- 19.04.2012
- 2343 Просмотра
- Обсудить
Психология (5)\Психология (3)\Психология (2)\Психология (1)\Психология (4)\
Психология (6)\Психология (7)\Психология (8)\Психология (9)\Психология (10)
| ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОАНАЛИЗ | ПСИХОЛОГИЯ | ПСИХИКА | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ |
РИТОРИКА | МИФ | МИФОЛОГИЯ | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ | ФИЛОСОФ | ПСИХОЛОГ | ПОЭТ | ПИСАТЕЛЬ | ЮНГ | ФРОММ
ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ | DICTIONARY LEXICON | LITERATURE | ПОНЯТИЕ (1) (10) (6) (2) (7) (5) (9) (3) (4) (8)
РИТОРИКА | КРАСНОРЕЧИЕ | РИТОРИЧЕСКИЙ | ОРАТОР | ОРАТОРСКИЙ | СЛЕНГ | ФЕНЯ | ЖАРГОН | АРГО | РЕЧЬ ( 1 )
ФИЛОСОФИЯ | (1) (2) (3) (7) (10) (5) (8) (6) (9) (4) | ФИЛОСОФИЯ
АРИСТОТЕЛЬ
Аристотель (1)\Аристотель (3)\Аристотель (2)\Аристотель (7)\Аристотель (8)
Аристотель (6)\Аристотель (9)\Аристотель (4)\Аристотель (5)\Аристотель (10)
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (101)
...раз убеждались, представитель поздней классики Аристотель немногим отличается от Платона, но он резко отличается от него в отношении метода как философского, так и внешне стилистического....большими категориями всегда значительной общности, Аристотель предпочитает анализировать и описывать всякого рода подробности, выискивать мельчайшие детали и тратить огромное время на их характеристику.
Эстетика (4)
Энциклопедичность Аристотеля есть не только и не столько следствие его обширного ума и любознательности, сколько своеобразный научный метод....... АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (99) ...будучи представителем дистинктивной и дескриптивной эстетики, он много думал – или должен был думать – о характере каждого ...
В зависимости от целей, которые ставят перед собой правители государства, Аристотель различал правильные и неправильные государственные устройства:
Правильный строй — строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие:
Монархия (греч. monarchia — единовластие) — форма правления, при которой вся верховная власть принадлежит монарху.
Аристократия (греч. aristokratia — власть лучших) — форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию. Власть немногих, но более чем одного.
Полития — Аристотель считал эту форму наилучшей. Она встречается крайне «редко и у немногих». В частности, обсуждая возможность установления политии в современной ему Греции, Аристотель пришёл к выводу, что такая возможность невелика. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Полития — «средняя» форма государства, и «средний» элемент здесь доминирует во всём: в нравах — умеренность, в имуществе — средний достаток, во властвовании — средний слой. «Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй».
Неправильный строй — строй, при котором преследуются частные цели правителей:
Тирания — монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя.
Олигархия — соблюдает выгоды состоятельных граждан. Строй, при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство.
Демократия — выгоды неимущих, среди неправильных форм государства Аристотель отдавал предпочтение именно ей, считая её наиболее сносной. Демократией следует считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках.
« Отклонение от монархии даёт тиранию,
отклонение от аристократии — олигархию,
отклонение от политии — демократию.
отклонение от демократии — охлократию »
В основе всех общественных потрясений лежит имущественное неравенство. По Аристотелю, олигархия и демократия основывают своё притязание на власть в государстве на том, что имущественное — удел немногих, а свободой пользуются все граждане. Олигархия защищает интересы имущих классов. Общей же пользы ни одна из них не имеет.
При любом государственном строе общим правилом должно служить следующее: ни одному гражданину не следует давать возможность чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры. Аристотель советовал наблюдать за правящими лицами, чтобы они не превращали государственную должность в источник личного обогащения.
Отступление от права означает отход от цивилизованных форм правления к деспотическому насилию и вырождению закона в средство деспотизма. «Не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву: стремление же к насильственному подчинению, конечно противоречит идее права».
Главное в государстве — гражданин, то есть тот, кто участвует в суде и управлении, несёт военную службу и выполняет жреческие функции. Рабы исключались из политической общности, хотя должны были составлять, по мнению Аристотеля, большую часть населения.
Аристотель предпринял гигантское по масштабам исследование «конституции» — политического устройства 158 государств (из них сохранилось только одно — «Афинская полития»).
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (194)
...всякое заключение об основном принципе Аристотеля в достаточной мере спорным. И тем не менее еще никто не отказывался от формулировки этого основного принципа, почему придется и ...что, в отличие от Платона, Аристотельинтересуется не такими идеями, которые представляли бы собой нечто неподвижное и недеятельное. Аристотеля повсюду интересует, наоборот, становящийся, а именно смысловым ...
Данте Алигьери Монархия. КОММЕНТАРИИ (1)
– Эти мысли восходят к "Метафизике” Аристотеля (II, I). [c.141] 2 "Древо, которое во времени плодотворит течение водное”. – "Книга псалмов Давидовых” (I, 3). [c....4 Состояние блаженства, уже показанное Аристотелем. – Данте говорит о "Никомаховой этике Аристотеля. [c.142] 5 Старость, уже защищенная Цицероном. – Данте подразумевает известное сочинение Цицерона "О старости”.
Ф. ЭНГЕЛЬС (56)
...философия)[362] О первых философах Аристотель («Метафизика», кн. I, гл. 3) говорит, что они утверждают следующее: «То, из чего все сущее состоит, из чего, как из ... Уже Аристотель говорит, что эти древнейшие философы полагают первосущность в некотором виде материи: в воздухе и воде (и, может быть, Анаксимандр в ...
Сочинения
Многочисленные сочинения Аристотеля охватывают почти всю область доступного тогда знания, которое в его трудах получило более глубокое философское обоснование, было приведено в строгий, систематический порядок, и его эмпирический базис значительно вырос. Некоторые из этих сочинений не были выпущены им самим при жизни, а многие другие подложно ему приписаны впоследствии. Но даже некоторые места тех сочинений, которые бесспорно принадлежат ему, можно поставить под сомнение, и уже древние старались объяснить себе эту неполноту и отрывочность превратностями судьбы рукописей Аристотеля. По преданию, сохранившемуся у Страбона и Плутарха, Аристотель завещал свои сочинения Феофрасту, от которого они перешли к Нелию из Скепсиса. Наследники Нелия спрятали драгоценные рукописи от жадности пергамских царей в погреб, где они сильно пострадали от сырости и плесени. В I веке до н. э. они были проданы за высокую цену богачу и любителю книг Апелликону в самом жалком состоянии, и он постарался восстановить пострадавшие места рукописей своими собственными прибавками, но не всегда удачно. Впоследствии, при Сулле, они попали в числе прочей добычи в Рим, где Тиранниан и Андроник Родосский издали их в их нынешнем виде. По мнению некоторых исследователей, этот рассказ может быть верен только относительно очень небольшого числа второстепенных сочинений Аристотеля.
Из сочинений Аристотеля до нас не дошли написанные в общедоступной форме (экзотерические), например, «Диалоги», хотя принятое древними различие между экзотерическими и эзотерическими сочинениями не было так строго проведено самим Аристотелем и во всяком случае не означало различия по содержанию. Дошедшие до нас сочинения Аристотеля далеко не одинаковы по своим литературным достоинствам: в одном и том же сочинении одни разделы производят впечатление основательно обработанных и подготовленных для обнародования текстов, другие — более или менее подробных набросков. Наконец, есть и такие, которые заставляют предполагать, что они были только заметками учителя для предстоящих лекций, а некоторые места, как, возможно, его «Эвдемова этика», по-видимому, обязаны своим происхождением запискам слушателей или, по крайней мере, переработаны по этим запискам.
В пятой книге «Historia animalium» Аристотель упомянул о своём «Учении о растениях», которое сохранилось только в небольшом числе фрагментов. Эти фрагменты были собраны и изданы в 1838 году немецким ботаником Х. Виммером[de]. Из них можно видеть, что Аристотель признавал существование двух царств в окружающем мире: неодушевленную и живую природу. Растения он относил к одушевлённой, живой природе. По Аристотелю, растения обладают низшей ступенью развития души по сравнению с животными и человеком. Аристотель отмечал в природе растений и животных некоторые общие свойства. Он писал, например, что в отношении некоторых обитателей моря трудно решить, растения это или животные.
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. СОФИСТЫ. СОКРАТ. ПЛАТОН (22)
Для Платона и Аристотеля этой проблемы не существует. Разум у них со всеми своими идеями объективно реален, а материя со всей своей непреодолимой реальностью ... Но для Сократа, Платона и Аристотеля неразрывность, а с их точки зрения и полное тождество идеи и материи являлось единственным способом отвести и разуму с его ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (131)
Аристотель а) Аристотель, во многом используя Платона, тоже рассуждает о мимесисе весьма разносторонне и не без противоречий, но тем не менее ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (80)
Аристотель так и говорил, что Сократ занимался "индуктивными значениями слов" (epacticoys logoys) и разыскивал в них "общее" (to catholoy)....Платон), включая и позднюю классику (Аристотель). Является, конечно, весьма нелегким делом зафиксировать терминологически такое обширное философское творчество, какое мы находим у Платона и Аристотеля.
Этика (4)
наставник Аристотель в первой книге "Этики", "одна ласточка еще не делает весны"4. Таким образом, очевидно, что народный комментарий принесет некоторую пользу, ... Но здесь Аристотель пытается разграничить функции блага ... В изучаемой нами главе "Эвдемовой этики" есть и еще одна мысль, которая до некоторой степени конкретизирует ...
Сочинения, принадлежность которых Аристотелю считается сомнительной, помечены знаком *. Сочинения, которые по общему признанию исследователей Аристотелю не принадлежат, помечены знаком **.
Логика (Органон)
Категории / Κατηγοριῶν / Categoriae
Об истолковании / Περὶ ἑρμηνείας / De interpretatione
Первая аналитика / ἀναλυτικά πρότερα / Analytica priora
Вторая аналитика / ἀναλυτικά ὑστερα / Analytica posteriora
Топика / Τοπικῶν / Topica
О софистических опровержениях / Περὶ τῶν σοφιστικῶν ἐλέγχων / De sophisticis elenchis
О природе
Физика / Φυσικὴ ἀκρόασις / Physica
О небе / Περὶ οὐρανοῦ / De caelo
О возникновении и уничтожении / Περὶ γενέσεως καὶ φθορᾶς / De generatione et corruptione
Метеорологика / Τα μετεωρολογικά / Meteorologica
О душе / Περὶ ψυχῆς / De anima
Parva naturalia («Малые сочинения о природе», цикл из 7 небольших трудов)
О восприятии и воспринимаемом, др. перевод — О чувственном восприятии / Περὶ αἰσθήσεως καὶ αἰσθητῶν / De sensu et sensibilibus
О памяти и воспоминании / Περὶ μνήμης καὶ ἀναμνήσεως / De memoria et reminiscentia
О сне и бодрствовании / Περὶ ὗπνου καὶ ὶγρηγορήσεως / De somno et vigilia
О сновидении / Περὶ ἐνυπνίου / De insomniis
О толковании сновидений / Περὶ τῆς καθ΄ ὕπνον μαντικῆς / De divinatione per somnum
О долготе и краткости жизни / Περὶ μακροβιότητος καὶ βραχυβιότητος / De longitudine et brevitate vitae
О юности и старости, о жизни и смерти и о дыхании / Περὶ νεότητος καὶ γήρως καὶ ζωῆς καὶ θανάτου / De juventute et senectute, de vita et morte et de respiratione
История животных / Περὶ τὰ ζὼα ἱστορίαι / Historia animalium
О частях животных / Περὶ ζῴων μορίων / De partibus animalium
О движении животных / Περὶ ζῴων κινήσεως / De motu animalium
О способах передвижения животных / Περὶ ζῴων πορείας / De incessu animalium
О возникновении животных / Περὶ ζῴων γενέσεως / De generatione animalium
О космосе / Περὶ κόσμου / De mundo **
О дыхании / Περὶ πνεύματος / De spiritu **
О цветах / Περὶ χρωμάτων / De coloribus **
О слышимом / Περὶ ἀκουστῶν / De audibilibus **
Физиогномика / Φυσιογνωμικά / Physiognomonica **
О растениях / Περὶ φυτών / De plantis **
О чудесных слухах / Περὶ θαυμάσιων ἀκουσμάτων / De mirabilibus auscultationibus **
Механика / Μηχανικά / Mechanica **
Проблемы / Προβλήματα / Problemata **
О неделимых линиях / Περὶ ατόμων γραμμών / De lineis insecabilibus **
О направлениях и названиях ветров / Ἀνέμων θέσεις καὶ προσηγορίαι / Ventorum situs et cognomina **
О Ксенофане, Зеноне, Горгии / Περὶ Ξενοφάνους, περὶ Ζήνωνος, περὶ Γοργίου / De Xenophane, de Zenone, de Gorgia **
Метафизика
Метафизика / Μετὰ τὰ φυσικά / Metaphysica
Этика и политика
Никомахова этика / Ἠθικὰ Νικομάχεια / Ethica Nicomachea
Большая этика / Ἠθικὰ μεγάλα / Magna moralia *
Эвдемова этика / Ἠθικὰ Εὐδήμεια / Ethica Eudemia
О добродетелях и пороках / Περὶ Ἀρετῶν καὶ κακιῶν / De virtutibus et vitiis libellus
Политика / Πολιτικά /Politica
Экономика / Οἰκονομικά / Oeconomica *
Афинская полития / Ἀθηναίων πολιτεία /
Риторика и поэтика
Риторика / Ῥητορικὴ τέχνη / Ars rhetorica
Риторика к Александру / Ῥητορικὴ πρὸς Ἀλέξανδρον / Rhetorica ad Alexandrum **
Поэтика / Περὶ ποιητικῆς / Ars poetica
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (134)
...не у Платона, но у Аристотеля. а) Термин "чистый" также и у Аристотеля в массе случаев употребляется вполне бытовым образом, особенно в смысле медицинского лечения.
Плутарх из Херонеи (180)
Подобное же случилось и с Аристотелем, который проявил себя в таком несчастье достойным своего учителя Платона. После уничтожения Александром спартанцев в Грецию, как в прочие части ... Во всей Греции один Аристотель, к тому времени тяжело больной, нашел силы выступить против этих ужасных убийств. Поддерживаемый под руки учениками, он пришел на Агору ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (86)
При этом интересно, что Аристотель называет такое топологическое заключение и "диалектическим" и "риторическим". Термин "диалектика" Аристотель употребляет здесь, конечно, не в платоновском смысле слова.
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (95)
Во всем этом рассуждении Аристотеля о непрерывности заслуживает огромного интереса попытка Аристотеля понять континуум не глобально, но структурно. Только для этого и вводились у Аристотеля ...
Логос (899)
...после его смерти перешел к Аристотелю, с которым не расставался уж более, пока великий философ не покинул навсегда Афины. Жизнь Т. протекла сравнительно спокойно и счастливо....за свое красноречие получил от Аристотеляпрозвание «Theophrastos», что значить «божественный оратор»; оно заменило его первоначальное имя — Tyrtamos. Так ли это было на самом деле или ...
Эстетика (6)
...об одном теоретико литературном воззрении Аристотеля мы, кажется, можем составить некоторое представление. Каталог статей Гуманитарные науки 2011 02 18 00:33:13 А.Ф.Лосев.... АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (95) ...специфически выделенная и самостоятельно функционирующая эстетика сливается у Аристотеля с общей онтологией в единое целое. 9.
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (186)
Аристотель Аристотель, как и во многом другом, замечательно точно и метко изображает самую сущность бытия, которая была предметом античного мышления.
История (6)
...сознание эпохи Сократа, Платона и Аристотеля оставило далеко позади себя и древнегреческих – народных, национальных – богов. Каталог статей Гуманитарные науки 2011 02 18 00:33:13 А.... АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (9) Исходя из такого учения об уме, Аристотель и строит свою концепцию онтологической красоты....
История (4)
АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (111) ...могли бы дать нам для истории эстетики. Однако по крайней мере об одном теоретико литературном воззрении Аристотеля мы, кажется, можем составить некоторое ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ВЫСОКАЯ КЛАССИКА (61)
...как это прекрасно понимал уже Аристотель (А 57): "Как говорит Демокрит, все было в возможности, но не в действительности". Поскольку в результате деятельности Сократа, проповедовавшего необходимость ...критики вполне мог быть и Аристотель. Аристотель много и часто критикует учение об идеях, иной раз называя Платона, а в большинстве случаев даже и не называя ...
Онтология (3)
АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (55) ...наиболее яркое выражение не только онтологии и эстетики Аристотеля, но и его глубокого мироощущения, о чем ...
Гаспаров Михаил Леонович
Аристотель. Поэтика. // Аристотель и античная литература. М., 1978. (2 е изд.) // Аристотель. Сочинения в 4 т. (Серия «Философское наследие»). М., 1983.
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (85)
г) Аристотель (поздняя классика): красота есть энтелехийный (то есть континуально структурно энергийный) эйдос, или дистинктивно дескриптивный эйдос (в отличие от генерализирующих эйдосов ...обстоятельного определения эстетического предмета у Аристотеля, тогда он должен обратиться к нашему более специальному исследованию на эту тему (IV 581 – 638, 722 – 733).
ГиперИнфо. Словарь. А.
Аристотель АРИСТОТЕЛЬ (384—322 до н.э) — древнегреческий философ и ученый энциклопедист. Обобщил достижения современной ему физики, астрономии, биологии и ряда ...
Философия (5)
...бытие», были: Парменид; Демокрит; Платон; Аристотель. Парменид и Гераклит под бытием подразумевали весь мир. Для Демокрита бытие — это не весь мир, а основа мира.... Аристотель отверг платоновское учение об идеях как сверхъестественных и самостоятельных сущностях, не связанных с бытием отдельных вещей (чувственное бытие), и выдвинул ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (71)
...философские системы, как у Платона, Аристотеля, стоиков или неоплатоников? На первый взгляд, между социально исторической основой такого рода произведений и самими этими произведениями нельзя установить совершенно ...Аристотель о космическом рабовладении В подтверждение нашего анализа рабовладения как ведущего принципа античного мышления мы хотели бы привести мнение по этому ...
Метафизика (4)
АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (30) ...разговоров вызывает другое место из "Метафизики". Именно, в Met. XIII 3, 1078 а 32 b 5 ...становится ясным, что в "Риторике" Аристотель имел в виду исключительно ... Каталог статей Гуманитарные науки 2011 02 18 00:33:13 Николай Бердяев.
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (204)
Аристотель Терминология красоты Аристотеля тоже была рассмотрена нами выше (IV 141 – 166). Однако в данном случае мы не находим нужным производить ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (159)
Платон и Аристотель 1. Замечание о Ксенофонте При переходе от древнейшей натурфилософии к Платону и Аристотелю стоит указать, пожалуй, на один текст из ...
Ф. ЭНГЕЛЬС (2)
...все прирожденными, стихийными диалектиками, и Аристотель, самая универсальная голова среди них, уже исследовал существеннейшие формы диалектического мышления [В черновом наброске «Введения» это место было сформулировано следующим ...все прирожденными, стихийными диалектиками, и Аристотель, Гегель древнего мира, уже исследовал существеннейшие формы диалектического мышления». Ред.]. Новая философия, хотя и в ней диалектика имела блестящих представителей (...
История (3)
АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (162) ...предмете можно видеть всю его историю, все его прошлое, все его становление и, наконец, всю его ... АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (167) ...мере посвящен настоящий том нашей "Истории античной эстетики". Колонны здания могут рассматриваться чисто технически, как то, ...
Метафизика (8)
Аристотеля имеется обширное рассуждение в "Метафизике" (V 6). Кто проштудирует эту главу, тот убедится в правильности нашей характеристики Аристотеля как платоника, но только дистинктивно ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (93)
Аристотель Как мы хорошо знаем, основное отличие Аристотеля от Платона заключается в чрезвычайно внимательном и зорком отношении Аристотеля к частностям и ...
Философия (3)
...в результате смешения учения Платона, Аристотеля, стоического, пифагорейского и др. с восточной и христианской мистикой и религией. Основные идеи неоплатонизма: — мистически интуитивное познание высшего; — существование ряда ...
Философия (8)
...трансцендентальная) логика (неокантианство); — семантическая логика (Аристотель, Кюльпе, современный номинализм); — предметная логика (Ремке, Мейнонг, Дриш); — неосхоластическая логика; — феноменологическая логика; — логика как методология и логистика, находящаяся в центре ...
Маркс К. (20)
Поэтому Аристотель говорит: "Существует двоякого рода хрематистика: одна относится к торговле, другая к экономике; последняя необходима и достойна похвалы, первая основана на ...
Ф. ЭНГЕЛЬС (57)
...метафизическое с неподвижными категориями, диалектическое (Аристотель и особенно Гегель) — с текучими; доказательства, что эти неподвижные противоположности основания и следствия, причины и действия, тождества и различия, видимости ...
Эстетика (8)
АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (62) ...космический Ум, как и вся эстетика неба у него, во первых, трактует божество в абсолютном смысле слова. Но, во вторых, Аристотель выдвигает здесь вероятностные, потенциальные, топические, ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (81)
Непрерывное становление Аристотель понимает весьма разнообразно. В первую очередь это у него, конечно, чувственно материальное становление. Однако это еще далеко не все. Аристотель учит именно о смысловом становлении, ...
Метафизика (9)
...Диалектике" — излагаются логика и метафизика Аристотеля. Во второй части — "Об ересях вкратце" — предлагаются сведения о 103 ересях. В третьей части — "Точное изложение православной веры" — И.... АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (141) ...две главы из XII книги "Метафизики" говорят об этом достаточно ясно.
Метафизика (3)
АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (10) ...Уме содержится не только в "Метафизике", но и в других трактатах Аристотеля.
Внешность и привычки
По мнению греческих биографов, Аристотель страдал дефектами речи, был «коротконогий, с маленькими глазами, носил нарядную одежду и подстриженную бороду». По Элиану, Платон не одобрял ни образа жизни Аристотеля, ни его манеру одеваться: он носил пышную одежду и нарядную обувь, подстригал бороду и рисовался множеством перстней на руках. «И какая-то насмешка была на его лице, неуместная болтливость также свидетельствовала о его характере».
Старинные русские источники вторят позднеантичной рецепции, описывая Аристотеля так:
Образ же имел возраста своего средний. Глава его не велика, голос его тонок, очи малы, ноги тонки. А ходил в разноцветном и хорошем одеянии. А перстней и чепей золотых охочь был носити... а умывался в судне маслом древяным теплым
— Сказание о еллинском философе и премудром Аристотеле
.Здесь же рассказывается о том, как Аристотель, чтобы не спать слишком долго, ложился с бронзовым шаром в руке, который, падая в металлический таз, будил философа.
Издания
Первое полное издание на латинском языке с комментариями арабского философа Аверроэса появилось в 1489 году в Венеции, а первое греческое издание сделано Альдом Мануцием (5 т., Венеция, 1495-98). За этим последовало новое издание, пересмотренное Эразмом Роттердамским (Базель, 1531), потом другое, пересмотренное Сильбургом (Франкф., 1584) и многие другие. В конце XVIII века Буле сделал новое греческое и латинское издание (5 т., Цвейбрюк. и Страсб., 1791—1800). В XIX ст. иждивениями Берлинской академии приготовлено пятитомное полное издание сочинений, комментариев, схолий и фрагментов (Берл., 1831-71), которое послужило пособием и для французского издания Дидо в Париже (5 т., 1848-74).
Переводчики Аристотеля на русский язык
Алымова, Елена Валентиновна
Аппельрот, Владимир Германович
Брагинская, Нина Владимировна
Воден А. М.
Гаспаров, Михаил Леонович
Гарнцев, Михаил Анатольевич
Жебелёв, Сергей Александрович
Захаров В. И.
Иткин М. И.
Казанский А. П.
Карпов, Владимир Порфирьевич
Касторский М. Н.
Кубицкий, Александр Владиславович
Ланге, Николай Николаевич
Лебедев Андрей Валентинович
Лосев, Алексей Фёдорович
Миллер, Татьяна Адольфовна
Новосадский, Николай Иванович
Ордынский Б. И.
Первов, Павел Дмитриевич
Платонова, Надежда Николаевна
Попов П. С.
Радлов, Эрнест Леопольдович
Розанов, Василий Васильевич
Скворцов Н.
Снегирёв В.
Солопова, Мария Анатольевна
Фохт, Борис Александрович
Цыбенко, Олег Павлович
В честь Аристотеля названы:
Университет Аристотеля в Салониках;
Площадь Аристотеля в Салониках;
растение Аристотелия;
кратер на Луне;
астероид (англ. 6123 Aristoteles).
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (152)
...В своем учении о совершенстве Аристотель, как и везде, вместо платоновской диалектики занимает позицию описательства в проблеме соотношения идеи и материи. Не признавая никаких идей в отличие от вещей, Аристотельпроповедует созерцание этих идей в ...
Логос (759)
По словам Диогена Лаэртского, Аристотель приписывал изобретение Р. пифагорейцу Эмпедоклу, сочинение которого неизвестно нам даже по имени. Из слов самого Аристотеля и из других источников мы ...
Этика (6)
Аристотель в пятой книге "Никомаховой этики". Когда алчность совершенно упразднена, ничто уже не противится справедливости; отсюда положение Философа: то, что может ... АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (97) ...и от логики, и от этики, и от науки о природе.
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (215)
Но здесь Аристотель пытается разграничить функции блага и красоты, в то время как там такого разграничения не было....конкретизирует уже известную нам теорию Аристотеля о "безвредности" "похвальных благ" "просто". А именно, во вторую половину главы Аристотель вводит понятие предела, который как бы сдерживает собой ...
Риторика
Античная риторика Крупнейшие теоретики: Аристотель, Цицерон, Квинтилиан. Возникновение риторики (V в. до н. э.) По словам Диогена Лаэртского, Аристотель приписывал изобретение риторики пифагорейцу Эмпедоклу, сочинение ...
Плутарх из Херонеи (79)
Поэтому царь призвал Аристотеля[8], самого знаменитого и ученого из греческих философов, а за обучение расплатился с ним прекрасным и достойным способом: Филипп восстановил ...самим разрушенный город Стагиру, откудаАристотель был родом, и возвратил туда бежавших или находившихся в рабстве граждан. Для занятий и бесед он отвел Аристотелю и Александру ...
Этика (3)
Как и Аристотель, Фома Аквинский также занимал позицию, отличную от современного понимания активности.... В своей "Этике" Спиноза проводит различие между активностью и пассивностью (...Аристотель в пятой книге "Никомаховой этики”. Когда алчность совершенно упразднена, ничто уже не противится справедливости; отсюда положение Философа: то, что может ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (74)
Аристотель а) Он облегчил для нас исследование термина archë. Именно, в V книге его "Метафизики" мы находим перечисление целых шести значений ...видно, что главную роль принципов Аристотель находит в процессах познания, а в этих процессах самым главным он считает движение и структуру этого движения.
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (145)
Поздняя классика Аристотель поражает своей скудостью в определении симметрии. Собственно говоря, у него и вообще нет никакого определения этой категории.... Но, по Аристотелю, симметрия понимается также и чисто физически. Здоровье, например, определяется у него как симметрия (соразмерность) теплого и холодного (Phys.
Джордано Бруно (4)
Университет в Тулузе, господство Аристотеля и схоластики. Париж. Король Генрих III. Мистик Раймунд Луллий. Книга Бруно "Тени идей". Переселение в Англию. Мишель де Кастельно....читал лекции о трех книгах Аристотеля, о душе и на другие философские темы. "Студенты университета, говорит хроникер того времени, вставали в четыре часа утра, слушали обедню, ...
...раз убеждались, представитель поздней классики Аристотель немногим отличается от Платона, но он резко отличается от него в отношении метода как философского, так и внешне стилистического....большими категориями всегда значительной общности, Аристотель предпочитает анализировать и описывать всякого рода подробности, выискивать мельчайшие детали и тратить огромное время на их характеристику.
Эстетика (4)
Энциклопедичность Аристотеля есть не только и не столько следствие его обширного ума и любознательности, сколько своеобразный научный метод....... АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (99) ...будучи представителем дистинктивной и дескриптивной эстетики, он много думал – или должен был думать – о характере каждого ...
В зависимости от целей, которые ставят перед собой правители государства, Аристотель различал правильные и неправильные государственные устройства:
Правильный строй — строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие:
Монархия (греч. monarchia — единовластие) — форма правления, при которой вся верховная власть принадлежит монарху.
Аристократия (греч. aristokratia — власть лучших) — форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию. Власть немногих, но более чем одного.
Полития — Аристотель считал эту форму наилучшей. Она встречается крайне «редко и у немногих». В частности, обсуждая возможность установления политии в современной ему Греции, Аристотель пришёл к выводу, что такая возможность невелика. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Полития — «средняя» форма государства, и «средний» элемент здесь доминирует во всём: в нравах — умеренность, в имуществе — средний достаток, во властвовании — средний слой. «Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй».
Неправильный строй — строй, при котором преследуются частные цели правителей:
Тирания — монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя.
Олигархия — соблюдает выгоды состоятельных граждан. Строй, при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство.
Демократия — выгоды неимущих, среди неправильных форм государства Аристотель отдавал предпочтение именно ей, считая её наиболее сносной. Демократией следует считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках.
« Отклонение от монархии даёт тиранию,
отклонение от аристократии — олигархию,
отклонение от политии — демократию.
отклонение от демократии — охлократию »
В основе всех общественных потрясений лежит имущественное неравенство. По Аристотелю, олигархия и демократия основывают своё притязание на власть в государстве на том, что имущественное — удел немногих, а свободой пользуются все граждане. Олигархия защищает интересы имущих классов. Общей же пользы ни одна из них не имеет.
При любом государственном строе общим правилом должно служить следующее: ни одному гражданину не следует давать возможность чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры. Аристотель советовал наблюдать за правящими лицами, чтобы они не превращали государственную должность в источник личного обогащения.
Отступление от права означает отход от цивилизованных форм правления к деспотическому насилию и вырождению закона в средство деспотизма. «Не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву: стремление же к насильственному подчинению, конечно противоречит идее права».
Главное в государстве — гражданин, то есть тот, кто участвует в суде и управлении, несёт военную службу и выполняет жреческие функции. Рабы исключались из политической общности, хотя должны были составлять, по мнению Аристотеля, большую часть населения.
Аристотель предпринял гигантское по масштабам исследование «конституции» — политического устройства 158 государств (из них сохранилось только одно — «Афинская полития»).
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (194)
...всякое заключение об основном принципе Аристотеля в достаточной мере спорным. И тем не менее еще никто не отказывался от формулировки этого основного принципа, почему придется и ...что, в отличие от Платона, Аристотельинтересуется не такими идеями, которые представляли бы собой нечто неподвижное и недеятельное. Аристотеля повсюду интересует, наоборот, становящийся, а именно смысловым ...
Данте Алигьери Монархия. КОММЕНТАРИИ (1)
– Эти мысли восходят к "Метафизике” Аристотеля (II, I). [c.141] 2 "Древо, которое во времени плодотворит течение водное”. – "Книга псалмов Давидовых” (I, 3). [c....4 Состояние блаженства, уже показанное Аристотелем. – Данте говорит о "Никомаховой этике Аристотеля. [c.142] 5 Старость, уже защищенная Цицероном. – Данте подразумевает известное сочинение Цицерона "О старости”.
Ф. ЭНГЕЛЬС (56)
...философия)[362] О первых философах Аристотель («Метафизика», кн. I, гл. 3) говорит, что они утверждают следующее: «То, из чего все сущее состоит, из чего, как из ... Уже Аристотель говорит, что эти древнейшие философы полагают первосущность в некотором виде материи: в воздухе и воде (и, может быть, Анаксимандр в ...
Сочинения
Многочисленные сочинения Аристотеля охватывают почти всю область доступного тогда знания, которое в его трудах получило более глубокое философское обоснование, было приведено в строгий, систематический порядок, и его эмпирический базис значительно вырос. Некоторые из этих сочинений не были выпущены им самим при жизни, а многие другие подложно ему приписаны впоследствии. Но даже некоторые места тех сочинений, которые бесспорно принадлежат ему, можно поставить под сомнение, и уже древние старались объяснить себе эту неполноту и отрывочность превратностями судьбы рукописей Аристотеля. По преданию, сохранившемуся у Страбона и Плутарха, Аристотель завещал свои сочинения Феофрасту, от которого они перешли к Нелию из Скепсиса. Наследники Нелия спрятали драгоценные рукописи от жадности пергамских царей в погреб, где они сильно пострадали от сырости и плесени. В I веке до н. э. они были проданы за высокую цену богачу и любителю книг Апелликону в самом жалком состоянии, и он постарался восстановить пострадавшие места рукописей своими собственными прибавками, но не всегда удачно. Впоследствии, при Сулле, они попали в числе прочей добычи в Рим, где Тиранниан и Андроник Родосский издали их в их нынешнем виде. По мнению некоторых исследователей, этот рассказ может быть верен только относительно очень небольшого числа второстепенных сочинений Аристотеля.
Из сочинений Аристотеля до нас не дошли написанные в общедоступной форме (экзотерические), например, «Диалоги», хотя принятое древними различие между экзотерическими и эзотерическими сочинениями не было так строго проведено самим Аристотелем и во всяком случае не означало различия по содержанию. Дошедшие до нас сочинения Аристотеля далеко не одинаковы по своим литературным достоинствам: в одном и том же сочинении одни разделы производят впечатление основательно обработанных и подготовленных для обнародования текстов, другие — более или менее подробных набросков. Наконец, есть и такие, которые заставляют предполагать, что они были только заметками учителя для предстоящих лекций, а некоторые места, как, возможно, его «Эвдемова этика», по-видимому, обязаны своим происхождением запискам слушателей или, по крайней мере, переработаны по этим запискам.
В пятой книге «Historia animalium» Аристотель упомянул о своём «Учении о растениях», которое сохранилось только в небольшом числе фрагментов. Эти фрагменты были собраны и изданы в 1838 году немецким ботаником Х. Виммером[de]. Из них можно видеть, что Аристотель признавал существование двух царств в окружающем мире: неодушевленную и живую природу. Растения он относил к одушевлённой, живой природе. По Аристотелю, растения обладают низшей ступенью развития души по сравнению с животными и человеком. Аристотель отмечал в природе растений и животных некоторые общие свойства. Он писал, например, что в отношении некоторых обитателей моря трудно решить, растения это или животные.
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. СОФИСТЫ. СОКРАТ. ПЛАТОН (22)
Для Платона и Аристотеля этой проблемы не существует. Разум у них со всеми своими идеями объективно реален, а материя со всей своей непреодолимой реальностью ... Но для Сократа, Платона и Аристотеля неразрывность, а с их точки зрения и полное тождество идеи и материи являлось единственным способом отвести и разуму с его ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (131)
Аристотель а) Аристотель, во многом используя Платона, тоже рассуждает о мимесисе весьма разносторонне и не без противоречий, но тем не менее ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (80)
Аристотель так и говорил, что Сократ занимался "индуктивными значениями слов" (epacticoys logoys) и разыскивал в них "общее" (to catholoy)....Платон), включая и позднюю классику (Аристотель). Является, конечно, весьма нелегким делом зафиксировать терминологически такое обширное философское творчество, какое мы находим у Платона и Аристотеля.
Этика (4)
наставник Аристотель в первой книге "Этики", "одна ласточка еще не делает весны"4. Таким образом, очевидно, что народный комментарий принесет некоторую пользу, ... Но здесь Аристотель пытается разграничить функции блага ... В изучаемой нами главе "Эвдемовой этики" есть и еще одна мысль, которая до некоторой степени конкретизирует ...
Сочинения, принадлежность которых Аристотелю считается сомнительной, помечены знаком *. Сочинения, которые по общему признанию исследователей Аристотелю не принадлежат, помечены знаком **.
Логика (Органон)
Категории / Κατηγοριῶν / Categoriae
Об истолковании / Περὶ ἑρμηνείας / De interpretatione
Первая аналитика / ἀναλυτικά πρότερα / Analytica priora
Вторая аналитика / ἀναλυτικά ὑστερα / Analytica posteriora
Топика / Τοπικῶν / Topica
О софистических опровержениях / Περὶ τῶν σοφιστικῶν ἐλέγχων / De sophisticis elenchis
О природе
Физика / Φυσικὴ ἀκρόασις / Physica
О небе / Περὶ οὐρανοῦ / De caelo
О возникновении и уничтожении / Περὶ γενέσεως καὶ φθορᾶς / De generatione et corruptione
Метеорологика / Τα μετεωρολογικά / Meteorologica
О душе / Περὶ ψυχῆς / De anima
Parva naturalia («Малые сочинения о природе», цикл из 7 небольших трудов)
О восприятии и воспринимаемом, др. перевод — О чувственном восприятии / Περὶ αἰσθήσεως καὶ αἰσθητῶν / De sensu et sensibilibus
О памяти и воспоминании / Περὶ μνήμης καὶ ἀναμνήσεως / De memoria et reminiscentia
О сне и бодрствовании / Περὶ ὗπνου καὶ ὶγρηγορήσεως / De somno et vigilia
О сновидении / Περὶ ἐνυπνίου / De insomniis
О толковании сновидений / Περὶ τῆς καθ΄ ὕπνον μαντικῆς / De divinatione per somnum
О долготе и краткости жизни / Περὶ μακροβιότητος καὶ βραχυβιότητος / De longitudine et brevitate vitae
О юности и старости, о жизни и смерти и о дыхании / Περὶ νεότητος καὶ γήρως καὶ ζωῆς καὶ θανάτου / De juventute et senectute, de vita et morte et de respiratione
История животных / Περὶ τὰ ζὼα ἱστορίαι / Historia animalium
О частях животных / Περὶ ζῴων μορίων / De partibus animalium
О движении животных / Περὶ ζῴων κινήσεως / De motu animalium
О способах передвижения животных / Περὶ ζῴων πορείας / De incessu animalium
О возникновении животных / Περὶ ζῴων γενέσεως / De generatione animalium
О космосе / Περὶ κόσμου / De mundo **
О дыхании / Περὶ πνεύματος / De spiritu **
О цветах / Περὶ χρωμάτων / De coloribus **
О слышимом / Περὶ ἀκουστῶν / De audibilibus **
Физиогномика / Φυσιογνωμικά / Physiognomonica **
О растениях / Περὶ φυτών / De plantis **
О чудесных слухах / Περὶ θαυμάσιων ἀκουσμάτων / De mirabilibus auscultationibus **
Механика / Μηχανικά / Mechanica **
Проблемы / Προβλήματα / Problemata **
О неделимых линиях / Περὶ ατόμων γραμμών / De lineis insecabilibus **
О направлениях и названиях ветров / Ἀνέμων θέσεις καὶ προσηγορίαι / Ventorum situs et cognomina **
О Ксенофане, Зеноне, Горгии / Περὶ Ξενοφάνους, περὶ Ζήνωνος, περὶ Γοργίου / De Xenophane, de Zenone, de Gorgia **
Метафизика
Метафизика / Μετὰ τὰ φυσικά / Metaphysica
Этика и политика
Никомахова этика / Ἠθικὰ Νικομάχεια / Ethica Nicomachea
Большая этика / Ἠθικὰ μεγάλα / Magna moralia *
Эвдемова этика / Ἠθικὰ Εὐδήμεια / Ethica Eudemia
О добродетелях и пороках / Περὶ Ἀρετῶν καὶ κακιῶν / De virtutibus et vitiis libellus
Политика / Πολιτικά /Politica
Экономика / Οἰκονομικά / Oeconomica *
Афинская полития / Ἀθηναίων πολιτεία /
Риторика и поэтика
Риторика / Ῥητορικὴ τέχνη / Ars rhetorica
Риторика к Александру / Ῥητορικὴ πρὸς Ἀλέξανδρον / Rhetorica ad Alexandrum **
Поэтика / Περὶ ποιητικῆς / Ars poetica
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (134)
...не у Платона, но у Аристотеля. а) Термин "чистый" также и у Аристотеля в массе случаев употребляется вполне бытовым образом, особенно в смысле медицинского лечения.
Плутарх из Херонеи (180)
Подобное же случилось и с Аристотелем, который проявил себя в таком несчастье достойным своего учителя Платона. После уничтожения Александром спартанцев в Грецию, как в прочие части ... Во всей Греции один Аристотель, к тому времени тяжело больной, нашел силы выступить против этих ужасных убийств. Поддерживаемый под руки учениками, он пришел на Агору ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (86)
При этом интересно, что Аристотель называет такое топологическое заключение и "диалектическим" и "риторическим". Термин "диалектика" Аристотель употребляет здесь, конечно, не в платоновском смысле слова.
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (95)
Во всем этом рассуждении Аристотеля о непрерывности заслуживает огромного интереса попытка Аристотеля понять континуум не глобально, но структурно. Только для этого и вводились у Аристотеля ...
Логос (899)
...после его смерти перешел к Аристотелю, с которым не расставался уж более, пока великий философ не покинул навсегда Афины. Жизнь Т. протекла сравнительно спокойно и счастливо....за свое красноречие получил от Аристотеляпрозвание «Theophrastos», что значить «божественный оратор»; оно заменило его первоначальное имя — Tyrtamos. Так ли это было на самом деле или ...
Эстетика (6)
...об одном теоретико литературном воззрении Аристотеля мы, кажется, можем составить некоторое представление. Каталог статей Гуманитарные науки 2011 02 18 00:33:13 А.Ф.Лосев.... АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (95) ...специфически выделенная и самостоятельно функционирующая эстетика сливается у Аристотеля с общей онтологией в единое целое. 9.
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (186)
Аристотель Аристотель, как и во многом другом, замечательно точно и метко изображает самую сущность бытия, которая была предметом античного мышления.
История (6)
...сознание эпохи Сократа, Платона и Аристотеля оставило далеко позади себя и древнегреческих – народных, национальных – богов. Каталог статей Гуманитарные науки 2011 02 18 00:33:13 А.... АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (9) Исходя из такого учения об уме, Аристотель и строит свою концепцию онтологической красоты....
История (4)
АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (111) ...могли бы дать нам для истории эстетики. Однако по крайней мере об одном теоретико литературном воззрении Аристотеля мы, кажется, можем составить некоторое ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ВЫСОКАЯ КЛАССИКА (61)
...как это прекрасно понимал уже Аристотель (А 57): "Как говорит Демокрит, все было в возможности, но не в действительности". Поскольку в результате деятельности Сократа, проповедовавшего необходимость ...критики вполне мог быть и Аристотель. Аристотель много и часто критикует учение об идеях, иной раз называя Платона, а в большинстве случаев даже и не называя ...
Онтология (3)
АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (55) ...наиболее яркое выражение не только онтологии и эстетики Аристотеля, но и его глубокого мироощущения, о чем ...
Гаспаров Михаил Леонович
Аристотель. Поэтика. // Аристотель и античная литература. М., 1978. (2 е изд.) // Аристотель. Сочинения в 4 т. (Серия «Философское наследие»). М., 1983.
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (85)
г) Аристотель (поздняя классика): красота есть энтелехийный (то есть континуально структурно энергийный) эйдос, или дистинктивно дескриптивный эйдос (в отличие от генерализирующих эйдосов ...обстоятельного определения эстетического предмета у Аристотеля, тогда он должен обратиться к нашему более специальному исследованию на эту тему (IV 581 – 638, 722 – 733).
ГиперИнфо. Словарь. А.
Аристотель АРИСТОТЕЛЬ (384—322 до н.э) — древнегреческий философ и ученый энциклопедист. Обобщил достижения современной ему физики, астрономии, биологии и ряда ...
Философия (5)
...бытие», были: Парменид; Демокрит; Платон; Аристотель. Парменид и Гераклит под бытием подразумевали весь мир. Для Демокрита бытие — это не весь мир, а основа мира.... Аристотель отверг платоновское учение об идеях как сверхъестественных и самостоятельных сущностях, не связанных с бытием отдельных вещей (чувственное бытие), и выдвинул ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (71)
...философские системы, как у Платона, Аристотеля, стоиков или неоплатоников? На первый взгляд, между социально исторической основой такого рода произведений и самими этими произведениями нельзя установить совершенно ...Аристотель о космическом рабовладении В подтверждение нашего анализа рабовладения как ведущего принципа античного мышления мы хотели бы привести мнение по этому ...
Метафизика (4)
АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (30) ...разговоров вызывает другое место из "Метафизики". Именно, в Met. XIII 3, 1078 а 32 b 5 ...становится ясным, что в "Риторике" Аристотель имел в виду исключительно ... Каталог статей Гуманитарные науки 2011 02 18 00:33:13 Николай Бердяев.
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (204)
Аристотель Терминология красоты Аристотеля тоже была рассмотрена нами выше (IV 141 – 166). Однако в данном случае мы не находим нужным производить ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (159)
Платон и Аристотель 1. Замечание о Ксенофонте При переходе от древнейшей натурфилософии к Платону и Аристотелю стоит указать, пожалуй, на один текст из ...
Ф. ЭНГЕЛЬС (2)
...все прирожденными, стихийными диалектиками, и Аристотель, самая универсальная голова среди них, уже исследовал существеннейшие формы диалектического мышления [В черновом наброске «Введения» это место было сформулировано следующим ...все прирожденными, стихийными диалектиками, и Аристотель, Гегель древнего мира, уже исследовал существеннейшие формы диалектического мышления». Ред.]. Новая философия, хотя и в ней диалектика имела блестящих представителей (...
История (3)
АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (162) ...предмете можно видеть всю его историю, все его прошлое, все его становление и, наконец, всю его ... АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (167) ...мере посвящен настоящий том нашей "Истории античной эстетики". Колонны здания могут рассматриваться чисто технически, как то, ...
Метафизика (8)
Аристотеля имеется обширное рассуждение в "Метафизике" (V 6). Кто проштудирует эту главу, тот убедится в правильности нашей характеристики Аристотеля как платоника, но только дистинктивно ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (93)
Аристотель Как мы хорошо знаем, основное отличие Аристотеля от Платона заключается в чрезвычайно внимательном и зорком отношении Аристотеля к частностям и ...
Философия (3)
...в результате смешения учения Платона, Аристотеля, стоического, пифагорейского и др. с восточной и христианской мистикой и религией. Основные идеи неоплатонизма: — мистически интуитивное познание высшего; — существование ряда ...
Философия (8)
...трансцендентальная) логика (неокантианство); — семантическая логика (Аристотель, Кюльпе, современный номинализм); — предметная логика (Ремке, Мейнонг, Дриш); — неосхоластическая логика; — феноменологическая логика; — логика как методология и логистика, находящаяся в центре ...
Маркс К. (20)
Поэтому Аристотель говорит: "Существует двоякого рода хрематистика: одна относится к торговле, другая к экономике; последняя необходима и достойна похвалы, первая основана на ...
Ф. ЭНГЕЛЬС (57)
...метафизическое с неподвижными категориями, диалектическое (Аристотель и особенно Гегель) — с текучими; доказательства, что эти неподвижные противоположности основания и следствия, причины и действия, тождества и различия, видимости ...
Эстетика (8)
АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (62) ...космический Ум, как и вся эстетика неба у него, во первых, трактует божество в абсолютном смысле слова. Но, во вторых, Аристотель выдвигает здесь вероятностные, потенциальные, топические, ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (81)
Непрерывное становление Аристотель понимает весьма разнообразно. В первую очередь это у него, конечно, чувственно материальное становление. Однако это еще далеко не все. Аристотель учит именно о смысловом становлении, ...
Метафизика (9)
...Диалектике" — излагаются логика и метафизика Аристотеля. Во второй части — "Об ересях вкратце" — предлагаются сведения о 103 ересях. В третьей части — "Точное изложение православной веры" — И.... АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (141) ...две главы из XII книги "Метафизики" говорят об этом достаточно ясно.
Метафизика (3)
АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (10) ...Уме содержится не только в "Метафизике", но и в других трактатах Аристотеля.
Внешность и привычки
По мнению греческих биографов, Аристотель страдал дефектами речи, был «коротконогий, с маленькими глазами, носил нарядную одежду и подстриженную бороду». По Элиану, Платон не одобрял ни образа жизни Аристотеля, ни его манеру одеваться: он носил пышную одежду и нарядную обувь, подстригал бороду и рисовался множеством перстней на руках. «И какая-то насмешка была на его лице, неуместная болтливость также свидетельствовала о его характере».
Старинные русские источники вторят позднеантичной рецепции, описывая Аристотеля так:
Образ же имел возраста своего средний. Глава его не велика, голос его тонок, очи малы, ноги тонки. А ходил в разноцветном и хорошем одеянии. А перстней и чепей золотых охочь был носити... а умывался в судне маслом древяным теплым
— Сказание о еллинском философе и премудром Аристотеле
.Здесь же рассказывается о том, как Аристотель, чтобы не спать слишком долго, ложился с бронзовым шаром в руке, который, падая в металлический таз, будил философа.
Издания
Первое полное издание на латинском языке с комментариями арабского философа Аверроэса появилось в 1489 году в Венеции, а первое греческое издание сделано Альдом Мануцием (5 т., Венеция, 1495-98). За этим последовало новое издание, пересмотренное Эразмом Роттердамским (Базель, 1531), потом другое, пересмотренное Сильбургом (Франкф., 1584) и многие другие. В конце XVIII века Буле сделал новое греческое и латинское издание (5 т., Цвейбрюк. и Страсб., 1791—1800). В XIX ст. иждивениями Берлинской академии приготовлено пятитомное полное издание сочинений, комментариев, схолий и фрагментов (Берл., 1831-71), которое послужило пособием и для французского издания Дидо в Париже (5 т., 1848-74).
Переводчики Аристотеля на русский язык
Алымова, Елена Валентиновна
Аппельрот, Владимир Германович
Брагинская, Нина Владимировна
Воден А. М.
Гаспаров, Михаил Леонович
Гарнцев, Михаил Анатольевич
Жебелёв, Сергей Александрович
Захаров В. И.
Иткин М. И.
Казанский А. П.
Карпов, Владимир Порфирьевич
Касторский М. Н.
Кубицкий, Александр Владиславович
Ланге, Николай Николаевич
Лебедев Андрей Валентинович
Лосев, Алексей Фёдорович
Миллер, Татьяна Адольфовна
Новосадский, Николай Иванович
Ордынский Б. И.
Первов, Павел Дмитриевич
Платонова, Надежда Николаевна
Попов П. С.
Радлов, Эрнест Леопольдович
Розанов, Василий Васильевич
Скворцов Н.
Снегирёв В.
Солопова, Мария Анатольевна
Фохт, Борис Александрович
Цыбенко, Олег Павлович
В честь Аристотеля названы:
Университет Аристотеля в Салониках;
Площадь Аристотеля в Салониках;
растение Аристотелия;
кратер на Луне;
астероид (англ. 6123 Aristoteles).
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (152)
...В своем учении о совершенстве Аристотель, как и везде, вместо платоновской диалектики занимает позицию описательства в проблеме соотношения идеи и материи. Не признавая никаких идей в отличие от вещей, Аристотельпроповедует созерцание этих идей в ...
Логос (759)
По словам Диогена Лаэртского, Аристотель приписывал изобретение Р. пифагорейцу Эмпедоклу, сочинение которого неизвестно нам даже по имени. Из слов самого Аристотеля и из других источников мы ...
Этика (6)
Аристотель в пятой книге "Никомаховой этики". Когда алчность совершенно упразднена, ничто уже не противится справедливости; отсюда положение Философа: то, что может ... АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (97) ...и от логики, и от этики, и от науки о природе.
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (215)
Но здесь Аристотель пытается разграничить функции блага и красоты, в то время как там такого разграничения не было....конкретизирует уже известную нам теорию Аристотеля о "безвредности" "похвальных благ" "просто". А именно, во вторую половину главы Аристотель вводит понятие предела, который как бы сдерживает собой ...
Риторика
Античная риторика Крупнейшие теоретики: Аристотель, Цицерон, Квинтилиан. Возникновение риторики (V в. до н. э.) По словам Диогена Лаэртского, Аристотель приписывал изобретение риторики пифагорейцу Эмпедоклу, сочинение ...
Плутарх из Херонеи (79)
Поэтому царь призвал Аристотеля[8], самого знаменитого и ученого из греческих философов, а за обучение расплатился с ним прекрасным и достойным способом: Филипп восстановил ...самим разрушенный город Стагиру, откудаАристотель был родом, и возвратил туда бежавших или находившихся в рабстве граждан. Для занятий и бесед он отвел Аристотелю и Александру ...
Этика (3)
Как и Аристотель, Фома Аквинский также занимал позицию, отличную от современного понимания активности.... В своей "Этике" Спиноза проводит различие между активностью и пассивностью (...Аристотель в пятой книге "Никомаховой этики”. Когда алчность совершенно упразднена, ничто уже не противится справедливости; отсюда положение Философа: то, что может ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (74)
Аристотель а) Он облегчил для нас исследование термина archë. Именно, в V книге его "Метафизики" мы находим перечисление целых шести значений ...видно, что главную роль принципов Аристотель находит в процессах познания, а в этих процессах самым главным он считает движение и структуру этого движения.
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (145)
Поздняя классика Аристотель поражает своей скудостью в определении симметрии. Собственно говоря, у него и вообще нет никакого определения этой категории.... Но, по Аристотелю, симметрия понимается также и чисто физически. Здоровье, например, определяется у него как симметрия (соразмерность) теплого и холодного (Phys.
Джордано Бруно (4)
Университет в Тулузе, господство Аристотеля и схоластики. Париж. Король Генрих III. Мистик Раймунд Луллий. Книга Бруно "Тени идей". Переселение в Англию. Мишель де Кастельно....читал лекции о трех книгах Аристотеля, о душе и на другие философские темы. "Студенты университета, говорит хроникер того времени, вставали в четыре часа утра, слушали обедню, ...
РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
Похожие материалы
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.