- 05.04.2012
- 1973 Просмотра
- Обсудить
Психология (5)\Психология (3)\Психология (2)\Психология (1)\Психология (4)\
Психология (6)\Психология (7)\Психология (8)\Психология (9)\Психология (10)
| ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОАНАЛИЗ | ПСИХОЛОГИЯ | ПСИХИКА | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ |
РИТОРИКА | МИФ | МИФОЛОГИЯ | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ | ФИЛОСОФ | ПСИХОЛОГ | ПОЭТ | ПИСАТЕЛЬ | ЮНГ | ФРОММ
ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ | DICTIONARY LEXICON | LITERATURE | ПОНЯТИЕ (1) (10) (6) (2) (7) (5) (9) (3) (4) (8)
РИТОРИКА | КРАСНОРЕЧИЕ | РИТОРИЧЕСКИЙ | ОРАТОР | ОРАТОРСКИЙ | СЛЕНГ | ФЕНЯ | ЖАРГОН | АРГО | РЕЧЬ ( 1 )
ФИЛОСОФИЯ | (1) (2) (3) (7) (10) (5) (8) (6) (9) (4) | ФИЛОСОФИЯ
ЯВЛЕНИЕ \ СУЩНОСТЬ
ЯВЛЕНИЕ (10)\ЯВЛЕНИЕ (1)\ЯВЛЕНИЕ (6)\ЯВЛЕНИЕ (7)\ЯВЛЕНИЕ (9)
ЯВЛЕНИЕ (4)\ЯВЛЕНИЕ (8)\ЯВЛЕНИЕ (2)\ЯВЛЕНИЕ (5)\ЯВЛЕНИЕ (3)
Сущность (1)\Сущность (8)\Сущность (6)\Сущность (7)\Сущность (9)
Сущность (10)\Сущность (5)\Сущность (3)\Сущность (2)\Сущность (4)
Крупнейшие мировые аферы. Искусство обмана и обман как искусство (13)
...его деловая активность происходила, в сущности, исключительно из заботы о сохранении исторического облика любимой родины. Он любовно подбирал расцветки фасадов, форму окон и рисунок дверных ручек ...
Карл Густав Юнг Психологические типы (33)
...к фактической данности, легко объяснимой сущностью экстравертного характера: экстраверт ориентируется исключительно по внешним данным, так что центр его психической жизни всегда посвящен занятию этими данными.
Реторсия — способ доказательства, при котором явно высказанное опровергается неявными условиями акта высказывания. Если явное (тематическое) высказывание противоречит имплицитному (нетематическому) условию акта высказывания, то оно противоречит себе самому. Такое противоречие в схоластике называется противоречием в исполнении (contradictio exercita). Согласно Э. Корету, реторсия является основным элементом трансцендентального, особенно метафизического мышления. Реторсия как метафизический способ доказательства противопоставляется формально-логическим методам, которые, будучи отвлечёнными и ограниченными, не принимая во внимание реальное событие исполнения акта высказывания (и поэтому не имея возможности схватить в нём нетематически со-положенное знание), не приближаются к действительности бытия.
Реторсию как способ доказательства использовал ещё Аристотель для обоснования закона противоречия (отрицание этого закона противоречит самому себе в исполнении высказывания).
В юриспруденции реторсией называются ответные действия государства на дискриминационные действия другого государства.
Согласно словарю иностранных слов, под реторсией понимается способ опровергнуть противника его же доводами.
Корет Э. Основы метафизики. (Учебник.) 1961. Раздел 1.2.6.2.
РЕТОРСИЯ // Чудинов А.Н. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. 1910.
Пол Феррис. Зигмунд Фрейд (29)
...длиться вечно из за "лживой сущности" Юнга. О событиях, которые произошли после этого в Мюнхене, Ференци узнал в меньших подробностях. "У меня случился такой же приступ ...
Ф. ЭНГЕЛЬС (57)
...тождества и различия, видимости и сущности не выдерживают критики, что анализ обнаруживает один полюс уже как наличествующий in nuce [в зародыше. Ред.
Крупнейшие мировые аферы. Искусство обмана и обман как искусство (11)
...юного клиента в категорию, в сущности, не слишком опасных сумасшедших. И когда Дариус спустя два года вновь объявился с очередным вдохновенным предложением, Рисдон не особенно удивился.
Научная картина мира (сокр. НКМ) — одно из основополагающих понятий в естествознании — особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий. Будучи целостной системой представлений об общих свойствах и закономерностях объективного мира, научная картина мира существует как сложная структура, включающая в себя в качестве составных частей общенаучную картину мира и картины мира отдельных наук (физическая, биологическая, геологическая и т. п.). Картины мира отдельных наук, в свою очередь, включают в себя соответствующие многочисленные концепции — определённые способы понимания и трактовки каких-либо предметов, явлений и процессов объективного мира, существующие в каждой отдельной науке. Система убеждений, утверждающая основополагающую роль науки как источника знаний и суждений о мире называется сциентизм.
В процессе познания окружающего мира в сознании человека отражаются и закрепляются знания, умения, навыки, типы поведения и общения. Совокупность результатов познавательной деятельности человека образует определённую модель (картину мира). В истории человечества было создано и существовало довольно большое количество самых разнообразных картин мира, каждая из которых отличалась своим видением мира и специфическим его объяснением. Однако прогресс представлений об окружающем мире достигается преимущественно благодаря научному поиску. В научную картину мира не входят частные знания о различных свойствах конкретных явлений, о деталях самого познавательного процесса. Научная картина мира не является совокупностью всех знаний человека об объективном мире, она представляет собой целостную систему представлений об общих свойствах, сферах, уровнях и закономерностях реальной действительности.
Научная картина мира — система представлений человека о свойствах и закономерностях действительности (реально существующего мира), построенная в результате обобщения и синтеза научных понятий и принципов. Использует научный язык для обозначения объектов и явлений материи.
Научная картина мира — множество теорий в совокупности описывающих известный человеку природный мир, целостная система представлений об общих принципах и законах устройства мироздания. Картина мира — системное образование, поэтому её изменение нельзя свести ни к какому единичному (пусть и самому крупному и радикальному) открытию. Речь обычно идет о целой серии взаимосвязанных открытий (в главных фундаментальных науках), которые почти всегда сопровождаются радикальной перестройкой метода исследования, а также значительными изменениями в самих нормах и идеалах научности.
Научная картина мира — особая форма теоретического знания, репрезентирующая предмет исследования науки соответственно определенному этапу её исторического развития, посредством которой интегрируются и систематизируются конкретные знания, полученные в различных областях научного поиска.
Для западной философии середины 90-х годов XX века отмечались попытки ввести в арсенал методологического анализа новые категориальные средства, но вместе с тем чёткого разграничения понятий «картина мира» и «научная картина мира» не проведено. В нашей отечественной философско-методологической литературе термин «картина мира» применяется не только для обозначения мировоззрения, но и в более узком смысле — тогда, когда речь заходит о научных онтологиях, то есть тех представлениях о мире, которые являются особым типом научного теоретического знания. В этом значении научная картина мира выступает как специфическая форма систематизации научного знания, задающая видение предметного мира науки соответственно определенному этапу её функционирования и развития.
Также может использоваться словосочетание естественнонаучная картина мира.
В процессе развития науки происходит постоянное обновление знаний, идей и концепций, более ранние представления становятся частными случаями новых теорий. Научная картина мира — не догма и не абсолютная истина. Научные представления об окружающем мире основаны на всей совокупности доказанных фактов и установленных причинно-следственных связей, что позволяет с определённой степенью уверенности делать способствующие развитию человеческой цивилизации заключения и прогнозы о свойствах нашего мира. Несоответствие результатов проверки теории, гипотезе, концепции, выявление новых фактов — всё это заставляет пересматривать имеющиеся представления и создавать новые, более соответствующие реальности. В таком развитии — суть научного метода.
Картина мира — термин, используемый в различных смыслах для обозначения:
мировоззренческих структур, лежащих в фундаменте культуры определенной исторической эпохи. В этом же значении используются термины образ мира, модель мира, видение мира, характеризующие целостность мировоззрения.
научных онтологий, то есть тех представлений о мире, которые являются особым типом научного теоретического знания. В этом смысле понятие научной картины мира используется для обозначения:
горизонта систематизации знаний, полученных в различных научных дисциплинах. Научная картина мира при этом выступает как целостный образ мира, включающий представления о природе и обществе
системы представлений о природе, складывающихся в результате синтеза естественнонаучных знаний (аналогичным образом этим понятием обозначается совокупность знаний, полученных в гуманитарных и общественных науках)
посредством этого понятия формируется видение предмета конкретной науки, которое складывается на соответствующем этапе её истории и меняется при переходе от одного этапа к другому.
Соответственно указанным значениям, понятие научной картины мира расщепляется на ряд взаимосвязанных понятий, каждое из которых обозначает особый тип научной картины мира как особый уровень систематизации научных знаний:
общенаучная картина мира (систематизированное знание, полученное в различных областях)
естественнонаучная картина мира и социально(общественно)-научная картина мира
конкретно-научная картина мира (физическая картина мира, картина исследуемой реальности)
специальная (частная, локальная) научная картина мира отдельных отраслей науки.
Также выделяют «наивную» картину мира
Научная картина мира не является ни философией, ни наукой; от научной теории научная картина мира отличается философским преобразованием категорий науки в фундаментальные понятия и отсутствием процесса получения и аргументации знания; при этом научная картина мира не сводится к философским принципам, так как является следствием развития научного знания.
Исторические типы
Чётко и однозначно фиксируемых радикальных смен научной картины мира, научных революций в истории развития науки можно выделить три, которые обычно принято персонифицировать по именам трёх ученых, сыгравших наибольшую роль в происходивших изменениях.
Аристотелевская
Период: VI—IV века до нашей эры
Обусловленность:
Отражение в трудах:
Наиболее полно — Аристотеля: создание формальной логики (учение о доказательстве, главный инструмент выведения и систематизации знания, разработал категориально понятийный аппарат), утверждение своеобразного канона организации научного исследования (история вопроса, постановка проблемы, аргументы за и против, обоснование решения), дифференциация самого знания (отделение науки о природе от математики и метафизики)
Результат:
возникновение самой науки
отделение науки от других форм познания и освоения мира
создание определенных норм и образцов научного знания.
Ньютоновская
Классическое естествознание
Период: XVI—XVIII века
Исходный пункт: переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической.
Обусловленность:
Отражение в трудах:
Открытия: Н. Коперника, Г. Галилея, И. Кеплера, Р. Декарта. И. Ньютон подвел итог их исследованиям, сформулировал базовые принципы новой научной картины мира в общем виде.
Основные изменения:
Язык математики, выделение строго объективных количественных характеристик земных тел (форма величина, масса, движение), выражение их в строгих математических закономерностях
Методы экспериментального исследования. Исследуемые явления — в строго контролируемых условиях
Отказ от концепции гармоничного, завершенного, целесообразно организованного космоса.
Представления: Вселенная бесконечна и объединена только действием идентичных законов
Доминанта: механика, все соображения, основанные на понятиях ценности, совершенства, целеполагания, были исключены из сферы научного поиска.
Познавательная деятельность: чёткая оппозиция субъекта и объекта исследования.
Итог: появление механистической научной картины мира на базе экспериментально математического естествознания.
Эйнштейновская
Период: рубеж XIX—XX веков.
Обусловленность:
Открытия:
сложная структура атома
явление радиоактивности
дискретность характера электромагнитного излучения
и др.
Итог: была подорвана важнейшая предпосылка механистической картины мира — убежденность в том, что с помощью простых сил, действующих между неизменными объектами, можно объяснить все явления природы.
Научная картина мира — это одна из возможных картин мира, поэтому ей присуще как что-то общее со всеми остальными картинами мира — мифологической, религиозной, философской, — так и нечто особенное, что выделяет именно научную картину мира из многообразия всех остальных образов мира.
Научная картина мира может отличаться от религиозных представлений о мире, основанных на авторитете пророков, религиозной традиции, священных текстах и т. д. Поэтому религиозные представления более консервативны в отличие от научных, меняющихся в результате обнаружения новых фактов. В свою очередь, религиозные концепции мироздания могут изменяться, чтобы приблизиться к научным взглядам своего времени. В основе получения научной картины мира лежит эксперимент, который позволяет подтвердить достоверность тех или иных суждений. В основе религиозной картины мира лежит вера в истинность тех или иных суждений, принадлежащих какому-либо авторитету. Тем не менее, вследствие переживания всевозможных "эзотерических" состояний (не только религиозного или оккультного происхождения), человек может получить личный опыт, подтверждающий определенную картину мира, но в большинстве случаев попытки построить на этом научную картину мира относятся к псевдонауке.
Научная картина мира отличается также от мировоззрения, свойственного бытовому или художественному восприятию мира, использующего бытовой/художественный язык для обозначения объектов и явлений мира. Например, человек искусства создает художественные образы мира на основании синтеза своего субъективного (эмоционального восприятия) и объективного (бесстрастного) постижения, в то время как человек науки сосредоточен на исключительно объективном и с помощью критического мышления устраняет субъективность из результатов исследований.
Отношения науки и философии являются предметом дискуссии. С одной стороны, история философии — это гуманитарная наука, основной метод которой — толкование и сравнение текстов. С другой стороны, философия претендует на то, чтобы быть чем-то большим, чем наука, её началом и итогом, методологией науки и её обобщением, теорией более высокого порядка, метанаукой. Наука существует как процесс выдвижения и опровержения гипотез, роль философии при этом заключается в исследовании критериев научности и рациональности. Вместе с тем, философия осмысливает научные открытия, включая их в контекст сформированного знания и тем самым определяя их значение. С этим связано древнее представление о философии как о царице наук или о науке наук.
Все перечисленные представления могут присутствовать у человека вместе и в различных сочетаниях. Научная картина мира, хотя и может составлять значительную часть мировоззрения, никогда не является его адекватной заменой, так как в своем индивидуальном бытии человек нуждается как в эмоциях и художественном или чисто бытовом восприятии окружающей действительности, так и в представлениях о том, что находится за пределами достоверно известного или на границе неизвестности, которую предстоит преодолеть в тот или иной момент в процессе познания.
Существуют различные мнения о том, как изменяются представления о мире в истории человечества. Поскольку наука появилась сравнительно недавно, она может давать дополнительные сведения о мире. Однако некоторые философы считают, что со временем научная картина мира должна полностью вытеснить все другие.
По классификации Конта, научная картина мира олицетворяет собой третью, позитивную (после теологической и метафизической) фазу последовательного фазиса философской мысли в истории всего человечества.
Фейербах так сказал о смене своих идей:
« Бог был моей первой мыслью, разум — второй, человек — третьей и последней.»
Из представлений Фейербаха идея эволюции философии и социума перешла также в марксизм.
В. Г. Архипкин, В. П. Тимофеев Естественно-научная картина мира
Философия и методология науки / Под ред. В. И. Купцова. М., 1996
Антонов А. Н. Преемственность и возникновение нового знания в науке. М.: МГУ, 1985. 172 с.
Ахутин А. Б. История принципов физического эксперимента от античности до XVII в. М.: Наука, 1976. 292 с.
Бернал Дж. Наука в истории общества. М.: Изд-во иностр. лит. 1956. 736 с.
Гайденко П. П., Смирнов Г. А. Западноевропейская наука в Средние века: Общие принципы и учение о движении. М.: Наука, 1989. 352 с.
Гайденко П. П. Эволюция понятия науки: Становление и развитие первых научных программ. М.: Наука, 1980. 568 с.
Гайденко П. П. Эволюция понятия науки (XVII—XVIII вв.): Формирование научных программ нового времени. М.: Наука. 1987. 447 с.
Гуревич А. Я. Категория средневековой культуры. М.: Искусство, 1972. 318 с.
Дитмар А. Б. От Птолемея до Колумба. М.: Мысль, 1989.
Койре А. Очерки истории философской мысли: О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М.: Прогресс, 1985.286с.
Косарева Л. М. Социокультурный генезис науки нового времени. Философский аспект проблемы. М.: Наука, 1989.
Кузнецов Б. Г. Развитие научной картины мира в физике XVII—XVIII века. М.: АН СССР, 1955.
Кузнецов Б. Г. Эволюция картины мира. М.: АН СССР. 1961. 352 с.
Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1975. 288 с.
Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии: Латинская патристика. М.: Мысль, 1979. 432 с.
Маркова Л. А. Наука. История и историография. М.: Наука, 1987. 264с.
Мец А. Мусульманский Ренессанс. М.: Наука. 1973.
Механика и цивилизация XVII—XIX вв. М.: Наука. 1979.
Надточев А. С. Философия и наука в эпоху античности. М.: МГУ, 1990. 286 с.
Нейгебауэр О. Точные науки в древности. М.: Наука, 1968. 224 с.
Окладный В. А. Возникновение и соперничество научных теорий. Свердловск: Изд. Уральск, ун-та, 1990. 240 с.
Олынки Л. История научной литературы на новых языках. Т. 1— 3. М.; Л,: ГТТИ, 1993—1994.
Принципы историографии естествознания. Теория и история. М.: Наука, 1993. 368 с.
Старостин Б. А. Становление историографии науки: От возникновения до XVIII в. М.: Наука, 1990.
Степин В. С. Становление научной теории. Минск: Изд. Белорусок, ун-та, 1976. 319 с.
Степин B.C., Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М.. 1994.
Степин B.C. Философия науки. М., 2003.
Карл Густав Юнг Психологические типы (1)
...Юнга, поскольку он находил, что сущность всех вещей зиждется на психике. Между неведомыми эссенциями духа и материей заключена реальность психического, и она призвана быть единственной реальностью, ...
Карл Густав Юнг Психологические типы (18)
...никто не будет утверждать, что сущность железнодорожного моста достаточно понята, если ее ощутить эстетически. Вот почему то истолкование, согласно которому борьба между Аполлоном и Дионисом есть ...
Карл Густав ЮНГ. Аналитическая ПСИХОЛОГИЯ. ТАВИСТОКСКИЕ ЛЕКЦИИ (1)
Интуитив всегда озабочен сущностью вещей; он обманывается в своих представлениях о реальности; не использует предоставляемых ему возможностей. Это человек, который возделывает поле и, не ...
Крупнейшие мировые аферы. Искусство обмана и обман как искусство (7)
...радиопостановкой «Войны миров», которая, в сущности, была колоссальной уткой. Во вторых, быстрые изменения в условиях жизни общества формировали социальный заказ на новости определенного характера, и покрыть ...
Г.В.Ф.Гегель ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА (29)
...в непосредственном единстве со своей сущностью. Сущность имеет поэтому простую определенность бытия для сознания, которое непосредственно направлено на бытие и нравы которого составляет это бытие; сознание ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (11)
...что она "невозникает", "а составная [сущность], получающая от этой [формальной] свое наименование, возникает" и что "во всем возникающем есть материя, так что одна часть [в нем] ...Аристотелю, существуют, вообще говоря, трисущности – материя, форма и возникающая из этих обеих индивидуальная сущность (XII 3, 1070 а 9 13): "Что же касается сущностей, их [...
Г.В.Ф.Гегель ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА (10)
...суть теперь не в качестве сущностей, а в качестве моментов самосознания, т.е. абстракций или различий, которые в то же время для самого сознания ничтожны или ...не различия, а полностью исчезающие сущности. Таким образом, утерян, по видимому, только сам главный момент, т.е. простое самостоятельное существование для сознания.
Г.В.Ф.Гегель ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА (23)
...и реальности, заложенную в его сущности, сознание в своем произведении узнает на опыте; следовательно, в произведении сознание открывается себе так, как оно поистине есть, и его ...случая, обладает ли цель подлиннойсущностью или в цель возводится в себе[ бытие]. Точно так же расходятся в свою очередь понятие и реальность как переход в ...
ГиперИнфо. Отто Вайнингер. Пол и Характер. ЛОГИКА, ЭТИКА, Я. 15. ГиперИнфо.
Сущностью специфичности понятия являются абсолютное постоянство и абсолютная однозначность, черты которые опытом не могут быть даны. "Критика чистого разума" характеризует эту сущность следующими словами: "это то, скрытое ...
Лев Николаевич Толстой. Война и мир. Том 4 (30)
...этот относится не к самой сущности воли человека, а к представлению о проявлении этой воли в прошедшем и в известных условиях....и необходимость и что составляет сущность этих двух понятий, философия истории может и должна идти путем, противным тому, по которому шли другие науки.
Карл Густав Юнг Психологические типы (27)
Чтобы описать сущность Дао, Лао Цзы сравнивает его с водою: «Благодатность воды проявляется в том, что она всем делает добро и в то ...от вожделений, тот созерцает его сущность, кто постоянно вожделеет, тот видит его внешность». [Дао дэ цзин. Гл. 1] Тут имеется несомненное родство с основной идеей брахманизма, ...
Артур Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (17)
...независимому и полному обнаружению своей сущности. Подобно тому как магнит, уж поднявший кусок железа, продолжает вести борьбу с тяжестью, которая как самая низшая объективация воли имеет ...и достигают беспрепятственного проявления своей сущности. Можно поэтому сказать, что всякий организм представляет идею, отражением которой он служит, только лишившись предварительно той части своей силы, какая ...
И. Кант КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА (36)
...совершенный из всех видов возможных сущностей и первооснова всех копий в явлении. Не забираясь так далеко, мы должны, однако, признать, что человеческий разум содержит в себе ...ens realissimum есть понятие единичнойсущности, так как из всех возможных противоположных друг другу предикатов один, а именно тот, который безусловно присущ бытию, всегда имеется в ...
Артур Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (26)
...природа раскрывает почти всю свою сущность уже в одном хорошо подмеченном моменте, то, напротив, человек, поскольку он высказывается не одним лишь своим обликом и выражением лица, ...позволяют глубоко заглянуть во внутреннюю сущность человека. Правда, и она не остается для них вовсе закрытой; но всякий раз, когда в истории или в нашем собственном ...
ГУССЕРЛЬ (Husserl) Эдмунд (2)
...чистого наблюдателя" сделать доступной саму сущность этого предмета. Поясняя смысл эйдетической редукции, Г. особо настаивает на методическом характере феноменологического воздержания (эпохе)....как совокупность, как набор чистых сущностей, чистых возможностей, всеобщих структур, представляющих результат свободного мыслительного конструирования; в таком смысле речь идет о чисто "идеальном" царстве недействительного, сфере "...
Адорно Т. Негативная диалектика. (23)
...расцвет философии нивелировал различия между сущностью и видимостью, органический импульс философии как философии ###, как неудовлетворенности вывеской. Нерефлектировавшее просвещение подвергло отрицанию метафизический тезис о сущности как скрытом за явлениями истинном ...
Эрос и пол 3
...плоти, это жгучий вопрос о сущности, о целостной человечности. Смысл полового акта, – соитие целосущностное, духовно душевно телесное, – значит для женщины гораздо больше, чем для мужчины, и ...низине бессущностной материи, а в сущностных высотах человеческого самоощущения, в осознанном или интуитивном требовании реал изовать вечный, а не временный смысл, в стремлении к духовно творческой ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ВЫСОКАЯ КЛАССИКА (75)
40), Спевсипп "сущность [мировой] души полагает в качестве математической сущности". Но для Спевсиппа вообще всякая сущность есть не что иное, как математическое число.
Г.В.Ф.Гегель ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА (39)
...дух, религия как сознание абсолютной сущности хотя вообще и встречалась, однакос точки зрения сознания, которое сознает абсолютную сущность; но в названных формах не появлялась абсолютная сущность ...
Г.В.Ф.Гегель ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА (40)
...нижеследующем рассмотрении религии; ибо неоформленная сущность духа или его чистое понятие уже выяснилось. Но различие между сознанием и самосознанием в то же время оказывается внутри последнего; ... Светлое существо Дух как сущность, которая есть самосознание, – или обладающая самосознанием сущность, которая есть вся истина и знает всю действительность в качестве себя самой, – в ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (143)
...но и органическое выражение духовной сущности. Она есть организм. Из этого видно, насколько недостаточны для Аристотеля те формальные элементы искусства (порядок, симметрия, определенность), о чем мы ... Середина как основание сущности в логике. Уже первые страницы исследования Ван дер Мейлена показывают, насколько актуальным становится учение Аристотеля о середине, если не оставлять ...
ГиперИнфо. Отто Вайнингер. Пол и Характер.МАТЕРИНСТВО И ПРОСТИТУЦИЯ. 24. ГиперИнфо.
Над своей собственной сущностью Наполеон никогда не в состоянии был думать. Он и часу не мог остаться без какого нибудь подвига, который должен был ... Заглушить свою лучшую сущность вот властный мотив его честолюбия. Человек гениальный может делить с остальными людьми их страсть к славе и удивлению, но его ...
Артур Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (28)
...и верное воспроизведение и выражение сущности мира во всеобщих понятиях, ибо лишь в таких понятиях возможен всеобъемлющий и всесторонний обзор этой сущности, то читатель, следящий за мною ...
ФОМА АКВИНСКИЙ
...интеллекта; отрицалось индивидуальное бессмертие душ; сущность обладала приматом над существованием. Как известно, у Аристотеля выделяются четыре последовательных ступени: опыт (empeiria), искусство (techne), знание (episteme), мудрость (sophia)....субстанциях или вещах, как их сущность (universalia in rebus); в нашем уме, как абстрагированная форма (universalia post rem). В онтологии Ф.А.
Карл Густав Юнг Психологические типы (46)
...в плену у восприятия, в сущности никогда не доходит до такого вопроса, ибо его вопрос сводится лишь к тому, каково восприятие....функцией может быть лишь такая, сущность которой не противоположна главной функции. Так, например, наряду с мышлением в качестве второй функции никогда не может выступить чувство, ибо ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ВЫСОКАЯ КЛАССИКА (100)
...получивши в удел вершину собственной сущности в качестве божественной; а так как они обладают мыслительной субстанцией, из за которой они оказываются подчиненными мыслительным сущностям, то они действуют не только ...
АРИСТОТЕЛЬ
Сущность "последней формы" — вечная актуальность и чистая деятельность, лишенная пассивного начала материальной причины. В "перводвигателе" действительность совпадает с возможностью, поэтому он ...движение, как цель и каксущность (форма) одушевленных тел". Искусственный предмет обладает только формальной причиной. Например, "топор" — это не душа, а форма, потому что в самом ...
Владимир Сергеевич Соловьев (126)
...истине богочеловека и богочеловечества, вся сущность церкви. Реализовать ее в себе является историческою задачею церкви, исполнением которой она возрастает в полноту возраста Христова....Божества одна из вечных божественных сущностей (эонов); другие (Симон и Менандр, патрипассиане, Савеллий) видят в Христе непосредственное явление единого безначального существа.
И.С.Кон ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ САМОСОЗНАНИЕ (2)
...один из аспектов вопроса о сущности человека. Но охватывает она, по сути дела, многие вопросы подразумевая родовую специфику человека, его отличие от животных; онтологическое тождество индивида (... "Я" есть та сознающая мыслящая сущность (безразлично, из какой она состоит субстанции, духовной или материальной, простой или сложной), которая чувствует или сознает удовольствие и страдание, способна ...
ПИФАГОРЕИЗМ
...что число является, во первых, сущностью всех вещей и, во вторых, принципом, который упорядочивает и организует Вселенную. Пероначально П. существовал в рамках религиозно философского сообщества, основанного ... Если ионийская школа рассматривала сущность вещей как ту или иную стихию, как нечто чувственное и материально определенное, то П. впервые под сущностью стал понимать умопостигаемую ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (174)
...от материи, поскольку она является сущностью материальных явлений и даже их материально действующим принципом, в то время как сама материя сведена на степень простой и неопределенной ...самой материи, поскольку у Аристотеля сущность не может быть вне того, сущностью чего оно является. С этой точки зрения природа у Аристотеля является еще более ярко ...
С.Л.Франк. НЕПОСТИЖИМОЕ. (33)
Эта «совершенная инаковость» Бога, его сущностная «парадоксальность», просвечивая через всякое бытие вообще, с явственностью светит и как бы окрашивает в цвет «парадоксальности», «невероятности» и то конкретное «...самого существа Бога свою коренную сущностную парадоксальность. В ней опрокинуты все мерила и закономерности, действующие в ином, «земном», т.е. воспринимаемом во внешнем опыте и рационально ...
Г.В.Ф.Гегель ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА (5)
...есть орудие для овладения абсолютной сущностью, то сразу же бросается в глаза, что применение орудия к какой нибудь вещи не оставляет ее в том виде, в ...возводит эту односторонность в свою сущность, есть один из видов незавершенного сознания, сам вовлекающийся в движение этого пути и в нем представляющийся нам.
ШЕЛЕР (Scheler) Макс
— "Сущность человека, новый опыт философской антропологии" (Ш. предполагал издать его в 1929, но реализации замысла помешала смерть). Поздние работы Ш....себя) и надэмпирический, объективный, задающий сущностную, независящую от обстоятельств места (пространства) и времени, составляющую человека (в котором человек противостоит миру, способен "стать над" жизнью, становится сопричастным ...
И. Кант КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА (44)
...себе только относительное предположение о сущности, составляющей единую и вседовлеющую причину всех космологических рядов, есть понятие разума о Боге. Мы не имеем ни малейшего основания безусловно ...полагать или утверждать, что имеется сущность, обладающая высшим совершенством и абсолютно необходимая по своей природе, на основании одного лишь понятия ее, если бы не было мира, ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ВЫСОКАЯ КЛАССИКА (86)
...как имеющее от нее свою сущность. Если же производимое в каком то отношении раздельно, а в каком то отношении объединено с производящим, то [возможны два случая]....будет иметь от него свою сущность и точно так же не будет иметь ее. Если же оно будет раздельно в большей степени, [чем объединено с производящим], ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. СОФИСТЫ. СОКРАТ. ПЛАТОН (74)
...поскольку только он понимает отличие сущности от явления, равно как и разные формы слияния сущности и явления в одно целое. В той смысловой структуре, которой является ...
Артур Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (40)
Однако такое прозрение в сущность нашего бытия может вновь покинуть человека вместе со своим поводом, и воля к жизни, а вместе с нею и прежний ... Ибо сущность отрицания состоит в том, что человек отвергает не страдания, а наслаждения жизни. Самоубийца хочет жизни и не доволен только условиями, ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (69)
...рабского элемента в понимании самой сущности рабов вплоть до появления специально рабских божеств; возникновение сложной иерархии в отношениях между рабовладельцами и рабами и, так сказать, разная ...чистыми понятиями, идеями и смысловыми сущностями, даже и в этих случаях не расставался с интуицией становления. В учебниках обычно говорится, что те идеи, которые Платон полагал ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (18)
Если сущность вещи действительно имеется и вещь действительно и на самом деле имеется, то само собою ясно, что сущность вещи должна изливаться в эту ...
Г.В.Ф.Гегель ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА (51)
Поскольку сознание по своей сущностной природе есть для себя свое собственное понятие, постольку оно в себе самом дает свой собственный критерий....являемость своего бытия своей собственной сущности, поскольку понятие осуществляется в сознании, а сознание находит себя в своем понятии. Сознание обеспечивает себя своим критерием, коль скоро истина ...
Артур Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (38)
...воля к жизни, которая составляет сущность каждой вещи и живет во всем; он познает, что это распространяется даже на животных и на всю природу, и поэтому ...все живое по своей внутренней сущности есть то же самое, что и наша собственная личность, это сознание распространяет наше участие на все живое: сердце от этого ...
Карл Густав Юнг Психологические типы (21)
Он метко выражает свою сущность следующими словами, возражая ангелу /43 S.9/: «Не мне, однако, надлежит судить об облике моей души; смотри, она есть госпожа ...такая утрата плохо согласуется с сущностью этого мира. Поэтому Прометею является ангел, — очевидно, представитель мировой власти, или, в психологических терминах, проецированный образ тенденции, направленной на приспособление ...
...его деловая активность происходила, в сущности, исключительно из заботы о сохранении исторического облика любимой родины. Он любовно подбирал расцветки фасадов, форму окон и рисунок дверных ручек ...
Карл Густав Юнг Психологические типы (33)
...к фактической данности, легко объяснимой сущностью экстравертного характера: экстраверт ориентируется исключительно по внешним данным, так что центр его психической жизни всегда посвящен занятию этими данными.
Реторсия — способ доказательства, при котором явно высказанное опровергается неявными условиями акта высказывания. Если явное (тематическое) высказывание противоречит имплицитному (нетематическому) условию акта высказывания, то оно противоречит себе самому. Такое противоречие в схоластике называется противоречием в исполнении (contradictio exercita). Согласно Э. Корету, реторсия является основным элементом трансцендентального, особенно метафизического мышления. Реторсия как метафизический способ доказательства противопоставляется формально-логическим методам, которые, будучи отвлечёнными и ограниченными, не принимая во внимание реальное событие исполнения акта высказывания (и поэтому не имея возможности схватить в нём нетематически со-положенное знание), не приближаются к действительности бытия.
Реторсию как способ доказательства использовал ещё Аристотель для обоснования закона противоречия (отрицание этого закона противоречит самому себе в исполнении высказывания).
В юриспруденции реторсией называются ответные действия государства на дискриминационные действия другого государства.
Согласно словарю иностранных слов, под реторсией понимается способ опровергнуть противника его же доводами.
Корет Э. Основы метафизики. (Учебник.) 1961. Раздел 1.2.6.2.
РЕТОРСИЯ // Чудинов А.Н. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. 1910.
Пол Феррис. Зигмунд Фрейд (29)
...длиться вечно из за "лживой сущности" Юнга. О событиях, которые произошли после этого в Мюнхене, Ференци узнал в меньших подробностях. "У меня случился такой же приступ ...
Ф. ЭНГЕЛЬС (57)
...тождества и различия, видимости и сущности не выдерживают критики, что анализ обнаруживает один полюс уже как наличествующий in nuce [в зародыше. Ред.
Крупнейшие мировые аферы. Искусство обмана и обман как искусство (11)
...юного клиента в категорию, в сущности, не слишком опасных сумасшедших. И когда Дариус спустя два года вновь объявился с очередным вдохновенным предложением, Рисдон не особенно удивился.
Научная картина мира (сокр. НКМ) — одно из основополагающих понятий в естествознании — особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий. Будучи целостной системой представлений об общих свойствах и закономерностях объективного мира, научная картина мира существует как сложная структура, включающая в себя в качестве составных частей общенаучную картину мира и картины мира отдельных наук (физическая, биологическая, геологическая и т. п.). Картины мира отдельных наук, в свою очередь, включают в себя соответствующие многочисленные концепции — определённые способы понимания и трактовки каких-либо предметов, явлений и процессов объективного мира, существующие в каждой отдельной науке. Система убеждений, утверждающая основополагающую роль науки как источника знаний и суждений о мире называется сциентизм.
В процессе познания окружающего мира в сознании человека отражаются и закрепляются знания, умения, навыки, типы поведения и общения. Совокупность результатов познавательной деятельности человека образует определённую модель (картину мира). В истории человечества было создано и существовало довольно большое количество самых разнообразных картин мира, каждая из которых отличалась своим видением мира и специфическим его объяснением. Однако прогресс представлений об окружающем мире достигается преимущественно благодаря научному поиску. В научную картину мира не входят частные знания о различных свойствах конкретных явлений, о деталях самого познавательного процесса. Научная картина мира не является совокупностью всех знаний человека об объективном мире, она представляет собой целостную систему представлений об общих свойствах, сферах, уровнях и закономерностях реальной действительности.
Научная картина мира — система представлений человека о свойствах и закономерностях действительности (реально существующего мира), построенная в результате обобщения и синтеза научных понятий и принципов. Использует научный язык для обозначения объектов и явлений материи.
Научная картина мира — множество теорий в совокупности описывающих известный человеку природный мир, целостная система представлений об общих принципах и законах устройства мироздания. Картина мира — системное образование, поэтому её изменение нельзя свести ни к какому единичному (пусть и самому крупному и радикальному) открытию. Речь обычно идет о целой серии взаимосвязанных открытий (в главных фундаментальных науках), которые почти всегда сопровождаются радикальной перестройкой метода исследования, а также значительными изменениями в самих нормах и идеалах научности.
Научная картина мира — особая форма теоретического знания, репрезентирующая предмет исследования науки соответственно определенному этапу её исторического развития, посредством которой интегрируются и систематизируются конкретные знания, полученные в различных областях научного поиска.
Для западной философии середины 90-х годов XX века отмечались попытки ввести в арсенал методологического анализа новые категориальные средства, но вместе с тем чёткого разграничения понятий «картина мира» и «научная картина мира» не проведено. В нашей отечественной философско-методологической литературе термин «картина мира» применяется не только для обозначения мировоззрения, но и в более узком смысле — тогда, когда речь заходит о научных онтологиях, то есть тех представлениях о мире, которые являются особым типом научного теоретического знания. В этом значении научная картина мира выступает как специфическая форма систематизации научного знания, задающая видение предметного мира науки соответственно определенному этапу её функционирования и развития.
Также может использоваться словосочетание естественнонаучная картина мира.
В процессе развития науки происходит постоянное обновление знаний, идей и концепций, более ранние представления становятся частными случаями новых теорий. Научная картина мира — не догма и не абсолютная истина. Научные представления об окружающем мире основаны на всей совокупности доказанных фактов и установленных причинно-следственных связей, что позволяет с определённой степенью уверенности делать способствующие развитию человеческой цивилизации заключения и прогнозы о свойствах нашего мира. Несоответствие результатов проверки теории, гипотезе, концепции, выявление новых фактов — всё это заставляет пересматривать имеющиеся представления и создавать новые, более соответствующие реальности. В таком развитии — суть научного метода.
Картина мира — термин, используемый в различных смыслах для обозначения:
мировоззренческих структур, лежащих в фундаменте культуры определенной исторической эпохи. В этом же значении используются термины образ мира, модель мира, видение мира, характеризующие целостность мировоззрения.
научных онтологий, то есть тех представлений о мире, которые являются особым типом научного теоретического знания. В этом смысле понятие научной картины мира используется для обозначения:
горизонта систематизации знаний, полученных в различных научных дисциплинах. Научная картина мира при этом выступает как целостный образ мира, включающий представления о природе и обществе
системы представлений о природе, складывающихся в результате синтеза естественнонаучных знаний (аналогичным образом этим понятием обозначается совокупность знаний, полученных в гуманитарных и общественных науках)
посредством этого понятия формируется видение предмета конкретной науки, которое складывается на соответствующем этапе её истории и меняется при переходе от одного этапа к другому.
Соответственно указанным значениям, понятие научной картины мира расщепляется на ряд взаимосвязанных понятий, каждое из которых обозначает особый тип научной картины мира как особый уровень систематизации научных знаний:
общенаучная картина мира (систематизированное знание, полученное в различных областях)
естественнонаучная картина мира и социально(общественно)-научная картина мира
конкретно-научная картина мира (физическая картина мира, картина исследуемой реальности)
специальная (частная, локальная) научная картина мира отдельных отраслей науки.
Также выделяют «наивную» картину мира
Научная картина мира не является ни философией, ни наукой; от научной теории научная картина мира отличается философским преобразованием категорий науки в фундаментальные понятия и отсутствием процесса получения и аргументации знания; при этом научная картина мира не сводится к философским принципам, так как является следствием развития научного знания.
Исторические типы
Чётко и однозначно фиксируемых радикальных смен научной картины мира, научных революций в истории развития науки можно выделить три, которые обычно принято персонифицировать по именам трёх ученых, сыгравших наибольшую роль в происходивших изменениях.
Аристотелевская
Период: VI—IV века до нашей эры
Обусловленность:
Отражение в трудах:
Наиболее полно — Аристотеля: создание формальной логики (учение о доказательстве, главный инструмент выведения и систематизации знания, разработал категориально понятийный аппарат), утверждение своеобразного канона организации научного исследования (история вопроса, постановка проблемы, аргументы за и против, обоснование решения), дифференциация самого знания (отделение науки о природе от математики и метафизики)
Результат:
возникновение самой науки
отделение науки от других форм познания и освоения мира
создание определенных норм и образцов научного знания.
Ньютоновская
Классическое естествознание
Период: XVI—XVIII века
Исходный пункт: переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической.
Обусловленность:
Отражение в трудах:
Открытия: Н. Коперника, Г. Галилея, И. Кеплера, Р. Декарта. И. Ньютон подвел итог их исследованиям, сформулировал базовые принципы новой научной картины мира в общем виде.
Основные изменения:
Язык математики, выделение строго объективных количественных характеристик земных тел (форма величина, масса, движение), выражение их в строгих математических закономерностях
Методы экспериментального исследования. Исследуемые явления — в строго контролируемых условиях
Отказ от концепции гармоничного, завершенного, целесообразно организованного космоса.
Представления: Вселенная бесконечна и объединена только действием идентичных законов
Доминанта: механика, все соображения, основанные на понятиях ценности, совершенства, целеполагания, были исключены из сферы научного поиска.
Познавательная деятельность: чёткая оппозиция субъекта и объекта исследования.
Итог: появление механистической научной картины мира на базе экспериментально математического естествознания.
Эйнштейновская
Период: рубеж XIX—XX веков.
Обусловленность:
Открытия:
сложная структура атома
явление радиоактивности
дискретность характера электромагнитного излучения
и др.
Итог: была подорвана важнейшая предпосылка механистической картины мира — убежденность в том, что с помощью простых сил, действующих между неизменными объектами, можно объяснить все явления природы.
Научная картина мира — это одна из возможных картин мира, поэтому ей присуще как что-то общее со всеми остальными картинами мира — мифологической, религиозной, философской, — так и нечто особенное, что выделяет именно научную картину мира из многообразия всех остальных образов мира.
Научная картина мира может отличаться от религиозных представлений о мире, основанных на авторитете пророков, религиозной традиции, священных текстах и т. д. Поэтому религиозные представления более консервативны в отличие от научных, меняющихся в результате обнаружения новых фактов. В свою очередь, религиозные концепции мироздания могут изменяться, чтобы приблизиться к научным взглядам своего времени. В основе получения научной картины мира лежит эксперимент, который позволяет подтвердить достоверность тех или иных суждений. В основе религиозной картины мира лежит вера в истинность тех или иных суждений, принадлежащих какому-либо авторитету. Тем не менее, вследствие переживания всевозможных "эзотерических" состояний (не только религиозного или оккультного происхождения), человек может получить личный опыт, подтверждающий определенную картину мира, но в большинстве случаев попытки построить на этом научную картину мира относятся к псевдонауке.
Научная картина мира отличается также от мировоззрения, свойственного бытовому или художественному восприятию мира, использующего бытовой/художественный язык для обозначения объектов и явлений мира. Например, человек искусства создает художественные образы мира на основании синтеза своего субъективного (эмоционального восприятия) и объективного (бесстрастного) постижения, в то время как человек науки сосредоточен на исключительно объективном и с помощью критического мышления устраняет субъективность из результатов исследований.
Отношения науки и философии являются предметом дискуссии. С одной стороны, история философии — это гуманитарная наука, основной метод которой — толкование и сравнение текстов. С другой стороны, философия претендует на то, чтобы быть чем-то большим, чем наука, её началом и итогом, методологией науки и её обобщением, теорией более высокого порядка, метанаукой. Наука существует как процесс выдвижения и опровержения гипотез, роль философии при этом заключается в исследовании критериев научности и рациональности. Вместе с тем, философия осмысливает научные открытия, включая их в контекст сформированного знания и тем самым определяя их значение. С этим связано древнее представление о философии как о царице наук или о науке наук.
Все перечисленные представления могут присутствовать у человека вместе и в различных сочетаниях. Научная картина мира, хотя и может составлять значительную часть мировоззрения, никогда не является его адекватной заменой, так как в своем индивидуальном бытии человек нуждается как в эмоциях и художественном или чисто бытовом восприятии окружающей действительности, так и в представлениях о том, что находится за пределами достоверно известного или на границе неизвестности, которую предстоит преодолеть в тот или иной момент в процессе познания.
Существуют различные мнения о том, как изменяются представления о мире в истории человечества. Поскольку наука появилась сравнительно недавно, она может давать дополнительные сведения о мире. Однако некоторые философы считают, что со временем научная картина мира должна полностью вытеснить все другие.
По классификации Конта, научная картина мира олицетворяет собой третью, позитивную (после теологической и метафизической) фазу последовательного фазиса философской мысли в истории всего человечества.
Фейербах так сказал о смене своих идей:
« Бог был моей первой мыслью, разум — второй, человек — третьей и последней.»
Из представлений Фейербаха идея эволюции философии и социума перешла также в марксизм.
В. Г. Архипкин, В. П. Тимофеев Естественно-научная картина мира
Философия и методология науки / Под ред. В. И. Купцова. М., 1996
Антонов А. Н. Преемственность и возникновение нового знания в науке. М.: МГУ, 1985. 172 с.
Ахутин А. Б. История принципов физического эксперимента от античности до XVII в. М.: Наука, 1976. 292 с.
Бернал Дж. Наука в истории общества. М.: Изд-во иностр. лит. 1956. 736 с.
Гайденко П. П., Смирнов Г. А. Западноевропейская наука в Средние века: Общие принципы и учение о движении. М.: Наука, 1989. 352 с.
Гайденко П. П. Эволюция понятия науки: Становление и развитие первых научных программ. М.: Наука, 1980. 568 с.
Гайденко П. П. Эволюция понятия науки (XVII—XVIII вв.): Формирование научных программ нового времени. М.: Наука. 1987. 447 с.
Гуревич А. Я. Категория средневековой культуры. М.: Искусство, 1972. 318 с.
Дитмар А. Б. От Птолемея до Колумба. М.: Мысль, 1989.
Койре А. Очерки истории философской мысли: О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М.: Прогресс, 1985.286с.
Косарева Л. М. Социокультурный генезис науки нового времени. Философский аспект проблемы. М.: Наука, 1989.
Кузнецов Б. Г. Развитие научной картины мира в физике XVII—XVIII века. М.: АН СССР, 1955.
Кузнецов Б. Г. Эволюция картины мира. М.: АН СССР. 1961. 352 с.
Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1975. 288 с.
Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии: Латинская патристика. М.: Мысль, 1979. 432 с.
Маркова Л. А. Наука. История и историография. М.: Наука, 1987. 264с.
Мец А. Мусульманский Ренессанс. М.: Наука. 1973.
Механика и цивилизация XVII—XIX вв. М.: Наука. 1979.
Надточев А. С. Философия и наука в эпоху античности. М.: МГУ, 1990. 286 с.
Нейгебауэр О. Точные науки в древности. М.: Наука, 1968. 224 с.
Окладный В. А. Возникновение и соперничество научных теорий. Свердловск: Изд. Уральск, ун-та, 1990. 240 с.
Олынки Л. История научной литературы на новых языках. Т. 1— 3. М.; Л,: ГТТИ, 1993—1994.
Принципы историографии естествознания. Теория и история. М.: Наука, 1993. 368 с.
Старостин Б. А. Становление историографии науки: От возникновения до XVIII в. М.: Наука, 1990.
Степин В. С. Становление научной теории. Минск: Изд. Белорусок, ун-та, 1976. 319 с.
Степин B.C., Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М.. 1994.
Степин B.C. Философия науки. М., 2003.
Карл Густав Юнг Психологические типы (1)
...Юнга, поскольку он находил, что сущность всех вещей зиждется на психике. Между неведомыми эссенциями духа и материей заключена реальность психического, и она призвана быть единственной реальностью, ...
Карл Густав Юнг Психологические типы (18)
...никто не будет утверждать, что сущность железнодорожного моста достаточно понята, если ее ощутить эстетически. Вот почему то истолкование, согласно которому борьба между Аполлоном и Дионисом есть ...
Карл Густав ЮНГ. Аналитическая ПСИХОЛОГИЯ. ТАВИСТОКСКИЕ ЛЕКЦИИ (1)
Интуитив всегда озабочен сущностью вещей; он обманывается в своих представлениях о реальности; не использует предоставляемых ему возможностей. Это человек, который возделывает поле и, не ...
Крупнейшие мировые аферы. Искусство обмана и обман как искусство (7)
...радиопостановкой «Войны миров», которая, в сущности, была колоссальной уткой. Во вторых, быстрые изменения в условиях жизни общества формировали социальный заказ на новости определенного характера, и покрыть ...
Г.В.Ф.Гегель ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА (29)
...в непосредственном единстве со своей сущностью. Сущность имеет поэтому простую определенность бытия для сознания, которое непосредственно направлено на бытие и нравы которого составляет это бытие; сознание ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (11)
...что она "невозникает", "а составная [сущность], получающая от этой [формальной] свое наименование, возникает" и что "во всем возникающем есть материя, так что одна часть [в нем] ...Аристотелю, существуют, вообще говоря, трисущности – материя, форма и возникающая из этих обеих индивидуальная сущность (XII 3, 1070 а 9 13): "Что же касается сущностей, их [...
Г.В.Ф.Гегель ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА (10)
...суть теперь не в качестве сущностей, а в качестве моментов самосознания, т.е. абстракций или различий, которые в то же время для самого сознания ничтожны или ...не различия, а полностью исчезающие сущности. Таким образом, утерян, по видимому, только сам главный момент, т.е. простое самостоятельное существование для сознания.
Г.В.Ф.Гегель ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА (23)
...и реальности, заложенную в его сущности, сознание в своем произведении узнает на опыте; следовательно, в произведении сознание открывается себе так, как оно поистине есть, и его ...случая, обладает ли цель подлиннойсущностью или в цель возводится в себе[ бытие]. Точно так же расходятся в свою очередь понятие и реальность как переход в ...
ГиперИнфо. Отто Вайнингер. Пол и Характер. ЛОГИКА, ЭТИКА, Я. 15. ГиперИнфо.
Сущностью специфичности понятия являются абсолютное постоянство и абсолютная однозначность, черты которые опытом не могут быть даны. "Критика чистого разума" характеризует эту сущность следующими словами: "это то, скрытое ...
Лев Николаевич Толстой. Война и мир. Том 4 (30)
...этот относится не к самой сущности воли человека, а к представлению о проявлении этой воли в прошедшем и в известных условиях....и необходимость и что составляет сущность этих двух понятий, философия истории может и должна идти путем, противным тому, по которому шли другие науки.
Карл Густав Юнг Психологические типы (27)
Чтобы описать сущность Дао, Лао Цзы сравнивает его с водою: «Благодатность воды проявляется в том, что она всем делает добро и в то ...от вожделений, тот созерцает его сущность, кто постоянно вожделеет, тот видит его внешность». [Дао дэ цзин. Гл. 1] Тут имеется несомненное родство с основной идеей брахманизма, ...
Артур Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (17)
...независимому и полному обнаружению своей сущности. Подобно тому как магнит, уж поднявший кусок железа, продолжает вести борьбу с тяжестью, которая как самая низшая объективация воли имеет ...и достигают беспрепятственного проявления своей сущности. Можно поэтому сказать, что всякий организм представляет идею, отражением которой он служит, только лишившись предварительно той части своей силы, какая ...
И. Кант КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА (36)
...совершенный из всех видов возможных сущностей и первооснова всех копий в явлении. Не забираясь так далеко, мы должны, однако, признать, что человеческий разум содержит в себе ...ens realissimum есть понятие единичнойсущности, так как из всех возможных противоположных друг другу предикатов один, а именно тот, который безусловно присущ бытию, всегда имеется в ...
Артур Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (26)
...природа раскрывает почти всю свою сущность уже в одном хорошо подмеченном моменте, то, напротив, человек, поскольку он высказывается не одним лишь своим обликом и выражением лица, ...позволяют глубоко заглянуть во внутреннюю сущность человека. Правда, и она не остается для них вовсе закрытой; но всякий раз, когда в истории или в нашем собственном ...
ГУССЕРЛЬ (Husserl) Эдмунд (2)
...чистого наблюдателя" сделать доступной саму сущность этого предмета. Поясняя смысл эйдетической редукции, Г. особо настаивает на методическом характере феноменологического воздержания (эпохе)....как совокупность, как набор чистых сущностей, чистых возможностей, всеобщих структур, представляющих результат свободного мыслительного конструирования; в таком смысле речь идет о чисто "идеальном" царстве недействительного, сфере "...
Адорно Т. Негативная диалектика. (23)
...расцвет философии нивелировал различия между сущностью и видимостью, органический импульс философии как философии ###, как неудовлетворенности вывеской. Нерефлектировавшее просвещение подвергло отрицанию метафизический тезис о сущности как скрытом за явлениями истинном ...
Эрос и пол 3
...плоти, это жгучий вопрос о сущности, о целостной человечности. Смысл полового акта, – соитие целосущностное, духовно душевно телесное, – значит для женщины гораздо больше, чем для мужчины, и ...низине бессущностной материи, а в сущностных высотах человеческого самоощущения, в осознанном или интуитивном требовании реал изовать вечный, а не временный смысл, в стремлении к духовно творческой ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ВЫСОКАЯ КЛАССИКА (75)
40), Спевсипп "сущность [мировой] души полагает в качестве математической сущности". Но для Спевсиппа вообще всякая сущность есть не что иное, как математическое число.
Г.В.Ф.Гегель ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА (39)
...дух, религия как сознание абсолютной сущности хотя вообще и встречалась, однакос точки зрения сознания, которое сознает абсолютную сущность; но в названных формах не появлялась абсолютная сущность ...
Г.В.Ф.Гегель ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА (40)
...нижеследующем рассмотрении религии; ибо неоформленная сущность духа или его чистое понятие уже выяснилось. Но различие между сознанием и самосознанием в то же время оказывается внутри последнего; ... Светлое существо Дух как сущность, которая есть самосознание, – или обладающая самосознанием сущность, которая есть вся истина и знает всю действительность в качестве себя самой, – в ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (143)
...но и органическое выражение духовной сущности. Она есть организм. Из этого видно, насколько недостаточны для Аристотеля те формальные элементы искусства (порядок, симметрия, определенность), о чем мы ... Середина как основание сущности в логике. Уже первые страницы исследования Ван дер Мейлена показывают, насколько актуальным становится учение Аристотеля о середине, если не оставлять ...
ГиперИнфо. Отто Вайнингер. Пол и Характер.МАТЕРИНСТВО И ПРОСТИТУЦИЯ. 24. ГиперИнфо.
Над своей собственной сущностью Наполеон никогда не в состоянии был думать. Он и часу не мог остаться без какого нибудь подвига, который должен был ... Заглушить свою лучшую сущность вот властный мотив его честолюбия. Человек гениальный может делить с остальными людьми их страсть к славе и удивлению, но его ...
Артур Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (28)
...и верное воспроизведение и выражение сущности мира во всеобщих понятиях, ибо лишь в таких понятиях возможен всеобъемлющий и всесторонний обзор этой сущности, то читатель, следящий за мною ...
ФОМА АКВИНСКИЙ
...интеллекта; отрицалось индивидуальное бессмертие душ; сущность обладала приматом над существованием. Как известно, у Аристотеля выделяются четыре последовательных ступени: опыт (empeiria), искусство (techne), знание (episteme), мудрость (sophia)....субстанциях или вещах, как их сущность (universalia in rebus); в нашем уме, как абстрагированная форма (universalia post rem). В онтологии Ф.А.
Карл Густав Юнг Психологические типы (46)
...в плену у восприятия, в сущности никогда не доходит до такого вопроса, ибо его вопрос сводится лишь к тому, каково восприятие....функцией может быть лишь такая, сущность которой не противоположна главной функции. Так, например, наряду с мышлением в качестве второй функции никогда не может выступить чувство, ибо ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ВЫСОКАЯ КЛАССИКА (100)
...получивши в удел вершину собственной сущности в качестве божественной; а так как они обладают мыслительной субстанцией, из за которой они оказываются подчиненными мыслительным сущностям, то они действуют не только ...
АРИСТОТЕЛЬ
Сущность "последней формы" — вечная актуальность и чистая деятельность, лишенная пассивного начала материальной причины. В "перводвигателе" действительность совпадает с возможностью, поэтому он ...движение, как цель и каксущность (форма) одушевленных тел". Искусственный предмет обладает только формальной причиной. Например, "топор" — это не душа, а форма, потому что в самом ...
Владимир Сергеевич Соловьев (126)
...истине богочеловека и богочеловечества, вся сущность церкви. Реализовать ее в себе является историческою задачею церкви, исполнением которой она возрастает в полноту возраста Христова....Божества одна из вечных божественных сущностей (эонов); другие (Симон и Менандр, патрипассиане, Савеллий) видят в Христе непосредственное явление единого безначального существа.
И.С.Кон ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ САМОСОЗНАНИЕ (2)
...один из аспектов вопроса о сущности человека. Но охватывает она, по сути дела, многие вопросы подразумевая родовую специфику человека, его отличие от животных; онтологическое тождество индивида (... "Я" есть та сознающая мыслящая сущность (безразлично, из какой она состоит субстанции, духовной или материальной, простой или сложной), которая чувствует или сознает удовольствие и страдание, способна ...
ПИФАГОРЕИЗМ
...что число является, во первых, сущностью всех вещей и, во вторых, принципом, который упорядочивает и организует Вселенную. Пероначально П. существовал в рамках религиозно философского сообщества, основанного ... Если ионийская школа рассматривала сущность вещей как ту или иную стихию, как нечто чувственное и материально определенное, то П. впервые под сущностью стал понимать умопостигаемую ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (174)
...от материи, поскольку она является сущностью материальных явлений и даже их материально действующим принципом, в то время как сама материя сведена на степень простой и неопределенной ...самой материи, поскольку у Аристотеля сущность не может быть вне того, сущностью чего оно является. С этой точки зрения природа у Аристотеля является еще более ярко ...
С.Л.Франк. НЕПОСТИЖИМОЕ. (33)
Эта «совершенная инаковость» Бога, его сущностная «парадоксальность», просвечивая через всякое бытие вообще, с явственностью светит и как бы окрашивает в цвет «парадоксальности», «невероятности» и то конкретное «...самого существа Бога свою коренную сущностную парадоксальность. В ней опрокинуты все мерила и закономерности, действующие в ином, «земном», т.е. воспринимаемом во внешнем опыте и рационально ...
Г.В.Ф.Гегель ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА (5)
...есть орудие для овладения абсолютной сущностью, то сразу же бросается в глаза, что применение орудия к какой нибудь вещи не оставляет ее в том виде, в ...возводит эту односторонность в свою сущность, есть один из видов незавершенного сознания, сам вовлекающийся в движение этого пути и в нем представляющийся нам.
ШЕЛЕР (Scheler) Макс
— "Сущность человека, новый опыт философской антропологии" (Ш. предполагал издать его в 1929, но реализации замысла помешала смерть). Поздние работы Ш....себя) и надэмпирический, объективный, задающий сущностную, независящую от обстоятельств места (пространства) и времени, составляющую человека (в котором человек противостоит миру, способен "стать над" жизнью, становится сопричастным ...
И. Кант КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА (44)
...себе только относительное предположение о сущности, составляющей единую и вседовлеющую причину всех космологических рядов, есть понятие разума о Боге. Мы не имеем ни малейшего основания безусловно ...полагать или утверждать, что имеется сущность, обладающая высшим совершенством и абсолютно необходимая по своей природе, на основании одного лишь понятия ее, если бы не было мира, ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ВЫСОКАЯ КЛАССИКА (86)
...как имеющее от нее свою сущность. Если же производимое в каком то отношении раздельно, а в каком то отношении объединено с производящим, то [возможны два случая]....будет иметь от него свою сущность и точно так же не будет иметь ее. Если же оно будет раздельно в большей степени, [чем объединено с производящим], ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. СОФИСТЫ. СОКРАТ. ПЛАТОН (74)
...поскольку только он понимает отличие сущности от явления, равно как и разные формы слияния сущности и явления в одно целое. В той смысловой структуре, которой является ...
Артур Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (40)
Однако такое прозрение в сущность нашего бытия может вновь покинуть человека вместе со своим поводом, и воля к жизни, а вместе с нею и прежний ... Ибо сущность отрицания состоит в том, что человек отвергает не страдания, а наслаждения жизни. Самоубийца хочет жизни и не доволен только условиями, ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (69)
...рабского элемента в понимании самой сущности рабов вплоть до появления специально рабских божеств; возникновение сложной иерархии в отношениях между рабовладельцами и рабами и, так сказать, разная ...чистыми понятиями, идеями и смысловыми сущностями, даже и в этих случаях не расставался с интуицией становления. В учебниках обычно говорится, что те идеи, которые Платон полагал ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (18)
Если сущность вещи действительно имеется и вещь действительно и на самом деле имеется, то само собою ясно, что сущность вещи должна изливаться в эту ...
Г.В.Ф.Гегель ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА (51)
Поскольку сознание по своей сущностной природе есть для себя свое собственное понятие, постольку оно в себе самом дает свой собственный критерий....являемость своего бытия своей собственной сущности, поскольку понятие осуществляется в сознании, а сознание находит себя в своем понятии. Сознание обеспечивает себя своим критерием, коль скоро истина ...
Артур Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (38)
...воля к жизни, которая составляет сущность каждой вещи и живет во всем; он познает, что это распространяется даже на животных и на всю природу, и поэтому ...все живое по своей внутренней сущности есть то же самое, что и наша собственная личность, это сознание распространяет наше участие на все живое: сердце от этого ...
Карл Густав Юнг Психологические типы (21)
Он метко выражает свою сущность следующими словами, возражая ангелу /43 S.9/: «Не мне, однако, надлежит судить об облике моей души; смотри, она есть госпожа ...такая утрата плохо согласуется с сущностью этого мира. Поэтому Прометею является ангел, — очевидно, представитель мировой власти, или, в психологических терминах, проецированный образ тенденции, направленной на приспособление ...
РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
Похожие материалы
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.