- 10.02.2012
- 1760 Просмотров
- Обсудить
ЧАСТНЫЕ БЕСПЛАТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ / ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ
НЕВИННОСТЬ
Таро. 19-й Аркан - Солнце
Перед вами невинность и добродетель, которым мир щедро отдает свое тепло и свет. Весь этот образ напоминание вам, что без этих бесценных качеств ...
Невинность, картина В. Бугро.
Ягнёнок и маленький ребёнок —
символы невинности.
Чехов Антон Павлович (431)
...так чистосердечно, просто расписывал свою невинность, что все собранные против него улики в глазах психолога и физиономиста (каковыми считал себя юный защитник) имели вид бесцеремонных натяжек, ...
ГРЕХОПАДЕНИЕ
(«Адам и Ева в раю»), библейское сказание о первой человеческой паре, повествующее о том, как жена, поддавшись искушению змеи («змея»), ест запретный плод и даёт его отведать мужу, за что люди изгоняются из сада эдемского (в древнерусском языке «сад» передан словом «рай»); в христианстве сюжет истолкован как «Г.», «первородный грех». Это сказание, сохранившееся в каноническом тексте Библии (где оно объединено с рядом других сюжетов), представлено в книге Бытия (глава 2, строфы 4, в, 8-9, 15-17; глава 3, строфы 1-19, 23-24).
Бог Яхве, насадивший в начале времён сад в Эдеме на востоке и поместивший там созданного им человека, чтобы возделывать и охранять его, позволил человеку есть от всякого дерева в саду, кроме древа познания добра и зла, предупредив, что, если запрет будет нарушен, человек умрёт (называется и другое дерево, на чудесных плодах которого лежит запрет, - древо жизни, однако искони речь шла, по-видимому, об одном дереве). Но змей (по-еврейски слово мужского рода), который был «хитрее всех зверей полевых», созданных Яхве, обольщает жену. Он знает правду о том, что от запретного плода люди не умрут, как угрожал Яхве, а станут лишь как «боги, знающие добро и зло». Змей намеренно искажает содержание запрета, спрашивая жену, действительно ли бог не велел есть «ни от какого дерева в саду?». Отвечая ему, жена наивно преувеличивает, утверждая, что запрещено даже коснуться древа познания. Немотивированность поведения змея дала повод впоследствии считать его воплощением «зла» и «искусителем». По агадическим и кораническим легендам змей - это падший ангел, который не хотел подчиниться человеку, завидуя ему; в христианской традиции прочно утвердилось отождествление змея с дьяволом, сатаной, принявшим лишь обличье змея. Агадические рассказы пытаются психологически объяснить поведение персонажей повествования: змей дотронулся до запретного дерева, но остался жить, чем продемонстрировал несостоятельность опасений жены; он толкнул жену так, что она сама коснулась дерева, увидев при этом ангела смерти, но она сказала себе: если я умру, бог создаст другую жену Адаму, поэтому я дам ему тоже отведать от плода - или умрём вместе, или останемся живы (по одному из преданий, змей сожительствовал с женой Адама).
Жена сама ест плод и даёт мужу. После этого у обоих открываются глаза на собственную наготу, и из чувства стыда (впервые появившегося) люди делают себе опоясания из смоковных листьев («фиговый листок»). Бог, который изображается вовсе не всевидящим и всезнающим, а строгим, но справедливым судьёй, прогуливается вечером («во время прохлады дня») по саду. Только из ответов человека он узнаёт, что его заповедь нарушена. Затем следует «наказание по справедливости»: проклятия налагаются на змея, жену, наконец, землю и мужа. Эпилог сказания представлен, по мнению некоторых учёных-библеистов, в двух версиях. Согласно первой версии, люди изгоняются из сада, а у входа ставится привратник-херувим, чтобы не допустить их возвращения (Быт. 3, 23- 24). Согласно второй версии («и сказал бог Яхве: вот человек стал как один из нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простёр он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно... [и поставил]... пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни», 3, 22-24), люди остаются в саду, но чудесный огненный меч охраняет доступ к «древу жизни», чтобы умудрённые знанием добра и зла люди не вкусили также плод (вечной?) жизни и не уподобились бы богу, который ревниво оберегает своё последнее преимущество. Этот эпилог, предполагающий наличие двух запретных плодов, плохо соответствует предшествующему рассказу.
Поздними (или посторонними) вставками надо считать географическое уточнение месторасположения сада (2, 10-14) - на горе, откуда исходят великие реки Месопотамии, что указывает на место возникновения сюжета (ср. шумерский рассказ о «райской стране» - острове блаженных Тильмун). Немотивированным дополнением считают фразу: «И сделал бог Яхве человеку и жене его одежды кожаные, и одел их» (3, 21), этимологическим, поздним пояснением - текст: «И нарёк Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих» (3, 20), где автор толкует, по-видимому, новое (и непонятное) имя собственное «жены» как Ева. Ввиду этой вставки героиня всего рассказа воспринимается как «Ева». Впечатление, что рассказ продолжает предание о сотворении мира и людей, в частности «человека» (Адама), из глины, а жены - от его ребра (см. Адам), создаётся лишь вследствие композиции библейской книги.
В целом повествование носит характер этиологического предания. В проклятиях бога, произнесённых стилизованной, ритмической прозой, содержится объяснение способа передвижения змеев и загадочности их питания («...ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей», 3, 14), очевидно, и неприязни людей к этим пресмыкающимся. С момента произнесения проклятий божественным судьёй всё как бы остаётся неизменным: жена будет обольщать мужа, но останется его рабой и будет рожать ему детей в муках, а человек (Адам) будет смертным и будет в поте лица есть хлеб. Здесь отражается представление автора о тяжёлом труде земледельца, внушается мысль, что земля вообще становится уделом людей в наказание. Тем самым в сказании даётся косвенный ответ на вопросы о причине непонятных, но очень существенных явлений жизни. Исключительным среди аналогичных преданий с такой же этиологией является «исторический» характер библейского сказания. Именно в силу этого оно, во многом не согласующееся с иудаистической концепцией другого источника Библии (рассказа об Адаме), было включено в канон в качестве назидательного эпизода в изложении «всемирной истории» человечества.
Ветхозаветное предание о «человеке» (Адаме) и «жене» (Еве) в раю, вкусивших запретный плод (основной мотив библейского сюжета) было истолковано христианским богословием (ср. Рим. 5, 19) как причина «грехопадения» или т. н. первородного греха. И католическая, и православная традиции сходятся в том, что «первородный грех» исказил «исконную природу» человека, созданного вначале невинным и безгрешным, его «богоподобие»; спасение от его последствий видят в акте крещения, устанавливающем причастность крещёного к Иисусу Христу («новому Адаму»), искупившему своей смертью «первородный грех» («первого Адама»). В христианстве библейское предание, изображающее в качестве «прельстившегося» не «мужа», а «жену», используется для подчёркивания особой «греховности» женщины и обоснования её подчинённого положения (ср. 1 Тим. 2, 11-14).
Богословские концепции, наслоившиеся в течение многих веков на библейском предании, нашли выражение в общественной мысли, в изобразительном искусстве и литературе.
Жизнь Адама и Евы составила содержание апокрифического «Жития» (ошибочно названо также Апокалипсисом Моисея), созданного на основе раннего агадического материала в Иудее во 2-й половине 1 в. до н. э. - 1-й половине 1 в. н. э. и имеющего несколько версий. Христианскими являются эфиопский и арабский переводы, вероятно, непосредственно с еврейского (утраченного) подлинника. Рано появившаяся греческая версия была уже в 4 в. переведена на латинский язык и затем на многие языки Западной Европы. Из средневековых армянских версий, близко примыкающих к эфиопскому и арабскому изводам, большую ценность представляет «Книга об Адаме» епископа Аракела Сюнеци на армянском языке (ок. 1400). Содержание «Жития Адама и Евы» сводится к следующему. Адам и Ева после изгнания из рая каются, дав обет стоять порознь 40 (или 37) дней в реках Тигр и/или Иордан (они и в раю обитали раздельно: Адам - среди животных-самцов, а Ева - среди самок); сатана вновь обольщает Еву и тем самым мешает покаянию; рождение Каина и Авеля, смерть последнего; рождение Сифа (Шет) и других детей; Адаму предсказана смерть, он заболевает; Ева посылает Сифа, их сына, за «маслом жизни», которое течёт из «древа милосердия», растущего в раю, но его достать невозможно, и Адам умирает на 930-м году жизни (70 лет он, по еврейской легенде, «уступил» Давиду). Ангелы молят бога об отпущении греха Адама. Он прощён, ангелы просят дозволения похоронить трупы Адама и Авеля в раю. Через шесть дней после Адама умирает и Ева, успев завещать своим детям высечь на камне житие первых людей. Адаму и Еве дано заверение в том, что грядущий «сын божий» (Иисус Христос) их спасёт.
В соответствии с христианским пониманием, изгнание из рая ознаменовало начало, а распятие Иисуса - окончание пути к спасению человечества. В средние века предание, воспринятое из Библии и из апокрифического «Жития Адама и Евы», подверглось многочисленным переделкам в прозе, эпической поэзии, а также в драматургии. Постепенно в образах Адама и Евы (после их изгнания) выявились крестьянские черты, и сильнее зазвучал мотив их трудолюбия, а также идея исконного равенства людей, начавших жизнь на земле как одно сословие земледельцев. На фоне крестьянских войн и Реформации (16 в.) ещё более обострилась проблематика причин фактического неравенства потомков Адама и Евы и возник вопрос о естественности, т. е. божественности, такого правопорядка. Для ответа привлекался другой, исконно не связанный с Адамом и Евой, сюжет о Каине и Авеле. В этом братоубийстве находили причину последующей междоусобицы, вообще конфликтов между людьми. В целом же «корень зла» стали видеть в дьяволе (в образе змея), как извечном сопернике бога (между тем по Библии змей может быть воспринят и как друг человека, заведомо обездоленного богом-творцом). Трагический конфликт получал «оптимистическое» решение: дьявол будет наказан. Выдающиеся обработки сюжета в 16 в. принадлежали Г. Саксу («Трагедия о сотворении Адама и изгнании его из рая»), И. Штрикеру («Игрище о жалком падении Адама и Евы»), Б. Крюгеру («Действо о начале и конце мира»), Д. Андреини (трагедия «Адам»), Лопе де Вега («Сотворение мира и первая вина человека»), использовавшего также предание о Каине и Авеле и о гибели первого братоубийцы; Й. ван ден Вонделу («Адам в изгнании»), у которого действо обращено на мотивацию злобы «искусителя» (Люцифера), и, наконец, Дж. Мильтону («Потерянный рай»), усилившему заложенную в библейском предании идею о свободе человеческой личности, а следовательно, добровольности греха и потому необходимости ответственности человека за его поступки. Эпос Мильтона лёг в основу либретто оратории И. Гайдна («Сотворение мира»), а затем оперы А. Г. Рубинштейна («Потерянный рай»).
Библейское сказание было по-новому осмыслено в 19 в.: изгнание из рая стало изображаться как поворотный, критический момент в истории человечества на пути его эволюции от животного к высшему состоянию. В драме И. Мадача («Трагедия человека») сатана демонстрирует Адаму будущее рода человеческого, после чего Адам хочет кончить жизнь самоубийством, однако Ева, воплощение материнства, удерживает мужа от такого поступка и прогоняет искусителя-сатану. В начале 20 в. «грехопадение» проблематизируется (драма «Адам» А. Наделя, роман «Адам и Ева» Дж. Эрскина) как богоборческий конфликт между интеллектом (духом) и страстью (чувством) с тенденцией приоритета чувственного начала. Учащаются опыты сатирического изложения сюжета (напр., «Дневник Адама» Марка Твена). Богословские и историко-философские толкования предания пародировали А. Франс (роман «Остров пингвинов»), Б. Шоу (пятичастная драма «Назад к Мафусаилу»). Сюжет об Адаме и Еве в раю входит в качестве составной части во многие произведения о сотворении мира (пьеса И. В. Штока «Божественная комедия» и др.). Библейское предание об Адаме и Еве в раю оставило заметный след в мировом фольклоре (изустные записи сюжета в поэтической, прозаической версиях и разных жанрах учтены в справочниках, в частности О. Дэнгардта).
Широко представлен сюжет в изобразительном искусстве. В средние века изображение обнажённого мужского и женского тела было связано с Адамом и Евой. В качестве плода запретного дерева сперва изображали гранат, позднее - яблоко. Художники подчас следовали установившейся типологии, иногда же сознательно стремились к её преодолению. В «портрете» Евы сказывалось влияние античных образов богинь. Ближе к сюжету примыкают те картины с изображением Евы (без Адама), где живописцы стремились выразить настроение и характер библейского персонажа. В этой связи привлекаются змей и дерево. Подразумевается словесный диалог, но изображается только реакция Евы (позой и мимикой). Змей иногда приобретает мужские признаки (иногда имеет лицо мужчины-искусителя). В зависимости от понимания сюжета Ева изображается «небесной» или «земной», т. е. доступной или недоступной искушению, часто (в соответствии с текстом предания) более активной: стоящей с распростёртой рукой, улыбающейся, тогда как лицо пассивно сидящего Адама оставалось безмятежным. В 18 в. Ева обычно наделялась кокетливой позой и изображалась воплощением любви. К концу 19 в. учащаются картины, на которых Адама приближали к Еве: они обнимаются, находясь в состоянии порыва доселе неизведанных ими страстей. На некоторых картинах Ева наделена «змеиными» чертами, она стоит рядом со змеем, обвивающим древо познания, и оба как бы воплощают один образ дьявола. Частый сюжет - «изгнание из рая»: людская пара спускается на неуютную землю.
Лит.: Eissfeldt О., Einleltung in das Alte Testament, Tübingen, 1964; Gunkel Н., Die Urgeschichte und die Patriarchen, Gött., 1911; Miksch G., Der Adam und Evastoff in der deutschen Literatur, W., 1964; Röhricht L., Adam und Eva, Stuttg., 1968; Schwarz P., Die neue Eva, Göppingen. 1973; Hatz М., Frauengestalten des Alten Testaments, Hdlb., 1972; Dahnhardt A. O., Natursagen, Bd 1-4, Lpz. - В., 1907-12.
(Источник: «Мифы народов мира».)
Синонимы: грех, падение, потеря девственности, потеря невинности, потеря целомудрия, прегрешение, проступок, согрешение, утеря девственности, утеря невинности, утеря целомудрия
Адам
невинности, способности к познанию Бога, главенстве над низшими тварями и тройственности ума, сердца и воли. Христианская традиция считает полным воплощением Божественного ...
Шекспир. Лукреция (10)
Совместны ли невинность и вина? Возможно ль честь спасти от оскверненья? И есть ли вообще теперь спасенье? Брось яд в ручей он будет ...
Мудрость. ГиперИнфо (12)
Цицерон Небо всегда покровительствует невинности! Бомарше П. Мечтам и годам нет возврата. Пушкин А. С. Я не верю в коллективную мудрость невежественных индивидуумов. Карлейль Т.
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия
ГРЕХОПАДЕНИЕ
ГРЕХОПАДЕНИЕ, в христианском вероучении, «первородный» грех прародителей, Адама и Евы, решающим образом повлиявший на судьбу и состояние человечества. В Книге Бытия, после рассказа о сотворении Адама и Евы, говорится о том, что Бог не только создал их самыми совершенными из живых существ, но и наделил их особыми дарами и поселил их в саду Эдема, где они могли вести счастливую жизнь, не омраченную страхом или страданиями. Их невинность – плод их общения с Богом – была знаком их нравственного совершенства: «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились».
Грехопадение произошло следующим образом. Бог дал им особую заповедь, воспрещающую вкушать плоды от дерева познания добра и зла (Быт 2:17), назначив наказанием за нарушение этой заповеди смерть: «ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». Однако змей, посулив Еве, что в тот день, в который они вкусят плодов этого древа, их глаза откроются и они будут «как боги, знающие добро и зло», убедил Еву нарушить заповедь, а Ева предложила Адаму разделить с ней эту трапезу (Быт 3:1-6). Бог же, сказав: «вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от древа жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно» (Быт 3:14-24), изгнал Адама и Еву из рая и обрек их жить до смерти в трудах и страданиях, змея же проклял.
Обстоятельства и детали грехопадения, о котором рассказывает Книга Бытия, по-разному истолковывались библейскими экзегетами. Большинство из них не видело никаких затруднений в буквальном понимании этого рассказа, однако явное присутствие в нем антропоморфных мотивов побудило Филона Александрийского в 1 в., христианских писателей-александрийцев 3 в. (Климент, Ориген), кардинала Каетана в 16 в. и многих других прибегнуть к аллегорическим толкованиям. В 20 в. проблема интерпретации грехопадения еще более усложнилась в результате развития библейской критики, ставящей вопрос о связи Книги Бытия с древними ближневосточными мифами. Все больше исследователей усматривает в библейском рассказе о грехопадении отголоски фольклорных традиций. Католические экзегеты, отстаивая достоверность рассказа о грехопадении, не требуют безоговорочного принятия всех деталей, сопровождающих этот рассказ. Либеральные экзегеты, как и многие протестантские теологи, рассматривают его как миф, не подлежащий исторической интерпретации.
Литература
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1–3. М., 1993–1995
Александр Сергеевич Пушкин. ПОЛТАВА (14)
Святой невинности губитель! Узнал ли ты сию обитель, Сей дом, веселый прежде дом, Где ты, вином разгоряченный, Семьей счастливой окруженный, Шутил, бывало, ...
Шекспир. Все хорошо, что хорошо кончается (16)
...девушки в ее репутации, а невинность дороже всякого наследства. Вдова Я рассказала соседке, как тебя преследовал один его приятель, некто Пароль! Мариана Знаю я этого мошенника!
Шекспир. Генрих VIII (4)
Бекингем Доказывать напрасно Свою невинность буду. Черной краской Они замажут белизну мою. Да будет воля божья! Повинуюсь. Прощаюсь с вами я, лорд Эбергенни.
Сила и Мудрость Слова (16)
Несправедливый мужчина самое невинность умудрится превратить в обманщицу. Я тороплюсь смеяться, потому что боюсь, как бы мне не пришлось заплакать.
Некрасов Николай Алексеевич. (35)
...И нетронутый на небо Огнь невинности несла. И блистателен и пышен Был венец ее двойной, Лет торжественный, чуть слышен, Сыпал искры за собой, На недвижный и ...
Шекспир. Много шума из ничего (36)
Смерть, невинности покров, Вечной славой озаряет Память девы молодой. Так убитую позором Смерть являет нашим взорам И невинной, и святой.
Луций Анней Сенека (154)
...хотела, что для нас, В невинности отраду находящих, Особенно бывает ненавистна. И разумом Киприду одолеть Пыталася царица, но в ловушку Кормилицы попалась.
Джордж Гордон Байрон (276)
Чистотою Невинности их взоры не блестят Румянцем страсти лица их горят. То Литтль, Катулл {41} наш. В звуках лиры томной Передает он ...
Н.М.Карамзин (46)
Испытание невинности посредством раскаленного железа дозволяется только в случае обоюдного на то согласия; принуждения нет. Поединки не должны быть терпимы; но всякое ...
Фридрих Ницше. По ту сторону добра и зла (4)
...и внушающее глубокое уважение в невинности мыслителей, позволяющей им еще и нынче обращаться к сознанию с просьбой, чтобы оно давало им честные ответы: например, "реально" ли ...
Шекспир. Перикл (17)
Ее нужно как нибудь лишить невинности или просто выпроводить отсюда. Вместо того чтобы вести себя с гостями как подобает в нашей профессии, она мне устраивает всякие ...
Фридрих Ницше. К генеалогии морали (6)
...не только опротивели радость и невинность зверя, но и сама жизнь утратила вкус, так что временами он стоит перед самим собой с зажатым носом и, хмурясь, ...
Чехов Антон Павлович (262)
...женского чулка, или Ай да невинность! Ц. 1 р. 50 к. Способ совращать, обольщать, портить, разжигать и проч. Настольная книга для молодых людей. Цена 6 р.
Михаил Юрьевич Лермонтов. (4)
...я в былые годы, В невинности души моей, И бури шумные природы И бури тайные страстей. Но красоты их безобразной Я скоро таинство постиг, И мне ...
Фридрих Ницше. Злая мудрость. Афоризмы и изречения (5)
Такова /невинность/ этих добровольных признаний, в противоположность всем литературным произведениям. 194 Если бы богине Музыке вздумалось говорить не тонами, а словами, то ...
Н.М.Карамзин (235)
...или блестящую красоту Ольги, ее невинность в сельском уединении, ее славу на троне. НЕСТОР Монах Киевского Печерского монастыря, родился в 1056, умер около 1120 года.
Логос (25)
...называется в уголовном судопроизводстве доказательство невинности, проистекающее из обстоятельства, что обвиняемый во время совершения преступления находился не на месте оного, но «где нибудь в другом месте».
Денис Васильевич Давыдов (4)
...на зданье горделиво, Темницу адскую невинности младой; И над строптивою преступника главой Перуны ярые со треском разразятся! Тот, кто осмелится бесчувственно касаться До юных прелестей красавицы ...
Уильям Шекспир. Гамлет (27)
...Которое пятнает лик стыда, Зовет невинность лгуньей, на челе Святой любви сменяет розу язвой; Преображает брачные обеты В посулы игрока; такое дело, Которое из плоти договоров ...
Шекспир. Два веронца (3)
Джулия Клянусь моей невинностью, ты сводня! Как! Принимать любовные записки И соблазнять неопытность мою! Поистине достойное занятье, Но, видимо, тебе оно подходит.
Шекспир. Отелло (45)
Ты умертвил сладчайшую невинность На свете. Отелло (вставая) О, она была развратна! Я не узнал вас, дядя. Да, вот ваша Племянница, вот этими руками ...
Велимир Хлебников (10)
...я, своей называл Ту, чья невинность в сказку вошла, Ту, что о мне лишь цвела и жила И счастью нас отдала [...
Плутарх из Херонеи (105)
...несправедливом, и отнюдь не хвалят невинности, кичащейся неведением зла, но считают ее признаком незнания того, что обязан знать всякий человек, желающий жить достойно.
Фридрих Ницше. Дзенские стихи (1)
Где, где невинность всех обманов этих? .............................................................. Всё я добрым зову: листву и травы, счастье, удачу и дождь вдобавок. 39.
Уильям Батлер Йейтс (20)
...Прибой окрашен кровью и повсюду Невинности утоплен ритуал; Добро лишилось веры, зло же силы Наполнилось и страсти убежденья. Все ближе, ближе светопреставленье; Уже грядет Пришествие Второе.
Шекспир. Генрих VIII (32)
Кранмер Господь и вы Невинности погибнуть не дозволят, Иначе мне не миновать ловушки. Король Генрих Не бойтесь! Мы им ходу не дадим. Тревожиться не надо.
Чехов Антон Павлович (238)
Сколько прелести, правды, невинности, веселости, детской наивности светилось в этих голубых глазах! Я любовался ее белокурыми косами и маленькими следами, которые оставляли на песке ...
Шекспир. Перикл (16)
Свою невинность гордо сохраню я. Диана! Помоги, тебя молю я! Сводня Что нам за дело до Дианы? Иди ка за мной, слышишь?
Лев Николаевич Толстой. Война и мир. Том 4 (5)
...мелкие круглые морщинки, имело выражение невинности и юности; голос у него был приятный и певучий. Но главная особенность его речи состояла в непосредственности и спорости.
Фауст. Гете ( Иоганн Вольфганг Гете ) (28)
Фауст О, зачем невинность, простота Не знает, как она бесценна и свята! Смиренье, скромность чувств невинная, святая Вот самый лучший дар для нас.
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия
ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ
ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ, согласно христианскому вероучению, состояние всего человеческого рода, приобретенное им в результате грехопадения Адама. Учение о прирожденной греховности, унаследованной всеми людьми от Адама, основано на рассказе о грехопадении в Книге Бытия, ряде других текстов Ветхого Завета (например, Сир 2:24) и на интерпретации этих текстов в посланиях апостола Павла (особенно Рим 5:12-21). Желая показать универсальность и действенность искупления, осуществленного Христом в отношении всего человечества, Павел проводит прямую параллель между «ветхим» Адамом, как родоначальником и главой грешного человечества, и Христом, безгрешным «вторым» Адамом и главою искупленного человечества. Первый Адам положил начало царству греха и смерти («одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили»), а второй Адам – царству благодати и жизни.
Учение о первородном грехе подробно разрабатывал Августин в противовес Пелагию, который учил о том, что люди обладают свободой воли, позволяющей им подчиниться заповедям Божьим, и что они могут достичь совершенства своими собственными усилиями. Августин отстаивал мысль о том, что люди предрасположены ко греху и что все они рождены во грехе, поскольку восприняли по наследству греховность Адама.
С возникновением протестантизма учение о первородном грехе получило новое развитие. Лютер определял его как «внутреннее, самое сокрушительное и самое глубокое, непостижимое и неизъяснимое повреждение человеческой природы в целом и во всех ее проявлениях». Римско-католическая церковь на Тридентском соборе (1545–1563) отвергла этот взгляд как преувеличение, подтвердив, вместе с тем, традиционное учение о том, что Адам, «осквернив себя грехом неповиновения, передал всему человеческому роду не только телесные скорби и смерть, но и самый грех, который есть смерть души».
Начиная с эпохи Реформации многие протестантские теологи, вследствие трудностей, связанных с интерпретацией грехопадения как исторического события, и вследствие непроясненности момента личной виновности и ответственности в ситуации наследственного греха, пришли либо к полному отрицанию первородного греха, либо к более или менее радикальному пересмотру традиционного учения о первородном грехе.
Литература
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1–3. М., 1993–1995
Гаврила Романович Державин (13)
...меня он зрит,— В самой невинности всех страстней. Соломон Она мила,— тенистый верх И кедр на брачный одр к нам клонит.
Михаил Зощенко (1)
...это очень обидятся (этакая, скажут, невинность сохранилась после трех революций). Но это так. И это незнание для меня радость все таки.
Уильям Вордсворт (22)
...гуляя здесь, но святости полна; Невинностью своей живешь в блаженстве рая, Ты в горний храм всегда летишь душой, И Бог, незрим для нас, беседует с тобой.
Джордж Гордон Байрон (77)
...Амфибии, в которых, говорят, Соседствуют невинность и разврат. 63 Кокетка долго нам не говорит Ни "да", ни "нет" и все мы ждем уныло, Когда же бриз ...
Александр Сергеевич Пушкин. (577)
...от которой вздыхает и волнуется невинность. Оно всегда подавляло разнеживающую грусть, Возникающую бессознательно, очаровательные тревоги И темные желания, все те смутные волнения, Этих естественных пособников любви.
Шекспир. Сон в летнюю ночь (15)
Невинность детства, дружба школьных дней? Бывало, мы, как два искусных бога, Творили иглами один цветок, Усевшись рядом на одной подушке, Одну ...
Н.М.Карамзин (218)
...взоре дев священных, В чертах невинности младой И старцев, жизнью утружденных, Идущих в вечность на покой; Кто любит всё свое творенье, И с чувством жизни наслажденье ...
Н.М.Карамзин (222)
...прожить, Святость брачного обета И невинность сохранить. Добродетель утешает, Страсть к раскаянью ведет. Пусть любовник нас пленяет Счастье лишь супруг дает. Горожанка Ах!
Блок Александр Александрович. (36)
Пускай невинность из угла Протяжно молит о пощаде! Там, на скале, веселый царь Взмахнул зловонное кадило, И ризой городская гарь Фонарь манящий ...
Н. А. Некрасов Т. 2 (45)
Не воротится невинность, Как глубоко ни грусти, Лишь нарушишь пира чинность И заставишь нас уйти! Ушел Эфруси, важный грек, Кивнув собранью величаво...
Отто Вайнингер. Пол и Характер. ЕВРЕЙСТВО. 33
Они хотят непременно доказать его невинность и сильно надеются, что им это удастся. Но ни в коем случае не следует думать, что их интересует этот человек, ...
Шекспир. Много шума из ничего (24)
...на ее лице Не стыд невинности, а стыд греха. Леонато Граф, что хотите вы сказать? Клавдио Что я Моей души не оскверню союзом С отъявленной...
Роберт Грейвс. ЗОЛОТОЕ РУНО (191)
...Арета была на вид сама невинность, но ее придворные дамы с трудом подавляли радость, особенно когда Арас поддел Ясона, спросив: — Ну, хитроумный грек, что ты думаешь ...
Шекспир. Генрих VIII (14)
Анна Буллен Клянусь своей невинностью и верой, Я не желала б королевой быть. Пожилая леди Я девственность за это отдала бы.
Шекспир. Феникс и голубка
...Брак, бездетный столько лет, То невинности обет. Если верность иль увы! Красоту найдете вы То обман, они мертвы. Ты, кто верен и любим, Помолись на благо ...
Психология (5)\Психология (3)\Психология (2)\Психология (1)\Психология (4)
Психология (6)\Психология (7)\Психология (8)\Психология (9)\Психология (10)
МИФОЛОГИЯ
СИЛА И МУДРОСТЬ СЛОВА
ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОЛОГИЯ | РИТОРИКА
ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ
РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
Похожие материалы
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.