- 05.04.2012
- 2067 Просмотров
- Обсудить
Психология (5)\Психология (3)\Психология (2)\Психология (1)\Психология (4)\
Психология (6)\Психология (7)\Психология (8)\Психология (9)\Психология (10)
| ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОАНАЛИЗ | ПСИХОЛОГИЯ | ПСИХИКА | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ |
РИТОРИКА | МИФ | МИФОЛОГИЯ | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ | ФИЛОСОФ | ПСИХОЛОГ | ПОЭТ | ПИСАТЕЛЬ | ЮНГ | ФРОММ
ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ | DICTIONARY LEXICON | LITERATURE | ПОНЯТИЕ (1) (10) (6) (2) (7) (5) (9) (3) (4) (8)
РИТОРИКА | КРАСНОРЕЧИЕ | РИТОРИЧЕСКИЙ | ОРАТОР | ОРАТОРСКИЙ | СЛЕНГ | ФЕНЯ | ЖАРГОН | АРГО | РЕЧЬ ( 1 )
ФИЛОСОФИЯ | (1) (2) (3) (7) (10) (5) (8) (6) (9) (4) | ФИЛОСОФИЯ
АРИСТОТЕЛЬ
Аристотель (1)\Аристотель (3)\Аристотель (2)\Аристотель (7)\Аристотель (8)
Аристотель (6)\Аристотель (9)\Аристотель (4)\Аристотель (5)\Аристотель (10)
История (5)
АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (142) ...искусства историчны, они живут в истории, видоизменяясь в своем внутреннем эйдосе в зависимости от условий человеческой ... Аристотель, Платон, Сократ, Цицерон, Плутарх, Сенека, Ницше, Соловьёв, Лосев, и т. д. ПСИХОЛОГИЯ. Фрейд, Фромм, Юнг, Рубинштейн, и т. д. РИТОРИКА.
ПЕРИПАТЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА
...лекционным залом, — обозначение философской школы Аристотеля. Данная галерея и сад, окружавший ее, была куплена Феофрастом и впоследствии завещана им П.Ш. Изложение своего учения Аристотель осуществлял здесь.
«Частные науки» весьма существенно отличаются от «первой философии» и в гносеологическом отношении, т. е. по познавательным средствам и типу знания. Они познают сущность предметов того или иного отдельного рода или области бытия прежде всего «с помощью чувственного восприятия или, принявши ее как гипотезу, вслед за тем с большей или меньшей строгостью доказывают из нее необходимые свойства того рода, о котором у них идет речь». Таким образом, знание, свойственное всем «частным наукам», необходимо связано с чувственными восприятиями, посредством которых дается исследуемый предмет, оно является гипотетическим, предположительным, а следовательно, и предпосылочным. В противоположность этому в пределах «первой философии» познание, во-первых, ведется исключительно средствами разумного мышления, без всякой опоры на данные органов чувств. Следуя Платону, Аристотель трактует философское познание как чисто умозрительное, теоретико-спекулятивное. И во-вторых, поскольку философское познание есть прежде всего познание первых начал или же высших причин всего сущего, сущего как такового, обладающего характером вечного и необходимого бытия, это познание является беспредпосылочным, непредположительным и в этом смысле абсолютным. Философское знание, связанное с познанием последних оснований сущего как такового, будучи наиболее точным, универсальным и глубоким, выражает собой, согласно Аристотелю, истину в высшей, последней инстанции. Попутно отметим, что, проводя гносеологическое различие между философским познанием и познанием, свойственным «частным наукам», Аристотель формулирует в трансформированном (расширенном и углубленном) виде тезис Платона о предпосылочности всякого специального знания и неразрывной его связи с чувственно-эмпирической основой, посредством которой дается содержание, исследуемое в специальных дисциплинах, с одной стороны, и о бес-предпосылочности (абсолютности) философского знания, вырабатываемого исключительно средствами разума, теоретического мышления, — с другой.
Входя глубже в рассмотрение характера познания, осуществляемого в «частных науках», Аристотель справедливо признает, что все эти науки помимо того, что они имеют чувственный источник своего знания, используют и рациональное мышление, поскольку все они в той или иной мере стремятся доказывать свои положения, а следовательно, применять лежащие в основе доказательств общие исходные принципы. Однако доказательство составляет существеннейшую основу философского познания, орудием которого является исключительно разумное мышление. Поскольку доказательство используется как в философском, так и в частнонаучном познании, постольку возникает вопрос: должна ли исследовать начала, принципы доказательств одна наука, и если одна, то какая именно, или же исследованием принципов доказательств (а также их видов) должны заниматься все науки, которые в той или иной мере используют доказательства в своем познании? «Равным образом, — пишет в этой связи Аристотель, — представляется спорным и вопрос о началах доказательства, — имеется ли здесь одна наука или больше (их). Началами доказательства я называю (при этом) общепринятые положения, из которых все исходят при доказательствах, например, положение, что все необходимо или утверждать или отрицать и что невозможно одновременно быть и не быть, а также и все другие положения этого рода; (и вот) — занимается ли этими положениями и сущностью одна наука или же — другая, и если не одна, то которою из них надо признать ту, что мы стараемся установить сейчас?». Смысл аристотелевского вопроса состоит, на наш взгляд, в следующем: должна ли начала всякого доказательства исследовать сама «первая философия», предметом которой является познание сущности, или этим должна заниматься некоторая другая, отличная от «первой философии», но тем не менее общая наука, или же они должны исследоваться всеми «частными науками», поскольку все они так или иначе применяют доказательства при познании своих предметов?
Ввиду исключительной важности решения этого вопроса для адекватного понимания аристотелевской концепции взаимоотношения философии и «частных наук» обратимся к рассуждениям самого Стагирита. Он пишет: «Полагать, что с ними (началами доказательств. — А. Н.) имеет дело одна наука, нет достаточных оснований. В самом деле, почему уразумение этих положений в большей мере составляет задачу геометрии, (скажем), нежели какой угодно (другой) науки? Поэтому если оно в одинаковой мере составляет задачу всякой отдельной науки, а в то же время входить в круг деятельности всех наук не может, тогда познание этих начал (одинаково) не является делом как всех прочих наук, так и той, которая познает сущности. Кроме того, как может существовать наука о таких началах? Что представляет собою каждое из них, — это мы знаем и теперь (по крайней мере и другие искусства применяют эти начала как (начала уже) известные). А если по отношению к ним существует наука, которая (для них) дает доказательства, тогда должен будет существовать некоторый общий род, лежащий в основе (этой науки), и одни из этих начал будут (известными) свойствами этого рода, а другие — аксиомами (ибо не может существовать доказательства для всего (без исключения)): дело в том, что (всякое) доказательство должно даваться исходя от чего-нибудь, по отношению к чему-нибудь и •(для обоснования) чего-нибудь. Таким образом, выходит, что вся совокупность того, что доказывается, принадлежит к одному (общему) роду; ибо все доказывающие науки применяют аксиомы. Но если наука о сущности и наука о началах доказательства различны, то (спрашивается): какая из них главнее и первее по своей природе? Ведь аксиомы обладают наивысшей степенью общности и представляют начала всего. И если не дело философа, то чье же еще — рассмотреть, что по отношению к ним — правда и что — ложь?» [там же].
Не разрешенный до конца в пределах «Метафизики» этот существеннейший вопрос получает свое окончательное разрешение в «Топике» — важной части аристотелевского «органона». Здесь Аристотель обосновывает необходимость существования диалектики, общей, высшей науки логического характера, имеющей своим предметом исследование не только начал всякого доказательства, но и принципов отдельных, «частных», наук. Понятая таким образом диалектика составляет предельно общий и глубокий теоретический фундамент всех «частных наук». Согласно Аристотелю, диалектическая логика (диалектика) «нужна для [суждения] о принципах отдельных наук. Ведь о них невозможно ничего сказать на основании особенных принципов той или иной науки, так как принципы сами стоят в начале всего; здесь поэтому нужно разбирать (dielthein) каждый принцип с помощью вероятностных суждений. И это специфическая (idion) и самая существенная (malista oiceion) задача диалектики. Являясь исследованием и оценкой (exetastice oysa), она служит методом (hodon echei) рассмотрения начал всех наук».
Аристотель, следовательно, считает, что «частные науки» сами по себе в принципе не в состоянии судить о собственном содержании, т. е. они лишены возможности собственными средствами дать объективный анализ и оценку своих начал, методов и развиваемых на их основе следствий более частного характера. Эта задача, связанная с осуществлением, выражаясь современным языком, рефлексивной функции над «частными науками», входит в компетенцию особой философской дисциплины — диалектики, обсуждающей первые начала и основы «частных наук» посредством анализа лежащих в их основе предположений, анализа, осуществляющегося с различных точек зрения, «топов». В соответствии с этим топика есть учение о методе, «благодаря которому мы можем построить при помощи вероятных положений выводы по каждой предложенной нами проблеме».
Надточаев А. С
АБСТРАКЦИЯ
...понятие об абстракции восходит к Аристотелю, согласно которому абстрагирование – это метод намеренно одностороннего изучения реальности, субъективный прием мысленного разделения целого и полагание отдельно сущими его частей.... Наука же, по Аристотелю, исследует общее, а общее познается посредством абстракции. Поэтому абстракция не только является основной предпосылкой научного познания, но и «создает науку».
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (113)
...приписывает не кто иной, как Аристотель. Согласно Аристотелю (Phys. IV 2, 209b II – 210a 1), то, что занимает определенное место, то есть всякая пространственная вещь, существует ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (65)
...время как у Платона и Аристотеля на первый план будет выдвигаться другой рефлективный момент, а именно момент идеи в противоположность материи. И объединяться материя и идея будут у Платона и Аристотеля тоже не мифологически, но рефлективно.
Формы правления, политические режимы и системы
Автократия
Анархия
Аристократия
Бюрократия
Геронтократия
Демархия
Демократия
Имитационная демократия
Либеральная демократия
Представительная демократия
Прямая демократия
Буржуазная демократия
Деспотизм
Джамахирия
Диархия
Диктатура
Военная диктатура
Фашистская диктатура
Диктатура пролетариата
Нацистская диктатура
Идеократия
Изократия
Клептократия
Коммуна
Корпоратократия
Критархия
Критократия
Марионеточное государство
Матриархат
Меритократия
Милитократия
Монархия
Абсолютная монархия
Самодержавие
Всемирная монархия
Выборная монархия
Конституционная монархия
Дуалистическая монархия
Парламентарная монархия
Сословно-представительная монархия
Феодальная монархия
Вотчинная монархия
Раннефеодальная монархия
Ханство (каганат)
Царизм
Ноократия
Однопартийная система
Олигархия
Охлократия
Патриархат
Вождество
Плутократия
Республика
Народная республика
Парламентская республика
Президентская республика
Смешанная республика
Советская республика
Талассократия
Теллурократия
Теократия
Технократия
Тимократия
Тирания
Тоталитаризм
Хунта
Этнократия
Логос (647)
...учреждения; но это противоречит свидетельству Аристотеля (в «Афинской Политии»). Со смертью Эфиальта (462 — 461 г.) руководство демократической партией перешло к П...., а Клеофонту, по словам Аристотеля (в «Аф. Пол.»), впервые введшему диобелию (в конце V в.). При П. получила большое развитие система колоний и клерухий, служивших ...
Логос (853)
Аристотель (в «Политике») говорит, что число спартиатов в эпоху наибольшей силы С. принималось в десять тысяч, но сам он не высказывается ... В следующем столетии Аристотель (в «Политике») рисует такую картину экономического состояния С.: земля находится в руках немногих, причем у одних ее очень много, у ...
А.Ф.Лосев ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ РАННЯЯ КЛАССИКА (78)
...вещей, об этом выразительно говорит Аристотель (67 А 9 ср. 68 А 35). Исходя из того, что чувственные явления "противоположны и бесконечно разнообразны", Аристотель отмечает, что атомы оказываются полной ...
ПИСЬМО
было концептуально сформулировано у Аристотеля: согласно Деррида, "для Аристотеля слова сказанные являются символами мысленного опыта, тогда как письменные знаки есть лишь символы слов произнесенных.
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (153)
...339 – 370), также и у Аристотеля (ИАЭ IV 225 – 237). Тексты Платона и Аристотеля на эту тему являются основополагающими для всей античности.
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (219)
Аристотель. Демосфен. Исократ а) Если коснуться современников Платона, то в мировосприятии Аристотеля тело – это понятие чисто физиологическое, биологическое, зоологическое, одинаковое в ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (34)
...рассуждений или из комментариев к Аристотелю. Его внутреннее самочувствие, пожалуй, лучше всего характеризуется его собственным сравнением самого себя со знаменитым стоиком Сенекой при дворе Нерона....глубоко вникал в Платона и Аристотеля и давал мастерские анализы их произведений. Силою своего таланта он обратил на себя внимание Теодориха и научной деятельностью достиг большой ...
Теология (4)
АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (62) Больше того, само толкование теологии Платона, согласно которому существует якобы иерархия бытия с богом в ее ... Аристотель, Платон, Сократ, Цицерон, Плутарх, Сенека, Ницше, Соловьёв, Лосев, и т. д. ПСИХОЛОГИЯ. Фрейд, Фромм, Юнг, Рубинштейн, и т. д. РИТОРИКА.
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. СОФИСТЫ. СОКРАТ. ПЛАТОН (89)
Аристотель, упоминая в своем определении трагедии о страхе и сострадании, ничего не говорит о том, как он понимает страх и как ...упоминается в определении трагедии у Аристотеля и который у него тоже никак не разъяснен. Но является ли таким катарсисом та обезболивающая улыбка, которая сквозит у Платона ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (14)
...греческих философов, особенно Платона и Аристотеля. Сохранились свидетельства, и главное из них – свидетельство Боэция, что Претекстат блистательно перевел парафраз Фемистия первой и второй "Аналитик" Аристотеля7....источником Претекстата был, скорее всего, Аристотель. Недаром даже у Боэция, считавшего себя продолжателем Претекстата, мы находим не столько неоплатонизм плотиновского толка, сколько самостоятельную форму аристотелевского усложненного ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (61)
Аристотель доказывает такую теорию. Все общее есть рабовладелец в отношении всего частного. Если единичное подчинено общему, значит, единичное есть раб, а ...образом, вся мировая система, по Аристотелю, есть система рабовладельческая. Рабовладение связано с чувственно материальным космологизмом. Еще раз оговорюсь: все сказанное сейчас выражено в общем виде; чтобы ...
Данте Алигьери. Пир. Трактаты (14)
...области, где прозвучало божественное суждение Аристотеля, следует, как мне кажется, пренебречь всякими иными суждениями, я, попытавшись определить сущность каждой добродетели, проследую дальше, обсудив их вкратце в ...здравый смысл, нравственной добродетелью, однако Аристотель причисляет ее к добродетелям интеллектуальным, так как она водительница добродетелей нравственных и указует им путь, на котором они складываются и ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (210)
...того же Ксенофонта и у Аристотеля. б) В "Истории Греции" Ксенофонт несколько раз говорит о каких то caloi cagathoi, общественно политическое значение которых не вполне ясно....привлечь до некоторой степени и Аристотеля, занимающего, по крайней мере в "Политике", определенно умеренно либеральную позицию. Ставя вопрос о наилучшей политической форме, Аристотель рассуждает так: "Если ...
Плутарх из Херонеи (82)
...Абдер и философа Каллисфена – родственника Аристотеля. Каллисфен пытался кроткой и ласковой речью смягчить горе царя, а Анаксарх, который с самого начала пошел в философии особым путем ...Гермиппа, об этом случае рассказал Аристотелю Стреб, чтец Каллисфена. Гермипп добавляет, что Каллисфен почувствовал недовольство царя и, прежде чем выйти из зала, два или три раза ...
Теология (7)
АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (125) ...философии на физику, математику и теологию (Met. VI 2; 11 7) гармония, то есть теоретическая музыка, ... Аристотель, Платон, Сократ, Цицерон, Плутарх, Сенека, Ницше, Соловьёв, Лосев, и т. д. ПСИХОЛОГИЯ. Фрейд, Фромм, Юнг, Рубинштейн, и т. д. РИТОРИКА.
Теология (8)
...противника, доктора теологии Нундиниуса, защищавшего Аристотеле Птолемеево миросозерцание. Несомненно, Бруно проповедовал свое учение со страстным красноречием и вызвал целую бурю негодования среди оксфордских ......Аристотель, Платон, Сократ, Цицерон, Плутарх, Сенека, Ницше, Соловьёв, Лосев, и т. д. ПСИХОЛОГИЯ. Фрейд, Фромм, Юнг, Рубинштейн, и т. д. РИТОРИКА.
Данте Алигьери. Пир. Трактаты (13)
А потому Аристотель, возражая поэту Симониду, и говорит в десятой книге "Этики", что "человек должен как можно больше стремиться к вещам Божественным".... И Аристотель, вне всякого сомнения, сильно посмеялся бы, услышав, что человеческому роду приписываются два различных вида, как лошадям или ослам; ведь, да ...
Плутарх из Херонеи (172)
...Абдер и философа Каллисфена родственника Аристотеля. Каллисфен пытался кроткой и ласковой речью смягчить горе царя, а Анаксарх, который с самого начала пошел в философии особым путем ...Гермиппа, об этом случае рассказал Аристотелю Стреб, чтец Каллисфена. Гермипп добавляет, что Каллисфен почувствовал недовольство царя и, прежде чем выйти из зала, два или три раза ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. СОФИСТЫ. СОКРАТ. ПЛАТОН (115)
...толку критика платоновских идей у Аристотеля, который сам бессознательно пользовался тончайшими диалектическими методами, но тем не менее принципиально не мог находить во взаимоотношении идей и вещей, ... Как известно,Аристотель выдвигает закон противоречия (мы бы сказали, скорее, закон непротиворечия) в качестве основы всякого философского рассуждения.
А.Ф.Лосев ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ РАННЯЯ КЛАССИКА (3)
...самое можно сказать и об Аристотеле, если иметь в виду его учение о Перводвигателе. Аристотель, критикующий Платона, нисколько не смущается выдвигать учение о том, что он ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (144)
Идея Термин этот представлен у Аристотеля гораздо беднее и слабее. Имеется, прежде всего, довольно большое количество текстов с пониманием идеи как чувственно воспринимаемого внешнего вида.... Таковых текстов можно найти уАристотеля не меньше полутора десятков (De coel. I 1, 268a 21; 8, 276 b 2; II 2, 285a 24).
Логос (236)
Аристотель упоминает о нем тоже всегда с уважением. По разностороннему и обширному знанию в Д. можно видеть предшественника Аристотеля. Подробности его биографии неизвестны.
АПЕЙРОН
...этого свойства (Парменид, Зенон Элейский, Аристотель), так и атрибутивной характеристике космоса в целом (Мелисс Самосский). Осуществляя анализ содержания понятия А. в предшествующей философской традиции, Аристотельподчеркивал, что все его предшественники ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (36)
...части Боэций здесь излагает самого Аристотеля, его учеников Феофраста и Евдема и других комментаторов Аристотеля. Более оригинальным произведением является его трактат о гипотетических силлогизмах, он сложен ...
А.Ф.Лосев ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ РАННЯЯ КЛАССИКА (80)
Ученик Аристотеля Теофраст оставил подробное изложение учения Демокрита о цветах с обширной его критикой. Эти материалы в издании Дильса занимают до десятка ...глаза в специальном трактате псевдо Аристотеля "О цветах") объясняются именно этой "телесной" установкой. Если отнестись к этой установке со всей серьезностью, мы сразу получаем разгадку того ...
А.Ф.Лосев ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ РАННЯЯ КЛАССИКА (39)
...ни с Платоном, ни с Аристотелем, постольку возникает потребность в каком нибудь другом термине, тоже близко связанным с этой эстетикой, но не столь уже общим....пригодиться другой термин Платона и Аристотеля, тоже имеющий значение "идея". Это – "эйдос". Поэтому эстетику Платона и Аристотеля мы назовем эйдологической. Космос и здесь, на третьей ступени ...
НАШИ КУМИРЫ.
Аристотель, Платон, Сократ, Цицерон, Плутарх, Сенека, Ницше, Соловьёв, Лосев, и т. д. ПСИХОЛОГИЯ. Фрейд, Фромм, Юнг, Рубинштейн, и т. д. РИТОРИКА.
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (77)
...в связи с чем у Аристотеля возникло представление даже о некоем "общем чувствилище", coinon aisthëterion (De iuvent. et senekt. 1, 467b 28; 3, 469a 12)....познавательной оценке чувственного восприятия занимал Аристотель, которому принадлежит основательное рассуждение на эту тему (De an. II 5, III 1 – 3). Мы бы отметили, что ощущение у ...
Плутарх из Херонеи (131) Указатель имен
354—300), ученик Аристотеля, исследователь музыки, автор биографий поэтов и философов – Лик., 31; Тим., 15; Ар., 27; Ал., 4. Аристомах, тиранн Аргоса – Арат, 25.... Аристотель, аргивянин, друг Арата – Кл., 20; Арат, 44. АристотельСтагирский (384—322), философ – Тес., 3, 16, 25; Лик.
ТЕЛЕОЛОГИЯ
В метафизике Аристотеля идея целевой причины обретает свое категориальное выражение: телос фиксируется им как предназначение (имманентная цель) существования как отдельных предметов, так и Космоса в целом. ВыделениеАристотелем материальной, формальной, действующей и целевой ...
Логос (176)
...учение перипатетиков, основанное на философии Аристотеля, искаженное переписчиками и толкователями. Метод перипатетиков для объяснения явлений природы был следующий . Прежде всего исходили из гипотез или положений, прямо почерпнутых из сочинений Аристотеля и из них, путем силлогизмов, ...
Ф. ЭНГЕЛЬС (71)
...также и Греция, и еще Аристотель заметил, что общение с рабами деморализует граждан, не говоря уже о том, что рабы делают для граждан труд невозможным.
Логос (209)
Афинская Полития Аристотеля, по времени составления относящаяся ко второй половине IV в. до Р. Х. и дошедшая до нас на папирусе конца I ...истечении срока службы — составлялся ареопаг» (Аристотель). Тот же совет ареопагитов назначал годичных архонтов на должность. VII веку принадлежит и разделение Аттики на 48 участков (навкрарий), по ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (92)
...всего прочего" (B 13), и Аристотель довольно красочно и подробно изображает это пифагорейское воззрение на всеобщую творческую силу числа (B 4. 5....в то время как у Аристотеля речь будет идти об элементах в самом широком смысле слова, то есть и в математическом и вообще в понятийном смысле.
Москва
Аристотель, Платон, Сократ, Цицерон, Плутарх, Сенека, Ницше, Соловьёв, Лосев, и т. д. ПСИХОЛОГИЯ. Фрейд, Фромм, Юнг, Рубинштейн, и т. д. РИТОРИКА.
Политика
Аристотель, Платон, Сократ, Цицерон, Плутарх, Сенека, Ницше, Соловьёв, Лосев, и т. д. ПСИХОЛОГИЯ. Фрейд, Фромм, Юнг, Рубинштейн, и т. д. РИТОРИКА.
Логос (1054)
...в материи; в этом смысле Аристотель Э. отожествляет с формою, а материю — с возможностью. Движение Аристотель называет реализацией или Э. возможности, так как в движении осуществляется ...
А.Ф.Лосев ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ РАННЯЯ КЛАССИКА (43)
...дошли только произведения Платона и Аристотеля, то на изучении эстетической терминологии этих философов только и можно составить себе ясное представление об античной теории пропорций....был более высокого масштаба, чемАристотель, но, во первых, потому, что Платон занимался пропорциями гораздо больше, чем Аристотель, и, во вторых, потому, что его диалоги гораздо ...
ЭЙДОС
В философии Аристотеля Э. мыслится как имманентный материальному субстрату объекта и неотделимый от последнего (в 19 в. этот акцент установки Аристотеля получил название гилеморфизма).
Лосев Алексей Фёдорович
...идеализма от Сократа, Платона и Аристотеля до мистической апофатики Плотина и неоплатоников. Постепенно у Лосева появился круг учеников и последователей среди молодых учёных....вере, проповедуя имяславие Автор переводов Аристотеля, Плотина, Секста Эмпирика, Прокла и Николая Кузанского. Был редактором сочинений Платона (тома 1—3, 1968—1972). Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Логос (256)
...именно на неверно понятой «Поэтике» Аристотеля) основано требование так наз. «единства времени и места» в Д., т. е. 1) чтобы действительная продолжительность действия не превышала продолжительности ...в комедии, содержание которой, по Аристотелю, должно представлять «безобидную несообразность». Трагедия, в которой уничтожена причинная связь между поступком и судьбою, скорее возмущает, чем трогает зрителя, как ...
Плутарх из Херонеи (2)
Такого мнения держится и философ Аристотель. А Эврипид, называя Ипполита «питомцем непорочного Питфея»[5], показывает, сколь высоким было уважение к последнему.... Аристотель в «Государственном устройстве Боттии»[27] также совершенно ясно дает понять, что не верит, будто Минос лишал подростков жизни: они, полагает ...
Данте Алигьери. Пир. Трактаты (9)
По мысли Аристотеля в восьмой книге "Этики", лишь тот зовется другом, чья дружба не скрыта от любимой им особы и кого любимая особа ...разумом, как, видимо, и полагает Аристотель в девятой книге "Этики"; точно так же конечной целью Философии служит то отменнейшее взаиморасположение, которое не терпит никакого нарушения или ...
Плутарх из Херонеи (163)
...и в Дельфах (так пишет Аристотель), а также на Истме (так пишет Фаворин в I книге "Записок"). Он отличался твердостью убеждений и приверженностью к демократии.... По словам Аристотеля, женат он был дважды: первый раз — на Ксантиппе, от которой, у него был сын Лампрокл, и во второй раз — на ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (112)
Аристотель (Met. I 3 – 8) так и рассматривает физические элементы ранней классики как постепенно растущее учение о материи. Но Аристотелю не нужно приписывать такого взгляда, ...
АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (142) ...искусства историчны, они живут в истории, видоизменяясь в своем внутреннем эйдосе в зависимости от условий человеческой ... Аристотель, Платон, Сократ, Цицерон, Плутарх, Сенека, Ницше, Соловьёв, Лосев, и т. д. ПСИХОЛОГИЯ. Фрейд, Фромм, Юнг, Рубинштейн, и т. д. РИТОРИКА.
ПЕРИПАТЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА
...лекционным залом, — обозначение философской школы Аристотеля. Данная галерея и сад, окружавший ее, была куплена Феофрастом и впоследствии завещана им П.Ш. Изложение своего учения Аристотель осуществлял здесь.
«Частные науки» весьма существенно отличаются от «первой философии» и в гносеологическом отношении, т. е. по познавательным средствам и типу знания. Они познают сущность предметов того или иного отдельного рода или области бытия прежде всего «с помощью чувственного восприятия или, принявши ее как гипотезу, вслед за тем с большей или меньшей строгостью доказывают из нее необходимые свойства того рода, о котором у них идет речь». Таким образом, знание, свойственное всем «частным наукам», необходимо связано с чувственными восприятиями, посредством которых дается исследуемый предмет, оно является гипотетическим, предположительным, а следовательно, и предпосылочным. В противоположность этому в пределах «первой философии» познание, во-первых, ведется исключительно средствами разумного мышления, без всякой опоры на данные органов чувств. Следуя Платону, Аристотель трактует философское познание как чисто умозрительное, теоретико-спекулятивное. И во-вторых, поскольку философское познание есть прежде всего познание первых начал или же высших причин всего сущего, сущего как такового, обладающего характером вечного и необходимого бытия, это познание является беспредпосылочным, непредположительным и в этом смысле абсолютным. Философское знание, связанное с познанием последних оснований сущего как такового, будучи наиболее точным, универсальным и глубоким, выражает собой, согласно Аристотелю, истину в высшей, последней инстанции. Попутно отметим, что, проводя гносеологическое различие между философским познанием и познанием, свойственным «частным наукам», Аристотель формулирует в трансформированном (расширенном и углубленном) виде тезис Платона о предпосылочности всякого специального знания и неразрывной его связи с чувственно-эмпирической основой, посредством которой дается содержание, исследуемое в специальных дисциплинах, с одной стороны, и о бес-предпосылочности (абсолютности) философского знания, вырабатываемого исключительно средствами разума, теоретического мышления, — с другой.
Входя глубже в рассмотрение характера познания, осуществляемого в «частных науках», Аристотель справедливо признает, что все эти науки помимо того, что они имеют чувственный источник своего знания, используют и рациональное мышление, поскольку все они в той или иной мере стремятся доказывать свои положения, а следовательно, применять лежащие в основе доказательств общие исходные принципы. Однако доказательство составляет существеннейшую основу философского познания, орудием которого является исключительно разумное мышление. Поскольку доказательство используется как в философском, так и в частнонаучном познании, постольку возникает вопрос: должна ли исследовать начала, принципы доказательств одна наука, и если одна, то какая именно, или же исследованием принципов доказательств (а также их видов) должны заниматься все науки, которые в той или иной мере используют доказательства в своем познании? «Равным образом, — пишет в этой связи Аристотель, — представляется спорным и вопрос о началах доказательства, — имеется ли здесь одна наука или больше (их). Началами доказательства я называю (при этом) общепринятые положения, из которых все исходят при доказательствах, например, положение, что все необходимо или утверждать или отрицать и что невозможно одновременно быть и не быть, а также и все другие положения этого рода; (и вот) — занимается ли этими положениями и сущностью одна наука или же — другая, и если не одна, то которою из них надо признать ту, что мы стараемся установить сейчас?». Смысл аристотелевского вопроса состоит, на наш взгляд, в следующем: должна ли начала всякого доказательства исследовать сама «первая философия», предметом которой является познание сущности, или этим должна заниматься некоторая другая, отличная от «первой философии», но тем не менее общая наука, или же они должны исследоваться всеми «частными науками», поскольку все они так или иначе применяют доказательства при познании своих предметов?
Ввиду исключительной важности решения этого вопроса для адекватного понимания аристотелевской концепции взаимоотношения философии и «частных наук» обратимся к рассуждениям самого Стагирита. Он пишет: «Полагать, что с ними (началами доказательств. — А. Н.) имеет дело одна наука, нет достаточных оснований. В самом деле, почему уразумение этих положений в большей мере составляет задачу геометрии, (скажем), нежели какой угодно (другой) науки? Поэтому если оно в одинаковой мере составляет задачу всякой отдельной науки, а в то же время входить в круг деятельности всех наук не может, тогда познание этих начал (одинаково) не является делом как всех прочих наук, так и той, которая познает сущности. Кроме того, как может существовать наука о таких началах? Что представляет собою каждое из них, — это мы знаем и теперь (по крайней мере и другие искусства применяют эти начала как (начала уже) известные). А если по отношению к ним существует наука, которая (для них) дает доказательства, тогда должен будет существовать некоторый общий род, лежащий в основе (этой науки), и одни из этих начал будут (известными) свойствами этого рода, а другие — аксиомами (ибо не может существовать доказательства для всего (без исключения)): дело в том, что (всякое) доказательство должно даваться исходя от чего-нибудь, по отношению к чему-нибудь и •(для обоснования) чего-нибудь. Таким образом, выходит, что вся совокупность того, что доказывается, принадлежит к одному (общему) роду; ибо все доказывающие науки применяют аксиомы. Но если наука о сущности и наука о началах доказательства различны, то (спрашивается): какая из них главнее и первее по своей природе? Ведь аксиомы обладают наивысшей степенью общности и представляют начала всего. И если не дело философа, то чье же еще — рассмотреть, что по отношению к ним — правда и что — ложь?» [там же].
Не разрешенный до конца в пределах «Метафизики» этот существеннейший вопрос получает свое окончательное разрешение в «Топике» — важной части аристотелевского «органона». Здесь Аристотель обосновывает необходимость существования диалектики, общей, высшей науки логического характера, имеющей своим предметом исследование не только начал всякого доказательства, но и принципов отдельных, «частных», наук. Понятая таким образом диалектика составляет предельно общий и глубокий теоретический фундамент всех «частных наук». Согласно Аристотелю, диалектическая логика (диалектика) «нужна для [суждения] о принципах отдельных наук. Ведь о них невозможно ничего сказать на основании особенных принципов той или иной науки, так как принципы сами стоят в начале всего; здесь поэтому нужно разбирать (dielthein) каждый принцип с помощью вероятностных суждений. И это специфическая (idion) и самая существенная (malista oiceion) задача диалектики. Являясь исследованием и оценкой (exetastice oysa), она служит методом (hodon echei) рассмотрения начал всех наук».
Аристотель, следовательно, считает, что «частные науки» сами по себе в принципе не в состоянии судить о собственном содержании, т. е. они лишены возможности собственными средствами дать объективный анализ и оценку своих начал, методов и развиваемых на их основе следствий более частного характера. Эта задача, связанная с осуществлением, выражаясь современным языком, рефлексивной функции над «частными науками», входит в компетенцию особой философской дисциплины — диалектики, обсуждающей первые начала и основы «частных наук» посредством анализа лежащих в их основе предположений, анализа, осуществляющегося с различных точек зрения, «топов». В соответствии с этим топика есть учение о методе, «благодаря которому мы можем построить при помощи вероятных положений выводы по каждой предложенной нами проблеме».
Надточаев А. С
АБСТРАКЦИЯ
...понятие об абстракции восходит к Аристотелю, согласно которому абстрагирование – это метод намеренно одностороннего изучения реальности, субъективный прием мысленного разделения целого и полагание отдельно сущими его частей.... Наука же, по Аристотелю, исследует общее, а общее познается посредством абстракции. Поэтому абстракция не только является основной предпосылкой научного познания, но и «создает науку».
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (113)
...приписывает не кто иной, как Аристотель. Согласно Аристотелю (Phys. IV 2, 209b II – 210a 1), то, что занимает определенное место, то есть всякая пространственная вещь, существует ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (65)
...время как у Платона и Аристотеля на первый план будет выдвигаться другой рефлективный момент, а именно момент идеи в противоположность материи. И объединяться материя и идея будут у Платона и Аристотеля тоже не мифологически, но рефлективно.
Формы правления, политические режимы и системы
Автократия
Анархия
Аристократия
Бюрократия
Геронтократия
Демархия
Демократия
Имитационная демократия
Либеральная демократия
Представительная демократия
Прямая демократия
Буржуазная демократия
Деспотизм
Джамахирия
Диархия
Диктатура
Военная диктатура
Фашистская диктатура
Диктатура пролетариата
Нацистская диктатура
Идеократия
Изократия
Клептократия
Коммуна
Корпоратократия
Критархия
Критократия
Марионеточное государство
Матриархат
Меритократия
Милитократия
Монархия
Абсолютная монархия
Самодержавие
Всемирная монархия
Выборная монархия
Конституционная монархия
Дуалистическая монархия
Парламентарная монархия
Сословно-представительная монархия
Феодальная монархия
Вотчинная монархия
Раннефеодальная монархия
Ханство (каганат)
Царизм
Ноократия
Однопартийная система
Олигархия
Охлократия
Патриархат
Вождество
Плутократия
Республика
Народная республика
Парламентская республика
Президентская республика
Смешанная республика
Советская республика
Талассократия
Теллурократия
Теократия
Технократия
Тимократия
Тирания
Тоталитаризм
Хунта
Этнократия
Логос (647)
...учреждения; но это противоречит свидетельству Аристотеля (в «Афинской Политии»). Со смертью Эфиальта (462 — 461 г.) руководство демократической партией перешло к П...., а Клеофонту, по словам Аристотеля (в «Аф. Пол.»), впервые введшему диобелию (в конце V в.). При П. получила большое развитие система колоний и клерухий, служивших ...
Логос (853)
Аристотель (в «Политике») говорит, что число спартиатов в эпоху наибольшей силы С. принималось в десять тысяч, но сам он не высказывается ... В следующем столетии Аристотель (в «Политике») рисует такую картину экономического состояния С.: земля находится в руках немногих, причем у одних ее очень много, у ...
А.Ф.Лосев ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ РАННЯЯ КЛАССИКА (78)
...вещей, об этом выразительно говорит Аристотель (67 А 9 ср. 68 А 35). Исходя из того, что чувственные явления "противоположны и бесконечно разнообразны", Аристотель отмечает, что атомы оказываются полной ...
ПИСЬМО
было концептуально сформулировано у Аристотеля: согласно Деррида, "для Аристотеля слова сказанные являются символами мысленного опыта, тогда как письменные знаки есть лишь символы слов произнесенных.
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (153)
...339 – 370), также и у Аристотеля (ИАЭ IV 225 – 237). Тексты Платона и Аристотеля на эту тему являются основополагающими для всей античности.
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (219)
Аристотель. Демосфен. Исократ а) Если коснуться современников Платона, то в мировосприятии Аристотеля тело – это понятие чисто физиологическое, биологическое, зоологическое, одинаковое в ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (34)
...рассуждений или из комментариев к Аристотелю. Его внутреннее самочувствие, пожалуй, лучше всего характеризуется его собственным сравнением самого себя со знаменитым стоиком Сенекой при дворе Нерона....глубоко вникал в Платона и Аристотеля и давал мастерские анализы их произведений. Силою своего таланта он обратил на себя внимание Теодориха и научной деятельностью достиг большой ...
Теология (4)
АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (62) Больше того, само толкование теологии Платона, согласно которому существует якобы иерархия бытия с богом в ее ... Аристотель, Платон, Сократ, Цицерон, Плутарх, Сенека, Ницше, Соловьёв, Лосев, и т. д. ПСИХОЛОГИЯ. Фрейд, Фромм, Юнг, Рубинштейн, и т. д. РИТОРИКА.
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. СОФИСТЫ. СОКРАТ. ПЛАТОН (89)
Аристотель, упоминая в своем определении трагедии о страхе и сострадании, ничего не говорит о том, как он понимает страх и как ...упоминается в определении трагедии у Аристотеля и который у него тоже никак не разъяснен. Но является ли таким катарсисом та обезболивающая улыбка, которая сквозит у Платона ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (14)
...греческих философов, особенно Платона и Аристотеля. Сохранились свидетельства, и главное из них – свидетельство Боэция, что Претекстат блистательно перевел парафраз Фемистия первой и второй "Аналитик" Аристотеля7....источником Претекстата был, скорее всего, Аристотель. Недаром даже у Боэция, считавшего себя продолжателем Претекстата, мы находим не столько неоплатонизм плотиновского толка, сколько самостоятельную форму аристотелевского усложненного ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (61)
Аристотель доказывает такую теорию. Все общее есть рабовладелец в отношении всего частного. Если единичное подчинено общему, значит, единичное есть раб, а ...образом, вся мировая система, по Аристотелю, есть система рабовладельческая. Рабовладение связано с чувственно материальным космологизмом. Еще раз оговорюсь: все сказанное сейчас выражено в общем виде; чтобы ...
Данте Алигьери. Пир. Трактаты (14)
...области, где прозвучало божественное суждение Аристотеля, следует, как мне кажется, пренебречь всякими иными суждениями, я, попытавшись определить сущность каждой добродетели, проследую дальше, обсудив их вкратце в ...здравый смысл, нравственной добродетелью, однако Аристотель причисляет ее к добродетелям интеллектуальным, так как она водительница добродетелей нравственных и указует им путь, на котором они складываются и ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (210)
...того же Ксенофонта и у Аристотеля. б) В "Истории Греции" Ксенофонт несколько раз говорит о каких то caloi cagathoi, общественно политическое значение которых не вполне ясно....привлечь до некоторой степени и Аристотеля, занимающего, по крайней мере в "Политике", определенно умеренно либеральную позицию. Ставя вопрос о наилучшей политической форме, Аристотель рассуждает так: "Если ...
Плутарх из Херонеи (82)
...Абдер и философа Каллисфена – родственника Аристотеля. Каллисфен пытался кроткой и ласковой речью смягчить горе царя, а Анаксарх, который с самого начала пошел в философии особым путем ...Гермиппа, об этом случае рассказал Аристотелю Стреб, чтец Каллисфена. Гермипп добавляет, что Каллисфен почувствовал недовольство царя и, прежде чем выйти из зала, два или три раза ...
Теология (7)
АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (125) ...философии на физику, математику и теологию (Met. VI 2; 11 7) гармония, то есть теоретическая музыка, ... Аристотель, Платон, Сократ, Цицерон, Плутарх, Сенека, Ницше, Соловьёв, Лосев, и т. д. ПСИХОЛОГИЯ. Фрейд, Фромм, Юнг, Рубинштейн, и т. д. РИТОРИКА.
Теология (8)
...противника, доктора теологии Нундиниуса, защищавшего Аристотеле Птолемеево миросозерцание. Несомненно, Бруно проповедовал свое учение со страстным красноречием и вызвал целую бурю негодования среди оксфордских ......Аристотель, Платон, Сократ, Цицерон, Плутарх, Сенека, Ницше, Соловьёв, Лосев, и т. д. ПСИХОЛОГИЯ. Фрейд, Фромм, Юнг, Рубинштейн, и т. д. РИТОРИКА.
Данте Алигьери. Пир. Трактаты (13)
А потому Аристотель, возражая поэту Симониду, и говорит в десятой книге "Этики", что "человек должен как можно больше стремиться к вещам Божественным".... И Аристотель, вне всякого сомнения, сильно посмеялся бы, услышав, что человеческому роду приписываются два различных вида, как лошадям или ослам; ведь, да ...
Плутарх из Херонеи (172)
...Абдер и философа Каллисфена родственника Аристотеля. Каллисфен пытался кроткой и ласковой речью смягчить горе царя, а Анаксарх, который с самого начала пошел в философии особым путем ...Гермиппа, об этом случае рассказал Аристотелю Стреб, чтец Каллисфена. Гермипп добавляет, что Каллисфен почувствовал недовольство царя и, прежде чем выйти из зала, два или три раза ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. СОФИСТЫ. СОКРАТ. ПЛАТОН (115)
...толку критика платоновских идей у Аристотеля, который сам бессознательно пользовался тончайшими диалектическими методами, но тем не менее принципиально не мог находить во взаимоотношении идей и вещей, ... Как известно,Аристотель выдвигает закон противоречия (мы бы сказали, скорее, закон непротиворечия) в качестве основы всякого философского рассуждения.
А.Ф.Лосев ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ РАННЯЯ КЛАССИКА (3)
...самое можно сказать и об Аристотеле, если иметь в виду его учение о Перводвигателе. Аристотель, критикующий Платона, нисколько не смущается выдвигать учение о том, что он ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (144)
Идея Термин этот представлен у Аристотеля гораздо беднее и слабее. Имеется, прежде всего, довольно большое количество текстов с пониманием идеи как чувственно воспринимаемого внешнего вида.... Таковых текстов можно найти уАристотеля не меньше полутора десятков (De coel. I 1, 268a 21; 8, 276 b 2; II 2, 285a 24).
Логос (236)
Аристотель упоминает о нем тоже всегда с уважением. По разностороннему и обширному знанию в Д. можно видеть предшественника Аристотеля. Подробности его биографии неизвестны.
АПЕЙРОН
...этого свойства (Парменид, Зенон Элейский, Аристотель), так и атрибутивной характеристике космоса в целом (Мелисс Самосский). Осуществляя анализ содержания понятия А. в предшествующей философской традиции, Аристотельподчеркивал, что все его предшественники ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (36)
...части Боэций здесь излагает самого Аристотеля, его учеников Феофраста и Евдема и других комментаторов Аристотеля. Более оригинальным произведением является его трактат о гипотетических силлогизмах, он сложен ...
А.Ф.Лосев ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ РАННЯЯ КЛАССИКА (80)
Ученик Аристотеля Теофраст оставил подробное изложение учения Демокрита о цветах с обширной его критикой. Эти материалы в издании Дильса занимают до десятка ...глаза в специальном трактате псевдо Аристотеля "О цветах") объясняются именно этой "телесной" установкой. Если отнестись к этой установке со всей серьезностью, мы сразу получаем разгадку того ...
А.Ф.Лосев ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ РАННЯЯ КЛАССИКА (39)
...ни с Платоном, ни с Аристотелем, постольку возникает потребность в каком нибудь другом термине, тоже близко связанным с этой эстетикой, но не столь уже общим....пригодиться другой термин Платона и Аристотеля, тоже имеющий значение "идея". Это – "эйдос". Поэтому эстетику Платона и Аристотеля мы назовем эйдологической. Космос и здесь, на третьей ступени ...
НАШИ КУМИРЫ.
Аристотель, Платон, Сократ, Цицерон, Плутарх, Сенека, Ницше, Соловьёв, Лосев, и т. д. ПСИХОЛОГИЯ. Фрейд, Фромм, Юнг, Рубинштейн, и т. д. РИТОРИКА.
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (77)
...в связи с чем у Аристотеля возникло представление даже о некоем "общем чувствилище", coinon aisthëterion (De iuvent. et senekt. 1, 467b 28; 3, 469a 12)....познавательной оценке чувственного восприятия занимал Аристотель, которому принадлежит основательное рассуждение на эту тему (De an. II 5, III 1 – 3). Мы бы отметили, что ощущение у ...
Плутарх из Херонеи (131) Указатель имен
354—300), ученик Аристотеля, исследователь музыки, автор биографий поэтов и философов – Лик., 31; Тим., 15; Ар., 27; Ал., 4. Аристомах, тиранн Аргоса – Арат, 25.... Аристотель, аргивянин, друг Арата – Кл., 20; Арат, 44. АристотельСтагирский (384—322), философ – Тес., 3, 16, 25; Лик.
ТЕЛЕОЛОГИЯ
В метафизике Аристотеля идея целевой причины обретает свое категориальное выражение: телос фиксируется им как предназначение (имманентная цель) существования как отдельных предметов, так и Космоса в целом. ВыделениеАристотелем материальной, формальной, действующей и целевой ...
Логос (176)
...учение перипатетиков, основанное на философии Аристотеля, искаженное переписчиками и толкователями. Метод перипатетиков для объяснения явлений природы был следующий . Прежде всего исходили из гипотез или положений, прямо почерпнутых из сочинений Аристотеля и из них, путем силлогизмов, ...
Ф. ЭНГЕЛЬС (71)
...также и Греция, и еще Аристотель заметил, что общение с рабами деморализует граждан, не говоря уже о том, что рабы делают для граждан труд невозможным.
Логос (209)
Афинская Полития Аристотеля, по времени составления относящаяся ко второй половине IV в. до Р. Х. и дошедшая до нас на папирусе конца I ...истечении срока службы — составлялся ареопаг» (Аристотель). Тот же совет ареопагитов назначал годичных архонтов на должность. VII веку принадлежит и разделение Аттики на 48 участков (навкрарий), по ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (92)
...всего прочего" (B 13), и Аристотель довольно красочно и подробно изображает это пифагорейское воззрение на всеобщую творческую силу числа (B 4. 5....в то время как у Аристотеля речь будет идти об элементах в самом широком смысле слова, то есть и в математическом и вообще в понятийном смысле.
Москва
Аристотель, Платон, Сократ, Цицерон, Плутарх, Сенека, Ницше, Соловьёв, Лосев, и т. д. ПСИХОЛОГИЯ. Фрейд, Фромм, Юнг, Рубинштейн, и т. д. РИТОРИКА.
Политика
Аристотель, Платон, Сократ, Цицерон, Плутарх, Сенека, Ницше, Соловьёв, Лосев, и т. д. ПСИХОЛОГИЯ. Фрейд, Фромм, Юнг, Рубинштейн, и т. д. РИТОРИКА.
Логос (1054)
...в материи; в этом смысле Аристотель Э. отожествляет с формою, а материю — с возможностью. Движение Аристотель называет реализацией или Э. возможности, так как в движении осуществляется ...
А.Ф.Лосев ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ РАННЯЯ КЛАССИКА (43)
...дошли только произведения Платона и Аристотеля, то на изучении эстетической терминологии этих философов только и можно составить себе ясное представление об античной теории пропорций....был более высокого масштаба, чемАристотель, но, во первых, потому, что Платон занимался пропорциями гораздо больше, чем Аристотель, и, во вторых, потому, что его диалоги гораздо ...
ЭЙДОС
В философии Аристотеля Э. мыслится как имманентный материальному субстрату объекта и неотделимый от последнего (в 19 в. этот акцент установки Аристотеля получил название гилеморфизма).
Лосев Алексей Фёдорович
...идеализма от Сократа, Платона и Аристотеля до мистической апофатики Плотина и неоплатоников. Постепенно у Лосева появился круг учеников и последователей среди молодых учёных....вере, проповедуя имяславие Автор переводов Аристотеля, Плотина, Секста Эмпирика, Прокла и Николая Кузанского. Был редактором сочинений Платона (тома 1—3, 1968—1972). Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Логос (256)
...именно на неверно понятой «Поэтике» Аристотеля) основано требование так наз. «единства времени и места» в Д., т. е. 1) чтобы действительная продолжительность действия не превышала продолжительности ...в комедии, содержание которой, по Аристотелю, должно представлять «безобидную несообразность». Трагедия, в которой уничтожена причинная связь между поступком и судьбою, скорее возмущает, чем трогает зрителя, как ...
Плутарх из Херонеи (2)
Такого мнения держится и философ Аристотель. А Эврипид, называя Ипполита «питомцем непорочного Питфея»[5], показывает, сколь высоким было уважение к последнему.... Аристотель в «Государственном устройстве Боттии»[27] также совершенно ясно дает понять, что не верит, будто Минос лишал подростков жизни: они, полагает ...
Данте Алигьери. Пир. Трактаты (9)
По мысли Аристотеля в восьмой книге "Этики", лишь тот зовется другом, чья дружба не скрыта от любимой им особы и кого любимая особа ...разумом, как, видимо, и полагает Аристотель в девятой книге "Этики"; точно так же конечной целью Философии служит то отменнейшее взаиморасположение, которое не терпит никакого нарушения или ...
Плутарх из Херонеи (163)
...и в Дельфах (так пишет Аристотель), а также на Истме (так пишет Фаворин в I книге "Записок"). Он отличался твердостью убеждений и приверженностью к демократии.... По словам Аристотеля, женат он был дважды: первый раз — на Ксантиппе, от которой, у него был сын Лампрокл, и во второй раз — на ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (112)
Аристотель (Met. I 3 – 8) так и рассматривает физические элементы ранней классики как постепенно растущее учение о материи. Но Аристотелю не нужно приписывать такого взгляда, ...
РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
Похожие материалы
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.