- 05.04.2012
- 1992 Просмотра
- Обсудить
Психология (5)\Психология (3)\Психология (2)\Психология (1)\Психология (4)\
Психология (6)\Психология (7)\Психология (8)\Психология (9)\Психология (10)
| ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОАНАЛИЗ | ПСИХОЛОГИЯ | ПСИХИКА | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ |
РИТОРИКА | МИФ | МИФОЛОГИЯ | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ | ФИЛОСОФ | ПСИХОЛОГ | ПОЭТ | ПИСАТЕЛЬ | ЮНГ | ФРОММ
ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ | DICTIONARY LEXICON | LITERATURE | ПОНЯТИЕ (1) (10) (6) (2) (7) (5) (9) (3) (4) (8)
РИТОРИКА | КРАСНОРЕЧИЕ | РИТОРИЧЕСКИЙ | ОРАТОР | ОРАТОРСКИЙ | СЛЕНГ | ФЕНЯ | ЖАРГОН | АРГО | РЕЧЬ ( 1 )
ФИЛОСОФИЯ | (1) (2) (3) (7) (10) (5) (8) (6) (9) (4) | ФИЛОСОФИЯ
ЯВЛЕНИЕ \ СУЩНОСТЬ
ЯВЛЕНИЕ (10)\ЯВЛЕНИЕ (1)\ЯВЛЕНИЕ (6)\ЯВЛЕНИЕ (7)\ЯВЛЕНИЕ (9)
ЯВЛЕНИЕ (4)\ЯВЛЕНИЕ (8)\ЯВЛЕНИЕ (2)\ЯВЛЕНИЕ (5)\ЯВЛЕНИЕ (3)
Сущность (1)\Сущность (8)\Сущность (6)\Сущность (7)\Сущность (9)
Сущность (10)\Сущность (5)\Сущность (3)\Сущность (2)\Сущность (4)
Карл Густав Юнг и последователи Человек и его символы (11)
...нацелен на пассивность, как их сущностную черту, которая усиливается присущим им физиологическим ограничением их автономности — менструальным циклом. Высказывалось предположение, что с точки зрения женщин менструальный цикл ...перед ритуалом бракосочетания, который в сущности является женским обрядом посвящения, где мужчина обречен ощущать себя кем угодно, но не героем победителем.
Карл Густав Юнг и последователи Человек и его символы (22)
...процесса, к начальной точке поиска сущности бытия. Картины Поллока изображают ничто, содержащее все, то есть само подсознание. Кажется, что они относятся ко времени до появления сознания ...осознать не только свою собственную сущность, но и суть своего бытия. Только вновь обретя свое мироощущение, художник, я верю, сможет в последующем постепенно повернуться к самому ...
Онтология (новолат. ontologia от др.-греч. ὄν, род. п. ὄντος — сущее, то, что существует + λόγος — учение, наука) — учение о сущем; учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории, его принципы, структуры и закономерности.
Термин «онтология» был предложен Рудольфом Гоклениусом в 1613 году в его «Философском словаре» (Lexicon philosophicum, quo tanquam clave philisophiae fores aperiunter. Francofurti), и чуть позже Иоганом Клаубергом в 1656 году в работе Metaphysika de ente, quae rectus Ontosophia, предложившем его (в варианте «онтософия») в качестве эквивалента понятию «метафизика». В практическом употреблении термин был закреплён Христианом фон Вольфом, явно разделившим семантику терминов «онтология» и «метафизика».
Основной вопрос онтологии: что существует?
Основные понятия онтологии: бытие, структура, свойства, формы бытия (материальное, идеальное, экзистенциальное), пространство, время, движение.
Онтология, таким образом, представляет собой попытку наиболее общего описания универсума существующего, который не ограничивался бы данными отдельных наук и, возможно, не сводился бы к ним.
Иное понимание онтологии даёт американский философ Уиллард Куайн: в его терминах онтология — это содержание некоторой теории, то есть объекты, которые постулируются данной теорией в качестве существующих.
Вопросы онтологии — это древнейшая тема европейской философии, восходящая к досократикам и особенно Пармениду. Важнейший вклад в разработку онтологической проблематики внесли Платон и Аристотель. В средневековой философии центральное место занимала онтологическая проблема существования абстрактных объектов (универсалий).
В философии XX века специально онтологической проблематикой занимались такие философы как Николай Гартман («новая онтология»), Мартин Хайдеггер («фундаментальная онтология») и другие. Особый интерес в современной философии вызывают онтологические проблемы сознания.
Карл Поппер сформулировал концепцию трёх миров: (1) мира физических объектов и состояний, (2) мира психических и ментальных состояний сознания и (3) мира объективного содержания мышления (сюда входят содержание научных гипотез, литературные произведения и другие не зависящие от субъективного восприятия объекты).
Основным предметом онтологии является сущее; бытие, которое определяется как полнота и единство всех видов реальности: объективной, физической, субъективной, социальной и виртуальной.
Реальность с позиции идеализма традиционно делится на материю (материальный мир) и дух (духовный мир, включая понятия души и Бога). С позиции материализма подразделяется на косную, живую и социальную материю
Бытие, как то, что можно мыслить, противопоставляется немыслимому ничто (а также ещё-не-бытию возможности в философии аристотелизма). В XX веке в экзистенциализме бытие интерпретируется через бытие человека, поскольку он обладает способностью мыслить и вопрошать о бытии. Однако в классической метафизике под бытием понимается Бог. Человек, как бытие, обладает свободой и волей.
Онтология (информатика)
В информационных технологиях и компьютерных науках под онтологией подразумевается эксплицитная, то есть явная, спецификация концептуализации, где в качестве концептуализации выступает описание множества объектов и связей между ними: англ. Ontology is the theory of objects and their ties. Формально онтология состоит из понятий терминов, организованных в таксономию, их описаний и правил вывода.
Типы онтологий
Мета-онтологии — описывают наиболее общие понятия, которые не зависят от предметных областей.
Онтология предметной области — формальное описание предметной области, обычно применяется для того, чтобы уточнить понятия, определённые в мета-онтологии (если используется), и/или определить общую терминологическую базу предметной области.
Онтология конкретной задачи — онтология, определяющая общую терминологическую базу задачи, проблемы.
Сетевые онтологии часто используют для описания конечных результатов действий, выполняемых объектами предметной области или задачи.
В. Соловьёв. Онтология // В. Соловьёв. Толковый словарь по философии.
А. Л. Доброхотов. ОНТОЛОГИЯ // Новая философская энциклопедия, 2003.
Онтология // Современный словарь иностранных слов: Ок. 20000 слов.. — 4-е изд., стер.. — М.: Русский язык, 2001. — С. 424. — 742 с. — Доп, тираж 10 000 экз. — ISBN 5-200-02989-9
Поппер К. Логика и рост научного знания — 1983 — с. 439—440.
The Place of Ontology in Modern Philosophy. An Overview
Ажимов Ф. Е. Онтолого-метафизические проекты современной западноевропейской философии // Вопросы философии. — 2007. № 9.— С. 145—153.
Доброхотов А. Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. — М., 1986.
Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания: Учебник. — М.: Гардарики, 2005. — 447 с. ISBN 5-8297-0248-7
Гартман Н. К основоположению онтологии / Пер. с нем. Ю. В. Медведева под ред. Д. В. Скляднева. — СПб.: Наука, 2003. — 639 с. — (Слово о сущем). ISBN 5-02-026827-5
Гайденко П. П. Понимание бытия в античной и средневековой философии // Античность как тип культуры. — М., 1988. — С. 284—307.
Губин В. Д. Онтология: Проблема бытия в современной европейской философии. — М., РГГУ, 1998. — 191 с.
Зунде А. Я. Метафилософский аспект античной «онтологии» // Античная философия: специфические черты и современное значение. — Рига, 1988. — С. 24—27.
Молчанова А. А. «Онтология»: Как мы её понимаем? // Историко-философский ежегодник Хайдеггера '199. — М., 2010. — С. 117—126.
Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. Рига, 1988. — 334 с.
Романенко Ю. М. Бытие и естество: Онтология и метафизика как типы философского знания. — СПб., 2003. — 779 с.
Рубашкин В. Ш., Лахути Д.Г. Онтология: от натурфилософии к научному мировоззрению и инженерии знаний // Вопросы философии. — 2005. — № 1. — С. 64—81.
Севальников А. Ю. Онтология Аристотеля и квантовая реальность // Полигнозис. — М., 1998. — № 4. — С. 27—43.
Сокулер Е. А. Семантика и онтология: к интерпретации некоторых моментов концепций Р. Карнапа и Л. Витгенштейна // Труды научно-исследовательского семинара Логического центра Института философии РАН. — М., 1999. — С. 49—59.
Черняков А. Г. Онтология времени. Бытие и время в философии Аристотеля, Гуссерля и Хайдеггера. — СПб., 2001. — 460 с. ISBN 5-900291-21-9
Шохин В. К. «Онтология»: рождение философской дисциплины // Историко-философский ежегодник '99. — М., 2001. — С. 117—126.
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (10)
...существами, то он стремится в сущности лишь к редкому роду сладострастия – но, быть может, к тому сладострастию, в котором, как в узле, связаны все иные его ...
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (28)
...отношении себя самих, мы в сущности стремимся затуманить и обмануть наше суждение: мы хотим a posteriori мотивировать это недовольство ошибками и недостатками других людей и таким ...
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (21)
...находчивого и блестящего, то в сущности ясно видишь, что мужчина ищет идеализированного мужчины, женщина – идеализированной женщины, т.е. что оба стремятся не к дополнению, а к ...
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (29)
Это значит: люди, в сущности, полагают, что никто не изменяет своих мнений, пока они ему выгодны, или, по крайней мере, пока они не наносят ему ...
Владимир Сергеевич Соловьев (121)
...более тонким и изящным образом, сущность его достаточно определилась в уме Платона, и совершенно ясно, что при этом воззрении нет никакой логической точки опоры для установления ...
Вильям Блейк (5)
...in the Human Brain ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ Когда не станем обирать, Не нужно будет подавать Ни голода, ни жажды, И будет счастлив каждый.
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (1)
...высказывает о человеке, есть, в сущности, не что иное, как свидетельство о человеке весьма ограниченного промежутка времени. Отсутствие исторического чувства есть наследственный недостаток всех философов; многие ...
Владимир Сергеевич Соловьев (122)
...трагический конец такой же, в сущности, силы, как ее начало. Во вторых, это свидетельство глубокого падения Платона важно для его личной характеристики.
СЕА (Zea) Леопольдо
...один из основоположников "философии латиноамериканской сущности", переформулировавший ее в проект "философии освобождения", в основе которой, согласно его концепции, должна лежать философия истории, разрабатывающая специфический латиноамериканский опыт....выработать комплекс идей, соответствующих "латиноамериканской сущности" и могущих дать импульс новым социокультурным практикам (в дальнейшем — практикам освобождения), адекватным цивилизационной специфике Латинской Америки (на основе концепции жизни ...
Г.В.Ф.Гегель ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА (42)
...есть, напротив, лишь их всеобщая сущность и повелительная сила, в которой они исчезают. Религиозный культ этой простой бесформенной сущности в общем воздает своим приверженцам поэтому лишь ...
И. Кант КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА (37)
...разума для доказательства бытия высшей сущности Несмотря на эту настоятельную потребность разума допускать нечто такое, что могло бы лежать в основе полного определения рассудочных понятий, он ...порождение своего мышления за действительную сущность если бы нечто другое не заставило его остановиться где то в регрессе от данного обусловленного к безусловному, которое, правда, само ...
Г.В.Ф.Гегель ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА (9)
...смены, или: смена есть его сущность; но смена, будучи установлена во "внутреннем", такова, какова она есть поистине, тем самым она принимается в него как столь же ...это чистое понятие рассматривается как сущность или как истинное "внутреннее",определенность самого определенного закона принадлежит еще явлению или, вернее, чувственному бытию.
Г.В.Ф.Гегель ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА (35)
...из которого оно устанавливает предметную сущность; оно, следовательно, знает последнюю как себя, ибо оно знает себя как то деятельное, которое его создает....verstellt), и наоборот, выдает за сущность противоположное. В то же время оно также сознает свое противоречие и совершаемую им перестановку, ибо оно от одного момента переходит ...
Г.В.Ф.Гегель ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА (24)
Разум, предписывающий законы Духовная сущность в своем простом бытии есть чистое сознание и "это" самосознание. Первоначально определенная натура индивида потеряла свое положительное значение быть в ...которые суть определенные законы абсолютной сущности. Но эти массы не затемняют понятия, ибо в нем по прежнему заключены моменты бытия и чистого сознания и самости, – единство, ...
РОМЕРО (Romero) Франсиско
Был близок "философии латиноамериканской сущности", но занимал по отношению к ней "внешнюю" позицию, настаивая на универсалистско профессиональной природе философского знания. Для Р....психика", направленная на объективацию человеческой сущности в действии, а через него и в культуре. На этом уровне человек способен "выйти" не только за пределы "природного", но ...
К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин. О ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ. (40)
Ergo, закон и сущность понятия однородные (однопорядковые) или вернее, одностепенные, выражающие углубление познания человеком явлений, мира etc. ... (Закон есть отражение существенного в движении универсума.)......СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ Но чего конкуренция не обнаруживает, так это того, что стоимость господствует над движением производства, она не обнаруживает стоимостей, ...
Г.В.Ф.Гегель ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА (43)
...начинания, а внешне проявляют внутреннюю сущность, доказывают право совершать свои действия и, независимо от случайных обстоятельств и особенности личностей, обдуманно утверждают и определенно выражают свойственный им ...и не как действование абсолютной сущности внутри себя самой. В этом созерцающем сознании как на безразличной почве представления дух выступает не в своем рассеянном многообразии, а ...
Г.В.Ф.Гегель ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА (8)
...оно воспринималось как спокойная простая сущность, ибо в таком случае ему противостояла бы не сущность; но соотнесенное с этой последней, оно само было бы несущественно, и ...
Г.В.Ф.Гегель ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА (7)
...себе всеобщее как принцип есть сущность восприятия, а по отношению к этой абстракции обе различенные стороны – воспринимающее и воспринимаемое – составляют несущественное....другое сами суть всеобщее или сущность, то оба они существенны; а так как они относятся друг к другу как противоположные, то в этом соотношении только одно ...
Г.В.Ф.Гегель ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА (13)
...которая обладает уверенностью, что ее сущность есть такое чистое настроение, чистое мышление, которое мыслит себя как единичность, что она познается и признается этим предметом именно потому, ...в то же время эта сущностьесть недостижимое потустороннее, которое, как только улавливается, ускользает или, лучше сказать, уже ускользнуло. Оно уже ускользнуло, ибо, с одной стороны, ...
Эрос и пол 2
...имеет образа, потому что лишено сущности, бездуховно. У французского мыслителя Эмиля Мишеля Сиорана есть такое наблюдение: «Чем больше в человеке естественного, тем он меньше художник» [26, ...образ формируется на пути ксущности , то есть на пути одухотворения. А одухотворение – это узнавание и раскрытие в падшем лишенном сущности естестве неких черт сверхъ естестве ...
ГЕГЕЛЬ (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих (2)
...и объективную (чистое мышление как сущность духа). В этом смысле логика у Г. становится наукой о чистом мышлении в элементе чистого мышления, являясь одновременно наукой о сущности духа и наукой о сущности ...
Г.В.Ф.Гегель ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА (11)
...двусмысленность различенного заключается в самой сущности самосознания, состоящей в том, что оно бесконечно или непосредственно противоположно той определенности, в которой оно установлено....обретает себя как некоторую другую сущность; во вторых, оно тем самым сняло это другое, ибо оно и не видит другое как сущность, а себя само видит ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (11)
...на Платона, утверждается, что "божественная сущность (oysia) доходит до трех ипостасей" (ср. фрг. 17). Это можно считать доказательством полной зависимости каппадокийцев от античной неоплатонической диалектики, хотя ... Если понять апофатическую сущность в этой концепции абстрактно метафизически, получится дуализм, нетерпимый ни для античности, ни для средневековья. Волей неволей историк должен добиться понимания ...
Логос (535)
Метафизика Метафизика или первая философия (h prwth jilosojia, philosophia prima) — умозрительное учение о первоначальных основах всякого бытия или о сущности мира. Слово М. произошло случайно. Когда ученики Аристотеля приводили в порядок все его сочинения, то 14 книг с рассуждениями о ... считает своим предметом непознаваемую сущность вещей, тогда как предмет полож. науки есть познаваемый мир явлений. Безусловное противоположение междусущностью и явлением не выдерживает не только ...
А.Ф.Лосев ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ РАННЯЯ КЛАССИКА (33)
...ячневой крупы, а красота вообще, сущность, принцип, самое понятие прекрасного. По Гомеру, это есть боги. Каждый бог есть все, универсальное бытие, но данное особенно, частным образом, ...чем на вопрос об эстетическойсущности, и тут в ясной форме совсем не ставился бы вопрос о стиле. Поэтому необходимо этот ответ связать с особенностями эпического ...
МАРТИ-и-ПЕРЕС (Marti-y-Peres) Xoce Хулиан
, предтеча "философии латиноамериканской сущности", создатель ее основной мифологемы "нашей Америки" как "подлинной Америки" (впервые обозначенной С.Боливаром как "две Америки")....может, неясной и сложной первоначальной сущности, не легко поддается наблюдению". Средство познания мира — разум (М. и П. соглашается с максимой Эмерсона: "Мир — это устремленный разум" и ...
Г.В.Ф.Гегель ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА (14)
...сознание в себе есть абсолютная сущность, сознание уходит обратно в само себя. Для несчастного сознания в себе бытие есть потустороннее его самого....нем как таковом есть его сущность. Его истина есть то, что в умозаключении, где крайние термины выступали абсолютно раздельно, является средним термином, который говорит неизменному сознанию, ...
И. Кант КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА (40)
...следовательно, оно должно быть понятием сущности, которая обладает всем могуществом, всей мудростью и т. д. одним словом, всем совершенством как сущность вседовлеющая.
Г.В.Ф.Гегель ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА (18)
...время – по существу бытие органической сущности для некоторого"иного": предметная сущность в своем для себя бытии. – Это "иное" выступает прежде всего как ее внешняя неорганическая природа.
Г.В.Ф.Гегель ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА (19)
...еще лишь поверхностью, "внутреннее" и сущность которой есть оно само. – Предмет, с которым оно положительно соотносится, есть поэтому некоторое самосознание, он есть в форме вещности, т....самосознание; оно есть простая духовная сущность, которая, приходя в то же время к сознанию, есть реальная субстанция, куда прежние формы возвращаются как в свою основу, так ...
И. Кант КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА (43)
...из друга соответственно идее простой сущности; мы не должны выводить порядок мира и его систематическое единство из высшего мыслящего существа, а должны из идеи премудрой причины ... Таким образом, допуская подобные идеальные сущности, мы, собственно, не расширяем нашего знания за пределы объектов возможного опыта, а только расширяем его эмпирическое единство посредством систематического единства, ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (64)
Сущность цвета Если начать с вопроса о самой сущности цвета, то ему в трактате "О цветах" почти не уделено внимания.
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (68)
Сущность смешения цветов и его результаты 1. Сущность смешения. Все остальные цвета, говорится в трактате "О цветах", обязаны своим происхождением смешению ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (69)
Сущность смешения цветов и его результаты 1. Сущность смешения. Все остальные цвета, говорится в трактате "О цветах", обязаны своим происхождением смешению ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (24)
Чтойность и сущность. Разъяснения по этому поводу дает Met. VII 6. Эта глава прямо начинается с вопроса: "тождественна ли чтойность с данной единичной ...чем либо отличным от своей сущности, и суть бытия признается засущность отдельной вещи. В отношении всего того, о чем говорится в случайной связи, можно бы ...
Г.В.Ф.Гегель ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА (26)
Так как обе сущности заключают в себе момент сознания, то внутри них самих раскрывается различие, что и составляет их движение и свойственную им жизнь.... Правда, эта простая сила позволяет сущности (dem Wesen) развертываться в ее расчленении и сообщать каждой части устойчивость и собственное для себя бытие.
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
...рефлексии; учение о "человеке, его сущности и природе") в ряду: "учение о природе", "учение о социуме", "учение о сознании", "учение о ценностях" и т.д.... "Философия латиноамериканской сущности" ). 3) — В более строгом (и собственном) смысле слова Ф.А. — направление в немецкоязычной философии (отличающееся значительным концептуальным единством), конституировавшее себя ...
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
...рефлексии; учение о "человеке, его сущности и природе") в ряду: "учение о природе", "учение о социуме", "учение о сознании", "учение о ценностях" и т.д.... "Философия латиноамериканской сущности" ). 3) — В более строгом (и собственном) смысле слова Ф.А. — направление в немецкоязычной философии (отличающееся значительным концептуальным единством), конституировавшее себя ...
Г.В.Ф.Гегель ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА (36)
...в некоторую иную для него сущность. Но это вынесение того, что оно должно мыслить необходимым, вне себя самого есть в такой же мере противоречие по форме, ...в качестве себя самого ту сущность, в которой действительное есть в то же время чистое знание и чистый долг. В своей случайности оно само есть для ...
Г.В.Ф.Гегель ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА (16)
...что поистине есть результат и сущность, само выступает теперь для этого сознания, но выступает как предмет, и притом (так как он именно для этого сознания не ... Если неорганическая вещь имеет своей сущностью определенность и в силу этого только вместе с некоторой другой вещью составляет полноту моментов понятия и потому пропадает, вступая в ...
Г.В.Ф.Гегель ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА (34)
Абсолютная сущность поэтому не исчерпывается определением ее как простой сущности мышления, она есть вся действительность, и эта действительность существует только как знание; ...
Г.В.Ф.Гегель ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА (37)
...тем, что единственно составляет его сущность. Его наличное бытие, покинутое этим сознанием, было бы обыкновенной действительностью, и поступок казался бы нам осуществлением его удовольствия и вожделения....есть самость, знающая себя как сущность. Он выражает только это, и это выражение есть истинная действительность действования и значимость поступков. Сознание высказывает свое убеждение; именно в ...
Артур Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (13)
...ответ на этот вопрос составляет сущность теоретического эгоизма, который именно потому и считает все явления, кроме собственного индивида, за фантомы, подобно тому как практический эгоизм поступает ...видах данное нам познание о сущности и деятельности нашего собственного тела мы будем употреблять в качестве ключа к сущности всякого явления в природе.
Ансельм Кентерберийский Об истине. (2)
Об истине сущности вещей (De veritate essentiae rerum) Учитель. Теперь погляди, следует ли, помимо высшей истины, мыслить истину еще в какой либо вещи ... Значит, истина есть в сущности (in essentia) всего существующего, ибо (все существующие вещи) суть то, что они суть в высшей истине. Ученик.
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ВЫСОКАЯ КЛАССИКА (87)
...всего сущего касается или только сущности 19 , или жизни, или же познания. В самом деле, или сущее приобрело от причины только бытие или вместе с бытием ...есть, его возвращение касается [его] сущности; поскольку оно и живет, возвращение касается и жизни; поскольку же и познает, касается и познания.
Владимир Сергеевич Соловьев (111)
...видел духовную, еще не проявленную сущность Русского народа, всемирно историческую задачу России, то новое слово, которое Россия должна сказать миру. Хотя уже 18 веков прошло с ...ибо он глубже других провидел сущностьгрядущего царствия, сильнее и одушевленнее предвозвещал его. Основное преимущество воззрений Достоевского есть именно то, за что его иногда укоряют, отсутствие ...
Карл Густав Юнг. Проблемы души нашего времени (8)
Поэтому мы будем, в сущности, заниматься архаичной, то есть первобытной, психологией. Несмотря на такое ограничение, наша тема все таки выходит за эти рамки, поскольку архаичная ... Душевная функция является здесь, всущности, той же самой. Но исходные посылки иные. Почти ни о чем не говорит нам также и то, что объем его ...
...нацелен на пассивность, как их сущностную черту, которая усиливается присущим им физиологическим ограничением их автономности — менструальным циклом. Высказывалось предположение, что с точки зрения женщин менструальный цикл ...перед ритуалом бракосочетания, который в сущности является женским обрядом посвящения, где мужчина обречен ощущать себя кем угодно, но не героем победителем.
Карл Густав Юнг и последователи Человек и его символы (22)
...процесса, к начальной точке поиска сущности бытия. Картины Поллока изображают ничто, содержащее все, то есть само подсознание. Кажется, что они относятся ко времени до появления сознания ...осознать не только свою собственную сущность, но и суть своего бытия. Только вновь обретя свое мироощущение, художник, я верю, сможет в последующем постепенно повернуться к самому ...
Онтология (новолат. ontologia от др.-греч. ὄν, род. п. ὄντος — сущее, то, что существует + λόγος — учение, наука) — учение о сущем; учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории, его принципы, структуры и закономерности.
Термин «онтология» был предложен Рудольфом Гоклениусом в 1613 году в его «Философском словаре» (Lexicon philosophicum, quo tanquam clave philisophiae fores aperiunter. Francofurti), и чуть позже Иоганом Клаубергом в 1656 году в работе Metaphysika de ente, quae rectus Ontosophia, предложившем его (в варианте «онтософия») в качестве эквивалента понятию «метафизика». В практическом употреблении термин был закреплён Христианом фон Вольфом, явно разделившим семантику терминов «онтология» и «метафизика».
Основной вопрос онтологии: что существует?
Основные понятия онтологии: бытие, структура, свойства, формы бытия (материальное, идеальное, экзистенциальное), пространство, время, движение.
Онтология, таким образом, представляет собой попытку наиболее общего описания универсума существующего, который не ограничивался бы данными отдельных наук и, возможно, не сводился бы к ним.
Иное понимание онтологии даёт американский философ Уиллард Куайн: в его терминах онтология — это содержание некоторой теории, то есть объекты, которые постулируются данной теорией в качестве существующих.
Вопросы онтологии — это древнейшая тема европейской философии, восходящая к досократикам и особенно Пармениду. Важнейший вклад в разработку онтологической проблематики внесли Платон и Аристотель. В средневековой философии центральное место занимала онтологическая проблема существования абстрактных объектов (универсалий).
В философии XX века специально онтологической проблематикой занимались такие философы как Николай Гартман («новая онтология»), Мартин Хайдеггер («фундаментальная онтология») и другие. Особый интерес в современной философии вызывают онтологические проблемы сознания.
Карл Поппер сформулировал концепцию трёх миров: (1) мира физических объектов и состояний, (2) мира психических и ментальных состояний сознания и (3) мира объективного содержания мышления (сюда входят содержание научных гипотез, литературные произведения и другие не зависящие от субъективного восприятия объекты).
Основным предметом онтологии является сущее; бытие, которое определяется как полнота и единство всех видов реальности: объективной, физической, субъективной, социальной и виртуальной.
Реальность с позиции идеализма традиционно делится на материю (материальный мир) и дух (духовный мир, включая понятия души и Бога). С позиции материализма подразделяется на косную, живую и социальную материю
Бытие, как то, что можно мыслить, противопоставляется немыслимому ничто (а также ещё-не-бытию возможности в философии аристотелизма). В XX веке в экзистенциализме бытие интерпретируется через бытие человека, поскольку он обладает способностью мыслить и вопрошать о бытии. Однако в классической метафизике под бытием понимается Бог. Человек, как бытие, обладает свободой и волей.
Онтология (информатика)
В информационных технологиях и компьютерных науках под онтологией подразумевается эксплицитная, то есть явная, спецификация концептуализации, где в качестве концептуализации выступает описание множества объектов и связей между ними: англ. Ontology is the theory of objects and their ties. Формально онтология состоит из понятий терминов, организованных в таксономию, их описаний и правил вывода.
Типы онтологий
Мета-онтологии — описывают наиболее общие понятия, которые не зависят от предметных областей.
Онтология предметной области — формальное описание предметной области, обычно применяется для того, чтобы уточнить понятия, определённые в мета-онтологии (если используется), и/или определить общую терминологическую базу предметной области.
Онтология конкретной задачи — онтология, определяющая общую терминологическую базу задачи, проблемы.
Сетевые онтологии часто используют для описания конечных результатов действий, выполняемых объектами предметной области или задачи.
В. Соловьёв. Онтология // В. Соловьёв. Толковый словарь по философии.
А. Л. Доброхотов. ОНТОЛОГИЯ // Новая философская энциклопедия, 2003.
Онтология // Современный словарь иностранных слов: Ок. 20000 слов.. — 4-е изд., стер.. — М.: Русский язык, 2001. — С. 424. — 742 с. — Доп, тираж 10 000 экз. — ISBN 5-200-02989-9
Поппер К. Логика и рост научного знания — 1983 — с. 439—440.
The Place of Ontology in Modern Philosophy. An Overview
Ажимов Ф. Е. Онтолого-метафизические проекты современной западноевропейской философии // Вопросы философии. — 2007. № 9.— С. 145—153.
Доброхотов А. Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. — М., 1986.
Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания: Учебник. — М.: Гардарики, 2005. — 447 с. ISBN 5-8297-0248-7
Гартман Н. К основоположению онтологии / Пер. с нем. Ю. В. Медведева под ред. Д. В. Скляднева. — СПб.: Наука, 2003. — 639 с. — (Слово о сущем). ISBN 5-02-026827-5
Гайденко П. П. Понимание бытия в античной и средневековой философии // Античность как тип культуры. — М., 1988. — С. 284—307.
Губин В. Д. Онтология: Проблема бытия в современной европейской философии. — М., РГГУ, 1998. — 191 с.
Зунде А. Я. Метафилософский аспект античной «онтологии» // Античная философия: специфические черты и современное значение. — Рига, 1988. — С. 24—27.
Молчанова А. А. «Онтология»: Как мы её понимаем? // Историко-философский ежегодник Хайдеггера '199. — М., 2010. — С. 117—126.
Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. Рига, 1988. — 334 с.
Романенко Ю. М. Бытие и естество: Онтология и метафизика как типы философского знания. — СПб., 2003. — 779 с.
Рубашкин В. Ш., Лахути Д.Г. Онтология: от натурфилософии к научному мировоззрению и инженерии знаний // Вопросы философии. — 2005. — № 1. — С. 64—81.
Севальников А. Ю. Онтология Аристотеля и квантовая реальность // Полигнозис. — М., 1998. — № 4. — С. 27—43.
Сокулер Е. А. Семантика и онтология: к интерпретации некоторых моментов концепций Р. Карнапа и Л. Витгенштейна // Труды научно-исследовательского семинара Логического центра Института философии РАН. — М., 1999. — С. 49—59.
Черняков А. Г. Онтология времени. Бытие и время в философии Аристотеля, Гуссерля и Хайдеггера. — СПб., 2001. — 460 с. ISBN 5-900291-21-9
Шохин В. К. «Онтология»: рождение философской дисциплины // Историко-философский ежегодник '99. — М., 2001. — С. 117—126.
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (10)
...существами, то он стремится в сущности лишь к редкому роду сладострастия – но, быть может, к тому сладострастию, в котором, как в узле, связаны все иные его ...
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (28)
...отношении себя самих, мы в сущности стремимся затуманить и обмануть наше суждение: мы хотим a posteriori мотивировать это недовольство ошибками и недостатками других людей и таким ...
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (21)
...находчивого и блестящего, то в сущности ясно видишь, что мужчина ищет идеализированного мужчины, женщина – идеализированной женщины, т.е. что оба стремятся не к дополнению, а к ...
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (29)
Это значит: люди, в сущности, полагают, что никто не изменяет своих мнений, пока они ему выгодны, или, по крайней мере, пока они не наносят ему ...
Владимир Сергеевич Соловьев (121)
...более тонким и изящным образом, сущность его достаточно определилась в уме Платона, и совершенно ясно, что при этом воззрении нет никакой логической точки опоры для установления ...
Вильям Блейк (5)
...in the Human Brain ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ Когда не станем обирать, Не нужно будет подавать Ни голода, ни жажды, И будет счастлив каждый.
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (1)
...высказывает о человеке, есть, в сущности, не что иное, как свидетельство о человеке весьма ограниченного промежутка времени. Отсутствие исторического чувства есть наследственный недостаток всех философов; многие ...
Владимир Сергеевич Соловьев (122)
...трагический конец такой же, в сущности, силы, как ее начало. Во вторых, это свидетельство глубокого падения Платона важно для его личной характеристики.
СЕА (Zea) Леопольдо
...один из основоположников "философии латиноамериканской сущности", переформулировавший ее в проект "философии освобождения", в основе которой, согласно его концепции, должна лежать философия истории, разрабатывающая специфический латиноамериканский опыт....выработать комплекс идей, соответствующих "латиноамериканской сущности" и могущих дать импульс новым социокультурным практикам (в дальнейшем — практикам освобождения), адекватным цивилизационной специфике Латинской Америки (на основе концепции жизни ...
Г.В.Ф.Гегель ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА (42)
...есть, напротив, лишь их всеобщая сущность и повелительная сила, в которой они исчезают. Религиозный культ этой простой бесформенной сущности в общем воздает своим приверженцам поэтому лишь ...
И. Кант КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА (37)
...разума для доказательства бытия высшей сущности Несмотря на эту настоятельную потребность разума допускать нечто такое, что могло бы лежать в основе полного определения рассудочных понятий, он ...порождение своего мышления за действительную сущность если бы нечто другое не заставило его остановиться где то в регрессе от данного обусловленного к безусловному, которое, правда, само ...
Г.В.Ф.Гегель ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА (9)
...смены, или: смена есть его сущность; но смена, будучи установлена во "внутреннем", такова, какова она есть поистине, тем самым она принимается в него как столь же ...это чистое понятие рассматривается как сущность или как истинное "внутреннее",определенность самого определенного закона принадлежит еще явлению или, вернее, чувственному бытию.
Г.В.Ф.Гегель ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА (35)
...из которого оно устанавливает предметную сущность; оно, следовательно, знает последнюю как себя, ибо оно знает себя как то деятельное, которое его создает....verstellt), и наоборот, выдает за сущность противоположное. В то же время оно также сознает свое противоречие и совершаемую им перестановку, ибо оно от одного момента переходит ...
Г.В.Ф.Гегель ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА (24)
Разум, предписывающий законы Духовная сущность в своем простом бытии есть чистое сознание и "это" самосознание. Первоначально определенная натура индивида потеряла свое положительное значение быть в ...которые суть определенные законы абсолютной сущности. Но эти массы не затемняют понятия, ибо в нем по прежнему заключены моменты бытия и чистого сознания и самости, – единство, ...
РОМЕРО (Romero) Франсиско
Был близок "философии латиноамериканской сущности", но занимал по отношению к ней "внешнюю" позицию, настаивая на универсалистско профессиональной природе философского знания. Для Р....психика", направленная на объективацию человеческой сущности в действии, а через него и в культуре. На этом уровне человек способен "выйти" не только за пределы "природного", но ...
К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин. О ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ. (40)
Ergo, закон и сущность понятия однородные (однопорядковые) или вернее, одностепенные, выражающие углубление познания человеком явлений, мира etc. ... (Закон есть отражение существенного в движении универсума.)......СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ Но чего конкуренция не обнаруживает, так это того, что стоимость господствует над движением производства, она не обнаруживает стоимостей, ...
Г.В.Ф.Гегель ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА (43)
...начинания, а внешне проявляют внутреннюю сущность, доказывают право совершать свои действия и, независимо от случайных обстоятельств и особенности личностей, обдуманно утверждают и определенно выражают свойственный им ...и не как действование абсолютной сущности внутри себя самой. В этом созерцающем сознании как на безразличной почве представления дух выступает не в своем рассеянном многообразии, а ...
Г.В.Ф.Гегель ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА (8)
...оно воспринималось как спокойная простая сущность, ибо в таком случае ему противостояла бы не сущность; но соотнесенное с этой последней, оно само было бы несущественно, и ...
Г.В.Ф.Гегель ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА (7)
...себе всеобщее как принцип есть сущность восприятия, а по отношению к этой абстракции обе различенные стороны – воспринимающее и воспринимаемое – составляют несущественное....другое сами суть всеобщее или сущность, то оба они существенны; а так как они относятся друг к другу как противоположные, то в этом соотношении только одно ...
Г.В.Ф.Гегель ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА (13)
...которая обладает уверенностью, что ее сущность есть такое чистое настроение, чистое мышление, которое мыслит себя как единичность, что она познается и признается этим предметом именно потому, ...в то же время эта сущностьесть недостижимое потустороннее, которое, как только улавливается, ускользает или, лучше сказать, уже ускользнуло. Оно уже ускользнуло, ибо, с одной стороны, ...
Эрос и пол 2
...имеет образа, потому что лишено сущности, бездуховно. У французского мыслителя Эмиля Мишеля Сиорана есть такое наблюдение: «Чем больше в человеке естественного, тем он меньше художник» [26, ...образ формируется на пути ксущности , то есть на пути одухотворения. А одухотворение – это узнавание и раскрытие в падшем лишенном сущности естестве неких черт сверхъ естестве ...
ГЕГЕЛЬ (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих (2)
...и объективную (чистое мышление как сущность духа). В этом смысле логика у Г. становится наукой о чистом мышлении в элементе чистого мышления, являясь одновременно наукой о сущности духа и наукой о сущности ...
Г.В.Ф.Гегель ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА (11)
...двусмысленность различенного заключается в самой сущности самосознания, состоящей в том, что оно бесконечно или непосредственно противоположно той определенности, в которой оно установлено....обретает себя как некоторую другую сущность; во вторых, оно тем самым сняло это другое, ибо оно и не видит другое как сущность, а себя само видит ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (11)
...на Платона, утверждается, что "божественная сущность (oysia) доходит до трех ипостасей" (ср. фрг. 17). Это можно считать доказательством полной зависимости каппадокийцев от античной неоплатонической диалектики, хотя ... Если понять апофатическую сущность в этой концепции абстрактно метафизически, получится дуализм, нетерпимый ни для античности, ни для средневековья. Волей неволей историк должен добиться понимания ...
Логос (535)
Метафизика Метафизика или первая философия (h prwth jilosojia, philosophia prima) — умозрительное учение о первоначальных основах всякого бытия или о сущности мира. Слово М. произошло случайно. Когда ученики Аристотеля приводили в порядок все его сочинения, то 14 книг с рассуждениями о ... считает своим предметом непознаваемую сущность вещей, тогда как предмет полож. науки есть познаваемый мир явлений. Безусловное противоположение междусущностью и явлением не выдерживает не только ...
А.Ф.Лосев ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ РАННЯЯ КЛАССИКА (33)
...ячневой крупы, а красота вообще, сущность, принцип, самое понятие прекрасного. По Гомеру, это есть боги. Каждый бог есть все, универсальное бытие, но данное особенно, частным образом, ...чем на вопрос об эстетическойсущности, и тут в ясной форме совсем не ставился бы вопрос о стиле. Поэтому необходимо этот ответ связать с особенностями эпического ...
МАРТИ-и-ПЕРЕС (Marti-y-Peres) Xoce Хулиан
, предтеча "философии латиноамериканской сущности", создатель ее основной мифологемы "нашей Америки" как "подлинной Америки" (впервые обозначенной С.Боливаром как "две Америки")....может, неясной и сложной первоначальной сущности, не легко поддается наблюдению". Средство познания мира — разум (М. и П. соглашается с максимой Эмерсона: "Мир — это устремленный разум" и ...
Г.В.Ф.Гегель ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА (14)
...сознание в себе есть абсолютная сущность, сознание уходит обратно в само себя. Для несчастного сознания в себе бытие есть потустороннее его самого....нем как таковом есть его сущность. Его истина есть то, что в умозаключении, где крайние термины выступали абсолютно раздельно, является средним термином, который говорит неизменному сознанию, ...
И. Кант КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА (40)
...следовательно, оно должно быть понятием сущности, которая обладает всем могуществом, всей мудростью и т. д. одним словом, всем совершенством как сущность вседовлеющая.
Г.В.Ф.Гегель ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА (18)
...время – по существу бытие органической сущности для некоторого"иного": предметная сущность в своем для себя бытии. – Это "иное" выступает прежде всего как ее внешняя неорганическая природа.
Г.В.Ф.Гегель ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА (19)
...еще лишь поверхностью, "внутреннее" и сущность которой есть оно само. – Предмет, с которым оно положительно соотносится, есть поэтому некоторое самосознание, он есть в форме вещности, т....самосознание; оно есть простая духовная сущность, которая, приходя в то же время к сознанию, есть реальная субстанция, куда прежние формы возвращаются как в свою основу, так ...
И. Кант КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА (43)
...из друга соответственно идее простой сущности; мы не должны выводить порядок мира и его систематическое единство из высшего мыслящего существа, а должны из идеи премудрой причины ... Таким образом, допуская подобные идеальные сущности, мы, собственно, не расширяем нашего знания за пределы объектов возможного опыта, а только расширяем его эмпирическое единство посредством систематического единства, ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (64)
Сущность цвета Если начать с вопроса о самой сущности цвета, то ему в трактате "О цветах" почти не уделено внимания.
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (68)
Сущность смешения цветов и его результаты 1. Сущность смешения. Все остальные цвета, говорится в трактате "О цветах", обязаны своим происхождением смешению ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (69)
Сущность смешения цветов и его результаты 1. Сущность смешения. Все остальные цвета, говорится в трактате "О цветах", обязаны своим происхождением смешению ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (24)
Чтойность и сущность. Разъяснения по этому поводу дает Met. VII 6. Эта глава прямо начинается с вопроса: "тождественна ли чтойность с данной единичной ...чем либо отличным от своей сущности, и суть бытия признается засущность отдельной вещи. В отношении всего того, о чем говорится в случайной связи, можно бы ...
Г.В.Ф.Гегель ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА (26)
Так как обе сущности заключают в себе момент сознания, то внутри них самих раскрывается различие, что и составляет их движение и свойственную им жизнь.... Правда, эта простая сила позволяет сущности (dem Wesen) развертываться в ее расчленении и сообщать каждой части устойчивость и собственное для себя бытие.
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
...рефлексии; учение о "человеке, его сущности и природе") в ряду: "учение о природе", "учение о социуме", "учение о сознании", "учение о ценностях" и т.д.... "Философия латиноамериканской сущности" ). 3) — В более строгом (и собственном) смысле слова Ф.А. — направление в немецкоязычной философии (отличающееся значительным концептуальным единством), конституировавшее себя ...
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
...рефлексии; учение о "человеке, его сущности и природе") в ряду: "учение о природе", "учение о социуме", "учение о сознании", "учение о ценностях" и т.д.... "Философия латиноамериканской сущности" ). 3) — В более строгом (и собственном) смысле слова Ф.А. — направление в немецкоязычной философии (отличающееся значительным концептуальным единством), конституировавшее себя ...
Г.В.Ф.Гегель ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА (36)
...в некоторую иную для него сущность. Но это вынесение того, что оно должно мыслить необходимым, вне себя самого есть в такой же мере противоречие по форме, ...в качестве себя самого ту сущность, в которой действительное есть в то же время чистое знание и чистый долг. В своей случайности оно само есть для ...
Г.В.Ф.Гегель ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА (16)
...что поистине есть результат и сущность, само выступает теперь для этого сознания, но выступает как предмет, и притом (так как он именно для этого сознания не ... Если неорганическая вещь имеет своей сущностью определенность и в силу этого только вместе с некоторой другой вещью составляет полноту моментов понятия и потому пропадает, вступая в ...
Г.В.Ф.Гегель ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА (34)
Абсолютная сущность поэтому не исчерпывается определением ее как простой сущности мышления, она есть вся действительность, и эта действительность существует только как знание; ...
Г.В.Ф.Гегель ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА (37)
...тем, что единственно составляет его сущность. Его наличное бытие, покинутое этим сознанием, было бы обыкновенной действительностью, и поступок казался бы нам осуществлением его удовольствия и вожделения....есть самость, знающая себя как сущность. Он выражает только это, и это выражение есть истинная действительность действования и значимость поступков. Сознание высказывает свое убеждение; именно в ...
Артур Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (13)
...ответ на этот вопрос составляет сущность теоретического эгоизма, который именно потому и считает все явления, кроме собственного индивида, за фантомы, подобно тому как практический эгоизм поступает ...видах данное нам познание о сущности и деятельности нашего собственного тела мы будем употреблять в качестве ключа к сущности всякого явления в природе.
Ансельм Кентерберийский Об истине. (2)
Об истине сущности вещей (De veritate essentiae rerum) Учитель. Теперь погляди, следует ли, помимо высшей истины, мыслить истину еще в какой либо вещи ... Значит, истина есть в сущности (in essentia) всего существующего, ибо (все существующие вещи) суть то, что они суть в высшей истине. Ученик.
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ВЫСОКАЯ КЛАССИКА (87)
...всего сущего касается или только сущности 19 , или жизни, или же познания. В самом деле, или сущее приобрело от причины только бытие или вместе с бытием ...есть, его возвращение касается [его] сущности; поскольку оно и живет, возвращение касается и жизни; поскольку же и познает, касается и познания.
Владимир Сергеевич Соловьев (111)
...видел духовную, еще не проявленную сущность Русского народа, всемирно историческую задачу России, то новое слово, которое Россия должна сказать миру. Хотя уже 18 веков прошло с ...ибо он глубже других провидел сущностьгрядущего царствия, сильнее и одушевленнее предвозвещал его. Основное преимущество воззрений Достоевского есть именно то, за что его иногда укоряют, отсутствие ...
Карл Густав Юнг. Проблемы души нашего времени (8)
Поэтому мы будем, в сущности, заниматься архаичной, то есть первобытной, психологией. Несмотря на такое ограничение, наша тема все таки выходит за эти рамки, поскольку архаичная ... Душевная функция является здесь, всущности, той же самой. Но исходные посылки иные. Почти ни о чем не говорит нам также и то, что объем его ...
РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
Похожие материалы
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.