- 05.04.2012
- 2208 Просмотров
- Обсудить
Психология (5)\Психология (3)\Психология (2)\Психология (1)\Психология (4)\
Психология (6)\Психология (7)\Психология (8)\Психология (9)\Психология (10)
| ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОАНАЛИЗ | ПСИХОЛОГИЯ | ПСИХИКА | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ |
РИТОРИКА | МИФ | МИФОЛОГИЯ | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ | ФИЛОСОФ | ПСИХОЛОГ | ПОЭТ | ПИСАТЕЛЬ | ЮНГ | ФРОММ
ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ | DICTIONARY LEXICON | LITERATURE | ПОНЯТИЕ (1) (10) (6) (2) (7) (5) (9) (3) (4) (8)
РИТОРИКА | КРАСНОРЕЧИЕ | РИТОРИЧЕСКИЙ | ОРАТОР | ОРАТОРСКИЙ | СЛЕНГ | ФЕНЯ | ЖАРГОН | АРГО | РЕЧЬ ( 1 )
ФИЛОСОФИЯ | (1) (2) (3) (7) (10) (5) (8) (6) (9) (4) | ФИЛОСОФИЯ
ЯВЛЕНИЕ \ СУЩНОСТЬ
ЯВЛЕНИЕ (10)\ЯВЛЕНИЕ (1)\ЯВЛЕНИЕ (6)\ЯВЛЕНИЕ (7)\ЯВЛЕНИЕ (9)
ЯВЛЕНИЕ (4)\ЯВЛЕНИЕ (8)\ЯВЛЕНИЕ (2)\ЯВЛЕНИЕ (5)\ЯВЛЕНИЕ (3)
Сущность (1)\Сущность (8)\Сущность (6)\Сущность (7)\Сущность (9)
Сущность (10)\Сущность (5)\Сущность (3)\Сущность (2)\Сущность (4)
Владимир Сергеевич Соловьев (90)
I Сущность истинного христианства есть перерождение человечества и мира в духе Христовом, превращение мирского царства в Царство Божье (которое не от мира ...снаружи христианством вот чего в сущности хотели те псевдохристиане, которым не приходилось проливать свою кровь, но которые уже начали проливать чужую.
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ВЫСОКАЯ КЛАССИКА (99)
...что всегда мыслительно по своей сущности и по энергии (ведь и это ясно из предыдущего [§175]). §184. Всякая душа или божественна, или изменяется из ума в ... Всякая душа есть бестелесная сущность и отдельная от тела. В самом деле, если она познает самое себя, а все познающее себя возвращается к самому себе [§...
Сущность (лат. essentia) — смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от всех других вещей и в отличие от изменчивых, под влиянием тех или иных обстоятельств, состояний вещи.
По Э. Корету, сущность — внутренне конститутивный принцип конечного сущего, через ограничение и выделение его из иных содержаний бытия конституирующий его определённость. В отличие от бытия (которое есть принципом полагания, позитивности) — сущность есть принцип негативный, принцип ограничения: через (относительное) отрицание иных содержаний бытия сущность, с одной стороны, негативным образом ограничивает, выделяет данное конечное сущее из других; а с другой стороны, благодаря определённому характеру каждого отрицания, позитивным образом придаёт данному конечному сущему определённость содержания, смысловой образ данного конечного сущего. Благодаря негативности ограничения сущность осуществляет позитивность сущностных и смысловых образов конечных вещей. С сущностью возникает конкретная определённость сущего. Благодаря своей сущности конечное сущее выделяется как относительное из абсолютного, как конечное из бесконечного бытия. В метафизике сущность понимается как не принадлежащая ни бытию, ни не-бытию, как «нечто среднее между ними»: как потенция, возможность бытия по отношению к действительности бытия. Говоря простым языком, сущностью называется то, благодаря чему нечто есть то, что оно есть.
В логике сущность (как существенный признак — лат. essentialia constitutiva) — это неотъемлемое качество, без которого предмет невозможно мыслить. Сущность предмета выражается в его определении.
В просторечии синонимами слова сущность часто являются слова «идея», «назначение», «функция».
Сущность выявляется ответом на вопрос: «Что есть сущее?», который следует отличать от вопроса о бытии: «Есть ли?» («Существует ли?»).
В развитии мысли о бытии категория сущности предшествует категории субстанции, как предполагающая меньшую отчётливость разграничивающей, рассудочной деятельности. Затем, с выработкой мысли о субстанции сущность отождествляется с её атрибутами. Что касается отношения сущности к акциденту и модусу, то в одном смысле она их исключает, в другом — отождествляется с ними. Как постоянный предикат субстанции, сущность её не есть ни акцидент, ни модус; но и акцидент, и модус как таковые имеют свою сущность, то есть свои постоянные предикаты.
Отношение сущности предмета к его субстанции есть отношение постоянных предикатов к постоянному же субъекту и что, таким образом, по отношению к субстанции понятие сущности совпадает с понятием атрибутов. Но отношением к понятию субстанции не выясняется во всей полноте смысл понятия сущности. Постоянные предикаты предмета могут существовать при разной степени определённости и постоянства его субъекта, и потому сущность не всегда соотносительна субстанции.
Предмету может быть приписываемо неопределённое, не возведённое к отчётливости мысли бытие — и такому неопределённому и неотчётливому субъекту могут, тем не менее, принадлежать постоянные свойства, составляющие его сущность. С другой стороны, предмет может заведомо иметь для мысли лишь условные постоянство и самостоятельность, то есть субстанциальность его может быть отрицаема и, тем не менее, ему можно приписывать постоянную природу или сущность. Это последнее соображение указывает на неправильность очень часто встречающегося в философии противоположения между сущностью и явлением.
Явление есть все то, чему принадлежит не бытие в точном значении этого слова, но существование, то есть бытие обусловленное, зависимое. Не имея, таким образом, само в себе субстанции, явление, однако, также имеет свою сущность, то есть постоянные предикаты. Следовательно, противоположение существует не между явлением и сущностью, а между явлением и тем сущим, которое служит первоисточником явления, или, пожалуй, между сущностью явления и сущностью этого сущего. Эта особенность понятия сущности может быть кратко выражена так, что для сущности, как постоянного предиката, необходим субъект логический, но нет необходимости в субъекте действительном.
История понятия сущности начинается с трактатов Аристотеля, где он определяет первое (формальное) начало движения как «то, что». Средневековые последователи Аристотеля (Фома Аквинский) отождествили это начало с формой (как противоположностью материи) и сущностью (как противоположностью существования). Сущность (наряду с существованием) стала подразделом бытия.
Первые, определяя субстанцию известными атрибутами, естественно находили их в таких свойствах вещей, которые (свойства) представлялись им необходимо-сущими, то есть понятие о которых, с их точки зрения, предполагало бытие. Первое положение «Этики» Спинозы в самопричине сущности предполагает существование, то есть природа сущности может быть постигнута лишь как существующая. Таким образом выходит, что существо вещей создаёт их субстанциальность, то есть что мы должны признавать субстанциальное бытие за такими свойствами, из понятия которых оно следует с необходимостью (иначе — противоположное которым невозможно). Это, так сказать, материальное, то есть основанное на изучении свойств вещей, установление их бытия составляет убеждение и эмпиризм. Баумгартен определяет сущность как внутреннюю возможность.
Для Иммануила Канта бытие есть не признак вещи, а её положение, (вещь сущая имеет те же признаки, что и не сущая), и потому от мыслимых признаков вещи нельзя заключать к её бытию: тем самым отвергается догматизм. Вместе с тем отвергается и эмпиризм, так как (опытное) бытие вещей есть категория рассудка, а не непосредственное внушение чувств; следовательно, один чувственный значок сам по себе ещё не тождествен бытию и тем более субстанции (права которой в опытной области Кант также восстановляет). Таким образом, возможность превращения сущности в субстанцию или вообще свойства в сущее раз навсегда пресекается.
Артур Шопенгауэр в духе Канта признаёт невозможным какое-либо заключение от сущности (лат. essentia) к существованию (лат. existentia), хотя, с другой стороны, утверждает, что существование без сущности есть пустое слово.
У Гербарта и Гегеля влияние произведённой Кантом реформы проявляется в том, что в противоположность докантовской философии, заключавшей от сущности к сущему, они стремятся сущность, как и субстанцию, вывести из понятия бытия. Из определения бытия как простого положения у Гербарта следует ряд заключений и о качестве (природе) сущего.
У Гегеля категория «сущность» составляет содержание второй книги «Логики» и сущность определяется как основание (нем. Hintergrund) или самоуглубление бытия, достигаемое его же собственным развитием.
В экзистенциализме Сартра принято противопоставлять сущность экзистенции, причем под сущностью понимается определяющее начало. В современной философии термин сущность встречается редко.
СУЩНОСТЬ // Философский энциклопедический словарь. — М., 1989.
Эмерих Корет. Основы метафизики. Киев: «Тандем», 1998. гл. 3.2.3 «Сущность сущего».
Сущность и явление — статья из Большой советской энциклопедии. А. А. Сорокин
Дебольский Н. Г. Сущность // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Ф. ЭНГЕЛЬС (62)
...на утверждении, что притяжение есть сущность материи. Это, конечно, неверно. Там, где имеется притяжение, оно должно дополняться отталкиванием. Поэтому уже Гегель вполне правильно заметил, что сущность материи составляют притяжение и отталкивание[...
Философия (8)
...саму возможность такого знания, его сущность, содержание понятия истины, ее критерии. Теория познания: — исследует природу человеческого познания; — исследует формы и закономерности перехода от поверхностного представления о ...вещах (мнения) к постижению их сущности (истинного знания); — рассматривает вопрос о путях достижения истины, о ее критериях; — исследует то, как человек впадает в заблуждения и каким ...
Бытие и сущность (фр. L’être et l’essence) — философский трактат написанный французским философом Этьеном Жильсоном (1948), посвященный проблемам онтологии. Композиционно состоит из 10 глав, раскрывающих онтологию в её истории от Парменида до философии экзистенциализма. Содержательно трактат исследует историю взаимоотношения сущности и существования, где особое внимание уделено экзистенциальному прочтению Фомы Аквинского. Различие существования и сущности позволяет избежать главной метафизической ошибки - сведения бытия к сущности. Заслуга Аристотеля заключается в том, что он первым начал мыслить бытие как акт, т.е. существование.
Оглавление
Бытие и Единое (о Пармениде и платониках). Жильсон возводит историю онтологии к Пармениду и утверждает, что тот брал бытие не абстрактно, а конкретно. Тем не менее, он противопоставил бытие существованию. Платон в этом вопросе следовал Пармениду. Платон помимо бытия открывает сущность (греч. ουσία, часто переводимая как фр. essence).
Сущее и субстанция (об аристотелизме). Сущность (греч. ουσία) Аристотеля переводят то как essence, то как substance и означает "то, что имеет в самом себе источник собственного существования". Эта сущность противопоставляется акциденциям. Жильсон отмечает "фундаментальную двойственность онтологии Аристотеля", которая то следует традиции Платона, то проявляет необычайный интерес к конкретным вещам. Эта двойственность спровоцировала спор об универсалиях между реалистами и номиналистами Средневековья.
Сущее и существование (о томизме: различение сущности и существования в рамках бытия)
Сущность против существования (продолжение томизма)
У истоков онтологии (о метафизике Нового Времени). Если метафизика была наукой о сущем, которая включала в себя как сущность, так и существование, то появившаяся в XVII веке онтология стала наукой о сущем взятом абстрактно.
Нейтрализация существования (о Канте)
Дедукция существования (о Гегеле)
Существование против философии (о Кьеркегоре)
Познание существования (о Бергсоне)
Существование и философия (об экзистенциализме)
Цитаты
Все существующее обладает сущностью, в силу которой оно есть то, что оно есть (402)
Декарт - ученик учеников Суареса (426)
Гегелевское Dasein - не существование (457)
Литература
Жильсон Э. Бытие и сущность /пер. с фр. Г.В. Вдовиной / Избранное: христианская философия. - М.: РОССПЭН, 2004.
Карл Густав Юнг. Проблемы души нашего времени (1)
...свою богатую на ошибки человеческую сущность, ощутимо наказывается, это похоже на своего рода проявление человеческой совести. Без этого от живительного чувства быть человеком среди других людей ... Ведь в сущности, истоки психоанализа не представляют собой ничего иного, как по научному заново открытую старую истину; само название, которое было дано первому ...
Фридрих Ницше. УТРЕННЯЯ ЗАРЯ, ИЛИ МЫСЛЬ О МОРАЛЬНЫХ ПРЕДРАССУДКАХ (2)
...вообще: это тяжелые, и в сущности, лишние законы: например, камчадалы никогда не очищают снега с обуви ножом, не кладут железа в огонь: за нарушение этого полагается ...называемой всемирной истории, которая, в сущности, представляет только крик о последних событиях, нет более важной темы, как древняя трагедия мучеников, которые хотели всколыхнуть болото.
Философия (12)
Главная проблема человека, его сущности и природы — это проблема его духа. Согласно Ницше, дух: — это выносливость; — отвага и свобода; — утверждение своей воли....и есть то, что составляет сущность субъективного фактора истории. Субъективный фактор называется так, потому что раскрывает деятельность субъекта истории, каковым являются массы, социальные группы и отдельные ...
Философия (13)
...их развитии и в детерминированности сущности человека. Философские объяснения социальной философии, ее задач и предмета останавливаются на индивиде, на его многогранных запросах и обеспечении лучшей жизни ...и определить природу общественных связей, сущность исторического развития и его закономерности: — согласно Платону, общество возникает из за того, что люди нуждаются друг в друге для удовлетворения ...
Эссенциализм (от лат. essentia — сущность), субстанциализм (от лат. substantia, являющегося переводом греч. ousia — сущность) — теоретическая и философская установка, характеризующаяся приписыванием некоторой сущности неизменного набора качеств и свойств.
Возникший в схоластической философии термин эссенция был латинским эквивалентом аристотелевской второй сущности, определявшей совокупность качеств вещи, её чтойность. Производный от «эссенции» термин эссенциализм используется применительно к теориям, в которых утверждается наличие неизменных и вечных качеств вещей, объединённых некоторой родовой характеристикой. (Например, в критическом буддизме такой теорией полагается Татхагатагарбха, утверждающая изначальное присутствие в каждом чувствующем существе «природы будды»).
В философии Нового и Новейшего времени эссенциалистская установка подверглась значительной критике со стороны таких авторов как Маркс, Ницше, Сартр и многих других.
Хлебалин А. В. Эссенциализм и антиэссенциализм в модальной логике.
Булавина Т.В. Эссенциализм // Словарь гендерных терминов / Под ред. А. А. Денисовой. — М.: Региональная общественная организация "Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты":Информация XXI век, 2002. — 256 с. — 1000 экз. — ISBN 5-86391-002-4 — С..
Карл Густав Юнг. Проблемы души нашего времени (16)
...нельзя молчаливо предполагать, что, в сущности, каждый точно знает, что подразумевается под «духом» или «жизнью». Я не философ, а всего лишь эмпирик, и во всех сложных ...вообще позволяет делать выводы о сущности души, представляет нам душевный процесс как явление, зависящее от нервной системы. С достаточной определенностью известно, что разрушение тех или иных ...
Карл Густав Юнг и последователи Человек и его символы (13)
...в котором посвящаемый знакомится с сущностью смерти. Но это не смерть в смысле последнего страшного суда или связанного с инициацией испытания силы: это путешествие освобождения, самоотречения ...птицы, прибавляющиеся к его хтонической сущности змеи. На его жезле появились крылья, разместившиеся над змеями и превратившие его в кадуцей, или крылатый жезл Меркурия, а сам ...
Философия (10)
...внес бесценный вклад в психофизиологическую сущность этого феномена, дав тончайший анализ нейрофизиологических механизмов работы мозга, выявив в сущности рефлекторную основу психики. Декарт продвигал идею пробабилизма.
Карл Густав Юнг Психологические типы (54)
...всего доказывается существованием разнороднейших пониманий сущности сложных психических процессов. Естественно, что новая теория обычно считает все другие, прежние воззрения неверными, притом в большинстве случаев только на ...различия индивидов, у которых внутренняя сущность одного столь же далека от сущности соседа, как одна звезда от другой, — но и типы, как классы индивидов, в высшей ...
Г.В.Ф.Гегель ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА (12)
...чистая абстракция "я" составляет его сущность, а с другой стороны, так как эта абстракция формируется и сообщает себе различия, то это различение не становится для него предметной, в себе сущей сущностью; это самосознание не становится, следовательно, "...
Г.В.Ф.Гегель ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА (31)
...которую оно сознает как свою сущность, как цель и абсолютное содержание. Относясь к ней столь положительно, оно ведет себя негативно по отношению к своим собственным целям, ...суждению самосознания, что она естьсущность, и благодаря его свободному пожертвованию. Это действование, которое тесно связывает сущность с самостью, создает двойную действительность – себя как то, что ...
Карл Густав Юнг. Проблемы души нашего времени (14)
...легко забыть, что душа, в сущности, представляет собой просто бесконечную жизнь, которая хотя и укладывается с легкостью в определенные по содержанию положения, но, с другой стороны, ...того, чтобы добиться ясности относительно сущности теорий души, нельзя будет предложить иного пути, кроме как попытаться постичь саму душу теорий, то есть рассматривать в свою очередь ...
Вольтер
...возможности логического обобщения понятия человеческой сущности: "Я существую, а следовательно нечто существует вечно". По мнению В., эта истина сходна с первыми положениями арифметики и геометрии, — являясь ...отбрасывают возможность супераддитивного обобщения человеческой сущности, подчеркивая непротиворечивость проведения принципиального отказа от идей типа "конечных причин". Однако, по возражению В., это опровержение относится только к полаганию ...
Карл Густав Юнг. Проблемы души нашего времени (6)
...не имеющую причинных связей творческую сущность, а вместо того, чтобы постулировать душу гуй, можно понимать ее как некое существо, возникшее в силу определенных причин и воздействий.... Здесь я должен остановиться насущности и структуре бессознательного более подробно, ибо в противном случае я не смогу дать удовлетворительный ответ на вопрос о земной обусловленности ...
Карл Густав Юнг. Об отношении аналитической психологии к поэзии. (4)
...сложная стринберговская сентенция на тему сущности человеческой жизни — сентенция, которая, к недоумению читателя, так и не была завершена? Возможно, она имеет отношение к сущности, но уж наверняка отражает десятки ...
Ансельм Кентерберийский Об истине. (4)
...к другу (convertuntur) согласно последовательности сущности (secundum essentiae consequentiam), то, что в каком то смысле является причиной другого, правильно называется "первейшим по природе" (prius natura)....что она есть в природе (сущности) всех вещей... В гл. IV "Монологиона" (17; 1, далее) он отождествляет "сущность" и "природу" ("essentia" и "natura").
Г.В.Ф.Гегель ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА (32)
...названное благородным и хорошим в сущности своей есть обратное себе самому, точно так же как дурное, наоборот, есть превосходное. Если простое сознание заменяет эту пошлую мысль ...и остроумно рассказать об устойчивыхсущностях действительности, так же как и об устойчивых определениях, устанавливаемых суждением, – в их противоречии, а это противоречие и есть их истина.
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (5)
...себя, не преследуют ли, в сущности, эти красноречивые жалобы и стенания, это выставление напоказ несчастья цели причинить боль присутствующим? Сострадание, которое затем выказывают последние, есть для ... Но, в сущности, полагают, что, когда человек честно верил во что либо, боролся и умер за свою веру, было бы слишком несправедливо,если ...
Карл Густав Юнг Психологические типы (7)
...пессимистического учения о первородном грехе, сущность которого заключается в унаследованной от Адама согреховности (concupiscentia [Вожделение; мы бы сказали необузданное либидо, которое как астральное, роковое принуждение толкает ... Человек, в сущности, не что иное, как жалкое, порочное существо, во всяком случае, обреченное стать добычей дьявола, если его не спасет Божья благодать ...
Философия (4)
Исследовалась человеческая сущность, а не только человеческая история: — для Канта человек — нравственное существо; — Фихте подчеркивает действенность, активность сознания и самосознания человека, рассматривает устройство ...личности к постижению своей внутренней сущности, к нравственному совершенствованию. 4. Федор Михайлович Достоевский (18211881) не был философом по профессии и не создавал чисто философских произведений.
Философия (7)
...не способна уяснить себе собственную сущность. Фридрих Ницше (1844–1900). Форма изложения философских идей у Фридриха Ницше — это афоризмы, мифы, проповеди, полемика, декларации....отрицает существование сознания как особой сущности, относящейся к чему либо. По его мнению, личность (некий волевой центр), а не сознание, относится к потоку ощущений и переживаний, ...
Ансельм Кентерберийский. Прослогион.
Или, может быть, сущности такой нет, коль скоро сказал безумец в сердце своем: "нет Бога" (Пс. 13, 1)? Но даже и сам этот безумец ...такой степени, что небытие этой сущности невозможно и помыслить. Ибо мыслимо нечто, о чем нельзя даже помыслить, что его нет, и это больше, чем если о ...
Карл Густав Юнг Психологические типы (6)
...против философии и науки, в сущности мало отличавшихся от гнозиса. Тертуллиану приписывают грандиозное в своем роде признание: Credo quia absurdum est («Верую, потому что абсурдно»)....а именно то, что составляет сущностьвсего человека. Так подойди же и предстань предо мною, о душа! Если ты божественна и вечна, как полагают иные философы, — ...
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (13)
...чисто ученое занятие музыкой, в сущности научное наслаждение мастерскими приемами гармонии и голосоведения. С другой стороны, ей должна была предшествовать и опера: в последней профан выражал ...его жизни не говорит, всущности, того же самого? – то воззрение, которым он настолько опередил ряд поколений, что в общем и целом можно утверждать, что влияние ...
Карл Густав Юнг Психологические типы (44)
Да и преподавание, в сущности говоря, совершенно не интересует его — разве только если оно станет для него случайно теоретической проблемой....приблизительное описание его, хотя своеобразная сущность этого чувства безусловно бросается в глаза, если только вообще замечаешь его. Так как это чувство подчиняется главным образом субъективным предварительным ...
Владимир Сергеевич Соловьев (115)
Что касается до сущности протестанcтства, то она состоит в злоупотреблении третьим принципом христианской теократии — принципом пророчества или свободы личного духа в деле религии....а признается первым и в, сущности, единственным началом царства Божия. Ибо та чрезмерная власть в религиозных делах, которую Лютер предоставил приверженным к нему государям, имеет характер ...
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (14)
...что характер неизменен и что сущность мира постоянно выражается во всех характерах и поступках; тогда произведение художника становится образом вечно пребывающего, между тем как для нашего ...
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (17)
...растение не избегает света; в сущности, эти философы искали лишь более светлого солнца; миф казался им недостаточно чистым, недостаточно сияющим. Они искали этого света в своем ...
Коран. (84)
Сура раскрывает ложную сущность оправданий и извинений тех, кто остался дома, не выступив в поход с посланником Аллаха, показав, что они остались дома, полагая, ...
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (24)
...и переместиться, изменить название и сущность, если головами всюду овладеет указанное самоновейшее понятие! – на это, впрочем, понадобится. Быть может, еще целое столетие.
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (22)
...женщин к любви есть в сущности и первоначально изобретение рассудительности, так как вся эта идеализация любви усиливает их могущество и представляет их более желанными в глазах ...
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (8)
в сущности тоже не истины). Но трагедия состоит в том, что в эти догмы религии и метафизики нельзя верить, если соблюдать в ...
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (23)
...же убеждают себя, что, в сущности, к этому побуждает женщин любовь. Порицать средства женщин и великодушно почитать мотивы этих средств – характерно для мужчин, но в этом ...
Владимир Сергеевич Соловьев (136)
), представляющие в сущности лишь весьма дифференцированные и живущие обособленной жизнью органы, так что животное в его целом существует лишь в идее.
Ансельм Кентерберийский Об истине.
Об истине сущности вещей (De veritate essentiae rerum). VIII. О различных пониманиях должного и недолжного, возможного и невозможного (De diversis intellectibus debere et ...
Коран. (103)
...тонкости всех вещей и их сущность? 67:15. Он Тот, кто сделал землю пригодной (для вашей жизни). Так ходите же по её просторам и питайтесь тем, ...
Философия (3)
...теоцентризм — обращение к Богу, его сущности как первопричине и первооснове мира. Схоластика (от греч. schole — школа) — это средневековая христианская философия, которая господствовала в школьном преподавании и ...необходимости исследования причин явлений, их сущностных сил. В философии этого периода появляются два подхода к понятию «субстанция»: — онтологическое понимание субстанции как предельного основания бытия, основоположник — Френсис ...
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (26)
...уговаривают себя, что она, в сущности, важнее, чем все остальные. И так же обстоит дело с женщинами в отношении их любовников. 493 Благородство умонастроения.
Коран. (87)
...забросать их камнями из глины, сущность которой ведома только Аллаху. Эти камни, меченные у твоего Господа, предназначены Им для мерзких, упорных нечестивцев". 51:35 36.
Карл Густав Юнг и последователи Человек и его символы (1)
...Юнг выбрал именно меня: в сущности, я был для него здравомыслящим, но ординарным, не особенно образованным в области психологии человеком. Иными словами, я был для него «...где становятся моментами психики, глубиннаясущность которых непознаваема (ибо психика не способна познать саму себя). Таким образом, любое восприятие действительности включает бессчетное число неизвестных факторов, не ...
Карл Юнг. КРАСНАЯ КНИГА (1)
...бессмыслица, но одна из обеих сущностей Божественного. Я сопротивлялся признать, что каждодневное принадлежит к образу Божественного. Я гнал эту мысль, я скрыл себя за высочайшими и ... Это великая госпожа и единаясущность Бога. Кто то смеется над этим, и смеющийся тоже есть. Ты считаешь, человек этого времени, что смех ниже почитания?
Владимир Сергеевич Соловьев (91)
...нам всего легче рассмотреть настоящую сущность этой превозмогающей силы. Хотя вообще мне давно было ясно, что решающая роль в нашем существовании не принадлежит ни "равнодушной природе", ...
Анкин Д. В. К семиотике философии.
...соответсвующих семиотических феноменов (о "природе", "сущности" которых мы ничего сказать не в силах). Для того чтобы отличать философский текст от нефилософского не требуется знание того, что ...
Коран. (81)
...им было ниспослано знание о сущности и истине религии и её установлениях, из зависти и вражды друг к другу. Поистине, твой Господь в День воскресения рассудит ...
Карл Густав Юнг Психологические типы (22)
...свой проклятый круг, покорный странной сущности своей загадочной и злой болезни. Сей недуг никогда не позволял ему окончить труд обхода своего; он на стезе своей не ...Этими словами Эпиметей определяет свою сущность: он углубляется мыслью в прошедшее и не может уже освободиться от Пандоры, которую он (по классическому сказанию) взял себе в ...
Коран. (40)
Общины разногласят о сущности Исы и имеют по этому поводу различные мнения. Неверующим будет жестокое наказание в Судный день, когда они увидят ужасы Дня ...
Владимир Сергеевич Соловьев (119)
...Сократ, в чем же самая сущность его значения? Сократ был tertium quid, третья искомая и ищущая сторона пошатнувшейся в своих основах греческой жизни, — сторона справедливая, беспристрастная, ...
I Сущность истинного христианства есть перерождение человечества и мира в духе Христовом, превращение мирского царства в Царство Божье (которое не от мира ...снаружи христианством вот чего в сущности хотели те псевдохристиане, которым не приходилось проливать свою кровь, но которые уже начали проливать чужую.
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ВЫСОКАЯ КЛАССИКА (99)
...что всегда мыслительно по своей сущности и по энергии (ведь и это ясно из предыдущего [§175]). §184. Всякая душа или божественна, или изменяется из ума в ... Всякая душа есть бестелесная сущность и отдельная от тела. В самом деле, если она познает самое себя, а все познающее себя возвращается к самому себе [§...
Сущность (лат. essentia) — смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от всех других вещей и в отличие от изменчивых, под влиянием тех или иных обстоятельств, состояний вещи.
По Э. Корету, сущность — внутренне конститутивный принцип конечного сущего, через ограничение и выделение его из иных содержаний бытия конституирующий его определённость. В отличие от бытия (которое есть принципом полагания, позитивности) — сущность есть принцип негативный, принцип ограничения: через (относительное) отрицание иных содержаний бытия сущность, с одной стороны, негативным образом ограничивает, выделяет данное конечное сущее из других; а с другой стороны, благодаря определённому характеру каждого отрицания, позитивным образом придаёт данному конечному сущему определённость содержания, смысловой образ данного конечного сущего. Благодаря негативности ограничения сущность осуществляет позитивность сущностных и смысловых образов конечных вещей. С сущностью возникает конкретная определённость сущего. Благодаря своей сущности конечное сущее выделяется как относительное из абсолютного, как конечное из бесконечного бытия. В метафизике сущность понимается как не принадлежащая ни бытию, ни не-бытию, как «нечто среднее между ними»: как потенция, возможность бытия по отношению к действительности бытия. Говоря простым языком, сущностью называется то, благодаря чему нечто есть то, что оно есть.
В логике сущность (как существенный признак — лат. essentialia constitutiva) — это неотъемлемое качество, без которого предмет невозможно мыслить. Сущность предмета выражается в его определении.
В просторечии синонимами слова сущность часто являются слова «идея», «назначение», «функция».
Сущность выявляется ответом на вопрос: «Что есть сущее?», который следует отличать от вопроса о бытии: «Есть ли?» («Существует ли?»).
В развитии мысли о бытии категория сущности предшествует категории субстанции, как предполагающая меньшую отчётливость разграничивающей, рассудочной деятельности. Затем, с выработкой мысли о субстанции сущность отождествляется с её атрибутами. Что касается отношения сущности к акциденту и модусу, то в одном смысле она их исключает, в другом — отождествляется с ними. Как постоянный предикат субстанции, сущность её не есть ни акцидент, ни модус; но и акцидент, и модус как таковые имеют свою сущность, то есть свои постоянные предикаты.
Отношение сущности предмета к его субстанции есть отношение постоянных предикатов к постоянному же субъекту и что, таким образом, по отношению к субстанции понятие сущности совпадает с понятием атрибутов. Но отношением к понятию субстанции не выясняется во всей полноте смысл понятия сущности. Постоянные предикаты предмета могут существовать при разной степени определённости и постоянства его субъекта, и потому сущность не всегда соотносительна субстанции.
Предмету может быть приписываемо неопределённое, не возведённое к отчётливости мысли бытие — и такому неопределённому и неотчётливому субъекту могут, тем не менее, принадлежать постоянные свойства, составляющие его сущность. С другой стороны, предмет может заведомо иметь для мысли лишь условные постоянство и самостоятельность, то есть субстанциальность его может быть отрицаема и, тем не менее, ему можно приписывать постоянную природу или сущность. Это последнее соображение указывает на неправильность очень часто встречающегося в философии противоположения между сущностью и явлением.
Явление есть все то, чему принадлежит не бытие в точном значении этого слова, но существование, то есть бытие обусловленное, зависимое. Не имея, таким образом, само в себе субстанции, явление, однако, также имеет свою сущность, то есть постоянные предикаты. Следовательно, противоположение существует не между явлением и сущностью, а между явлением и тем сущим, которое служит первоисточником явления, или, пожалуй, между сущностью явления и сущностью этого сущего. Эта особенность понятия сущности может быть кратко выражена так, что для сущности, как постоянного предиката, необходим субъект логический, но нет необходимости в субъекте действительном.
История понятия сущности начинается с трактатов Аристотеля, где он определяет первое (формальное) начало движения как «то, что». Средневековые последователи Аристотеля (Фома Аквинский) отождествили это начало с формой (как противоположностью материи) и сущностью (как противоположностью существования). Сущность (наряду с существованием) стала подразделом бытия.
Первые, определяя субстанцию известными атрибутами, естественно находили их в таких свойствах вещей, которые (свойства) представлялись им необходимо-сущими, то есть понятие о которых, с их точки зрения, предполагало бытие. Первое положение «Этики» Спинозы в самопричине сущности предполагает существование, то есть природа сущности может быть постигнута лишь как существующая. Таким образом выходит, что существо вещей создаёт их субстанциальность, то есть что мы должны признавать субстанциальное бытие за такими свойствами, из понятия которых оно следует с необходимостью (иначе — противоположное которым невозможно). Это, так сказать, материальное, то есть основанное на изучении свойств вещей, установление их бытия составляет убеждение и эмпиризм. Баумгартен определяет сущность как внутреннюю возможность.
Для Иммануила Канта бытие есть не признак вещи, а её положение, (вещь сущая имеет те же признаки, что и не сущая), и потому от мыслимых признаков вещи нельзя заключать к её бытию: тем самым отвергается догматизм. Вместе с тем отвергается и эмпиризм, так как (опытное) бытие вещей есть категория рассудка, а не непосредственное внушение чувств; следовательно, один чувственный значок сам по себе ещё не тождествен бытию и тем более субстанции (права которой в опытной области Кант также восстановляет). Таким образом, возможность превращения сущности в субстанцию или вообще свойства в сущее раз навсегда пресекается.
Артур Шопенгауэр в духе Канта признаёт невозможным какое-либо заключение от сущности (лат. essentia) к существованию (лат. existentia), хотя, с другой стороны, утверждает, что существование без сущности есть пустое слово.
У Гербарта и Гегеля влияние произведённой Кантом реформы проявляется в том, что в противоположность докантовской философии, заключавшей от сущности к сущему, они стремятся сущность, как и субстанцию, вывести из понятия бытия. Из определения бытия как простого положения у Гербарта следует ряд заключений и о качестве (природе) сущего.
У Гегеля категория «сущность» составляет содержание второй книги «Логики» и сущность определяется как основание (нем. Hintergrund) или самоуглубление бытия, достигаемое его же собственным развитием.
В экзистенциализме Сартра принято противопоставлять сущность экзистенции, причем под сущностью понимается определяющее начало. В современной философии термин сущность встречается редко.
СУЩНОСТЬ // Философский энциклопедический словарь. — М., 1989.
Эмерих Корет. Основы метафизики. Киев: «Тандем», 1998. гл. 3.2.3 «Сущность сущего».
Сущность и явление — статья из Большой советской энциклопедии. А. А. Сорокин
Дебольский Н. Г. Сущность // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Ф. ЭНГЕЛЬС (62)
...на утверждении, что притяжение есть сущность материи. Это, конечно, неверно. Там, где имеется притяжение, оно должно дополняться отталкиванием. Поэтому уже Гегель вполне правильно заметил, что сущность материи составляют притяжение и отталкивание[...
Философия (8)
...саму возможность такого знания, его сущность, содержание понятия истины, ее критерии. Теория познания: — исследует природу человеческого познания; — исследует формы и закономерности перехода от поверхностного представления о ...вещах (мнения) к постижению их сущности (истинного знания); — рассматривает вопрос о путях достижения истины, о ее критериях; — исследует то, как человек впадает в заблуждения и каким ...
Бытие и сущность (фр. L’être et l’essence) — философский трактат написанный французским философом Этьеном Жильсоном (1948), посвященный проблемам онтологии. Композиционно состоит из 10 глав, раскрывающих онтологию в её истории от Парменида до философии экзистенциализма. Содержательно трактат исследует историю взаимоотношения сущности и существования, где особое внимание уделено экзистенциальному прочтению Фомы Аквинского. Различие существования и сущности позволяет избежать главной метафизической ошибки - сведения бытия к сущности. Заслуга Аристотеля заключается в том, что он первым начал мыслить бытие как акт, т.е. существование.
Оглавление
Бытие и Единое (о Пармениде и платониках). Жильсон возводит историю онтологии к Пармениду и утверждает, что тот брал бытие не абстрактно, а конкретно. Тем не менее, он противопоставил бытие существованию. Платон в этом вопросе следовал Пармениду. Платон помимо бытия открывает сущность (греч. ουσία, часто переводимая как фр. essence).
Сущее и субстанция (об аристотелизме). Сущность (греч. ουσία) Аристотеля переводят то как essence, то как substance и означает "то, что имеет в самом себе источник собственного существования". Эта сущность противопоставляется акциденциям. Жильсон отмечает "фундаментальную двойственность онтологии Аристотеля", которая то следует традиции Платона, то проявляет необычайный интерес к конкретным вещам. Эта двойственность спровоцировала спор об универсалиях между реалистами и номиналистами Средневековья.
Сущее и существование (о томизме: различение сущности и существования в рамках бытия)
Сущность против существования (продолжение томизма)
У истоков онтологии (о метафизике Нового Времени). Если метафизика была наукой о сущем, которая включала в себя как сущность, так и существование, то появившаяся в XVII веке онтология стала наукой о сущем взятом абстрактно.
Нейтрализация существования (о Канте)
Дедукция существования (о Гегеле)
Существование против философии (о Кьеркегоре)
Познание существования (о Бергсоне)
Существование и философия (об экзистенциализме)
Цитаты
Все существующее обладает сущностью, в силу которой оно есть то, что оно есть (402)
Декарт - ученик учеников Суареса (426)
Гегелевское Dasein - не существование (457)
Литература
Жильсон Э. Бытие и сущность /пер. с фр. Г.В. Вдовиной / Избранное: христианская философия. - М.: РОССПЭН, 2004.
Карл Густав Юнг. Проблемы души нашего времени (1)
...свою богатую на ошибки человеческую сущность, ощутимо наказывается, это похоже на своего рода проявление человеческой совести. Без этого от живительного чувства быть человеком среди других людей ... Ведь в сущности, истоки психоанализа не представляют собой ничего иного, как по научному заново открытую старую истину; само название, которое было дано первому ...
Фридрих Ницше. УТРЕННЯЯ ЗАРЯ, ИЛИ МЫСЛЬ О МОРАЛЬНЫХ ПРЕДРАССУДКАХ (2)
...вообще: это тяжелые, и в сущности, лишние законы: например, камчадалы никогда не очищают снега с обуви ножом, не кладут железа в огонь: за нарушение этого полагается ...называемой всемирной истории, которая, в сущности, представляет только крик о последних событиях, нет более важной темы, как древняя трагедия мучеников, которые хотели всколыхнуть болото.
Философия (12)
Главная проблема человека, его сущности и природы — это проблема его духа. Согласно Ницше, дух: — это выносливость; — отвага и свобода; — утверждение своей воли....и есть то, что составляет сущность субъективного фактора истории. Субъективный фактор называется так, потому что раскрывает деятельность субъекта истории, каковым являются массы, социальные группы и отдельные ...
Философия (13)
...их развитии и в детерминированности сущности человека. Философские объяснения социальной философии, ее задач и предмета останавливаются на индивиде, на его многогранных запросах и обеспечении лучшей жизни ...и определить природу общественных связей, сущность исторического развития и его закономерности: — согласно Платону, общество возникает из за того, что люди нуждаются друг в друге для удовлетворения ...
Эссенциализм (от лат. essentia — сущность), субстанциализм (от лат. substantia, являющегося переводом греч. ousia — сущность) — теоретическая и философская установка, характеризующаяся приписыванием некоторой сущности неизменного набора качеств и свойств.
Возникший в схоластической философии термин эссенция был латинским эквивалентом аристотелевской второй сущности, определявшей совокупность качеств вещи, её чтойность. Производный от «эссенции» термин эссенциализм используется применительно к теориям, в которых утверждается наличие неизменных и вечных качеств вещей, объединённых некоторой родовой характеристикой. (Например, в критическом буддизме такой теорией полагается Татхагатагарбха, утверждающая изначальное присутствие в каждом чувствующем существе «природы будды»).
В философии Нового и Новейшего времени эссенциалистская установка подверглась значительной критике со стороны таких авторов как Маркс, Ницше, Сартр и многих других.
Хлебалин А. В. Эссенциализм и антиэссенциализм в модальной логике.
Булавина Т.В. Эссенциализм // Словарь гендерных терминов / Под ред. А. А. Денисовой. — М.: Региональная общественная организация "Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты":Информация XXI век, 2002. — 256 с. — 1000 экз. — ISBN 5-86391-002-4 — С..
Карл Густав Юнг. Проблемы души нашего времени (16)
...нельзя молчаливо предполагать, что, в сущности, каждый точно знает, что подразумевается под «духом» или «жизнью». Я не философ, а всего лишь эмпирик, и во всех сложных ...вообще позволяет делать выводы о сущности души, представляет нам душевный процесс как явление, зависящее от нервной системы. С достаточной определенностью известно, что разрушение тех или иных ...
Карл Густав Юнг и последователи Человек и его символы (13)
...в котором посвящаемый знакомится с сущностью смерти. Но это не смерть в смысле последнего страшного суда или связанного с инициацией испытания силы: это путешествие освобождения, самоотречения ...птицы, прибавляющиеся к его хтонической сущности змеи. На его жезле появились крылья, разместившиеся над змеями и превратившие его в кадуцей, или крылатый жезл Меркурия, а сам ...
Философия (10)
...внес бесценный вклад в психофизиологическую сущность этого феномена, дав тончайший анализ нейрофизиологических механизмов работы мозга, выявив в сущности рефлекторную основу психики. Декарт продвигал идею пробабилизма.
Карл Густав Юнг Психологические типы (54)
...всего доказывается существованием разнороднейших пониманий сущности сложных психических процессов. Естественно, что новая теория обычно считает все другие, прежние воззрения неверными, притом в большинстве случаев только на ...различия индивидов, у которых внутренняя сущность одного столь же далека от сущности соседа, как одна звезда от другой, — но и типы, как классы индивидов, в высшей ...
Г.В.Ф.Гегель ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА (12)
...чистая абстракция "я" составляет его сущность, а с другой стороны, так как эта абстракция формируется и сообщает себе различия, то это различение не становится для него предметной, в себе сущей сущностью; это самосознание не становится, следовательно, "...
Г.В.Ф.Гегель ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА (31)
...которую оно сознает как свою сущность, как цель и абсолютное содержание. Относясь к ней столь положительно, оно ведет себя негативно по отношению к своим собственным целям, ...суждению самосознания, что она естьсущность, и благодаря его свободному пожертвованию. Это действование, которое тесно связывает сущность с самостью, создает двойную действительность – себя как то, что ...
Карл Густав Юнг. Проблемы души нашего времени (14)
...легко забыть, что душа, в сущности, представляет собой просто бесконечную жизнь, которая хотя и укладывается с легкостью в определенные по содержанию положения, но, с другой стороны, ...того, чтобы добиться ясности относительно сущности теорий души, нельзя будет предложить иного пути, кроме как попытаться постичь саму душу теорий, то есть рассматривать в свою очередь ...
Вольтер
...возможности логического обобщения понятия человеческой сущности: "Я существую, а следовательно нечто существует вечно". По мнению В., эта истина сходна с первыми положениями арифметики и геометрии, — являясь ...отбрасывают возможность супераддитивного обобщения человеческой сущности, подчеркивая непротиворечивость проведения принципиального отказа от идей типа "конечных причин". Однако, по возражению В., это опровержение относится только к полаганию ...
Карл Густав Юнг. Проблемы души нашего времени (6)
...не имеющую причинных связей творческую сущность, а вместо того, чтобы постулировать душу гуй, можно понимать ее как некое существо, возникшее в силу определенных причин и воздействий.... Здесь я должен остановиться насущности и структуре бессознательного более подробно, ибо в противном случае я не смогу дать удовлетворительный ответ на вопрос о земной обусловленности ...
Карл Густав Юнг. Об отношении аналитической психологии к поэзии. (4)
...сложная стринберговская сентенция на тему сущности человеческой жизни — сентенция, которая, к недоумению читателя, так и не была завершена? Возможно, она имеет отношение к сущности, но уж наверняка отражает десятки ...
Ансельм Кентерберийский Об истине. (4)
...к другу (convertuntur) согласно последовательности сущности (secundum essentiae consequentiam), то, что в каком то смысле является причиной другого, правильно называется "первейшим по природе" (prius natura)....что она есть в природе (сущности) всех вещей... В гл. IV "Монологиона" (17; 1, далее) он отождествляет "сущность" и "природу" ("essentia" и "natura").
Г.В.Ф.Гегель ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА (32)
...названное благородным и хорошим в сущности своей есть обратное себе самому, точно так же как дурное, наоборот, есть превосходное. Если простое сознание заменяет эту пошлую мысль ...и остроумно рассказать об устойчивыхсущностях действительности, так же как и об устойчивых определениях, устанавливаемых суждением, – в их противоречии, а это противоречие и есть их истина.
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (5)
...себя, не преследуют ли, в сущности, эти красноречивые жалобы и стенания, это выставление напоказ несчастья цели причинить боль присутствующим? Сострадание, которое затем выказывают последние, есть для ... Но, в сущности, полагают, что, когда человек честно верил во что либо, боролся и умер за свою веру, было бы слишком несправедливо,если ...
Карл Густав Юнг Психологические типы (7)
...пессимистического учения о первородном грехе, сущность которого заключается в унаследованной от Адама согреховности (concupiscentia [Вожделение; мы бы сказали необузданное либидо, которое как астральное, роковое принуждение толкает ... Человек, в сущности, не что иное, как жалкое, порочное существо, во всяком случае, обреченное стать добычей дьявола, если его не спасет Божья благодать ...
Философия (4)
Исследовалась человеческая сущность, а не только человеческая история: — для Канта человек — нравственное существо; — Фихте подчеркивает действенность, активность сознания и самосознания человека, рассматривает устройство ...личности к постижению своей внутренней сущности, к нравственному совершенствованию. 4. Федор Михайлович Достоевский (18211881) не был философом по профессии и не создавал чисто философских произведений.
Философия (7)
...не способна уяснить себе собственную сущность. Фридрих Ницше (1844–1900). Форма изложения философских идей у Фридриха Ницше — это афоризмы, мифы, проповеди, полемика, декларации....отрицает существование сознания как особой сущности, относящейся к чему либо. По его мнению, личность (некий волевой центр), а не сознание, относится к потоку ощущений и переживаний, ...
Ансельм Кентерберийский. Прослогион.
Или, может быть, сущности такой нет, коль скоро сказал безумец в сердце своем: "нет Бога" (Пс. 13, 1)? Но даже и сам этот безумец ...такой степени, что небытие этой сущности невозможно и помыслить. Ибо мыслимо нечто, о чем нельзя даже помыслить, что его нет, и это больше, чем если о ...
Карл Густав Юнг Психологические типы (6)
...против философии и науки, в сущности мало отличавшихся от гнозиса. Тертуллиану приписывают грандиозное в своем роде признание: Credo quia absurdum est («Верую, потому что абсурдно»)....а именно то, что составляет сущностьвсего человека. Так подойди же и предстань предо мною, о душа! Если ты божественна и вечна, как полагают иные философы, — ...
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (13)
...чисто ученое занятие музыкой, в сущности научное наслаждение мастерскими приемами гармонии и голосоведения. С другой стороны, ей должна была предшествовать и опера: в последней профан выражал ...его жизни не говорит, всущности, того же самого? – то воззрение, которым он настолько опередил ряд поколений, что в общем и целом можно утверждать, что влияние ...
Карл Густав Юнг Психологические типы (44)
Да и преподавание, в сущности говоря, совершенно не интересует его — разве только если оно станет для него случайно теоретической проблемой....приблизительное описание его, хотя своеобразная сущность этого чувства безусловно бросается в глаза, если только вообще замечаешь его. Так как это чувство подчиняется главным образом субъективным предварительным ...
Владимир Сергеевич Соловьев (115)
Что касается до сущности протестанcтства, то она состоит в злоупотреблении третьим принципом христианской теократии — принципом пророчества или свободы личного духа в деле религии....а признается первым и в, сущности, единственным началом царства Божия. Ибо та чрезмерная власть в религиозных делах, которую Лютер предоставил приверженным к нему государям, имеет характер ...
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (14)
...что характер неизменен и что сущность мира постоянно выражается во всех характерах и поступках; тогда произведение художника становится образом вечно пребывающего, между тем как для нашего ...
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (17)
...растение не избегает света; в сущности, эти философы искали лишь более светлого солнца; миф казался им недостаточно чистым, недостаточно сияющим. Они искали этого света в своем ...
Коран. (84)
Сура раскрывает ложную сущность оправданий и извинений тех, кто остался дома, не выступив в поход с посланником Аллаха, показав, что они остались дома, полагая, ...
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (24)
...и переместиться, изменить название и сущность, если головами всюду овладеет указанное самоновейшее понятие! – на это, впрочем, понадобится. Быть может, еще целое столетие.
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (22)
...женщин к любви есть в сущности и первоначально изобретение рассудительности, так как вся эта идеализация любви усиливает их могущество и представляет их более желанными в глазах ...
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (8)
в сущности тоже не истины). Но трагедия состоит в том, что в эти догмы религии и метафизики нельзя верить, если соблюдать в ...
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (23)
...же убеждают себя, что, в сущности, к этому побуждает женщин любовь. Порицать средства женщин и великодушно почитать мотивы этих средств – характерно для мужчин, но в этом ...
Владимир Сергеевич Соловьев (136)
), представляющие в сущности лишь весьма дифференцированные и живущие обособленной жизнью органы, так что животное в его целом существует лишь в идее.
Ансельм Кентерберийский Об истине.
Об истине сущности вещей (De veritate essentiae rerum). VIII. О различных пониманиях должного и недолжного, возможного и невозможного (De diversis intellectibus debere et ...
Коран. (103)
...тонкости всех вещей и их сущность? 67:15. Он Тот, кто сделал землю пригодной (для вашей жизни). Так ходите же по её просторам и питайтесь тем, ...
Философия (3)
...теоцентризм — обращение к Богу, его сущности как первопричине и первооснове мира. Схоластика (от греч. schole — школа) — это средневековая христианская философия, которая господствовала в школьном преподавании и ...необходимости исследования причин явлений, их сущностных сил. В философии этого периода появляются два подхода к понятию «субстанция»: — онтологическое понимание субстанции как предельного основания бытия, основоположник — Френсис ...
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (26)
...уговаривают себя, что она, в сущности, важнее, чем все остальные. И так же обстоит дело с женщинами в отношении их любовников. 493 Благородство умонастроения.
Коран. (87)
...забросать их камнями из глины, сущность которой ведома только Аллаху. Эти камни, меченные у твоего Господа, предназначены Им для мерзких, упорных нечестивцев". 51:35 36.
Карл Густав Юнг и последователи Человек и его символы (1)
...Юнг выбрал именно меня: в сущности, я был для него здравомыслящим, но ординарным, не особенно образованным в области психологии человеком. Иными словами, я был для него «...где становятся моментами психики, глубиннаясущность которых непознаваема (ибо психика не способна познать саму себя). Таким образом, любое восприятие действительности включает бессчетное число неизвестных факторов, не ...
Карл Юнг. КРАСНАЯ КНИГА (1)
...бессмыслица, но одна из обеих сущностей Божественного. Я сопротивлялся признать, что каждодневное принадлежит к образу Божественного. Я гнал эту мысль, я скрыл себя за высочайшими и ... Это великая госпожа и единаясущность Бога. Кто то смеется над этим, и смеющийся тоже есть. Ты считаешь, человек этого времени, что смех ниже почитания?
Владимир Сергеевич Соловьев (91)
...нам всего легче рассмотреть настоящую сущность этой превозмогающей силы. Хотя вообще мне давно было ясно, что решающая роль в нашем существовании не принадлежит ни "равнодушной природе", ...
Анкин Д. В. К семиотике философии.
...соответсвующих семиотических феноменов (о "природе", "сущности" которых мы ничего сказать не в силах). Для того чтобы отличать философский текст от нефилософского не требуется знание того, что ...
Коран. (81)
...им было ниспослано знание о сущности и истине религии и её установлениях, из зависти и вражды друг к другу. Поистине, твой Господь в День воскресения рассудит ...
Карл Густав Юнг Психологические типы (22)
...свой проклятый круг, покорный странной сущности своей загадочной и злой болезни. Сей недуг никогда не позволял ему окончить труд обхода своего; он на стезе своей не ...Этими словами Эпиметей определяет свою сущность: он углубляется мыслью в прошедшее и не может уже освободиться от Пандоры, которую он (по классическому сказанию) взял себе в ...
Коран. (40)
Общины разногласят о сущности Исы и имеют по этому поводу различные мнения. Неверующим будет жестокое наказание в Судный день, когда они увидят ужасы Дня ...
Владимир Сергеевич Соловьев (119)
...Сократ, в чем же самая сущность его значения? Сократ был tertium quid, третья искомая и ищущая сторона пошатнувшейся в своих основах греческой жизни, — сторона справедливая, беспристрастная, ...
РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
Похожие материалы
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.