятие и понимание услышанного. При письменном общении речевой акт охватывает соответственно писание и чтение (зрительное восприятие и понимание) написанного, причём участники общения могут быть отдалены друг от друга во времени и пространстве. Речевой акт есть проявление речевой деятельности. Высказывание — речевое произведение, созданное в ходе конкретного речевого акта, единица общения между двумя людьми при помощи речи. Рассматривается в контексте этого речевого акта как часть дискурса (текста)
Социальная психология. (47)
Стиль общения, присущий мужчинам, отражает их главенствующее положение в обществе. В качестве лидеров в тех ситуациях, где нет четкого распределения ролей, ...) Присущий мужчинам стиль общения отражает их стремление к независимости, а стиль, присущий женщинам, — стремление к контактам. Мужчины чаще ведут себя именно так, как ...
Игорь Семенович Кон Дружба — Этико-психологический очерк (14)
...это скорее сложностью процесса межличностного общения, социальной незрелостью и коммуникативной некомпетентностью партнеров. Дифференциальная психология придерживается точки зрения, что требования к другу и дружбе зависят не ...идентичности соотносятся с широким спектром индивидуально личностных черт, включая стиль общения и личных отношений.
Игорь Семенович Кон Дружба — Этико-психологический очерк (19)
...сказать, нередко испытывали трудности в общении. Как писал в одном из писем А. Блок, "человек, сознавший одиночество пли хотя бы придумавший его себе, более открыт душою и способен ...может быть, чего другой не воспримет" ". Наши недостатки продолжение наших достоинств. Можно и нужно совершенствовать свои коммуникативные навыки, но радикально изменить стиль своего общения так же трудно, как тип ...
И.С.Кон ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ САМОСОЗНАНИЕ (27)
...занятий, социальным происхождением, самоуважением, структурой общения и т.д. [15]. При этом выяснилось, что уровень идентичности тесно связан с рядом других индивидуально личностных черт, которые складываются ... Существенные различия наблюдаются также в стиле общения и межличностных отношений. Сопоставление психологической интимности, глубины и взаимности межличностных отношений юношей и девушек (выделено три стиляобщения – интимные ...
Ведение деловых переговоров при сделках купли-продажи
...общаться, и вывести единые правила общения. Так ведь и сразу понятно, этика каннибала никак не совпадет с этикой современного, даже российского, человека....понять, отчего в большой степени зависит стиль и методы деловогообщения.
Невербальное общение
Невербальная коммуникация — это сторона общения, состоящая в обмене информацией между индивидами без помощи речевых и языковых средств, представленных в какой-либо знаковой форме. Такие средства невербального общения как: мимика, жесты, поза, интонация и др. выполняют функции дополнения и замещения речи, передают эмоциональные состояния партнёров по общению. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.
Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произведет на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить о том, следует ли изменять свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата[13].
Средства невербального общения:
Мимика — «выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека»[14]
Жестикуляция (от лат. gestus — движение тела) — некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом.
Язык тела — знаковые элементы поз и движений различных частей тела, при помощи которых, как и при помощи слов, структурно оформляются и кодируются мысли и чувства, передаются идеи и эмоции. Техники тела, в которые входят такие незнаковые движения, как мимические жесты, жесты головы и ног, походка, различные позы, тоже относятся к языку тела. Наукой о языке тела и его частей является кинесика.
Визуальный контакт
Проксемика — область социальной психологии и семиотики, занимающаяся изучением пространственной и временной знаковой системы общения.Выступая в качестве особой знаковой системы, пространство и время организации процесса общения несут смысловую нагрузку, являясь компонентами коммуникативной ситуации.
Ведение деловых переговоров при сделках купли-продажи
...общаться, и вывести единые правила общения. Так ведь и сразу понятно, этика каннибала никак не совпадет с этикой современного, даже российского, человека....понять, отчего в большой степени зависит стиль и методы деловогообщения.
Неориторические исследования
...эпоха и язык, язык и стиль и т.д.. Долгое время практическая риторическая традиция была достаточно своеобразной (обобщена в книге Романенко 1999)....этой связи изучаются язык и стиль науки, делового общения, риторика дипломатического, судебного общения, риторика разговорной речи, риторика сниженного неформального общения. Последние годы возрос, как никогда, интерес ...
Игорь Кон Мальчик – отец мужчины (43)
Таковы же результаты сравнения общения детей в США, Швейцарии и Эфиопии (Omark et al., 1973). В российском детском саду 91 % детских избирательных контактов приходится на ... Игровая дивергенция и разные стили общенияспособствуют тому, что мальчики и девочки формируют разные типы первичных и вторичных групп. Мальчишеские группы выглядят более сплоченными, в ...
Бушев А. Неориторические исследования
...эпоха и язык, язык и стиль и т.д.. Долгое время практическая риторическая традиция была достаточно своеобразной (обобщена в книге Романенко 1999)....этой связи изучаются язык и стиль науки, делового общения, риторика дипломатического, судебного общения, риторика разговорной речи, риторика сниженного неформального общения. Последние годы возрос, как никогда, интерес ...
Игорь Семенович Кон Дружба — Этико-психологический очерк (6)
Эта выспренность стиля и слезливость кажутся нашим современникам такими же манерными и неискренними, как эпистолярные излияния гуманистов. Но в конце XVIII — начале XIX ... Эволюция стиля дружеского общения русской литературной молодежи начала XIX в., прослеженная Л. Гинзбург в книге "О психологической прозе", весьма напоминает аналогичный процесс ...
В процедуре общения выделяют следующие этапы
Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) — побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
Ориентировка в личности собеседника.
Планирование содержания своего общения — человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.
Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести.
Установление контакта
Обмен мнениями, идеями, фактами
Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
Корректировка направления, стиля, методов общения и способов их взаимодействия.
Игорь Семенович Кон Дружба — Этико-психологический очерк (3)
...предписанная учтивость, которая сковывает живое общение, искренний обмен мыслями и чувствами все это обрекает японцев на известную замкнутость и в то же время рождает у ...К. Левин, проживший много лет в США, сравниваястиль межличностного общения американцев и немцев, писал, что ...
Нежность
...то иной смысл и иной «стиль» общения мужчины и женщины, нежность как бы выявляет этот смысл, делает возможным «стиль» взаимного общения, и при этом следит за ...
Эрих Фромм. Анатомия человеческой деструктивности (59)
...антипатий субъекта, его манеры и стиля общения с другими людьми и способности оказывать на них влияние; г) использование проективной тестовой методики типа теста Роршаха. 5.
Н.А.Бердяев. САМОПОЗНАНИЕ. (24)
Общение с Акимушкой убедило меня в неверности народнической точки зрения на существование пропасти между культурным слоем и народом....чуждый им, слишком помещичий стиль нашего дома и дорожили духовным общениемпрежде всего.
Лидерство
В просоциальных ассоциациях формируется попустительский стиль лидерства. В связи с отсутствием опосредствующей межличностные отношения деятельности в таких группах, как правило, лидером является социометрическая "звезда", т....а не какой либо деятельностью. В асоциальных ассоциациях формируется анархический стиль лидерства.
Зависимость
...индивидуальных характеристик ребенка; особенности диадического общения; стиль взаимоотношений матери и ребенка; собственная активность ребенка и его воздействие на мать; как мать понимает ребенка и как ребенок ...
Психология. (88)
...в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля. В разных школах научных понятие социализации получило различную интерпретацию: 1) в необихевиоризме — как социальное научение; 2) в ...
Психология. (19)
...социальной, позволяет утверждать, что посредством общения деятельность и организуется и обогащается, в ней возникают новые межчеловеческие 1 связи и отношения. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: СТИЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ — устойчивая индивидуально специфическая ...определяет наличие и степень выраженности стиля деятельности индивидуального. Он позволяет людям с разными особенностями системы нервной, разной структурой способностей, темперамента и характера добиваться равной эффективности при ...
ДИЛЬТЕЙ (Dilthey) Вильгельм
Через стиль жизни, формы общения, обычаи, право, религию, искусство, науки, философию и т.д., мы осознаем некую общность всех проявлений жизни.
Игорь Семенович Кон Дружба — Этико-психологический очерк (9)
Будучи объективно обусловленным, человеческое общение, в том числе и такая его форма, как дружба, определяется в то же время и волей его участников, их желанием, тем, какой стиль поведения они выберут, и другими ...
ЛИНГВИСТИКА
...плане филогенеза (возникновения человеческого средства общения, в связи с глобальной проблемой происхождения человечества, определения его прародины, особенностей древнейшего этапа развития, общих законов эволюции и т....стилей речи (в связи с коммуникативными интенциями и ролевой структурой общения), структура и место текстов в ...
Игорь Семенович Кон Дружба — Этико-психологический очерк (15)
...семейных отношений или особенностей городского стиля жизни. В том же ключе выполнены и англо американские исследования. Не лучше обстоит дело и с изучением дружбы старых и пожилых людей. ...тем в связи с дружбой взрослых, особенно людей пожилого возраста, встает целый ряд серьезных вопросов. Как изменяется с возрастом круг реального дружеского общения — число друзей, их возраст, пол ...
Игорь Семенович Кон Дружба — Этико-психологический очерк (18)
...также с общительностью, уверенностью в общении и экстраверсией и отрицательно — с независимостью. Потребность в интимной парной дружбе характерна для юношей и девушек, склонных к рефлексивности, ...отмечают также преемственность уровня общительности годовалых мальчиков с характером их общения в девять десять лет.
МАК-ЛЮЭН (McLuhan) Херберт Маршалл
характеризуются своеобразным метафорическим стилем, в рамках которого выстраивается своего рода аксиоматическая система "проб" (семантических срезов) проблемы, задающая одновременно всесторонне стереоскопическое и образноощутимое восприятие последней.... Формирование новых "средств общения", связи и информации инспирирует радикально новый "сенсорный баланс" общества, задавая новые мироощущение и мироуяснение, новый стильмышления, новый образ жизни ...
ПРОГРАММА КУРСА "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА” Раздел 6
Игровые формы общения на уроке. 18. Спорить, но не ссориться – возможно ли это? 19. Искусство ставить вопросы и отвечать на них. 20....особенности профессиональной речи (на примере какой либо профессии). 27. "Технологияобщения – это прежде всего средство реализации ...
Коммуникативные барьеры
Процесс общения далеко не всегда является эффективным. Между «донором» и «реципиентом» информации могут возникать коммуникативные барьеры — психологические преграды, которые человек устанавливает, чтобы защититься от нежелательной, утомительной или опасной информации. Выделяются следующие типы барьеров, в зависимости от причин их возникновения:
Барьер взаимопонимания. Может возникать из-за огрехов в процессе передачи информации. Например, когда коммуникатор говорит невнятно, слишком быстро, нечётко или употребляет большое количество звуков-паразитов.
Семантический барьер возникает, когда одно и то же слово участники диалога понимают по-разному, вкладывают в них свой собственный смысл. Такое искажение может быть следствием особенностей личностного восприятия человека, его профессиональной деятельности.
Стилистический барьер возникает при несоответствии стиля речи говорящего и ситуации общения или стиля речи, состояния того, кто в это время слушает.
Логический барьер появляется, когда логика рассуждения говорящего или слишком сложна для понимания слушающего, или кажется ему неправильной, противоречит присущей ему манере доказательств.
Социально-культурный барьер. Его причиной становятся социальные, политические, религиозные и профессиональные различия во взглядах, привычках, традициях, приводящие к различным объяснениям и восприятию тех или иных понятий и явлений.
Барьер авторитета. Иногда препятствием может стать либо неприятие говорящего из-за его неавторитетности в глазах слушателя, либо наоборот, во время общения с человеком, который является для собеседника очень авторитетным, участник общения может теряться, быть невнимательным, не знать, что ответить.
Барьер отношений. При возникновении у слушателя чувства неприязни, недоверия к говорящему это чувство может неосознанно переноситься и на информацию, которую тот передаёт.
Данте Алигьери. Божественная комедия (1)
...молодой поэтической школы "нового сладостного стиля" (doice stil nuovo), возглавляемой его другом Гвидо Кавальканти, и в общении с выдающимся политическим деятелем и одним из ранних флорентийских ...
Современное краткосрочное образование и бизнес-риторика
...IGRO нацелены исключительно на психологию общения и область языка ими не затрагивается (потому филологи и не нужны), мы изучили программы этих тренингов, но анализ показал ...обычно ставятся в рамках обучения речи, а не психологии общения.
Игорь Семенович Кон Дружба — Этико-психологический очерк (8)
...изоляции американцев именно нестабильным, "кочевым" стилем их жизни. По подсчетам Паккарда, средний американец в течение своей жизни меняет место жительства в 14 раз чаще англичанина, в ... Обязательное соблюдение церковных ритуалов, вынужденное общение с многочисленными соседями и родственниками, постоянная оглядка на то, "что будет говорить княгиня Марья Алексевна" — вот что лимитировало свободу и ...
Игорь Кон Мальчик – отец мужчины (53)
...острым ощущениям, могут привлекать музыкальные стили и культурные сообщества, которые соответствуют их уровню активности, любопытства и потребности в возбуждении в начале подросткового возраста.... Это облегчило поддержание традиции и стиля отношений, заложенных Дубровиным. Вообще говоря, жизнь в ТЮТе была не беспроблемной. Благодаря наличию производственных цехов, в нем мог найти себя ...
С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка (285)
Пособие для общения с иностранцами двуязычные (или многоязычные) образцы диалогов на определенные, обычно обиходные темы, с краткими словариками. Русско чешский р. 2. Артист разговорного жанра. РАЗГОВОРНЫЙ, ...ое. 1. ок. разговор. 2. Свойственный устной речи, обиходным выражениям. Р. стиль. Разговорная речь (речь носителей литературного языка при их непосредственном и непринужденном! общении). 3. Имеющий характер диалога. Р.
Ораторское искусство
...свои особенности построения композиции и стиля, а также особое соотношение языковых и неязыковых средств общения. Можно выделить несколько основных качеств, которые отличают ораторскую речь от других ...
Разговорность речи как средство установления контакта с аудиторией
Разговорность речи как средство установления контакта с аудиторией Естественный, разговорный стиль в настоящее время является самым эффективным стилем публичной речи, тогда как в недавнем прошлом публичная речь выглядела как хорошо подготовленный спектакль. Психологи утверждают, что именно естественность ...возникает, незапланированность разговорной речи, равноправие» говорящего и адресата в ситуации общения»(21, 107).
Поленезависимость.
...выслушать конструктивную критику; и возможно общение будет не самым приятным. Однако критика скорее всего поможет вам прийти к удачному решению. А когда ваш оппонент оправится от ...и, тем более авторитарного лидерскихстилей, оказываются не только не способны внедрять в организации нормы и культуру, "...которые поддерживали бы правдивость, откровенность в общении, честность, сочувствие ...
Формы речи
Диалогическая речь первичный, естественный вид общения. В бытовом диалоге партнеры не заботятся о форме и стиле высказывания, откровенны. Участники публичного диалога учитывают присутствие аудитории, строят речь ...
Игорь Кон Мужчина в меняющемся мире (7)
...специфические системы ценностей, самосознание и стиль жизни, выражена у мужчин гораздо сильнее, чем у женщин. Такое явление ученые называют гомосоциальностью (общение с себе подобными) или мужской ...
Риторический идеал софистов
...сегодня человек проводит в устном общении более 65% своего рабочего времени. Какое же определение дают специалисты современной риторике? Н. А. Михайличенко ориентирует своих слушателей на ...оратория); 3. ведение спора; 4. ведение беседы; 5. риторика повседневного общения; 6. этнориторика.
Ремонт квартир Иваново.Дизайн интерьера магазина, ресторана, офиса.ГиперИнфо
...классики до модерна, от скандинавского стиля до этно. Он может быть без ума от широкого мягкого дивана, но в то же время искренне любить простые ...сказать с абсолютной точностью. Может быть, один сангвиник предпочтет романтический стиль, а другой – экстремальный.
ТАРО. МЛАДШИЕ АРКАНЫ.
...приобретением и накоплением материальных благ, общением с окружающими (к чему непосредственно примыкает умение наладить контакты с нужными людьми). Масть Пентаклей отражает любое стремление человека к ...Пятерка Шестерка Семерка Восьмерка Девятка Десятка Паж Рыцарь Королева Король Стили в дизайне интерьера.
Социальная психология. (143)
Терапия, направленная на изменение стиля объяснения Порочный круг, мешающий человеку выйти из депрессии, избавиться от одиночества и застенчивости, можно разорвать разными способами: тренингом социальных ...такие цели, является предложенная социальными психологами терапия, направленная на изменение стиля объяснения (Abramson, 1988; Gillham et ...
В. Л. Леви. Искусство быть другим — СПб. : Питер, 1993. — 191 с. : ил. — (Искусство быть; кн. 1). — ISBN 5-7190-0006-2.
Лунева О. В. Общение // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 4. — С. 157-159.
Смирнов И. Motherfucker, или об экстремальных техниках сближения/дистанцирования в коммуникативном акте // Смирнов И. П. Генезис. Философские очерки по социокультурной начинательности. СПб., 2006. С. 87-108.
Выготский Л. С. Мышление и речь.
Жинкин Н. И. Речь как проводник информации.
Психология. (79)
РЕЧЬ ПИСЬМЕННАЯ — общение вербальное (словесное) посредством текстов письменных; речь, основанная на визуально воспринимаемой устойчивой фиксации языковых конструкций, прежде всего в виде письменного ...синтактически) и стилистически — типичными для нее синтактическими конструкциями и специфичными стилями функциональными.
Теги
Похожие материалы
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.